Фгос спо что это такое
Справочная информация: «Федеральные государственные образовательные стандарты, дополнительные профессиональные программы» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
1. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
2. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования
6. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре
7. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры
8. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки
9. Федеральные государственные образовательные стандарты образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
1. Дополнительные профессиональные программы в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности
2. Дополнительные профессиональные программы в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой
3. Дополнительные профессиональные программы в области международных автомобильных перевозок
4. Дополнительные профессиональные программы в области кадастровой деятельности
5. Дополнительные профессиональные программы в области экспортного контроля
6. Дополнительные профессиональные программы в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) предъявляемым к ним требованиям
7. Дополнительные профессиональные программы в области промышленной безопасности опасных производственных объектов
9. Дополнительные профессиональные программы в области пожарной безопасности
10. Дополнительные профессиональные программы в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций
11. Дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования
12. Дополнительные профессиональные программы в области государственной национальной политики Российской Федерации (для государственных и муниципальных служащих)
Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 22 апреля 2021 г. N 05-446
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ПРОФЕССИИ __указывается код и наименование__
вид деятельности 1;
вид деятельности 2;
вид деятельности N.
1.4. Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой профессии.
1.5. Обучение по образовательной программе в образовательной организации может осуществляться в очной, очно-заочной и заочной форме (формах) обучения. (указываются формы, оптимальные для реализации программ, заочную можно исключить по решению ФУМО)
1.6. При реализации образовательной программы образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
1.7. Реализация образовательной программы осуществляется образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы. Образовательная деятельность при освоении образовательной программы или отдельных ее компонентов организуется в форме практической подготовки.
1.8. Воспитание обучающихся при освоении ими образовательной программы осуществляется на основе включаемых в образовательные программы рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в ПООП примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы.
1.9. Образовательная программа реализуется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом образовательной организации**.
1.10. Срок получения образования по образовательной программе в очной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет:
Срок получения образования по образовательной программе в очно-заочной и заочной формах, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения:
не более чем на 1 год при получении образования на базе среднего общего образования;
не более чем на 1,5 года при получении образования на базе основного общего образования.
1.11. При обучении по индивидуальному учебному плану срок получения образования по образовательной программе, вне зависимости от формы обучения, составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному плану обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья срок получения образования может быть увеличен не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения.
1.12. Конкретный срок получения образования в очно-заочной и заочной формах обучения, а также по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении, определяются образовательной организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных пунктом 1.10 ФГОС СПО.
1.13. Для определения объема образовательной программы образовательной организацией может быть применена система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 32-36 академическим часам.
1.14. Области профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность: область (области) профессиональной деятельности***. (перечисляются с указанием кода и наименований из приказа Минтруда России в сноске, сноска не удаляется)
Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника.
II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Структура образовательной программы включает:
государственную итоговую аттестацию.
Структура и объем образовательной программы
[Срок освоения программы 10 мес. (на базе среднего общего образования)
1 г. 10 мес. (на базе основного общего образования)]
Структура образовательной программы
Объем образовательной программы, в академических часах
Государственная итоговая аттестация
Общий объем образовательной программы:
на базе среднего общего образования
на базе основного общего образования, включая получение среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
ИЛИ
[Срок освоения программы 1 г. 10 мес. (на базе среднего общего образования)
2 г. 10 мес. (на базе основного общего образования)]
Структура образовательной программы
Объем образовательной программы, в академических часах
Государственная итоговая аттестация
Общий объем образовательной программы:
на базе среднего общего образования
на базе основного общего образования, включая получение среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
2.2. Образовательная программа включает:
2.3. В рамках образовательной программы выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений (вариативная часть).
Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных главой III ФГОС СПО. Объем обязательной части без учета объема государственной итоговой аттестации должен составлять не более 80 (70) (по решению ФУМО) процентов от общего объема времени, отведенного на освоение образовательной программы на базе среднего общего образования. (В таблице 1 объемные параметры дисциплин и практик должны соответствовать обязательной части образовательной программы)
В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с формой, определяемой образовательной организацией, и оценочными материалами, позволяющими оценить достижение запланированных по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам результатов обучения.
2.5. Обязательная часть социально-гуманитарного цикла образовательной программы должна предусматривать изучение следующих дисциплин: «История России», «Иностранный язык в профессиональной деятельности», «Безопасность жизнедеятельности», «Физическая культура», «Основы бережливого производства», «Основы финансовой грамотности» (при необходимости).
Дисциплина «Физическая культура» в очной форме предусматривает еженедельно не менее 2 академических часов (за исключением времени, отведенного на практику, промежуточную и государственную итоговую аттестации).
Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация устанавливает особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура» с учетом состояния их здоровья.
(Перечень обязательных дисциплин ОП устанавливается с учетом специфики профессии. Перечисляются наименования:
обязательных дисциплин по информатике и др., ориентированных на профессию (например, «Прикладные компьютерные программы в профессиональной деятельности» и т.п.);
2.7. Профессиональный цикл образовательной программы включает профессиональные модули, которые формируются в соответствии с выбранными видами профессиональной деятельности, предусмотренными пунктом 1.3 ФГОС СПО. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов, которые устанавливаются образовательной организацией самостоятельно с учетом ПООП. Рекомендуемый объем профессионального модуля составляет не менее 8 зачетных единиц (256 ак. ч).
2.9. Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы, которая выполняется в виде демонстрационного экзамена.
2.10. Государственная итоговая аттестация завершается присвоением квалификации квалифицированного рабочего, служащего: наименование квалификации*. (указывается согласно проекту Перечня профессий СПО ИЛИ из приказа N 1199, если код, наименования профессий квалификации не изменились. Сноска не удаляется)
2.11. Образовательная организация должна предоставлять инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (по их заявлению) возможность обучения по образовательной программе, учитывающей особенности их психофизического развития, индивидуальных возможностей и, при необходимости, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1. В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции.
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
Виды профессиональной деятельности
Профессиональные компетенции, соответствующие видам профессиональной деятельности
Перечисляются наименования видов профессиональной деятельности в соответствии наименованиям в п. 1.3. ФГОС СПО.
При формировании ПК могут учитываться требования ведущих отраслевых работодателей
3.4. Образовательная организация при необходимости самостоятельно дополняет перечень профессиональных компетенций по выбранным видам профессиональной деятельности, установленным в соответствии с п. 1.3. ФГОС СПО, а также по видам профессиональной деятельности, сформированными в вариативной части образовательной программы образовательной организацией для учета потребностей регионального рынка труда.
Образовательная организация при необходимости вводит в вариативную часть учебных циклов образовательной программы модуль по освоению компетенций цифровой экономики, соответствующих одному или нескольким видам профессиональной деятельности, осваиваемых в рамках образовательной программы.
3.5. Образовательная организация с учетом ПООП самостоятельно планирует результаты обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам, которые должны быть соотнесены с требуемыми результатами освоения образовательной программы.
Совокупность запланированных результатов обучения по дисциплинам (модулям) и практикам (знаний, умений, навыков) должна обеспечивать выпускнику освоение всех компетенций, установленных образовательной программой.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
4.1. Требования к условиям реализации образовательной программы включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению, к организации воспитания обучающихся, кадровым и финансовым условиям реализации образовательной программы.
4.2. Общесистемные требования к условиям реализации образовательной программы.
4.2.1. Образовательная организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов учебной деятельности обучающихся, включая проведение демонстрационного экзамена (при наличии такой формы в п. 2.9.), предусмотренных учебным планом, с учетом ПООП.
4.2.2. В случае реализации образовательной программы с использованием сетевой формы требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации образовательной программы с использованием сетевой формы.
4.2.3. В случае реализации образовательной программы на созданных образовательной организацией в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.
4.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы.
4.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории, лаборатории, мастерские, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, а также для проведения текущего контроля, промежуточной и государственной итоговой аттестации, помещения для организации самостоятельной и воспитательной работы.
4.3.2. Все виды учебной деятельности обучающихся, предусмотренные учебным планом, включая промежуточную и государственную итоговую аттестацию, должны быть обеспечены расходными материалами.
4.3.3. Помещения для организации самостоятельной и воспитательной работы должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации (при наличии).
4.3.4. Допускается замена оборудования его виртуальными аналогами.
4.3.5. Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства.
4.3.6. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями по каждой дисциплине (модулю), в том числе из расчета не менее 0,25 экземпляра каждого из изданий, указанных в рабочих программах дисциплин (модулей) в качестве основной литературы, на одного обучающегося из числа лиц, одновременно осваивающих соответствующую дисциплину (модуль).
В качестве основной литературы образовательная организация использует учебники, учебные пособия, предусмотренные ПООП.
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда с предоставлением права одновременного доступа не менее 25 процентов обучающихся к цифровой (электронной) библиотеке.
4.3.7. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит обновлению (при необходимости).
4.3.8. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными учебными изданиями, адаптированными при необходимости для обучения указанных обучающихся.
4.3.9. Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем учебным дисциплинам (модулям), видам практики, видам государственной итоговой аттестации.
4.3.10. Рекомендации по иному материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы определяются ПООП.
4.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы.
4.4.1. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на иных условиях, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.14 ФГОС СПО (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет).
4.4.2. Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (при наличии).
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.14 ФГОС СПО, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.14 настоящего ФГОС СПО, в общем числе педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей образовательной программы, должна быть не менее 25 процентов.
4.5. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы.
4.5.1. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы должно осуществляться в объеме не ниже базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования по профессии с учетом корректирующих коэффициентов.
4.6. Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной программы.
4.6.1. Качество образовательной программы определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки на добровольной основе.
4.6.2. В целях совершенствования образовательной программы образовательная организация при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной программы привлекает работодателей и их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников образовательной организации.
4.6.3. Внешняя оценка качества образовательной программы может осуществляться в рамках профессионально-общественной аккредитации, проводимой работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе иностранными организациями, либо авторизованными национальными профессионально-общественными организациями, входящими в международные структуры, в целях признания качества и уровня подготовки выпускников, отвечающих требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля.
* В соответствии с Перечнем профессий среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный N 30861) и с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2014 г. N 518 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2014 г., регистрационный N 32461), от 18 ноября 2015 г. N 1350 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 декабря 2015 г., регистрационный N 39955) и от 25 ноября 2016 г. N 1477 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2016 г., регистрационный N 44662, приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 3 декабря 2019 г. N 655 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 февраля 2020 г., регистрационный N 57581) и от 20 января 2021 г. N 15 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 февраля 2021 г., регистрационный N 625701), приказом Министерства просвещения Российской Федерации от __ 20__ г. N __ (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации ____ 20__ г., регистрационный N __).
** Статья 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2018, N 32, ст. 5110).
*** Таблица приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779) и с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 марта 2017 г. N 254н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2017 г., регистрационный N 46168).
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья «Основные аспекты ФГОС СПО»
Основные аспекты ФГОС СПО
В условиях современного мира перед образовательными учреждениями, в частности, перед образовательными организациями, реализующими программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программы подготовки специалистов среднего звена стоит задача своевременного обновления существующих образовательных методик с в соответствии с уровнем развития информационных технологий и требований действующих работодателей. Не последнюю роль играет соответствие нынешнему действующему Закону об образовании РФ.
Одним и всевозможных путей решения данной задачи является введение ФГОС СПО нового поколения, в основе которого заложен компетентностно-деятельный подход. Реорганизация действующего образования в сфере подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, появление к каждой специальности общих, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, содержащихся в ФГОС СПО, позволяет современным преподавателям искать новые методы, методики организации образовательного процесса и формы проведения занятий.
Успеху внедрения ФГОС СПО нового поколения поспособствовало наличие нескольких составляющих, среди которых:
1) информационное обеспечение ФГОС СПО нового поколения;
2) достойный уровень подготовки преподавательского состава и администрации образовательных организаций;
3) требуемый уровень материально-технического оснащения лабораторий и учебных аудиторий теоретического обучения;
4) наличие финансовой составляющей для реорганизации и перепланирования деятельности образовательных учреждений.
Какие же ресурсы необходимы для реализации ФГОС СПО нового поколения?
В список основополагающих ресурсов можно занести трудовые ресурсы и их уровень образования и квалификации, нормативно-правовую базу, которая является краеугольным камнем в данной системе, а связующим звеном между этим всем встает материально-техническое оснащения лабораторий практического и учебных аудиторий теоретического обучения.
Качество подготовки современных рабочих кадров зависит от своевременного и правильного подхода к переходу на ФГОС СПО нового поколения.
По ФГОС СПО учреждения СПО работают ни один год, но по-прежнему не решены ряд затруднений:
недостаточное материально-техническое обеспечение учебных аудиторий и лабораторий;
трудности аналитического мышления обучающихся, которое необходимо преподавателям для перехода на современные формы организации занятий;
недостаточный уровень переквалификации преподавателей «старого техникума» под новые формы проведения занятий в соответствии с требованиями ФГОС СПО;
трудности в оценки профессиональных, общепрофессиональных и общих компетенций.
К основным функциям, которые выполняет обучение можно отнести следующие: дидактическую, развивающую и воспитательную. Решение этих задач формирование компетенций, база для получения профессионального опыта. Различные формы обучения способны разнообразить деятельность обучающихся и увеличить темпы обучения, способствуя не только получению необходимых знаний о предмете или дисциплине, но и развитию аналитического мышления формирующейся личности обучающегося. На сегодняшний момент очень важно, чтобы преподаватель из источника информации переквалифицировался в наставника, проводника в мир образования, в котором обучающийся сам способен добывать необходимые теоретические сведения для решения различных практических ситуационных задач.
Фундаментальным мостом между традиционным и компетентностным подходами являются системно-деятельностные методики, позволяющие воплотить основной принцип образования нового стандарта готовность обучающегося к постоянному самосовершенствованию и повышению собственной квалификации. Деятельностный подход позволяет создавать траекторию развития обучающихся в системе среднего профессионального образования; реализовывать работу, связанную с активной познавательной деятельностью обучающегося, учитывая индивидуальные особенности каждого обучающегося.
Понятие системно-деятельностного подход возникло в последней четверти XX века. Создателями данного педагогического веяния стали Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков и другие.
Вышеуказанный подход дает тенденцию к развитию творческих познавательных способностей обучающегося, учитывая индивидуальную траекторию обучения каждого обучающегося. Применение такого метода позволяет перейти от традиционных форм организации образовательного процесса к реализации стандартов нового поколения.
Формирование требуемых компетенций требует тщательной подготовки к занятиям от всех участников образовательного процесса: от обучающихся – творческого и ответственного подхода к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы и домашних заданий, а от преподавателя – тщательной подготовки занятий – постановка цели, различных задач и форм организации занятия.
Приоритетными задачами преподавателя взамен традиционным формам обучения уже давно стало:
развитие активного мышления обучающегося, направленное на способность самостоятельно устанавливать цели и приоритетные задачи учебного занятия;
проектирование траектории достижения поставленных целей и задач;
организация рефлексии по окончанию занятий и различных форм контроля деятельности обучающихся;
оценка собственных достижений.
В фундаментальных документах ФГОС СПО фигурируют три уровня освоения материала:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач). [2]
Для первого (ознакомительного уровня) характерны задания, позволяющие обучающемуся воспроизводить полученную информацию о тех или иных составляющих изученной темы по данной дисциплине. Основа этого уровня – запоминание информации. Для достижения этой цели используются такие методы обучения как:
1) программированные технологии (составление конспектов, содержащих основные тезисы темы, тесты закрытого типа и вопросы с открытыми вопросами по формам, не требующим от обучающегося активизации творческого потенциала);
2) словесные методы обучения (подготовка пересказа, описание хронологической или поэтапной составляющей изученного материала);
3) работа источниками информации (изучение материала по учебникам, учебным пособиям, дополнительным источникам, нормативно-правовым документам, составление глоссариев);
4) наглядные методы обучения (просмотр фильма или мультимедийной презентации).
Второй или репродуктивный уровень усвоения основан на понимании смысла полученных теоретических сведений для решения практических заданий по образцу. Этот уровень базируется на следующих методах:
1) практические методы (решение поставленных задач по приведенным примерам или образцам);
2) программированные технологии (тесты с закрытым типом ответов или с открытым типом по приведенному образцу с некоторыми изменениями входящих данных);
3) проблемные технологии (постановка проблемных вопросов);
4) эвристические беседы;
5) активные методы обучения (работа в парах, объединение в группы для коллективного решения поставленных ситуационных задач).
Третий уровень усвоения продуктивный, способный развить у обучающихся навыки нестандартного, антишаблонного мышления. Этому способствуют следующие педагогические технологии:
1) активные методы обучения (тренажеры, симуляторы, деловые или развлекательные составляющие игровых занятий);
2) проблемный метод обучения (решение проблемных задач нестандартными способами);
3) организация исследовательской деятельности (научно-практическая деятельность обучающихся, требующая изучения дополнительной литературы, не указанной преподавателем);
4) программированные методики (погружение в ситуационные задачи и поиск ее всевозможных решений, учитывая оптимизацию собственного времени, потраченного на ее решение).
Общеизвестный факт, что для работы над развитием продуктивного уровня усвоения недостаточно использования методов обучения, используемых в традиционном образовании. Поэтому основополагающими принципами деятельности преподавателя при реализации образовательной деятельности по ФГОС является применение на занятиях активных методов обучения, технологий решения проблемных задач, организация научно-практической деятельности обучающихся. Такое обучение способствует получению образования должного качества – аналитически мыслить и самостоятельно определять уровень погружения в изучение той или иной дисциплины.
Это основной принцип современного среднего профессионального образования, так как получение образования достойного уровня является отправной точкой для социализации специалиста в современном обществе. Особенно хотелось бы сделать акцент на развитии личности обучающегося в рамках реализации ФГОС. Его особенность заключается в проектирования взаимодействия следующих составляющих: обучающимся, его родителями (опекунами), преподавателем и социумом. Организация оказания должных услуг образовательного характера законное требование и государства, и родителей, и обучающегося. Подводя итоги всему вышесказанному, можно лишний раз подчеркнуть, что ФГОС СПО нового поколения создан для реализации взаимодействия и его правового регулирования в ареале образования между всеми участниками образовательного процесса – обучающимся, его родителями (опекунами), преподавателем и обществом, которое не стоит на месте, а развивается с космической скоростью, изобретая с каждым днем все более новые информационные технологии, облегчающие жизнь современного человека и требующие от современного специалиста, квалифицированного рабочего, служащего правильного обращения с целью реализации поставленных профессиональных задач.
Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика №4, 2009., с.18.
Блинов, В.И. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования четвертого поколения (проект). [Электронный ресурс] / В.И. Блинов, О.Ф. Батрова, Е.Ю. Есенина, А.А. Факторович — Режим доступа: www.scienceeducation.ru/119-15137
Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования четвертого поколения (проект) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.firo.ru/?p=16910
Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. — Гарант: информационно-правовая система. — 19.04.2016.
Общая и профессиональная педагогика / В.Д. Симоненко [и др.]. – М. : Вентана – Граф, 2005. – 368 с.
Рекомендации Национального института стандартов и технологий. NIST (20 October 2011).
Федеральный государственный образовательный стандарт.// http://www.firo.ru/
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: 273-фз.рф/zakonodatelstvo/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g