выступление на открытие храма
Выступление Главы Республики Мордовия на открытии храма Казанской Божьей матери. Саранск, 21 июля
Ваше Святейшество! Преосвященные архипастыри и пастыри! Дорогие соотечественники! Дорогие друзья!
Только что произошло величественное и долгожданное событие – освящение Храма в честь Казанской иконы Божьей матери. Древние песнопения и молитвы вдохнули жизнь в эти стены, делая это здание еще одним украшением столицы Мордовии, местом молитвы и духовного утешения для многих тысяч наших соотечественников. Знаменательно, что эта радостная весть облетит всю республику именно сегодня, в праздничный день Казанской иконы Божьей матери. Совершая чин великого освящения Храма и божественную литургию, Вы, Ваше Святейшество, молились, желая жителям Мордовии благоденствия и процветания. Позвольте от всех присутствующих на этом историческом и незабываемом событии, от тех, кто сейчас находится в Храме и на площади перед ним, от всего народа Мордовии поблагодарить Вас за Ваши теплые проникновенные слова в адрес нашей республики и ее жителей, наполненные отцовской заботой и пастырским попечением.
Событие, в котором мы принимаем участие, несет в себе глубокий символический смысл. Оно соединяет историю и современность, нашу заботу о решении насущных проблем сегодняшнего дня с вечными ценностями, духовными традициями Отечества. К глубокому сожалению, одной из главных причин трагических бед нашего народа является то, что мы за многовековую нашу историю неоднократно рушили основополагающие ценности, столетиями сложившиеся устои, ломали основы жизненного уклада, разрушали духовные святыни, прерывая связь времен и преемственность поколений. Сегодня укрепление российского государства невозможно без обращения народа к своим историческим корням, к своим духовным истокам. Строя храмы перед лицом опасности и в честь великих святынь, народ всегда воодушевлялся, наполнял свою душу верой и удесятерял силы. В наши дни, на судьбоносном и ответственнейшем этапе истории России, это особенно важно и особенно нужно. Нынешний год, для нас, для нашей республики стал годом особенных памятных дат. Двадцать лет назад была образована Саранская и Мордовская епархия, которую возглавил Владыка Варсонофий, теперь митрополит Саранский и Мордовский. С Вашего благословления, Ваше Святейшество, он сейчас управляющий делами Московской патриархии. В этом году исполняется 10 лет канонизации праведного воина Федора Ушакова. Эти торжества также прошли под Вашим святительским руководством. Пять лет исполнилось с того дня, когда состоялось освящение Свято-Федоровского кафедрального собора Святейшим Патриархом Алексием II. Мы сегодня мысленно и всем сердцем обращаемся к этим знаменательным событиям огромного духовного и общественного значения.
Ваше Святейшество! Все мы с особой теплотой вспоминаем Ваши пастырские визиты в республику. Ваши мудрые слова и наставления ставили перед нами новые задачи. Способствовали укреплению духовных отношений в нашей республике. Огромными событиями, устремленными в будущее стали Ваши встречи с нашей молодежью, Ваши напутствия на добрые дела, успех и победы. Именно Вы благословили созидание этого величественного Храма, посвященного одному из самых почитаемых образов Пресвятой Богородицы. Тогда же Вы заложили камень в основание Казанской церкви в Ромоданово. Строительство также завершено и мы посетим ее завтра. Только что освященный Храм Казанской иконы Божьей матери, как Свято-Федоровский кафедральный собор строился воистину всем миром. Идея его возведения нашла живой отклик у тысяч и тысяч людей, чьи религиозные чувства тесно переплетены с патриотическим порывом, с горячим желанием сделать жизнь в родном краю достойной, отношения между людьми светлыми и чистыми. Продолжая лучшие традиции российской благотворительности, свой вклад в возведение Храма внесли руководители промышленных, сельскохозяйственных и других предприятий, финансовых структур и предпринимателей республики. Со сломами особой признательности я сегодня обращаюсь ко всем жителям Мордовии, простым людям, которые делали взносы на строительство из своих зарплат и пенсий. Тем, кто приходил и своим безвозмездным трудом помогал строителям своевременно завершить работы. Уверен, каждый жертвующий на Храм, нес в душе понимание того, что он делает вклад в будущее страны, в будущее родного края, в его культуру, в ту духовную почву, на которой будут воспитываться дети, внуки и правнуки. Слова глубокой благодарности я адресую нашим строителям и архитекторам, которые спроектировали и возвели это величественное архитектурное строение. А также представителям различных регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья, которые трудились вместе с нашими строителями. Глубоко символично, что светлый праздник освящения этого Храма проходит в рамках торжеств, посвященных 1000-летию единения мордовского народа с народами российского государства. Единения, важнейшей основой которого была святая наша православная вера. Мы благодарны Вам, Ваше Святейшество, что вы согласились войти в оргкомитет по подготовке и проведению юбилея и принимаете деятельное участие в реализации мероприятий, которые будут иметь судьбоносное значение для нашей республики.
Еще и еще раз приветствую Вас, Ваше Святейшество на гостеприимной и родной для Вас земле Мордовии. Желаю Вам духовной и телесной крепости. Неиссякаемой энергии, успехов в патриаршем служении на благо спасительной РПЦ, на благо нашего Отечества. Сохрани Вас Бог на многие и благая Лета.
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
В день своего 75-летия Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
Российские телеканалы покажут фильмы, посвященные 75-летию Святейшего Патриарха Кирилла
Святейший Патриарх Кирилл благословил перенесение празднования Собора Кольских святых
В Неделю 21-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
Архив
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XV Всемирного русского народного собора
25 мая 2011 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя открылся XV Всемирный русский народный собор «Базисные ценности ― основа единства народов». Со вступительной речью к собравшимся обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые члены XV Всемирного русского народного собора!
Сегодня вновь нас всех соединяет это важное собрание. Всемирный русский народный собор — крупнейший общественный форум, в работе которого принимают участие люди разных поколений, призваний, мировоззрений, политических взглядов, объединенные вокруг идеи служения народу России и братским народам исторической Руси.
Мы проводим собор в насыщенный политическими событиями год. Россия стоит перед ответственным выбором, результат которого во многом определит жизнь страны на годы вперед. Церковь, как вы знаете, не намерена вовлекаться в политическую борьбу, выбирать свою партию. Она будет поддерживать диалог со всеми политическими силами ради совместного служения благу народа и Отечества.
В то же время мы видим, что общество — и об этом говорят многие — по-прежнему испытывает вакуум понятных большинству его членов ценностей. Сугубо утилитарная идея роста материального благосостояния, не соединенная с высшими идеалами, вряд ли может быть прочной основой для формирования единства по ключевым вопросам. Именно поэтому наш собор избрал своей основной темой базисные ценности, о необходимости формулирования которых мне много раз приходилось говорить в разных аудиториях, в том числе на Всемирном русском народном соборе.
Действительно, люди не могут отдавать жизнь, не могут идти на самоограничения во имя тех целей, которые сегодня часто формулируются как главные цели человеческой жизни. В свое время я сказал, что никто не пойдет в атаку за увеличение ВВП. Это можно говорить применительно и к стране, и к отдельному человеку. Никто не пойдет в смертельную атаку лишь для того, чтобы увеличить уровень своего потребления. Но ведь именно эти материальные ценности сегодня полагаются как стратегические, как самые важные. Достаточно заглянуть в современное масс-медийное пространство, чтобы убедиться в том, насколько в этом смысле дезориентировано общественное сознание.
Мы знаем, что события 1990-х привели к кризису ценностей и моральных ориентиров у многих соотечественников. Выражаясь академическим языком, трансляция ценностей старшей части народа новым поколениям в значительной мере прервалась. Нельзя сказать, что она прервалась полностью — тогда бы мы имели исторический коллапс. К счастью, нам удалось этого избежать. Но это не означает, что сегодня не существует опаснейших вызовов, которые способны надломить трансляцию этих базовых ценностей.
После сложных 1990-х годов общество оказалось расколотым по социальному, национальному и политическому признакам. Однако сегодня мы видим явное повышение внимание и государства, и активных слоев общества к ценностной сфере. Люди все больше понимают: если нравственный идеал передается от поколения к поколению и если нравственный идеал ограждается от разрушения, то это становится гарантией жизни просвещенного общества и процветающего государства. Убежден, наступает время, когда на смену диссонансу векторов развития различных групп должно прийти объединение вокруг ценностей, авторитет которых мог бы поддерживать само существование общества, страны и личности.
Такое объединение вокруг фундаментальных ценностей необходимо сочетать с политической и экономической конкуренцией, эффективность которой для развития общества и государства становится все более и более очевидной. Действительно, система политической и экономической конкуренции обладает определенным потенциалом положительного воздействия на экономическое, политическое и социальное развитие страны. Но как важно этот политический, экономический, социальный, мировоззренченский плюрализм связать с базисными ценностями — чтобы машина в разнос не пошла, чтобы свободное и эффективное действие личности и общественный дух имели бы все-таки некое общее стратегическое целеполагание!
К сожалению, долгое время у нас утверждалось, что экономическая формация — это базис, а все остальное — надстройка. Мы теперь ясно понимаем, что это была мировоззренческая ошибка. Никакая экономическая система, равно как никакая политическая идеология не может быть базисом — она демонтируется самим временем, самой сменой эпох, и даже самые мощные системы, построенные на идеологически крепком фундаменте, не переживают жизни четырех поколений.
Базис нашего с вами бытия сформировался под влиянием нравственной и духовной традиции. Сложившаяся в ее рамках система ценностей разделяется большинством людей вне зависимости от существующего плюрализма. Только она может стать основой широкого межнационального, межрелигиозного, межпартийного диалога о мировоззренческом фундаменте общества, о путях его дальнейшего развития, ибо созданная этими ценностями система, может быть, неформальная, но реально существующая в исторической памяти, в мироощущении наших людей, разделяется большинством вне зависимости от политических, религиозных и прочих предпочтений.
Русская Православная Церковь инициировала процесс такого диалога о фундаментальных ценностях, и в последнее на базе Всемирного русского народного собора проводились активные консультации с основными политическими силами, с деловым сообществом, с профсоюзами. По итогам этой дискуссии подготовлен проект «Базисные ценности — основа общенациональной идентичности». Перечислю понятия, которые в него вошли. Это справедливость, мир, свобода, единство, нравственность, достоинство, честность, патриотизм, солидарность, семья, культура, национальные традиции, благо человека, трудолюбие, самоограничение, жертвенность. Патриаршим советом «Экономика и этика» также предложена для обсуждения триада «вера, Родина, свобода».
Если же говорить о перечне базисных ценностей, то я думаю, в их число необходимо обязательно включить веру. Абсолютное большинство людей разделяет религиозную веру — неслучайно в гимне нашей страны есть замечательные слова о Богом хранимой земле. Поэтому, если мы избежим упоминания веры, это будет неправильно. Но, с другой стороны, совершенно очевидно, что не все люди в нашем обществе разделяют религиозную веру. Очень многие предметом веры считают политические, социальные проекты — это дело свободного выбора.
Думаю, учитывая наличие разных подходов к вере, мы должны найти такую формулировку, которая, с одной стороны, свидетельствовала бы о том, что религиозная вера является фундаментальной ценностью для очень большого числа наших граждан, но, с другой стороны, чтобы уважение было проявлено и к тем, кто религиозной веры в своем сердце пока не чувствует.
Конечно, эти перечни не являются исчерпывающими и окончательными. Это те ценности, которые мы считаем нужным не только предложить на рассмотрение собора, но и сделать темой широкого общественного обсуждения в ближайшем будущем. Полагаю, что опыт такой дискуссии будет полезен как для разных политических сил, так и для будущего государственного строительства.
Убежден, что ценности нашей цивилизации хранятся в среде всех народов — наследников исторической Руси: украинского, белорусского, молдавского и многих других. Русская Православная Церковь внесла и продолжает вносить свой вклад в сохранение исторически сложившегося единства этих народов, в их взаимопомощь и соработничество. У нас общий духовный корень, общие идеалы, общие цели — глубоко убежден, и общая система фундаментальных ценностей, а потому, конечно, общее будущее. Надеюсь, это вновь подтвердит начинающийся собор.
Как вы знаете, наша Церковь стояла у истоков создания собора и принимает в нем посильное участие. Труды Церкви будут успешными ровно настолько, насколько она сможет найти общий язык со своим народом. Ведь проблемы, которые перед нами стоят, в одиночку не смогут разрешить ни духовенство, ни светская власть, ни та или иная политическая партия, ни тот или иной преуспевающий бизнесмен. С ними мы справимся только вместе. В процессе объединения усилий значительное место отводится и Всемирному русскому народному собору.
Особенно важно, чтобы в его работе активнее участвовало молодое поколение. Поэтому хотел бы особо обратиться к сидящим в зале молодым людям. Подумайте, как сохранить и развить базисные ценности нашей цивилизации, нашей истории, нашего народа в современной жизни, в вашей собственной жизни.
Мы действительно должны найти механизм актуализации этих ценностей, чтобы они не превратились в археологический материал. Всякая ценность умирает, если она не актуализируется. Базисные ценности не могут умирать, но они живут только тогда, когда они реально вдохновляют людей и определяют их жизнь.
Молодежь наша изобретательна, полна сил. Несмотря на то, что существует значительное число молодых людей, зараженных разными пороками, с неясными жизненными ориентирами, общество, тем не менее, верит в молодое поколение. Народ верит в молодое поколение, потому что иначе быть не может. Но для того чтобы молодое поколение справилось со стоящими задачами, оно должно быть включено в процесс передачи тех самых ценностей, о которых мы говорили. Именно молодому поколению как никакому другому следует, как я уже сказал, думать об актуализации этих ценностей.
Глубоко убежден: все мы должны жить честно, поступать по совести, сохранять все лучшее, что дает нам прошлое, критически оценивая это прошлое и выбирая из него то, что стоит нести в будущее. Убежден, что непреходящие базисные ценности бытия нашего народа, бытия Русского мира и являются теми ценностями, которые стоит взять с собой в будущее, для того чтобы сохраниться и как народ, и как страна.
Благодарю вас за внимание.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Сценарий открытия и освящения Часовни им.А.Невского
Уважаемые земляки, прихожане, гости села!
Немногим известно, в память каких событий более ста лет назад в нашем селе появилась часовня.
Село Будоговищи находится посреди старого торгового тракта «Мценск–Белёв», и в те далёкие времена, передвигаясь на лошадях, проблематично было одолеть за один приём расстояние в 80 вёрст.
Село было тогда большое, а вот земли были песчаные и малоплодородные. Скудные урожаи на таких землях не позволяли крестьянским семьям нормально прожить год, местного хлеба хватало только до середины зимы, вот и приходилось местным крестьянам уходить на дополнительные заработки, а обработку земли в деревне оставляли на свою семью, детей или нанимали батраков, если позволяли средства. Тем самым, крестьяне мало пригодной для земледелия местности, получали дополнительные гарантированные денежные средства, работая в отдалении от дома, в шахтах Донбасса. Путь на заработки был сложен, и зачастую не все мужчины возвращались к своим жёнам и детям в родные селения. Все молились и просили Бога о благополучном возвращении своих сынов, мужей, отцов.
И решили местные крестьяне построить на заработанные деньги придорожную часовню в селе, объясняя её строительство следующим образом: «Мы, отправляясь с сего места в чужие земли для промыслов, чувствуем потребность помолиться и попросить у Господа помощи о благолепном пребывании в отдалённых чужих краях, о промысле, как единственном средстве добыть себе насущный хлеб… и успешном возвращении к своей семье».
На перекрестке больших дорог,
Давным давно, уже забытый человек
Построил постоялый двор, как смог,
Где б путнику в дороге был ночлег.
В углу двора, что б повидней с дороги,
Огородив узорчатым литьем,
Напоминая путникам о Боге
Часовню славную воздвиг с крестом.
И все, кто отдохнул и, продолжал идти
Молились у часовни на пороге,
Хвалили Господа за радости в пути,
Просили помощи от напастей в дороге.
В этой часовне путник мог помолиться, перекусить (здесь оставляли запас продуктов), переночевать. Часовня была открыта для всех желающих. Люди спешили сюда, чтобы помолиться о себе и о своих родных, поставить свечи, приложиться к иконам. Кто-то отправлялся в дорогу, кому-то предстояло важное и трудное дело — человек приходил в Часовню и просил, чтобы Господь помог ему. И стояла она незапертой, чтобы быть доступной для всех желающих помолиться.
Вероятно, закрыта она была в 1933 году, когда подобная участь постигла большинство святых мест нашей Родины. После закрытия здание часовни приспособили под здание сельского совета, а позднее использовалось как приспособленное помещение для торговой лавки.
В годы Великой Отечественной войны, часовня изрядно пострадала, и в разрушенном состоянии ещё много десятилетий молчаливо стояла, как будто ждала часа своего воскрешения.
В истории не бывает случайных событий, есть только определённые закономерности. На территории Часовни, на намоленном месте в 1904 году было построено здание школы. На территории школы в 1957 году было организовано перезахоронение воинов ВОВ, погибших за освобождение Белёвской земли, и на братской могиле установлен памятник.
У коллектива школы, на территории которой находился исторический памятник культуры в разрушенном состоянии, родилась идея воссоздания часовни в селе Будоговищи во имя святого благоверного князя Александра Невского. Данный проект опирается на идею увековечивания памяти воинов, павших в боях за Отчизну во все времена. Часовня должна стать своеобразным памятником Русскому Воинству, зримым символом возрождения исторической памяти, сохранения связи поколений и преклонения перед воинским подвигом наших предков и современников.
Идея школы подхватилась неравнодушными людьми. С личной инициативой по восстановлению часовни вышел Сафонов Олег Петрович, побудило его к этому события Великой Отечественной войны, многолетний поиск родственника, погибшего за освобождение нашей земли, воина Красной Армии – Сафонова Ивана Кузьмича. Олег Петрович является внуком Ивана Кузьмича.
Да, время и залечит и рассудит,
Историки напишут новый том,
Часовню заново отстроят люди
Огородив узорчатым литьем.
В 2012 году на личные пожертвования Олега Петровича начались строительные работы по восстановлению Часовни. На пожертвования местных жителей окрестных деревень приобретены иконы. И сегодня для часовни, пережившей «второе рождение» начинается новая жизнь. Восстановление святыни заложит новые и светлые традиции в нашем селе, и наверняка послужит делу воспитания подрастающего поколения в духе почтения предков, уважения к великим делам дней былых, в духе патриотизма и любви к Родине.
Церемонию освещения во имя святого князя Александра Невского проводит Преосвященный Серафим, епископ Белевский и Алексинский с участием духовенства Белевской епархии.
Приветственное слово первого заместителя губернатора Тульской области, председателя правительства Тульской области Юрия Михайловича Андрианова.
Приветственное слово руководителя Федерального агентства по туризму, благотворителя Сафонова Олега Петровича.
Искренне благодарим всех благотворителей и жителей Белёвского района, внесших свой весомый вклад в общее дело восстановления часовни святого благоверного князя Александра Невского!
Приглашаем всех почтить память погибших воинов и пройти к Братскому захоронению для возложения цветов.
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
В день своего 75-летия Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
Российские телеканалы покажут фильмы, посвященные 75-летию Святейшего Патриарха Кирилла
Святейший Патриарх Кирилл благословил перенесение празднования Собора Кольских святых
В Неделю 21-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
Архив
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XVII Всемирного русского народного собора
31 октября в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве открылся XVII Всемирный русский народный собор «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа». Церемонию открытия и первое пленарное заседание возглавил глава ВРНС Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Уважаемый Сергей Борисович! Уважаемый Президиум! Дорогие участники XVII Всемирного русского народного собора!
Сегодня мы вынесли на обсуждение очень глубокую и важную тему: «Россия — страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа». Позвольте мне с самого начала сказать, что под Россией следует подразумевать культурное многонациональное образование в совершенно конкретных исторических и географических измерениях, которое связано с Древней Русью. В каком-то смысле Россия — это синоним Руси. Сегодня мы имеем иную геополитическую реальность, когда на просторах этой исторической России возникли самостоятельные государства, многие из которых также являются наследниками этой исторической Руси. Поэтому, когда я говорю о России, я всегда подразумеваю это великое цивилизационное пространство. Но поскольку сегодня в ходе Собора многие вопросы мы будем рассматривать применительно к Российской Федерации, то под Россией мы будем подразумевать в первую очередь Российскую Федерацию — с ее проблемами, с ее надеждами, с ее взглядом на будущее.
По существу, самой формулировкой поставлены три тесно связанные друг с другом задачи. Первая: осмыслить место России в судьбе человечества. Вторая: предложить гармоничную форму общественного устройства. И третья: по возможности дать прогноз на завтра, заглянуть в будущее. Каждая из этих фундаментальных задач могла бы заслуживать отдельного обстоятельного разговора, но совершенно очевидно, что они не могут быть поставлены в отрыве одна от другой.
Размышляя над этими задачами, позволю себе обратиться к 20-летнему опыту размышлений, который мы накопили в рамках Всемирного русского народного собора.
Каждый христианин в своей жизни задается или, по крайней мере, должен задаваться вопросом: «Что, Господи, Ты повелеваешь мне сделать в жизни? Каков замысел Твой обо мне и о моей жизни?» Но тот же вопрос можно поставить и о человеческих сообществах: например, каков замысел Божий о России? Что Бог повелевает нам как наследникам, продолжателям единой Святой Руси и традиций Русского мира совершить в то время, которое Он нам дал? Является ли Россия особой, уникальной, самостоятельной цивилизацией, равновеликой Западу, Индии или Китаю? Двенадцать лет назад, в 2001 году, на VI Соборе, который имел тему «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох», мы уже обращались к этому вопросу. На наш взгляд, ответ может быть только утвердительным. Едва ли у кого-то из людей, серьезно интересующихся философией истории, это может вызывать сомнения.
Одно перечисление выдающихся имен русских и зарубежных исследователей, признававших Россию самостоятельным, самобытным обществом, выглядит внушительно. В этом списке окажутся очень разные люди — такие, как Николай Данилевский, Арнольд Тойнби, Освальд Шпенглер. А разве возникновение в начале ХХ века русской религиозной философии — яркого, самобытного направления в гуманитарной науке — не является доказательством самобытного творческого начала нашей цивилизации, способной предложить свой взгляд на мир, сказать человеку свое слово? Неслучайно, что и сегодняшние мыслители и политические деятели обращаются именно к мудрости тех, кто сформировал корпус этой замечательной религиозной философии конца XIX — XX века.
Безусловно, еще более вескими аргументами, нежели философские работы и теоретические выкладки историков, являются реальные дела, то есть исторический опыт России, ее выдающиеся достижения в культуре и технике, ее способность давать неповторимый национальный ответ на вызовы времени, ее уникальная роль в переломные моменты человеческой истории.
Поэтому на вопрос, является ли Россия самостоятельной цивилизацией в семье крупнейших цивилизаций планеты, мы обязаны дать утвердительный ответ. Да, Россия — это страна-цивилизация, со своим собственным набором ценностей, своими закономерностями общественного развития, своей моделью социума и государства, своей системой исторических и духовных координат.
Однако на VI Всемирном русском народном соборе этот вопрос был поставлен мной по-иному: можем ли мы по-прежнему считаться великой цивилизацией, сохранили ли мы это право? Ведь наши финансовые ресурсы во много раз меньше финансовых ресурсов Запада, а демографический потенциал многократно уступает потенциалу Индии или Китая.
Этот вопрос остается актуальным и сегодня. Хотя за минувшие полтора десятилетия в России произошли позитивные сдвиги, в частности, в экономике и в демографии, но они еще не вполне убедительны для тех наших соотечественников, которые утратили или утрачивают веру в творческие силы своей страны и своего народа. И здесь мы вступаем в смысловое пространство, где действуют совсем иные аргументы, нежели размеры накопленных материальных богатств и численность людских масс.
Ценность любой цивилизации — не в том, во сколько миллиардов долларов оценивается ее совокупный продукт за истекший год, и не в том, сколько у нее приверженцев на сегодняшний день. Ценность любой цивилизации — в том, что она несет человечеству. И перед каждой цивилизацией стоит вопрос: способна ли она отражать в мыслях, чувствованиях, словах и делах ту непреходящую правду, которая имеет значение в вечности?
России как стране-цивилизации есть что предложить миру. Это наш опыт строительства справедливых и мирных межнациональных отношений. Не было на Руси народов-господ и народов-рабов. Россия никогда не была тюрьмой народов, здесь не было народов первого и второго сорта. Не в этом ли кроется глубинное народное противление фашизму, который предлагал совершенно иную концепцию межнациональных отношений? Но, кроме того, мы как цивилизация имеем особый опыт многополярного и многоукладного бытия. Мы имеем традицию самоограничения, столь важную в обстановке надвигающегося дефицита ресурсов и острого экологического кризиса. Это концепция нравственных ценностей, не позволяющая девальвировать институт семьи и разрушить жизненные ориентиры личности, а также Богом определенные отношения между мужчинами и женщинами.
Особой национальной идеей, пронизывающей нашу историю и культуру на протяжении многих веков, является идея человеческой солидарности. Со времен Крещения Руси слова Спасителя о том, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13), подобно камертону, настраивали мысли и чувства наших предков на служение евангельскому нравственному идеалу. Иван Александрович Ильин, представитель той самой философии, о которой я сказал выше, определял государство исключительно через понятие солидарности, называя его «организованным единением духовно солидарных людей». Эта модель человеческих отношений восходит к тому образу Церкви как тела, который мы находим в посланиях святого апостола Павла: «Членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (1 Кор. 12:20-25). Слова апостола открывают замысел Бога о человеке и любом человеческом объединении: мы все призваны к братскому сотрудничеству и к заботе друг о друге.
Однако в современном мире преобладает иная модель устроения общества — это модель конфликта. В его основу положена система перманентных противостояний, конкуренции и борьбы, якобы неизбежных и необходимых для прогресса. Нашим идеалом, напротив, является солидарное общество, общество социальной симфонии, где разные слои и группы, разные народы и религиозные общины, разные участники политических и экономических процессов являются не борющимися друг с другом конкурентами, а соработниками. И конкуренция в таком солидарном обществе поощряется как соревновательность, но не как борьба за выживание. Святой Сергий Радонежский научает нас «воззрением на Святую Троицу побеждать ненавистную рознь мира сего». Основой для совместной жизни и совместных действий является фундамент общих, базовых ценностей, в том числе и тех, которые попытался сформулировать XV Всемирный русский народный собор в 2011 году.
Стремление к солидарности определяет весь исторический путь России, связуя воедино разные эпохи. Солидарные ценности пронизывают все пространство отечественной культуры. Потому нашим проектом будущего должно стать солидарное общество как альтернатива обществу перманентного конфликта.
Когда мы говорим о России как об особой цивилизации, мы не просто констатируем факт, но сознаем свое историческое призвание, формулируем задание на будущее для себя и своих потомков. Уже упомянутый мной Николай Яковлевич Данилевский отмечал: для того чтобы «цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью». Однако сегодня, в ХХI веке, одного лишь политического суверенитета явно недостаточно для защиты цивилизационных рубежей и для достижения адекватной роли той или иной цивилизации в мире. В итоговом документе XVI Всемирного русского народного собора, имевшего тему «Рубежи истории — рубежи России», отмечалось, что сегодня уместно говорить не только о суверенитете государственных границ, но и о суверенитете гуманитарного пространства — пространства смыслов, духовных символов, социально-культурного развития. На этом фоне создание собственных инструментов познания — социологических, политологических, культурологических — становится задачей огромной важности. Вот почему Всемирный русский народный собор может и должен стать интеллектуальным центром, собирающим вокруг себя людей, способных ставить и решать подобные задачи.
Еще одной, и, пожалуй, высшей ступенью утверждения суверенитета России как уникальной страны-цивилизации является суверенитет духовный. В его основе лежат ценности, разделяемые моральным большинством нашего общества. «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Притч. 4:23), говорит Слово Божие, и это верно как в отношении отдельного человека, так и в отношении народа в целом. Не раз в истории России страна поднималась из руин благодаря тому, что люди сохраняли веру и сознание своего долга перед Богом, друг перед другом и перед потомками. Но ни экономика, ни наука, ни оборона, ни культура невозможны там, где люди утратили мотивацию для служения друг другу, утратили сознание неоспоримых обязательств по отношению к обществу, в котором они живут. Такое общество, где люди теряют мотивацию к взаимодействию друг с другом, распадается на атомы, чему во многом способствует гипертрофированная идея индивидуализма, которая действительно является вызовом и антиподом идее солидарного общества. При этом солидарное общество никогда не должно подавлять индивидуальность, потому что оно сильно только взаимодействием свободных людей.
Безусловно, люди разных взглядов и убеждений не всегда понимают общественные ценности одинаково. Есть оттенки и нюансы, есть пространство для дискуссии, для диалога. Невозможен, однако, никакой диалог с теми, кто эти ценности грубо принижает, высмеивает, топчет, кто разрушает межнациональный и межрелигиозный мир.
Сегодня отрицание ценностей стало одним из самых опасных проявлений сил духовного разрушения. В этой ситуации защита ценностей — это защита нашего духовного суверенитета. Те, кто в своей одержимости гордыней и эгоизмом возносят себя над обществом, разрушая его ценности, должны получить очень ясный ответ, созвучный внутреннему голосу большинства нашего народа — ответ интеллектуальный, волевой, духовный, деятельный.
Святитель Николай Сербский свидетельствует: «Если мы оглянемся на жизнь русского народа от святого князя Владимира до сегодняшнего дня, то увидим, что он шел по пути, на который вывел его дух и пример его крестителя». Эти слова — не просто метафора. Общенациональные базисные ценности, о которых, в частности, говорилось на XV Всемирном русском народном соборе, глубоко укоренены в национальном характере русского народа. Формируясь на протяжении веков под влиянием православного христианства, он и поныне является социально-психологической доминантой, залогом мира и согласия в нашем обществе.
Очень часто те, кто отрицает наши святыни и ценности, переносят свои чувства и на русский народ, являющийся главным творцом нашей цивилизации, носителем ее идеалов. Эти силы словно пытаются поддержать все, что может его ослабить, разделить, мировоззренчески и морально дезориентировать. Похоже, что эти круги больше всего на свете боятся настоящего возрождения русской цивилизации, возрождения на основе веры, соединенной с жизнью, с социально значимым действием.
Сейчас, на Всемирном русском народном соборе, мы должны ясно и недвусмысленно сказать: симфония этносов, которая придает нашей цивилизации неповторимый облик, невозможна без участия в ней русских. Диалог народов, призванный внести гармонию в межнациональные отношения, не достигнет цели без присутствия в нем русских голосов, русского фактора. Полагаю, что Собор является достаточно зрелой и влиятельной организацией для того, чтобы представлять русский народ на площадках межнациональных дискуссий.
Миллионы русских людей, дорожащих своей идентичностью, должны почувствовать, что их чаяния получают живой отклик, в том числе на бытовом, повседневном уровне, в том числе на уровне диалога с властью, которая должна быть голосом народной души, исполнительницей ее надежд, ожиданий, мировоззренческих предпочтений.
Давайте признаем очевидное: развитое самосознание и единство русского народа — это незыблемое основание целостности России и единства нашей полиэтничной цивилизации. В свою очередь, игнорирование интересов русских людей, вытеснение русского вопроса из публичной сферы ведет к лавинообразному росту маргинальных и агрессивных проявлений.
Очень опасной может быть перспектива отчуждения русских и прежде всего русской молодежи, от государства, государственных структур, руководства бизнесом. В недалеком будущем это может стать крупнейшим фактором нестабильности, несущим угрозу фундаментальным основам нашей цивилизации. Столкновения, которые произошли недавно в московском микрорайоне Бирюлево, показывают: глухота власть имущих к требованиям народа, нежелание искать совместные решения проблем чрезмерной миграции и связанного с ней криминала, а также подчас вызывающего поведения приезжих уже сейчас выводят ситуацию на грань критической черты. Если позиция русского большинства и дальше будет игнорироваться, в выигрыше останутся только разрушители России, провокаторы с обеих сторон, не оставляющие попыток столкнуть лбами этносы и религии.
Мы отвергаем позицию тех, кто считает, что Россия должна быть страной только и исключительно для русских. Но мы также никогда не согласимся с теми, кто хочет видеть ее «Россией без русских», лишенной национального и религиозного лица, потерявшей чувство солидарности и единства. Подобный сценарий чреват катастрофическими последствиями не только для нашего государства, но и для всего мира.
При этом хотел бы подчеркнуть, что ни один человек, принадлежащий к другому народу в России, не должен быть ограничен в своих правах, в своих возможностях. Одним из непременных условий межнационального согласия должно быть, во-первых, осуществление права народов нашей страны на этнокультурное развитие, при этом государствообразующий русский народ не может быть исключен из этого процесса. И во-вторых, формирование многонациональной гражданской и цивилизационной общности, осознание всеми людьми, принадлежащими к различным этносам и народам, своей сопричастности к единому обществу, к единой стране, чтобы каждый мог гордиться тем, что он является гражданином свободной России.
Мы знаем: духовные и ценностные ресурсы, которые вручены нашему народу, нашей стране, и всей семье народов России, не раз определяли путь человечества на решающих исторических перекрестках, в осевые моменты времени. Так было прежде, так должно быть и в будущем. Поэтому важнейшая задача Всемирного русского народного собора, общая задача всех нас, собравшихся здесь, — сохранить и приумножить это цивилизационное наследие, которым мы сегодня обладаем, передав его идущим нам на смену поколениям. Благодарю за внимание.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси