чем тем какое придаточное

Придаточные сравнительные

Придаточные сравнительные

Рассмотренные выше типы обстоятельственных придаточных по значению соответствуют одноимённым разрядам обстоятельств в простом предложении. Однако есть три типа придаточных (сравнительные, следствия и присоедини тельные), которым нет соответствия среди обстоятельств в простом предложении. Общая особенность сложноподчинённых предложений с этими типами придаточных — не­возможность, как правило, задать вопрос от главного пред­ложения к придаточному.

1) (Как летом роем мошкара летит на пламя), [сле­тались хлопья со двора к оконной раме] (К. Пастернак] (как), [‘].

2) [Мелкие листья ярко и дружно зеленеют], (словно кто их вымыл и лак на них навёл) (И. Тургенев) — [ ], (словно).

3) [Мы втроём начали беседовать], (как будто век были знакомы) (А. Пушкин) — [ ], (как будто).

1) (Чем меньше женщину мы любим), [тем легче нра­ вимся мы ей] (А. Пушкин) — (чем), [тем].

2) [Время шло медленнее], (чем ползли тучи по небу) (М. Горький) — [сравн.степ.нар.], (чем).

Сравнительные придаточные могут быть неполными: в них опускается сказуемое, если оно совпадает со сказуе­мым главного предложения. Например:

[Существование его заключено в эту тесную програм­му], (как яйцо в скорлупу) (А. Чехов) — [ ], (как).

О том, что это именно неполное двусоставное предложение свидетельствует второстепенный член группы сказуемого — в скорлупу.

Неполные сравнительные придаточные не следует путать со сравнительными оборотами, в которых не может быть сказуемого.

Для обсуждения условий сотрудничества, пожалуйста, обратитесь к нам

Вы также можете бесплатно пригласить специалиста по партнерским отношениям к Вам в офис

или приехать к нам в офис по адресу:

РФ, г. Москва, ул. 1-я Фрезерная, д. 2/1, стр. 1, этаж 3
помещение № IV

Переводчикам и редакторам предлагаем заполнить анкету

Для обсуждения условий сотрудничества, пожалуйста, обратитесь к нам

Источник

2.3.1. Придаточные сравнительные

2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

1. Вопросы: придаточные сравнительные отвечают на вопросы: как? подобно чему? Однако не всегда к сравнительному придаточному можно задать именно эти вопросы. Поэтому необходимо обратить особое внимание на их средства связи.

2. Средства связи: придаточные сравнительные прикрепляются к главному предложению союзами: как, словно, будто, как будто, подобно тому как, что (в значении «как»), как если бы, всё равно что, так же как, прямо как, чем, нежели, чем если бы, чем. тем и др.

Сложноподчинённые предложения со сравнительными союзами в главном предложении могут иметь указательные слова со значением меры и степени:

Ветер рвал шинель так [как?], будто хотел разодрать её надвое (Тельпугов).

Такие придаточные совмещают значение сравнения со значением образа действия и степени. В ряде пособий они относятся к придаточным образа действия и степени.

Особую группу среди предложений со сравнительными придаточными составляют такие, в главном предложении которых есть прилагательное или наречие в сравнительной степени, а придаточное предложение прикрепляется к главному союзами чем, нежели :

В твоём сознании заключено гораздо больше мыслей, чувств и поэтической силы, чем ты предполагал (Паустовский); Молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать (Пушкин); Чем на мост нам идти, поищем лучше броду (Крылов).

Конечно, Крым оказался совсем другим, чем я о нём думал (Паустовский).

Эта группа сложноподчинённых предложений отличается не только особой структурой, но и особым значением. В ряде пособий такие конструкции выделяются в самостоятельные типы придаточных предложений.

3. Место в предложении: придаточные сравнительные могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.

Служите мне [как?], как вы ему служили (Пушкин).

С глухими звуками [подобно чему?], как будто кто-то бьет ладонью по картонной коробке, рвутся гранаты (Первенцев).

Чем ближе подходит дневная съемка к концу, тем ворчливее и бесцеремоннее делается землемер (Куприн).

2) Придаточные сравнительные часто бывают неполными предложениями.

Следует отличать неполное придаточное предложение от сравнительного оборота. В сравнительном придаточном допускается пропуск сказуемого – оно уже названо в главном предложении (см. пример выше). Так как в придаточном предложении с опущенным сказуемым остаются подлежащее и второстепенные члены, грамматически зависящие от сказуемого (обстоятельство, дополнение), то сказуемое может быть без труда восстановлено.

Если в сравнительной конструкции нет членов предложения, зависящих от сказуемого, то она превращается в сравнительный оборот.

Читайте также другие темы раздела 2 «Сложное предложение»:

2.2. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении

2.3. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

Источник

Придаточные сравнительные

2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

1.Вопросы: придаточные сравнительные отвечают на вопросы: как? подобно чему? Однако не всегда к сравнительному придаточному можно задать именно эти вопросы. Поэтому необходимо обратить особое внимание на их средства связи.

2.Средства связи: придаточные сравнительные прикрепляются к главному предложениюсоюзами: как, словно, будто, как будто, подобно тому как, что (в значении «как»), как если бы, всё равно что, так же как, прямо как, чем, нежели, чем если бы, чем. тем и др.

Сложноподчинённые предложения со сравнительными союзами в главном предложении могут иметь указательные слова со значением меры и степени:

Ветеррвалшинельтак [как?], будто хотел разодрать её надвое (Тельпугов).

Такие придаточные совмещают значение сравнения со значением образа действия и степени. В ряде пособий они относятся к придаточным образа действия и степени.

Особую группу среди предложений со сравнительными придаточными составляют такие, в главном предложении которых есть прилагательное или наречие в сравнительной степени, а придаточное предложение прикрепляется к главному союзами чем, нежели:

В твоём сознании заключено гораздобольшемыслей, чувств и поэтической силы,чемты предполагал (Паустовский); Молодой человек получал из домуболее, нежелидолжен был ожидать (Пушкин); Чемна мост нам идти, поищемлучшеброду (Крылов).

Вместо формы сравнительной степени употребляются также местоимения иной, другой, местоимённое наречие иначе:

Конечно, Крым оказался совсемдругим, чемя о нём думал (Паустовский).

Эта группа сложноподчинённых предложений отличается не только особой структурой, но и особым значением. В ряде пособий такие конструкции выделяются в самостоятельные типы придаточных предложений.

Особое место в системе сложноподчинённых предложений занимают также предложения с двойным союзом чем. тем. В них трудно разграничить главное и придаточное предложения, поскольку обе части не могут существовать самостоятельно. Традиционно придаточным предложением считается первая часть с частью союза чем, тогда как вторая часть (с частью союза тем) считается главным предложением:

Чемменьше женщину мы любим,темлегче нравимся мы ей (Пушкин).

3.Место в предложении: придаточные сравнительные могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.

1. Служите мне [как?], как вы ему служили (Пушкин).

2. С глухими звуками [подобно чему?], как будто кто-то бьет ладонью по картонной коробке, рвутся гранаты (Первенцев).

3. Чемближе подходит дневная съемка к концу,тем ворчливее и бесцеремоннее делается землемер (Куприн).

Обратите внимание!

1) Как уже отмечалось, придаточные сравнительные близки по значению к придаточным образа действия и степени. К тем и другим иногда можно задать один и тот же вопрос как?. В главном предложении сложноподчинённых предложений с такими придаточными могут быть одни и те же указательные слова, прежде всего – указательное слово так. Поэтому для разграничения этих типов придаточных необходимо учитывать совокупность всех признаков. Обратите также внимание на то, что как в придаточном образа действия и степени является союзным словом, а в придаточном сравнительном – союзом.

2) Придаточные сравнительные часто бывают неполными предложениями.

Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу (Чехов) – опущено сказуемое ходят.

Следует отличать неполное придаточное предложение от сравнительного оборота. В сравнительном придаточном допускается пропуск сказуемого – оно уже названо в главном предложении (см. пример выше). Так как в придаточном предложении с опущенным сказуемым остаются подлежащее и второстепенные члены, грамматически зависящие от сказуемого (обстоятельство, дополнение), то сказуемое может быть без труда восстановлено.

Ср.: Существование его заключено в эту тесную программу, как яйцо в скорлупу (Чехов). – Существование его заключено в эту тесную программу, как яйцо заключено в скорлупу.

Если в сравнительной конструкции нет членов предложения, зависящих от сказуемого, то она превращается в сравнительный оборот.

Пили бабушкины наливки, жёлтую, как золото, тёмную, как дёготь, и зелёную (М. Горький).

3) Средства связи чем, чем. тем в сравнительных придаточных являются союзами, а не союзными словами (это не местоимения в творительном падеже!).

Придаточные места

2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

1.Вопросы: придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда?

2.Средства связи: придаточные места прикрепляются к главному предложению союзными словами: где, куда, откуда. В главной части им соответствуют указательные слова в функции обстоятельства места: там, туда, оттуда, всюду и др.

3.Место в предложении: придаточные места могут стоять перед главным предложением, в середине главного предложения, но чаще – после главного предложения.

1. Нет величиятам [где?], где нет правды (Л. Толстой).

[ указ. слово], (где – союз. слово).

2. [Куда?] Куда иголка,тудаи нитка (пословица).

(куда – союз. слово), [указ. слово ].

3. Он выехал оттуда [откуда?], откуда съезжали во двор лошади (А.Н. Толстой).

[ указ. слово], (откуда – союз. слово).

Обратите внимание!

1) Где, куда, откуда не могут быть союзами. Это всегда союзные слова.

2) Эти союзные слова (где, куда, откуда) могут использоваться в придаточных определительных и дополнительных. Средством разграничения типов придаточных является вопрос, а также синтаксическая функция указательных слов в главном предложении.

Ср.: Он едеттуда [куда?], гденикто не бывал – придаточное места; Он приехалв тот город[какой?], гденикогда не бывал – придаточное определительное; Яне знаю [чего?], гдебуду ночевать – придаточное изъяснительное.

Придаточные времени

2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

1.Вопросы: придаточные времени отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

2.Средства связи: придаточные времени прикрепляются к главному предложению союзами:когда, пока, покамест, прежде чем, как только, как, как вдруг, едва, в то время как, с тех пор как, до тех пор как, по мере того как и др.

Составные союзы с тех пор как, до тех пор как, в то время как, по мере того как, прежде чем и др. могут полностью выполнять функцию союза. Однако в зависимости от смысла и логического ударения составной союз может разбиваться на две части (придаточное предложение в этом случае стоит после главного, в середине главного). Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом – обстоятельством времени: в то время, по мере того, с тех пор, до тех пор, прежде и др.; вторая часть составного союза (как) остаётся в придаточном предложении и самостоятельно выполняет функцию подчинительного союза. Запятая в этом случае ставится один раз – в середине составного союза.

Общие правила расчленения составного союза на указательное слово и простой подчинительный союз см. п. 2.4 Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным.

1. [Когда?] После того как миновали четыре часа дежурства у постели Степана, Иван Ивановичотошёл душой (Копяева).

(после того как – союз), [ ].

2. И даже после того [когда?], как стихи были напечатаны, он снова и снова возвращается к ним (Чуковский).

3.Место в предложении: придаточные места могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.

1. [Когда?] Когда я был моложе, я не мог написать насквозь ни одной главы (Фадеев).

2. Песни, сказки, былины будут читать [до каких пор?], пока будет русский народ (Л. Толстой).

Обратите внимание!

Когда в придаточном времени является союзом, а не союзным словом, как в придаточном определительном или в придаточном изъяснительном.

Ср.: [Когда?] Когданетерпеливые угомонились, я уселся поудобнее (Тельпугов) – придаточное времени; когда – союз; Подошёлмомент [какой?], когданадо прощаться – придаточное определительное; когда – союзное слово.

Придаточные причины

2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

1.Вопросы: придаточные причины отвечают на вопросы почему? отчего? из-за чего? по какой причине?

2.Средства связи: придаточные причины прикрепляются к главному предложению союзами: так как, поскольку, ибо, потому что, оттого что, из-за того что, вследствие того что, благодаря тому что, в связи с тем что, тем более что, затем что и др.

Составные союзы из-за того что, вследствие того что, благодаря тому что, в связи с тем что, потому что, оттого что и др. могут полностью выполнять функцию союза. Однако в зависимости от смысла и логического ударения составной союз может разбиваться на две части. Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом – обстоятельством причины: из-за того, вследствие того, благодаря тому, в связи с тем, потому, оттого и др.; вторая часть составного союза (что) остаётся в придаточном предложении и самостоятельно выполняет функцию простого подчинительного союза. Запятая в этом случае ставится один раз – в середине составного союза.

Общие правила расчленения составного союза на указательное слово и простой подчинительный союз см. п. 2.4. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным.

3.Место в предложении: придаточные причины могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.

1. В русский язык по необходимости вошло множество иностранных слов [почему?], потому чтов русскую жизнь вошло множество иностранных понятий (Белинский).

2. [Почему?] Оттого чтовыпавший ночью снег точно покрыл всё ватой и простынями, кругомстало светло, как в операционной (Полевой).

3. Бомбы падают в воду, в песок, в болотопотому [почему?], что строй вражеских самолётов разбит и разорван (Гайдар).

4. Вследствие того [почему?], что перестали по его приказу посылать ребятниц-женщин с грудными детьми на барщину, эти самые ребятницы тем труднейшую работу несли на своей половине (Л. Толстой).

Союз так как полностью входит в состав придаточного и не может разбиваться на две части – указательное слово в главном предложении и простой союз в придаточном.

Придаточные цели

2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

1.Вопросы: придаточные цели отвечают на вопросы зачем? для чего? с какой целью?

2.Средства связи: придаточные цели прикрепляются к главному предложению союзами: чтобы, дабы, с тем чтобы, затем чтобы, для того чтобы, союзами-частицами только бы, лишь бы и др.

Составные союзы с тем чтобы, затем чтобы, для того чтобы и др. могут полностью выполнять функцию союза. Однако в зависимости от смысла и логического ударения составной союз может разбиваться на две части. Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом – обстоятельством цели: с тем, для того, затем и др.; вторая часть составного союза (чтобы) остается в придаточном предложении и самостоятельно выполняет функцию простого подчинительного союза. Запятая в этом случае ставится один раз – в середине составного союза.

Общие правила расчленения составного союза на указательное слово и простой подчинительный союз см. п. 2.4. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным.

3.Место в предложении: придаточные цели могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.

1. Для того [с какой целью?], чтобы войти в Пришвина, разговориться с ним, надо замедлитьтечение своей души (Солоухин).

2. Он употребил свое красноречие [с какой целью?], дабы отвратить Акулину от её намерения(Пушкин).

3. Командир бригады принял решение прекратить преследование до рассвета [с какой целью?], с тем чтобык утру подтянуть резервы (Шолохов).

Придаточные условия

2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

1.Вопросы: придаточные условия отвечают на вопрос при каком условии?

2.Средства связи: придаточные условия прикрепляются к главному предложению союзами: если, коли, когда (в значении «если»), раз (в значении «если»), кабы, ежели, как (в значении «если») и др.

В сложноподчинённых предложениях с условными придаточными могут использоваться составные двойные союзы: если. то; если. так; раз. так; как. так и др.

В отличие от составных союзов типа с тех пор как, до тех пор как, в то время как и др. вторая часть двойного союза (то, так) всегда находится в главном предложении, причём это часть союза, а не указательное слово. Придаточные с двойными союзами всегда стоят перед главным предложением:

Разуж вы согласились,такуж нельзя вам отказываться (Даль).

3.Место в предложении: придаточные условия могут стоять после главного предложения, перед главным предложением.

1. [При каком условии?] Если бы на отмели был песок, можно было бы увидеть следы животного (Арсеньев).

2. [При каком условии?] Коли парень ты румяный, братец будешь мне названый (Пушкин).

3. Не на пользу книги читать [при каком условии?], когдатолько вершки с них хватать(пословица).

4. [При каком условии?] Как душа черна,так имылом не смоешь (пословица).

Источник

11 примеров сложноподчиненных предложений с придаточным сравнения

В соста­ве слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний может быть пред­ло­же­ния с при­да­точ­ным срав­не­ния. Приведем при­ме­ры слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний с при­да­точ­ным срав­не­ния.

В соста­ве слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний по смыс­лу раз­ли­ча­ют обсто­я­тель­ствен­ные при­да­точ­ные части. Среди обсто­я­тель­ствен­ных при­да­точ­ных пред­ло­же­ний ука­жем срав­ни­тель­ные при­да­точ­ные части. В них идет срав­не­ние, сопо­став­ле­ние дей­ствий путем упо­доб­ле­ния, срав­не­ния со сход­ным в чем-либо пред­ме­том, явле­ни­ем.

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии с тако­го типа обсто­я­тель­ствен­ным при­да­точ­ным, как пра­ви­ло, упо­треб­ля­ют­ся срав­ни­тель­ные сою­зы:

Например:

Мы втро­ем нача­ли бесе­до­вать, как буд­то век были зна­ко­мы (А. Пушкин).

Придаточные срав­не­ния могут нахо­дить­ся на любом месте по отно­ше­нию к глав­ной части. Особенностью слож­но­го пред­ло­же­ния с при­да­точ­ным срав­не­ния явля­ет­ся то, что зави­си­мая часть часто пред­став­ля­ет собой непол­ное пред­ло­же­ние с про­пу­щен­ным ска­зу­е­мым, кото­рое лег­ко вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся из глав­ной части. Это мож­но опре­де­лить по нали­чию в при­да­точ­ном пред­ло­же­нии срав­не­ния соста­ва про­пу­щен­но­го ска­зу­е­мо­го — допол­не­ния или обсто­я­тель­ства. По этим син­так­си­че­ским при­ме­там научим­ся отли­чать непол­ное при­да­точ­ное срав­не­ния с сою­зом «как» от обыч­но­го срав­ни­тель­но­го обо­ро­та, в кото­ром нет грам­ма­ти­че­ской осно­вы. Например, срав­ним пред­ло­же­ния:

Сорт рас­те­ний надо выби­рать, как людей в экс­пе­ди­цию (К. Паустовский)

Луна, как блед­ное пят­но, сквозь тучи мрач­ные жел­те­ла (А. Пушкин)

Во вто­ром пред­ло­же­нии име­ет­ся несо­мнен­но срав­ни­тель­ный обо­рот с срав­ни­тель­ным сою­зом «как», а вот состав пер­во­го пред­ло­же­ния заста­вит заду­мать­ся: срав­не­ние это или срав­ни­тель­ная при­да­точ­ная часть? Выберем ответ, что пер­вое пред­ло­же­ние явля­ет­ся слож­но­под­чи­нен­ным с при­да­точ­ным срав­не­ния, так как во вто­рой его части про­пу­щен глагол- ска­зу­е­мое «выби­ра­ют» и име­ет­ся нали­цо состав ска­зу­е­мо­го:

Примеры предложений

Исчезло сча­стье юных лет, как на лугах ваш лёг­кий след (А. Пушкин).

И он сво­ей огром­ною рукой схва­тил мою руку свер­ху, как хищ­ная пти­ца хва­та­ет добы­чу (В. Гаршин).

Князь Василий гово­рил все­гда лени­во, как актер гово­рит роль ста­рой пье­сы (Лев Толстой).

Корабли заблу­ди­лись в густом тумане и шли, дер­жась бере­га, как сле­пой дер­жит­ся за стен­ку.

Налево, как буд­то кто чирк­нул по небу спич­кой, мельк­ну­ла блед­ная, фос­фо­ри­че­ская полос­ка и потух­ла (А. Чехов).

Толпа под­хва­ти­ла её, как под­хва­ты­ва­ет широ­кий, бур­ный ручей малень­кую щеп­ку, и понес­ла, понес­ла неиз­вест­но куда по тече­нию (В. Осеева).

На мысу, над морем, белел песок, как буд­то чай­ки сели отдох­нуть сре­ди куд­ря­вой зеле­ни садов (К. Паустовский).

Прибрежные кусты скло­ня­ют­ся над самой водой, точ­но хотят погла­дить её, но она не даёт­ся и бежит всё даль­ше (В. Инбер).

Лес сто­ит мол­ча, непо­движ­но, слов­но всмат­ри­ва­ет­ся куда-то вдаль вер­хуш­ка­ми (Л. Леонов).

А небо все чер­не­ло, буд­то чугун­ная сте­на рос­ла из-под зем­ли (К. Паустовский).

Шлюпку швы­ря­ло, как проб­ку в водо­па­де (К. Паустовский).

Сквозь эту сква­жи­ну про­све­чи­ва­ло пла­мя све­чи, про­ни­кав­шей на ули­цу почти с созна­тель­но­стью взгля­да, точ­но пла­мя под­смат­ри­ва­ло за еду­щи­ми и кого-то под­жи­да­ло (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *