Теория пассионарности это что

Лев Гумилёв и его теория пассионарности

Теория пассионарности это что. Смотреть фото Теория пассионарности это что. Смотреть картинку Теория пассионарности это что. Картинка про Теория пассионарности это что. Фото Теория пассионарности это что

1 октября 2012 года исполнилось

100 лет со дня рождения Льва Николаевича Гумилёва

Лев Гумилёв — сын русских поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилёва — прожил удивительную жизнь, соединив в своей судьбе ослепительный ореол гения своих родителей и тяготы их крёстного пути.

Клеймо сына «врага народа», аресты, допросы, четырнадцать лет тюрем и лагерей, гонения, замалчивания. Уже к осени жизни — признание, лавры великого учёного, издания книг.

Родители Гумилёва были наделены таинственным даром слышать самые сокровенные движения души. Их сын гениальным чутьём учёного прозрел нетленные законы природы и человечества. Теория этногенеза Гумилёва — это стройная система смены цивилизаций, основанная на виртуозном знании тысячелетних алгоритмов истории, понимании страстей, охватывавших людей и вождей, и синхронизированных с глубинными импульсами Земли.

Выдающийся учёный.

Основатель новой научной дисциплины — этнологии, лежащей на стыке нескольких отраслей знаний — этнографии, истории, географии, археологии и психологии.

Для Гумилёва «этногенез» и «этническая история» — понятия не идентичные. Этногенез — это не только начальная стадия этнической истории (как это обычно понимается в этнографии), а четырёхфазный процесс: возникновение, подъём, упадок и умирание этноса. Гумилёв утверждает всеобщий характер этого развития — и в природе, и в истории. По Гумилёву, этническая история дискретна (имеет прерывность), и она не есть история развития этносов, а есть история отдельных этносов в сочетании с историей ландшафтов и историей культуры.

Раз этногенезы — естественные процессы, то встаёт вопрос, что же является тем толчком, который приводит в движение этносы.

Таким толчком, импульсом Гумилёв считает особый вид энергии, своего рода «страсть», которую в отличие от обыденного толкования предлагает называть «пассионарностью» и которая есть «уклонение от видовой нормы, но отнюдь не патологическое».

Пассионарность — это мощное внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной).

Цель эта представляется пассионарной особи иногда даже ценнее собственной жизни, жизни и счастья современников и соплеменников.

Пассионарность отдельного человека

Модусы пассионарности разнообразны:

«Пассионарность, — пишет Гумилёв, — это способность и стремление к изменению окружения, или, переводя на язык физики, к нарушению инерции агрегатного состояния среды. Импульс пассионарности бывает столь силён, что носители этого признака — пассионарии — не могут заставить себя рассчитать последствия своих поступков. Это очень важное обстоятельство, указывающее, что пассионарность — атрибут не сознания, а подсознания, важный признак, выражающийся в специфике конституции нервной деятельности. Степени пассионарности различны, но для того чтобы она имела видимые и фиксируемые историей проявления, необходимо, чтобы пассионариев было много».

Получается, все революционеры — пассионарии.

Гумилёв полагает, что пассионариям в большей степени, чем прочим членам этноса, присуще свойство рассеивать свой генофонд путём случайных связей, в чем проявляется механизм сохранения признака пассионарности в популяции:

«Жажда действия, толкавшая юношу в кровавую сечу, вызывала в его сверстницах восторг, который они выражали способом, для них доступным. И в эпохи высокого пассионарного напряжения общественное мнение за это девиц не осуждало слишком строго; ханжество пришло вместе с остыванием пассионарности».

Вслушаемся и в такие слова:

Этнос и его представители, этногенез и культурогенез, этнические контакты, исторические судьбы народов — вот далеко не полный перечень масштабных вопросов, которые исследовал Лев Гумилёв. Обсуждая их, он выступает как учёный с оригинальными, но порой спорными теориями, которые напрочь лишены стереотипности. Пример тому — его теория пассионарности.

ЧИТАЙТЕ:

1. Гумилёв Л. Н. География этноса в исторический период. — Л.: Наука, 1990. — 280 с.

2. Гумиёв Л. Н. Никакой мистики: Из цикла лекций этнографа // Юность. — 1990. — №2. — С. 2 — 6.

3. Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. — 496 с.

4. Кузьмин А. Пропеллер пассионарности, или теория приватизации истории // Молодая гвардия. — 1991. — №9. — С. 256 — 276.

5. Шутова Т. Евразиец // Свет, природа, человек. — 1997. — №12. — С. 16 — 17.

Источник

Пассионарная теория этногенеза

Теория пассионарности это что. Смотреть фото Теория пассионарности это что. Смотреть картинку Теория пассионарности это что. Картинка про Теория пассионарности это что. Фото Теория пассионарности это что

Пассионарная теория этногенеза известна в научном мире как концепция развития этносов в ходе их взаимодействия в условиях определенного ландшафта. Она описывает и определяет понятие этнических систем, вводит термин «пассионарности», а также описывает фазы этногенеза и способы взаимодействия этносов.

Статья раскрывает основные моменты этого научного труда в доступной для читателя форме.

В чем заключается пассионарная теория этногенеза

Гипотеза пассионарности была выдвинута Львом Гумилевым в середине ХХ столетия как результат исследования принципов развития этносов в условиях определенных ландшафтов. Наиболее полно автор изложил ее в своей научной работе «Этногенез и биосфера Земли».

Примерами носителей такой пассионарной энергии могут быть Жанна д’Арк, Ганнибал, Наполеон, испанские конкистадоры и многие другие исторические личности (рисунок 1). Для их бурной деятельности необходимо достаточное количество представителей определенного этноса, готовых вдохновиться идей. Как только среди населения, занимающего некоторую местность, накапливается определенное количество пассионарных личностей, происходит «пассионарный толчок», являющийся движущей силой развития.

Теория пассионарности это что. Смотреть фото Теория пассионарности это что. Смотреть картинку Теория пассионарности это что. Картинка про Теория пассионарности это что. Фото Теория пассионарности это чтоРисунок 1. По мнению Гумилёва, носители пассионарности занимали весьма заметное место в истории

Согласно пассионарной теории этногенеза Гумилева, развитие любого этноса находится в прямой зависимости от усиления или ослабевания явлений пассионарности. Так, предложенная концепция объясняет, в чем заключается зависимость эпох от взаимодействия разных этносов между собой и с окружающей средой. При этом автор подробно размышляет о том, какие ландшафты более, а какие менее благоприятны для возникновения сильных этносов.

Этнические системы и их формы

В своем научном труде Гумилев обозначает понятие «этнические системы» как сообщества, обладающее рядом характеристик.

По его утверждению они представляют собой:

В зависимости от того, что является объединяющим фактором внутри каждой этнической системы, историк выделяет такие ее виды:

Автор отмечает, что чем выше в этом иерархическом построении находится этническая система, тем дольше период ее существования (рисунок 2).

Уровни и классификация пассионарности

Термин «пассионарность» обозначает избыток жизненной энергии, которая является причиной внутреннего стремления отдельного индивида к совершению какого-либо вида деятельности, направленного на изменение собственной судьбы или улучшение окружающего мира.

По мнению Гумилева, феномен пассионарности имеет психологическое объяснение и зависит от уровня космического излучения в результате солнечной активности и вспышек сверхновых.

Проводя классификацию способности к пассионарности, автор выделяет три ее уровня:

Кроме базовой классификации, изложенной выше, Гумилевым был отражен и более подробный период роста пассионарности, включающий 9 уровней. Так, наивысшим среди них считается жертвенный уровень, представители которого готовы без колебаний пожертвовать собственной жизнью (Ян Гус, Иван Сусанин). Нулевой уровень соответствует обычному обывателю, полностью приспособленному к окружающему ландшафту (рисунок 3).

Теория пассионарности это что. Смотреть фото Теория пассионарности это что. Смотреть картинку Теория пассионарности это что. Картинка про Теория пассионарности это что. Фото Теория пассионарности это чтоРисунок 3. Каждый отдельный человек также подвергается классификации и принадлежит к определенному уровню пассионарности

Самый низкий уровень, согласно пассионарной теории этногенеза, отведен субпассионариям, абсолютно не способным к каким-либо действиям, в результате чего происходит их взаимоистребление и даже гибель этноса. При всем этом автор отмечает, что уровень пассионарности никак не влияет на способности личности и темперамент. Иными словами, обыватель может иметь высокие умственные способности, а пассионарий быть глупцом и т.д.

Развитие этногенеза

По мнению автора, каждый этнос в своем развитии проходит девять последовательных этапов, каждый из которых привносит в его жизнь новое стереотипное поведение групп людей. Для начала развития этногенеза необходима устойчивая и способная к расширению популяция, занимающая определенную территорию и отличающаяся от остальных определенным стереотипом поведения.

При этом местность должна сочетать в себе два или более ландшафта, на которых должны присутствовать два или более этноса и при этом находиться на линии пассионарного толчка (рисунок 4).

Теория пассионарности это что. Смотреть фото Теория пассионарности это что. Смотреть картинку Теория пассионарности это что. Картинка про Теория пассионарности это что. Фото Теория пассионарности это чтоРисунок 4. Схематическое развитие этноса отражает его взлеты и падения

Итак, на первом этапе происходит толчок, который дает появление пассионарных личностей, что в ходе истории никак не отображается. На втором (инкубационном) этапе наблюдается рост этого процесса, что в ходе истории занимает до 150 лет и отображается только в мифах и легендах. Следующие 300 лет отмечаются быстрым развитием пассионарности, что сопровождается кровопролитной борьбой и медленным расширением территории.

Фаза от 450 до 600 лет носит название акматической (перегрева), когда этнос быстро увеличивает свое могущество, находясь на максимальной стадии уровня стремлений. Следующие полтора столетия этническая единица подвергается расколу через гражданские войны, кои приводят к медленному спаду пассионарности до оптимального уровня, что выглядит как общее процветание благодаря накопленным богатствам и традициям. После отметки в 1000 лет после первого толчка начинается упадок и деградация, продолжающиеся еще 150 лет. Спустя еще 350 лет о жизни этноса остается только память.

Через 1150 лет от начала наступает фаза гомеостаза (существования в равновесии со средой), которая может длиться неопределенно долго до нового генетического дрейфа. Если этнос не сумел войти в гомеостаз, происходит его полный распад, исчезновение или поглощение другими этносами.

Этническое взаимодействие

Если объяснять этническое взаимодействие простым языком, то это способы, с помощью которых этносы взаимно влияют друг на друга. Эти взаимодействия зависят от уровня пассионарности, комплиментарности (отношения друг к другу на уровне эмоций) и размеров этносов (рисунок 5).

Теория пассионарности это что. Смотреть фото Теория пассионарности это что. Смотреть картинку Теория пассионарности это что. Картинка про Теория пассионарности это что. Фото Теория пассионарности это чтоРисунок 5. В современном мире далеко не все народы (этносы) могут мирно сосуществовать

Всего существует 3 способа таких взаимодействий:

Критический взгляд на пассионарную теорию этногенеза

После публикации теории пассионарности в специальных журналах, она была подвержена существенной критике научной общественностью. Ученая среда заявила, что представленная теория не основывается на достаточном количестве научно обоснованных аргументов, что выводит ее за пределы научных исследований.

Одной только авторской эрудиции и интуиции недостаточно, чтобы делать такие необоснованные выводы, а это является признаком некомпетентности и непрофессионализма автора. Несмотря на то, что теория не была принята научным миром в целом, термин «пассионарность» прочно вошел в обиход различных областей научного знания, и на сегодняшний день концепцию русского ученого Гумилева изучают во многих высших заведениях как одну из самых красивых теорий о взаимодействии этносов.

Больше интересных фактов о теории пассионарности Гумилева приведено в видео.

Источник

Что такое пассионарность, или Почему кому-то легко умирать

Denis Bondarev

«Теории и практики» возобновляют традицию рассказывать о словах русского языка, которые вызывают сложности в употреблении и не всегда понимаются правильно. В новом выпуске рубрики «Словарный запас» разберемся с важными деятелями в истории человечества — пассионариями — и поймем, насколько это понятие относится к каждому из нас. О тех, чьи неоднозначные идеи переворачивают мир, и о том, почему в истории каждого народа наступает «время слабаков», — в материале T&P.

Пассионарность — это внутренняя жажда деятельности, направленная на осуществление какой-то цели, которую, как правило, человеку сложно контролировать и объяснить самому себе. Она связана со способностью получать из внешней среды больше энергии, чем требуется для личного и видового выживания. Избытки энергии пассионарная личность (пассионарий) подсознательно использует для создания состояния внутреннего сверхнапряжения и фиксации на определенной идее. Такие идеи всегда связаны с изменением окружающего мира. Стремление к деятельности у таких личностей может быть осознанным или нет. Их цели часто иллюзорны, находятся вне рациональных объяснений и объективных обстоятельств, но им самим необходимость их достижения может казаться важнее собственной жизни и тем более жизни и счастья других людей.

Хотя о существовании биохимической энергии живого вещества и ее влиянии на психику человека говорил еще философ и классик современного естествознания Владимир Вернадский, термин «пассионарность» ввел в науку в середине прошлого века Лев Гумилев. Пожалуй, логично, что теорию о способности человека к самопожертвованию и сверхусилиям развил человек очень непростой судьбы. Сын поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой был впервые арестован в 25, провел в исправительных лагерях в общей сложности 12 лет, воевал на фронте и, несмотря на все это, добился успехов в нескольких областях науки (истории, этнологии, археологии, географии), став большим советским ученым.

Термин «пассионарность», один из ключевых в его работах, Гумилев позаимствовал у Долорес Ибаррури, одного из лидеров и наиболее ярких личностей в испанской Компартии XX века. Ее выступления во время гражданской войны 30-х годов в Испании (Ибаррури — автор исторической фразы «¡No pasarán!»), а после — в советской эмиграции были яркими и захватывающими, из-за чего однопартийцы называли ее Пассионарией, что означает «страстная». Заразительность — важное свойство пассионариев. Такие люди, как правило, блестящие ораторы, они умеют внушить волю к победе, заразить идеей или определенным отношением. Во многом на подобном эффекте основываются военные лидеры, выступая перед боем. Поэтому же так важны слова тренеров в перерывах спортивных матчей, и по этой же причине, когда в бою кто-то из солдат кричит «Ура!» и идет в атаку, остальные бросаются следом.

По теории Гумилева, образ жизни, мировоззрение, уровень и направление развития групп людей напрямую зависят от количества входящих в него пассионариев

Пассионарии — это личности производительного типа: изобретатели, первооткрыватели, созидатели, способствующие накоплению и преобразованию энергии и рационализации жизни; активные, предприимчивые и рисковые люди. Пассионарий может обладать как высоким уровнем способностей, так и низким. Являясь чертой психической конституции, пассионарность не зависит от внешних факторов и не относится к сфере этики, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушения, благо и зло, но только не равнодушие.

Среди наглядных примеров пассионариев — Кант, Христофор Колумб, Гитлер, Ньютон, Наполеон, Александр Македонский, Петр I, Жанна Д’Арк, Михаил Ломоносов. Но, конечно, так же широко, как на страницах учебников, пассионарность встречается и в повседневной жизни среди активистов, предпринимателей и борцов за «светлое завтра» — не всегда успешных, но всегда крайне энергичных.

Гумилев рассматривал пассионарность как шкалу, и если на одном ее конце были пассионарии, то на другом располагались субпассионарии. Это люди, которые, наоборот, не способны получить достаточно энергии из окружающей среды и поэтому не могут полноценно адаптироваться. Если пассионарии часто пренебрегают своими потребностями ради достижения цели, то поведение субпассионариев в первую очередь определяется неспособностью сдерживать инстинктивные вожделения, даже если это идет во вред им самим и окружающим. Как правило, они ведут паразитический и асоциальный образ жизни, это инертные и безынициативные приспособленцы. Показательные примеры такого типа — бродяги, люмпен-пролетарии, наемные солдаты, пьяницы, преступники, стяжатели.

Тип личности, находящийся посередине между двумя пассионарными крайностями, — так называемые гармонические личности, или гармоники. Пассионарность и инстинкт самосохранения у них находятся примерно на одном уровне. Гумилев писал о них так: «У подавляющего большинства нормальных особей оба этих импульса уравновешиваются, что создает гармоническую личность, интеллектуально полноценную, работоспособную, уживчивую, но не сверхактивную». Речь здесь о добросовестном, надежном и ответственном человеке, который чаще всего является хорошим семьянином и работником. Он всегда сделает достаточно, но заниматься чем-то излишним не будет.

Модусы, то есть виды пассионарности, бывают разные. Например, гордость рождает полководцев и тиранов с жаждой власти и исторической славы; алчность — бизнесменов и ученых, накапливающих знания вместо денег; тщеславие подталкивает к демагогии и творчеству; ревность вызывает жестокость, а приложенная к идее, создает фанатиков и мучеников. Каждая из этих наклонностей, помноженная на высокий энергетический потенциал и мотивацию, создает пассионариев определенного рода. Так как речь идет об энергии и импульсах, а не о сознательных решениях, то моральные оценки здесь неприменимы. Кроме того, по мнению Гумилева, уровень пассионарности человека определен с рождения. Причинами пассионарных толчков, то есть появления большого количества пассионариев в одном ареале, ученый считал активацию космического излучения. Это мнение оспаривали многие его коллеги, критикуя подобные предположения за излишний мистицизм.

Подъем — интенсивный рост пассионарного напряжения этноса. Характеризуется ростом всех видов его активности;

Акматика — временная стабилизация пассионарности на высшем для этноса уровне. Характеризуется преобладанием пассионариев жертвенного типа, высокой частотой событий этнической истории;

Надлом — резкое снижение пассионарного напряжения. Сопровождается острыми конфликтами пассионариев внутри этнической системы, ростом числа субпассионариев;

Инерция — плавное продолжение снижения уровня пассионарности. Сопровождается укреплением государственной власти, интенсивным накоплением материальных и культурных ценностей, интересом к достижениям прошлого;

Обскурация — окончательное снижение пассионарного напряжения до уровня ниже нулевого (гомеостатического) из-за значительного увеличения числа субпассионариев. Деградация этнической и общественной системы, невозможность конструктивной деятельности, за исключением направленной на удовлетворение элементарных потребностей;

Регенерация — кратковременное восстановление пассионарности этноса за счет пассионариев, сохранившихся на окраинах ареала;

Реликтовая фаза — завершение процесса этногенеза, стабилизация пассионарного напряжения на предельно низком уровне. Существование, исключающее как эксцессы, так и историческую активность.

Продолжительность всего цикла этногенеза составляет примерно 1 200–1 500 лет. Первые четыре фазы, согласно теории, длятся примерно по 250–300 лет, а заключительные могут быть очень короткими, потому что в состоянии низкой пассионарности велика вероятность ассимиляции или уничтожения этноса другими народами. Но при благоприятных условиях последние фазы могут длиться и неопределенно долго, а этнос — существовать как памятник самому себе.

Как говорить:

Неправильно: «Это крайне пассионарная идея!» Идея может быть захватывающей, пассионарным — человек или группа людей.

Правильно: «Паша у нас пассионарий: победил на олимпиаде по физике, не выходит из дома без гальванометра и исписал формулами все стены в подъезде».

Правильно: «Пассионарность этой семьи высокая, их инициативы измучили всех вокруг».

Источник

Пассионарность: значение слова простыми словами

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Деятельное отношение человека к окружающей действительности стало одним из самых нормальных и закономерных явлений в XXI веке.

Масштабные политические акции, флешмобы и гражданский активизм во всем своем многообразии сегодня имеют место практически ежедневно в десятках стран.

Теория пассионарности это что. Смотреть фото Теория пассионарности это что. Смотреть картинку Теория пассионарности это что. Картинка про Теория пассионарности это что. Фото Теория пассионарности это что

Чтобы лучше понять, что движет этими неравнодушными людьми, стоит поискать причины в небезызвестной концепции пассионарности. На чем она строится и как проявляется?

Пассионарность – что это за качество и для кого характерно

Термин «пассионарность» – это, что называется, советское наследие. Само понятие ввел и активно использовал Лев Гумилев в своих трудах, посвященных ПТЭ (пассионарной теории этногенеза).

И хотя в те времена теория так и не встретила признания среди современников в научных кругах СССР (как, впрочем, и за пределами Союза), сегодня она обрела достаточную актуальность, чтобы стать одной из обязательных дисциплин во множестве вузов. А понятие о пассионариях ушло в народ и периодически всплывает в дискуссиях.

Теория пассионарности это что. Смотреть фото Теория пассионарности это что. Смотреть картинку Теория пассионарности это что. Картинка про Теория пассионарности это что. Фото Теория пассионарности это что

Суть этой теории вполне логична и при этом довольно проста: этносы, равно как и не связанные общими признаками люди, проходят через все антропологические фазы – рождение, развитие, старение и исчезновение.

Однако активные стадии этногенеза свойственны только особо значимым деяниям, оставляющим какой-то след – резонансным, запоминающимся, дающим конкретные результаты. Понятно, что такая деятельность будет абсолютно невозможна, если не затрачивать реальную энергию. Вот в этом и вся разница!

По теории Гумилева, люди всегда вбирали из мира некую энергию, необходимую им для выполнения обычных повседневных дел. Однако у пассионариев эта способность развита до такой степени, что их сил хватает для решения глобальных социальных задач, вплоть до изменения мира на физическом и ментальном уровне.

Так и появляются активные и рисковые граждане, которые генерируют идеи, ломают устои, становятся ядром развития социума. Таким образом, пассионарий – это увлеченный человек, имеющий определенные цели, направленные на изменение мира, и для их достижения он использует излишки своей энергии.

Но что это значит на деле? Гумилев, чтобы как-то обозначить эту энергию, ввел определение пассионарности, опираясь на латинское понятие «passio» – «страстность, страсть». Что касается получившегося прилагательного, то здесь уже основой послужило французское «passionner», что указывает на человека яркого, харизматичного, неординарного.

Теория пассионарности это что. Смотреть фото Теория пассионарности это что. Смотреть картинку Теория пассионарности это что. Картинка про Теория пассионарности это что. Фото Теория пассионарности это что

В буквальном переводе подразумевается, что пассионарный – это человек:

По заключениям Гумилева, чем больше пассионариев в том или ином этносе, тем активнее этот этнос.

В случае уменьшения числа пассионариев этнос как бы увядает, становится вялым и все более равнодушным, что неизбежно приводит к «рассыпанию» – этнос утрачивает ранее объединявшие его признаки и распадается на мелкие сообщества, тихо обитающие в привычном ландшафте.

Авторская классификация пассионариев

Теория пассионарности это что. Смотреть фото Теория пассионарности это что. Смотреть картинку Теория пассионарности это что. Картинка про Теория пассионарности это что. Фото Теория пассионарности это что

В рамках собственной теории Гумилев подразделил человеческую общность на несколько групп, в разной степени приспособленных к взаимодействию с миром и социумом. Одним из них были присущи нейтральные качества, другим – положительные или не очень. Но в основном это:

Так, в частности, обыватели относятся к первой группе и составляют большинство; они просто подстраиваются под обстоятельства и помогают (или мешают) обществу функционировать.

Субпассионариям отводится роль этаких иждивенцев, которые потребляют ресурсы для безмятежного существования и не задумываются о будущем.

А вот разнообразие уровней пассионарности удивляет. Классический пассионарий:

Гумилев не стеснялся приводить в качестве примера исторических персонажей. Так, пассионариями высшего уровня он назвал Жанну Д’Арк и Ивана Сусанина, которые пренебрегли инстинктами самосохранения и пожертвовали собой ради защиты народа и страны.

Теория пассионарности это что. Смотреть фото Теория пассионарности это что. Смотреть картинку Теория пассионарности это что. Картинка про Теория пассионарности это что. Фото Теория пассионарности это что

При этом, как подчеркивает автор концепции ПТЭ, немаловажен и такой момент: процессы этногенеза практически никак не коррелируют ни с экономическими обстоятельствами, ни с проблемами ментальности, поскольку эти факторы слишком неустойчивы и могут меняться в зависимости от степени пассионарного напряжения.

И парочка побочных эффектов

Впрочем, не стоит считать, что пассионарность – это однозначно положительное свойство.

Глобальные перемены на коротком временнОм отрезке нередко ведут к ухудшению уровня жизни. А если организованная пассионарием авантюра провалится, ее результаты могут оказаться существенно хуже, нежели ситуация на начало затеи.

Есть и другая сторона. Эмоционально богатая и идейно заряженная личность ставит некий идеал или лелеемые цели выше собственной жизни. Но как она отнесется к чужим жизням – близких людей и/или просто незнакомых окружающих?

Пассионарная деятельность не связана этикой по своей природе, может быть направлена как на созидание, так и на разрушение. Гумилев исключал лишь равнодушие, однако допускал выбор между радикальными противоположностями:

Теория пассионарности это что. Смотреть фото Теория пассионарности это что. Смотреть картинку Теория пассионарности это что. Картинка про Теория пассионарности это что. Фото Теория пассионарности это что

Немного объективности

Приписываемое Гумилеву авторство в «изобретении» термина «пассионарность» весьма сомнительно. Он просто позаимствовал его у испанских коммунистов, многолетним вождем которых была худенькая, но очень энергичная и харизматичная женщина с псевдонимом «Пассионария». Именно так – «страстная, страстоцвет» – называли однопартийцы свою идейную вдохновительницу Долорес Ибаррури.

Более того, как утверждает профессор Л.Клейн, друживший с Гумилевым чуть ли не полвека, Лев Николаевич выдвинул теорию пассионарности и этногенеза как собственное открытие, причем никаких доказательных выкладок она не содержала.

На самом деле эта идея разрабатывалась задолго до Гумилева, и сделано это было известным русским социологом, эмигрировавшим в Америку в 1922 году, – Питиримом Александровичем Сорокиным.

Теория пассионарности это что. Смотреть фото Теория пассионарности это что. Смотреть картинку Теория пассионарности это что. Картинка про Теория пассионарности это что. Фото Теория пассионарности это что

Создавая свою теорию, Сорокин отрабатывал каждое умозаключение на конкретном материале, используя энциклопедические данные о знаменитостях различных эпох и национальностей. Он рассчитывал среднестатистические показатели, сравнивал результаты, составлял наглядные таблицы. Ничего подобного в трудах Гумилева не было…

Тем не менее в целом пассионарии играют положительную роль. Они делают научные открытия, реформируют общество на политическом и социальном уровнях, ежедневно совершают подвиги, закрывая товарища от пули на войне или прыгая в ледяную воду, пытаясь вытащить незнакомца на берег.

Безусловно, некоторые чересчур страстные личности могут вдохновиться разрушительными идеями. Но это лишь еще один повод лучше воспитывать молодежь, чтобы та всегда выбирала конструктивные и социально безопасные решения.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Какая разница, как назвать увлеченных людей? Факт в том, что именно такие люди оставляют след в истории, что до энергии, то эти люди не получают лишнюю энергию, а просто рационально расходуют имеющуюся в распоряжении.

Думаю, люди уже приходят в мир с определенным уровнем энергии и жизненных сил. Этим уровнем и определяется их жизнь, а также способность влиять на окружающих.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *