Факультет свободных искусств и наук спбгу что сдавать
Частые вопросы
Систему либерального образования (модель Liberal Arts) характеризует индивидуальный план обучения, совмещающий широту дисциплинарного охвата с глубиной изучения предмета и предоставляющий студентам максимально возможную свободу выбора. Методология Liberal Arts базируется на представлении об образовании как о творческом процессе. Главная его цель — развитие неповторимой индивидуальности каждого человека. Обучение малыми группами, междисциплинарный подход, диалогическая форма проведения занятий, программный принцип построения учебного плана, самостоятельное формирование студентом плана своего обучения — таковы особенности Liberal Arts.
Учебный план построен в форме дисциплинарно ориентированных и междисциплинарных предметных областей. Предметная область — это специализация студентов, обучающихся на бакалаврской программе. Для получения диплома бакалавра каждый студент обязан выбрать предметную область и выполнить соответствующие ей требования, включая защиту дипломной работы (квалификационной выпускной работы бакалавра). Выбор предметной области (модерация) осуществляется студентом по завершении четвертого семестра обучения.
При успешном окончании обучения на программе «Свободные искусства и науки» выпускники получают диплом о высшем образовании Санкт-Петербургского государственного университета с квалификацией «Бакалавр».
Да, возможны. Университет тесно сотрудничает с целым рядом ведущих зарубежных вузов, с которыми заключены договоры об академическом обмене.
Для тех, кто занимает первые места в ранжированном списке поступающих на платную форму обучения, ежегодно учреждается именная целевая стипендия, покрывающая от 50 % до 80 % стоимости обучения. Стипендия выплачивается из средств эндаумент-фонда СПбГУ на протяжении всего срока обучения, если студент учится на «хорошо» и «отлично» и не имеет задолженностей по учебе.
Наши выпускники — это специалисты, обладающие широким творческим потенциалом, склонные к нестандартному мышлению, умеющие отвечать на любые вызовы времени и решать различные проблемы. Журналистика, политика, экономика, наука, бизнес, искусство — вот далеко неполный список сфер, в которых работают наши выпускники.
При поступлении на программу «Свободные искусства и науки» абитуриенты должны предоставить свидетельства о результатах ЕГЭ по русскому языку, иностранному языку и истории. При поступлении на магистерские программы проводится конкурс портфолио.
Все военнообязанные студенты, обучающиеся на дневном отделении бюджетной и платной формы, пользуются правом отсрочки от прохождения действительной военной службы.
Да, иногородним студентам в СПбГУ предоставляется общежитие.
Да, ежегодно осуществляется набор слушателей на курсы по подготовке к ЕГЭ.
На сегодняшний день на наших магистерских и бакалаврской программах на всех курсах обучается около 700 студентов.
Задать свой вопрос
Если вы не нашли ответ на свой вопрос, задайте его по электронной почте, используя форму обратной связи на странице с контактной информацией.
Свободные искусства и науки
50.03.01 На английском и русском языках
Уровень обучения Бакалавриат
Форма обучения Очная
Продолжительность обучения 4 года
В рамках предметной области углубленно изучаются дисциплины по истории изобразительного искусства и архитектуры, необходимые для подготовки специалистов в области искусствоведения (историк, теоретик, критик, эксперт, куратор). Основные курсы: «Архитектура: функция, конструкция, стиль», «Живопись. Теория, история, феноменология станковой картины», «Проблемы актуального искусства», «Происхождение классического искусства».
В рамках предметной области углубленно изучаются дисциплины, необходимые для подготовки специалистов по одной из самых древних, но неизменно важной области науки — истории. Основные курсы: «Античная цивилизация», «История советского общества», «История и память».
В рамках предметной области углубленно изучаются дисциплины, посвященные исследованию кинематографа, а также его современных филиаций (видео, медиа). Основные курсы: «Методология анализа аудиовизуального произведения», «Видеоарт: история, современность, перспективы», «Жанры в кино».
В рамках предметной области углубленно изучаются дисциплины, необходимые для подготовки специалистов в одной из самых передовых и бурно развивающихся областей современной науки. Основные курсы: «Когнитивная психология», «Нейролингвистика», «Введение в когнитивную нейрофизиологию».
В рамках предметной области углубленно изучаются дисциплины, необходимые для подготовки профессиональных программистов, а также молодых ученых, которые планируют продолжить обучение по специальности или же применить полученные знания и умения в других областях. Основные курсы: «Введение в анализ алгоритмов», «Современный анализ данных».
В рамках предметной области углубленно изучаются дисциплины, которые помогают студентам овладеть основными навыками, необходимыми для критиков, журналистов, редакторов. Основные курсы: «История филологических учений», «Литература XIX века: Западная Европа и США», «Теория метафоры».
В рамках предметной области углубленно изучаются дисциплины, необходимые для подготовки будущих политологов, специалистов в сфере гражданского общества и международных отношений. Основные курсы: «Истоки современной России», «История международных отношений», «Сравнительная политология».
В рамках предметной области углубленно изучаются дисциплины, помогающие студентам найти различные стратегии самореализации в области современного социокультурного и художественного пространства. Основные курсы: «Анализ музыкальных форм», «Стили и жанры западноевропейской музыки», «Языки музыки: элементы, структуры, смыслы».
В рамках предметной области углубленно изучаются дисциплины естественнонаучного направления: эконофизика, нейромоделирование, фракталы и хаос, мультиагентные системы, нелинейная динамика и другие. Основные курсы: «Фракталы и нелинейная динамика в моделировании и анализе данных», «Нейрокомпьютинг и нейромоделирование».
В рамках предметной области углубленно изучаются дисциплины, ориентированные на анализ многообразных проблем современного общества, осмысление российской действительности в контексте социальных изменений, происходящих в стране и в мире. Основные курсы: «История социологии и антропологии», «Социальные структуры и социальные институты», «Гендерные исследования».
В рамках предметной области углубленно изучаются дисциплины, направленные на подготовку гуманитариев в широком смысле этого слова, способных анализировать любые явления современного мира. Основные курсы: «Аналитическая философия языка», «Современная эстетика», «Философия Нового времени».
В рамках предметной области углубленно изучаются дисциплины, направленные на формирование у студента базовых знаний по экономической теории, в частности инструментария микроэкономики и макроэкономики. Основные курсы: «Институциональная экономика», «Мировая экономика», «Финансовая экономика».
Уникальная программа, которая сочетает широкую общеобразовательную подготовку и углубленное изучение дисциплин выбранной предметной области. Занятия по программе проходят в небольших группах. Студенты имеют возможность выбрать курсы и тем самым сформировать индивидуальный учебный план, в том числе включающий курсы на английском языке. Треть студентов проходит обучение за рубежом в течение одного семестра.
Программа прошла международную аккредитацию Agency for Higher Education Quality Assurance and Career Development (AKKORK), сертификат от 28.04.2017, и профессионально-общественную аккредитацию Ассоциации менеджеров (АМР), сертификат от 21.04.2017.
Места прохождения практики
Выпускники могут работать в самых различных сферах — научной и образовательной, массмедиа и сфере коммуникаций, маркетинге и рекламе, в области информационных технологий и финансов, на государственной службе и в некоммерческих организациях, в музеях и театрах, в собственных проектах и бизнесе.
Организации, в которых работают выпускники
В разделе размещена информация об образовательных программах, приём на которые проводился в 2021 году. Описания программ на 2022/2023 учебный год в настоящий момент актуализируются.
Свободные искусства и науки
О программе
Программа сочетает общеобразовательную подготовку и углубленное изучение дисциплин по выбору, для каждого студента формируется индивидуальный учебный план. В качестве обязательных студенты проходят курсы, относящиеся к различным видам искусств, а также к гуманитарным, социальным, естественным и точным наукам. В конце второго года обучения студенты выбирают специализацию — программой предусмотрено 12 предметных областей. Выпускники программы могут работать в научной и образовательной сфере, массмедиа и сфере коммуникаций, маркетинге и рекламе, в области информационных технологий и финансов, на государственной службе, в музеях и театрах.
Варианты обучения
Условия поступления
Предметы ЕГЭ
Поступление по олимпиаде
Можно поступить без экзаменов, победив в одной из олимпиад
Дополнительные баллы к сумме ЕГЭ
- 3 балла за аттестат с отличием 3 балла за диплом колледжа с отличием 2 балла за Золотой значок ГТО 5-10 баллов за спортивные достижения 2-5 баллов за результаты олимпиад и творческих конкурсов, не используемые для получения особых прав 10 баллов за Наличие статуса победителя чемпионата «Абилимпикс»
Преимущества обучения
Практика
Студенты проходят практику в Санкт-Петербургском институте истории РАН, Институте физиологии имени И. П. Павлова РАН, Институте русской литературы РАН, Институте мозга человека имени Н.П. Бехтеревой РАН, Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее.
Зарубежные стажировки
Университет тесно сотрудничает с рядом вузов Европы и США, более трети студентов проходят обучение за рубежом в рамках программ обмена.
Двойной диплом
Выпускники программы получают диплом СПБГУ и диплом университета-партнера — Бард-колледжа (Нью-Йорк, США).
Особенности программы
12 предметных областей: История искусства; история цивилизаций; кино и видео; когнитивные исследования; компьютерные науки и искусственный интеллект; литература; международные отношения, политические науки и права человека; музыка; сложные системы; социология и антропология; философия; экономика.
Отзывы
Об этом учебном заведении пока никто не оставил отзыв. Станьте первым!
Факультет свободных искусств и наук спбгу что сдавать
Постоянная возможность выбирать
Более 70% школьников в России не знают, кем хотят стать в будущем. Они поступают в университет либо на специальности, которые за них выбирают родители, либо на те, что кажутся в определенный момент актуальными. В итоге только 27% россиян работают по специальности. А скольким действительно нравится их работа? В 17-18 лет человеку только со школьным опытом практически невозможно определиться со своей будущей профессией. И в этом случае Liberal Arts – идеальный выход из ситуации, ведь эта система образования позволяет отложить выбор специальности почти на два года.
В российских реалиях Liberal Arts – это вуз внутри вуза. При поступлении студент выбирает саму систему образования, профиль же определяется в течение двух лет обучения, за которые можно попробовать сразу несколько специальностей. Я поступила на факультет свободных искусств и наук с мыслью, что после второго курса погружусь в международные отношения, но вышла из университета специалистом по литературе. И это не самая радикальная смена курса: один молодой человек на моем потоке пришел ради профиля «музыка», которой он уже не один год занимался профессионально, а выпустился программистом. Вся прелесть этой системы образования – в постоянной возможности выбирать.
Слишком много свободы?
Со стороны может показаться, что у студентов Liberal Arts слишком много отвлечений: как можно по-настоящему выучиться на какую-то специальность, если начинаешь ей заниматься только после второго курса, а при этом еще и все четыре года сам выбираешь себе предметы и составляешь расписание? На самом деле, в этой системе образования есть свои правила и ограничения, которые позволяют готовить всесторонне эрудированных специалистов. С первого дня в университете на программе Liberal Arts студенты погружаются в то, как устроен мир образования: моему факультету в СПбГУ потребовалось три дня ориентационных мероприятий, чтобы объяснить нам, как мы будем учиться, а в Бард-колледже (Bard College, США), куда я дважды ездила по обмену, целую неделю нам рассказывали, как у них все устроено.
Правила игры
Несмотря на то, что ответственный выбор будущей профессии удается отложить на время, вчерашним школьникам приходится брать на себя другую ответственность: самим организовывать учебный процесс. Все стремятся сделать это так, чтобы за 4 года в университете не только извлечь максимум знаний и пользы, но еще и развлечься: допустим, пойти на актерский курс или на курс по антропологии смеха. У студентов каждого года правила «игры» разные: первокурсники на протяжении года раз в неделю слушают обязательный цикл лекций по введению в гуманитарные науки, второкурсники, единственные, могут выбирать все свои предметы совершенно случайным образом, на третьем курсе есть обязательные семинары по выбранному профилю, а на четвертом всех студентов готовят к государственным экзаменам и написанию диплома.
В этой системе есть много нюансов, которые студенту постоянно приходится держать в голове, но уже после 6 месяцев учебы все встает на свои места, и абсолютно точно окупается теми знаниями, которые в рамках Liberal Arts можно получить за студенческие годы. Это всестороннее образование, которое не только знакомит студента сразу с восемью предметными областями, но и на каждую из них позволяет посмотреть под совершенно неожиданным углом. Например, нам всем приходилось закрывать нелюбимую многими математику, но для этого в доступе помимо обычного математического анализа был также курс «Философия математики» на английском языке. До «модерации», то есть до времени, когда нужно определиться со своей специальностью, можно успеть попробовать социологию, филологию, компьютерные науки, когнитивные исследования и многое другое. И это не метод «пальцем в небо»: все эти пробы пера расширяют кругозор, делают человека более эрудированным. Здесь невозможно не полюбить сам процесс получения знаний.
Нестандартный подход к обучению: свобода и равенство
Разнообразие изучаемых предметов – это еще не главный плюс. Гораздо важнее то, как эти предметы преподают. Система Liberal Arts не предполагает наличие лекций, только если в самом минимальном объеме. Учеба здесь – это постоянные семинары, обсуждение материала, сравнение мнений и впечатлений, теорий и трактовок. Нет правильных решений и ответов, каждый может быть прав. Преподаватели здесь не носители абсолютных истин, а скорее модераторы бесед. Все стараются друг друга слышать, чему способствует малочисленность групп, нетворкинг сокурсников, индивидуальный подход преподавателей. В таких условиях студенты учатся мыслить критически.
К занятиям-семинарам нужно готовиться заранее: изучить тему, прочитать нужный материал, ознакомиться с разными научными подходами, выполнить задания и постоянно писать эссе. Итоговые оценки по предмету выставляются на основании совокупности различных факторов: посещение занятий, участие в обсуждениях, выполнение домашнего задания, промежуточные тесты и итоговый экзамен. Становится очевидна важность самого процесса, студенты учатся работать самостоятельно и делать настоящие исследования. При постоянной необходимости выбирать предметы, этот выбор делается осознанно, всегда есть понимание, зачем ходишь на те или иные пары, студенты действительно заинтересованы в выбранном предмете, что особенно важно, когда учеба состоит из семинаров-обсуждений в небольших группах. Параллельно растет и уровень удовлетворенности преподавателей: они не читают одни и те же лекции несколько раз подряд огромным потокам обезличенных студентов. Преподаватели ведут каждый свой курс, в худшем случае, раз в год, и на этот курс набирается ограниченная группа студентов, с каждым из которых удается наладить личный контакт.
Еще немного статистики: почти половина россиян (45%) понимают, что диплом университета ничего не гарантирует, а трудоустройство зависит от опыта, полученного вне стен вуза. Сколько раз каждый из нас слышал от друзей и знакомых после собеседований: «У меня даже не спросили, на кого я учился»? Гораздо важнее то, какие знания, навыки и связи студент успевает приобрести за время учебы. На программе Liberal Arts гуманитарии могут получить базовые навыки программирования, а программисты, в свою очередь, учатся письменному переводу и ораторскому искусству. За счет междисциплинарного подхода в образовании студенты ищут решения поставленных перед ними задач не только в своих, но и в смежных дисциплинах. А за счет постоянного общения студентов друг с другом (на произвольно выбранных предметах первокурсник, например, запросто может попасть в одну группу с третьекурсником) и с преподавателями у выпускников появляется много полезных связей.
Будущее в настоящем
Меня, как и многих других, ни один работодатель до сих пор не спросил, какое первое высшее образование я получила. Но точно знаю, что те навыки и то видение мира, которые появилось после учебы на факультете свободных искусств и наук, помогли мне справиться с очень разноплановыми задачами на разных должностях.
Каждый день мир стремительно меняется, и Liberal Arts – это взгляд в будущее, в котором намного полезнее мыслить критически и разбираться сразу в нескольких областях, чем подробно изучать только одну сферу знаний, которая на следующий день может стать неактуальной или исчезнуть совсем.