выявление барьеров в обучении

Тренинг «Выявление барьеров в процессе обучения»

выявление барьеров в обучении. Смотреть фото выявление барьеров в обучении. Смотреть картинку выявление барьеров в обучении. Картинка про выявление барьеров в обучении. Фото выявление барьеров в обучении

Монастырева Ирина Павловна

Занятие 1: Выявление барьеров в процессе обучения. Теория обучения, основанного на аффектах.

Занятие 2: Мотивация учащихся. Определение мнения учеников о процессе обучения (консультирование с учениками).

Учителя определят потенциальные препятствия в обучении учащихся в классах и сделают анализ методов оказания поддержки ученикам в целях сохранения их мотивации к обучению.

Учителя проанализируют разновидности характера препятствий в обучении (интеллектуальные, социальные, аффективные и др.), мотивационные теории обучения, методоы работы с «недовольными» учениками. Также сформулируют различные подходы к процедуре консультирования учащихся.

Ученики, уверенные в собственных способностях к обучению, усваивают материал быстрее и лучше. Они легче концентрируются, глубже думают и с удовольствием обучаются, добиваясь высоких результатов в выполнении внутренних контрольных работ и внешних проверок. Им легче обучаться и они получают больше удовольствия от этого процесса. Учителя, умеющие управлять мотивацией учащихся, играют основную роль в определении пути их дальнейшего развития. Будущее непостижимо и непредсказуемо, но оно активно формируется в настоящем. Все, что происходит в настоящем, оказывает влияние на развитие способностей молодых людей. Устанавливая факторы, которые формируют или ограничивают способность обучаться в настоящем, учитель, выбрав определенные педагогические приемы, должен помочь молодым людям раскрыть весь свой потенциал и стать лучшими учениками. Мы знаем, что ученики иногда «выпадают» из образовательного процесса урока по различным причинам: из-за скуки, желая уклониться от сложной работы, утомлены шумом в классе, нуждаются в индивидуальной помощи, которую учитель не может оказать в определенный момент, очередная задача не столь увлекательна, чем размышление или разговор о сложностях их общественной жизни и многие другие. Названные проблемы знакомы в ежедневной практике преподавания, но если их оставить без внимания и не пытаться их решить, то ученики могут воспринимать их как неотъемлемую часть скучной ежедневной школьной жизни и в конечном итоге они столкнутся с проблемами заинтересованности в школе и обучении. Успех достижения необходимой заинтересованности зависит от установки на преодоление трудностей и степени вовлеченности в классную работу, поощрения участия в различных школьных мероприятиях, уважения и поддержки ровесников, настроенных на работу или наоборот. В немалой степени успех зависит от гуманности и профессиональных качеств учителя. Утверждается понимание возрастающей потребности молодых людей в обладании права быть услышанными и в высказывании важной информации о значимости роли молодежи в сегодняшнем и завтрашнем мире. В «Конвенции о правах ребенка» (1989) одним из четырех основных принципов названо право ребенка быть услышанным. Данная идея рассматривается как неотъемлемая часть программы обучения по правам и обязанностям гражданина в процессе непрерывного обучения. Как слушать учеников и как научить их учиться являются для учителей проблемами, равными по значимости проблемам как преподавать и как обучать.

• Упражнение на создание команды.

• Схема действующих факторов для стимулирования дискуссии. Ресурс: Схема действующих факторов (см. Образовательная платформа).

• Подход, основанный на совместной работе: Работа в парах с целью создания для учителей информационных постеров о возможных препятствиях эффективному обучению.

• Мотивационные цели обучения. Ресурс: Обучение и мотивация (см. Образовательная платформа).

• Работа с анкетами на определение степени активности учащегося. Ресурс: Анкеты учащихся (см. Образовательная платформа).

• Подход, основанный на совместной работе:

— Малые группы учителей, состоящие из 2–3 человек, формируют заключение на основе выявленных проблем по результатам анкетирования учащихся.

— Обмен мнениями в объединенных группах, численностью из шести учителей.

— Изучение тренером группы идей всех малых групп и вынесение аргументированного решения, основанного на мотивационных теориях обучения.

• Упражнение высокой активности.

• Проведение анализа метода консультирования учащихся с целью определения его преимуществ и потенциальных возможностей для использования в качестве эффективного подхода в планировании обучения. •Разработка опросного листа для использования в работе с учащимися. Ресурс: Консультирование учащихся по вопросам учения и преподавания (см. Образовательная платформа). Обратная связь по уроку (см. Образовательная платформа).

• Работа в малых группах по четыре человека для проведения анализа метода консультирования. Ресурс: Консультирование учащихся (см. Образовательная платформа).

• Разработка примерной схемы консультирования, адаптированной к конкретному школьному контексту.

Фиксирование учителями своих выводов по итогам занятия одного дня в своих рефлексивных отчетах и блогах

1. Упражнение на создание команды. Выход на тему занятия

Участники произвольно делятся на 2 группы. В каждой группе выбирается участник, играющий роль «учителя», остальные участники играют учеников.

Ученик в соответствии с инструкциями должен изобразить персонаж, создающий барьер на уроке.

2. Презентация «Определение препятствий в обучении»

Взята презентация Соловьевой Валентины Николаевны, учителя начальных классов « Способы и методы преодоления трудностей в обучении младших школьников».

3.Фронтальный опрос. Игра

— Можно ли прожить жизнь не встречая барьеры?

— Какие бывают барьеры?

— Какие ассоциации возникают у вас со словом «барьер»?

— Что является барьером для вас в преподавании?

— Что важнее знать педагогу барьеры или способности ученика?

3. Схема действующих факторов для стимулирования дискуссии

выявление барьеров в обучении. Смотреть фото выявление барьеров в обучении. Смотреть картинку выявление барьеров в обучении. Картинка про выявление барьеров в обучении. Фото выявление барьеров в обучении

4. Работа в группах

Обучение и мотивация.Создание постеров.

Задание: Паре необходимо познакомится с материалом, выложить идеи на постере. Защита постера. На следующем этапе коллеги должны на ватмане представить барьеры, которые мешают ученику в виде кирпичиков. Здесь узнали и взяли на вооружение новую стратегию «Посланник». От каждой группы выступал спикер в роли «посланника» от своей группы, защищал работу группы, отвечал на вопросы, дополнял. И таким образом, каждый «посланник» прошелся по всем группам, отвечая на вопросы, дополняя уже к имеющемуся материалу группы. Данная стратегия имеет большие преимущества в плане усвоения нового материала самими учеником.

5. Работа с анкетами на определение степени активности учащегося

Анкета. Исследование познавательной активности учащихся.

Ф.И.О. ________ класс ________ Дата ________

Инструкция : Ребята, Вам предложена анкета, которая состоит из 8 вопросов с тремя вариантами ответов, о том, какому школьному предмету вы отдаете наибольшее предпочтение.

На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию, класс и дату.

Отвечая на первый вопрос анкеты, выберите один или несколько предметов и поставьте под ним знак “+”. В дальнейшем, отвечая на следующие вопросы анкеты, ставьте “+” только под выбранными предметами, таким образом, вопросы будете соотносить к Вашим выбранным школьным предметам.

Источник

Тема: Выявление барьеров в процессе обучения.

Учителя проанализируют разновидности характера препятствий в обучении (интеллектуальные, социальные, аффективные и др.), мотивационные теории обучения, методы работы с «недовольными» учениками. Также сформулируют различные подходы к процедуре консультирования учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Выявление барьеров в процессе обучения.»

Тема: Выявление барьеров в процессе обучения. Теория обучения, основанного на аффектах.

Тема: Мотивация учащихся. Определение мнения учеников о процессе обучения (консультирование с учениками)

Учителя определят потенциальные препятствия в обучении учащихся в классах и сделают анализ методов оказания поддержки ученикам в целях сохранения их мотивации к обучению.

Учителя проанализируют разновидности характера препятствий в обучении (интеллектуальные, социальные, аффективные и др.), мотивационные теории обучения, методы работы с «недовольными» учениками. Также сформулируют различные подходы к процедуре консультирования учащихся.

Ученики, уверенные в собственных способностях к обучению, усваивают материал быстрее и лучше. Они легче концентрируются, глубже думают и с удовольствием обучаются, добиваясь высоких результатов в выполнении внутренних контрольных работ и внешних проверок. Им легче обучаться и они получают больше удовольствия от этого процесса. Учителя, умеющие управлять мотивацией учащихся, играют основную роль в определении пути их дальнейшего развития. Будущее непостижимо и непредсказуемо, но оно активно формируется в настоящем. Все, что происходит в настоящем, оказывает влияние на развитие способностей молодых людей. Устанавливая факторы, которые формируют или ограничивают способность обучаться в настоящем, учитель, выбрав определенные педагогические приемы, должен помочь молодым людям раскрыть весь свой потенциал и стать лучшими учениками. Мы знаем, что ученики иногда «выпадают» из образовательного процесса урока по различным причинам: из-за скуки, желая уклониться от сложной работы, утомлены шумом в классе, нуждаются в индивидуальной помощи, которую учитель не может оказать в определенный момент, очередная задача не столь увлекательна, чем размышление или разговор о сложностях их общественной жизни и т.д. Названные проблемы знакомы в ежедневной практике преподавания, но если их оставить без внимания и не пытаться их решить, то ученики могут воспринимать их как неотъемлемую часть скучной ежедневной школьной жизни и в конечном итоге они столкнутся с проблемами заинтересованности в школе и обучении. Успех достижения необходимой заинтересованности зависит от установки на преодоление трудностей и степени вовлеченности в классную работу, поощрения участия в различных школьных мероприятиях, уважения и поддержки ровесников, настроенных на работу или наоборот. В немалой степени успех зависит от гуманности и профессиональных качеств учителя. Утверждается понимание возрастающей потребности молодых людей в обладании права быть услышанными и в высказывании важной информации о значимости роли молодежи в сегодняшнем и завтрашнем мире. В «Конвенции о правах ребенка» (1989) одним из четырех основных принципов названо право ребенка быть услышанным. Данная идея рассматривается как неотъемлемая часть программы обучения по правам и обязанностям гражданина в процессе непрерывного обучения. Как слушать учеников и как научить их учиться являются для учителей проблемами, равными по значимости проблемам как преподавать и как обучать.

Источник

Коучинг Выявление барьеров в процессе обучения. Теория обучения, основанного на аффектах.

выявление барьеров в обучении. Смотреть фото выявление барьеров в обучении. Смотреть картинку выявление барьеров в обучении. Картинка про выявление барьеров в обучении. Фото выявление барьеров в обучении

Выявление барьеров в процессе обучения. Теория обучения, основанного на аффектах.

Учителя определят потенциальные препятствия в обучении учащихся в классах и сделают анализ методов оказания поддержки ученикам в целях сохранения их мотивации к обучению

Учителя проанализируют разновидности характера препятствий в обучении (интеллектуальные, социальные, аффективные и др.), мотивационные теории обучения, методы работы с «недовольными» учениками. Также сформулируют различные подходы к процедуре консультирования учащихся.

У ченики, уверенные в собственных способностях к обучению, усваивают материал быстрее и лучше. Учителя, умеющие управлять мотивацией учащихся, играют основную роль в определении пути их дальнейшего развития. Определение причин «выпадания» учеников из образовательного процесса урока по различным причинам названная проблема знакома в ежедневной практике образования успех достижения заинтересованности учащихся зависит от установки на определение трудностей и степени вовлеченности в классную работу. Успех этой работы зависит от гуманности и профессиональных качеств учителя.

Занятие 1 Ход тренинга

Создание эмоционального настроя.

Упражнение на создание команды

Цель: Сплочение, улучшение взаимопонимания участников.

Придумать разные эпитеты к слову «счастье». Счастье – какое оно может быть.

Если участники не очень поняли, что от них требуется, тренер приводит свои примеры:

Если участники высказывают какие-то слишком неожиданные эпитеты (например «музыкальное счастье» или «таинственное счастье»), то тренер просит их прокомментировать, что они понимают под этим.

В корзине находятся изображения растений — команды деревьев :рябины, калины, малина и боярышника.

Выход на тему занятия

Демонстрация видео фрагмента «О страхе на пути к успеху».

Вопрос: Какие чувства вы испытывали, когда вам предстояло сказать комплемент и после того, как вы это сделали?

1-2 группа: выделяют факторы на взгляд учителя самостоятельно

3-4 группы: выделяют факторы учащихся, на основе проведенной анкеты с учащимися (приложение 1)

Дополнят, сравнение с раздаточным материалом «Факторы, влияющие на обучение учащихся» РМ стр.93.

«Итальянский футбол» разминка (приложение2)

Стратегия «Ролевая игра»«Учитель и ученики».

В группе разыграйте ситуацию и составьте рекомендации, как справиться с подобными барьерами в обучении:

Учитель и ученик с повышенной мотивацией,

учитель и ученик с пониженной мотивацией,

учитель и ученик с особыми потребностями,

учитель и ученик с ярко выраженными чертами холерика.

Выработка общих рекомендаций для учителя:

выявление барьеров в обучении. Смотреть фото выявление барьеров в обучении. Смотреть картинку выявление барьеров в обучении. Картинка про выявление барьеров в обучении. Фото выявление барьеров в обучении

Обсуждение утверждения: Учителя должны быть полностью осведомлены об аффективности учеников. Почему?

Работа с раздаточным материалом стр. 113 «Предложение по развитию аффективной области деятельности» (приложение 3)

— ознакомиться с понятиями «социальность», «эмоциональность», «поведенчество»

Написать эссе «Преодоление трудностей в обучении моего предмета» (200 слов)

выявление барьеров в обучении. Смотреть фото выявление барьеров в обучении. Смотреть картинку выявление барьеров в обучении. Картинка про выявление барьеров в обучении. Фото выявление барьеров в обучении

выявление барьеров в обучении. Смотреть фото выявление барьеров в обучении. Смотреть картинку выявление барьеров в обучении. Картинка про выявление барьеров в обучении. Фото выявление барьеров в обучении

выявление барьеров в обучении. Смотреть фото выявление барьеров в обучении. Смотреть картинку выявление барьеров в обучении. Картинка про выявление барьеров в обучении. Фото выявление барьеров в обучении

выявление барьеров в обучении. Смотреть фото выявление барьеров в обучении. Смотреть картинку выявление барьеров в обучении. Картинка про выявление барьеров в обучении. Фото выявление барьеров в обучении

Курс повышения квалификации

Охрана труда

выявление барьеров в обучении. Смотреть фото выявление барьеров в обучении. Смотреть картинку выявление барьеров в обучении. Картинка про выявление барьеров в обучении. Фото выявление барьеров в обучении

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

выявление барьеров в обучении. Смотреть фото выявление барьеров в обучении. Смотреть картинку выявление барьеров в обучении. Картинка про выявление барьеров в обучении. Фото выявление барьеров в обучении

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

выявление барьеров в обучении. Смотреть фото выявление барьеров в обучении. Смотреть картинку выявление барьеров в обучении. Картинка про выявление барьеров в обучении. Фото выявление барьеров в обучении

Номер материала: ДБ-1280547

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

выявление барьеров в обучении. Смотреть фото выявление барьеров в обучении. Смотреть картинку выявление барьеров в обучении. Картинка про выявление барьеров в обучении. Фото выявление барьеров в обучении

выявление барьеров в обучении. Смотреть фото выявление барьеров в обучении. Смотреть картинку выявление барьеров в обучении. Картинка про выявление барьеров в обучении. Фото выявление барьеров в обучении

Шойгу предложил включить географию в число вступительных экзаменов в вузы

Время чтения: 1 минута

выявление барьеров в обучении. Смотреть фото выявление барьеров в обучении. Смотреть картинку выявление барьеров в обучении. Картинка про выявление барьеров в обучении. Фото выявление барьеров в обучении

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

выявление барьеров в обучении. Смотреть фото выявление барьеров в обучении. Смотреть картинку выявление барьеров в обучении. Картинка про выявление барьеров в обучении. Фото выявление барьеров в обучении

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

выявление барьеров в обучении. Смотреть фото выявление барьеров в обучении. Смотреть картинку выявление барьеров в обучении. Картинка про выявление барьеров в обучении. Фото выявление барьеров в обучении

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

выявление барьеров в обучении. Смотреть фото выявление барьеров в обучении. Смотреть картинку выявление барьеров в обучении. Картинка про выявление барьеров в обучении. Фото выявление барьеров в обучении

В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом

Время чтения: 3 минуты

выявление барьеров в обучении. Смотреть фото выявление барьеров в обучении. Смотреть картинку выявление барьеров в обучении. Картинка про выявление барьеров в обучении. Фото выявление барьеров в обучении

В проекте КоАП отказались от штрафов для школ

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Коучинг «Выявление барьеров в процессе обучения. Теория обучения, основанного на аффектах»

выявление барьеров в обучении. Смотреть фото выявление барьеров в обучении. Смотреть картинку выявление барьеров в обучении. Картинка про выявление барьеров в обучении. Фото выявление барьеров в обучении

Место проведения: ЦПМ

Занятие 1: Выявление барьеров в процессе обучения. Теория обучения, основанного на аффектах.

Занятие 2: Мотивация учащихся. Определение мнения учеников о процессе обучения (консультирование с учениками).

Учителя определят потенциальные препятствия в обучении учащихся в классах и сделают анализ методов оказания поддержки ученикам в целях

сохранения их мотивации к обучению.

Учителя проанализируют разновидности характера препятствий в обучении (интеллектуальные, социальные, аффективные и др.), мотивационные

теории обучения, методы работы с «недовольными» учениками. Также сформулируют различные подходы к процедуре консультирования

Ученики, уверенные в собственных способностях к обучению, усваивают материал быстрее и лучше. Они легче концентрируются, глубже думают и с удовольствием обучаются, добиваясь высоких результатов в выполнении внутренних контрольных работ и внешних проверок. Им легче обучаться и они получают больше удовольствия от этого процесса.

Учителя, умеющие управлять мотивацией учащихся, играют основную роль в определении пути их дальнейшего развития. Будущее непостижимо и непредсказуемо, но оно активно формируется в настоящем. Все, что происходит в настоящем, оказывает влияние на развитие способностей молодых людей. Устанавливая факторы, которые формируют или ограничивают способность обучаться в настоящем, учитель, выбрав определенные педагогические приемы, должен помочь молодым людям раскрыть весь свой потенциал и стать лучшими учениками. Мы знаем, что ученики иногда «выпадают» из образовательного процесса урока по различным причинам: из-за скуки, желая уклониться от сложной работы, утомлены шумом в классе, нуждаются в индивидуальной помощи, которую учитель не может оказать в определенный момент, очередная задача не столь увлекательна, чем размышление или разговор о сложностях их общественной жизни и многие другие. Названные проблемы знакомы в ежедневной практике преподавания, но если их оставить без внимания и не пытаться их решить, то ученики могут воспринимать их как неотъемлемую часть скучной ежедневной школьной жизни и в конечном итоге они столкнутся с проблемами заинтересованности в школе и обучении. Успех достижения необходимой

заинтересованности зависит от установки на преодоление трудностей и степени вовлеченности в классную работу, поощрения участия в различных

Упражнение «Домики и люди»

Знакомство с притчей «О бабочке»

Рефлексия по вопросам:

— Ваша версия: стоило ли человеку помогать бабочке выбраться из кокона?

Какова мораль этой притчи?

Человек, желая помочь бабочке, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, ей необходимо, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать.

Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни.

Если бы нам было позволено жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не были бы такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

— После выдвинутых предположений участники формулируют тему и задачи тренинга.

Тема: Выявление барьеров в процессе обучения. Теория обучения, основанного на аффектах.

Задачи: Определить потенциальные препятствия в обучении учащихся в классах и проанализировать методы оказания поддержки.

Презентация «Притча о бабочке»

Активизация мыслительной деятельности

Стратегия «Двустороннее письмо»

— Какие виды барьеров наблюдаются в обучении?

— Каковы причины их возникновения?

— К чему приводят барьеры?

Бвыявление барьеров в обучении. Смотреть фото выявление барьеров в обучении. Смотреть картинку выявление барьеров в обучении. Картинка про выявление барьеров в обучении. Фото выявление барьеров в обученииарьеры учителей Барьеры учеников

Изучение нового материала

Изучение таблицы «Факторы, влияющие на обучение учащихся»

Обсуждение предложенного материала:

— Какие факторы оказывают положительное влияние на обучение?

Составление Fishbone Diagram

выявление барьеров в обучении. Смотреть фото выявление барьеров в обучении. Смотреть картинку выявление барьеров в обучении. Картинка про выявление барьеров в обучении. Фото выявление барьеров в обучении

«Факторы, влияющие на обучение учащихся»,

Закрепление изученного материала

Просмотр мультфильма «Услужливый заяц», его анализ

Определите, кто есть кто?

Ответьте на вопросы:

— Какие барьеры возникли между учеником и учителем?

— Какие пути преодоления барьеров Вы можете порекомендовать для каждой ситуации?

Каждой группе на выбор предлагается решение ситуаций по преодолению барьеров в обучении:

Ситуация №1. Конфликтный ребенок из неблагополучной семьи в обычном классе среднего звена.

Ситуация №3. Самоуверенный, наглый, циничный ученик – начинающий, молодой, робкий учитель.

Ситуация №4. Родитель, не желающий слышать негатив о своём ребёнке, – требовательный учитель.

— В группе разыграйте ситуации и составьте рекомендации, как справиться с подобными барьерами в обучении.

— Свои рекомендации представьте в виде кластера «Пути преодоления барьеров в обучении».

Электронная презентация «21 принцип успешных взаимоотношений».

Источник

Барьеры в обучении, и как учиться с удовольствием. Техника работы с барьером

Почему эта тема актуальна? Вовсе не потому, что есть те, кому учиться трудно, и им надо помочь. Наоборот, есть люди, которые учатся с удовольствием, интересуются новым, и им как-то быстро удаётся запомнить. Это как? Это особенные люди с особенным даром к обучению?

Обычно считается, что процесс обучения — это то, с чем человек должен справиться сам, и особо никто не рассказывает, на что опереться в процессе обучения, что может оказаться поддержкой в процессе обучения. В основном требуется результат обучения. Более того, сами люди не выдерживают процесс обучения и важным становится только результат. А кому сложнее? Тому, кто в процессе обучения или тому, кто не в процессе и воспринимает будущий результат как ситуацию неопределённости? Например, ребёнок в процессе обучения, а родители рядом. Ребёнку важен процесс, родителю нужен результат. Это уже конфликт.

Учимся мы всегда. Вся жизнь — это обучение. Очень сильно меняется время, ведь сейчас огромный объём информации, который получает человек. Взять обычного крестьянина 18–19 века. Он за всю жизнь получал информацию, равную объёму информации нынешней начальной школы.

Сейчас очень высокие требования к мышлению и логике. Пообщавшись с мамами и папами, которые приводят детей на консультацию, я вижу другую картину. Требование родителей к качеству мышления у детей слишком высокое, а низкое качество абстрактно-логического, символического и метафорического мышления у взрослых. Это ещё один конфликт требований времени и реального положения. Чтобы научить человека языку, нужно на нём разговаривать. Не так ли? Чтобы научить ребёнка думать, нужно показать, как это делается.

Читатель мой! Конечно, это не о вас. Это о других родителях, где-то там, которые требуют от ребёнка результата и точно такого, от которого зашкаливающая тревога неопределённости сойдёт на нет.

«Докажи мне, что всё будет хорошо, в результате!» − просят родители своими требованиями к результатам учёбы. А как ребёнок докажет, если мама или папа, приходя с работы, жалуются и жалуются на жизнь, на зарплату, охают, скрипят, болеют, ругаются, оскорбляют своих близких (причём за глаза и при ребёнке), матерят начальников, страдают от собственной низкой самооценки и прочих переживаний. И ребёнок не может сказать: «Мама, папа, докажите мне, что наше будущее в результате будет счастливым, что я, став взрослым, не продолжу жить так же, как вы, а то ещё хуже!». Где тут думать о процессе обучения, если родитель рассказывает, какое будущее страшное, и что оно будет лучше, если учиться.

О! Учиться! Вот секрет счастья! Чтобы будущее было лучше — надо учиться. Но… И тут, символически, кипит мозг. Мамы и папы не идут учиться. Почему? Ведь они так много говорят о том, как им трудно, какая маленькая зарплата, что надо знать конфликтологию, чтобы начальник не ездил, надо уметь постоять за себя речью, надо получить должность или специальность… А сами не идут учиться. Что это за закон, по которому дети обязаны строить лучшее будущее, а на уши им «налегает» родитель, в самом расцвете интеллекта, активности и сил, что это ему уже не надо. Почему? Это ещё один конфликт: делай не так, как я делаю, а так как я тебе говорю. Да, мои дорогие! Это конечно, о других родителях. Где-то такие есть.

Я знаю других родителей. Ребёнок в 8 классе — папа на второе высшее, дистанционно, а мама на курсы повышения квалификации. И к 9 классу в семье три выпускника: ребёнок, папа и мама. Все заняты, все друг друга поддерживают. Поверьте, ребёнок в обмороки не падает на экзамене и не пьёт успокоительное. Он получил дома пример, как справиться с волнением, потому что он видел, как это делает папа (для мальчика нужен его пример) или мама (пример для девочки). Ребёнок видел, сколько времени сидит папа за учёбой, мама с наушником в ухе аудиолекцию слушает, пока кушать готовит. В 11 классе ребёнок на ЕГЭ, папа на сертификат экзамен сдаёт, у мамы новое повышение квалификации.

Если говорить о мышлении, то общепринято, что у детей до 10–11 лет предметно-действенное мышление. То есть оперировать может тем, что видит. Как Буратино с яблоками. Он не смог представить, что у него в кармане два яблока. Для него это «врёте, ни одного!». А если бы Мальвина знала о типе мышления Буратино, то уж нашла бы настоящие яблоки. Наши дети понимают математику на рублях. Нет цифр, есть стоимость цифр. И хорошо, если кроме учебника мы идём в магазин и считаем все взятые покупки в уме, затем на кассе высчитываем сдачу. И опять не ребёнок, а мама или папа это делает. Покажи принцип, потом спрашивай. Потом и наперегонки можно считать.

В подростковом возрасте уже есть знаково-символическое мышление. Смысл цифр или текста становится неким символом или знаком. Однако, на моём опыте, у большинства 14-15-летних подростков мышление образное. То есть на два слова, которые надо запомнить, подросток автоматически рисует в голове целую историю, порой, даже не связанную с тем, что надо запомнить. Процесс запоминания подросток почему-то усложняет: запомнить образ, историю, и потом по ним вспомнить слова. Отсюда истощение, уставаемость. Это прародители невнимательности и отвлекаемости. И тут есть выход. Ребусы, шифровки, знаковые картинки. Тут помогает техника Самвэла Гарибяна, старая-старая, описана ещё в 80-х годах прошлого века. Но… сначала родитель это осваивает и начинает жить по принципу знаково-символическому. Ребёнок просто вовлекается в процесс, потому что с него не требуют вслух, а это жизнь семьи.

Фриц Перлз сказал, что «обучение — это тот момент, когда что-то для человека становится возможным».

Далее наступает вторая фаза обучения. Человек сталкивается с проблемой. Он начинает чувствовать, что проблема есть. Он натыкается на неё на каждом шагу. Чувствует потребность, чтобы что-то изменилось… Само. Обычно на этой фазе обучения, проблему видит в других. Это муж, это жена, это ребёнок, это тёща, это начальник…То есть включается механизм проекции. Отличная психическая защита, когда моё внутреннее, не приятное, не могу принять в себе — выбрасываю в другого и вижу эти качества у другого. Я вижу их, говорю о них, но ещё не понимаю, что говорю то, в общем, о себе и своих качествах. У Литвака Михаила Ефимовича есть фраза: «Послушай, что говорит человек о других — это он говорит о себе».

На второй фазе могут быть виноватые в проблемах не только другие люди. Это может быть часть тела. Например, человек говорит: «У меня болит голова, поэтому не хочу». То есть это не я болею, а какая-то отдельная от меня часть тела. Я не идентифицируюсь что «Я» — это тело, душа, эмоции, а «Я» — это что-то внутреннее, а тело, это «Не Я». Слышали, наверное, фразу: «организм пить хочет«. То есть это не я пить хочу, а организм.

Единственное, что человек хочет на второй фазе обучения — избавление от неприятного состояния и неприятной ситуации. И тогда он идёт за таблеткой, идёт на тренинг, т.е. ищет волшебное быстрое решение. Он просит чёткую инструкцию, в которой будут прописаны шаги, что надо делать в этой ситуации. К сожалению, получив эту инструкцию, делать эти шаги человек не будет никогда. Когда вам выписывает врач рецепт, вы не идёте в аптеку и точно следуете предписанию. Вы идёте домой, звоните друзьям и родным, рассказываете им симптомы и назначенное лечение, затем обесцениваете назначенное и лечитесь так, как скажет соседка, какая-нибудь «zaya_sinyja» на форуме, у которой похожие симптомы. Обесценивание тоже психическая защита. Она нужна для того, чтобы сохранить остатки своего всемогущества, чтобы не признавать свою слабость перед невозможностью самостоятельно решить проблему.

Меня просят часто показать какую-нибудь фишку, которая позволила бы очень быстро выходить из конфликтного наезда. Фишек много! Предлагаю записать наезд слово в слово, чтобы на практическом реальном примере показать, как это работает. Как вы думаете, сколько человек записало? Двое за 2017 год. Остальные либо забыли, либо поняли, что решив конфликт, лишишься вторичной выгоды.

На второй фазе человек сталкивается с границей между собой и другими людьми. И желание оставаться в своём всемогуществе, заставляет искать способы управления другими. Это опять сопротивление переменам. И ещё какое.

Игнорировать проблему на этом этапе уже невозможно. Некоторые сбегают из терапии на этой фазе и рискуют попасть в замкнутый круг. Потому что советы начинают повторяться, ситуации повторяются и ощущаются как болезненные, и человек воспринимает себя жертвой. Это очень не простой этап!

Но «дорогу осилит идущий», и настойчивые переходят на третью фазу обучения. Человек начинает делать открытия. И первое — то, что с человеком происходит — это часть потенциала. На третьей фазе человек смотрит на себя и видит свои светлые и тёмные стороны. Он видит мир глазами той энергии, с которой на второй фазе истово боролся. Посмотреть на себя иначе — очень важный момент.

На этой фазе человек чаще улыбается. Он говорит: «Вот, была ситуация, и раньше бы я сделал бы вот так…, но сейчас как будто что-то щёлкнуло, и я сделал иначе. И оказалось круто!».

Например, из последних успехов моих клиентов, мужчина, ругавшийся с начальником за неоплаченную сверхурочную работу вдруг вышел из ситуации за 10 минут. Ему оплатили всё. Раньше бы он ходил ругаться то с начальником, то с бухгалтерией полмесяца.

Из успехов родителей с подростком: раньше подросток мог себе позволить наорать на маму, а теперь мама так поступила, что девушке не хочется это делать. А сколько труда в прохождении двух первых фаз обучений пережила мама? Этого никто не считал. Горжусь такими мамами! И новый год встретят в обстановке душевного тепла.

Мы учимся в каждый момент времени. И если учёба — это процесс, то и внимание должно быть к процессу.

Третья фаза проходит легче. Здесь открывается способность видеть мир глазами другого. Но другой воспринимается не отдельно, а как «другой — тоже я». У Юнга это состояние называется метапозиция. Состояние, когда человек становится шире в своём психологическом пространстве, у него появляется пространство вариантов движения. Здесь только одно неудобство — пока нет навыка. И бывает откат назад, к тем моделям поведения и мышления, которые наработаны годами. как-то на автомате происходит поведение старым способом. Однако человек уже замечает это и знает, как можно подняться до третьей фазы и занять опять метапозицию. То есть третью фазу можно назвать тренировкой новых моделей поведения и мышления, тренажёр наработки опыта.

Человеку в третьей фазе комфортно. Появляется энергия творчества, многое воспринимается как игра, как тренажёр. А кому не хорошо? Близким. Они начинают замечать изменения. «Мне не нравится твоё поведение!», «Ты попал в секту», «Чему тебя твой психолог учит?», «С тобой стало невозможно разговаривать» и многие другие фразы. Среда начинает включать способы воздействия. Зачем? Вы точно слышали фразу — «Любая система стремиться вернуться в исходное состояние». Джозеф О’Коннор, Иан Макдермотт в книге «Искусство системного мышления» описали процессы систем, варианты способов вернуть как было и сопротивление возвращению.

На этой фазе могут рушиться старые отношения. Иногда даже браки распадаются, потому что человек понимает, на каком невротическом фундаменте были построены отношения. Вылечили невроз, не стало фундамента. И тогда у близких два пути — искать манипуляции, чтобы вернуть невроз человеку или же начать меняться самим. То есть они попадут на первую фазу обучения. И вы им уже не завидуете. На второй фазе они начнут винить и обесценивать «просветлённого». Но это можно пережить? Конечно! Однако бывает вариант, когда с третьей фазы откат назад у самого человека. И вы знаете случаи, когда пациента, лечившегося от невроза, выписывают здоровым, а через полгода он снова поступает в стационар с той же болезнью. Потому что среда, в которой он живёт, сохраняет симптомы. Зачем? Выгода. Обычно это бывает у тех, кто не умеет правильно давать обратную связь. И здесь важно учиться общению, чувствованию состояний себя и другого. Помогает здесь высокое искусство, кинематограф, творчество, поэзия, литература.

На третьей фазе обучения важны поддерживающие фигуры. Не дома, так вне его — тренер на тренировке, коуч, батюшка в храме, сообщество, кто угодно, но тот, кто поддержит. То есть самостоятельно организовать себе поддерживающую среду. А так же учиться поддерживать себя, находить способы заряжаться, способы сбрасывать негатив, преобразовывать негатив в ресурс. И тут помогут все техники коррекции эмоционального выгорания, медитации, физическая нагрузка.

Четвёртая фаза обучения — это когда ваша новая возможность стала равноценной частью вас. Это не новое поведение, а вообще поведение. Вы знаете контекст ситуации, где применяете, можете быть разным, вы выбираете вариант из нескольких стилей поведения, вы видите ситуацию с нескольких точек зрения. Вы видите поведение других более глубже. У вас нет первой реакции эмоций и отыгрывания. Здесь появляется ровное состояние понимания того, где человек находится. Здесь нет осуждения, манипуляций. Человек принимает себя и другого.

Никто не ответит вам на вопрос, чему, в какое время вы должны научиться. Это может ответить лишь школьная программа. На какой стадии обучения находится ваш ребёнок? А сами вы где? Может ли ребёнок двигаться по стадиям тем же темпами, что и вы? Может ли другой человек двигаться теми же темпами, что и вы? У каждого свой обмен веществ, свой гомеостаз. То, что надо вам, не обязательно надо другому. И то, что вы открыли, не обязательно надо другому в том же объёме.

Скажем, женщина (пример с согласия) чувствует ответственность за свою дочь и хочет ей помочь. Дочь взрослая, но как-то плохо, по мнению женщины, зарабатывает. И оказалось, что то, как женщина представляет себе потребность дочери, это на самом деле потребность её самой, помочь своему отцу зарабатывать. Он был болен и мало зарабатывал. В семье были скандалы по поводу безденежья. Мать работала на двух работах. Сутки через трое на одной работе, в ночь на другой, и в результате умерла от инсульта. Теперь, чтобы не умереть самой от инсульта (ей 52 года, а мама умерла в 54 года, то есть фантазия, что и я умру, и осталось жить два года), надо заставить дочь больше зарабатывать, чтобы не умереть. Работа проекции, что дочь обязана меняться. Вторая фаза обучения. Дошли до понимания процессов развития дочери, и её самой, и всё, что женщина может делать, это создавать определённую среду, в которой дочь могла бы развиваться в том темпе, которые соответствуют её жизненному пути. И лечение тут не для того, чтобы показать направление, а чтобы женщина поняла, как устроено у неё. Нам любопытен не результат, а процесс.

Печально, когда развитие ребёнка родители судят по собственной жизни. А полезен навык присоединения и посмотреть на мир глазами этого ребёнка. Не пытаясь исправить его, а понять процессы, которые движут этим развитием.

Итак, обучение — это процесс.

Дам практическое упражнение.

Иногда не даёт меняться наш собственный внутренний критик. Это та часть, которая пугается и обесценивает процесс изменений. Проявляется препятствие фразами — «Нафиг надо?» или «Фигня какая».

Иногда внутренний критик есть, но его не слышно. Он является из внешнего мира в виде обесценивающих ваши стремления людей. Или фразами людей типа «твоя секта», «как бы ты не развивался, не отрывайся от коллектива», «и что, ты все деньги потратишь на обучение?» и т.д. Люди могут обижать, могут подшучивать над вами.

В этих случаях внутренней или внешней критики нужно нарисовать образ критика. Кто это такой, внутри или снаружи так с вами себя ведёт? Кто против того, чтобы вы расширяли свои варианты поведения? Если вы сосредоточитесь, то обязательно придёт образ того человека, которому развитие кажется кардинальными переменами, которые больше опасны, чем полезны. И этот человек чаще вас одёргивает, обесценивает любые ваши поступки, соревнуется с вами на значимость. Нашли?

Теперь «прыгайте» в тело этого внутреннего критика и начинайте смотреть на мир глазами этого человека. Выразите всё, что приходит на ум по поводу развития, по поводу изменений, по поводу бесполезного времяпрепровождения и так далее. Всё, что приходит вам. А может, это будет страх? Потеря значимости, потеря контроля, страх разлуки, страх траты денег. А может быть, страх разрыва отношений? Вам обязательно придут мысли.

Дальше вам нужно спросить самого себя: что из того, что я услышал от критика, является самым критичным? Что больше тормозит? Например, сходимся с критиком на том, что это трата денег. Ему страшно и мне жалко тратить. Или критик боится разрыва отношений, и я боюсь этого тоже. То есть торможение критика подходит к вам как ключ к замку.

Что самое критичное? Способ критики, содержание критики или сам факт критики? Какое позитивное намерение скрывается за этой критикой? Например, о трате денег, это способ позаботиться о будущих финансах. Или критика нужна, потому что хочется быть вместе. И вы можете обнаружить, что критик не препятствует вашему обучению, а наоборот пытается сохранить что-то хорошее. Критика станет восприниматься спокойнее. Вы теперь понимаете человека и можете дать ему обратную связь из позитивной точки зрения.

Сложнее дело обстоит со способом критики. Возможно, критику трудно принять, что вы выше. Эта боль, что «у меня этого нет», рождает желание уничтожить ваши начинания (у Мелани Кляйн в «Зависть и благодарность» описан этот механизм). И тогда вам поможет удерживание границ, о чём говорить с этим критиком, а о чём не стоит. А также посмотреть на то, чему завидуете вы, и как проявляете благодарность.

Если же вас раздражает, что критик нарушает ваши границы, это означает только одно — вы выстроили слишком жёсткие границы, что у вас есть жёсткое ценное убеждение (вспомните поведение подростка, который ценность «наша семья порядочная» создаёт ситуацию, где семья выставляется им как балаган). Придётся тогда посмотреть на свои ценности и исследовать свой страх потери этой ценности.

Благодаря критику, вы сможете понять, какой рост вам необходим именно сейчас.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *