вышивка окладов для икон
Изготовление оклада для иконы. Часть 1
Сегодня я расскажу вам процесс изготовления басмы на конкретном примере большого и серьёзного заказа, который только что выполнил, но только первую его часть — как делается басма.
Берём слиток серебра
Ну и, разумеется, саму икону, которую мне предоставил сам заказчик. Видимо, это его старинная семейная икона. Размер 50х40 см.
Рубим толстый банковский слиток серебра, переплавляем его на более тонкие пластины.
Затем катаем до толщины 0,12 мм. Поверьте моему опыту, это наиболее оптимальная толщина для такого рода работы, уже всё перепробовано тысячу раз. Кстати, из меди тоже самое можно сделать, а вот с латунью сложней, она существенно жёстче. Но я и из неё делал, бывало. Только не катал её, так как вальцы жалко, брал готовую.
И вот тут начинается самое интересное. Берём готовую матрицу с рельефным орнаментом. Спросите где её взять? А тут есть несколько способов ее изготовления, но все они непростые и недешёвые. Кто реально будет заинтересован в такой технологии и решит сам этим заняться, пишите в личку, расскажу.
Затем берём обычный молоток, обёрнутый резиной, и настукиваем, получая на фольге тот же самый орнамент. Да, вид инструмента не презентабельный, зато великолепно работает! Тут ещё нужно подобраться определённую жёсткость резины, потому что обычная резиновая киянка не подходит.
Настукиваем несколько таких пластин, раскладываем их на икону, чтобы проверить всё ли хватает, чтобы с запасом.
Затем подрезаем по ширине, подгоняя стыки по орнаменту, фиксируя каждый стык, каждый уголок одним гвоздиком, чтобы елозило.
Потом вытаскиваем все гвозди, разбираем и оксидируем. Можно было, конечно, и позолотить, но это было желание заказчика.
Оксидирование я делаю не серной печенью, как все ювелиры, а так называемым «красным оксидом» на основе щёлочи, который покупаю непосредственно у производителя. Кому нужен будет, также пишите в личку, всё расскажу. Отличие серной печени от «красного оксида» состоит в том, что серная печень работает только в тёплом или горячем состоянии, а «красный оксид» в холодном. Правда, «красный оксид» проедает руки и с ним нужно быть осторожным.
Далее крацуем в мокром состоянии, чтобы придать блеск
Затем сушим всё и полностью монтируем на икону, забивая все гвозди, сколько нужно, чтобы басма не болталась. Гвозди использую только латунные и, в зависимости от задачи, посеребрённые или позолоченные
Уже после монтировки высветляю выступающий орнамент для лучшей его читаемости обычным канцелярским ластиком. Делать это нужно осторожно, чтобы не задеть саму икону.
На этом фото высветлена левая половина басмы. Не знаю насколько видна эта разница на самом фото, но вживую она разительна.
И вот конечный результат первого самого простого этапа.
Чуть не забыл! Хорошо, что ещё есть возможность редактирования. Нужно полученный результат намазать вот таким или подобным бесцветным мебельным воском, чтобы серебро не темнело
Думал всю остальную работу выложить во втором мастер-классе, но понял, что она будет раз в 5 больше даже в самом сокращённом варианте, так что тоже его, наверное, разобью на несколько частей. Впрочем, посмотрю как дело пойдёт по оформлению. Может, сокращу.
Изготовление оклада для иконы. Часть 2
Продолжаю рассказ по изготовлению более сложной части оклада. Фоток будет много, так как всё-таки 2,5 месяца работы. Конечно, максимально всё сокращённо.
Теперь рисую черновой эскиз будущей работы в CorelDRAW.
Приступаю к изготовлению венца. Т.к. венец диаметром 28 см, а у меня такого проката нет, делаю его из трёх делалей. Сделал прокат толщиной 0,8 мм, серебро 960 пробы, обрезал грубо с большим запасом по абрису головы Богородицы
Начинаю паять Пср80 бесцинковым. Т.е. по сути серебро серебром, только ниже пробой. 80-й припой практически не течёт, такой кашицей его размазываю на пределе плавления основного металла. Это сродни сварке
И так происходит за несколько раз с обеих сторон шва, периодически подчеканивая, что-то снимая бором, подшлифовываю.
И вот наконец-то швы готовы и заготовка для венца
Теперь с обратной стороны венца прочеканиваю место перелома с опушкой, где и будет находится царга
Теперь сглаживаю получившийся валик рядом с углублением
Затем руками сгибаю венец, чтобы он получился объёмным, приподнятым
Переворачиваю, паяю царгу и подгоняю абрис
Затем с лицевой стороны грибком прохожу по основному полю венца, чтобы он стал немного вогнутым. Это делается для того, чтобы после эмалирования эмаль сама чуть выпрямит эту вогнутость, т.к. она тянет металл
Теперь переворачиваю и паяю окантовочные верёвки.
Теперь формирую корону окантовочными верёвками и опиливаю её
Всё то же самое проделал и с остальными элементами, в том числе с маленьким венцом. Пошёл самый нудный процесс набора скани по орнаменту, его пайка.
Теперь чуть убираю припой, где плохо растёкся и будет мешать эмали. Самое главное, чтобы было пропаяно качественно. Затем канфарю фон
Выпиливаю окончательно опушку. Делаю подготовку поверхности для эмалирования в виде нескольких отжигов и отбелов до тех пор, пока поверхность металла не станет белоснежной, и откладываю в сторону. Приступаю к изготовлению надписей в технике выемчатой эмали.
Выпиливаю надписи, оставляя тонкие перемычки, чтобы некоторые элементы не вывалились
После выпиловки припаиваю на основу, чтобы получилось дно. После пайки опиливаю по наружному контуру, снимаю перемычки
Приступаем к эмалирования всего остального. Для всей работы я использовал 4 дулёвских эмали
Все небольшие детали я обжигал в небольшой муфельной печи
Наступила очередь большого венца
А вот очень важный момент! На этой термостойкой плите я заранее обвёл абрис венца и когда венец вынимаю из печи, снимаю с сетки, быстро примеряю на этот нарисованный абрис и двумя пинцетами, пока венец горячий, чуть его сжимаю, подгоняя точно по абрису, т. к. эмаль после расплавления искажает форму венца
Теперь отдаю всё это своей родной сестрёнке, т.к. она художник по эмали с 24-летним стажем и сделает это граздо лучше меня
Всё, роспись готова, оксидирую вот этим
Затем аккуратно с большим количеством мыла латунной кордщёткой обрабатываю оксидированный фон, чтобы убрать цвета побежалости. Если после этой процедуры что-то не понравилось, повторяю процесс уже палочкой из стекловолокна
Всё закончил. Вот уголочки отдельно
Теперь всё монтирую и вуаля!
К сожалению, фото иконы в целом так у меня и не получилась качественно. Зато другие фото в точности всё передают, что есть на самом деле.
Несложные вопросы можете задавать в комментариях, сложные в личку
Вышивание бисером иконы своими руками: пошаговая инструкция для новичков
Это очень кропотливое и почти ювелирное занятие требует от рукодельницы большого терпения и усидчивости, но конечный результат стоит того и приводит в восхищение. Наряду с созданием разнообразных картин и украшений бисером одежды и аксессуаров большое распространение получило среди мастериц вышивание бисером различных религиозных икон.
Работать с бисером гораздо сложнее, чем вышивать нитками. Чтобы работа получилась аккуратной, ровной и не стянутой, перед началом вышивания нужно тщательно подобрать бисер по размерам и цвету. Для желающих заняться таким увлекательным и интересным досугом можно посмотреть, как выглядят готовые иконы и как они красивы.
Разбираем вышивание бисером иконы: основные моменты в работе с иконами
На сегодняшний день существует 2 варианта вышивания различного размера бисером :
1. В первом варианте лик вышивается гладью, а облачение бисером.
2. По второму варианту на ткань накладывается бумажная икона, и вышивается только облачение и оклад.
Ещё очень хочется заострить внимание на одном нюансе при работе с иконами. Если вы в своей работе вышиваете бисером лик, и потом захотите освятить готовую работу в церкви, то имейте в виду, что священники откажутся это сделать. Потому что по православным канонам создавать лики святых могут лишь монахи и монахини. Поэтому при создании икон лучше постараться, чтобы лик был напечатан или нарисован.
Чтобы творение выглядело очень аккуратно, следует выбирать качественный бисер одинакового размера, лучше чешский или японский. Нитки использовать прочные, они не должны рваться, растягиваться или перекручиваться. Немаловажное значение имеет выбор игл для такого трудоёмкого процесса. Иглы должны быть с тонким острием и маленьким ушком, чтобы могли войти в отверстие бисеринок.
Ещё хотелось бы обратить внимание на подготовку рабочего места. Условия для работы должны быть комфортные. Вышивать лучше всего сидя за столом. Все отобранные бисеринки поместить в менажницу. Справа от себя положить схему для вышивания. Поверхность стола желательно покрыть белой скатертью или бумагой, чтобы в случае потери бисеринки её легко можно было отыскать.
Для вышивания иконы нам понадобятся :
1. Ювелирный бисер
2. Канва с рисунком
3. Иголка
4. Пяльцы
5. Нитки
6. Стразы, бусинки и полудрагоценные камни.
Чтобы создавать шедевры, сначала нужно научиться правильно пришивать бисеринки к ткани. Для этого пошагово выполняем следующие пункты :
1. Вдеваем нитку в иголку
2. Нанизываем бисер соответствующего цвета на иголку
3. Иголка вставляется в нижний левый угол клетки канвы
4. Подтягиваем нитку и пришиваем бисеринку, вставляя иглу в верхний правый угол клеточки. Первую и последнюю бисеринки пришиваем дважды, чтобы края в дальнейшем получились ровные.
5. Нанизываем вторую бисеринку, и таким образом идём до конца ряда.
6. Второй ряд вышивается уже в обратном направлении слева направо. Для этого иголка выводится из верхнего левого угла клетки и после нанизывания бисеринки вводится в нижний правый край клетки канвы.
Работая с бисером, важно не допускать перетягивания нити, иначе это может испортить рисунок. Работу можно создавать или сверху вниз или снизу вверх. Особого значения это не имеет, тут дело вкуса. Если в процессе работы выяснилось, что цвет пришитой бисеринки не совпадает, это можно исправить, аккуратно раскусив её плоскогубцами и пришив на её месте бисер нужного цвета. Схема пришивания бисера прилагается к канве с рисунком.
В настоящее время существует много специализированных магазинов для рукоделия, где любая даже самая привередливая мастерица сможет приобрести всё необходимое для работы. В таких магазинах есть не только огромный выбор фурнитуры, но и уже готовые схемы для вышивания на любой вкус. Очень много схем можно приобрести и в интернет-магазинах. На схемах каждая клеточка имеет определённый цвет, и в этом месте мы должны пришивать бисеринку именно такого цвета. Под схемой дан список всех цветов, используемых в вышивке.
Для тех, кто собирается вышивать икону бисером в первый раз, советуем приобрести в магазине уже готовый комплект, в котором кроме схемы вы найдёте и бисер всех необходимых в работе цветов, и иглы, и описание последовательности работы. Такие укомплектованные наборы особенно подходят новичкам.
Вышивка ризы на икону
Да, длина ткани должна быть больше, чем периметр иконы, на ширину иконной доски плюс сантиметров 5-7 для подгиба.
Фон можно оставлять незашитым. (См. фото 8)
Иглы использую, естественно, бисерные, нитки – ЛЛ, либо армированные. Под цвет бисера или ткани фона. Нитки можно слегка вощить.
Фольга нашита крупными стежками на обьёмы, а уж сверху зол. сеточка с жемчужным шитьём. Бель совсем не видна, т. к. закрыта нашитым золотным оч. тоненьким шнуриком. Всё очень аккуратно и мелко.
Это ведь хорошая идея! На натянутую на подрамник сеточку( я думаю можно тканную или крючком в одну зол. нить вязанную) прикрепить кальку с прорисью, проложить бель по рисунку, убрать кальку, вышить жемчугом и камнями., обвести канителью или шнуриком, а уж затем все это перенести на фольгу( или объемную или листовую). Сестры, как Вы думаете, такой вариант возможен?
МИлые сестрички, просмотрела ваши работы и пребываю в глубоком восторге! Много нового материала!Ещё не умею пользоваться интернетом, буду учиться.Может у кого есть опыт вышивки плащаницы Господней.Есть плащаница старинная деревянная, которую срочно нужно реставрировать. Ризы на иконы делаю в точности как описала Татьяна.А вот на плащаницу ещё не делала.Думаю, сделать также как и на икону, но смущает надпись, которую нужно сделать на краях и изображения ангелов по углам.Можно ли вместо ангелов вышить золотом кресты.Я нигде не училась, может кто подскажет.Спаси Вас,Господи!Всех Целую!
Воистину Воскресе! Все понравилось,кроме машинной вышивки.Она все портит.Лучше делать орнамент из шнуров и нимбы надо как нибудь по другому вышить.Но я не специалист по вышивке окладов,так что могу ошибаться.
Svet, как жаль, не могу посмотреть фото, у меня не открываются, если в названии есть русские буквы. Не могли бы вы прикрепить еще раз то же самое с латинскими буквами?
Спасибо всем за комментарии. Дело в том, что у меня маленькие иконы. Примерно 11х13, так, что пышные орнаменты не влезут физически. А про машинную вышивку могу сказать только, что это не автомат я каждый стежок направляю руками, и если уж я владею этой техникой, то и стараюсь её применять.
Таня,попробую ещё раз передать мои фото.
даже не подумала бы, что иконы такие маленькие, а какой вы жемчуг используете? мне показалось что розовый на одеждах Богородицы крупноват, может взять меньший или это и есть мелкий, а то я в размерах прямо дезориентирована, труда много вложено, а как вы лики крепите или это риза отдельно вышита?
Татьяна, у меня к тебе вопрос, как к опытной вышивальщице ОКЛАДОВ. Как лучше сохраняется бисер и жемчуг, в киоте под стеклом или без стекла? И вообще можно ли сохранять бисер в поэлетелене?
ПОнятно, просто у меня была вышита картинка из бисера и бисер испортился.Вот я и задумалась.Жалко если пропадёт работа.Под стеклом-то бисер плохо смотрится.Стёкла с зеленовато-синеватым отливом.Вот так.Даже для киотов делают всё как подешевле,что попало.Что уж удивляться про бисер.
Я тут в одном форуме по бисеру прочитала,что у девушки,после вышивки красным бисером ногти тоже стали красные!!Вся работа пропала. Вот такое теперь отношение к так называемому «потребителю»!
А почему работа пропала?
Да, проблема в том, что мы сами и делаем это отношение.
Выбираем депутатов народных, а они потом законы против людей.
И как такое возможно? В голову только одна мысль приходит.
А мне в голову пришел анекдот йз Соватских времен.Ктиент в парикмехерской возмущается плохим обслуживанием и восклицает:»Нужно менять всю систему!» На что парикмахер отвечает:»Я с Вами согласен, но почему Вы начинаете с парикмахерской?» Помоему между бисером и «депутатами народными» дистанция огромного размера.
А мне в голову пришел анекдот из Советских времен.Клиент в парикмехерской возмущается плохим обслуживанием и восклицает:»Нужно менять всю систему!» На что парикмахер отвечает:»Я с Вами согласен, но почему Вы начинаете с парикмахерской?» Помоему между бисером и «депутатами народными» дистанция огромного размера.
Стекло понятие относительное.
Так много сейчас, что стеклом назвать можно!
Плитку для мозаики стеклом называют, а вид ее
на платик еле-еле. Что-то в составе есть-стекло!
А в связи с большим количеством мелких производителей,
и себе присвоить «made in Czech Republik» в Чехии запросто.
Так что сначала смотреть надо.
А я не понимаю как отличить хороший бисер от плохого.
Есть какие-то существенные отличия?
С парикмахерской чего начинать?
-Рыба гниет с головы.
Хотя с точки зрения православия участие в выборах вопрос спорный.
Не согласна с Татьяной Грач, ждать пока Господь муравьев из моего дома выгонит. У него и поважнее заботы есть.
Елена, гоните муравьев из дома, не ждите, пока сами уйдут! Пересматривайте крупы. Однажды, давно уже, мне пришлось выбросить из дома ВСЕ запасы круп, муки, фасоли, сахара и др. продуктов.
конечно, все съедят и все тут.
у меня был красящийся бисер но он своей цене соответствовал. производитель просто взял прозрачный и посыпал сверху красителем, он закрасился и вроде нормально, но в работе от рук мусолится, становится влажным и начинает облазить.
А мне нравиться бисер с серебрянной поволокой внутри, там где дырочка для продевания в иглу, тогда цвет бисера играет и переливаеться.
Интересно, это какой? Не очень поняла.
это наверно бисер, который снаружи светлей а возле дырочки либо темней, либо мутный а бывает и вообще цвет другой
Это цветной бисер, к примеру у меня есть темно-синий, а внутри дырочки красят или выкладывают тонким слоем фольгу(точно не разобралась в технологии). Тогда темно-синий по крам бисер играет светло синим с серебром в середине. Если понятно объяснила.
Вот к примеру прозрачный бисер с золотым окрасом дырочки изнутри:
http://www.ceske-koralky.cz/zb.
Желтый бисер с золотом:
http://www.ceske-koralky.cz/zb.
Голубой бисер с золотым местом дырочки
http://www.ceske-koralky.cz/zb.