выступление на педсовете по дистанционному обучению
Выступление на педсовете «Преимущества и недостатки дистанционного обучения»
Плюсы и минусы дистанционного образования.
Дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.
Как и любая форма образования, дистанционное обучение имеет свои преимущества и недостатки.
Преимущества дистанционного обучения:
-работа в комфортной обстановке;
-доступность учебных материалов в любое время(если заболел или пропустил урок);
-возможность обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
-углубленное освоение персонального компьютера;
-возможность обучаться в период сезонных эпидемий без риска для здоровья;
-повышение квалификации без отрыва от основной деятельности.
Недостатки дистанционного обучения:
-не хватает личного общения между всеми участника образовательного процесса, что приводит к недостаточному развитию коммуникативных УУД;
-домашняя обстановка расслабляет (возможность пропустить урок, сделать его позже);
-отсутствие мощного мотиватора в виде педагога;
-проблемы технического характера, с интернет-связью;
-сложности с осуществлением индивидуального подхода (при групповых занятиях);
-отсутствие реакции обучающихся, их попытки не подключать видеосвязь, если не хотят отвечать на он-лайн уроке;
-трудно использовать воспитательные возможности урока;
-представление детей о том, что учеба на ДО занимает больше времени (всё время и классной работы, и домашней воспринимается как одна большая домашняя работа);
-отрицательное влияние на здоровье (осанка, зрение, нервная система), повышенная утомляемость от урока и у учителей, и у учеников;
-видеоуроки и обучающие сайты часто не соответствуют темам учебников;
-при выполнении контрольных работ, тестов, оценивании домашних заданий возможно неадекватное оценивание, т.к. ребенок может использовать для улучшения оценок помощь родителей или других интернет-ресурсов;
-трудоемкость при подготовке дистанционного урока и проверке выполненных заданий;
Таким образом, дистанционное обучение больше всего подходит при обучении высокомотивированных учащихся с высоким уровнем развития познавательных способностей и родителям, заинтересованным качественным обучением, а также учащимся, которые по разным причинам не могут посещать школу.
Результаты опроса учащихся 5х классов. Учащимся было предложено ответить на вопрос: «Понравилось ли тебе учиться дистанционно. Почему?»
Не понравилось – 78%
Почему понравилось (ответы детей):
-не надо рано вставать;
-можно прослушать или просмотреть урок еще раз;
-остается больше свободного времени;
-нет дополнительных заданий;
-нет дополнительных занятий;
-во время уроков можно есть.
Почему не понравилось (ответы детей):
-нет общения с друзьями и учителями;
-не понимаю материал, так как в школе;
-трудно работать в электронной тетради и на большом количестве сайтов;
Выступление на педагогическом совете по теме:»дистанционное обучение — это одна из основных форм обучения, помогающая контролировать процесс обучения и не прерывать его. «
В связи со сложившейся ситуацией в мире, школы перешли на дистанционное обучение. И в момент чрезвычайной ситуации (в ситуации вынужденной самоизоляции) дистанционное обучение — это одна из основных форм обучения, помогающая контролировать процесс обучения и не прерывать его.
Перейдя на дистанционное обучение, мы все столкнулись с рядом проблем.
Одна из первых проблем и важных — это оснащенность рабочего места ученика. Понятно, что на дворе 21 век, но не у всех детей есть компьютеры, планшеты, телефоны, которые способны транслировать видео, аудио материалы в должном качестве и в полном объёме.
Другая сторона этой же проблемы — это доступность интернета. Не у всех есть возможности пользоваться интернетом, так как это дополнительные расходы денежных средств из бюджета семьи, да и тот интернет, который есть недостаточно «скоростной» или же не выдерживает перегрузку в момент «всеобщего обучения».
Вторая проблема — это недостаточная самостоятельность учащихся при работе во время дистанционного обучения. Всем понятно, что за учащимися начальных классов необходим контроль со стороны родителей. Психофизиологические особенности учеников начальной школы не позволяют самостоятельно организовать процесс обучения.
Третья проблема – выполнение всех рекомендаций СанПиН. Они внесли в нашу работу значительные коррективы, такие как — ограничение по времени нахождения ребёнка перед экраном монитора, количество затраченного времени на учебный процесс.
Как же было организовано дистанционное обучение в начальной школе? Какие технические возможности для дистанционного обучения в начальных классах существуют?
— Обучение с помощью Электронных приложений к учебникам. В начальной школе каждый учебник имеет электронное приложение, где ребёнку доступно объясняют новый материал, предлагают задания для закрепления изученного материала. Использование электронных приложений позволяет сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов.
— Обучение через Мессенджеры (Вайбер, Вацап), которые использовались для обмена текстовыми сообщениями в онлайн режиме, а также для звонков и видео звонков;
У учащихся начальной школы преобладает наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, интерактивных уроков. Во время дистанционного обучения приходилось подбирать видео уроки, доступные для учащихся начальной школы, давать ссылки на эти видео.
Но никакие интерактивные уроки не заменят живой речи учителя, к которой привыкли учащиеся, поэтому приходилось записывать свои видео объяснения и отправлять детям.
Презентация, видео объяснение учителя
После просмотра видео детям предлагались упражнения для закрепления полученных знаний и отработки навыков, а также проверочные задания для контроля усвоения материала. Такие упражнения и задачи можно проходить неограниченное количество раз, они не предполагают оценивания и уж тем более фиксации оценок.
Также во время дистанционного обучения дети выполняли проверочные работы. Это и тестовые задания, составленные учителем, и онлайн-тесты, на которые давались ссылки. Эти тесты не подразумевают повторного прохождения – система фиксирует результаты их выполнения зарегистрированными пользователями и на этой основе формируется статистика успеваемости ученика.
Каждый учебный день ученики выполняли и классную, и домашнюю работу. Выполненные задания дети фотографировали и отправляли учителю. Учителя контролировали выполнение заданий и оценивали учащихся. Отметки выставлялись в электронный журнал. Также учитель отправлял учащимся замечания и комментарии к выполненным заданиям.
Видео и аудио ответов детей.
Конечно же в начальной школе невозможно дистанционное обучение без помощи родителей. Всё это время мы находились в тесном сотрудничестве с родителями учащихся. Именно они являлись связующим звеном между ребёнком и учителем и главными помощниками не только для своих детей, но и для нас – учителей.
Дистанционное обучение позади, но никто из нас не знает, что ждёт нас впереди. Самое главное, что в сложившихся условиях наши дети трудились, старались и ждали возвращения в школу, и мы этого очень ждали. И родители оценили значение «реальной» школы в процессе обучения и воспитания своих детей и большинство из них за всё благодарны нам, учителям.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Педагогический совет по теме: «Дистанционное обучение – большие возможности и реальный опыт»
Новое общество рождает новые вызовы. И нам предстоит отвечать на эти вызовы времени, которые иногда появляются в нашей жизни совершенно неожиданно. Ведь никто из нас не мог представить себе, что в марте – мае текущего года нам придется перейти на дистанционное обучение. Нам пришлось в очень сжатые сроки осваивать новую форму обучения, самостоятельно знакомиться с возможностями различных обучающих инструментов и платформ. Нам пришлось пересмотреть свои взгляды на цели и формы обучения, методику преподавания и отбор содержания учебного материала. Ведь ДО – новая форма обучения, которой нам сначала предстояло обучиться самим.
Но я хочу вернуться в недалекое прошлое, к 13 ноября 2019 г., когда состоялся педсовет. На котором мы рассматривали вопрос о профессиональном стандарте педагога и вели разговор как раз об одной из главных компетенций современного учителя – предметника, об ИКТ – компетентности. И тогда мы провели анкетирование, направленное на выявление этих компетентностей на базовом и повышенном уровне. В опросе приняло участие 32 педагога школы. Результаты выглядели следующим образом:
У большинства же педагогических работников на ноябрь прошлого года были сформированы ИКТ – компетентности на базовом уровне, что и позволило коллективу перейти в короткие сроки на ДО.
После завершения учебного года администрация школы, на основе отчетов учителей, проанализировала опыт ДО, сделав определенные выводы, наметив ряд мер.
Был составлен перечень Электронных и дистанционных технологий (интернет-ресурсов), которые использовали учителя школы; после ДО в первой и второй четвертях текущего года проанализирована информация о динамике использования Интернет – ресурсов по сравнению с прошлым учебным годом.
Электронные и дистанционные технологии
Количество учителей, использовавших различные электронные ресурсы
Четвертая четверть 2019 – 2020гг
Вторая четверть 2020-2021гг.
Интерактивная рабочая тетрадь Skysmart
Ссылки на видеоуроки учителей школ РФ
Еженедельно составлялся и направлялся в контролирующие органы мониторинг ДО, что позволяло выявить слабые и сильные стороны ДО, дисциплинировало педагогический коллектив и приводило к пониманию необходимости освоения новых инструментов и новых подходов.
Обмен информацией, тесное сотрудничество с родителями учащихся позволяло снизить негативные эмоции по поводу перехода в новый формат обучения.
Сделаны выводы о том, что необходимо обобщение опыта работы ДО при проведении педсовета; проведение практико – ориентированных семинаров по запросам учителей (начало было положено).
Выявлены негативные и положительные стороны ДО, которые можно отразить в следующей таблице:
Возможность работать в комфортной обстановке
Слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению зрения, к психологической зависимости от виртуального мира.
Необходимость разбираться в цифровых технологиях
Доступность учебных материалов
Отсутствие границы между рабочим и свободным временем.
И несколько отзывов о ДО:
1.«В среднем мне приходило 60 файлов, было даже 190 файлов. Трудно объяснить каждому ребёнку его ошибки, поэтому приходилось звонить и каждому объяснять его ошибки. Но самое главное, что учитель должен видеть ученика, а ученик учителя» (Фазлетдинова Т.А.).
2.«Все познается в сравнении. Возможно, у дистанционного обучения есть свои плюсы, но главное, что мы все попробовали такой формат обучения и сделали для себя выводы. Для кого-то, возможно, это идеальный способ получения образования, а для кого-то – нет. И я рада, что этот период времени научил меня чему-то важному в жизни. Для меня важно непосредственное общение, контакт с детьми во время урока, а не в интернете» (Степанова Л.И.).
3. «Плюсы ДО: некоторые дети смогли улучшить свои результаты, родители больше контролировали учебный процесс. Минусы: многие хитрили, не могли заходить на сайты, просили задания по учебникам, списывая задания с решебников. Естественно, говорение невозможно было проверять в условиях ДО». (Котова Е.В.)
Какие же новые вызовы получил педагогический коллектив, на что необходимо обратить внимание каждому из нас, для более эффективной работы в условиях ДО, ведь этот формат обучения к нам пришел «всерьёз и надолго».
2. В новой информационно-образовательной среде уроки приобретают свои особенности: изменяется позиция учителя на уроке, появляется возможность сочетания различных форм познавательной деятельности. Все это требует от педагога высокого уровня владения ИКТ и побуждает постоянно совершенствоваться в этом направлении.
3. Домашнее задание в условиях ДО: должно отбираться с особой тщательностью, так как именно оно становится центральным звеном в достижении школьниками конкретной учебной цели и п ри определении количества заданий следует учитывать, что самостоятельно ребёнок работает, как правило, медленнее, выбирает индивидуальный, комфортный ему темп, а также вынужден без непосредственной помощи учителя решать возникающие сопутствующие учебные проблемы. Поэтому задание должно быть понятным, посильным и доступным для самостоятельного выполнения учениками: зачастую школьнику некому помочь с выполнением домашних заданий, и он просто не делает то, с чем не может справиться сам; задание должно быть интересно школьнику: например, упражнение из учебника можно всегда дополнить ссылкой на интересный фильм по изучаемой теме, порекомендовать электронный ресурс или изменить задание учебника, добавив творческий вопрос.
5. Еще один немаловажный аспект, который необходимо отметить в докладе – изменение роли учителя: появились новые роли: администратор образовательного процесса, организатор деятельностной работы учеников, наставник ребенка в реальном мире, навигатор в большом Интернет – пространстве. Учителям в это период пришлось активно повышать свою квалификацию, просматривая вебинары, обучающие видеоролики на различных платформах, в целях прежде всего – освоения нового для них ресурса или совершенствовать приемы и методы проведения уроков на уже известном ресурсе и ранее мало использовавшемся. Педагогами были освоены инструменты для проведения онлайн-уроков и консультаций: доски совместного редактирования, инструменты для работы в видеоредакторах. инструменты для тестирования и различные опросники. Администрацией школы был составлен перечень онлайн-инструментов и образовательных платформ, освоенных учителями школы.
1) Нужно пробовать новое каждый день. Сервисов для удаленного обучения много, можно выбирать и пробовать применять каждый день.
2) Первое, с чего нужно начать — это овладеть инструментом. Техническая сторона дела может подвести, поэтому нужно потренироваться.
3) Главное — не бояться экспериментировать и пробовать новые форматы и инструменты. Договариваться с коллегами и смотреть их онлайн-уроки.
Педагогический совет «Организация дистанционного обучения в малокомплектной школе: проблемы и возможности»
План проведения педсовета:
Выступление Корсуновой ЛА
Дистанционное обучение — одна из основных форм обучения, помогающая контролировать процесс обучения и не прерывать его.
Карантин заставил людей во всём мире кардинально изменить свой образ жизни и перестроиться на дистанционную форму работы. Кто-то освоился очень быстро и теперь успешно балансирует между работой и домашними обязанностями. А вот учителям повезло меньше: мало того, что нужно полностью менять формат привычных занятий, так ещё и осваивать новые технологии. Перед школой был поставлен вопрос: Как организовать дистанционное обучение таким образом, чтобы это было удобно и ученикам, и учителям?
(вставить методические рекомендации)
Не смотря на преимущества, присущие дистанционному обучению, существуют и проблемы.
Адаптация прошла хорошо
Наличие технических устройств
Неудобно преподавать в дистанционном формате
Снижение уровня мотивации учащихся
Неудовлетворенность процессом преподавания
Технические перебои в процессе преподавания
Проверка большого объема выполненных работ
Возможность списать ответы учащимися в интернете
Удобно заниматься дома
Длительная доступность материала
Наличие технических устройств
Отсутствие помощи учителя
Отсутствие живого общения
Не удобно обучаться в дистанционном формате
Самостоятельность ученика
Возможность обучаться в удобное время
Отсутствие преимуществ в дистанционном формате
Приходится помогать детям
Приходится разбирать и объяснять детям учебный материал
Перейдя на дистанционное обучение, мы все столкнулись с рядом проблем.
Одна из первых проблем и важных — это оснащенность рабочего места ученика. Понятно, что на дворе 21 век, но не у всех детей есть компьютеры, планшеты, телефоны, которые способны транслировать видео, аудио материалы в должном качестве и в полном объёме.
Другая сторона этой же проблемы — это доступность интернета. Не у всех есть возможности пользоваться интернетом, так как это дополнительные расходы денежных средств из бюджета семьи, да и тот интернет, который есть недостаточно «скоростной» или же не выдерживает перегрузку в момент «всеобщего обучения».
Вторая проблема — это недостаточная самостоятельность учащихся при работе во время дистанционного обучения. Всем понятно, что за учащимися начальных классов необходим контроль со стороны родителей. Психофизиологические особенности учеников начальной школы не позволяют самостоятельно организовать процесс обучения.
Третья проблема – выполнение всех рекомендаций СанПиН. Они внесли в нашу работу значительные коррективы, такие как — ограничение по времени нахождения ребёнка перед экраном монитора, количество затраченного времени на учебный процесс.
Как же было организовано дистанционное обучение в начальной, основной и средней школе? Какие технические возможности для дистанционного обучения в начальных классах существуют?
Выступление Рядневой Т.А.- учителя начальных классов
Организация дистанционного обучения в начальных классах.
Для дистанционного обучения организовывается доступ педагогов образовательной организации к компьютерной технике с выходом в Интернет. При недостаточном техническом оснащении образовательной организации рассматривается возможность организации дистанционного обучения педагогами с использованием домашнего компьютера с выходом в Интернет.
Важно: у каждой семьи должен быть учитель, который практически всегда на связи. У ребёнка имеется ноутбук с камерой и доступ в Интернет. Предусмотрена организация дистанционного обучения с использованием учебников и других материалов на бумажных носителях, а также способы обратной связи и контроля знаний детей, у которых нет компьютера или Интернета.
Технические возможности для дистанционного обучения начальной школы различные. Возможен такой вариант:
-1 классы через Мессенджеры — это программы, которые можно устанавливать как на телефон, так и на компьютер для обмена текстовыми сообщениями в онлайн, а также для звонков и видео звонков (Вайбер, Вацап);
-2-4 классы В электронном дневнике ежедневно будут выдаваться домашние задания по всем предметам учебного плана согласно расписанию начальной школы. Учителя будут отправлять номера заданий из учебников для самостоятельного прохождения программного материала, рекомендовать чтение дополнительной литературы, работу с энциклопедиями, словарями, выполнение практических заданий. Учителя также будут отправлять образцы решения новых видов задач, уравнений, действий с величинами, оформление заданий, выполнение грамматических разборов, обозначение орфограмм.
При планировании дистанционного обучения необходимо учитывать технические возможности образовательной организации (пропускная способность канала связи, работоспособность коммуникационного сервера, количество рабочих мест для педагогов) и обязательно сочетать следующие способы организации дистанционного обучения:
-онлайн-уроки (в режиме реального времени), организованные с помощью любого удобного видеосервиса (Skype, видео в социальных сетях «ВКонтакте»«Одноклассники»);
-онлайн-обучение с помощью ЭОР (образовательные платформы Российская электронная школа (РЭШ), ЯндексУчебник, ЯКласс, ресурсы издательств «Просвещение» и «Российский учебник», видеоколлекции, видео в YouTube).
Всем знакомы современные системы для проведения занятий и трансляций.
Трансляции на YouTube. Можно легко подключить учеников по ссылке, причем ученики легко могут подключиться со своего смартфона (при наличии интернета) и посмотреть урок.
Рекомендуется использовать различные образовательные платформы, доступ к которым открыт для каждого ученика, родителя бесплатно. Министерство просвещения информирует об общедоступных федеральных и иных образовательных онлайн-платформах, а также ведёт диалог с владельцами открытых ресурсов о необходимости предоставления бесплатного доступа к образовательному контенту.
Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 4-й класс лучших учителей страны предоставляет «Российская электронная школа». Это более 120 тысяч уникальных задач, тематические курсы, видеоуроки, задания для самопроверки, каталог музеев, фильмов и музыкальных концертов. Интерактивные уроки построены на основе авторских разработок, соответствуют ФГОС и примерной основной образовательной программе. Использовать их, помимо учителей и школьников, могут родители для помощи детям в учебе в новых условиях.
Младшие школьники смогут продолжить занятия по русскому языку и математике с помощью сервиса «Яндекс.Учебник». Он содержит более 45000 уникальных заданий по математике и русскому языку по ФГОС.
Легкий переход на дистанционный формат обучения обеспечит образовательная платформа «Учи.ру». Школьникам предлагаются интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к проверочным работам.
Выгодно создавать проверочную работу на портале ЯКласс. Созданную проверочную работу можно назначить для выполнения как всему классу, так и одному или нескольким ученикам, пропустившим или не решившим данную работу. За ходом выполнения созданной и назначенной работы можно наблюдать в любое удобное время (при создании можно ограничить срок для выполнения заданий). После выполнения учащимися назначенной работы, учитель может посмотреть и распечатать отчёт о проведённой проверочной работе. Оценку за выполненное задание можно перенести в электронный журнал.
Дается домашнее задание по каждому предмету (кроме первоклассников). Задание может быть в виде тестов или письменное, тогда сделать его надо в обычной тетради, сфотографировать и отослать учителю.
Школой предоставляются все учебники и учебные материалы в электронном виде, которые нужны для учебного процесса.
Педагогу необходимо контролировать:
-организацию контроля знаний учеников с занесением оценок в электронный журнал;
-соблюдение оптимальной нагрузки на школьников, объёма домашнего задания;
В конце дистанционного обучения будут проведены административные контрольные работы по результатам дистанционного обучения с выставлением оценок в электронный журнал.
Мы в нашей школе столкнулись с такими проблемами как:
— не у всех обучающихся есть компьютер и выход в Интернет. Приходилось общаться с детьми со страниц родителей в ВК,
— домашние задания выполнялись, фотографировались и высылались в Вайбер и Ватсап.
-Очень редко задания и отчёт домашних работ отправлялись через систему Барс. Выход на платформу и работа осуществлялась не часто.
Отсутствие самодисциплины у школьников (не все учащиеся и не всегда вовремя выполняют и сдают домашнее задание).Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий, отсутствие очного общения между учениками и учителем.
Выступление Хардыкайнен Г.Н
Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с учителем по телефону, электронной почте, посредством средств телекоммуникации, а также очно.
Важно то, что система дистанционного обучения призвана не подменять, а дополнять традиционную систему образования. Использование технологий дистанционного обучения даёт широкие возможности для управления учебной деятельностью школьников, формирует новый характер взаимодействия учителя и ученика (партнёрство, совместное решение учебных задач), новые формы оперативного контроля учебной деятельности (онлайн-консультирование, рецензирование всех работ обучающихся, создание электронного портфолио).
Преимущества дистанционного обучения и телекоммуникаций позволяет:
— решить проблему интерактивного общения при взаимодействии учителя и учащихся, учителя и учебной группы, отдельного учащегося и учебной группы;
— обеспечить постоянный контроль за степенью усвоения учебного материала;
— обеспечить учащихся учебными материалами и учебной информацией, хранящимися на разнообразных информационных серверах и в базах данных телекоммуникационных сетей;
— развить у учащихся мастерство самостоятельного обучения, персональной «информационной навигации»;
— обеспечить вариативное обучение учащихся с помощью смоделированного материала курса по предмету;
— обеспечить гибкое обучение с возможностью индивидуально построенного курса по предмету;
— обучение детей с особыми образовательными потребностями, а также часто болеющих детей;
— работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);
— оказание помощи учащимся по самостоятельному освоению отдельных тем или разделов школьного курса;
— оказание помощи по углубленному/профильному изучению интересующих учащихся предметов.
Вместе с тем, внедрение дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс сопровождается целым рядом проблем и трудностей:
— Педагогические. Необходима компьютерная грамотность всех лиц, участвующих в процессе дистанционного обучения.
— Технические. Доступ к интернету. Отдельный небольшой кабинет со специализированной техникой для учителя,
— Психофизиологические. Для учителя это дополнительная нагрузка, наряду с теми программами, которые можно использовать для дистанционного обучения, есть свои трудности. Задания должны быть наглядно-образные.
Проблема в соблюдении баланса доступности и качества дистанционного образования.
Создание налаженной системы организации учебной сознательности учащегося (ребенок в поисках нужной информации «гуляет» с сайта на сайт, уходя от темы).
Учителю, в отличие от очных форм обучения необходимо уметь на расстоянии определять психологический настрой и психологические особенности своих учеников. Увлеченный ученик не хочет ждать определенного времени, отправляя задание или вопрос, он хочет знать результат, ответ прямо сейчас, иначе начинает нервничать, обижаться. Необходимо формировать культуру коммуникации в сетях. Все это требует от педагога достаточно сложных знаний и умений, специальной и достаточной подготовки, второго образования. Опять же при планировании дистанционного урока обязательно использовать здоровьесберегающие технологии, соблюдение времени за компьютером, положительные эмоции и прочее.
— Дистанционное образование требует максимального участия родителей. Все эти проблемы решаемы, как только будет отлажена система дистанционного обучения, результаты будут очевидны.
Для устранения проблем при обучении с применением дистанционных технологий важно учитывать, что в виртуальном пространстве большую роль играют мотивация и заинтересованность учащегося. Даже самые лучшие и передовые технологии, такие как информационные и психолого-педагогические, без оптимизации учебного процесса могут оказать обратное воздействие, поэтому для качественного и доступного образования недостаточно просто внедрить систему дистанционного образования в процесс обучения, необходим творческий подход к делу, создание налаженной системы организации учебной деятельности учителей и учащихся.
Использование дистанционных технологий стимулирует педагога к постоянному самообразованию и саморазвитию, ведь оно предполагает умение: 1) вести поиск в различных электронных справочниках, базах данных, информационно-поисковых системах; 2) организовывать хранение информации, проводить ее анализ и выбирать адекватные формы ее представления с помощью современных мультимедийных технологий; 3) использовать полученные данные при решении конкретных творческих и проблемных задач.
Использование технологий дистанционного обучения даёт широкие возможности для управления учебной деятельностью школьников, формирует новый характер взаимодействия учителя и ученика (партнёрство, совместное решение учебных задач), новые формы оперативного контроля учебной деятельности (онлайн-консультирование, рецензирование всех работ обучающихся, создание электронного портфолио).
Обучение в дистанционном режиме даст положительные результаты, если:
Хорошее техническое обеспечение.
Будет хороший интернет.
Будет создана хорошая платформа, лучше одна, умные сервисы, чтобы ученики и учителя не потерялись в них.
Ученики будут достаточно мотивированы, ответственны и самостоятельны.
Родители им оказывают поддержку, а не учатся за них.
Учителя постоянно обучаются, как использовать возможности интернета. Материальная поддержка учителей.
Как же была организована внеурочная деятельность при переходе на дистанционное обучение?
Выступление Шеренешевой О.В
Дистанционное обучение по дополнительным общеобразовательным программам.
Дистанционное обучение — это нетрадиционная форма образовательного процесса, при которой взаимодействие педагога с обучающимися осуществляется на расстоянии посредством различных видов опосредованных коммуникаций, представляя собой двусторонний обмен информацией в форме текстов, аудио- или видеозаписей, таблиц, картинок и др. Очевидно, что качество самого дистанционного обучения зависит от многих факторов: от качества используемого методического материала, от формы его представления, от организации непосредственно учебного процесса и многих других.
Хочется отметить, что такое обучение, не может заменить очные формы, особенно среди детей младшей возрастной категории, когда у них происходит становление мелкой моторики, мыслительных процессов, развитие ребенка, как личности. Обучение может происходить только в непосредственном контакте с педагогом, мастером, когда ремесло передается из рук в руки, из уст в уста.
Но в связи с пандемией учреждение и педагоги оказались в ситуации необходимости перехода к использованию дистанционного обучения. Процесс перестроения на дистанционные формы обучения был достаточно сложным, особенно, на наш взгляд, это касалось художественной направленности дополнительного образования и, в частности, — реализации дополнительных общеобразовательных программ по декоративно-прикладному искусству, танцам. Введение дистанционного обучения для детей при реализации дополнительных общеобразовательных программ данной направленности может рассматриваться только как временное явление, и положительные результаты возможны лишь при определенных условиях: если ребенок уже получил определенный опыт и навыки в данном виде творчества на очных занятиях, т.е. у него уже есть хотя бы начальная база; если у ребенка есть желание, потребность заниматься творчеством; если у ребенка есть поддержка и участие со стороны родителей, близких.
Можно считать в определенном смысле везением то, что переход на дистанционное обучение произошел во второй половине учебного года, то есть была заложена необходимая основа, что создавало меньше проблем при переходе к дистанционному обучению как для педагога, так и для детей.
Выбор оптимальных технологий удаленного освоения дополнительной программы напрямую зависит от социально-психологических особенностей обучающихся каждой возрастной группы.
Дистанционное обучение в дополнительном образовании особенно актуально:
— для поддержки мотивации обучения у детей современного цифрового поколения;
— для использования в образовательном процессе дополнительных ресурсов обучения, частичной или полной цифровизации дополнительных общеобразовательных программ;
— для охвата дополнительным образованием ребят, территориально удаленных от места реализации программы;
— для предоставления возможностей освоения дополнительных общеобразовательных программ детям с ограниченными возможностями здоровья;
— для продолжения обучения в периоды действия ограничительных мероприятий (погодные условия, эпидемиологическая обстановка, состояние здоровья и др.).
Отметим существование и негативных тенденций внедрения дистанционного обучения:
— отсутствие живого общения и эмоционального контакта, обучающихся и педагога, что особенно важно при работе с детьми от 6-х до 16-ти лет, а ведь для многих ребят именно реальное общение с педагогом является источником психологического благополучия и эмоционального комфорта;
— недостатки материально-технического оснащения дополнительного образования, ограниченность информационных ресурсов (компьютерная техника, доступ в Интернет);
слабая самодисциплина, самостоятельность и осознанность обучения у детей;
— несоответствующий потребностям дистанционного обучения уровень содержания материала дополнительных общеобразовательных программ.
Успешное внедрение дистанционного обучения в дополнительном образовании является перспективным направлением работы и делает необходимым обновление многих направлений деятельности учреждения. Так, существующие учебно-методические ресурсы не позволяют с успехом внедрять дистанционное обучение в образовательный процесс. Недостаточным является уровень профессиональных компетенций педагогических работников при использовании дистанционных технологий. Необходимо организовать процесс переподготовки, обучить педагогов проектированию дистанционных программ. Одним из удобных ресурсов является виртуальная обучающая среда Moodle (Modular Object Oriented Dynamic Learning Environment) — модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда. В системе Moodle педагог может создать и разместить свой курс, взаимодействовать с обучающимися, а также полностью контролировать процесс обучении. Платформа позволяет размещать все необходимые учебные ресурсы.
В нашей школе реализуются 9 дополнительных общеобразовательных программ трех основных направленностей дополнительного образования.
Решено было не изменять программы, а лишь скорректировать формы подачи материала. При обучении младших школьников и учащихся среднего звена необходим непосредственный контакт с педагогом, т.е. им необходимо его видеть или слышать. Значит, нужно снимать видео мастер-классов, проводить онлайн- конференции и т.п. Ребенок должен понимать, что от него требуется, видеть примеры работ, а еще лучше — то, как педагог сам выполняет то или иное действие. Так как в нашем поселке плохая связь, то и возможности проводить, занятия с использование собственных видеоматериалов не было.
Приходилось использовать презентационную форму подачи материала.
Несомненно, будущее дополнительного образования за активным использованием дистанционного обучения. Умелое сочетание традиционных форм обучения и дистанционных технологий позволит повысить интерес к дополнительным общеобразовательным программам и достичь основной стратегической цели дополнительного образования — воспитания личности, готовой к саморазвитию, самообучению, использованию полученных знаний на практике.
2) Соблюдать единые требования к вопросу оценивания знаний учащихся.