Считал что философы стремятся к познанию вечной истины

Основы философии

4.3. Античные философы

В развитии античной философии немалую роль сыграли мыслители, жившие в древнегреческом городе Милете и образовавшие милетскую школу. В их числе был и упоминавшийся нами ранее философ Фалес. Он признан родоначальником ранней милетской школы древнегреческой философии, которая дала толчок развитию европейский философской мысли. Он считался также основателем греческой астрономии и геометрии. После Фалеса не осталось сочинений, но до нас дошли его отдельные изречения, в том числе и известное «познай самого себя».

Фалес полагал, что исходное вещество, из которого произошла вся живая и неживая природа, – это вода. Землю он считал плоской, покоящейся на водах. Наблюдая действие «магнесийского камня» (магнита) на железо, философ пришел к убеждению, что у магнита есть душа. По мнению Фалеса, «все полно богов», т. е. все существующее одушевлено, потому и подвержено изменениям. Милетские мыслители пристально изучали природные явления и сделали первые попытки их философского истолкования.

Такое понимание природы, окружающей человека, послужило для раннегреческих философов – Фалеса, Анаксимандра (ок. 610 – после 547 до н. э.) и Анаксимена (вторая половина VI в. до н. э.) основанием для объяснения природы космоса, которое в свою очередь помогло определить природу человека. Анаксимандр был философом и естествоиспытателем. Его сочинения, к сожалению, не дошли до нас, за исключением одного-единственного небольшого отрывка. Но многие его философские идеи пересказали и сохранили для нас другие древнегреческие авторы.

Философ размышлял о происхождении космоса и стремился построить целостную картину мира. По его мнению, рождение космоса прошло три ступени (этапа). Сначала из безграничной телесности мирового зародыша образовался космос. Затем в нем обозначились две противоположности – влажное холодное ядро и огненная горячая кора. Наконец, в результате борьбы горячего и холодного возник оформленный космос. Он не вечен и впоследствии будет поглощен пространственно безграничной телесностью.

Достоверный фрагмент сочинения Анаксимандра содержит первую в истории мировой мысли формулировку закона сохранения материи: вещи, разрушаясь, превращаются в те же самые элементы, из которых они возникли. Философ создал первую географическую карту, а также первую геометрическую модель Вселенной. Именно Анаксимандр высказал гипотезу о центральном положении Земли во Вселенной. Ему же принадлежит и идея происхождения первых людей от «животных другого вида».

Крупным философом античности был и Пифагор (вторая половина VI – начало V в. до н. э.). Согласно античным источникам, его подлинные сочинения не сохранились. Предание сообщает, что Пифагор учился в Милете, совершил путешествие на Восток – в Вавилон, Египет, Индию, где изучал негреческие религии, математику и астрономию. В 532 г. до н. э. он бежал от тирании на юг Италии и там основал религиозный братский союз с общим имуществом и собственным ритуальным уставом.

Доподлинно известно, что Пифагор утверждал бессмертие души, развивал идею переселения душ после смерти в иные, новые тела и сам будто бы помнил свои четыре прежних воплощения. Философ говорил также о всеобщем родстве живых существ и требовал «очищения» тела вегетарианством, а души – через познание музыкально-числового строения космоса.

В истории философии Европы обычно выделяют досократиков – греческих философов, живших до Сократа. Гераклит из Эфеса считал огонь первоосновой всего сущего. Родился Гераклит в царской семье, в Малой Азии. Он был противником демократии, с горечью и презрением смотрел на окружающих людей и не имел желания управлять ими. За склонность к трудно понимаемым изречениям Гераклит получил прозвище Темный. Он первым назвал мироздание космосом. До него словом «космос» обозначали порядок в государстве или личной жизни (отсюда и название «косметика»). Афоризмы Гераклита широко известны.

Все течет, все меняется.

В одни и те же воды мы погружаемся и не погружаемся, существуем и не существуем.

Мудрейший из людей по сравнению с Богом покажется обезьяной в отношении мудрости, красоты и всего прочего.

Когда все желанья людей сбываются – не лучше им.

Один лучше тысячи, если он наилучший.

Бороться с наслаждением еще трудней, чем с гневом.

Если у слепого спросить, что такое зрение, то он ответит, что это слепота.

Мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и прислушиваться к голосу природы, поступая согласно с ней.

Гераклит высказал мысль о переходе явлений в свою противоположность: «Одно и то же в нас – живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно, то, изменившись, есть это». «Холодное теплеет, теплое холодеет». Всякое явление для Гераклита состоит из противоположных начал. Эти противоположности находятся в состоянии борьбы. «Враждующие соединяются, из расходящихся – прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу».

Гераклит в своем учении утверждал мысль об универсальности изменения, его всеобщности. Ему приписывают слова «все течет, все изменяется». Подлинное его изречение звучит так: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Признавая главной характеристикой мира борьбу противоположностей, Гераклит одновременно полагал, что противоположности, переходя друг в друга, сохраняют общую для обеих тождественную основу, т. е. он выдвинул идею о тождестве противоположностей. Закон бытия у Гераклита – «всеобщий логос», который лежит в основе борьбы противоположностей, их единства и тождества.

В своем трактате Гераклит отвел большое место вопросам познания. По его мнению, истинную природу вещей нельзя познать простым накоплением знаний. «Многознание уму не научает». Познание осуществляется с помощью чувств, но они не могут дать истинного знания, которое приобретается только благодаря мышлению. Гераклит считал, что чувства и разум в познании тесно связаны: «Я предпочитаю то, – утверждал он, – что можно увидеть, услышать и изучить». В 107-м фрагменте он подчеркивал: «Плохие свидетели – глаза и уши людей, которые имеют грубые души».

В литературе Гераклит изображен нелюдимым, мыслителем с аристократическим образом мыслей. Историк древнегреческой философии Диоген Лаэртский в труде «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» писал о нем так: «Был он высокоумен и надменен превыше всякого… Возненавидев людей, он удалился и жил в горах, кормясь травами».

Демокрит – греческий философ, уроженец приморского г. Абдеры (Фракия, Восточная Греция). Происходил из богатой семьи, получил хорошее образование. Отличаясь любознательностью, Демокрит пренебрег богатством и совершил путешествие в Вавилон, Египет, Индию, воспринимая идеи разных стран и народов. Согласно Диогену Лаэртскому, написал 70 трудов по разным наукам и искусствам. По-видимому, в Афинах встречался с Сократом. Пользовался большим уважением и почетом на родине.

Демокрит считал, что для предметов характерны собственные, объективно присущие им качества, такие как твердость, вес, размеры; и субъективные свойства, которые определяются чувствами человека: цвет, запах, звучание и пр. Философ выдвинул гипотезу о том, что мир сложен из пустоты и мельчайших неделимых частиц – атомов. По его мнению, богов придумали люди по своему образу и подобию в попытках объяснить мир.

Цель жизни Демокрит видел в стремлении к подъему, возвышению духовных сил. Он написал книги о мироздании, природе человека, а также геометрические трактаты. Сохранились лишь фрагменты его трудов.

Многие высказывания Демокрита звучат как афоризмы.

Предпочел бы найти одно причинное объяснение, нежели приобрести себе престол.

Из мудрости вытекают три способности: выносить прекрасные решения, безошибочно говорить и делать то, что следует.

Ничто не происходит случайно.

Надо уметь не только говорить, но и молчать.

Надо стремиться к многомыслию, а не к многознанию.

Богат тот, кто беден желаниями.

Благоразумен тот, кто не печалится о том, чего не имеет, но радуется тому, что имеет.

Объясняя психическую деятельность человека, Демокрит писал, что душа – движущее начало и орган ощущения и мышления. Для того чтобы приводить в движение тело, душа сама должна быть материальной и движущейся. Она состоит из атомов, поэтому смертна, так как после смерти человека атомы души тоже рассеиваются.

По своим политическим взглядам Демокрит был горячим защитником греческой демократии. Он писал: «Бедность в демократии настолько же предпочтительнее так называемого благополучия при царях, насколько свобода лучше рабства».

В этике Демокрит исходил из интересов одного индивида. Для него главное – «достижение доброй мысли». «Человек добродетельной (благочестивой) мысли стремится к справедливым и законным действиям, во бдении и во сне весел, здрав и спокоен».

Основным средством нравственного воспитания Демокрит считал убеждение. «Лучшим стимулятором окажется тот, кто употребляет возбуждающую и убеждающую речь, чем тот, кто прибегает к закону и насилию». Взгляды Демокрита сыграли огромную роль в последующем развитии философии.

Греческий философ Сократ родился в Афинах в семье камнереза. (Не исключено, что, подчеркивая такую свою родословную, Сократ имел в виду, что он пошел по стопам отца: творил порядок из хаоса и помогал другим порождать мысли.) В молодости служил в армии. Избранный в афинский совет, Сократ отличался принципиальностью и справедливостью. Жил в бедности. Любил философствовать не только с коллегами и учениками, но и со случайными прохожими, например на базаре. Его жена Ксантиппа, вынужденная одна заботиться о детях и вести хозяйство, частенько бранила мужа. На вопрос, как ему удается уживаться с такой супругой, мудрец отвечал: «Она помогает мне ладить с грубыми людьми. После нее все они кажутся прекрасными и добрыми».

Сократ занимался разнообразной и интенсивной философской деятельностью, излагал свои взгляды в основном в беседах. Поэтому о взглядах Сократа можно судить лишь по трем источникам: свидетельствам других великих греков – Аристофана, Ксенофонта и Платона. Так, драматург Аристофан в произведении «Облака» нарисовал иронический образ Сократа, выведя его в виде астролога и «физика» владельца «мыслильни». Саркастически описывая Сократа, Аристофан высмеивал распространенное в то время увлечение натурфилософией (философией природы). Философ Ксенофонт в «Воспоминаниях о Сократе» изобразил Сократа благонравным учителем добродетели, вполне лояльного к государству. Платон показал Сократа глубоким мыслителем, от имени которого изложил свои собственные мысли.

Сократ не признавал проблем, характерных для философов той эпохи: о природе, ее первоначале, мироздании. По его мнению, философия должна заниматься рассмотрением не природы, а человека, его нравственных качеств и сущности этики как определенной области знания. Вопросы этики – вот главное, чем должна заниматься философия, и это главная тема бесед Сократа.

Для обоснования своих этических взглядов Сократ использовал разработанный им метод, который вошел в историю философии под названием сократического и который по сути своей был методом диалектического спора. Для Сократа диалектика – метод, посредством которого представляются, развиваются и обосновываются этические понятия, а философия – процесс изучения конкретного нравственного явления, в ходе которого вырабатывается представление о том, что такое это явление с точки зрения его сущности.

Например, в диалоге «Лахет» Платон рассуждает о понятии «мужество», используя сократовский диалектический метод. Мужество есть частный вид добродетели, поэтому сначала следует выяснить, что такое добродетель, а потом перейти к понятию «мужество». Первоначально Сократ просит привести примеры конкретных проявлений мужества и на их основании выяснить, что такое мужество вообще, какова его сущность как добродетели. Затем предлагает дать такое определение мужества, которое охватило бы все его частные виды и проявления.

В беседе, в ходе которой анализируются меры, выясняется, что определение мужества через понятие «стойкость» никак не проясняет существо рассматриваемого вопроса. Ничего не дает для его решения и определение мужества через понятие «мудрость». Выясняется, что мудрость – это знание опасного, но ведь в разных областях жизни опасное формулируется по-разному. В диалоге «Лахет» так и не удается решить вопрос о том, что же такое мужество.

Все диалектические рассуждения строятся по принципу деления общего, родового понятия на составляющие его виды. Следовательно, согласно Сократу, диалектика заключается в том, чтобы изучать явление с самых разных сторон и дать его наиболее точное, глубокое, разностороннее определение. В ходе такого изучения, по мнению Сократа, и рождается истина. Этот метод философствования называется также майевтикой.

Беседы строились по принципу постановки вопроса: «Что такое то-то или то-то?» (добро, справедливость или другое этическое понятие). Ответы на этот вопрос отвергались один за другим. В своих диалектических спорах и рассуждениях Сократ впервые использовал индуктивный метод доказательства. Использование диалога как средства достижения истины – огромнейшая заслуга Сократа в истории философии, так как все предшествующие философы лишь излагали свои положения в виде окончательных истин. Сократ не считал себя учителем мудрости, он пытался лишь вызвать у человека стремление к истине.

Знание и мораль Сократ считал неразделимыми. «Того, кто познал хорошее и плохое, – говорил он, – ничто уже не заставит поступать иначе, чем велит знание, и разум достаточно силен, чтобы помочь человеку». Таким образом, в этике Сократа четко выявляется рассудочная линия: добродетель – это знание, другое – это незнание. Основными добродетелями Сократ называл сдержанность, мужество, справедливость.

Свои идеи о государстве и политике Платон попытался воплотить в жизнь, став советником сиракузского тирана Диона. Однако попытка не удалась – тиран не сделался разумней и совестливей. Платон поступил мудро: изложил свои взгляды в книге «3аконы». Идеальным для Платона являлось четко организованное рабовладельческое государство. И хотя позже философы упрекали его за негуманные взгляды, тем не менее для той эпохи он был прав.

Наивысший успех выпал на долю философских диалогов Платона. Главным действующим лицом в них обычно выступает Сократ. Он с изумительным искусством ведет беседы, заставляя противников опровергать собственные взгляды. Написаны диалоги блестяще. Кстати, в двух из них упоминается легендарная Атлантида. Платон считал Вселенную живым организмом, обладающим высшим разумом.

Вот некоторые высказывания Платона.

Наш космос есть живое существо, наделенное душой и умом, и родился он поистине с помощью божественного провидения.

[В каждом городе] всегда есть два взаимно враждебных города: один город бедных, другой – богатых.

Все чрезмерное обычно вызывает резкое изменение в противоположную сторону, будь то состояние погоды, растений или тела. Не меньше наблюдается это и в государственных делах. Если дело делается прекрасно и правильно, оно становится прекрасным.

Поэт… должен творить мифы, а не рассуждения.

Аристотель – уроженец фракийского г. Стагиры (отсюда еще одно его имя – Стагирит). Греческий мыслитель, ученый, философ, Аристотель получил прекрасное образование. В 17 лет он приехал в Афины и учился в Академии Платона, а затем преподавал в ней. После смерти учителя путешествовал по Восточному Средиземноморью, посетил Египет. В 343 г. до н. э. принял предложение македонского царя Филиппа стать наставником его сына Александра. Через 7 лет, когда Александр после гибели отца был провозглашен царем, Аристотель совершил с ним ряд походов. Около 333 г. до н. э. Аристотель вернулся в Афины, где вел философские диспуты, своеобразные лекции – беседы с учениками в роще Ликеион (отсюда название «ликей», «лицей») близ храма Аполлона. Тех, кто там учился и преподавал, называли перипатетиками, т. е. «прогуливающимися», ибо, беседуя, они предпочитали не сидеть, а прогуливаться.

Аристотелю удалось освоить основную массу знаний своего времени: логику, математику, физику, астрономию, естествознание, поэтику. Он раскрыл важнейшее качество искусства: духовное возвышение, очищение («катарсис») посредством сострадания. Большую роль в истории философии сыграло учение Аристотеля о познании. Ему принадлежит заслуга в разработке вопросов логики. Он считается создателем психологии (трактат «О душе»). Большой интерес представляет та часть философского наследия Аристотеля, в которой изложены его взгляды на вопросы развития общества и государства. Творчество Аристотеля в области философии и науки признано вершиной античной мысли.

В эпоху эллинизма обоснованы новые модели космоса. Важнейшие философские течения данной эпохи – эпикуреизм, кинизм, стоицизм – делали акцент не на гражданской активности и добродетели, а на личном спасении и невозмутимости души. Древнегреческий философ Эпикур (341–270 до н. э.) в 306 г. до н. э. создал афинскую философскую школу под названием «Сад Эпикура». Эпикур разделял свое учение на три части: теория познания («каноника»), учение о природе («физика») и этика.

Эпикур не признавал самостоятельной ценности знания, а цель философии видел в достижении безмятежного состояния духа, свободы от страха смерти и природных влечений. Основу знания, полагал Эпикур, составляют чувственные восприятия, заблуждения же являются результатом ошибок человеческой мысли.

Философ говорил и о том, что не следует бояться богов или ждать от них помощи. Ведь боги предаются наслаждению, пребывая между множественными вселенскими мирами, и не вмешиваются ни в явления природы, ни в дела людей. Единственное благо для человека – наслаждение, которое Эпикур понимал как отсутствие страдания. Для того чтобы обрести такое наслаждение, надо устраниться от всех тревог, государственной деятельности, опасностей.

В античной философии можно выделить еще одну сократическую философскую школу, а именно школу киников. Эти мыслители пытались не только разработать собственный философский взгляд на мир, но и испытать на себе те взгляды, которые они проповедовали. Поэтому от их наследия сохранились не столько трактаты, сколько различные притчи. Конечно, такой тип философствования весьма проигрывает виртуозным системам Платона и Аристотеля. Для киников главная цель – жить в соответствии со своими убеждениями. Вместе с тем киники освоили и проанализировали жизненный опыт человека, который может опереться только на себя, на собственные жизненные ресурсы.

Взгляды киников наследовали стоики. Эта школа древнегреческой философии получила название от портика Стоя в Афинах, где она была основана Зеноном, родившимся на Кипре, но затем перебравшимся в Афины, в Академию, где стал учеником одного из последователей Платона. Около 300 г. до н. э. Зенон основал свою философскую школу стоицизма.

Стоическая философия оказала огромное воздействие на философскую мысль. Идеи стоиков многократно получали признание: их признавали, критиковали, каждый раз пытаясь приспособить к запросам нового времени. Идея нравственного поведения актуальна во все времена. Вопрос в том, находит ли она массовое признание в ту или иную эпоху.

Источник

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

Серии

Форум

Жаворонкова Александра Сергеевна

Книга «Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты»

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

52. ОППОЗИЦИЯ ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО, МНЕНИЯ И ЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ ПАРМЕНИДА И ДЕМОКРИТА

Парменид (конец VII–VI в. до н. э.) — философ, политический деятель.

Парменид написал поэму «О природе», в которой образно представил путь познания в виде аллегорического описания путешествия юноши к богине, открывающей ему истину.

С самого начала поэмы Парменид провозглашает главенствующую роль разума в познании и подсобную роль чувств. Он разделяет истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях, которые знакомят нас лишь с видимостью вещей, но не дают знания их истинной сущности.

Он разделил философию:

— на философию истины;

Парменид назвал разум критерием истины, а в чувствах же, по его мнению, точности нет: не стоит доверять чувственным восприятиям, лучше разумом исследовать высказанные доказательства.

Но при этом Парменид не отказывается от чувственного мира. Во второй части поэмы «О природе» он утверждает, что рядом с миром истины необходим мир мнения, потому что без него невозможно мышление.

Один и тот же мир, по мнению Парменида, взятый в двух его измерениях — человеческой повседневности и умопостижения, — раздваивается:

— на мнение смертных;

Согласно учению Парменида, все, что окружает человека, — условности.

Демокрит (около 460 — около 370 гг. до н. э.) — древнегреческий философ-плюралист, основатель атомизма. Демокрит превосходил многих философов своего времени богатством знаний, остротой и логической правильностью своего учения.

Согласно Демокриту, весь мир состоит из атомов и пустоты, в которой эти атомы падают. Демокрит называл атомами не только физические частицы, но и единицы ума, а пустоту — глупостью.

Демокрит предложил научный метод познания, который был основан на опыте, наблюдении и теоретическом обобщении фактического материала.

Ощущения, согласно Демокриту, представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник и основу познания.

Вселенная, как утверждал Демокрит, строго подчинена принципу причинности: все возникает на каком-либо основании и в силу причинности. Именно в причинности Демокрит видел объяснительный принцип в осмыслении сути вещей и событий.

По мнению Демокрита, душа человека состоит из мельчайших, круглых, огнеподобных, постоянно мечущихся атомов; обладая внутренней энергичностью, она является причиной движения живых существ. Мышление, согласно Демокриту, является физическим процессом.

Демокрит объяснял процесс познания с диалекти-ко-материалистической стороны.

Согласно Демокриту, мир познается за счет чувств и разума. Но эти два познания несравнимы между собой.

Демокрит разделил знание:

— на темное (чувственное познание — вкус, обоняние, осязание, зрение, слух и др.);

— светлое (истинное, рациональное познание — мышление, разум).

Чувственное (темное) познание, по мнению Демокрита, является приблизительным, относительным, частичным. Мыслительный процесс, рациональное познание выступает дополнением к чувственному, когда человек силой мысли может проникнуть за мир видимый, постичь всеобщее и закономерное.

Благодаря Пармениду и Демокриту, философия начала интенсивное развитие, ее главной целью стал вопрос о человеке и его месте в мире. Оптимизм в вопросах познания сменился скептицизмом.

53. ИЕРАРХИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО УЧЕНИЮ ПЛАТОНА

Платон (427–347 гг. до н. э.) — величайший мыслитель, пронизывающий своими тончайшими духовными нитями всю мировую философскую культуру, он полагал, что задачей философии является познание вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. По словам Платона, философами не становятся, философами рождаются.

Платон любил философию: все философствование этого мыслителя — выражение его жизни, а его жизнь — выражение его философии.

Основная идея Платона: чувственное восприятие не дает постоянного знания, т. е. доставляет только мнение, а вовсе не уверенность.

По мнению Платона, космос — это своего рода художественное произведение. Космос живет, пульсирует, дышит, он преисполнен различными потенциями, а управляется силами, образующими общие закономерности.

По учению Платона, мир по природе двойствен, он делится:

— на видимый мир изменчивых предметов;

— невидимый мир идей.

Идея является центральной категорией в философии Платона. Идея вещи — это нечто идеальное. Идея является смыслом и сущностью вещи.

Высшей идеей называется идея абсолютного добра, мировой разум, ей подобает название разума и Божества.

В платоновском учении о познании недооценивается роль чувственной ступени познания. Философ полагал, что ощущения и восприятия обманывают человека. Он даже советовал для познания истины «закрыть глаза и заткнуть уши», дав простор разуму.

Платон рассматривает познание с позиций диалектики. Понятие «диалектика» происходит от слова «диалог» — искусство рассуждать, притом рассуждать в общении, значит, спорить, оспаривать, что-то доказывать, а что-то опровергать. Диалектика — это искусство думать, думать строго логично, распутывая всевозможные противоречия в столкновении разных мнений, суждений, убеждений.

Особенно подробно Платон разрабатывал диалектики:

— тождественного и иного;

— движения и покоя и т. д.

Философия природы Платона тесно связана с математикой. Платон исследовал диалектику понятий, что имело большое значение для последующего развития логики.

Платон считал, что все чувственное «вечно течет», непрестанно изменяется и поэтому не подлежит логическому уразумению. Философ отличал знание от субъективного ощущения. Связь, которую мы вносим в суждения об ощущениях, не есть ощущения: чтобы познавать предмет, мы должны не только ощущать, но и понимать его.

Общие понятия — это результат особых умственных операций, «самодеятельности нашей разумной души»: они не применимы к отдельным вещам. Общие определения и понятия относятся не к индивидуальным чувственным предметам, а к чему-то иному: они выражают род или вид, т. е. нечто такое, что относится к определенным множествам предметов. По мнению Платона, получается, что нашей субъективной мысли соответствует объективная мысль, пребывающая вне нас. В этом-то и есть суть его объективного идеализма. В платоновском объективном идеализме «мир идей» порождает «мир вещей». И хотя Платон утверждает, что невозможно разорвать идеи и вещи, все же первичным для него оказывается «мир идей».

54. АРИСТОТЕЛЬ О ПРЕДМЕТЕ И ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Аристотель (384–322 гг. до н. э.) — великий древнегреческий философ, ученый.

Воззрения Аристотеля энциклопедически вобрали в себя достижения античной науки, они представляют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности.

Аристотель является родоначальником собственно научной философии, в его учении некоторые науки получили освещение с точки зрения философии.

Предметом познания для Аристотеля является бытие.

Основание познания заключается:

Каждое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Невозможно приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятий из-за преходящего и изменчивого характера всех вещей.

Формы истинного научного знания — это понятия, которые постигают сущность вещи.

Аристотель детально и глубоко разработал теорию познания, после чего создал труд по логике, который сохраняет свое непреходящее значение и сейчас. В этом труде он разработал:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *