Татары и азербайджанцы что общего

Новое в блогах

ЭЛЬВИН АМРАХОВ: «Грузины нас называют татарами или азербайджанцами»

Рамазан Алпаут беседовал с сооснователем Движения мусульман-демократов Грузии. Беседа открывает нам неизвестную Грузию, ее этнокультурное многообразие, проблемы этнических меньшинств. Причины социально-политической отчужденности турок и следствия политики Советского союза и независимой Грузии довольно подробно описаны нашим собеседником Эльвином Бунтурком (Амраховым).

Не могли бы Вы разъяснить, о чем идет речь, когда тюркское население Грузии называется разными силами — то турками, то азербайджанцами, то карапа па хами или терекемейцами (терекеменцами)?

Вы забыли еще этноним «татары», именно так нас многие грузины до сих пор называют. Для ответа на этот вопрос, конечно, нужен глубокий экскурс в историю, но я ограничусь коротким ответом. Понятие «нация» в том значении, в котором оно начало использоваться после Великой французской революции, так и не стало реальностью для нашего народа. Когда общественная политическая мысль дошла до понимания именно в этом смысле, мы были уже подвластны Российской Империи, а в этот период нас как и всех кавказских мусульман тюркского происхождения называли кавказскими татарами или наряду с другими мусульманами — магометанами. По сути нам очень часто навязывали разные идентичности. То ли из-за неразвитости этнологической школы, то ли исходя из своих национальных интересов Россия меняла название нашего народа.

Будучи еще кавказскими татарами, мы после распада царской России сумели создать в нынешнем Азербайджане Азербайджанскую Демократическую Республику. Таким образом географическое понятие «Азербайджан», которым в основном обозначали северную часть Ирана, создатели Демократической Республики, превратили в политическое понятие. Это произошло несмотря на то, что в те времена язык считался у нас турецким, и сам народ обозначался тоже турками, а не азербайджанцами. Так мы под влиянием этого процесса из татар превратились в турок.

Но после оккупации этих республик со стороны Советского Союза, чтобы отделить кавказских турок от анатолийских, Сталин превратил политико-географическое понятие «Азербайджан» в этническую категорию, и эти же мусульмане-татары-турки вдруг стали этническими азербайджанцами. В постсоветский период политика «азербайджанизации» продолжилась с приходом к власти советского бюрократа Гейдара Алиева. Народу все это навязывалось уже не как продукт советского прошлого, а как что-то родное, «своё».

А кто мы на самом деле? Мы — турки, большинство кипчакского происхождения, но с довольно значительным огузским компонентом в языке. Нас называли карапапахами (дословно означает с тюркских языков «черные папахи»), потому что наши предки традиционно носили черные папахи, сделанные из шкур ягнят. Нас называли терекемейцами, потому что мы были кочевниками. Кстати, арабы кочевых туркменов называли «терайкима», во множественном числе «туркмены».

Наш регион в Грузии интересен тем, что у нас место концентрации огузов, терекемейцев и кипчаков-карапапахов и эти наречия превратились в сегодняшний наш язык в Грузии.

Как видите, мы не смогли родовое наименование карапапахи превратить в этно-политическое понятие как казахи, киргизы или как карачаевцы или кумыки, но на наш взгляд, в этом есть свои плюсы: мы остались турками.

Мы считаем себя турками и надеемся, что в будущем нас в Грузии будут именно так идентифицировать.

Есть ли какие-нибудь статистические данные по поводу их количества? Разняться ли эти данные у государственных и негосударственных структур?

Статистические данные, конечно, есть, но насколько правдивы они — это другой вопрос. В 1989 году наша численность составляла больше 307 000 человек, и мы были вторыми по численности после армян национальным меньшинством с 5,7 % от населения Грузии, а через 10 лет в 2002 году в новой переписи населения нас было 284 761 человек. Выходит, за эти тяжелые годы потрясений и экономических проблем Грузию покинуло 25 000 турок. Однако, это абсурд. Так как в Азербайджане в 2005 году уже насчитывалось 250 000 грузинских азербайджанцев (турок), имеющих право быть избранным и избирать. Столько же грузинских турок можно насчитать в России и Украине, может даже больше. Выходит, если за границей столько грузинских азербайджанцев, то откуда они? Ведь всего лишь по официальным данным 25 000 покинуло Грузию.

Наши общественники заявляют о том, что нас в Грузии к концу восьмидесятых было больше 500 000, а сейчас нас 350 000-400 000 человек, а грузинские официальные данные указывают, что в последние годы Советского Союза нас было 307 000 человек, а сейчас — где-то больше 250 000 человек.

По моим данным, в советское время нас было больше 600 000 человек, я это понял когда после распада Советского Союза объездил большое количество сёл. Могу сказать, самые сохранившиеся села покидали минимум 30-40% их населения, в некоторых селах больше 90%, и я думаю, нас сейчас в Грузии можно насчитать где-то между 200 000-250 000 человек.

Какова ситуация с родным языком? Есть функционирующие СМИ на этом языке? Каким образом родной язык представлен в системе образования?

Здесь больше уместен вопрос о том, какова ситуация с грузинским языком в наших районах, так как у нас больше 80% населения не знает грузинского языка и это при том, что районы компактного проживания турок удалены от Тбилиси всего лишь на 30 км.

Масс-медиа на нашем языке есть, только проблема в том, что нам не разрешается открывать на родном языке свое региональное телевидение, а так — газеты у нас есть. В Первом общественном телевидении Грузии один час в сутки вещают новости на нашем языке. Но мы бы хотели иметь свой региональный канал, вещающий круглосуточно на родном языке.

В наших школах языком обучения является наш язык, однако, тут следует учесть два момента:

1) есть районы особенно на границе с Азербайджаном, компактно населенные турками, там во всех населенных пунктах языком обучения является наш родной язык. До недавнего времени преподавание грузинского языка носило формальный характер, в реальности же нам его практически не преподавали. Между тем, это ситуация начинает меняться, какие-то шаги в этом направлении предпринимаются.

2) есть наши села в Шида Картли, это уже регион на севере, находящийся за Тбилиси. В данных селениях обучение ведется на грузинском языке, там наш родной язык не представлен даже в качестве предмета. Мы видим в этом большую проблему и надеемся, что решим её в ближайшее время.

Мне хотелось бы привести еще некоторые данные по языкам. Нам и армянам на родном языке предоставлялась возможность получения школьного образования еще с советских времен. После распада СССР Грузия, пережив два этнических конфликта, не решилась что-либо менять в иноязычных школах. Она наоборот, не внося никаких изменений в систему образования, сильно постаралась в процессе отчуждения нашего региона от центра, а народ от социально-политических процессов. Мы просто жили в Грузии, учились на нашем языке, но высшее образование и работу в государственной сфере искали в Азербайджане.

Если бы у нас не было прецедента с советских времен с преподаванием в школах на родном, как мне кажется, наш язык ожидала бы судьба языков других народов, у которых не было преподавания на родном. После распада Советского Союза Грузия могла бы такую же (советскую) хорошую инициативу (привилегию) применить к языкам курдов-езидов, ассирийцев, чеченцев-кистинцев, признать мегрельский и сванский языки, но ничего этого не делается, поэтому мне бы хотелось, хотя бы эту советскую привилегию сохранить. Тем более, что есть тенденция, указывающая на то, что ситуация может измениться, но в силу как объективных, так и субъективных причин. В советское время у нас было 181 школы на нашем языке, а сейчас их 120, и с каждым годом их число сокращается.

Что Вы можете сказать о политической представленности вашего народа в органах государственной власти Грузии?

Я могу сказать одно, в этой сфере у нас самая большая проблема. Нас нет в исполнительной, судебной системе, а в законодательной имеется 3 депутата. Но насколько я знаю, из них двое не знают даже грузинского, а один плохо им владеет, они за весь их период депутатства, ни разу не выступали в парламенте. Их выбирал не народ, а центральная власть туда «назначила» для политкорректности.

В рамках интервью я не могу Вам привести много данных на сей счет, но если Вам интересно, можете посмотреть доклад исследователя Джонатана Уитли про наш регион и Джавахетию, там все это подробно описано.

Вы говорите, что Вы представляете движение мусульманских демократов Грузии? Вы решили перенять опыт европейских стран, где есть христианские демократы?

Мы с соратниками еще в 2007 году начали думать о необходимости создания самоорганизации в Грузии на политической основе, так как наши проблемы в основном решаются на политической арене страны. Мы долго думали над названием нашей организации, при этом мы ориентировались на нашу основную проблему. Дело в том, что проблема исламистских миссионеров не обошла нас стороной, в нашем регионе распространяется религия, которая питается из вне.

Помимо нас в стране имеются также мусульмане, представляющие разные этнические группы (грузины-аджарцы, чеченцы — кистинцы), и у нас у всех общие проблемы, связанные с фундаментализмом. При этом в Грузии православная церковь очень хорошо организована, на политической арене с духовенством все считаются. В этой связи нам, мусульманам также стоит задуматься о том, как бы быть представленным в столь разнообразном политическом пространстве страны. Если мы не сумеем стать влиятельной силой, мы рискуем либо стать инструментом для внешних сил, либо будем маргинализированной или угнетенной группой внутри собственного государства.

Идея создания политической силы на религиозной основе не новая. Скажем, в начале прошлого века такие политические деятели, как Алимардан-бек Топчибашев или Фатали хан Хойский, будучи общероссийскими политиками, являлись создателями Движения мусульман демократов. Они были вдохновлены либеральными и западными ценностями. Они же были активными участниками создания Азербайджанской Демократической Республики и занимали ключевые позиции в новом государстве.

Вас удовлетворяет уровень интегрированности вашей этнической группы в грузинское общество?

Как может удовлетворять уровень интегрированности моей этнической группы, если учесть те факторы, которые я перечислил выше?

Здесь следует разъяснить понятие интеграции.

Мы за интеграцию, а не за ассимиляцию, однако, стоит отметить, что интегрироваться в данном случае можно либо в грузинскую этническую группу, либо в Грузию, это разные вещи. Полагаю, что Грузия сама должна разграничить понятия «грузин» и «Грузия». Основная проблема в том, что многие думают, что Грузия — это исключительно этнические грузины, а остальные живущие здесь народы не воспринимаются как народы-создатели Грузии.

Грузинские власти, грузинское государство, политическая сила и этнические грузины как большинство должны приложить больше усилий в решении вопроса отчужденности этнических меньшинств, а для этого они должны предпринять много конкретных шагов в отношении проблем меньшинств, и начинать им следует с изучения своих меньшинств, уважать их права, считать их частью своей страны, а их культуры развивать как часть культуры Грузии и т.д.

Источник

Азербайджанский и татарский народы связывают глубокие исторические традиции взаимопомощи и сотрудничества

В Национальном архиве Республики Татарстан сохранились документы, наглядно подтверждающие, что азербайджанский и татарский народы связывают не только общность языка и религии, но и глубокие исторические традиции взаимопомощи и сотрудничества.

В них есть, например, сведения о том, что азербайджанцами, жившими в Казани на рубеже XIX и ХХ столетий, было создано свое национальное общество. Помимо прочего, оно пропагандировало и распространяло сатирический журнал “Молла Насреддин”, редактировавшийся выдающимся азербайджанским писателем-сатириком Джалилем Мамед-Гулу заде. Это острое на язык издание, которое охотно читали в Османской империи, Средней Азии, Уфимской губернии, судя по всему, пришлось по вкусу и казанским татарам.

Вряд ли можно пренебречь и свидетельством о том, что великого татарского поэта Габдуллу Тукая лечил азербайджанский врач, причем, ни кто иной, как будущий выдающийся политический деятель, писатель, драматург Нариман Нариманов. Никогда не сотрется из летописи дружбы наших народов и тот примечательный факт, что первая труппа татарского национального театра была сформирована именно в Баку. И по сей день в нефтеносных районах Азербайджана проживает немало татар, предки которых приехали сюда более ста лет назад на заработки.

Связь Азербайджана с Татарстаном никогда не прерывалась и в период общей советской истории. Ныне действующая в республике организация азербайджанцев была создана в 1988 году, то есть практически уже на самом закате “эры СССР”, группой студентов, аспирантов и других представителей азербайджанской диаспоры, проживавших в городе Казани. По воле своих учредителей она была названа “Огуз” в честь одной из ветвей тюркских племен, давшей начало азербайджанскому, турецкому, туркменскому и крымско-татарскому народам.

Первые председатели общества Эльдар Мамедов и Мирзалы Алиев основное внимание уделяли проведению мероприятий для молодёжи, укреплению связей с исторической родиной, пропаганде и привитию национальных традиций. Активисты «Огуза» совместно с молодыми татарскими энтузиастами в 1988 году возродили в Казани жизнерадостный восточный праздник Новруз-байрам (Новый год), который с тех пор проводится по всей республике.

Начиная с 1990 года, азербайджанская диаспора Казани стала регулярно отмечать национально-государственные и религиозные праздники: День независимости Азербайджана, Курбан-байрам, знаменательные даты в жизни азербайджанского и татарского народов. А в 1991 году азербайджанское общество совместно с Союзом писателей Татарстана одно из первых в бывшем СССР провело торжественные мероприятия, посвященные 850-летию великого азербайджанского философа и поэта шейха Низами Гянджеви, в которых приняли участие официальные лица и артисты из Азербайджана.

В ноябре 1992 года уже при новом председателе азербайджанского общества Ибрагиме Ибрагимове была осуществлена официальная регистрация Азербайджанского общества “Огуз”. Отдавая себе полный отчет в необходимости укрепления межнационального мира и согласия на территории республики, оно выступило одним из инициаторов создания Ассоциации национально-культурных организаций Республики Татарстан (АНКО РТ). В 1994 году общество “Огуз” прошло перерегистрацию и стало именоваться Обществом дружбы “Татарстан — Азербайджан”. В октябре 1998 года его члены приняли решение учредить Национально-культурную автономию азербайджанцев города Казани.

Особое место в работе активистов азербайджанской общины приобрела правозащитная деятельность. Учитывая, что выходцы из республик бывшего СССР, проживающие и работающие в Татарстане, часто сталкиваются с трудностями во взаимоотношениях с правоохранительными органами, руководители азербайджанского и армянского обществ предложили в 1998 году создать консультативный совет из представителей Министерства внутренних дел и Ассоциации национально-культурных организаций Республики Татарстан.

Важнейшим событием в жизни всех азербайджанских общественных организаций России стало проведение в 1999 году в Москве объединительного собрания, на котором было принято решение об учреждении Федеральной национально-культурной автономии азербайджанцев России. Ее вице-президентом был избран Ибрагим Ибрагимов. В конце того же года азербайджанцы, проживающие в других городах и районах Республики Татарстан приняли решение учредить республиканскую национально-культурную автономию “Азербайджан”, председателем которой избрали Эльчина Алиева.

Затем в г. Бугульме под председательством Азера Рафиева возникла городская автономия азербайджанцев “Диляр”. Позднее были созданы автономии и представительства АНКА РТ «Азербайджан» в крупных городах Татарстана – Альметьевске, Набережных Челнах, Нижнекамске, Елабуге, Чистополе. Ценя авторитет представителей азербайджанской диаспоры республики, их постоянно приглашают на мероприятия, проводимые по линии Азербайджана, России и стран СНГ. Одним из таких незабываемых событий, на которое был приглашен Эльчин Алиев, стал прошедший в 2001 году в Баку Всемирный конгресс азербайджанцев.

Приумножая традиции дружбы и взаимопонимания, заложенные азербайджанцами и представителями народов многонациональной Казанской губернии более века назад, Азербайджанская национально-культурная автономия Республики Татарстан “Азербайджан” особое внимание уделяет пропаганде богатого наследия лучших представителей своего народа и всесторонней благотворительной деятельности. В 2000 году ее активистами совместно с учеными Казанского государственного университета была проведена международная конференция, посвященная прославленному ориенталисту профессору Александру Казем-Беку, чья судьба самым тесным образом была связана с Казанью и ее выдающимися гражданами (в частности, со знаменитым немецким исследователем Карлом Фуксом).

Несколько лет (с 2002 по 2006) возглавлял общину Алмурсал Мурсал оглы Манафов. Организованные в тот период концерты (например, ко Дню солидарности азербайджанцев всего мира 28 декабря 2002 г.) и музыкальные вечера (вечер мугама – народного песенно-музыкального творчества — 27 февраля 2003 г.), чемпионаты по мини-футболу, благотворительные акции стали незабываемыми событиями для жизни всей азербайджанской общины Татарстана. В августе 2002 года совместно с АНКОРТ диаспора провела благотворительную акцию сбора и перечисления финансовых средств на строительство одного из будущих символов Казани –мечети Кул Шариф.

В 2006 году после скоропостижной кончины Алмурсала Манафова на пост исполняющего обязанности председателя избрали Гасымова Зияфата Ибиш оглы, а 10 июля 2007 года он был утвержден в этой должности.

В настоящее время азербайджанская автономия проводит работу по установлению более тесных контактов с исторической родиной, с азербайджанскими диаспорами других регионов России и стран мира. Большое внимание уделяется вопросам образования, сохранения языка и традиционной культуры. С конца 1990-х годов и по сегодняшний день в Центре образования «Многонациональная воскресная школа» г. Казани функционирует азербайджанское отделение, учащиеся которого успешно участвуют во многих городских мероприятиях.

Ежегодно силами автономии и при поддержке Ассамблеи народов Татарстана, в которую АНКА РТ вошла в начале 2008 года, проводятся национально-государственные и религиозные праздники: День независимости Азербайджана (28 мая), «Орудж байрам», «Курбан байрам», «Новруз байрам», День траура (20 января). Также община принимает участие в проведении татарского национального праздника «Сабантуй», в праздновании Дня Республики, Дня Победы, Дня родного языка, Дня народного единства и многих других.

Автономия выпускает собственную газету «Азербайджан», освещающую жизнь диаспоры в Татарстане, рассказывающую о выдающихся представителях народа, его истории, об азербайджанской культуре и кухне, о современной жизни Азербайджана. После того, как газету возглавил Васиф Абдуллаев, она стала издаваться каждый месяц. Тираж её достиг 1000 экземпляров. Распространяют газету бесплатно.

Традиции работы были продолжены и при нынешнем председателе — Ахадзаде Субхане Камран оглы, однако организация мероприятий вышла на новый, более качественный уровень. Активно развивается диалог с общественными и государственными организациями Республики Татарстан, а также международное сотрудничество.

Но жизнь азербайджанцев в Татарстане не ограничивается лишь воспитанием детей в любви к своему языку и культуре и сохранении традиций нашего народа. Мы занимаемся активной пропагандой нашей культуры и среди населения РТ. Мы стали активными участниками множества мероприятий как городских, так и республиканских масштабов. Большим нашим достижением стало участие в организации Республиканского праздника тюркских народов «Навруз», который прошел в центре Казани 22 марта 2014 года. Пожалуй, впервые за многие годы этот праздник вышел на такой высокий уровень. Более 15 тысяч жителей и гостей Казани смогли увидеть наши национальные номера, попробовать блюда азербайджанской кухни, которые мы раздавали бесплатно всем желающим. Для приготовления шашлыка было приобретено 400 кг мяса, также был приготовлен плов на 200 порций. Следующим большим мероприятием стал фестиваль «День детства в Кремле», приуроченный Дню защиты детей 1 июня. РОО «Азербайджанская НКА РТ «Азербайджан» выступила соорганизатором данного мероприятия совместно с государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником «Казанский Кремль», Ассамблеей и Домом Дружбы народов Татарстана. Кроме национальных номеров, дети Казани за активное участие в конкурсах и играх получили 500 сладких подарков, а в целом, мероприятие смогло посетить более 5 тысяч детей и взрослых. Примечательно, что наша площадка располагалась прямо в сердце Казанского Кремля, у подножия символа Казани – башни Сююмбике.

30 августа наша национально-культурная автономия приняла участие в празднованиях Дня Республики и Дня города Казани. Наряду с другими национальными общинами, азербайджанская НКА оформила шатер в национальном стиле, перед которым была организована концертная программа и выставка национальных сувениров и предметов декоративно-прикладного искусства. По признанию журналистов, представителей власти города и просто жителей, наша идея и ее воплощение стала, пожалуй, одной из самых интересных во всем городе! Это, несмотря на то, что по всей Казани в рамках праздника работало 7 различных площадок! Временами количество зрителей у нашего шатра превышало количество зрителей у главной сцены города!

Кроме участия в проведении крупных городских и республиканских праздников, мы также ведем научно-просветительскую работу. Так, в 2013 году была открыта мемориальная доска азербайджанскому писателю, крупному общественному и политическому деятелю Нариману Кербалаи Наджаф оглы Нариманову на улице, названной его именем. На ноябрь этого года запланировано открытие мемориальной доски Мирза Казым-Беку, еще одному сыну азербайджанского народа. Мирза Казым-Бек — ученый-востоковед, первый декан Факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета, называется одним из организаторов российского востоковедения. По мнению известного русского востоковеда и ираниста В. В. Григорьева, Казем-Бек был одним из тех, кто поставил изучение Востока в России на научные, академические рельсы, вывел российскую науку о Востоке на уровень, не уступающий европейскому, а подчас и превосходящий достигнутое востоковедами Западной Европы. Он двадцать три года работал в Казанском Университете, и, несомненно, заслужил право быть увековеченным на мемориальной доске Казанского Федерального Университета рядом с такими известными людьми, как писатель и философ Лев Толстой, математик Николай Лобачевский, химик Александр Бутлеров и другие.

Наша национально-культурная автономия чтит и памятные даты, навсегда оставшиеся в памяти и сердцах нашего народа. Ежегодно мы празднуем День независимости Азербайджана, проводим кинопоказы азербайджанских фильмов в рамках «Дней азербайджанского кино в Татарстане», выставки азербайджанских художников в филиале Эрмитажа в Казани. Одно из главных мероприятий, которое мы проводим ежегодно — День Памяти жертв Ходжалинского геноцида. Так в феврале этого года в кинотеатре «Мир» был показан фильм «Ходжа», посвященный памяти тех страшных для нашего народа дней, чтобы в наших сердцах никогда не угасла память о жертвах тех событий и продолжал гореть огонь в наших сердцах!

Не забываем мы и о благотворительности. Чтя старшее поколение, мы уже несколько лет подряд проводим праздничный обед для ветеранов войны и тыла, приуроченный ко Дню Победы – 9 мая. Концертную программу и праздничный банкет в этом году смогли посетить 400 ветеранов! Кроме того, мы поддерживаем и помогаем сиротам из детского дома Вахитовского района города Казани, постоянно привозя им подарки, показывая выступления артистов и просто уделяя им немного внимания и тепла. В 2013 году в рамках программы «Зеленый город» активистами нашей автономии на общественных началах было посажено более 400 деревьев. В 2013 году мы также приняли участие в акции по сдаче донорской крови в рамках Дня Ашура, более ста человек поддержали нашу инициативу и было сдано 15 литров донорской крови, в которой порой так нуждаются больные и пострадавшие люди.

Все эти мероприятия были бы невозможны без поддержки со стороны властей Республики Татарстан. Наши начинания поддерживаются на самом высоком уровне и всегда находят понимание. Не случайно Председателем Совета Ассамблеи народов Татарстана является одним из первых лиц в Республике – это Председатель Госсовета РТ Фарид Хайруллович Мухаметшин. Для нашей работы созданы все условия, работает Дом Дружбы народов Татарстана, в котором мы можем проводить и проводим большое количество наших мероприятий.

Развитие международного сотрудничества – одна из наиболее приоритетных задач азербайджанской НКА РТ в ближайшей перспективе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *