выставка икон в эрмитаже
Шедевры иконописи. В Эрмитаже открылась постоянная экспозиция древнерусского искусства
Представленную коллекцию начали формировать в 1940-х годах.
Самое молодое собрание главного музея страны. В Эрмитаже появилась выставка, главными экспонатами которой стали настоящие шедевры русской иконописи. В разные годы они были перевезены в Петербург из храмов Ленинградской, Новгородской, Архангельской, Мурманской и Ярославской областей.
Корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Татьяна Баженова увидела экспозицию накануне ее официального открытия.
МИХАИЛ ПИОТРОВСКИЙ, директор Государственного Эрмитажа:
Несмотря на возраст отдельных экспонатов, эта коллекция — одна из самых «молодых» в Эрмитаже. Формировать ее начали после открытия Отдела истории русской культуры — в 1941-м.
Когда государство отвергло религию и христианское искусство, спасать исчезающую красоту принялись музейщики. Сотни экспонатов собраны сотрудниками Эрмитажа в 50-70-е годы в ходе экспедиций по Северо-Западу.
ОЛЬГА МАЛЬЦЕВА, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа:
Восстановление одной иконы, порой, занимало годы. То, что каждую из них удалось вывезти и спасти, называют чудом. Ведь многих мест, где произведения хранились, уже просто нет.
АННА ИВАННИКОВА, куратор выставки, научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа:
У каждого экспоната — своя, нередко сложная судьба. Эти Царские врата XVIII века были частью убранства Успенского собора Симонова монастыря в Москве. В 1930 году его взорвали.
А этот выносной двусторонний крест изготовлен в Новгороде в XV веке. Музейщики нашли его в Архангельской области — крест был разломан на две части, которые хранились в разных храмах.
На экспозицию попали 83 шедевра древнерусского искусства. Увидеть их посетители Эрмитажа смогут с 7 марта.
Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».
Читайте нас в «Яндекс.Дзене».
Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»
Постоянная экспозиция древнерусских икон открылась в Эрмитаже
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Данная экспозиция стала одной из самых «молодых» коллекций музея, ее основу составили материалы Музея этнографии народов СССР и музейного обменного фонда, а также собрания Михаила и Владимира Успенских, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии.
Он отметил, что «созданы абсолютно идеальные условия показа, все витрины выполнены по последнему слову техники».
Глава Эрмитажа сообщил, что открытие экспозиции посвящено 100-летию со дня рождения Александры Косцовой, которая была хранителем этой экспозиции, заведовала сектором Древней Руси с 1949 года. 100 лет Александре Косцовой исполнится 9 мая 2020 года.
– В свое время некоторые иконы из эрмитажной коллекции экспонировались в Италии в католических храмах – это способствовало сближению между нашими народами, нашими культурами, – также сообщил Михаил Пиотровский.
Начало формирования собрания древнерусского искусства было связано с открытием в 1941 году Отдела истории русской культуры.
Одна из кураторов экспозиции Анна Иванникова рассказала на открытии, что большинство экспонатов поступили в Эрмитаж в 1950-1970-е годы, когда активно организовывались экспозиции в Ленинградскую, Новгородскую, Архангельскую, Мурманскую и Ярославскую области.
Отмечается, что представленные образы в прямом смысле слова были спасены от гибели, т.к. в основном их нашли в недействующих деревянных храмах и часовнях, вывезли и отреставрировали. Сами же эти храмы и часовни в большинстве своем не сохранились: некоторые сгорели, а другие просто обрушились.
Одной из главных жемчужин экспозиции является икона святителя Николая Чудотворца начала XV века. Специалисты связывают образ с новгородскими художественными памятниками XI-XIII веков.
Кроме икон в экспозицию вошли элементы архитектуры православного храма, например, золоченые Царские врата начала 1680-х из собрания Эрмитажа, находившиеся в московском Симоновом монастыре.
Постоянная экспозиция икон открылась в Эрмитаже
Санкт-Петербург, 8 марта 2020 г.
6 марта 2020 года в Государственном Эрмитаже состоялось открытие постоянной экспозиции древнерусской иконописи XIV — начала XVIII века. В экспозицию вошло более восьмидесяти икон, сообщает Патриархия.ru.
Начало формирования собрания древнерусского искусства Эрмитажа было связано с открытием в 1941 году отдела истории русской культуры. Это одна из самых «молодых» коллекций музея. Ее основу составили материалы Историко-бытового отдела Музея этнографии народов СССР и музейного Обменного фонда, а также поступления из собрания Михаила и Владимира Успенских.
Экскурсию для журналистов провела Анна Иванникова, одна из кураторов экспозиции. Она рассказала, что большинство экспонатов поступили в Эрмитаж в 1950-1970-е годы, когда активно организовывались экспедиции в Ленинградскую, Новгородскую, Архангельскую, Мурманскую и Ярославскую области. Это в прямом смысле спасенные иконы: в основном они найдены в недействующих деревянных храмах и часовнях, вывезены и отреставрированы. Сами эти храмы и часовни в большинстве своем до наших дней не сохранились: некоторые сгорели, некоторые просто обрушились.
Не всегда удается определить, из какого храма экспонат попал в Эрмитаж: в период активной борьбы государства с Церковью храмы закрывались, и их имущество в буквальном смысле разграблялось, а потом без всякого учета передавалось в различные музеи.
Выставка посвящена 100-летию со дня рождения сотрудницы Эрмитажа А.С. Косцовой (1920-2006). Она была хранителем Фонда икон, руководила многочисленными экспедициями по сбору памятников, подготовила первый план этой большой постоянной экспозиции.
Одна из жемчужин эрмитажного собрания — новгородская икона святителя Николая Мирликийского начала XV века. Целый ряд экспонатов отличается редкостью иконографического решения. Например, самый ранний из известных на Руси комплектов миней, созданный новгородскими мастерами во второй четверти XV столетия. Некоторые экспонаты демонстрируют оригинальность стиля иконописцев древнего Пскова и Москвы. В частности, образ «Богоявление», исполненный в экспрессивной манере, характерной для псковского искусства середины — третьей четверти XIV века, а также пядничная икона «Рождество Иоанна Предтечи».
На выставке представлены не только иконы, но и оклады, кресты, элементы архитектуры православного храма. Среди экспонатов — золоченые Царские врата начала 1680-х годов из московского Симонова монастыря. Украшенные сквозной объемной резьбой створы врат являются ярким образцом так называемой флемской рези.
Предметы на экспозиции выставлены в витринах нового поколения. Иконы несколько десятилетий находились при низкотемпературном хранении с постоянным высоким уровнем влажности. Так как они чувствительны к любым, даже минимальным, изменениям климатических условий, была применена технология двухступенчатой стабилизации влажности и глубокой молекулярной очистки воздуха. Эрмитажные климатологи впервые в таком объеме осуществляют мониторинг за состоянием климата в витринах с помощью автоматической системы контроля через Wi-Fi, что позволяет круглосуточно наблюдать за изменением влажности в витринах. Подобные технологии в России никогда прежде не применялись в масштабах целой экспозиции.
Кураторы: О.Н. Мальцева, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель фонда русской иконы, рукописных и старопечатных книг; А.П. Иванникова, научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции поздней русской иконописи.
«Мы открываем постоянную экспозицию русской иконописи, которая формировалась долгие годы. Многие не знают, что в Эрмитаже вообще есть русские иконы, — сказал на торжественной церемонии открытия выставки директор музея Михаил Пиотровский. — Эрмитаж — место памяти и очень важно, что такая экспозиция появилась. Сегодня созданы абсолютно идеальные условия показа: все витрины выполнены по последнему слову техники. Наша коллекция — символ открытости Эрмитажа. Каждый входящий будет с восторгом смотреть на святого Николая Мирликийского, будет проходить через залы, где расположена эта замечательная коллекция».
Древнерусские иконы в Эрмитаже
«Время Эрмитажа». Открытие постоянной экспозиции древнерусской иконописи XIV — начала XVIII века
В марте 2020 года состоялось событие, которое непосредственно касается нас с вами, слушателей православного радио, и является для нас очень важным как в духовном, так и в культурном смысле. В одном из залов Зимнего дворца открылась постоянная экспозиция древнерусских икон из собрания Эрмитажа. Нельзя сказать, что в музее какая-то особенно большая коллекция древнерусских икон, но качество и значимость ее невероятно высоки. Теперь на постоянной экспозиции нам стали доступны одни из самых лучших и знаменитых образов древнерусской иконописи.
На торжественном открытии постоянной экспозиции к собравшимся гостям обратился директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский:
«Сегодня у нас замечательное историческое событие. Оно действительно историческое, мы открываем обновленную постоянную экспозицию средневековой русской живописи или русской иконописи из коллекции Эрмитажа. Существует общее мнение, что в Эрмитаже нет коллекции русских икон. Это не так.
Экспозиция развернута там, где ей должно быть. Однажды было выделено место и начата экспозиция. А потом русские иконы уступили место европейской живописи, перемещенной из Германии – неведомым шедеврам, которые тут долго находились. Затем те вещи переехали в Главный штаб. Мы очень долго реставрировали эти комнаты, очень долго делали витрины. И теперь мы имеем идеальные условия показа. Все иконы в защищенных витринах – это особый технический и художественный вид показа.
Это прекрасная коллекция. Она с особенностями. Коллекция, в значительной мере добытая экспедициями Государственного Эрмитажа на Севере. В ней много и шедевров, много удивительно важных вещей, есть очень ранние иконы.
Эту экспозицию мы посвящаем столетию Александры Семеновны Косцовой (9 мая ей исполнилось бы 100 лет). Она была хранителем фонда икон, древнерусского прикладного искусства, руководила многочисленными экспедициями по сбору памятников древнерусского искусства, заведовала сектором Древней Руси. Работала в Эрмитаже с 1949 по 2006 год. И она готовила первый план этой большой постоянной экспозиции. Мы рады, что в год ее столетия эта экспозиция открывается.
Начинается выставка с новгородского шедевра – иконы святителя Николая Мирликийского. У этого шедевра есть еще особая судьба – эрмитажная. Мы возили эту икону в Италию. Показывали ее в католических соборах, храмах. Это была целая операция по сближению Церквей, которая имела очень большой резонанс. И Эрмитаж сыграл большую роль в общекультурных диалогах России и Италии этим показом.
Еще раз благодарю всех, кто сделал экспозицию возможной. Мы ее делали долго, было много препятствий. Но все получилось вовремя: и столетие Александры Косцовой, и различного типа дискуссии, связанные с музеями и религиозной живописью. Это пример того, как иконы живут в музее, и того, как они должны жить, когда они находятся в музее. Думаю, что культурной дискуссии вокруг этого будет достаточно много. Это то, что делает Эрмитаж.
Теперь Министерский коридор у нас находится под неусыпным взглядом святителя Николая Мирликийского. Я думаю, что это будет очень важно для всех, мы еще почувствуем благодать и защиту святого, который защищает всю Русь и защищает сегодня вот так Эрмитаж тоже».
История собирательства этой эрмитажной коллекции одновременно и пример подвижничества хранителей, и отголосок безбожной политики Советского государства.
Рассказывает один из кураторов экспозиции, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры, хранитель фонда русской иконы Государственного Эрмитажа Ольга Никандровна Мальцева:
«Я бы хотела обратить ваше внимание на первый зал, где представлены самые древние вещи из нашей коллекции, большая часть которых поступила в ходе собирательской деятельности экспедиций по сбору памятников. Сотрудники Государственного Эрмитажа на протяжении нескольких десятилетий ездили в экспедиции по северо-западу России, центральной России и Севера и обследовали памятники архитектурного зодчества, а также собирали произведения древнерусского искусства. Первые экспедиции были в пятидесятых годах прошлого столетия. Огромная часть памятников древнерусского зодчества, как деревянных храмов, так и каменных соборов была закрыта в ходе антирелигиозной кампании двадцатых-тридцатых годов.
Значительный урон история древнерусского искусства и русская культура понесла во время Великой Отечественной войны. После войны в пятидесятые годы перед исследователями, историками искусства, в том числе и правительством, встал вопрос о сохранении наследия и древнерусских памятников. Был издан приказ Министерства культуры, который обязал сотрудников музеев исследовать сохранившиеся храмы и изучить, какие иконы, предметы прикладного искусства сохранились в закрытых храмах. Одна из первых экспедиций 1955-1956 года была организована сотрудниками Государственного Эрмитажа по Северо-Западу нашей страны. В первом зале самые древние памятники из нашей коллекции, которые и были обнаружены в ходе подобной экспедиции.
Хотела обратить внимание, что Эрмитаж сохраняет памятники древнерусского искусства из храмов, которые, к сожалению, не дожили до наших дней. Это, можно сказать, трагедия истории русской культуры, что древние храмы гибнут на протяжении ХХ и даже начала XXI века. Огромная заслуга сотрудников нашего и других музеев в том, что начиная с пятидесятых годов в ходе экспедиций были привезены эти памятники. Если бы они оставались в закрытых недействующих храмах, они бы не сохранились. Мы знаем, что храмы в двадцатые-тридцатые годы были закрыты, использовались не по назначению, отношение было совершенно варварским, и утрачен, конечно, огромный пласт древнерусских памятников. К сожалению, это не все, что мы могли бы сохранить. Перед сотрудниками Эрмитажа и других музеев стояла задача не вывезти все памятники, а отобрать наиболее ценные, требующие немедленной реставрации. По актам, которые хранятся в нашем архиве, так и звучит, что вещи принесены для дальнейшей реставрации, потому что обследование храмов проводилось не только сотрудниками музеев, но и представителями духовенства Православной Церкви, и в актах также отмечается, что переданы вещи для спасения, для сохранения, для восстановления.
Восстановление – это очень длительный процесс. Иногда икона раскрывается на протяжении не нескольких месяцев, а ряда лет. Дело в том, что икона пишется иконописцем по определенным правилам, т.е. используется доска, на которую наносится паволока, левкас. Пишется темперой – краской, которая затем покрывается олифой. Олифа – это что-то типа лака, которая на протяжении нескольких десятков лет темнеет. Впитывает из окружающей среды пыль, грязь, и в результате — «черные доски». Это живопись, которая покрыта олифой, почерневшей за много лет. При ненадлежащем хранении икона может потемнеть за 50-70 лет. И использовали, так называемое «поновление». Иконописец снимал темный слой олифы и подновлял живопись. Иногда мы видели подобное обновление на памятниках древнерусского искусства и могли открыть последовательность, т.е. посмотреть прошлое. На некоторых иконах оставлены фрагменты – «флажки», и можно видеть разноцветные слои. Реставраторы оставляют их для того, чтобы зритель мог увидеть, сколько же раз переписывалась данная икона. Ряд памятников из нашего собрания – это спасенные памятники, которые погибли бы в течение буквально нескольких месяцев».
Если бы не экспедиции, проводимые сотрудниками музеев, мы сегодня могли бы и вовсе не знать и не понимать ни что такое «Северное письмо», ни что такое «Новгородская икона», ни что такое «Пермская деревянная скульптура» и ни многие другие примеры древнерусского искусства.
Рассказывает другой куратор экспозиции, научный сотрудник Отдела истории русской культуры, хранитель коллекции русской иконы Анна Петровна Иванникова:
«Я слышала от старших поколений эти рассказы, потому что, к сожалению, какие-то мемуары не были оставлены. Зачастую такие поездки осуществлялись в холодное время года, потому что многие часовни, которые нужно было объехать, находились в труднодоступных местах. И во время разлива (весной или осенью) добраться было невозможно. Во-первых, это холод, потом очень небольшое количество средств, которые выделяли (суточные). Как рассказывали сотрудники, на эти суточные они вынуждены были и нанимать обоз, чтобы вывезти эти вещи, и сами из иконостаса снимать иконы. Или выезжают, например, два-три сотрудника, наймут какого-то местного жителя, который поможет снять икону, и зачастую, к сожалению, приходилось вывозить на себе. И как раз с этим связан такой печальный факт, что все вывезти не удавалось, просто физически было невозможно.
Безусловно, иногда возвращались за какими-то иконами, но они не всегда сохранялись. Здесь, скажем, «собаку» подложил небезызвестный автор «Черных досок», который написал такое своеобразное пособие для коллекционеров. Многие люди были коллекционерами, но были и «черные» коллекционеры, которые ездили по деревням, по отдаленным селам и вывозили вещи, чтобы продать их за рубеж. Возник очень мощный интерес к русской иконе, и иногда музейные экспедиции не успевали, они уже шли за этими «коллекционерами» и оказывались в пустых храмах. Безусловно, это не значит, что все люди, которые не были музейными сотрудниками, вывозили иконы с целью продажи. Интерес к иконе среди художников-шестидесятников был просто колоссальный, и люди комплектовали свои собрания. До сих пор есть несколько собраний, которые комплектовались не одним поколением коллекционеров. Они их бережно хранят, реставрируют, экспонируют, и, конечно, им тоже надо ставить памятник за то, что они эти вещи спасли. Но были и другие, которые, к сожалению, вывозили и продавали за границу.
Конечно, если бы иконы не были вывезены, они бы погибли. У нас есть яркий пример того, что некоторые часовни, из которых вывозились иконы, уже спустя несколько лет сгорели, когда эрмитажные экспедиции туда возвращались. А потом многие рушились. Какие-то вещи вывозились буквально из сугробов, потому что крыша могла быть разрушена. Понятно, что в сугробе, когда снег растает, и доска намокнет, вряд ли что-то сохранится. К сожалению, это путь в никуда.
Эрмитажное собрание по сравнению с крупными музейными коллекциями Москвы и Санкт-Петербурга (Русский музей, Третьяковская галерея, Государственный исторический музей) стало складываться очень поздно, только с сороковых годов. Уже многие предметы, которые оказались в музейном фонде в результате страшного разорения церквей в двадцатые-тридцатые годы, были национализированы и перераспределены между крупными петербургскими и московскими музеями. Эрмитаж тогда не был заинтересован в комплектовании собрания иконописи. Поэтому наше собрание отражает как раз во многом экспедиционные выезды, которые связаны с определенными регионами. У нас много замечательных памятников новгородского иконописания XV-XVI столетия, причем, действительно первоклассного. Огромное количество икон, связанных с северным иконописанием. Но при этом очень мало московских вещей.
Икона, оказываясь в стенах музея, не теряет своей святости. При этом она расширяет свои функции. Она расширяет возможности восприятия произведения, когда оказывается в стенах музея. Потому что вы относитесь к иконе уже не только как к молельному образу, но и как к произведению искусства. А это все-таки очень важно, т.к. если мы будем говорить об истории русского искусства до XVIII века, то фактически семьсот лет развития русского искусства – это икона. Мы же не можем выкинуть этот огромный пласт нашей культуры из нашего сознания».
Стоит добавить несколько слов о специальных климатических витринах, в которых представлены иконы на постоянной экспозиции. Как всегда в Эрмитаже различные технологии сохранения находятся на каком-то космическом уровне, не доступном для нашего понимания. Но попытаемся вместе с вами вникнуть. Поскольку иконы весьма чувствительны к любым изменениям климатических условий, то применяется технология двухступенчатой стабилизации влажности и глубокой молекулярной очистки воздуха. Однако, в таком объеме, в масштабе целой экспозиции, а не отдельных памятников, эта технология применяется в России впервые.
Остается только рассказать, как попасть на экспозицию древнерусских икон в Государственном Эрмитаже. Это очень просто: поднявшись по Иорданской лестнице, надо повернуть налево в Фельдмаршальский зал, а затем еще раз налево через зал в Министерский коридор, из которого в открытую дверь экспозиции будет видна часть образа святителя Николая. Совершенно точно не заблудитесь.
ФОТО. Древнерусская икона в Эрмитаже
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Отошел ко Господу митрополит Джанкойский и Раздольненский Алипий
Состоялось очередное заседание Синода Украинской Православной Церкви
В Ташкенте состоялось заседание Синода Среднеазиатского митрополичьего округа
Назначена и.о. игумении Свято-Троицкого Корецкого ставропигиального монастыря
В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя
Архив
Постоянная экспозиция икон открылась в Эрмитаже
6 марта 2020 года в Государственном Эрмитаже состоялось открытие постоянной экспозиции древнерусской иконописи XIV — начала XVIII века. В экспозицию вошло более восьмидесяти икон.
Начало формирования собрания древнерусского искусства Эрмитажа было связано с открытием в 1941 году отдела истории русской культуры. Это одна из самых «молодых» коллекций музея. Ее основу составили материалы Историко-бытового отдела Музея этнографии народов СССР и музейного Обменного фонда, а также поступления из собрания Михаила и Владимира Успенских.
Экскурсию для журналистов провела Анна Иванникова, одна из кураторов экспозиции. Она рассказала, что большинство экспонатов поступили в Эрмитаж в 1950-1970-е годы, когда активно организовывались экспедиции в Ленинградскую, Новгородскую, Архангельскую, Мурманскую и Ярославскую области. Это в прямом смысле спасенные иконы: в основном они найдены в недействующих деревянных храмах и часовнях, вывезены и отреставрированы. Сами эти храмы и часовни в большинстве своем до наших дней не сохранились: некоторые сгорели, некоторые просто обрушились.
Не всегда удается определить, из какого храма экспонат попал в Эрмитаж: в период активной борьбы государства с Церковью храмы закрывались, и их имущество в буквальном смысле разграблялось, а потом без всякого учета передавалось в различные музеи.
Выставка посвящена 100-летию со дня рождения сотрудницы Эрмитажа А.С. Косцовой (1920-2006). Она была хранителем Фонда икон, руководила многочисленными экспедициями по сбору памятников, подготовила первый план этой большой постоянной экспозиции.
Одна из жемчужин эрмитажного собрания — новгородская икона святителя Николая Мирликийского начала XV века. Целый ряд экспонатов отличается редкостью иконографического решения. Например, самый ранний из известных на Руси комплектов миней, созданный новгородскими мастерами во второй четверти XV столетия. Некоторые экспонаты демонстрируют оригинальность стиля иконописцев древнего Пскова и Москвы. В частности, образ «Богоявление», исполненный в экспрессивной манере, характерной для псковского искусства середины — третьей четверти XIV века, а также пядничная икона «Рождество Иоанна Предтечи».
На выставке представлены не только иконы, но и оклады, кресты, элементы архитектуры православного храма. Среди экспонатов — золоченые Царские врата начала 1680-х годов из московского Симонова монастыря. Украшенные сквозной объемной резьбой створы врат являются ярким образцом так называемой флемской рези.
Предметы на экспозиции выставлены в витринах нового поколения. Иконы несколько десятилетий находились при низкотемпературном хранении с постоянным высоким уровнем влажности. Так как они чувствительны к любым, даже минимальным, изменениям климатических условий, была применена технология двухступенчатой стабилизации влажности и глубокой молекулярной очистки воздуха. Эрмитажные климатологи впервые в таком объеме осуществляют мониторинг за состоянием климата в витринах с помощью автоматической системы контроля через Wi-Fi, что позволяет круглосуточно наблюдать за изменением влажности в витринах. Подобные технологии в России никогда прежде не применялись в масштабах целой экспозиции.
Кураторы: О.Н. Мальцева, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель фонда русской иконы, рукописных и старопечатных книг; А.П. Иванникова, научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции поздней русской иконописи.
«Мы открываем постоянную экспозицию русской иконописи, которая формировалась долгие годы. Многие не знают, что в Эрмитаже вообще есть русские иконы, — сказал на торжественной церемонии открытия выставки директор музея Михаил Пиотровский. — Эрмитаж — место памяти и очень важно, что такая экспозиция появилась. Сегодня созданы абсолютно идеальные условия показа: все витрины выполнены по последнему слову техники. Наша коллекция — символ открытости Эрмитажа. Каждый входящий будет с восторгом смотреть на святого Николая Мирликийского, будет проходить через залы, где расположена эта замечательная коллекция».