яблочный медовый ореховый спас 2019
Празднуем три Спаса: когда будет Медовый, Яблочный и Ореховый спас в августе 2019
Пришел месяц август, а с ним и три Спаса. Первый—Медовый Спас его встречают 14 августа. Второй—Яблочный приходится на 19 августа. И третий—это Ореховый отмечают 29 августа. Три христианский празднества, которые посвящаются Иисусу Христу. Каждый из праздников хранит свою предысторию, придания и многовековые обряды.
Встречаем первый Спас — 14 августа 2019
Прекрасный праздник—Спас Медовый или Маковей встречаем 14 августа. Праздник именуют Медовый потому, что на пасеках к этому часу приступали собирать мед. Издавна в этот праздник православие почитает святыни Животворящего Креста, Владимирской иконы Божией Матери, Образ Спасителя.
В этот день в храмы приносили на освящение воду и мед последнего сбора. Только потом отведывали лакомство. Из него готовили сладости, или так намазывали на хлеб. И обязательно угощали медом убогих. На пасеках же затевали гулянки, куда приходила вся околица.
Встречаем Спас второй — 19 августа 2019
Пересказали об этом ветхозаветные провидцы Моисей и Илия. Праздник относят к числу 12 главных праздников причастных к земной жизни Иисуса Христа. В этот день полагается собирать урожай яблок, сходить в церковь и осветить там плоды, а также хлебные колосья.
По приданию верили, что человек, который скушает освященный фрукт, избавится от грехов, полученных после изгнания из рая. До праздника яблоки есть категорически возбранялось. Освященными фруктами угощали детей и бедных, а также приносил яблоки на могилы умерших детей. Бытовало поверье, что в этот день Ангелы угощали яблоками покойных деток. На праздник пекли хозяйки с яблоками пирожки и сладости, варили яблочное варенье.
Предки верили, что в этот день обновляется вся природа, и на смену лету приходит осень. На праздник делали обряд очищения своего дома от злых духов.
Встречаем третий Спас — 29 августа 2019
Третий Спас нарекли Ореховый или Хлебный встречали его 29 августа. Еще называют праздник Нерукотворного Спаса. Библейская легенда описывает, что как-то Сын Божий умылся и вытер лицо полотенцем, и на нем отобразился его лик. Так нерукотворный образ превратился в символ этого праздника.
К Хлебному Спасу на Руси полностью созревали орехи, их собирали и отправлялись на ярмарки, где торговали льняными полотнами. Спас на полотне, как его еще называли, отмечали просто. В этот день делали ореховую настойку, которая избавляла от простуды. Заготавливали веники для бани из ореха. Верили, что такой веник мог вылечить любую болезнь.
В этот день приветствовалась работа в поле. Заканчивали убирать рожь и пшеницу. Из этой муки выпекли хлеб и освящали в церкви. Поклонялись и читали молитвы на Хлебный Спас мученику Деомиду, который свою жизнь отдал во имя веры. Вечером за ужином собирались все родственники. Во главе стола были мед, орехи, яблоки, свежая выпечка из муки нового урожая. Потом топили баню, прихватив с собой веники, которые изготавливали из веток орешника.
Спасы в 2019 году: Медовый, Яблочный, Ореховый
Для православных верующих август является довольно насыщенным временем. В этом месяце нас ждут Медовый, Яблочный и Ореховый Спасы. У этих праздников есть особые традиции, о которых важно знать каждому.
Каждый из трех Спасов связан с важным религиозным событием. Да, не все они являются двунадесятыми праздниками, но от этого не становятся менее значимыми. В них есть народная составляющая, которая делает их такими любимыми для людей.
Медовый Спас — 14 августа
Это первый из трех праздников, поэтому часто его так и называют в народе — «Первый Спас». В древности в этот день было принято откачивать мед. В церквях 14 августа производится освящение воды, поэтому праздник иногда именовался Мокрым Спасом.
Связан Медовый Спас с таким важным событием, как Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господнего. Отмечается он всегда в первый день Успенского поста — 14 августа. Мед — постная пища, поэтому в этот день принято устраивать скромное застолье. Одно из главных блюд — булочки с маком. Из-за этого праздник также называют Макавей.
В этот день принято молиться о спасении души. Бога просят о том, чтобы он защитил от любого зла, наставил на путь истинный. Главный символ праздника — крест, поэтому многие люди дарят друг другу крестики или иконы. Первый день поста проходит под эгидой позитивных эмоций, несмотря на то, что нужно придерживаться множества правил.
Яблочный Спас — 19 августа
Еще один дар природы — яблоки. Их собирают в августе, потому что большинство сортов созревает примерно к этому времени. Праздник Преображения Господнего приходится как раз на 19 августа. В народе его называют Яблочным Спасом.
События из Евангелия, связанные с праздником, говорят о том, как Иисус Христос отправился на гору Фавор со своими учениками для молитвы. Там им явились пророки Моисей и Илья. Их сопровождал ослепительно яркий свет, из которого послышался голос: «Это и есть мой сын возлюбленный. Слушайте Его». Считается, что в этот момент апостолы узрели чудо явления Святого Духа и соединения Его с Иисусом Христом. Мессия преобразился в этот момент, став полноценным Богом.
В это время Успенский пост продолжается, поэтому праздничный стол остается скромным. Люди издревле в этот день делали яблочные пироги и угощали ими друг друга.
Ореховый Спас — 29 августа
Последний из трех Спасов — Ореховый. Очень часто его называют Третьим. Еще он носит название «Хлебный». Он приурочен к празднику перенесения Нерукотворного образа Христа Спасителя.
Также в этот день отмечается память мученика Диомида и память Феодоровской иконы Божией Матери. Согласно традициям, в этот день люди пекли хлеб, собирали орехи и делали из них различные лакомства. В этот день застолье можно разнообразить мясными и молочными блюдами, потому что Успенский пост к этому времени уже закончится.
Каждый из трех Спасов имеет свои особые традиции. Это большие праздники, обладающие важным смыслом и соединяющие народные и церковные традиции воедино. Если у вас не будет возможности посетить храм в эти дни, то почитайте молитвы дома.
Медовый, яблочный, ореховый спасы в 2019 году
Хотите узнать всё о спасах в 2019 году? В этой статье вы найдёте исчерпывающие ответы на интересующие вас вопросы об ореховом, яблочном и медовом спасах.
Спасы в 2019 году
14 августа 2019 года начинается Успенский пост, который продлится до праздника Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа.
В этот же день отмечается праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста, в народе именуемый «Медовым Спасом».
Ничего не смущает, не режет слух в этих словах? Я понимаю, что «посягаю на святое», и все же… Ведь слово «спас» от слова «Спаситель», а слово – не пустой звук, тем более, если это – имя. В особенности, если это имя Божие.
За последние свыше двадцати лет мы привыкли, что накануне праздников Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, Его Преображения и Нерукотворного Образа, в СМИ обязательно появляются «просветительские» материалы на их тему. К сожалению, зачастую они выдержаны в ключе земледельческой магии, что сводит на нет пользу даже той информации, которая хотя бы вскользь дается о сути праздников.
Мы порой слишком привыкаем к словам и словосочетаниям, не задумываясь, что слово – продукт своеобразного «круговорота веществ в природе». Те или иные представления и понятия обретают имена в результате формирования своего содержания. Имена в свою очередь продолжают формировать сознание, как индивидуальное, так и массовое.
Вы никогда не задумывались о метаморфозе слова «настоящий»? Когда-то (да и сейчас некоторые люди используют это слово в таком смысле) под ним понималось «теперешнее», то, что есть в данный момент. В наше время за этим словом прочно закрепился смысл чего-то истинного, верного, непоколебимого, неподдельного, чуждого фальши, эфемерности. Случайно? Отнюдь. Эта сравнительно новая смысловая нагрузка – следствие искажения нашего мировоззрения, смещения приоритетов, преобладания ценностей временных; да – тленных, да – преходящих, но реальных, потому что они – настоящие: вот они, родимые, здесь, их пощупать можно, прочувствовать. Что «там» – это еще видно будет… и будет ли? А вот «это» – здесь и сейчас. А если и не «сей час», то в «ближайший час»: наши радости и скорби земные – это «настоящее» (во всех смыслах), все же прочее – так… А потому «с волками жить – по-волчьи выть», мы – люди немощные, грешные, но Господь милостив и Матерь Божия да святые все с Ангелами-Хранителями за нас заступятся и спасение наше – дело решенное. Только почитать Бога и наших перед Ним заступников надо, что опять же очень просто: в храм на праздники ходить, фрукты-овощи святить – учат в… ох! Да, совсем чуть не забыл: раз в год обязательно собороваться надо, чтобы не заморачиваться с грехами на исповеди, потому как в соборовании забытые грехи прощаются, и тогда можно в душе своей не копаться. И всё! И живи как все…
Такое, вот, «настоящее», но только никакое не Православие получается.
Беда, разумеется, не в народной культуре и не в крестьянских традициях. Культура христианская естественно формируется в лоне определенной среды и несет на себе ее отпечаток. Другое дело, что, во-первых, не все, что является отпечатком среды – неотъемлемая часть христианской культуры, а во-вторых… «мера во всем», как говорил мудрый Демокрит. Ведь не в меде да овощах-фруктах проблема. Традиции эти красивы, исполнены глубокого смысла, да только глубина эта становится парадоксально недостижимой именно из-за преобладания обрядного начала! Прилагательное («медовый», «яблочный», «ореховый», «хлебный») определяет в религиозном сознании содержание существительного «Спас». Не то, чтобы все напрочь забыли о каком «Спасе» речь, хотя и подобное бывает, как, например, на Западе, когда, празднуя «Рождество», многие не знают, что именно они так весело отмечают, Чей День Рожденья справляют.
Аграрная составляющая теснит изначальное содержание понятий этих праздников аналогично тому, как это произошло с понятием «настоящее». Только в обратном порядке: в случае с «настоящим» временному и преходящему придан вес незыблемого и надежного, а в случае со «Спасами» – вечное, истинное, и в силу этого абсолютно надежное, подменяется (при сохранении личины некой незыблемой твердыни) тленным, временным, а уже что является символом поклонения духу мира сего – вода, плоды, полотно ли – неважно. Достаточно перевести внимание, сместить акценты, и подмена произведена.
Удручающее впечатление производят многие люди, приходящие в эти праздники в храм освятить конкретные банки с медом, плоды. Они или приходят к концу службы только, чтобы получить «ритуально-магическую услугу», и скучают, порой не очень терпеливо дожидаясь, «когда начнется», или еще хуже: являются довольно рано, чтобы удобно расположить свое приношение на столе и потом не отводят очей от своих кульков, «отстаивая» службу, но не участвуя в ней…
А зачем участвовать в службе, когда столько интересных людей вокруг, с кем можно, в ожидании, «когда начнется», пообщаться, прежде чем расстаться до следующего праздника, когда что-нибудь будут «святить» и «давать»? Службу, ведь, служат священнослужители – это их дело, а наше – вот, записки им подать, просфоры получить, свечки поставить, материю грешную, представленную водой-плодами, освятить, самим вкусить, да с ближними поделиться. При чем тут наше участие в богослужении? Мы пришли душой отдохнуть, нечего нас тут строить…
Постоянным прихожанам еще как-то удается объяснить, что освящаются не только конкретные плоды, а весь урожай тем, что его начатки приносятся в жертву, т.е., принесенное, по идее, должно оставаться в храме или там же раздаваться, и этой жертвой освящается все, что у тебя на огороде, в саду, на пасеке, дома, в магазине и на базаре, наконец, то, что ты собираешься приобрести и кормить свою семью – все это освящается твоим «принесением начатков Богу»: жертвой благодарения Небесному Отцу за Его заботу о нас, грешных, без которой ни урожая не было бы, ни средств, приобрести пищу.
Если вдуматься, эти праздники между собой очень крепко связаны. Только не аграрной составляющей. Преображаясь, Господь заранее укрепляет апостолов, как сказано в праздничном кондаке: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша; да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние». Нетварный свет Преображения разрывает, рассеивает мрак отчаяния: мрак придавивший апостолов после страданий и крестной смерти их Учителя; мрак, окутывающий и отравляющий нас, порой, очень крепко.
Свет Преображения достигает до наших сердец, если мы в минуты, казалось бы, безраздельного владычества мрака вспоминаем о Кресте и сораспятии Христу, вспоминаем, что Крест – символ не столько страданий, сколько любви, которая хотя и не ищет страданий, страдания для нее не цель, но при необходимости она принимает их, радуясь о тех, за кого приносится жертва, радуясь о своей душе, которая очищается смиренным и благодушным перенесением скорбей.
И если Господь приоткрыл на Фаворе Свою славу, то через крестный путь в каждом из нас отмывается и восстанавливается образ Божий, проявляясь и просиявая в нашей душе через все большее уподобление Первообразу, о чем нам напоминает Господь в празднике, посвященном созданию Его первой, нерукотворной иконы.
Вы прочитали статью Спасы в 2019 году: медовый, яблочный, ореховый. Читайте также:
Спасы 2019 — Медовый, Яблочный и Ореховый: когда отмечаются, традиции, приметы и запреты
Окончание лета символизирует три любимых в народе праздника, связанных со сбором урожая и отмечаемых в честь Иисуса Христа. Это три Спаса — Медовый, Яблочный и Ореховый.
Спасы 2019: когда отмечаются
Медовый Спас отмечается 14 августа; Яблочный Спас празднуют 19 августа, а Ореховый Спас наступит 29 августа. Слово «Спас» в названии означает, что праздник связан со Спасителем — Иисусом Христом.
Медовый Спас: в честь чего отмечается
Медовый Спас (другие названия Маковый, или Мокрый Спас, а также Спас на водах) — в православии это первый день Успенского поста, совпадающий с праздником со сложным названием: Происхождение честных древ животворящего креста. В этот день чтят память святых мучеников Маккавеев.
Слово «Маккавей» на иврите означает «молот». Первоначально так прозвали Иуду Маккавея из династии Хасмонеев, лидера восстания против сирийско-греческого ига в 166—160 годах до н. э. Затем прозвище перешло к остальным сыновьям иудейского священника Маттафии, а впоследствии — ко всем защитникам и исповедникам веры во время гонений Антиоха Епифана.
Народные традиции, приметы и запреты на Медовый Спас
На Медовый Спас в храмах традиционно освящают свежий мед, а также плоды нового урожая — на юге это в первую очередь виноград, на севере — яблоки. Только после этого все эти продукты считаются подходящими для употребления в пост.
Поскольку по православному обряду в этот день совершается малое освящение воды, Медовый Спас иногда называют Мокрый Спас, или Спас на водах. В это время на Руси традиционно чистили старые колодца, а также копали новые.
Кроме того, в этот день последний раз в году купались в открытых водоемах, источниках и родниках. Согласно приметам, в этот праздник вода становится целебной, и даже после Ильина дня в ней стоит искупаться для защиты от болезней, сглаза, порчи и т. д.
А вот после 14 августа все купания уже строго запрещены до следующего лета.
Яблочный Спас: что за праздник, народные приметы
Яблочный Спас — это народное название праздника Преображение Господне, одного из важнейших в христианстве. Праздник посвящен явлению воскресшего Иисуса Христа апостолам, когда те молились на горе Фавор. Преображение Господне — это символ божественного триединства, а также единства божественной и человеческой сущности Христа.
Яблочный Спас — это разгар Успенского поста, когда уже разрешено употреблять в пищу освященные плоды и мед нового урожая. Традиционно на Преображение Господне еще с апостольских времен освящали виноград нового урожая, который запрещено было есть до праздника. На севере этот обычай перешел на яблоки и на другие плоды.
Народные приметы и запреты на Яблочный Спас
Все приметы и запреты этого дня в основном связаны с яблоками. На Руси яблоки нового урожая строжайше воспрещалось есть до Яблочного Спаса, особенно женщинам, считалось, что это навлечет беды на всю семью.
А начиная с этого праздника наступало яблочное раздолье: яблоки ели во всех видах, ими торговали, ими одаривали друзей, родных и просто прохожих. Традиция угощать друг друга яблоками в этот день жива и поныне.
На Руси на Яблочный Спас устраивались гуляния, а вечером девушки гадали на удачу, на судьбу и на суженого. Теплая сухая погода на Яблочный Спас считалась хорошей приметой, а дождь — предвестником ранней и холодной осени.
Ореховый Спас: что за праздник
Ореховый Спас в народе называют по-разному: Третий, Хлебный, Полотняный, Холщовый и т. д. Третий Спас отмечается после очень важного в православии праздника — Успение Богородицы. Третий Спас знаменует приближение осени, он связан с традиционными народными ремеслами, а также с наступлением времени сбора диких орехов и выпечки хлеба из зерна нового урожая.
В этот день на Руси торговали домоткаными полотнами, накрывали столы с освященными караваями из зерна нового урожая и готовились к началу осенней страды. Подробнее об этих праздниках читайте в материалах Федерального агентства новостей.
Три Спаса: традиции и приметы
Спас медовый
В церковном календаре этот праздник отмечен как Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Он сопровождается выносом креста, крестным ходом и торжественным водосвятием рек, озер, водоемов. Поэтому первый Спас иногда называют мокрым Спасом («на воде»).
С праздником первого Спаса совпал день памяти ветхозаветных мучеников Маккавеев. Упоминание о них в народном календаре связано со временем собирания мака.
Спас яблочный
Василий Селиванов в своей книге «Год русского земледельца» писал: «В этот же день после обеда толпы баб и ребятишек осаждают помещичьи сады, которые почти всегда сдаются купцам, и покупают у последних все то, что даже было бы выкинуто за негодностью, лишь бы называлось яблоком. Покупают на гроши, на кудели пеньки и льна, на яйца; например, за одно яйцо получают две или три пригоршни яблок, сколько широкие руки сидельца могут их вместить. В этот день в садах насыпают целые воза падалицы и непадалицы, хороших даже сортов яблок, и развозят по окрестным приходам к церквам, где по окончании обедни все раскупается».
Яблочный Спас еще называют «первыми осенинами», то есть встречей осени. От Спаса, который являлся границей между летним и осенним циклом работ, в некоторых местах начинали сев озимых, копали ранний картофель. В этот день устраивали ярмарки.
Спас ореховый
Третий Спас (Спас «на полотне», ореховый Спас) отмечают 29 августа. Празднество установлено в честь перенесения нерукотворного образа Господня в Константинополь.
Заметив это, Иисус Христос велел принести воды, умылся, вытер лицо свое платком, и к удивлению присутствующих на платке тотчас же получилось изображение Христа. Этот нерукотворный образ свой Иисус Христос послал князю вместе с письмом, в котором писал: «Блажен ты, что уверовал в меня, не видав меня. После вознесения моего придет к тебе ученик мой и совершенно исцелит тебя от недуга».
Князь, получив образ и поклонившись ему, почти совсем излечился от болезни. Сначала образ хранился в Эдессе, а впоследствии был перенесен в Константинополь. Перенесение это и было совершено 29 августа.
Третий Спас называется ореховым, потому что к этому дню, как правило, созревают орехи. В Беларуси орешник (лещина) считается священным растением, он символизирует жизнерадостность и плодовитость.