чем схож эмбриогенез всех позвоночных
Чем схож эмбриогенез всех позвоночных
24.7.7. Сравнительная эмбриология
Фон Бэр (1792-1867), изучая эмбриональное развитие у представителей разных групп позвоночных, обнаружил удивительное структурное сходство во всех этих группах, особенно на стадиях дробления, гаструляции и ранних стадиях дифференцировки (см. разд. 21.5). Геккель (1834-1919) высказал мысль, что это сходство имеет эволюционное значение. Он сформулировал закон рекапитуляции, согласно которому «онтогенез повторяет филогенез», т. е. стадии, через которые проходит организм в процессе своего развития, повторяют эволюционную историю той группы, к которой он относится. Хотя этот принцип слишком упрощает действительное положение дела, он привлекателен и в известной мере справедлив. Изучение одних только ранних зародышей любых позвоночных показывает, что определить группу, к которой они принадлежат, невозможно. Как видно из рис. 24.15, только на относительно поздних стадиях развития эмбрион начинает приобретать некоторое сходство с соответствующей взрослой формой. На определенных сравнимых стадиях эмбрионы всех позвоночных имеют следующие структуры:
1. Карманообразные впячивания эктодермы и растущие им навстречу выпячивания стенок глотки. У рыб они соединяются и срастаются, а затем прорываются; в результате образуются жаберные щели, которые служат для газообмена. У других групп позвоночных сохраняется одна такая щель, из которой образуются евстахиева труба и слуховой проход.
2. Сегментированные миотомы в хвостообразной структуре, сохраняющейся не у всех видов.
3. Один круг кровообращения с двухкамерным сердцем, не разделенным на правую и левую половины; во взрослом состоянии такое строение сердца сохраняется только у рыб.
Рис. 24.15. Сравнение стадий эмбрионального развития на примере представителей трех классов позвоночных
Рис. 24.16. Ранние стадии развития вторичноротых и первичнороты
В результате изучения эмбриогенеза растений тоже получены данные, свидетельствующие о прогрессивной эволюции различных групп, однако изученные примеры не так хорошо документированы, как в царстве животных. У мхов и папоротников гаметофит (на ранних стадиях развития представленный протонемой, образующейся в результате прорастания спор) по своей структуре, физиологии и типу роста сходен с нитчатыми зелеными водорослями; поэтому принято считать, что они происходят от этих водорослей. Чередование поколений в жизненных циклах растений и различные его варианты, отражающие адаптацию к разным условиям среды, можно интерпретировать как примеры гомологии и рассматривать как дополнительные доводы в пользу эволюционных связей между различными группами растений.
Рис. 24.17. Развитие подвижных мужских гамет из пыльцевых зерен у Cycas
Рис. 24.18. Примитивное членистоногое Peripatus
Хотя большая часть этих данных указывает на существование той или иной формы эволюционного процесса, следует помнить, что твердыми данными о том, что он имел место, мы не располагаем.
Конспект урока по теме: «Сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства»
Выбранный для просмотра документ Конспект урока по теме.docx
Конспект урока по теме: «Сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства»
Дидактическая цель: Создать условия для формирования знаний о биогенетическом законе как одном из доказательств эволюционного родства позвоночных животных.
Выявить признаки сходства и различий зародышей разных групп позвоночных животных.
Доказать эволюционное родство между разными группами позвоночных животных.
Формировать навыки выполнения практических работ
Создать условия для развития воображения, речи, внимания, логического мышления;
Анализировать и систематизировать информацию, делать выводы.
Формировать научное мировоззрение.
Совершенствовать навыки самостоятельной работы.
Воспитывать интерес к культуре умственного труда,
Развитие культуры общения и рефлексивных качеств личности.
Технология: Проблемное обучение, ИКТ.
Тип урока: Комбинированный.
Методы: Изложения и восприятия учебной информации, частично – поисковый, наглядный.
Формы организации познавательной деятельности: Индивидуальная работа, работа в парах, опережающее обучение.
Оборудование: презентация, инструктивные карточки, информационные листы.
Актуализация опорных знаний:
Что называют онтогенезом?
Из каких периодов складывается индивидуальное развитие организма?
Какие этапы включает в себя эмбриональный этап развития?
Для каких организмов характерен такой тип развития?
Мотивация к изучению новой темы
Ребята, я предлагаю вашему вниманию изображение, глядя на которое вы должны попытаться сформулировать тему урока.
Запишите тему урока: «Сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства»
Цель урока: Систематизировать и дополнить знания о сходстве зародышей разных групп позвоночных животных.
Знать: 1. Признаки сходства и различий у позвоночных животных. 2. Биогенетический закон
Уметь: 1. Находить сходство и различия признаков у позвоночных животных.
2. Доказывать эволюционное родство между позвоночными животными и человеком
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
Учащиеся предлагают темы урока.
Учащиеся записывают в тетрадях тему урока.
Слушают цели и задачи урока.
Учащиеся показывают свои знания по данной теме.
Изучение нового материала:
Как называется наука, которая изучает развитие зародышей?
(Эмбриология – наука о зародышевом развитии).
Из чего начинается развитие организма? ( из оплодотворённой яйцеклетки).
Исследования, проведённые эмбриологами, показали, что зародыши позвоночных животных относящихся к разным группам схожи.
Главные вопросы урока:
В чём проявляется схожесть зародышей?
О чём свидетельствует сходство зародышей?
Какие биологические законы были открыты на основании этого сходства?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, вы сейчас должны выполнить практическую работу.
У вас на столах лежат инструктивные карты, давайте разберем, из каких этапов состоит работа.
Выполнение практической работы.
Обсуждение результатов практической работы. Работа по вопросам:
1.В чём проявляется схожесть зародышей?
2.О чём свидетельствует сходство зародышей?
3.Какие различия наблюдаются у разных групп позвоночных?
На основании этих исследований были сформулированы биологические законы.
Заслушивание сообщения учащегося.
II закон – «Биогенетический закон». (Закон Геккеля-Мюллера)
каждое живое существо в своем индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет в известной степени формы, пройденные его предками или его видом.
Учащиеся слушают учителя
Работают с инструктивными картами.
Выполняют практическую работу в тетрадях.
Учащиеся отвечают на вопросы и озвучивают результаты практической работы.
Учащийся выступает с сообщением.
Решение теста с одним правильным ответом.
1.Биогенетический закон был сформулирован:
А – Ч.Дарвиным; Б – К.Бэром; В – Шлейденом и Шваном;
Г – Мюллером и Геккелем.
2.Решающим эмбриологическим доказательством эволюции является:
А – сходство деления всех клеток организма;
Б – Сходство в строении скелетов всех позвоночных
В – Сходство ранних стадий эмбрионального развития
Г – Общность строения кровеносной системы позвоночных.
3.К какому закону относится формулировка «Чем более ранние стадии индивидуального развития сравниваются, тем больше сходства удается обнаружить»:
В – Закон зародышевого сходства.
4.Какие из признаков схожи между разными группами позвоночных животных:
А- двухкамерное сердце, жабры, хорда; Б – пищеварительная система, конечности, четырёхкамерное сердце. В – головной мозг, выделительная система.
5.О каком эволюционном доказательстве свидетельствует сходство зародышей разных групп позвоночных животных :
А – о палеонтологическом; Б – биогеографическом; В – эмбриональном.
Учащиеся в тетради самостоятельно решают тестовое задание.
Подготовить презентации Причины нарушений в развитии организма»
Выбранный для просмотра документ Лекционный материал.docx
Лекционный материал «Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных – как свидетельство их эволюционного родства»
Исследования, проведённые учёными показали, общность происхождения всех многоклеточных животных, поскольку все они развиваются из одной оплодотворённой яйцеклетки.
Сходство зародышевого развития животных свидетельствует о единстве их происхождения.
В дальнейшем это сходство постепенно утрачивается, всё ярче начинают проявляться сначала признаки класса, затем отряда, семейства, рода и наконец, вида позвоночного животного.
Таким образом, в процессе индивидуального развития каждый вид повторяет своё историческое развитие.
Методическая разработка практического занятия «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства»
Областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Саянский медицинский колледж»
ВЫЯВЛЕНИЕ И ОПИСАНИЕ ПРИЗНАКОВ СХОДСТВА ЗАРОДЫШЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ДРУГИХ ПОЗВОНОЧНЫХ КАК ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ИХ ЭВОЛЮЦИОННОГО РОДСТВА
Методическая разработка практического занятия № 4
для обучающихся по дисциплине Биология
для специальности 34.02.01 Сестринское дело базовой подготовка
Составитель: Пыжьянова И.В.,
Рассмотрено на заседании
ЦМК общеобразовательных дисциплин
Протокол № __ от _____ 2015 г.
Председатель ЦМК ____ Павловская Т.В.
Учебно-методическая карта (план) занятия № 4
Вопросы для входного индивидуального письменного терминологического диктанта с эталонами ответов
Самостоятельная работа обучающихся
Практическая работа № 4
Тема: Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства
Цель: выявить признаки сходства зародышей человека и других позвоночных, говорящие об их эволюционном родстве; научиться анализировать и сравнивать.
Методическая разработка практического занятия для обучающихся, планшет Зародыши позвоночных, учебный видеофильм Онтогенез.
Обучающийся должен уметь :
— выявлять и описывать сходства зародышей человека и других позвоночных;
Обучающийся должен знать:
— определение эмбрионального развития;
— стадии эмбрионального развития позвоночных;
— формулировку биогенетического закона.
1. Организационный момент
2.Актуализация опорных знаний – письменный терминологический диктант;
3. Демонстрационная часть
4. Самостоятельная работа обучающихся, контроль знаний
5. Подведение итогов занятия.
6. Инструктаж домашнего задания
Константинов В.М. Биология / В.М. Константинов, А.П. Рязанова. М.: Академия, 2010.
Вопросы для входного индивидуального письменного терминологического диктанта
с эталонами ответов
1. Индивидуальное развитие организма
2. Оплодотворенная яйцеклетка
3. Процесс образования диплоидной зиготы в результате слияния мужской и женской гаплоидных гамет
4. Шарообразный однослойный зародыш с полостью внутри
5. Двухслойный зародыш с полостью внутри
6. Наружный слой клеток двухслойного зародыша
7. Внутренний слой клеток двухслойного зародыша
8. Третий зародышевый листок
9. Стадия развития зародыша, на которой происходит закладка всех внутренних органов
10. Период индивидуального развития, который начинается с оплодотворения и представляет собой процесс формирования сложного многоклеточного организма, в котором представлены все системы органов. Заканчивается этот период выходом личинки из своих оболочек (при личиночном типе), выходом особи из яйца (при яйцекладном типе) или рождением особи (при внутриутробном типе онтогенеза).
Самостоятельная работа обучающихся
Факт единства происхождения живых организмов был установлен на основе эмбриологических исследований, в основе которых лежат данные науки эмбриологии.
Эмбриология– наука, изучающая зародышевое развитие организмов.
Все многоклеточные животные развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки. В процессе эмбрионального развития они проходят стадии дробления, образование двух- и трехслойного зародышей, формирования органов из зародышевых листков. Сходство зародышевого развития животных свидетельствует о единстве их происхождения.
С особой отчетливостью сходство эмбриональных стадий выступает в пределах отдельных типов и классов. Так, на ранних стадиях развития у зародышей позвоночных (рыбы, ящерицы, кролика, человека) наблюдается поразительное сходство: форма тела (все они имеют головной, туловищный и хвостовой отделы), зачатки конечностей, по бокам тела –зачатки жабр, один круг кровообращения и др.
Зародыши не только земноводных, но и всех без исключения позвоночных животных также имеют на ранних стадиях развития жаберные щели, двухкамерное сердце и другие признаки, характерные для рыб. Например, птичий зародыш в первые дни насиживания также представляет собой хвостатое рыбообразное существо с жаберными щелями. На этой стадии будущий птенец обнаруживает сходство и с низшими рыбами, и с личинками амфибий, и с ранними стадиями развития других позвоночных животных (в т.ч. и человека). На последующих стадиях развития зародыш птицы становится похожим на пресмыкающихся.
Основываясь на приведенных выше, а также множестве других фактов, немецкие ученые Ф.Мюллер и Э.Геккель во второй половине XIX в. установили закон соотношения онтогенеза, который получил название биогенетического закона. Согласно этому закону каждая особь в индивидуальном развитии (онтогенезе)повторяет историю развития своего вида(филогенез), или, короче, онтогенез есть краткое повторение филогенеза.
Однако за короткий период индивидуального развития особь не может повторить все этапы эволюции, которая совершалась тысячи или миллионы лет. Поэтому повторение стадий исторического развития вида в зародышевом развитии происходит в сжатой форме, с выпадением ряда этапов. Кроме того, эмбрионы имеют сходство не со взрослыми формами предков, а с их зародышами. Так, в онтогенезе млекопитающих и рыб имеется этап, на котором у зародышей образуются жаберные дуги. У зародыша рыбы на основании этих дуг образуется орган дыхания – жаберный аппарат. В онтогенезе млекопитающих повторяется не строение жаберного аппарата взрослых рыб, а строение закладок жаберного аппарата зародыша, на основе которых у млекопитающих развиваются совершенно иные органы (хрящи гортани и трахеи). В разработке теории онтогенеза выдающуюся роль сыграли исследования академика А.Н.Северцова. Он доказал, что изменение исторического развития обусловлены изменениями хода зародышевого развития. Наследственные изменения затрагивают все стадии жизненного цикла, в том числе и зародышевый период. Мутации, возникающие в ходе развития зародыша, как правило, нарушают взаимодействие в организме и ведут к его гибели. Однако мелкие мутации могут оказаться полезными и тогда сохранятся естественным отбором. Они передадутся потомству, включатся в историческое развитие, влияя на его ход.
После прочтения текста в тетради дайте письменный ответ на вопросы:
1.Как называется наука о зародышевом развитии организмов?
2. Какие три стадии проходят в процессе эмбрионального развития все многоклеточные животные?
3. Перечислите признаки сходства зародышей у позвоночных.
4. Какие ученые сформулировали биогенетический закон?
5. Дайте определение терминам онтогенез и филогенез.
6. Приведите формулировку биогенетического закона.
7. Исследования какого из отечественных выдающихся ученых сыграли очень важную роль в разработке теории онтогенеза?
Рассмотрите схему образования комплекса осевых органов у ланцетника. Зарисуйте стадию формирования осевых органов (хорды, кишечной трубки, нервной трубки), обозначьте их.
Зарисуйте зародыши рыбы и человека на первой и последней стадии развития.
Чем схож эмбриогенез всех позвоночных
а) Развитие спинного мозга:
1. События раннего эмбриогенеза:
• 3-я неделя: двухслойный зародышевый диск становится трехслойным
• Трехслойный зародышевый диск:
о Эктодерма: часть полости амниона
о Мезодерма: образует полую центральную трубку по средней линии (хордальный отросток):
— Она вытягивается вдоль длинной оси эмбрионального диска
о Эндодерма: часть полости желточного мешка
• 18-й день: хорда и оставшаяся внутриэмбриональная мезодерма стимулируют развитие нервной пластинки:
о Нервная пластинка растет в длину и ширину до 21-го дня, до начала нейруляции
о Нервная пластинка дает начало большей части нервной системы
• 21-й день: полая трубка (хордальный отросток) превращается в сплошной тяж (хорду)
2. Нейруляция:
• Первичная: формирование головного участка спинного мозга до уровня конуса
• Вторичная: формирование каудального участка спинного мозга до уровня конуса
На 18-й день хорда и внутриэмбриональная мезодерма индуцируют развитие нервной пластинки. Нервная пластинка растет в длину и ширину до 21-го дня, до начала первичной нейруляции. Нервная пластинка утолщается, образуя валики, которые впоследствии сливаются.
Закрытие нервной трубки начинается на 4-й неделе гестации с шейно-затылочной области. Полый канал нервной трубки становится центральным спинномозговым каналом спинного мозга и системой желудочков головного мозга. Во время первичной нейруляции нервная трубка отсоединяется от расположенной над ней эктодермы; этот процесс называется отделением. При раннем отделении сохраняется соединение между паренхимой, расположенной около нервной трубки, и нервной бороздкой. Впоследствии мезенхима дифференцируется в жировую ткань (внутридуральная липома), которая может препятствовать закрытию нервной трубки (липомиеломенингоцеле). Если отделения не происходит, возникают различные дефекты, связанные с незаращением нервной трубки.
3. Первичная нейруляция:
• Происходит с 18-го по 28-й день:
о Формирование нервной трубки:
— Валики нервной пластинки поднимаются, за счет чего между ними образуется вдавление (нервная бороздка)
— После этого валики сливаются
— До завершения слияния клетки нейроэктодермы дают начало клеткам нервного гребня
— Позже клетки нервного гребня мигрируют в различные части тела, участвуя в формировании различных тканей:
Автономная нервная система, мозговой слой надпочечников, ткани головы и шеи
о Нервная трубка временно открыта с обоих концов:
— Свободно сообщаются с амниотической жидкостью
— Краниальное (ростральное, переднее) и каудальное (заднее) отверстия нервной трубки называют невропорами
• В это же время сомиты, расположенные с обеих сторон от хорды, дифференцируются с образованием клеток склеротома:
о Предшественники позвоночника
• 22-23-й дни (4-я неделя): закрытие нервной трубки начинается с затылочно-шейной области:
о Проходит в обоих направлениях
о Невральный канал: полость внутри нервной трубки, которая впоследствии дает начало:
— Системе желудочков головного мозга
— Спинномозговому каналу
• 24-й день: завершение закрытия краниального (переднего) невропора:
о Из краниального конца нервной трубки развивается головной мозг
• 26-й день: закрытие каудального (заднего) невропора:
о Из каудального конца нервной трубки формируется спинной мозг
• Закрытие нервной трубки необходимо для нормального развития дуг позвонков
• Заключительный этап первичной нейруляции
• Нервная трубка отделяется от расположенной над ней эктодермы
• Отсутствие отделения:
о Отделение не происходит
о Образуется эктодермально-нейроэктодермальный тракт → препятствие перемещению мезенхимы
о Приводит к очаговой или распространенной спинальной дизрафии и дефектам, связанным с незаращением нервной трубки:
— Миеломенингоцеле: дефект, связанный с незаращением нервной трубки. Грыжевой мешок содержит менингоцеле и элементы нервной трубки
— Миелоцистоцеле: расширенный спинномозговой канал (внутренняя киста) выпадает через расщепление костной ткани в расширенное субарахноидальное пространство (наружная киста)
— Дорсальный дермальный синус: синус, выстланный железистым эпителием, разделенный по средней линии или сбоку от нее
• В конце первичной нейруляции из головного конца эмбриона на уровне конуса образуется спинной мозг
На схематическом изображении в аксиальной плоскости показаны нормальные ядра окостенения развивающихся позвонков. Первичные островки окостенения тела и дуги позвонка (бежевый цвет) формируются внутри хрящевой (синий цвет) оси позвоночника. На схематическом изображении во фронтальной плоскости островки окостенения и хрящевые ядра таза соответствуют физиологической норме. Окостенение крестца и копчика происходит в последнюю очередь.
При УЗИ поясничного отдела позвоночника плода на 22-й неделе гестации во фронтальной плоскости виден центр окостенения (ядро) внутри тела позвонка. Остальное тело позвонка состоит из хрящевой ткани.
При ТАУЗИ плода на 19,5-й неделе гестации в сагиттальной плоскости (вверху) видно, что окостенение не нарушено, и можно оценить расположение поясничного отдела позвоночника. Окостенение копчика и таза отсутствует, что, вероятно, может свидетельствовать о патологии. К 22-й неделе гестации (внизу) отмечается более выраженное окостенение. Окостенение должно полностью завершиться к 25-й неделе гестации.
5. Вторичная нейруляция:
• Формирование каудальной части спинного мозга до уровня конуса
• 28-48-й день: в ходе вторичной нейруляции, или канализации, образуется каудальный конец нервной трубки:
о Ниже или дистальнее невропора находятся недифференцированные клетки, образующие первичную полоску или каудальное скопление клеток:
— После закрытия каудального невропора нервная ткань формирует спинной мозг
о Краниальный конец нервной трубки переходит в каудальное возвышение
о Каудальное скопление клеток образует вакуоли, сливающиеся и формирующие дистальный отдел нервной трубки:
— 48-й день: в области будущего конуса образуется временный терминальный желудочек
— Впоследствии эти клетки образуют мозговой конус, конский хвост и конечную нить
• Конечный отдел спинного мозга проходит обратную дифференциацию:
о Происходит в течение периода беременности, а затем в раннем постнатальном периоде
• Вторичная нейруляция проходит в менее четко определенные сроки. В ходе нее могут возникать различные пороки развития:
о ФСМ:
— Наиболее частое поражение каудального скопления клеток диспластической природы
— Низко расположенный спинной мозг с утолщенной конечной нитью
о Синдром каудальной регрессии:
— Тип 1: укороченный конечный отдел позвоночного столба с высоким положением конуса. Тяжелые сопутствующие пороки
— Тип 2: низко расположенный ФСМ с более легкими сопутствующими пороками
— Сопутствующие нарушения: гипоплазия почек, легких, аноректальные пороки развития
— Сопутствующие пороки развития спинного мозга: открытая дизрафия, сегментация и нарушение слияния, расщепления спинного мозга
о Терминальное миелоцистоцеле:
— Спинной мозг заканчивается покрытым кожей жидкостно-миелиновым миелоцистоцеле
— Высока вероятность аноректальных пороков развития и аномалий внутренних органов
о Переднее крестцовое менингоцеле:
— Крупное менингоцеле, выпадающее через расширенное крестцовое отверстие и формирующее кистозное новообразование, располагающееся перед крестцом
о Крестцово-копчиковая тератома:
— Первичная полоска регрессирует не полностью, оставляя каудальный рудимент
— Возникает в ходе фазы покоя остаточных тотипотентных клеток (гензеновский узелок) → три слоя клеток с различным соотношением зрелых и незрелых элементов
• Смещение (дислокация) спинного мозга кверху:
о На 12-й неделе гестации спинной мозг занимает всю длину развивающегося позвоночного столба
о Удлинение позвоночного столба и твердой мозговой оболочки непропорционально удлинению спинного мозга:
— Мозговой конус расположен выше позвонка. Конечная нить удлиняется
о Корешки нервов отходят на уровне, соответствующем их отверстиям
о Затем они растут по мере того, как поднимается спинной мозг:
— Образуется конский хвост (оболочка корешков нервов, лежащих ниже конуса)
б) Развитие тела позвонка:
• 4-я неделя: хорда индуцирует формирование окружающей ее парааксиальной мезодермы из первичной полоски:
о Образуются парные сомиты: миотом и склеротом
о Из миотомов развиваются длинные мышцы спины и покрывающая их кожа
о Склеротомы подразделяют на медиальные и латеральные структуры:
— Образуют тело позвонка, межпозвонковый диск, мягкие мозговые оболочки, связки (медиально) и задние структуры (латерально) позвоночника
— Перемещаются из сомитов и прилежащих нервной трубки и хорды
— Вентральная часть склеротома окружает хорду и образует рудимент тела позвонка
— Дорсальная часть склеротома окружает нервную трубку, образует предшественники дуг позвонков и превращается в остистый отросток
— Происходит дегенерация и инволюция хорды, окруженной телом позвонка
— Рудимент хорды, расположенный между позвонками, формирует студенистое ядро межпозвонкового диска
о Если хордальная индукция не происходит, деление нервной пластинки может быть неполным → нейроэнтеральная киста или диастематомиелия
• 6-я неделя: стадия хрящеобразования в ходе развития позвонка начинается с появлением ядер хрящеобразования:
о Ядра хрящеобразования появляются в мезенхиме каждого позвонка
о К завершению эмбрионального развития два ядра в теле позвонка, состоящем из мезенхимы, сливаются:
— Образуется хрящевое ядро
о В то же самое время ядра окостенения дуг позвонков сливаются друг с другом и с ядром в теле позвонка
о По мере перехода ядер хрящеобразования на дуги позвонков образуются остистые и поперечные отростки
2. Стадии окостенения:
• Окостенение позвонков начинается во время эмбрионального развития и завершается к 25 годам жизни
• Ядро тела позвонка образуется при слиянии первичных вентрального и дорсального ядер окостенения
• К завершению эмбрионального развития в каждом позвонке имеются три первичные центра окостенения, включающие:
о Ядро
о 1/2 каждой дуги позвонка
• 8-я неделя: окостенение становится заметным:
о Окостенение начинается в нижней части грудного и верхней части поясничного отделов
о Окостенение распространяется в каудальном и краниальном направлениях
• 13-я неделя: в позвонках C1-L3 находятся по три ядра окостенения
• К рождению ребенка каждый его позвонок состоит из трех костных частей, соединенных между собой хрящевой тканью
3. Пороки развития и сегментации позвонков:
• Патологические позвонки могут либо замещать нормально сформированные, либо быть добавочными
• Нарушение развития позвонков (частичное или полное):
о Морфология зависит от степени и расположения аномалии при формировании позвонка:
— Односторонний дефект хрящевого центра и нарушение окостенения → врожденное недоразвитие половины позвонка
• Нарушение сегментации позвонков:
о Блокирование смежных позвонков и слияние их задних частей
• Наиболее тяжелые дефекты сегментации и слияния → повышение частоты сопутствующих пороков развития:
о Пороки осевой части нервной системы: ФСМ, искривление позвоночника (кифоз, сколиоз), дизрафия
о Пороки развития внутренних органов
в) Нарушение закрытия нервной трубки. Клинические проявления:
• Незакрытие нервной трубки на любом участке препятствует развитию нервной системы и индукции расположенных выше дуг позвонков
• Время возникновения данного явления таково, что порок оказывает влияние на формирование других систем органов:
о Необходимо исследовать плод на наличие сопутствующих пороков развития внутренних органов и аноректальных пороков развития
• Необходимо исследовать плод на наличие сопутствующих нарушений иннервации:
о Возможно патологическое положение нижних конечностей
Видео эмбриогенез, филогенез, онтогенез скелета (позвоночника) и его аномалии
Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 28.9.2021