выдвигает на первый план воспитание ума интеллекта развитие познавательной сферы
Теории соотношения обучения, воспитания и развития ребенка- дошкольника.
На этой базе было обосновано положение о ведущей роли обучения в развитии, выявлены психологопедагогические условия развивающего обучения (Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин,
В. В. Давыдов.____________________ замещения, моделирования,
экспериментирования (А. А. Агаева,
О. М. Дьяченко, А. З. Зак,
З. А. Михайлова, Н. Н. Поддьяков и
Педагогические теории должны учитывать пути развития детей. Акселерация (искусственное ускорение развития) зачастую принимает форму симплификации, т.е. чрезмерного упрощения и обеднения (А. В. Запорожец), когда развитие ребенка отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений.
Оптимальным вариантом А. В. Запорожец считал амплификацию детского развития, т.е. его обогащение за счет максимально полного проживания возраста. Подлинными источниками развития должны стать специфические виды детской деятельности (игра, общение со взрослыми и сверстниками, изобразительная и конструктивная деятельность, детский труд и др.). Именно в них формируются такие базовые качества личности, как творческая активность, инициативность, компетентность, ответственность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим. При этом знания, умения, навыки рассматриваются не как самоцель, а как средство полноценного развития личности ребенка. В общении и деятельности взрослый встает на позицию сотрудничества, партнерства.
Теории развития личности.
|
появляется все больше исследований, в которых доказывается решающее влияние взаимной привязанности ребенка и матери на самые разные аспекты жизни ребенка: успешность адаптации к социальной среде, отношение к сверстникам и т.д. | |
БИХЕВИОРИСТСКАЯ ТЕОРИЯ (Дж. Уотсон, А. Бандура, Б. Скиннер и др.) | Рассматривает развитие личности через научение ее способам поведения. Научение через подражание является главным способом приобретения новых форм поведения. Слабая сторона этой теории состоит в переоценке сознания человека, его воли и собственной активности. |
ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ (К. Роджерс, А. Маслоу, Ш. Бюлер) | Предполагают личностный рост, саморазвитие, самоактивизацию, самореализацию. Сюда можно отнести личностно-ориентированную педагогику, «воспитание в духе мира» и др. |
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев) | Предполагает развитие личности в деятельности и благодаря ей. |
Дата добавления: 2016-03-04 ; просмотров: 2175 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Теории развития личности
КОГНИТИВНЫЕ ТЕОРИИ (Ж. Пиаже) | Выдвигают на первый план воспитание ума, интеллекта, развитие познавательной сферы. В нравственном воспитании учитывается «автономность морали» ребенка, его неумение встать на точку зрения взрослого (эгоцентризм) |
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ (3. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон, Э. Берн, А. Адлер и др.) | Рассматривают развитие потребностно-мотивационной сферы и формирование полоролевого поведения. Поднимается вопрос о гендерном воспитании и психосоциальном развитии (отношения ребенка с близкими людьми) |
ТЕОРИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) | Центральное место занимают первые отношения ребенка с близкими взрослыми, прежде всего, с матерью. В американской и европейской педагогической психологии появляется все больше исследований, в которых доказывается решающее влияние взаимной привязанности ребенка и матери на самые разные аспекты жизни ребенка: успешность адаптации к социальной среде, отношение к сверстникам и т.д. |
БИХЕВИОРИСТСКАЯ ТЕОРИЯ (Дж. Уотсон, А. Бандура, Б. Скиннер и др.) | Рассматривает развитие личности через научение ее способам поведения. Научение через подражание является главным способом приобретения новых форм поведения. Слабая сторона этой теории состоит в переоценке сознания человека, его воли и собственной активности |
ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ (К. Роджерс, А. Маслоу, Ш. Бюлер) | Предполагают личностный рост, саморазвитие, самоактивизацию, самореализацию. Сюда можно отнести личностно-ориентированную педагогику, «воспитание в духе мира» и др. |
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев) | Предполагает развитие личности в деятельности и благодаря ей. |
5.Концепции воспитания
В период с 1917 по 1990-е гг. в нашей стране активно развивалась система общественного дошкольного воспитания, что было связано с социальными, общественно-политическими изменениями. Происходила коррекция реальной цели и концепций воспитания подрастающего поколения.
В этот период появляются первые программные документы – Проект программы детского сада (1932 г.) и Программа и внутренний распорядок детского сада (1934). В конце 1930-х гг. в концепцию вводится требование патриотического и интернационального воспитания.
1950-е гг. характеризуются вниманием к умственному развитию детей, в программу было введено обязательное обучение детей (А. П. Усова).
Постановление 1959 г. об объединении яслей и детского сада в единое дошкольное учреждение вызвало к жизни Программу воспитания и обучения детей в детском саду (1962 г.).
В 1989 г. появляется новая концепция личностно-ориентированной модели построения педагогического процесса и взаимодействия взрослого и ребенка в детском саду. Ведущая идея – развитие индивидуальности личности. В новой концепции отсутствовали требования воспитания идейности, патриотизма, коллективизма.
Важным событием в этот период было принятие народами мира Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка. В документах говорится, что ребенок имеет право на защиту, на социальное обеспечение, получение образования, на любовь родителей, на кров, на уважение к его личности и т. д.
В 1990-х гг. появились новые вариативные программы, основанные на концепции личностно-ориентированного подхода в воспитании: «Детство» (СПб., 1996), «Радуга» (М.,1996), «Развитие» (М., 1994), «Истоки» (М., 1997)
В настоящее время широко распространена педагогическая концепция целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской деятельности (М. В. Крулехт, 2003). Целостное развитие ребенка – это единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности.
В дошкольном возрасте ребенок осознает собственное «Я», обретает компоненты «Я-концепции» (мой пол, мои интересы, достижения, ценности, отношения со взрослыми и ровесниками), стремится к самостоятельности («Я сам»), устанавливает отношения с окружающими его людьми, миром вещей, природы. Ребенок развивается в деятельности, в ней он самореализуется, самоутверждается. Интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие ребенка, его социальный статус и благополучие связаны с освоением позиции субъекта детской деятельности. Освоение ребенком позиции субъекта требует специальных педагогических технологий и программ в целях развития его индивидуальности.
6. Принцип интеграции как основополагающий принцип современных педагогических теорий
Современные педагогические теории реализуют принцип интеграции, который находится в стадии научного осмысления (Г. М. Киселева, Ю. Н. Рюмина, С. М. Зырянова, B. C. Безрукова и др.). B. C. Безрукова рассматривает педагогическую интеграцию в трех аспектax:
как принцип (основоположение) современного состояния педагогической теории (например, «Проблемы нравственно-трудового воспитания дошкольников», «Психофизическое благополучие детей», «Познавательно-речевое развитие детей»). При такой интеграции достигаются более высокие результаты в научной и педагогической деятельности, вскрывается взаимосвязь различных сторон развития и воспитания детей;
как процесс непосредственного установления связей между объектами и создания новой целостной системы (например, сочетание в одном занятии разных видов искусств), объединение форм и методов познавательной деятельности (наблюдение + рассказ + экспериментирование + модель);
как результат (форма, которую обретают объекты, вступающие во взаимосвязь друг с другом), – интегрированные занятия, модульное обучение и т.д.).
В теории и практике дошкольного образования наиболее показательна интеграция средств обучения, например синтез искусств. Интеграция заставляет искать новые формы обучения. Идет поиск путей интеграции видов деятельности («игра-труд», «конструирование-игра» и т.п.).
1. Педагогическая периодизация дошкольного возраста
Объектом исследования дошкольной педагогики является ребенок в период от рождения до 7 лет. Развитие личности в этот отрезок жизни проходит многогранные изменения в связи, с чем возникла необходимость выделить определенные этапы и их закономерности.
В науке существует целый ряд разработок периодизации дошкольного возраста (Аристотель, Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, К.Штрац, П.П.Блонский, Эльконин, Л.С. Выготский и др.)
Наиболее обоснованным является подход, Л. С. Выготского, который предложил возрастную периодизацию, в основе которой лежит теория стабильного возраста и кризисов в развитии. Опираясь на эту теорию можно выделить следующие возрастные периоды: новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст.
Исследования Д.Б.Эльконина позволили составить периодизацию на основе выделения социальной ситуации развития и ведущей деятельности возраста (младенчество – эмоциональное общение; ранний возраст – предметная; дошкольный возраст – игра). Появление деятельности он связывает с определенным уровнем психического развития ребенка, с его возможностями. Виды деятельности постепенно сменяют друг друга, обеспечивая полноценность развития.
В дошкольной педагогике выделяют два периода развития ребенка: ранний возраст (от рождения до трех лет) и дошкольный возраст (от трех до семи лет). На основе этого в структуру дошкольных образовательных учреждений входят ясли и детский сад, которые в свою очередь делятся на группы:
3 мес.- 1 год – первая группа раннего возраста;
1–2 года – вторая группа раннего возраста;
2–3 года – I младшая;
3-4 года – II младшая;
6-7 лет – подготовительная.
Учебно-воспитательный процесс в ДОУ строго ориентирован на учет возрастных возможностей и способностей детей, в соответствии с которыми выдвигаются задачи и выбираются средства, методы и формы педагогического воздействия.
Дата добавления: 2016-06-15 ; просмотров: 5632 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
A воспитание
d. субкультура детства.
05. Составляет методологический фундамент дошкольной педагогики, давая ей знание об общих законах развития природы, общества, теорию познания (гносеологию).
a. философия;
06. Дает знания о социальной среде формирования личности ребенка и его социальных отношениях.
b. социология;
07. Является естественнонаучной базой педагогики и психологии: чтобы сформировать личность ребенка-дошкольника, необходимо знать его организм, жизнеобеспечивающие системы, высшую нервную деятельность и т.п.
c. физиология;
08. Дает знание о морали и природе эстетического, образует основу нравственного и художественного воспитания дошкольников.
d. этика и эстетика;
09. Обогащает дошкольную педагогику знанием об экономических процессах, влияющих на образование.
c. проективно-конструктивная функция дошкольной педагогики;
e. мировоззренческая функция дошкольной педагогики.
15. Методы педагогического исследования – это…
a. совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития; 01. Определение совокупности приобретенных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека отражает…
a. аксиологический подход;
02. Приобщение детей к традициям, обычаям, нормам и правилам общения своего места проживания отражает…
b. культурологический подход;
03. Упорядоченное множество взаимосвязанных элементов и отношений между ними, создающих единое целое отражает…
c. системный подход;
04. Определяет особое место ведущих деятельностей, обеспечивающих возможность реализации различных потребностей ребенка, осознание себя субъектом.
d. деятельностный подход;
05. Раскрытие потенциала каждого ребенка, его способности к активности, творчеству, инициативности отражает…
e. деятельностно-творческий подход;
06. Развитие запросов, желаний, интересов, склонностей ребенка. Предпочтение отдается гуманному, демократичному (помогающему) стилю воспитания, отдает…
f. личностный подход
07. Рассмотрение каждого участника образовательного процесса (воспитанники, педагоги, родители) как субъектов саморазвивающейся подсистемы использует…
g. синергетический подход.
a. педагогическая теория;
b. педагогическая концепция;
b. Г.С. Костюк, Н.А. Менчинская и др.;
03. Утверждали, что развитие ребенка опосредованно его обучением и воспитанием.
c. Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др..
04. Чрезмерное упрощение и обеднение, когда развитие ребенка отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений, называется…
05. Обогащение детского развития за счет максимально полного проживания возраста называется…
Определите, о какой теории личности идет речь
Выдвигает на первый план воспитание ума, интеллекта, развитие познавательной сферы; | Ответ когнитивная теория | |
Рассматривает развитие потребностно-мотивационной сферы и формирование полоролевого поведения; | Ответ психоаналитическая теория |
07. Целостное развитие ребенка – это…
a. единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребенком позиции субъекта в детских
Выберите один или несколько ответов:
a. принцип современного состояния педагогической теории, который вскрывает взаимосвязь различных сторон развития и воспитания детей;
b. процесс непосредственного установления связей между объектами и создания новой целостной системы, объединение форм и методов познавательной деятельности;
c. результат, форма, которую обретают объекты, вступающие во взаимосвязь друг с другом, интегрированные занятия, модульное обучение.
В старшем дошкольном возрасте дети способны:
b. к самостоятельному исполнению танцев с перестроениями, сольным и коллективным исполнениям
В движениях под музыку и музыкально-ритмическом творчестве старшие дошкольники уже могут передавать:
d. изменение высоты в пределах одного регистра
В старшем дошкольном возрасте репродуктивный компонент музыкального слуха ребенка проявляется как:
a. исполнение знакомой или малознакомой мелодию на инструменте, имеющих звукоряд
Дети 6-7 лет могут на детских музыкальных инструментах играть:
a. импровизированные диалоги на инструментах
Диапазон голоса детей старшего дошкольного возраста расширяется следующим образом:
c. от ре первой октавы – до ре второй октавы
Музыкальное восприятие детей старшего дошкольного возраста характеризуется:
b. все ответы верны
На основе анализа чувственной программы музыкального произведения дети старшего дошкольного возраста определяют:
a. определяют строение произведения
При дифференцированном восприятии музыкального произведения дети старшего дошкольного возраста:
Выберите один ответ:
a. могут выделить отдельные средства музыкальной выразительности и связывают их с характером музыкального образа
Просьба повторить любимое музыкальное произведение характеризует уровень развития:
d. музыкального восприятия
b. верхний головной регистр певческого голоса
a. процесс количественных и качественных изменений, взаимосвязано происходящих в сфере деятельности,
личности и познания;
c. очень сложный, часто зигзагообразный процесс, протекающий по восходящей спирали, как поступательный переход от одной ступени к другой, качественно отличной и своеобразной.
02. Детская психология, наряду с другими науками, изучает ребенка, но имеет свой особый предмет, в качестве которого выступает…
a. развитие психики на протяжении детства;
03. Для психического развития характерны неравномерность и гетерохронность, это значит, что…
a. каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления;
04. Психическое развитие протекает стадиально, имея сложную организацию во времени, это значит, что…
a. каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом, не совпадающим с темпом и ритмом времени и изменяющимся в разные годы жизни;
05. В качестве возрастных новообразований выступают:
Выберите один или несколько ответов:
a. новый тип строения личности и ее деятельности;
b. психические изменения, возникающие в данном возрасте и определяющие преобразования в сознании ребенка, его внутреннюю и внешнюю жизнь;
c. позитивные приобретения, которые позволяют перейти к новой стадии развития.
06. Под социальной ситуацией развития Л.С. Выготский понимал…
a. соотношение внешних и внутренних условий развития психики;
07. В ходе психического развития происходит дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств. Дифференциация…
a. состоит в том, что они отделяются друг от друга, превращаясь в самостоятельные формы или деятельности; Вопрос 8
08. В ходе психического развития происходит дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств. Интеграция…
b. обеспечивает установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики;
a. меняется взаимосвязь биологических и социальных детерминант;
b. становится иным и соотношение разных социальных детерминант;
10. Психика отличается пластичностью, что дает возможность…
a. для ее изменения под влиянием каких-либо условий, усвоения различного опыта;
01. Период новорожденности знаменует начало младенческого возраста и охватывает…
a. первые недели жизни малыша;
02. С первого дня жизни малыша его жизнь социально опосредована, такое опосредование состоит…
a. в уходе за ребенком;
b. в социально организованном образе жизни младенца;
03. В период новорожденности происходят важнейшие приобретения в плане психического развития:
a. отделение сна от бодрствования, постепенное превращение бодрствования в особый период активности и деятельности
c. выделение первого объекта в окружающей действительности
e. появление первой ответной реакции в ответ на воздействия взрослого
04. В период новорожденности происходят важнейшие приобретения в плане психического развития:
d. развитие органов чувств, выражающееся в проявлении зрительного и слухового сосредоточения на лице взрослого.
06. Ведущие достижения в младенческом возрасте в сфере познавательной деятельности: несколько ответов:
a. возникает представление о предмете как о постоянном, существующем в пространстве и имеющем постоянные свойства;
b. развитие памяти расширяет границы опыта ребенка и начинает его формировать;
c. появляются зачатки мышления как установления первых простейших причинно-следственных связей;
d. возникают предпосылки для освоения речи как пассивной, так и активной, устанавливаются первые связи слова с предметом;
e. складываются первые две формы общения со взрослым, начинается освоение манипулятивной деятельности с предметами;
f. появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого.
b. связан с развитием хватания, установлением зрительно-двигательных координации (координации между рукой и глазом).
08. Среди перечисленных ниже, выделите ведущие достижения в раннем детстве в сферах деятельности, познания и личности: несколько ответов:
a. складывается предметная деятельность, развивается общение со взрослыми, зарождается общение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности;
c. формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное), возникает воображение и знаково-символическая функция сознания, ребенок переходит к активной речи;
e. возникает личное действие и личное желание, складывается предметное отношение к действительности, главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения, сознание «Я сам».
01. Главная потребность ребенка дошкольного возраста состоит в том,
a. чтобы войти в мир взрослых, быть как они и действовать вместе с ними;
02. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте выступает
a. сюжетно-ролевая игра;
a. освоение средств и способов познавательной деятельности. Между познавательными процессами устанавливаются тесные взаимосвязи, они все более и более интеллектуализируются, осознаются, приобретают произвольный, управляемый характер. Складывается первый схематический абрис детского мировоззрения на основе дифференциации природных и общественных явлений, живой и неживой природы, растительного и животного мира;
04. В сфере развития личности главным достижением дошкольного возраста является
c. возникновение первых этических инстанций, складывается соподчинение мотивов, формируется дифференцированная самооценка и личностное сознание.
05. Смысл изучения детей воспитателем детского сада состоит в том, чтобы
a. понять причины их поведения;
c. заметить их склонности и создать условия для их развития;
d. правильно подобрать методы и приемы воздействия на малышей и проверить их эффективность;
f. вовремя заметить отклонения в ходе психического развития, его недостатки;
Теории соотношения обучения, воспитания и развития ребенка- дошкольника.
На этой базе было обосновано положение о ведущей роли обучения в развитии, выявлены психологопедагогические условия развивающего обучения (Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин,
В. В. Давыдов.____________________ замещения, моделирования,
экспериментирования (А. А. Агаева,
О. М. Дьяченко, А. З. Зак,
З. А. Михайлова, Н. Н. Поддьяков и
Педагогические теории должны учитывать пути развития детей. Акселерация (искусственное ускорение развития) зачастую принимает форму симплификации, т.е. чрезмерного упрощения и обеднения (А. В. Запорожец), когда развитие ребенка отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений.
Оптимальным вариантом А. В. Запорожец считал амплификацию детского развития, т.е. его обогащение за счет максимально полного проживания возраста. Подлинными источниками развития должны стать специфические виды детской деятельности (игра, общение со взрослыми и сверстниками, изобразительная и конструктивная деятельность, детский труд и др.). Именно в них формируются такие базовые качества личности, как творческая активность, инициативность, компетентность, ответственность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим. При этом знания, умения, навыки рассматриваются не как самоцель, а как средство полноценного развития личности ребенка. В общении и деятельности взрослый встает на позицию сотрудничества, партнерства.
Теории развития личности.
|
появляется все больше исследований, в которых доказывается решающее влияние взаимной привязанности ребенка и матери на самые разные аспекты жизни ребенка: успешность адаптации к социальной среде, отношение к сверстникам и т.д. | |
БИХЕВИОРИСТСКАЯ ТЕОРИЯ (Дж. Уотсон, А. Бандура, Б. Скиннер и др.) | Рассматривает развитие личности через научение ее способам поведения. Научение через подражание является главным способом приобретения новых форм поведения. Слабая сторона этой теории состоит в переоценке сознания человека, его воли и собственной активности. |
ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ (К. Роджерс, А. Маслоу, Ш. Бюлер) | Предполагают личностный рост, саморазвитие, самоактивизацию, самореализацию. Сюда можно отнести личностно-ориентированную педагогику, «воспитание в духе мира» и др. |
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев) | Предполагает развитие личности в деятельности и благодаря ей. |
Концепции воспитания.
В период с 1917 по 1990-е гг. в нашей стране активно развивалась система общественного дошкольного воспитания, что было связано с социальными, общественно-политическими изменениями. Происходила коррекция реальной цели и концепций воспитания подрастающего поколения.
1950-е гг. характеризуются вниманием к умственному развитию детей, в программу было введено обязательное обучение детей (А. П. Усова).
Важным событием в этот период было принятие народами мира Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка. В документах говорится, что ребенок имеет право на защиту, на социальное обеспечение, получение образования, на любовь родителей, на кров, на уважение к его личности и т. д.
В 1990-х гг. появились новые вариативные программы, основанные на концепции личностно-ориентированного подхода в воспитании: «Детство» (СПб., 1996), «Радуга» (М.,1996), «Развитие» (М., 1994), «Истоки» (М., 1997) и др.
В дошкольном возрасте ребенок осознает собственное «Я», обретает компоненты «Я-концепции» (мой пол, мои интересы, достижения, ценности, отношения со взрослыми и ровесниками), стремится к самостоятельности («Я сам»), устанавливает отношения с окружающими его людьми, миром вещей, природы. Ребенок развивается в деятельности, в ней он самореализуется, самоутверждается. Интеллектуальное, эмоциональноличностное развитие ребенка, его социальный статус и благополучие связаны с освоением позиции субъекта детской деятельности. Освоение ребенком позиции субъекта требует специальных педагогических технологий и программ в целях развития его индивидуальности.
Традиционный подход включает физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание. Ставится вопрос о необходимости расширения содержания воспитания за счет полового, правового, экологического, этнокультурного и др.
Современные педагогические теории реализуют принцип интеграции, который находится в стадии научного осмысления (Г. М. Киселева, Ю. Н. Рюмина, С. М. Зырянова, B. C. Безрукова и др.). B. C. Безрукова рассматривает педагогическую интеграцию в трех аспектax:
✓ как принцип (основоположение) современного состояния педагогической теории (например, «Проблемы нравственно-трудового воспитания дошкольников», «Психофизическое благополучие детей», «Познавательно-речевое развитие детей»). При такой интеграции достигаются более высокие результаты в научной и педагогической деятельности, вскрывается взаимосвязь различных сторон развития и воспитания детей;
✓ как процесс непосредственного установления связей между объектами и создания новой целостной системы (например, сочетание в одном занятии разных видов искусств), объединение форм и методов познавательной деятельности (наблюдение + рассказ + экспериментирование + модель);
В теории и практике дошкольного образования наиболее показательна интеграция средств обучения, например синтез искусств. Интеграция заставляет искать новые формы обучения. Идет поиск путей интеграции видов деятельности («игра-труд», «конструирование-игра» и т.п.).
РЕБЕНОК-ДОШКОЛЬНИК КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ
Период детства, согласно возрастной периодизации Д. Б. Эльконина, характеризуется сменой ведущих типов деятельности. Переходы между периодами называются кризисами возрастного развития.
Социальная ситуация развития, ведущая деятельность, основные новообразования
1. Младенчество (1 год жизни).
2. Преддошкольный возраст (от 1 до 3 лет).
3. Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет): младший дошкольный возраст (3-4 года); средний дошкольный возраст (4-5 лет); старший дошкольный возраст (5-6 лет).
4. Младший школьный возраст (7-10 лет).
5. Средний школьный возраст (10-15 лет).
6. Старший школьный возраст (15-18 лет).
В младенческом возрасте наблюдается полная зависимость от взрослого, который обеспечивает полноценное вскармливание и достаточный гигиенический уход. Ведущей деятельностью является непосредственно эмоциональное или ситуативно-личностное общение, внутри которого формируются предметные действия ребенка.
Эти особенности определяют содержание и условия педагогической работы. Ребенку первого года жизни необходимо обеспечить общение со взрослыми. Позитивное, эмоционально окрашенное общение основывается на сотрудничестве с ребенком, формирует у него уравновешенность, чувство защищенности, познавательную активность.
В раннем возрасте (с 1 года до 3 лет) ведущей деятельностью становится предметная. Психолого-педагогические особенности рассматриваются под углом зрения важности общения ребенка и взрослого именно в ней (Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина, К. Л. Печора, С. Л. Новоселова, Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Г. Г. Филиппова и др.). В раннем возрасте происходит дифференциация предметно-практической и игровой деятельности. Процессуальная игра складывается как самостоятельный вид деятельности.
Конец этого периода знаменуется кризисом 3-х лет, в котором выражается возросшая самостоятельность ребенка и целенаправленность его действий. Основными симптомами этого кризиса являются негативизм, упрямство, строптивость и своеволие, бунт против окружающих. За этим стоят личностные новообразования: «образ Я», личное действие, чувство гордости за свои успехи и достижения. При правильном поведении взрослого протекание кризиса можно смягчить.
Период дошкольного детства делится на несколько этапов, и это деление различно в разных образовательных программах. В программе «Истоки» выделены два этапа: младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет) и старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет).
В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) все психологопедагогические особенности личности ребенка становятся более содержательными: существенно повышается уровень произвольности и свободы поведения. Появляется более адекватная оценка успешности в разных видах деятельности и стойкая мотивация достижения. Фактическое складывание личности связано с устойчивым соотношением мотивов (А. Н. Леонтьев). Формируется их соподчинение, т.е. иерархия мотивов. На этой основе формируется воля и произвольность.
Отличительные особенности старшего дошкольного возраста: возникают первичные этические инстанции (моральные сознание, оценки, регуляция поведения, социальные и нравственные чувства), соблюдение норм, правил становится одним из важнейших критериев оценки людей; формируется «внутренняя позиция» (С. Г. Якобсон, М. И. Лисина), желание помочь сочетается со сравнением себя с литературными героями, сверстниками, при этом внутренняя общность делает возможными как активно-действенноесопереживание, так и взаимопомощь, содействие другому (Е. О. Смирнова); самосознание сочетается с самопознанием собственной индивидуальности, самоценности; преобладает оценочное, объектное отношение к себе и другим, что порождает постоянное самоутверждение, демонстрацию своих достоинств, их аргументирование и может вызвать проблемные формы межличностных отношений (повышенная конфликтность, неуверенность в себе, застенчивость, агрессивность).
Все базисные характеристики старшего дошкольника находятся в стадии содержательного развития. Ребенок этого возраста отличается внутренней раскованностью, открытостью в общении, искренностью в выражении чувств, правдивостью. Задача педагогов заключается в том, чтобы способствовать возникновению реальной общественно-значимой и оцениваемой учебной деятельности. Иными словами, возникает проблема готовности ребенка к школе.
К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. Возраст 6-7 лет нередко называют возрастом «вытягивания» (ребенок быстро вытягивается в длину) или возрастом смены зубов (к этому времени обычно появляются первые постоянные зубы). Развивается кризис 7-ми лет. Существуют доказательства того, что кризис помолодел и нередко наступает в 6,5 лет. Ориентация на социальные нормы не порождает острых конфликтов с окружающими, поэтому негативные проявления кризиса 7 лет (нарочитость, кривляние, манерность, вертлявость, клоунада, шутовство) выражены слабо.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
Дошкольное образование является первым звеном в системе образования России. Эта идея была отражена в 1918 г. в «Положении о единой трудовой школе». С раннего возраста ребенку гарантировано право на образование, которое включает следующие аспекты:
— возможность посещения образовательного учреждения;
— создание условий для образовательной деятельности;
— содержание образования, обеспечивающее подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости (толерантности), равноправия мужчин и женщин, дружбы между народами;
— отношения между участниками образовательного процесса, основанные на уважении человеческого достоинства ребенка.
В соответствии с Типовым положением о ДОО, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011 г. № 2562, выделяют следующие виды ДОО:
1- детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);
2- детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для воспитанников от 2 мес. до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации воспитанников);
3- детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);
4- детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, лечебнооздоровительных и профилактических мероприятий и процедур);
5- детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);
6- детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);
7- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением развития воспитанников по одному из направлений: познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, физическое);
ДОО решают основные задачи:3-4 СТРАНИЦЫ ФГОС
• охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
• обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;
• воспитание с учетом возраста детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
• осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;
• взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного
• оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Практика показывает, что для обеспечения общедоступности дошкольного образования перечень видов ДОО может быть дополнен.
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам.
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все.
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот.
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте: