введение новых правил по охране труда обязательное внеплановое обучение
Письмо Роструда от 20.01.2021 N 87-ТЗ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
от 20 января 2021 г. N 87-ТЗ
В связи с вступлением в силу 1 января 2021 года новых правил по охране труда Федеральная служба по труду и занятости сообщает следующее.
Пунктами 2.1.6 и 3.3 Порядка предусмотрено, что при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, работодатель обязан провести внеплановый инструктаж и внеочередную проверку знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду 01.01.2021, а не 01.01.2020.
Учитывая изложенное, с вступлением в силу ряда правил по охране труда работодатель обязан с 1 января 2020 года провести внеплановый инструктаж и внеочередную проверку знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки.
При этом, не прохождение работниками в установленном порядке обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда является безусловным основанием к отстранению от работы таких работников (ст. 76 ТК РФ).
При установлении в ходе проведения надзорно-контрольных мероприятий фактов неисполнения работодателем требований ст. 76 ТК РФ, п. п. 2.1.6 и 3.3 Порядка и при наличии достаточных оснований следует принимать предусмотренные законодательством меры реагирования:
— выдача работодателю предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием конкретных сроков их устранения;
— выдача работодателю предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
— принятие мер к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц.
Вместе с тем, учитывая объем вступивших в силу правил по охране труда, специфику деятельности работодателя, количество работников и время, необходимое работодателю для организации исполнения требований п. п. 2.1.6 и 3.3 Порядка, при выдаче обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений следует устанавливать разумный и достаточный срок, а при определении вида и размера административного наказания учитывать все обстоятельства допущенных нарушений.
Если будет установлено, что действие или бездействие, формально содержащее признаки состава административного правонарушения, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, то может быть рассмотрен вопрос о замене административного наказания в виде административного штрафа предупреждением (ст. 3.4 КоАП РФ) или о малозначительности совершенного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ).
Помимо этого, в случаях, когда исполнение работодателем обязанности по проведению внепланового инструктажа и внеочередной проверки знаний требований охраны труда работников организаций фактически не возможно (например, проведение мероприятий по закупке в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»), а также при обстоятельствах, зависящих от третьих лиц, независимых от работодателя и не подчиненных ему (например, организации, оказывающие услуги по охране труда), следует рассматривать вопрос о наличии в действиях (бездействии) работодателя вины как признака субъективной стороны состава административного правонарушения.
При отсутствии состава административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Также направляем позицию Минтруда России по вопросу проведения внеочередной проверки знаний требований охраны труда работников (письмо Минтруда России от 14.01.2021 N 15-2/10/В-167 прилагается).
Что нужно знать ответственному за охрану труда в 2021 году
1 января 2021 года вступили в силу изменения, которые кардинальным образом повлияли на работу службы охраны труда и лиц, ответственных за охрану труда.
Что изменилось в проверках ГИТ в 2021 году
Пандемия внесла свои коррективы в процесс проведения проверок со стороны инспекции, повлияла на сам ход их проведения и те организации, которые должны быть проверены в текущем году.
Каждый работодатель может самостоятельно проконтролировать, правомерно ли инспекция по труду включила его организацию в план проведения проверок и придет ли она в этом году с проверкой. Если компании там быть не должно, она может потребовать исключить себя из плана.
С 2018 года проверки ГИТ осуществляются по новому порядку. Действует риск-ориентированный подход, согласно которому периодичность проведения проверок зависит от категории риска или класса опасности, присвоенному бизнесу:
Знать класс опасности организации очень важно, поскольку от этого зависит, насколько часто с плановой проверкой будет посещать организацию ГИТ.
Узнать категорию можно на сайте Роструда, в разделе «Работодателю», где есть два списка:
Если компания находит себя в одном из списков, то у нее класс опасности 1, 2 и 3. Следовательно, периодичность проведения проверок в плановом режиме будет для нее 1 раз в год, 2 раза в год и 3 раза в год соответственно.
Если компания не находит себя в этом списке, то можно обратиться в территориальную инспекцию по труду с заявлением (составляется в свободной форме). Ответ о присвоенной категории риска придет в течение 15 рабочих дней. Получив его, компания увидит те показатели, по которым ей присвоена категория. Если выяснится, что категория риска завышена, то логично подать заявление о снижении.
Ежегодно в конце года Роструд публикует план проведения проверок, где каждый работодатель может проверить, ждет ли его визит инспектора.
Изменения, вызванные пандемией
Постановлением Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969 был введен мораторий на проверки до 31 декабря 2021 года. Это значит, что большинство организаций, даже если они попали в план проведения проверок, в текущем году проверку смогут избежать. Но есть и исключения.
Кого точно не проверят в 2021 году
Кого будут проверять в 2021 году
Проведут проверки либо с выездом, либо в дистанционном формате (такой формат предусмотрен в связи с пандемией) в отношении тех компаний и ИП, чья деятельность или используемые производственные объекты отнесены:
Ожидать плановую проверку стоит тем компаниям и ИП, которые находятся под постоянным государственным контролем.
Внеплановые проверки в 2021 году
Помимо плановой проверка может быть и внеплановой. Есть ряд оснований, по которым может быть запущена такая проверка. Одно из распространенных оснований — если в инспекцию по труду или в прокуратуру от работника поступает жалоба на нарушение условий труда.
Внеплановые проверки проводятся, когда:
Изменения и действия ответственных за охрану труда в 2021 году
Ответственным за охрану труда следует ознакомиться с различными новшествами, так как многие изменения, вступившие в силу, подразумевают серьезные штрафы в случае неисполнения.
1. Контролируйте сроки хранения документов
С 26 октября 2020 года, со вступлением в силу Федерального закона от 15.10.2020 № 341-ФЗ, действует изменение, которое касается увеличения штрафов за нарушение правил хранения документов по охране труда.
Ранее штрафы по этим основаниям были незначительными. Организации вообще не привлекали к ответственности, а на должностное лицо могли наложить штраф в размере до 500 руб. С 26 октября 2020 года штрафы увеличились многократно. При этом санкциям подвергается как должностное лицо, так и организация.
За нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов должностное лицо теперь наказывают на сумму до 5 000 руб., а организацию — на сумму до 10 000 руб.
2. Не забывайте об инструктаже по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям
Есть правило, которое касается каждого работодателя, независимо от организационно-правовой формы и количества трудоустроенных сотрудников.
С 1 января 2021 года введена обязанность проводить инструктаж по гражданской обороне (ГО) и чрезвычайным ситуациям (ЧС). Работодатель должен ознакомить сотрудников с тем, как защититься в случае наступления ЧС. С каждым сотрудником нужно провести инструктажи по ГО и далее систематически их проводить в течение трудовой деятельности.
Периодичность такого инструктажа регламентирована Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 № 1485. Согласно этому документу, теперь не реже 1 раза в год в процессе трудовой деятельности, а при приеме на работу — в течение первого месяца работы сотрудника, работодатель должен организовать инструктаж по ГО.
Невыполнение требования грозит штрафными санкциями при проведении проверки со стороны МЧС.
Чтобы не попасть под санкции, нужно сделать следующее:
1. Разработать программу инструктажа по ГО и утвердить ее в организации.
2. Утвердить журнал учета проведения инструктажа по ГО. В нем указывается дата проведения инструктажа и ставят подписи сотрудник, который его прошел, и тот, кто его провел.
С примерной программой инструктажа и формой журнала учета его проведения можно ознакомиться в Письме МЧС РФ от 27.10.2020 № ИВ-11-85.
3. Ознакомьтесь с новым порядком медосмотров
С 1 апреля 2021 года действует новый порядок проведения медосмотров. Документ утвержден Приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н. Он внес существенные изменения не только в сам порядок проведения медосмотров, но и в перечень факторов и работ, при выполнении которых они проводятся.
4. Обратите внимание на новую форму контроля — инспекционный визит
С 1 июля 2021 года вступит в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ, он утверждает новые правила проверок, в том числе со стороны инспекции по труду. Вводится такая форма контроля, как инспекционный визит.
Инспекционный визит — это возможность инспектора посетить компанию и ее территорию в любое время ее работы. То есть бизнес должен быть готов к тому, что с 1 июля 2021 года без предупреждения в офис или на другую его территорию может прийти инспектор.
Введение новой формы контроля связано с изменением показателей эффективности для инспекторов. Теперь они ориентируются не на количество проверок и выявленных нарушений, а на количество устраненных рисков.
5. Следите за вступлением в силу проекта Минтранса от 05.11.2020
Проект содержит изменения для организаций, эксплуатирующих транспорт. А именно регламентирует вопросы организации и проведения предрейсового и предсменного контроля технического состояния транспорта. Порядок касается и организаций, и ИП, которые используют автобусы и грузовые автомобили для перевозки пассажиров или грузов по коммерческому договору.
6. Актуализируйте документы по охране труда
С 1 января 2021 года отменено более 100 нормативных документов, которые ранее регламентировали мероприятия по охране труда. В том числе с 1 января Постановлением Правительства от 08.10.2020 № 1631 отменено действие 111 СанПиН в рамках «регуляторной гильотины».
Например, отменен СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 («Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»), то есть требования к использованию компьютеров. Согласно этому СанПиН работодатель был обязан оборудовать рабочее место сотрудника, пользующегося компьютером, подставкой для ног, а также предоставить ему эргономичный рабочий стол и стул.
В связи с отменой документов в инструкции по охране труда для офисного персонала нужно внести соответствующие изменения. Чтобы не оказалось, что в инструкции остались требования недействующего нормативного документа, следует их пересмотреть.
Убедитесь с том, что все документы актуализированы и в них не содержатся отсылки к источникам, утратившим силу.
7. Проведите внеочередную проверку знаний по охране труда
Эта необходимость связана с тем, что 1 января 2021 года вступили в силу 38 новых приказов Минтруда, которые вводят правила по охране труда. В связи с этим у работодателей возникла обязанность срочно провести внеочередную проверку знаний в том случае, если у них есть работники, относящиеся к определенной специфике деятельности.
Например, если деятельность компании связана с работой на высоте, погрузочно-разгрузочными работами и т.д., то есть ее непосредственно касаются новые правила, которые вступили в силу с 1 января 2021 года, то в отношении сотрудников, занимающихся такими работами, нужно провести внеочередную проверку знаний. Обязанность не стоит игнорировать, так как это прямое требование закона — оно содержится в новом порядке обучения (Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 29).
Если компания не проведет внеочередную проверку знаний, то она рискует быть оштрафованной — за каждого необученного сотрудника на сумму до 130 000 руб. (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ).
8. Обратите внимание на новый проект профстандарта
С 1 сентября 2021 года начнет действовать новый проект профстандарта, который вводит новые должности в сфере охраны труда: младший специалист по охране труда, специалист по охране труда, ведущий специалист по охране труда (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2021 N 274н).
Также появятся новые экспертные должности: эксперт по условиям труда, консультант по условиям и охране труда и управлению профессиональными рисками, инструктор по условиям и охране труда.
Согласно ст. 217 ТК РФ, специалист по охране труда должен иметь «соответствующую подготовку или опыт работы в этой области». Чтобы соответствовать профстандартам, нужно пройти курсы профпереподготовки.
Профстандарт «Специалист в области охраны труда» утвержден Приказом Минтруда РФ от 4.08.2014 № 524н. Он обязателен для применения в части требований к квалификации специалистов.
Текст подготовлен по материалам Контур.Конференции, на основе выступления Натальи Герасименко, руководителя направления «Охрана труда» Образовательного центра Контура
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
О внеплановом инструктаже и внеочередной проверке знаний требований охраны труда
В связи с вступлением в силу 1 января 2021 года новых правил по охране труда работодатель обязан провести внеплановый инструктаж и внеочередную проверку знаний требований охраны труда работников.
Данное требование должно быть выполнено независимо от срока проведения предыдущей проверки.
При этом, не прохождение работниками в установленном порядке обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда является безусловным основанием к отстранению от работы таких работников.
За допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
При установлении в ходе проведения надзорно-контрольных мероприятий фактов неисполнения работодателем установленных требований и при наличии достаточных оснований будут приниматься предусмотренные законодательством меры реагирования.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
ПИСЬМО
от 20 января 2021 г. N 87-ТЗ
В связи с вступлением в силу 1 января 2021 года новых правил по охране труда Федеральная служба по труду и занятости сообщает следующее.
Пунктами 2.1.6 и 3.3 Порядка предусмотрено, что при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, работодатель обязан провести внеплановый инструктаж и внеочередную проверку знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки.
Учитывая изложенное, с вступлением в силу ряда правил по охране труда работодатель обязан с 1 января 2020 года провести внеплановый инструктаж и внеочередную проверку знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки.
При этом, не прохождение работниками в установленном порядке обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда является безусловным основанием к отстранению от работы таких работников (ст. 76 ТК РФ).
При установлении в ходе проведения надзорно-контрольных мероприятий фактов неисполнения работодателем требований ст. 76 ТК РФ, п. п. 2.1.6 и 3.3 Порядка и при наличии достаточных оснований следует принимать предусмотренные законодательством меры реагирования:
Вместе с тем, учитывая объем вступивших в силу правил по охране труда, специфику деятельности работодателя, количество работников и время, необходимое работодателю для организации исполнения требований п. п. 2.1.6 и 3.3 Порядка, при выдаче обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений следует устанавливать разумный и достаточный срок, а при определении вида и размера административного наказания учитывать все обстоятельства допущенных нарушений.
Если будет установлено, что действие или бездействие, формально содержащее признаки состава административного правонарушения, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, то может быть рассмотрен вопрос о замене административного наказания в виде административного штрафа предупреждением (ст. 3.4 КоАП РФ) или о малозначительности совершенного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ).
Помимо этого, в случаях, когда исполнение работодателем обязанности по проведению внепланового инструктажа и внеочередной проверки знаний требований охраны труда работников организаций фактически не возможно (например, проведение мероприятий по закупке в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»), а также при обстоятельствах, зависящих от третьих лиц, независимых от работодателя и не подчиненных ему (например, организации, оказывающие услуги по охране труда), следует рассматривать вопрос о наличии в действиях (бездействии) работодателя вины как признака субъективной стороны состава административного правонарушения.
При отсутствии состава административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Также направляем позицию Минтруда России по вопросу проведения внеочередной проверки знаний требований охраны труда работников (письмо Минтруда России от 14.01.2021 N 15-2/10/В-167 прилагается).
Минтруда России от 14.01.2021 N 15-2/10/В-167
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 14 января 2021 г. N 15-2/10/В-167
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 г. новых правил по охране труда, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда при осуществлении трудовой деятельности по видам экономической деятельности и видам выполняемых работ, разработанных в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины», разъясняет следующее.
При этом внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится в том числе и при введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда. В данном случае осуществляется проверка знаний только этих законодательных и нормативных правовых актов (пункт 3.3 Порядка).
Учитывая изложенное, а также в связи с поступающими обращениями, с целью исключения противоречий при правоприменении норм информируем о том, что вследствие вступления в силу новых правил по охране труда работодателями должна быть организована внеочередная проверка знаний по охране труда работников в объеме тех новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников. При этом в силу пункта 2.2.3 Порядка форма, порядок (включая сроки проведения) и продолжительность проверки знания требований охраны труда работников устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ.
С учетом изложенного работодатель вправе организовать проведение внеочередной проверки знания новых правил по охране труда в своей комиссии, созданной в соответствии с Порядком.
При этом, по мнению Минтруда России, члены комиссии работодателя в связи с выходом новых правил по охране труда должны пройти обучение в организациях, осуществляющих функции по проведению обучения работодателей и работников вопросам охраны труда.
Одновременно информируем о том, что результаты внеочередной проверки знаний оформляются протоколом (в том числе обучение работам на высоте, работам в ограниченных и замкнутых пространствах и другие), как и результаты любой проверки знаний на основании пункта 3.6 Порядка обучения. При этом согласно форме протокола указывается тип проверки знаний «внеочередная».
Дополнительно разъясняем, что на основании пункта 3.8 Порядка обучения правая сторона удостоверения «Сведения о повторных проверках знаний требований охраны труда» предусмотрена для внесения сведений в случае, если работник не прошел проверку знаний при приеме на работу или очередном обучении. На практике при неуспешной проверке знаний удостоверение не оформляется. В связи с вышеизложенным рекомендуем сведения о внеочередной проверке знаний вносить в раздел удостоверения «Сведения о повторных проверках знаний требований охраны труда». При этом имеющиеся удостоверения о прохождении работниками обучения по охране труда, обучения безопасным методам и приемам выполнения работ (в том числе обучение работам на высоте, работам в ограниченных и замкнутых пространствах и другие), выданные до вступления в силу новых правил по охране труда, признаются действительными до окончания их срока действия при наличии отметки о внеочередной проверке знаний.
Работников нужно переобучить по новым правилам охраны труда
poznyakov / Depositphotos.com |
В рамках проводимой Правительством РФ «регуляторной гильотины» Минтруд России только за декабрь 2020 года переутвердил почти три десятка правил по охране труда. Теперь же чиновники напомнили и о связанных с этим обязанностях работодателей (
Согласно п. 3.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится при введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда. При этом осуществляется проверка знаний только этих законодательных и нормативных правовых актов.
В связи с этим специалисты Минтруда России заключили, что вследствие вступления в силу новых правил по охране труда работодателями должна быть организована внеочередная проверка знаний по охране труда работников в объеме тех новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Работодатель вправе организовать проведение внеочередной проверки знания новых правил по охране труда в своей комиссии. Однако сами члены такой комиссии должны пройти обучение в связи с выходом новых правил по охране труда в организациях, осуществляющих функции по проведению обучения работодателей и работников вопросам охраны труда.
Упомянута в письме и еще одна обязанность работодателей: на основании ст. 212 Трудового кодекса в связи с вступлением в силу новых правил по охране труда должна быть организована работа по актуализации комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности, в том числе инструкций по охране труда, программ обучения по охране труда работников, информационных материалов, использующихся в целях информирования работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья в объеме тех новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников.