Татары и казахи что общего и различного
Хитрые татары и доверчивые казахи)
Среди казахов есть миф, что во времена когда казахи только приобщались к понятию «современное общество», казанские татары которые были миссионерами ислама в средней азии решили подработать, и обменивали кусочки плавленного сахара на отары казахских овец говоря казахам, что это слеза пророка Мухаммеда. С тех пор у казахов осталась пословица «Татар көтiн сатар» перевод татар готов и ж..пу продать.
За достоверность этой истории не ручаюсь, но среди казахов она широко распространена. Ну и конечно если данное действие со стороны татар имел место быть, то мы сами виноваты конечно в своей отсталости на то время) К татарам претензий нет, да и татаров наверное наши претензии не особо волнуют)
Во время войны наши взяли в плен ССовца.
«Татаров наши претензии не волнуют. «
Один татарин, а не татар. Много татар, а не татаров.
А всё-таки сладкие были слезы?
Таааак. А мы-то думали, что обидные пословицы и поговорки про татар есть только у русских. Ну всё ясно, всё ясно.
Представил как человек роняет кристаллические слёзы, левый глаз задёргался
Бота, или чужое как свое.
Об этом случае рассказал, знакомый.
После перелома передвижение у него было несколько ограничено. Как назло срочно потребовался новый смартфон. Ехать пришлось в центр города, раскиданного по степи.
Медленно выйдя из автобуса, знакомый осмотрелся на месте в поисках нужного магазина.
Рядом неслышно появилась жещина средних лет, предложила свою помощь, чтоб перейти через широкий проспект. Знакомый смутился, но женщина настояла, был гололед.
По пути к магазину женщина рассказала, что у ее сестры тоже проблемы со здоровьем, рассказала о племяннице с ДЦП в сложной форме. Жизнь складывается непросто.
Варламов не смог попасть в Керуен сарай, на постройку которого потратили 87 миллиарда тенге
87 млрд тенге стоил новый комплекс «Керуен-сарай» в Туркестане. На территории комплекса сооружены два современных отеля с ресторанами, баром, спа-центром премиум-класса, кинотеатром и фуд-кортом. Торговый и семейно-развлекательный центры способны принять до 300 тысяч посетителей в год. В интернете неоднократно появлялись видео, где стены комплекса были сделаны из пенопласта, и видео с падающим потолком.
Обычный казахский торт
Жюль Верн про восстание «татар»
Жюль Верн (1828-1905), классик мировой приключенческой литературы, один из основоположников научной фантастики, написал много книг о необычных приключениях своих героев в самых разных уголках нашей планеты и даже за ее пределами. Но лишь самые горячие его поклонники знают, что действие двух его романов – «Михаил Строгов» и «Клодиус Бомбарнак» происходит на территории Сибири, Северного Казахстана и Туркестана.
За четверть века до выхода романа казахский хан Кенесары Касымов поднял восстание, цель которого, объединить три жуза и восстановить ханское правление. Восстание было подавлено, Кенесары-хан убит. Бытует легенда, что его голова до сих пор хранится то ли в Омске, то ли в Санкт-Петербурге, совсем недавно прошла новость, что череп хана найден и будет возвращен в Казахстан.
Отголоски этих событий нашли свое воплощение в романе. В романе восставшие захватывают всю Сибирь — от «Ходжента, Коканда и Бухары до Урала и Иркутска. Писатель называет действия жестокого Феофара «татарским нашествием». Возможно, во Франции знали, что Кенесары является потомком Чингисхана, воинов которого издавна называли татарами.
Войсками у хана в романе командует беглый русский Иван Огарев, что также свидетельствует об осведомленности Верна. Исследователь Л. Мейер пишет: «К характеристике Кенесары надо прибавить ещё то, что он обращался с русскими пленными очень снисходительно. Факт этот подтверждён многими примерами. Вообще он имел великий дар привязывать к себе людей, у него сражались несколько русских беглых».
Описанные в романе экзотические приключения в Сибири стали очень популярны в мире.
Долгие годы роман был очень популярен во Франции и всей Европе и занимал четвертое место среди прочих произведений Верна. К 1893 году роман, как сообщал в одном из интервью сам Жюль Верн, принес издателям около семи миллионов франков дохода.
Неудивительно, что «Михаил Строгов» стал одним из самых экранизируемых произведений Жюля Верна. Татарский вождь Феофар представал в адаптациях то в образе персидского шаха, то бухарского эмира, то турецкого султана. Существует более 10 экранизаций романа.
В 2018 году съемочная группа французского телевизионного канала ARTE проехалась по городам Сибири для создания документального фильма «По следам Михаила Строгова».
Этой степи нужен новый герой!
YouTube закрыл канал создателя «языковых рейдов» в Казахстане
Фото: Татьяна Флегонтова / ТАСС
«Аккаунт заблокирован за многочисленные или серьезные нарушения правил YouTube в отношении оскорблений, издевательств и угроз», – сообщил YouTube, передает РИА «Новости».
Ахметов публиковал на YouTube серию видеозаписей, на которых запечатлены конфликты, возникшие из-за того, что сотрудники магазинов и объектов общественного питания не смогли обслужить его и других людей на государственном языке.
В описаниях к видео в адрес запечатленных на них лиц автор использует термины «фашисты», «гастарбайтеры» и другие.
В конце августа правоохранительные органы Казахстана начали расследование уголовного дела о возбуждении национальной розни из-за размещения в Сети ролика о так называемых языковых рейдах.
МВД России запретило Ахметову въезд в Россию на 50 лет. МВД Казахстана сообщило, что проверяет видеозаписи, чтобы дать им процессуальную оценку.
Ранее жительница Казахстана рассказала о травле со стороны «языковых патрулей».
Знакомые Ахметова сообщали в социальных сетях, что тот сейчас уехал из Казахстана и находится в Грузии.
Газета ВЗГЛЯД писала о том, что сначала власти страны не замечали подобных инцидентов или считали их чисто бытовыми, однако со временем им пришлось отреагировать на действия русофобов.
Казахский мужчина
Замужество или рабство?
Я хочу рассказать реальные истории про келинок (невесток) и через что им приходится проходить и терпеть, чтобы не дай Бог быть не отвергнутым обществом.
1. Девочка из общаги целую неделю не моет свою одежду, белье и постельное белье. Всю свою грязную одежду она складывает в пакет. На мой вопрос почему она так делает, ведь в общаге есть стиральная машина, она отвечала: зачем мне стирать, если у моего брата есть жена?
Девочка из глухомани, где воду таскают из уличного крана. Ее невестке, чтобы постирать все белье семьи, приходится таскать воду, греть ее, стирать в ручную, сливать грязную воду, опять таскать воду, чтобы ополоснуть, опять сливать грязную воду, а потом выжимать и вешать на веревку. И вот одна невестка стирает всю одежду от трусов, носков до курток и матрасов всей семьи, то есть одежду и белье родителей своего мужа, свою и своего мужа и вдобавок одежду сестры мужа, которой не лень таскать грязное белье до со своей глухомани, чтобы невестка постирала. Мне было жаль женщину, которую я никогда не видела.
2. Мамина коллега ей призналась, что не навещала свою семью уже 10 лет. Муж и свекровь ей не разрешают идти и повидаться своих родителей. Типа, теперь ты наша, а они уже тебе чужие. А ее мама тайком приходит к ней на работу в обед, чтобы увидеться и поболтать. И не дай Бог муж узнает об их тайных свиданиях! Вот такое добровольное рабство.
3. Моя четвероюродная сестра призналась, что свекровь ее бьет. Найдет хоть пылинку в доме, то все скандал и рукоприкладство. Я слышала, такие истории когда муж бьет свою жену, но чтобы свекровь. У меня не было слов, чтобы хоть что-либо сказать. Почему же они не съедут от свекрови и свекра? Потому что они типа семья, а семья не должна делиться. У казахов не пристало съезжать от родителей и оставлять их одних. А почему муж не заступится? Потому что мужу все равно на ее проблемы, уйдет эта жена, так он найдет другую, а жена вряд ли найдет еще лучше. Да и она сама виновата, что такая неумеха! Учись!
4. Моя коллега просыпается в 5 утра. А засыпает в 2. Вместе с нею живут ее муж, свекровь, сестра мужа и ее муж, их ребенок, брат мужа, еще не женатый. Она просыпается в 5 утра, ставить чайник, подметает двор (убирает снег зимой), топит печку зимой углем и дровами, готовит стол. Будит всех. Они все садятся завтракать. После завтрака убирается за столом, моет посуду. Переодевается и бежит на работу, пока едет в автобусе старается поспать. На работе быстро обедает за 10 мин, а остальные 50 мин. спит на кресле. После работы опять спит в автобусе. А дома ее ждет посуда, которая осталась после обеда, ставит чайник, топит печку, после вечернего чаепития моет посуду, готовит еду. Пока готовится еда, уборка дома, после ужина мойка посуды. После посуды стирает грязные штанишки дочери сестры мужа. Не знаю когда она находит время замесить тесто, потому что после стирки она обычно печет хлеб на завтра. Печет 5-7 лепешек, больше не может, потому что на следующий день хлеб уже не считается свежим. И спать ложится в 2. В доме работает только она, ее муж и брат мужа. Остальные не могут найти работу и сидят целый день дома. Но затопить печку, или помыть в обед посуду не могут, да и зачем? Есть же дома келинка. Зарплату она свою целиком отдает свекрови, потому что деньги семьи должны лежать в одних руках. Свекровь все знает и умеет тратить деньги. После зарплаты, свекровь с ее дочерью делают ревизию в ее спальне, типа не умыкнула ли невестка лишнее себе на наряды? Уже три года так и живет, я уже удивляюсь ее терпению и жду, когда же оно все-таки лопнет?
А ведь я сама даже не знаю, что сама буду делать в таких ситуациях. Когда муж после работы лежит и смотрит телевизор, а я после работы иду топить печку и таскать воду, параллельно готовя пищу и стирая носки? Когда сестра мужа целый день лежит дома и плюет в потолок, а мне приносит свои грязные трусы, не с просьбой, а требуя их постирать? Когда свекровь меня бьет из-за того, что я не завязала платок на голову и не поклонилась ей этим утром? А свекр ругает и плюет в мою сторону, за то что не принесла таз с горячей водой и не помыла ему ноги? Что делать в таких случаях? Как отстоять за себя? У меня нет ответа на этот вопрос. До свадьбы все парни и девушки хороши, так откуда берутся плохие жены и мужья?
Неужели так трудно оставить в прошлом такие ненужные традиции?
Таким мнением с собственным корреспондентом МИА «Казинформ» поделился председатель Алматинского татарского культурного центра (1989г.), основатель/президент Ассоциации татарских и татаро-башкирских общественных и культурных центров Казахстана «Идел» (1990 г.), член исполкома Всемирного конгресса татар, заместитель председателя Совета Аксакалов татарского народа, член Совета Ассамблеи народа Казахстана (1995г.), экс-депутат Мажилиса Парламента РК третьего созыва, полномочный представитель Республики Татарстан в Республике Казахстан, доктор медицинских наук (1971г.), профессор (1973г.), академик Международной академии информатизации (1993г.) Мурат Абдулхаевич Каримов.
«Во времена Золотой Орды и даже позднее понятие национальности казахи и татары не было. В те времена все были тюрками, у всех был единый язык.
«У казахов есть поэма и эпос про Шора батыра, татарам он известен как Чора батыр. Я исследовал и убедился, что эта поэма имеет отношение, как к казахам, так и татарам. Шора батыр являлся сыном Нарыка (жившего в I половине XVI в.), который, в свою очередь, принадлежал к младшему жузу из семи казахских родов и был князем.
В качестве примера историк привел тот факт, что на территории современного Татарстана имеются аулы и поселения, носящие имена казахских батыров и родов.
Продолжая отмечать культурно-историческую общность двух народов, М. Каримов напомнил о создании ханом Бокеем и представителями младшего жуза в 1801 году между Волгой и Уралом Бокеевской Орды, которая входила в Астраханскую губернию.
Говоря об общности казахов и татар, М. Каримов отметил, что прапрадед Махамбета Утемисова был татарином.
«Петр I, пытаясь завоевать Хивинское ханство, снарядил научно-исследовательскую экспедицию, якобы для исследования Каспия и Арала, а вместе с нею и четырехтысячное войско под предводительством потомка кабардинских князей Бековича-Черкасского. У него был проводник Мари, который был татарином. Как-то в разговоре он услышал намерения князя о завоевании ханства. Мари решил предупредить хана Хивы. Тот, в свою очередь, решил перехитрить захватчиков и когда они пришли, хан Хивы запер Мари в темницу, якобы для выдачи его князю как предателя. При этом хан напоил захватчиков и перебил их.
Отдельно М. Каримов отметил историю партии «Алаш», немногочисленная численность которой, куда входила казахская интеллигенция начала XX века во главе с Алиханом Букейхановым, Ахметом Байтурсыновым, Мухамеджаном Тынышпаевым, Миржакыпом Дулатовым, пробудила национально-освободительный дух казахского народа.
Программа партии включала создание периодической печати, допуск к политической сфере социалистических, либеральных, мусульманских организаций, партий и движений на основе этнополитической консолидации общества, а также модернизация экономических основ.
Однако 5 марта 1920 года с приходом к власти большевиков правительство Алаш-Орды было ликвидировано. Все её руководители, несмотря на амнистию, были в 30-х годах расстреляны.
В продолжение М.Каримов отметил единую общность тюркского письма. В качестве примера он рассказал, что его коллега, антрополог Ноэль Шаяхметов, с которым они вместе обучались в медицинском институте, и который по останкам Махамбета Утемисова воссоздал его облик по методу известного русского скульптора-антрополога Михаила Герасимова, показал ему письма Махамбета Утемисова, адресованные Сырыму Датову.
Историк подчеркнул, что дальновидная политика руководства Казахстана, направленная на сохранение и приумножение своего культурного кода принесет свои положительные плоды в перспективе.
В завершении М. Каримов отметил, что и на нынешнем этапе казахско-татарские отношения также имеют очень тесную связь. Как в Казахстане, так и в Татарстане функционируют культурные центры, проходит активное культурно-гуманитарное, экономическое сотрудничество, мирно проживают не только казахский и татарский, но и другие народы.
О себе Мурат Абдулхаевич скромно говорит, что второй его специальностью является история Казахстана и Татарстана, которую он очень любит, исследует и занимается ею уже около 30-40 лет.
М. Каримов имеет ряд государственных наград: знак «Отличник здравоохранения СССР», медали «3а победу в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов», «3а освоение целинных и залежных земель», «За доблестный труд в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», «За доблестный труд», «Астана», орденом «Достык»; автор около 300 научных работ по медицине и 12 работ по истории татар и тюркологии.
Татаров вообще нет, как вида. Татарий, тать Арий – этим словом называли всех, не принявших христианство. Заметь, Грюнвальдская битва XV века 1409—1411 годов: Кто сражался с тевтонскими рыцарями? Пятьдесят одна польская хоругвь, то есть 51 полк, потому что хоругви (знамя) висели. И полковник будет, как? Хорунжий. Так же смоленские русские полки, татарская конница. Ну, откуда в Польше татары? Татарами называли староверов, которые не исповедовали христианство. Тать Арий – враги Арийцы, то есть для христианства, как бы враждебная система. А потом начали под это слово всех подряд называть татарами. Ты попробуй казанского татарина от русского отличить.
Простой пример: Когда Хазария напала на Камскую Болгарию и Волжскую Булгарию, то перед ними поставили условие: «Либо вы подчиняетесь и платите десятину (10%), либо вы отсюда собираете монатки и уходите, либо мы вас просто уничтожим. Нам тут смуты не надо». Кто-то подчинился, а Хан Аспарух собрал все свои Роды, всех, кто хотел с ним пойти. И он ушёл на Запад, и на Дунае построил Дунайскую Болгарию.
И получается, что тех, кто поселился на Дунае, теперь считают славянами, да? А их же родные братья, которые остались на Волге, почему-то записали в тюрки. Абсурд? А в тюрки записали потому, что им начали ислам навязывать. Вот и всё.
Так же нет такой нации, как «казахи». То есть, они переименовались в один день. До этого был такой народ «кыргызы-кайсаки». А в 1935 году по указу Лазаря Моисеевича Кагановича, они легли спать кыргызы-кайсаками, а проснулись казахами. А почему? Потому что до этого была Автономная Казакская Советская Социалистическая Республика в составе Омской области. Там казаки жили. То есть города Верный, Акмолинск, Петропавловск – это всё русские города. А потом букву «К» поменяли на «Х», и казаки превратились в казахов, то есть кыргызы-кайсаки. Произошло переименование. Вот смотри, сейчас мы говорим НЕМЦЫ, да? Но в Германии кто-нибудь себя немцами называет? Называют – Дойче, там есть еще ариманы, швабы, полабы, то есть там племён-то множество. На каждой земле свой народ, поэтому Германия и была из мелких государств состоящая, пока их в Рейх, в единую державу не объединили. А первым их объединял, напоминаю – Герман. Герман, создавший Рейх стал Германорейхом.
Так же, как во Франции нет франков. Они все живут на территории ФРГ. А франков во Франции нет, хотя была же империя франков. Историю же все изучали. Они живут сейчас в ФРГ. А кто остался во Франции? Французские евреи, которые бежали с Испании. Поэтому язык франков, он такой жёсткий, как немецкий, резкий. А французский язык? Где буква «Р»? Нет. И потом туда меровинги пришли.
Казахи и татары: дети одной семьи
На протяжении столетий казахская степь воспитывала в своих сынах ценности гостеприимства. Во многом из-за этого, казахи веками благодушно принимали на своей земле переселенцев как во времена имперской администрации, так и в период строительства советского общества. Контакты казахов с татарским народом отличались особой теплотой. Портал Qazaqstan Tarihy расскажет о некогда единой тюркской общности казахов и татар, которые всегда рассматривали друг друга детьми одной семьи
В статье использованы материалы исследования Зуфара Махмутова, приведенные в книге «История татар Астаны (XIX – начало XXI века)»
Согласно Татарской энциклопедии, примерно с середины VII века до середины XI века на территории от бассейна реки Иртыш до Уральских гор существовал Кимакский каганат, чье основное население считается предками татарского народа. Позже этот регион входил в состав Дешт-и-Кипчака. С приходом кочевых монголов этот край был включен в левое крыло Золотой Орды («Кок-Орда»), а после распада на ее месте возникли Ногайская Орда и Казанское Ханство.
В ходе завоевательных походов Ивана Грозного в 1552 году пало Казанское ханство, а в 1557 году Ногайская Орда признала зависимость от русского царя. Политика Ивана Грозного по христианизации населения, по мнению татарских историков, спровоцировала миграционные процессы с насиженных земель. По мнению исследователя Грифа Хайруллина, появление первых татар на территории Казахстана было обусловлено именно этими миграционными процессами. Между тем, историк З. Махмутов считает, что татары в процессе первой волны миграции не достигли Казахстана:
«…На наш взгляд, данная миграция могла быть несколько опосредованной: татары переместились на более близкие, чем казахские степи, территории и лишь потом, в более поздний период, оказались на современной территории Казахстана…»
Считается, что именно татары вместе с казаками основали Уральск, известный в прошлом как Яицкий городок. Два столетия спустя, в первой половине XVIII века, татары стали осваивать приграничные с Российской империей территории Казахской степи.
«…Казахские ханы в своей подавляющей части не знали тюркского литературного языка, не говоря о русском, и поэтому нуждались в татарских толмачах не только для прочтения и перевода русской дипломатической корреспонденции, но и для контактов со среднеазиатскими ханствами и Ираном, переписка с которыми осуществлялась на татарском языке».
«История Казахстана в документах и материалах»
Одной из ключевых причин массового заселения татар историки называют присоединение к Российской империи территорий Младшего и части Среднего жуза в 1730 году. Новые неосвоенные территории и существенные различия между русским и казахским народностями в языке, религии и образе жизни натолкнули царскую администрацию на использование татарского населения в качестве посредников в отношениях с казахскими ханами. Кроме того, сами татары также были заинтересованы в предлагаемой им роли: таким образом они могли открыть для себя новые рынки для занятия купечеством, а также избежать призыва на военную службу Российской империи, неподъемных налогов при занятии предпринимательством и насильственной христианизации.
Так, во второй половине XVIII века татары стали массово заселять приграничные западные территории современного Казахстана и территорию Оренбургской области. В 1744 году недалеко от Оренбургской крепости появилось новое поселение – слобода Сеитовская. В ней, согласно «Истории татар», жило порядка 200 татарских семей, которые освобождались от рекрутской повинности, получили право исповедовать ислам и строить мечеть. В Российском государственном архиве древних актов сохранилась запись, что уже в 1747 году в слободе Сеитовской проживало 996 татар мужского пола. Позже, именно из Сеитовской слободы татары стали расселяться вглубь Казахстана в качестве мулл, толмачей и купцов. Так началось заселение татар на территорию Казахстана.
За эти годы между казахами и татарами сложились крепкие кровнородственные взаимоотношения. Известный поэт и философ Асан-кайгы родился около 1370 года в Волжской Булгарии, которую заселяли татары. Он учился в Казани, а позже стал советником основателя Казанского ханства и основоположника Касимовского ханства Улу-Мухаммед хана. По мнению основателя Ассоциации татарских и татаро-башкирских общественных и культурных центров Казахстана «Идел» Мурата Каримова, мать Асан-кайгы Сабира была младшей сестрой Улу-Мухаммед хана.
Историк Зуфар Махмутов, в свою очередь, говорит о казахском происхождении правительницы Казанского ханства Сююмбике. Она была дочерью бия Ногайской Орды Юсуфа. В 17 лет Сююмбике вышла замуж за Джан-Али хана, а в 20 лет – за Сафа-Герей хана, после смерти которого два года правила Казанским ханством в качестве регента.
Исследователь Мурат Каримов, исследуя взаимоотношения казахов и татар, провел исследования поэм и эпосов про Шора батыра. В частности, историк рассказывает, что матерью Шора батыра была татаркой:
«В одном из поединков Шора одолел сына крымского хана и его отец Нарык, опасаясь мести, принимает решение отправить его на территорию нынешнего Татарстана, который входил в состав Казахского ханства. Перед отъездом он сделал наказ своему сыну спросить разрешения и проститься со своей матерью, которая, как приводится в первоисточниках, качала его в подвесной колыбели (бесік). Я сразу отметил для себя, что подвесной бесік был только у татар. У казахов был простой бесік. Исходя из этого, я сделал вывод, что мать Шора батыра была татаркой»
Мурат Каримов также отметил, что дальними предками Махамбета Утемисова вполне могли быть татары. Историк рассказывает, что прадеда Махамбета звали Мари, татарин, служивший проводником научно-исследовательской экспедиции под командованием Александра Бекович-Черкасского. Целью этой экспедиции, снаряженной Петром I, была попытка склонить хивинского хана Шергазы в подданство. Для этого Петр I выделил в распоряжение А. Бекович-Черкасского около четырех тысяч солдат, две тысячи яицких и гребенских казаков и 100 кавалеристов. Согласно М. Каримову, Мари предупредил хана о надвигающейся угрозе, сел в тюрьму, а позже бежал вместе с казахом по имени Жайык в сторону Западного Казахстана, где взял в жены казахскую девушку. Напомним, что М. Утемисов был одним из руководителей восстания казахов в Западном Казахстане в 1836-1838 годах.
Еще одним казахом, связавшим судьбу с дочерью татарского народа, был Жангир-Керей хан, сын Букей хана, основателя Букеевской орды. Получив домашнее образование, Жангир-Керей по воле отца был отправлен в Астраханскую губернию, где воспитывался в семье губернатора Степана Андреевского. Позже, он продолжил обучение в Казани и взял в жены дочь оренбургского муфтия Мухамеджана Хусаинова Фатиму. К слову, во время правления Жангир-Керея произошло знаменитое восстание 1836-1838 гг. под руководством того самого Махамбета Утемисова.
Супруга известного государственного деятеля, Первого секретаря ЦК Компартии Казахской ССР (1964-1986) и члена Политбюро ЦК КПСС (1971-1987) Динмухаммеда Кунаева Зухра Ялымова тоже была татаркой. Она была дочерью атбасарского предпринимателя Шарипа Ялымова, который в годы Гражданской войны входил в состав колчаковской администрации. О его ненависти к большевикам и многочисленных побоях сокамерников в своей книге «Тернистый путь» писал Сакен Сейфуллин.
Один из известнейших дореволюционных казахских капиталистов Баймухамет Косшыгулов также был женат на татарке Мадине Максютовой. Купец занимался продажей пушнины и невыделанной кожи, бытовой химии, бакалейных товаров, имел конфетно-пряничной фабрикой. У Баймухамета и Мадины родились семеро детей, двое из которых позже выбрали национальность матери.
Другой акмолинский купец того периода татарин Вали Хальфин, наоборот, был женат на казашке Тауирбала Балкымбайкызы. Она заведовала продажей мануфактурных и галантерейных товаров, кустарным производством мужа. Ее семья принимала активное участие в работе городской управы Акмолинска и вкладывала большие средства на содержание пожарной службы, библиотек и больниц.
Столетия соседства и взаимопомощи донельзя сблизили казахский и татарский народы. Сейчас татарская диаспора Казахстана является второй по численности в мире, уступая лишь Узбекистану. Она расселена по всем областям республики и представлена крупными этнокультурными центрами, в которых каждый желающий может приобщиться к многовековой культуре татарского народа.