Форты в кронштадте для чего
Форты Кронштадта.
Посещение фортов Кронштадта нами планировалось в конце лета, но обстоятельства перенесли поездку на середину сентября. Это и хорошо и плохо. Хорошо, что мы ездили всей семьёй, а плохо то что не повезло с погодой.
Утром приехали к форту «Константин» (точка 59.996003, 29.702398) на встречу с нашим гидом. По дороге тихо матерился — «Питер уже не тот. Такое чувство, что я приехал в Москву лет 15 назад. Гостям ездить очень не комфортно. Подрезают, хамят, много негатива…»
Форты возможно рассмотреть с дамбы, но это не позволит почувствовать вживую всю мощь и энергетику этих строений. Форт «Константин» — единственный форт Кронштадта к которому возможно подъехать на автомобиле.
Закинули вещи в катер и вышли в море =)
Форты Кронштадта это цепочка оборонительных сооружений целю которых была защита Санкт-Петербурга от нападений со стороны соседей. Царская Россия на тот момент постройки (1704 год) фортов находилась в перманентном состоянии войны с большинством соседей. Для того, чтобы перекрыть подходы к столице Российской Империи слева и справа от острова Котлин были сооружены эти укрепления.
Первая точка — форт «Александр Первый», или «Чумной». Год постройки 1838-1845.
Вблизи с лодки форт производит сильное угнетающее впечатление. Угрюмый безлюдный с чёрными стенами бастион. Высаживаемся на пристань идём заходим внутрь. Больше всего поразило как строили такие крепости.
Все форты возведены в море на искусственных фундаментах. Зимой прорубали полынью и в грунт забивали деревянные сваи. На фундамент форта «Александр Первый» ушло 5000 свай, а на подготовку строительства 4 года. Жуть. Затем высаживали строителей и те возводили стены. А когда привозили камень для укрепления, лёд выгибался как линза. Представьте, 1838 год, всё делается вручную, по пояс в ледяной воде.
Говорите работа у вас тяжёлая? Ну-ну…
Внутри форта, толстенные стены и амбразуры.
Выглядело это примерно так.
Плывёт корапь неприятеля, а ты такой из пушки БАБАХ! БАБАХ! Бдыщ! Попали! Гори вражина проклятущая!
Ключевая достопримечательность по моему мнению — историческая маршевая чугунная лестница.
Подниматься по ней легко, высота ступеней рассчитана для быстрого подъема бегом (маршем). Изящна и красива.
С 1891 года в форте «Александр Первый» располагалась первая в России чумная лаборатория.
Здесь изучали чуму, сибирскую язву и другие опасные инфекционные болезни.
Удалённость форта от береговой линии была только в плюс. Без специальной обработки и контроля, никто не мог выехать и приехать в эту лабораторию. И что очень важно, крысы не могли перебраться из форта на берег.
Форт много раз перестраивался, сменялись эпохи и владельцы, но мощь этой крепости осталась неизменной.
Плывём далее.
Форт «Пётр I».
Доступен только с воды.
Изначально был деревянным. К 1833 году форт полностью перестроили из камня.
В казематах форта размещалось 34 орудия, на полубашнях — по 24, а на оборонительных стенках было по 20 орудий. На данный момент — это военный режимный объект.
Форт «Кроншлот». Создан для защиты города от шведов во время Северной войны — в 1704, несколько раз перестроен. Во время Великой Отечественной войны здесь размещались зенитные орудия и часть, защищавшая Кронштадт от десанта. В послевоенные годы в форте разместили лабораторию по размагничиванию кораблей.
Пока мы плыли к фортам, мимо нас проходили огромные корабли.
Точно говорю «бабочки в животе» порхают, когда ты на маленькой лодке с мотором проплываешь мимо этих исполинов. Ощущения аховые =)
Остатки батареи «Князь Меншиков». Изначально батарея была четырехъярусной.
В XIX веке тут располагалась 44 пушки.
Когда пушки списывали, из зарывали казённой частью в землю и использовали под хозяйственные нужды.
На фото настоящая пушка. Стволом вверх.
Ветер усилился, погода стремительно начала портиться, поэтому к маякам мы подходили быстро — посмотрели и пошли далее.
На фото — Передний или Нижний створный маяк Морского канала Санкт-Петербурга После возведения из-за особенностей грунта, дал крен в сторону. За это кронштадтские рыбаки зовут его «Пьяным».
Форт «Император Павел I» («Рисбанк»).
Полностью разрушен после взрыва 19 июля 1923 года. Тут рвануло 30 000 корабельных мин, а также взрывчатых веществ для снаряжения снарядов и торпед. Форт горел и взрывался в течение суток. Куски сцементированного кирпича долетали до городов Кронштадта и Ораниенбаума.
Длительное время остатки форта использовали как мишень во время учений.
Форт 3 «Граф Милютин».
«В 1869 г. полностью забили 6653 сваи в основание казематированной каменной постройки под башнями. Между сваями на 195 см ниже ординара засыпали песок, сами сваи срезали на 105 см выше отсыпки, а пространство до их верха заполнили булыжным камнем на цементном растворе. По сваям уложили бетонный ростверк на портландском цементе толщиной от 90 до 135 см. На этом основании возвели фундамент высотой 210 см. Промежуток между каменной кладкой и перемычкой заполнили глиной на 90 см выше ординара. Воду при производстве работ постоянно откачивали металлической помпой, работавшей от локомобиля. »
Мы получили огромное удовольствие от интересного живого рассказа гида и прекрасной морской прогулки.
Если представится возможность — непременно посетите эти живые памятники нашей истории.
Рекомендую. 5 из 5 баллов!
PS. Помните про погоду, она может подпортить впечатление =(
Спасибо Концерну FCA RUS за предоставленный автомобиль.
Как добраться до самых интересных Фортов Кронштадта
Несколько лет назад правительство Санкт-Петербурга сказало, что на реставрацию фортов нет денег, и любой желающий может взять форт в аренду за 1 рубль, отреставрировать его и использовать как хочет. Форт Константин — это первая такая попытка и самый знаменитый сегодня форт Кронштадта, самый знаменитый только потому, что находится на КАД и к нему проще всего добраться.
Форт Константин — единственный официально открытый и убранный
Самый популярный форт, потому что в свое время его в аренду взяла частная фирма и превратила в музей. Точнее как превратила — заколотила все опасные входы, убрала колючую проволоку и начала брать плату за вход.
Я там откровенно скучал, хотя с экскурсоводом возможно будет интересно.
Александр I Чумной (можно зимой по льду)
Самый впечатляющий форт в бухте. Во время его строительства было применено несколько интересных технических решений, а также с ним связано большое количество легенд.
Фото Андрея Василискова
Форты, куда приятно съездить на пикник
Это то, о чем даже мало местных знает, потому что все сворачивают с кольцевой в сторону Кронштадта, и никто не знает — что же за небольшой поворот в другую сторону.
На самом деле там расположены одни из лучших пляжей в округе с оборудованными площадками для пикников, а также проложенными по лесу деревянными дорожками.
Также там расположены 3 форта с оборудованной парковкой и поддерживаемые в хорошем состоянии.
Форт Шанец — можно на машине
До форта Шанец легко можно доехать и на машине и на автобусе, потому что это последняя остановка перед заказником “Западный Котлин” и началом пляжей. Фактически парковка сделана во внутреннем дворе форта.
Насколько знаю, Шанец служил испытательным фортом. Нужно было выяснить — какие укрепления самые прочные.
Инженеры строили их сначала из камней, выводили эскадру в море и расстреливали то, что построили. Оказалось, что большие камни обстрелом вырывает целиком, а самые прочные — это смесь бетона и мелких камешков. На форте вы сможете увидеть, что он очень многослойный и сделан из разных комбинаций бетона и камня.
Права видно парковку у форта
Много поясняющих надписей, про виды бастионов.
Форт Риф — закрыт на реставрацию
В 2019 году закрыт на реконструкцию, вся территория обнесена забором и стоят собачьи будки, поэтому мы идти не рискнули.
До недавнего времени он являлся закрытым военным объектом, что позволило ему хорошо сохраниться. Это один из фортов, который реально участвовал в боевых действиях. Ведь некоторые из фортов так и стояли, не сделав ни одного выстрела.
Какое-то время спустя форт служил как склад для военного хлама. Но уже к нашим временам там ничего не осталось – весь металл растаскан, военных нет. Всё, что там есть сейчас – традиционный для таких мест беспорядок.
Пройти можно, но везде много плакатов, поэтому мы не рискнули
Батарея «Демидов» — можно на машине
Можно добраться на машине. Скажу честно — я о ней узнал, только готовя эту статью, потому что это совершенно неприметный поворот куда-то в грязь. Но, если верить местным экскурсионным сайтам — ее отреставрировали в 2017, поставили пушки, зенитные установки и вообще сделали много всего интересного.
Повторюсь — я сам там не был, поэтому все фото из интернета.
Фото Олега Зырянова
Северный форты
С севера находится 7 фортов, до двух из них можно доехать на машине, поэтому на них остановлюсь чуть подробнее, еще на некоторые летом возят индивидуальные экскурсии, а зимой можно дойти пешком.
Северный форт № 1 — можно на машине
После того как военные ушли, форт стал туристической помойкой, коей сейчас и остается. Выломаны двери, вывезен металл, на стенках ужасные граффити и везде мусор. Кажется, изменений не ожидается. Можно добраться на машине, но лучше выбирайте другие форты. Главное – соблюдать все меры безопасности, решив посетить это старинное место.
Северный форт № 2
Достаточно хорошо сохранился до наших времен. По краям острова располагались пулеметы, а сверху артиллерийская батарея. Оттуда было отлично видно весь Кронштадт! Сейчас же всё там находится в запустении. Можно доехать на машине, но советую остановить свой выбор на другом форте.
Северный форт № 4 “Зверев”
Тут есть ощущение, что столкнулись сразу несколько эпох. Летом форт очень зарастает, из-за чего напоминает какой-то необитаемый остров. При заходе на катере, здесь сразу видно перекошенный пулеметный дот. Пристани у форта нет, а рядом затоплено несколько кораблей.
Сюда можно поехать на индивидуальную экскурсию. Летом это позволит увидеть не только этот форт, но и многие другие морские достопримечательности.
Каземат с расплавленными кирпичными стенами. Здесь сжигали ГСМ
Фото Олега Зырянова
Южные форты
Проезжая по Дамбе со стороны Петергофа можно видеть Южные форты. Добраться до них самостоятельно не получится, да и смотреть там нечего — скорей это только для любителей сталкера.
Южный форт №3 («Граф Милютин», «Башенная»)
Сюда возят экскурсии. Главным достоинством форта считались бронированные башни, рассчитанные на прямое попадание главного калибра английского броненосца, в то время они считались самыми мощными в мире.
Второй гордостью форта был поворотный механизм башен — они вращалась с помощью паровых машин. Всего машин было 6 и они располагались в казематах под батареей, а пар подавался из двух котельных по краям. Такая система поворачивала башню на 360 градусов всего за 1 минуту, в то время обычные пушки поворачивались за 3.
Южный форт 2 “Дзичканец”
Форт защищается каменными молами, а на берегу, почти утонувшая в песке, виднеется старая пушка с разорванным стволом. Во времена Великой Отечественной тут проводилась противовоздушная оборона.
Южный форт 1
Как и предыдущий форт, был построен с целью обезопасить территорию от наступления англо-французских судов. Вплоть до Великой Отечественной солдаты несли тут службу.
Форт защищал Малую дорогу жизни – ту самую единственную ниточку, которая соединяла Ленинград и Большую землю. Сейчас он закрыт для посещения.
Самые современные форты Кронштадта
Это форты “последней волны”, когда уже появились нарезные стволы, что сильно увеличило дальность стрельбы.
Сегодня на каждый из них возят индивидуальные экскурсии.
Форт Граф Тотлебен (быв. Первомайский)
Этот форт был одним из самых больших и служил обороной во время англо-французского наступления. Во время Великой Отечественной на серых бетонных стенах бойцы рисовали звезды, соответствующие количеству сбитых самолетов. До настоящего времени эти рисунки не дожили.
Когда-то здесь был и музей, и летний лагерь. А сейчас царит запустение. Рушится бетон, стираются все материальные подвиги нашей страны.
Подплыть к нему самостоятельно вряд ли получится – вокруг большое количество острых камней и металлолома. Посетить Тотлебен без предупреждения МЧС нельзя, это опасно для жизни.
Форт Обручев (быв. Красноармейский)
Территория этого форта использовалась для обстрела участников мятежа. В годы войны он принимал активное участие против немцев и финнов. После этого был брошен военными на произвол судьбы. Сейчас он активно приходит в негодность из-за туристов, которые явно не стремятся уберечь память о прошлом.
Обручев и Тотлебен – так называемые «близнецы». Наиболее поздние оборонительные постройки. Дальность стрельбы с Обручева с помощью десятидюймовых орудий составляла 18 км! Это особенно было важно во времена Великой Отечественной. Очень жаль, что сейчас этот форт представляет собой одну большую помойку… Все металлические конструкции были разобраны любителями легкой наживы.
Экскурсии сюда не проводятся, т.к. остров густо зарос травой и мхом, а его месторасположение опасно и слишком удалено от цивилизационных мест.
17 фортов располагалось на островах, созданных руками человека, а 3 – на берегу Финского залива. Все эти творения появились благодаря Петру I, который мечтал превратить Россию в крупную морскую державу. Как жаль, что сейчас все эти старания разрушены вандалами и прежней величественности уже не увидеть. Теперь можно только увидеть старинные фото, где мощные постройки защищают нашу землю от наступления врагов…
Форты главного залива
Помимо описанных выше фортов Александр I и Константин в главном заливе можно увидеть 3 форта. Они все сейчас в полуразрушенном состоянии, да и фото их у меня только из интернета, поэтому отнес в самый конец статьи, чтобы вы знали что это
Форт Рисбанк
Это один из самых больших фортов. После того, как там случилось наводнение, остался один бастион. Потом его решили перестроить, но размеры уже стали другими. На месте одного Рисбанка могло поместиться два таких форта как Александр I.
Во дворе форта чего только не было – и колодец с артезианской водой, и печи, и жилые дома. Была даже баня, пекарня и прачечная. А затем форт стали использовать в учебных целях и в итоге, сейчас там почти ничего не осталось.
Кроншлодт
Самый первый форт, с которым связана интересная история: Петр I уже собирался строить Петербург, но на острове Колин (нынешний Кронштадт) еще оставался Шведский гарнизон. Петр собрал войска и неожиданно высадился на остров.
Форт Петр I (под охраной)
Немного таких фортов, к которым не подобраться. Этот – именно такой. Его территория отгорожена от посторонних колючей проволокой, а также на объекте несет службу часовой.
Еще недавно казематы форта были складом для минно-трального снаряжения. Даже сейчас можно увидеть электромагнитные тралы, похожие на небольшие подводные лодки.
К форту Пётр I от острова Котлин идет дамба. Это единственное место в Кронштадте, где еще имеется железнодорожное полотно.
Форты Кронштадта
Форты Кронштадта – это оборонительные сооружения с южной и северной стороны острова Котлин, на котором была построена крепость Кронштадт. Что такое форты? Слово «форт» произошло от латинского «fortis» и французского «fort», что значит сильный и крепкий, а фортификация – это укрепление и создание оборонительных сооружений.
Петр I впервые реализовал идею строительства фортовой крепости, состоящей из ядра и дополнительных укреплений перед ней – фортов. Почему нужны были форты у острова Котлин? Россия боролась за выход к морю, и, чтобы надежно преградить дорогу шведским кораблям к землям невской губы и Петербургу, Петр решил дополнительно укрепить оборону Кронштадтской крепости.
Южные форты Кронштадта.
Строительство фортификационных сооружений началось с южной стороны острова Котлин, поскольку Финский залив здесь глубже и угроза прохождения в этом месте вражеских кораблей была выше. Из семи южных укреплений самым первым был возведен Кроншлот.
Строились в середине 1850-х годов в связи с угрозой наступления англо-французских кораблей в ходе Крымской войны. Оба укрепления были небольшие по размеру. На Южном №1 орудия располагались в двух казематах, на Южном №2 пушки располагались открыто. С развитием артиллерии крепости прошли все стадии перевооружения, а в годы Великой Отечественной войны участвовали в противовоздушной обороне Кронштадта.
Форт Южная батарея №3.
Был построен в период 1865-1871 годы, позже получил имя Башенная. В 1882 году по указу Александра III был переименован в граф Милютин в честь военного министра и генерал-адъютанта Дмитрия Алексеевича Милютина. Милютин совместно с расположенным напротив береговым фортом Константин должны были перекрывать огнем Кронштадтский корабельный фарватер. Во время Великой Отечественной войны отсюда велся огонь по противнику, занявшему Петергоф и Стрельну и по немецким самолетам.
Форт Император Павел I.
Был построен в 1801 году и располагался на два километра западнее Кроншлота. В 1923 году в результате пожара и взрыва хранящихся на складах мин укрепление было почти полностью разрушено. Сохранились только остатки одной стены и лестничная башня.
Батарея Князь Меньшиков.
Построена в 1843-1850 годах у входа в Купеческую гавань.
Форт Император Александр I.
Его торжественное открытие проходило 27 июля 1845 года в присутствии государя Николая I. Начиная с 1897 года, здесь находилась противочумная лаборатория, препараты которой использовались в борьбе с эпидемиями чумы, холеры и тифа по всей России. Сыворотка и вакцина поставлялись также за границу, поэтому это укрепление называлось еще Чумным.
Береговые форты Кронштадта.
Форт Цитадель( Император Петр I).
Был возведен к 1724 году солдатами и офицерами Семеновского и Преображенского полков, базировавшимися на острове Котлин. 7 сентября 1734 года по завершении строительства указом императора Николая I он был переименован в Император Петр I.
Форт Риф.
Построенный к 1915 году, находится на западном побережье косы острова Котлин. Его история связана с революционными событиями 1917 года, а в 1921 году при подавлении Кронштадтского восстания это место было убежищем восставших.
Форт Шанец.
Расположен в северо-западной части Кронштадта, где еще в 1706 году был построен земляной редут Александр-шанец. В конце 19 века сооружается группа батарей долговременного типа Шанц. В годы Второй мировой войны здесь базировалась железнодорожная артиллерийская батарея, курсировавшая между Кронштадтом и укреплением Риф.
Северные форты Кронштадта.
К северным фортам относятся укрепления под номерами с первого по седьмой, которые можно видеть по всему маршруту северной части дамбы и крепости Обручев и Тотлебен, которые расположены между Кронштадтом и Сестрорецком и хорошо видны из Курортного района Санкт-Петербурга.
К началу Первой мировой войны крепости Тотлебен и Обручев были готовы к сражениям, но немецкие корабли здесь так и не появились. Во время советско-финской войны орудия укреплений обстреливали финские позиции на реке Сестре, а во время Великой Отечественной войны – вражеские позиции на северном берегу Финского залива от Белоострова до Териски – нынешнего Зеленогорска.
Форт Обручев.
Форт Тотлебен.
1 северный форт.
3 северный форт.
4 северный форт.
5 северный форт.
В настоящее время форты Кронштадта потеряли свое оборонительное значение и многие из них сдаются по отдельности в долгосрочную аренду. Сейчас планируется, что часть из них станет туристическими объектами, между которыми будет курсировать плавучий отель.
Более 300 лет над водами Финского залива возвышаются форты Кронштадта, которые вместе с батареями острова Котлин были на Балтике самой мощной крепостью Кронштадт – надежным защитником Санкт-Петербурга.