Тангейзер что это такое

Тангейзер

Полезное

Смотреть что такое «Тангейзер» в других словарях:

Тангейзер — (средне верхненемецкий Tanhuser) немецкий миннезингер середины XIII в.; исследователи пытались доказать его связь с одним из исторически засвидетельствованных в Баварии и Австрии, а также в Швабии и Франконии дворянских родов фон Тангаузен, но… … Литературная энциклопедия

Тангейзер — У этого термина существуют и другие значения, см. Тангейзер (значения). Тангейзер Tannhäuser, Tanhüser … Википедия

Тангейзер — (Tannhäuser) (около 1205 1270), немецкий поэт миннезингер (буквально певец любви). Участник крестового похода 1228 29. Оказал влияние на средневековых немецких куртуазных поэтов. Легенды о Тангейзере отражены в романтических произведениях… … Энциклопедический словарь

Тангейзер — (Tannhäuser, средневерхненемецкий Tannhuser) (около 1205, Зальцбург или близ Нёймаркта, Бавария, 1270), немецкий поэт миннезингер. В 1228 29 участвовал в крестовом походе. Много странствовал. Автор танцевальных песен для придворной знати… … Большая советская энциклопедия

Тангейзер — ТАНГÉЙЗЕР (Tannhäuser) (ок. 1205–1270), нем. поэт миннезингер (букв. – певец любви). Участник крестового похода 1228–29. Оказал влияние на ср. век. нем. куртуазных поэтов. Легенды о Т. отражены в романтич. произв. Э. Т. А. Гофмана … Биографический словарь

Тангейзер — прізвище * Жіночі прізвища цього типу як в однині, так і в множині не змінюються … Орфографічний словник української мови

ТАНГЕЙЗЕР (Tannhauser) — (ок. 1205 70) немецкий поэт миннезингер. Легенды о Тангейзере отражены в произведениях Э. Т. А. Гофмана, Г. Гейне, опере Р. Вагнера Тангейзер … Большой Энциклопедический словарь

Тангейзер (опера) — У этого термина существуют и другие значения, см. Тангейзер (значения). Опера Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге нем. Tannhäuser und der Sängerkrieg auf Wartburg … Википедия

Тангейзер (значения) — Тангейзер Тангейзер, иначе Тангузер, Таннхойзер (нем. Tannhäuser, Tanhüser) миннезингер XIII века. Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге (нем. Tannhäuser und der Sängerkrieg auf Wartburg) опера Рихарда Вагнера … Википедия

Вагнер Рихард — (Wagner) В истории музыки этот германский композитор занимает весьма крупное место. Он один из тех немногих музыкальных деятелей XIX столетия, которые произвели своими операми сильное музыкальное движение во всех цивилизованных странах. В… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

Тангейзер

Тангейзер, иначе Тангузер, Таннхойзер (нем. Tannhäuser, Tanhüser ) — немецкий средневековый поэт периода позднего миннезанга, жизнь и личность которого стали темой для немецких народных легенд и сказаний, связанных, с одной стороны, с преданиями о горе Герзельберг, или Венериной горе близ Вартбурга (см. соответственно Hörselberg и Venusberg), с другой стороны — с легендами о «Вартбургской войне» или состязании поэтов. Наиболее известен по одноимённой опере Вагнера.

Содержание

Исторический Тангейзер

Биография

Исторически достоверный миннезингер Тангейзер родился в начале XIII века и умер во всяком случае ранее 1273 (до воцарения Рудольфа Габсбурга). По-видимому, он происходил из австрийско-баварского дома баронов Тангузенов; вместе с Фридрихом II, императором германским, в 1228 участвовал в крестовом походе. Как сторонник императора, вечно ссорившегося с папами, Тангейзер не мог благоволить к Риму; возможно, что Тангейзер имел какое-нибудь неприятное столкновение с каким-либо папой — пожалуй, и с папой Урбаном IV, занимавшим римский престол с 1264 до 1268 г. и играющим важную роль в легенде о Тангейзере. Главным покровителем Тангейзера был другой Фридрих — Воинственный (нем. der Streitbare ), герцог австрийский, последний из графов Бабенбергов; в своих песнях Тангейзер заявляет, что ему были пожалованы герцогом деревня и имение.

После смерти своего мецената (в 1246 г.) Тангейзер, по словам собственных песен, «проел и прозаложил своё имение, так как ему очень дорого стоили красивые женщины, хорошее вино и вкусные закуски и дважды в неделю баня»; он впал в нужду и вынужден был скитаться странствующим рыцарем, причём домохозяева более радовались его уходу, чем приходу». Покровителя, подобного герцогу Фридриху, Тангейзер уже не мог найти, хотя из песен Тангейзера видно, что к нему благоволили император Фридрих Второй и другой враг Рима — Оттон II Светлейший (нем. der Erläuchte ), герцог баварский. Тангейзер с гордостью заявляет в своих песнях, что, будучи верным приверженцем Гогенштауфенов, не пойдёт искать покровительства в Тюрингию. В «Вартбургской войне» (1206 или 1207 год) Тангейзер, наверное, не участвовал: в то время он был ребёнком. Говоря о Тюрингии, Тангейзер, очевидно, подразумевает потомков ландграфа тюрингенского и пфальцграфа саксонского Германа I, устроителя вартбургского состязания певцов, умершего в 1217 году.

Творчество

Тангейзер сочинял своеобразные плясовые песни, называемые нем. «Leich» ; по словам одного из исследователей миннезанга (Гагена), Leich — «песня хороводная, любовная или майская, с частыми переменами в темпе и с быстрыми пассажами вверх и вниз, во весь диапазон аккомпанирующего песне струнного инструмента». В песнях этих сказывается жизнерадостная и чувственная личность Тангейзера, воспевавшего пляски с красавицами на цветущем лугу под липою и пастушеские удовольствия с «верною Кунигундою». Временами исторический Тангейзер не чужд и настроений искренно-религиозного характера.

Стихотворения Тангейзер напечатаны в сборнике Гагена: «Minnesinger» (Лпц., 1838). В Манесском кодексе есть портрет Тангейзера в одежде крестоносца.

Тангейзер в легендах

Фабула предания

Сущность южно-германского предания о Тангейзере такова. Однажды миннезингер Тангейзер, идя в Вартбург на состязание певцов, увидел у Герзельберга богиню Венеру (нем. Frau Venus ), которая завлекла его к себе в грот; там он пробыл семь лет в забавах и развлечениях. Боязнь, что он погубил свою душу, побудила его расстаться с богиней и искать отпущения грехов в Риме, у папы Урбана. Папа с негодованием отказал в этой просьбе, сказав, что скорее его папский посох даст свежие побеги, чем Бог простит такого великого грешника. Тангейзер с горя вернулся к дьявольской Венере в Герзельберг. Тем временем посох пустил побеги, и папа велел отыскать прощенного Богом грешника — но его уже не могли найти. Тангейзер должен остаться в Герзельберге до Страшного Суда, когда Господь окончательно решит его участь. Ко входу в пещеру Герзельберга приставлен добрый гений германских сказаний, «верный Эккарт» (нем. der treue Eckart ), никого не допускающий в пещеру. В этой сказке проявляются свойственные средневековью настроения: томление по античному и родному (германскому) язычеству и недовольство аскетическою суровостью духовенства.

Обработки

Народные и искусственные обработки этого сказания в виде песен о Тангейзере появляются в Германии очень рано, с XIV или XV века; кажется, первая печатная «Das Lied von dem Danhewser» относится к 1515 г. Приурочивание миннезингерских подвигов Тангейзера ко двору тюрингенского ландграфа Германа и к «вартбургской войне» — более позднего происхождения, чем легенда о Тангейзере и Венере. Рихард Вагнер в своей опере «Тангейзер, или состязание певцов в Вартбурге» соединил легенду о Тангейзере с легендой о вартбургской войне, отождествив личность Тангейзера с личностью легендарного миннезингера Генриха фон Офтердингена. Романтическая опера Вагнера сильно оживила интерес к личности Тангейзера и к литературе о нём; аскетическая до известной степени тенденция либретто Вагнеровской оперы не соответствует, однако, жизнерадостному и гуманному духу народной легенды о Тангейзере.

Той же легендой о Тангейзере пользовались другие писатели:

Литература

Примечания

Ссылки

«Народное» направление: Кюренберг • Дитмар фон Айст • Мейнлох фон Сефелинген • Сперфогель

Источник

Тангейзер – поэт-грешник, прощённый Богом

Предания о Тангейзере могут в полной мере продемонстрировать, насколько тонка грань между реальностью и вымыслом. Прототипом для этого немецкого поэта послужил образ рыцаря, жившего в Средневековье.

Интересно, что Тангейзер словно бы существует в двух мирах: реальном, связанном с историческими событиями, и вымышленном, где действуют боги и герои. Судьба Тангейзера полна загадок, и в ней не сразу можно понять, о каком из обладателей этого имени идёт речь, в какой реальности всё происходит. Какие тайны готовы открыть нам легенды о Тангейзере?

Богатый и бедный Тангейзер

Согласно немецким сказаниям, Тангейзер происходил из знатного рода. Очень рано он увлёкся сочинительством стихов, в которых старался показать людям не только проблемы своего времени, но и дела “давно минувших дней”.

В молодые годы Тангейзеру нравилось устраивать весёлые пиршества, куда приглашались все певцы и поэты округи. Как и следовало ожидать, состояние его семьи не могло быть безграничным, а потому через некоторый срок поэт совершенно разорился.

Несмотря на бедность, Тангейзер не переставал радоваться жизни. В своих поэмах он воспевал каждое мгновение, дарованное человеку свыше, призывал ценить дни, как бы они ни проходили – в трудах или безмятежной радости.

Став бродячим певцом, Тангейзер не грустил о годах, когда мог жить в роскоши. Его богатством теперь стали свобода и возможность дарить людям свой талант.

Встреча с богиней

Слава Тангейзера быстро распространялась по стране, и вскоре его пригласили соревноваться с другими поэтами в Вартбурге. Оказавшись в этом городе, он любил проходить возле горы богини Венеры.

Однажды любопытство взяло верх, и Тангейзер решил зайти в таинственную пещеру, видневшуюся с дороги. Переступив невидимую границу, он оказался в совершенно ином, волшебном мире. Навстречу ему вышла хозяйка горы, фрау Венус, что буквально очаровывала своей красотой с первого взгляда.

Тангейзер стал возлюбленным богини, поселившись в её чудесной обители. Несколько счастливых и беззаботных лет прошли словно в сказке.

Однако со временем поэт всё чаще стал задумываться, не греховной ли является эта связь. Он был приверженцем христианских идей и понимал, что единство с языческим божеством может стать гибелью для его души.

Расставание

В итоге Тангейзер решил проститься с возлюбленной, понимая, что у них не может быть общего будущего. В немецком фольклоре сохранилась старинная песня, написанная в XVI веке. В ней как раз и описан сюжет о любви и расставании Тангейзера и Венеры.

Многие выдающиеся поэты и писатели Германии восхищались красотой подачи и силой чувств, описанных в этом произведении. В ходе беседы Венера в отчаянии обвиняет своего любовника в нарушении клятвы. Тангейзер же утверждает, что не мог обещать ей вечной любви. Поэт заявляет, что лишь сейчас осознаёт, что встретил дьявола в прекрасном обличье.

Тангейзер что это такое. Смотреть фото Тангейзер что это такое. Смотреть картинку Тангейзер что это такое. Картинка про Тангейзер что это такое. Фото Тангейзер что это такоеФрагмент из оперы Вагнера Тангейзер

Тангейзер и Папа Римский

Покинув обитель Венеры, Тангейзер отправился в Рим. Ему необходимо было замолить свои грехи, попросить прощения у самого Папы Римского. Долго рассказывал поэт о своих прегрешениях Урбану IV. Конечно, он надеялся на лучшее, но ответ Папы был неутешителен.

Священнослужитель впал в гнев, услышав историю грешника, что долгие годы жил в грехе с языческим божеством. Ударив своим посохом о землю, Урбан воскликнул, что отпущение грехов Тангейзера наступит не раньше, чем этот посох зазеленеет.

Несчастный поэт отправился в обратный путь. Он считал, что Бог отверг его, и путь был только один – к той самой возлюбленной, которую он недавно оставил. Однако Венера не стала журить мужчину. Она радостно приняла Тангейзера в своём жилище, заявив, что не перестала любить его и не сердится на него за ту провинность.

Наверное, на этом история и закончлась ы, но самые необыкновенные события начинаются как раз после отъезда Тангейзера из Рима. По прошествии трёх дней с момента его раскаяния произошло настоящее чудо: мёртвая ветвь, посох Папы, вдруг зазеленел и покрылся листьями.

Не на шутку испуганный и потрясённый, Урбан IV приказал отправить гонцов за поэтом, чтобы тот торжественно принял отпущение грехов. Вот только судьба и здесь решила пошутить над людьми: вход в обитель Венеры был недоступен посланцам Папы.

Суть легенды

Вот так “туманно” завершается легенда о Тангейзере. Её финалом служит утверждение, что никто на свете, будь он Папой Римским, богиней Венерой или другим человеком, божеством, не может решать, можно ли отпустить грехи другого. Лишь Бог в праве решать, кого наказать, а кого простить.

В предании о Тангейзере можно увидеть и другие интересные акценты. Например, мне явно видится тоска людей того времени по ушедшим временам античной красоты и верований.

Ведь, по сути, именно христианин Тангейзер выступает в качестве собирательного образа человека из Средневековья. В то же время, несмотря на подачу духовенства излишне суровым и бескомпромиссным, сказание не позволяет забывать об истинной духовности и христианском гуманизме.

Тангейзер что это такое. Смотреть фото Тангейзер что это такое. Смотреть картинку Тангейзер что это такое. Картинка про Тангейзер что это такое. Фото Тангейзер что это такоеОтто Книлле. Тангейзер и Венера

Тангейзер – персонаж неоднозначный для своего времени. Согласно меркам Средневековья, он действительно совершил большой грех, но не почему же эта провинность была отпущена Богом? На мой взгляд, суть крылась в том, что, несмотря на разногласия и душевные метания, Тангейзер действительно любил Венеру, а любовь неизменно является спасительной светлой силой в самых разных религиях.

Источник

Тангейзер что это такое

Р. Вагнер опера «Тангейзер»

Тангейзер что это такое. Смотреть фото Тангейзер что это такое. Смотреть картинку Тангейзер что это такое. Картинка про Тангейзер что это такое. Фото Тангейзер что это такое

Рихард Вагнер считал «Тангейзера» своей худшей оперой и до конца дней пытался ее переписать. Однако современный зритель думает иначе, заполняя театры более 400 раз в год в те вечера, когда ее название появляется на афишах. Вероятно, Вагнер не предполагал, что столь нелюбимое им детище займет четвертую строчку среди всех его опер, обойдя в популярности куда более совершенных «Парсифаля» и « Кольцо нибелунга ».

Краткое содержание оперы Вагнера «Тангейзер» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Голос

Описание

ТангейзертенорминнезингерВенерасопранобогиня любвиХерманбасландграф ТюрингииЕлизаветасопраноего племянницаВольфрам фон Эшенбахбаритондруг Тангейзера

Краткое содержание «Тангейзера»

Тангейзер что это такое. Смотреть фото Тангейзер что это такое. Смотреть картинку Тангейзер что это такое. Картинка про Тангейзер что это такое. Фото Тангейзер что это такое

Тюрингия, начало 13 века.

Когда-то Тангейзер попал в грот Венеры, где он жил в праздности, веселье и бесконечной череде пиров. Но теперь это перестало приносить ему удовольствие, и он попросил Венеру отпустить его в мир простых смертных. Богиня отказалась отпускать поэта, тогда он призвал на помощь Святую Деву, одно имя которой разрушило магическую силу Венеры. Тангейзер находит себя в весенней долине перед замком Вартбург.

Херман возвращается в замок после охоты в окружении рыцарей и миннезингеров. Они встречают Тангейзера, которого давно считали пропавшим. Вольфрам фон Эшенбах напоминает герою о его земной возлюбленной, Елизавете, которая не забыла его и не посетила ни одного состязания певцов после его исчезновения. Только ради девушки Тангейзер возвращается ко двору Вартбурга.

Песенный зал Вартбургского замка. Елизавета в ожидании встречи с Тангейзером. Вольфрам, несмотря на то что сам влюблен в девушку, приводит в ней поэта. Она признается, как тосковала без него. Начинается песенный поединок. В зале появляется Херман, объявляющий, что победителю конкурса достанется рука его племянницы. В то время как соперники поют о восторженной и романтической любви, Тангейзер превозносит любовь чувственную и страстную, исполняя гимн Венере. Публика в ужасе от подобного святотатства. Заступничество Елизаветы спасает Тангейзера от немедленной расправы, но в наказание ландграф велит ему ехать с пилигримами в Рим для прощения своих грехов Святым престолом.

Тангейзер что это такое. Смотреть фото Тангейзер что это такое. Смотреть картинку Тангейзер что это такое. Картинка про Тангейзер что это такое. Фото Тангейзер что это такое

Наступила осень. Елизавета истомилась в ожидании Тангейзера. Пилигримы возвращаются, но возлюбленного среди них нет. Девушка теряет силы, она не видит смысла жить. Ночью Вольфрам встречает измученного дальней дорогой Тангейзера. Он говорит, что не смог получить прощение в Риме, напротив, Папа сказал, что отступник будет испытывать муки Ада, пока старый папский посох не зацветет. Тангейзер желает вернуться в грот Венеры, но Вольфрам напоминает ему о Елизавете – мимо идет похоронная процессия с ее телом. Тангейзер, увидев ее, падает замертво. Из Рима возвращаются юные пилигримы, они несут чудо – посох Папы, на котором зеленеет молодая поросль – живой символ спасения души Тангейзера.

Продолжительность спектакля
I АктII АктIII Акт
75 мин.75 мин.60 мин.

Фото

Тангейзер что это такое. Смотреть фото Тангейзер что это такое. Смотреть картинку Тангейзер что это такое. Картинка про Тангейзер что это такое. Фото Тангейзер что это такое Тангейзер что это такое. Смотреть фото Тангейзер что это такое. Смотреть картинку Тангейзер что это такое. Картинка про Тангейзер что это такое. Фото Тангейзер что это такое

Тангейзер что это такое. Смотреть фото Тангейзер что это такое. Смотреть картинку Тангейзер что это такое. Картинка про Тангейзер что это такое. Фото Тангейзер что это такое Тангейзер что это такое. Смотреть фото Тангейзер что это такое. Смотреть картинку Тангейзер что это такое. Картинка про Тангейзер что это такое. Фото Тангейзер что это такое

Интересные факты

Тангейзер что это такое. Смотреть фото Тангейзер что это такое. Смотреть картинку Тангейзер что это такое. Картинка про Тангейзер что это такое. Фото Тангейзер что это такое

Популярные арии из оперы «Тангейзер»

История создания и постановок «Тангейзера»

Истоки либретто оперы лежат в дюжине версий легенд о Тангейзере и о состязании певцов в Вартбурге эпохи Романтизма. Почти все немецкие поэты и писатели той поры так или иначе использовали эти сюжеты: роман Новалиса «Генрих фон Офтердинген», сказки «Тангейзер», «Хёрзельберг», «Верный Эккарт», «Вартбургское состязание» из коллекции германских легенд братьев Гримм, роман Л. Тика «Верный Эккарт и Тангейзер», сборник «Легенды Тюрингии» Л. Бехштейна, новелла Э. Т. А. Гофмана «Состязание певцов» и ироническая поэма Гейне «Тангейзер».

Открытие, сделанное в романе «Вартбургское состязание» К.Т.Л. Лукасом, дало Вагнеру идею к объединению разных мифов: Лукас утверждал, что главный герой «Вартбургского состязания» Генрих фон Офтердинген не кто иной, как Тангейзер. Еще одной ключевой мыслью стало присоединение к сюжету любовной линии Тангейзера и Елизаветы. Историческая Елизавета была дочерью короля Венгрии, женой сына ландграфа Тюрингии Хермана и после смерти была причислена к Лику Святых.

Противопоставление двух женщин – чувственной, плотской Венеры и чистой, возвышенной Елизаветы – явилось олицетворением внутреннего мятежа поэта между земным и небесным, духом и телом. Герой так и не нашел себя в мире ни одной из своих возлюбленных, обретя покой только в смерти.

Тангейзер что это такое. Смотреть фото Тангейзер что это такое. Смотреть картинку Тангейзер что это такое. Картинка про Тангейзер что это такое. Фото Тангейзер что это такое

Тангейзер что это такое. Смотреть фото Тангейзер что это такое. Смотреть картинку Тангейзер что это такое. Картинка про Тангейзер что это такое. Фото Тангейзер что это такое

Если спектакли в Дрездене собрали неоднозначную реакцию, но результат показов в целом можно назвать положительным, то парижская премьера 1861 года стала абсолютным провалом и скандалом. Вагнер забрал оперу из театра уже после третьего спектакля, несмотря на огромное количество сил, затраченных на его постановку – маэстро провел 164 репетиции! В России опера появилась сразу на сцене Мариинского театра в 1874 году (Ф. Никольский в партии Тангейзера, Ю. Платонова – Елизаветы). В 1889 году «Тангейзер» впервые была поставлен за океаном, в Метрополитен опера. А в собственном театре Вагнера, в Байройте, прозвучал уже после смерти автора, в 1891 году.

«Тангейзер» на видео

Постановки оперы разных лет можно увидеть в записи:

Музыка оперы звучит в саундтреках фильмов:

Тангейзер что это такое. Смотреть фото Тангейзер что это такое. Смотреть картинку Тангейзер что это такое. Картинка про Тангейзер что это такое. Фото Тангейзер что это такое

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Рихард Вагнер «Тангейзер»

Источник

Тангейзер

Тангейзер что это такое. Смотреть фото Тангейзер что это такое. Смотреть картинку Тангейзер что это такое. Картинка про Тангейзер что это такое. Фото Тангейзер что это такое

Еще месяц назад подавляющее большинство россиян при слове «Тангейзер» подумали бы, что это новая марка автомобиля – допустим, «Ниссан-Тангейзер». Или, предположим, название нового пылесоса. Но благодаря скандалу в Новосибирске теперь каждый сознательный гражданин прекрасно знает, что «Тангейзер» – это опера Рихарда Вагнера середины XIX века, которая вдруг стала символом борьбы с церковным мракобесием и против политической цензуры в России начала XXI века. О силе классического искусства размышляет «Стол».

Кто такой Тангейзер?

Тангейзер – это имя немецкого поэта-миннезингера, жившего в начале XIII века. Он происходил из австрийско-баварского дома баронов Тангузенов, был дальним родственником императора Фридриха II, в 1228 г. участвовал в крестовом походе. После смерти своего покровителя – герцога Фридриха Воинственного из рода Бабенбергов – Тангейзер, по словам собственных песен, «проел и прозаложил своё имение, так как ему очень дорого стоили красивые женщины, хорошее вино и вкусные закуски и дважды в неделю баня»; он впал в нужду и вынужден был скитаться странствующим рыцарем, исполняя своеобразные плясовые песни собственного сочинения о простых крестьянских радостях. Также в истории остались его песни религиозного характера, некоторые из которых были опубликованы в сборнике старинной немецкой поэзии «Minnesinger», изданном в 1838 году. На русский язык переводов Тангейзера нет.

Тангейзер что это такое. Смотреть фото Тангейзер что это такое. Смотреть картинку Тангейзер что это такое. Картинка про Тангейзер что это такое. Фото Тангейзер что это такое

Портрет рыцаря Тангейзера в одежде крестоносца из Манесского кодекса

Человек-легенда

Несколько десятилетий спустя после своей смерти Тангейзер стал героем народных легенд о горе Герзельберг, на склоне которой есть пещера, где некогда располагалось языческое святилище богини Фрау Холле, супруги Вотана. Как гласит легенда, именно возле этой горы странствующий поэт Тангейзер, который шел в город Вартбург на состязание певцов, встретил богиню Фрау Холле, которая колдовством завлекла поэта к себе в пещеру; там он пробыл семь лет в сладострастных развлечениях. Боязнь, что он погубил свою душу, побудила его бежать от богини и искать отпущения грехов в Риме, у папы Урбана. Но папа с негодованием отказал в этой просьбе, сказав, что скорее его папский посох даст свежие побеги, чем Бог простит такого великого грешника. Тангейзер с горя вернулся к дьявольской Венере в Герзельберг. Тем временем посох пустил побеги, и изумленный папа велел отыскать прощенного Богом грешника – но его уже не могли найти. Финал: Тангейзер должен остаться в пещере Фрау Холле до Страшного Суда, когда Господь окончательно решит его участь.
В 1845 году на легенду о Тангейзере обратил свое внимание композитор Рихард Вагнер, черпавший свое вдохновение в народном эпосе. Для своей оперы «Тангейзер» он соединил несколько самостоятельных немецких легенд, переделав мрачное подземелье Фрау Холле в грот богини Венеры – это была своеобразная дань классицизму. Премьера оперы состоялась 19 октября 1845 г. под управлением автора в Королевском саксонском придворном театре в Дрездене.

Тангейзер что это такое. Смотреть фото Тангейзер что это такое. Смотреть картинку Тангейзер что это такое. Картинка про Тангейзер что это такое. Фото Тангейзер что это такое

Картина Джона Кольера «Тангейзер», написанная по мотивам оперы Вагнера.

Сюжет оперы

Действие начинается в гроте Венеры. Певец Тангейзер как бы пробуждается ото сна и рассказывает Венере о своих грезах: ему чудился звон колоколов на родине, который он так давно не слышал. Эти звуки вновь пробудили тоску по родине и друзьям. Венера в гневе отвечает, что она его не держит, и он может уйти обратно к холодным и черствым людям, но что он там не найдет спасения и с измученной душой, обманутый в своих гордых надеждах, опять вернётся к ней.

Тангейзер уходит, и, оказавшись в обычном мире, встречает своего старого приятеля рыцаря Вольфрама фон Эшенбаха, который рассказывает Тангейзеру, что его бывшая возлюбленная Елизавета до сих пор не может забыть его и его песен и не внимает песням других рыцарей. Тангейзер вместе с Вольфрамом едет в Вартбург, где надеется увидеть Елизавету на состязании певцов. Елизавета рада возвращению любимого, но состязание певцов переходит в ссору: Вольфрам воспевает возвышенную любовь, Тангейзер – плотские страсти. В пылу ссоры Тангейзер признается, что был любовником богини. Вырвавшееся из уст Тангейзера признание поражает ужасом благочестивых слушателей. Дамы в боязливом отвращении отступают от него, рыцари готовы поразить его мечами. И лишь Елизавета заступается за Тангейзера: да, он вовлечен страстью в ужасный грех, но может покаяться; неужели же рыцари отнимут у него путь к спасению? В итоге рыцари позволяют Тангейзеру отправиться в Рим и вымолить у папы отпущение грехов, предупреждая его, что если он прощения не получит, то он не смеет больше никогда вернуться в Вартбург. Но папа отверг его раскаяние, яростно закричав, что, как жезл его не произведёт никогда побегов, так и Тангейзер, обреченный на вечные мучения ада, никогда не достигнет спасения.

В итоге он решил вернуться в грот Венеры, но на пути к горе его вновь встречает Вольфрам, который уговаривает его одуматься. В итоге Тангейзер решает вернуться к Елизавете, но в этот самый момент показывается похоронная процессия: Елизавета, не выдержав разлуки с любимым, внезапно умерла. Увидев гроб, Тангейзер умирает от разрыва сердца. Не успел он упасть на землю, как прибегают гонцы из Рима: папский посох дал свежие зелёные ростки, что означает, что грешник прощен. (Излагается по публикации: М. Друскин «100 опер. История создания».)

Тангейзер что это такое. Смотреть фото Тангейзер что это такое. Смотреть картинку Тангейзер что это такое. Картинка про Тангейзер что это такое. Фото Тангейзер что это такое

В чем же оскорбление чувств верующих?

Дело в том, что режиссер Тимофей Кулябин поставил на сцене Новосибирского театра оперы и балета не совсем вагнеровского «Тангейзера». Вернее, музыка и либретто остались оригинальными, а вот сюжет претерпел значительные изменения: действие оперы перенесено из средневековья в начало XXI века, с Венерой сожительствует не главный герой – кинорежиссер Генрих Тангейзер, а персонаж фильма, который этот режиссер снимает – а это не кто иной, как сам Иисус Христос. Вернее, актер, играющий Христа. Далее фильм о романе Иисуса и Венеры Тангейзер везет на кинофестиваль, но его провокационный фильм и эпатажные заявления а-ля Ларс фон Триер превращают режиссера в персону нон грата. Обезумевший, он оказывается на попечении у матери Елизаветы.

При чем здесь Христос? – спросите вы. Ответ очевиден: ни при чем. Можно лишь предположить, что режиссеру Кулябину, который, будучи тонким конъюнктурщиком, прекрасно понимает, чем именно сегодня можно эпатировать публику, неожиданная трактовка образа Спасителя понадобилась для создания скандальной рекламы своего проекта. И, надо сказать, он в этом преуспел.

Хроника скандала

6 января 2015 года Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон направил на имя прокурора Новосибирской области Е.Ф. Овчинникова заявление, в котором заявил, что «постановка оперы “Тангейзер” ФГБУК “Новосибирский государственный академический театр оперы и балета” унижает чувства верующих людей, оскорбляет Православную Церковь, направлена на разжигание религиозной вражды». И попросил «принять необходимые меры по выяснению всех обстоятельств сложившейся ситуации вокруг постановки и возможному привлечению виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством России».

24 февраля 2015 года было заведено дело об административном правонарушении по статье «Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение». В случае если бы суд признал Бориса Мездрича и Тимофея Кулябина виновными, им грозил бы штраф до 50 тысяч рублей или обязательные работы до 120 часов.

10 марта 2015 года мировой суд Новосибирска вынес оправдательный приговор директору Новосибирского театра оперы и балета Борису Мездричу и режиссеру оперы «Тангейзер» Тимофею Кулябину.

Тангейзер что это такое. Смотреть фото Тангейзер что это такое. Смотреть картинку Тангейзер что это такое. Картинка про Тангейзер что это такое. Фото Тангейзер что это такое

Виновники скандала:

Тимофей Кулябин, 31 год, выпускник РАТИ ГИТИС

Штатный режиссер театра «Красный Факел» в Новосибирске. В 2009 году поставил оперу «Князь Игорь» в Новосибирском театре оперы и балета. Прославился своим спектаклем «Онегин» по роману А.С. Пушкина – эта постановка получила специальный приз национальной театральной премии «Золотая Маска».

Тангейзер что это такое. Смотреть фото Тангейзер что это такое. Смотреть картинку Тангейзер что это такое. Картинка про Тангейзер что это такое. Фото Тангейзер что это такое

Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон

В миру – Емельянов Леонид Григорьевич, 67 лет.
Окончил в 1981 году Московскую Духовную академию, был монахом Московского Свято-Данилова монастыря. В 1990 года хиротонисан во Епископа Новосибирского и Барнаульского, с 1995 года – назначен председателем Издательского отдела Московского Патриархата и главным редактором Издательства Московской Патриархии с титулом Епископа Бронницкого, викария Московской Епархии. С осени 1996 года – почетный настоятель храма Всех святых на Соколе, в 2000 году освобожден от должности Председателя Издательского отдела Московского Патриархата и переведен на Новосибирскую и Бердскую кафедру.
До своего выступления против оперы митрополит Тихон прославился скандалом с «сатанинскими рок-группами», когда в 2014 году некие православные активисты сорвали выступление в Новосибирске рок-группы Behemoth.

Мнения:
Митрополит Тихон: «Когда спрашивают – как Церковь относится к подобным явлениям, я говорю: никак не относится. Культура развивается со всем обществом, новые тенденции остановить невозможно. Но у нас есть закон, который говорит о правах верующих людей. Мы не хотим допустить того, что произошло во Франции….»

Тимофей Кулябин, режиссер: «Моя однокурсница спросила меня: ты что – атеист? Нет, я человек глубоко верующий. Это все спектакль. Это он задает вопросы, провоцирует, сомневается. Там нет четко выраженной моей позиции, нет окончательного ответа, нет нравоучения…»

Кирилл Серебренников, режиссер: «Нападение церковных мракобесов на оперу «Тангейзер» и режиссера Тимофея Кулябина – это позор. Позор России. Это то, что надо скрывать, чего надо стыдиться. Встретилось то, что не могло встретиться, – Вагнер и провинциальный поп. Никто в мире не подозревал, что они могут где-то пересечься. Где Вагнер, где современная оперная режиссура и где этот мракобесный поп, который, не видя спектакля, пишет донос?

Марк Захаров, художественный руководитель театра «Ленком»: «Не будем забывать, что церковь – это все-таки земное учреждение и священнослужителям свойственны некоторые заблуждения и комплексы, которые время от времени испытываем все мы, грешные люди. Сегодня, наблюдая особое рвение духовенства в отношении контроля над произведениями искусства, я иногда думаю о том, что и мне хочется поучаствовать в строительстве храмов, вмешаться в процесс и даже поломать некоторые нынешние проекты – сделать другой формы маковки или переделать алтарь так, как нравится мне…»

Олег Меньшиков, актер, художественный руководитель Московского драматического театра имени М.Н. Ермоловой: «Сам факт, что постановка оперы Вагнера становится объектом внимания правоохранительных органов, кажется мне чудовищным. Если предмет искусства становится поводом для судебного разбирательства, значит, в государстве возрождается цензура».

Олег Табаков, художественный руководитель Московского художественного театра: «Нельзя грозить уголовными статьями за спектакли, книги, картины, музыку. Отсюда один шаг до сжигания книг на кострах. Свобода творчества – такая же абсолютная ценность, как и свобода вероисповедания. Цензура в любом проявлении – государственном или церковном – опасна. Я призываю остановить травлю режиссера и театра…»

Чулпан Хаматова, актриса: «То, что происходит вокруг оперы “Тангейзер” и Тимофея Кулябина, можно назвать коротко: культурная катастрофа. Мы должны это остановить. Нельзя ни оправдать, ни объяснить суд над режиссером, иначе это будет началом расцвета такого гремучего мракобесия, что повлечет за собой последствия катастрофические – для всех режиссеров. Что это вообще значит? Не поняли спектакль – значит, не поняли; пришли домой, обсудили, обругали. Но при чем тут прокуратура, суд?»

Насколько опасно стать оскорбителем чувств верующих?

В Уголовном кодексе Российской Федерации с июня 2013 года существует статья 148 «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий», которая в части 1 предусматривает уголовную ответственность за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные с целью оскорбления религиозных чувств верующих. Однако, согласно судебной статистике rospravosudie.com, в России нет ни одного случая правоприменительной практики по данной статье. По мнению экспертов, это неработающая статья, поскольку в юриспруденции вообще не существует такого понятия, как «оскорбление чувств» – есть только «оскорбление чести и достоинства», и это понятие применяется только в отношении каждого конкретного человека, но никак не группы лиц. Поэтому все громкие «клерикальные» процессы либо разваливаются еще до суда, либо следователи стараются переквалифицировать дело по другим статьям: к примеру, приговор участницам Pussy Riot был вынесен по ст. 213 ч. 2 УК РФ: «Хулиганство, совершенное по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти».

Но ведь законы всегда можно переписать, не так ли?

Четверть века назад Россия полностью расплатилась с Западом по долгам царского правительства

Александр Градский – о времени, о себе и о России

В рамках цикла о спецслужбах России до 1917 года – рассказ о трагической реформе Джунковского

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *