Теория трех элементов провозглашает что государство существует постольку поскольку существуют

Понятие «форма государства». Теория трех элементов

Еще с древних времен устройство государства выражалось в понятии «форма». Когда говорят о форме государства, имеют в виду его внутреннее строение.

В форме государства выделяют три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму территориального устройства, политический режим. Форма правления указывает на организацию властных структур, высших органов государства. Форма территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории. Политический режим характеризует методы осуществления власти в обществе.

Указанное понимание формы государства сложилось не сразу. Долгое время ее считали (представители марксизма) состоявшей из формы правления и формы государственного устройства. Под ней понималось внешнее выражение социально-классовой и национально-территориальной сущности государства.

Политический режим выносился за рамки формы государства в силу своего динамизма как фактор, влияющий на нее.

В различных странах в конкретные исторические периоды форма государства имеет свои особенности. Среди главнейших причин разнообразия форм государства можно назвать следующие факторы.

— тип государства. Например, феодальному государству, как правило, соответствует монархическая форма правления (почти все европейские страны; исключение — Новгородская республика и др.), а буржуазному — республиканская (исключение — монархия в Великобритании и др.);

— размеры территории государства. При этом небольшие по территории государства, как правило, унитарны (Япония, Греция, Дания, Италия; исключения — Казахстан, Китай имеют большие территории), а крупные — имеют федеративное устройство (Россия, США, Индия; исключения — Бельгия, Швейцария имеют небольшие территории);

— национальный состав населения. Многонациональные государства обычно имеют федеративное устройство (Индия, Бельгия; исключения — ФРГ, США являются государствами одной нации), а мононациональные — унитарное (Япония, Греция, Италия; исключение — Индонезия является многонациональным государством);

— исторические традиции народа, его культурный уровень, религиозные воззрения. Так, устойчивость монархических форм правления в таких странах, как Великобритания, Швеция, Япония, объясняется длительностью ее существования в этих государствах. Принятие такими странами, как США, ФРГ, Швейцария, Аргентина, Мексика, федеративной формы государственного устройства объясняется историческими условиями возникновения самого государства, а не национальными моментами. Избрание той или иной формы правления в странах, освободившихся от колониальной зависимости, в значительной степени зависело от влияния метрополии;

— внешнеполитическая обстановка и др.

Тем не менее, можно выделить три элемента формы государства: форму правления, форму государственного устройства, государственно-правовой режим.

Характеристика формы правления предполагает:

— строение высших органов государственной власти (т.е. их состав, компетенцию, принципы взаимодействия);

В зависимости от способа формирования главы государства выделяют две основных формы правления: монархию и республику.

Форма государственного (территориального) устройства показывает:

— каковы взаимоотношения между центральными и местными органами государственной власти;

— в какой форме выражаются национальные интересы. Государственное устройство может быть простым (унитарным) и сложным (федеративным).

Государственно-правовой режим отражает:

• правовые или незаконные способы осуществления власти;

• приемы идеологического воздействия на население;

• степень защищенности прав человека;

• характер использования карательных учреждений страны;

• степень развития демократии и ее институтов.

По степени развития демократии и ее институтов все государственно-правовые режимы можно разделить на демократические и недемократические.

Каждый из элементов формы государства более обстоятельно будет рассмотрен в следующих параграфах.

Источник

ЭЛЕМЕНТЫ ГОСУДАРСТВА И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В РАМКАХ РАЗНЫХ ПОНЯТИЙ ГОСУДАРСТВА

«Теория 3 элементов». Государство в целом представляет собой единство 3 элементов: государство существует постольку, поскольку существуют население государства, государственная территория и государственная власть.

В позитивистском социологическом понимании государства определяющим выступает элемент власти: государство – это организация власти, наиболее сильная у данного народа на данной территории. В легистском понимании государство изображается как принудительный нормативный порядок (законопорядок), обладающий наибольшей силой у данного народа на данной территории. В обоих вариантах властно-принудительный элемент как бы формирует 2 других элемента: государственная власть превращает общность людей на соответствующей территории в население государства и создает государственную территорию. Обстоятельство, что именно общность людей на определенной территории создает организацию государственной власти остается за рамками объяснения элементов государства.

Так, для Кельзена население государства – это не этническая или социокультурная общность, а единство людей, подчиненных общему для них законопорядку, а государственная территория – не географические пространство, а пространственная сфера действия законопорядка. При таком понимании отрицается необходимость какого-либо внепопотестарного (внесилового) критерия, объясняющего формирование нации и определяющего границы государственной территории.

Современная юридическая теория и МПП трактуют понятия нации и государственной территории как элементы, относительно самостоятельные по отношению к государственной власти. В современном понимании нация признается субстанциональным, исходным, базовым элементом государственности. Причем современное государство признается результатом исторического развития этнополитического развития, а именно результатом, достигнутого на определенной стадии исторического процесса формирования нации.

В современном мире юридическое основание государственности (равно как и в современной теории понятия государственной власти и государственного суверенитета) связывается с естественными правами человека. Причем внешний государственный суверенитет объясняется не как силовые внешнеполитические отношения, а как международно-правовые отношения, вытекающие из права народов или наций на самоопределение. Права «третьего поколения».

Марксистско-ленинская теория классового насилия отражает архаичные проявления политической власти. В этой теории население государства предстает не как элемент государства, а как социальная среда, в которой происходит непримиримая классовая борьба, порождающая государство → диктатуру класса. В рамках этой теории понятие «государствообразующий народ» отвергается. Нация же отождествляется с политически господствующей частью населения, а именно с экономически и политически господствующим классом, который претендует на выражение публичного интереса, но подменяет его классовыми интересами.

Современная позитивистская теория (государств – эмпирическая данность) признает, что население государств образует основную субстанцию в понятии государства, ибо государственная территория и государственная власть должны служить народу. Без государствообразующего народа нет государства… Если в прежние времена можно быть отрицать, что стремление народа является условием возникновения государства, то сегодня это однозначно подтверждается безоговорочным признанием права народов и наций на самоопределение.

Либертарная теория. Население государства – это нация, реализующая свое право на внутреннее и внешнее самоопределение и превращающаяся в результате этого в государствообразующий народ. Государственная территория – это историческая родина самоопределяющейся нации. Нация самоопределяется на той территории, которую она считает своей родиной. Любое изменение государственной территории законно лишь тогда, когда оно подтверждено волеизъявлением народа, проживающего на этой территории.

Источник

§ 1. «Теория трех элементов»

В позитивистском социологическом понимании государства определяющим выступает элемент власти: государство — это организация власти, наиболее сильная (эффективная) у данного народа на данной территории1. В легистском понимании (например, в теории Г. Кельзена) государство изображается как принудительный нормативный порядок (законопоря-док), обладающий наибольшей силой у данного народа на данной территории. В обоих вариантах властно-принудительный элемент как бы формирует два других элемента: государственная власть превращает общность людей (народ, этнос) на соответствующей территории в население государства (нацию) и создает государственную территорию. В обоих вариантах государство воспринимается как данность, и то обстоятельство, что именно общность людей на определенной территории создает организацию государственной власти, а не наоборот, остается за рамками объяснения элементов государства.

Так, для Кельзена население государства — это не этническая или социокультурная общность, а единство людей, подчиненных общему для них законопорядку, а государственная территория — не географическое пространство, а пространственная сфера действия законопорядка. При таком понима-

Марксистско-ленинская теория классового насилия отражает в основ-Ном архаичные проявления политической власти. В этой теории население государства предстает не как элемент государства, а как социальная сРеда, в которой происходит непримиримая классовая борьба, порождающая государство в марксистско-ленинском понимании — диктатуру клас-Са- В рамках этой теории понятие «государствообразующий народ» от-Вергается. Нация же отождествляется с политически господствующей Частью населения, а именно с экономически и политически господствующим (эксплуататорским) классом, который, согласно этой теории, лишь Претендует на выражение публичного интереса, но подменяет его своими классовыми интересами.

нии отрицается необходимость какого-либо внепотестарного (внесилового) критерия, объясняющего формирование нации и определяющего границы государственной территории.

Напротив, современная юридическая теория государства и современное международное право трактуют понятия нации и государственной территории как элементы, относительно самостоятельные по отношению к государственной власти. В современном понятии государства нация признается субстанциональным, исходным, основным образующим элементом государственности1. Причем современное государство (в более широком смысле — государство Нового времени) признается результатом исторического этнополитического развития, а именно результатом, достигнутым на определенной стадии исторического процесса формирования нации2.

В современном мире юридическое основание государственности (равно как и в современной теории понятия государственной власти и государственного суверенитета) связывается с естественными правами человека. Причем внешний государственный суверенитет объясняется не как силовые внешнеполитические отношения, а как международно-правовые отношения, вытекающие из права народов или наций на политическое самоопределение. Права народов (наций) признаны современным международным правом как особые права человека, или «права третьего поколения». В частности, эти права зафиксированы в ст. 1 Устава ООН и ст. 1 Международного пакта о гражданских и политических правах.

1 Даже современная позитивистская теория, воспринимающая государство как эмпирическую данность, исключающая из своего предмета вопрос об историческом происхождении государства, признает: «Население государства, бесспорно, образует основную субстанцию в понятии государства, ибо государственная территория и государственная власть должны служить народу, и ради народа они нуждаются в правовом обосновании. Без государствообразующего народа нет государства. Хотя раньше этот тезис казался сомнительным, сегодня следует исходить из того, что государствообразующии народ — это такой, который стремится образовать отдельную нацию; в противном случае государствообразующии народ не стоило бы считать признаком государства. По крайней мере, это относится к возникновению государств. Если в прежние времена е№е можно было отрицать, что стремление народа является условием возникновения государства, то сегодня это однозначно подтверждается безоговорочным признанием права народов и наций на самоопределение (Doehring К. Allgemeine Staatslehre: eine systematische Darstellung-Heidelberg, 1991. S. 25—26).

2 См.: Деев H. H. Из истории происхождения и взаимосвязи понятий и терминов «государство» и «нация» // Становление конституционного государства в посттоталитарной России. Вып. 2. М., 1998.

Источник

Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов (139 стр.)

Противоположностью правового государства является полицейское государство. Это также идеальный тип, предполагающий лишь минимальное ограничение власти свободой подвластных.

Понятия правового государства и полицейского государства применимы только к реальной государственности Нового времени; государственность более раннего времени следует оценивать как исторически неразвитую, хотя в ней прослеживается развитие отдельных компонентов правовой государственности. В индустриальном обществе критерием минимально необходимого ограничения власти правом служат естественные и неотчуждаемые права человека и гражданина, объем и Содержание которых обогащаются по мере развития общества. Таким образом, с позиции сегодняшнего знания любое современное государство, а не только правовое, должно хотя бы минимально соблюдать права человека и гражданина.

В полицейском государстве законы дозволяют правительственно-административным (полицейским) институтам власти все, что не нарушает права человека, а нередко и более того, класть всегда стремится вырваться из правовых рамок, и в полицейском государстве законы чрезмерно ограничивают права человека (под предлогом защиты нравственности, общей пользы, государственной безопасности и т. п.), дозволяют полицейским органам вторгаться в сферу минимальной неотъемлемой свободы. Типичными являются неправовые, хотя и законные, ограничения свободы выражения мнений и средств массовой информации, свободы передвижения, неприкосновенности жилища и частной жизни, свободы создания политических партий и профсоюзов, свободы собраний и манифестаций, а также свободы предпринимательства. Формально полицейское государство может и не отрицать эти права и свободы, но оно дозволяет административной власти контролировать их осуществление. Например, действует цензура, собрания и манифестации не запрещаются, но для их проведения требуется разрешение административных органов. Гражданам не запрещается выбирать место жительства, но с разрешения тех же административных органов. В сфере предпринимательства административная власть разрешает, регулирует, контролирует, квотирует, лицензирует и т. д. деятельность частных лиц.

В результате в полицейском государстве получается следующая картина. С одной стороны, государство гарантирует определенный набор прав и свобод. С другой стороны, законы прямо или косвенно запрещают почти любую деятельность, не контролируемую государством, запрещают делать что-либо без разрешения соответствующих полицейских органов. Полицейское государство сводит к минимуму действие принципа «незапрещенное разрешено». Оно как бы исходит из презумпции, что граждане склонны злоупотреблять свободой, а поэтому нуждаются в контроле. Полицейское государство более или менее эффективно защищает свободу, безопасность и собственность от посягательств частных лиц, но не от полицейского вмешательства.

Глава 2. Элементы государства

§ 1. «Теория трех элементов»

Государство в целом представляет собой единство трех элементов: государство существует постольку, поскольку существуют 1) население государства (нация, государственноорганизованный народ), 2) государственная территория и 3) государственная власть.

В современном мире юридическое основание государственности (равно как и в современной теории понятия государственной власти и государственного суверенитета) связывается с естественными правами человека. Причем внешний государственный суверенитет объясняется не как силовые внешнеполитические отношения, а как международно-правовые отношения, вытекающие из права народов или наций на политическое самоопределение. Права народов (наций) признаны современным международным правом как особые права человека, или «права третьего поколения» В частности, эти права зафиксированы в ст. 1 Устава ООН и ст. 1 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Источник

Теория трех элементов провозглашает что государство существует постольку поскольку существуют

Теория трех элементов провозглашает что государство существует постольку поскольку существуют. Смотреть фото Теория трех элементов провозглашает что государство существует постольку поскольку существуют. Смотреть картинку Теория трех элементов провозглашает что государство существует постольку поскольку существуют. Картинка про Теория трех элементов провозглашает что государство существует постольку поскольку существуют. Фото Теория трех элементов провозглашает что государство существует постольку поскольку существуют

Теория трех элементов провозглашает что государство существует постольку поскольку существуют. Смотреть фото Теория трех элементов провозглашает что государство существует постольку поскольку существуют. Смотреть картинку Теория трех элементов провозглашает что государство существует постольку поскольку существуют. Картинка про Теория трех элементов провозглашает что государство существует постольку поскольку существуют. Фото Теория трех элементов провозглашает что государство существует постольку поскольку существуют

Теория трех элементов провозглашает что государство существует постольку поскольку существуют. Смотреть фото Теория трех элементов провозглашает что государство существует постольку поскольку существуют. Смотреть картинку Теория трех элементов провозглашает что государство существует постольку поскольку существуют. Картинка про Теория трех элементов провозглашает что государство существует постольку поскольку существуют. Фото Теория трех элементов провозглашает что государство существует постольку поскольку существуют

Теория трех элементов провозглашает что государство существует постольку поскольку существуют. Смотреть фото Теория трех элементов провозглашает что государство существует постольку поскольку существуют. Смотреть картинку Теория трех элементов провозглашает что государство существует постольку поскольку существуют. Картинка про Теория трех элементов провозглашает что государство существует постольку поскольку существуют. Фото Теория трех элементов провозглашает что государство существует постольку поскольку существуют

Теория трех элементов провозглашает что государство существует постольку поскольку существуют. Смотреть фото Теория трех элементов провозглашает что государство существует постольку поскольку существуют. Смотреть картинку Теория трех элементов провозглашает что государство существует постольку поскольку существуют. Картинка про Теория трех элементов провозглашает что государство существует постольку поскольку существуют. Фото Теория трех элементов провозглашает что государство существует постольку поскольку существуют

Теория трех элементов провозглашает что государство существует постольку поскольку существуют. Смотреть фото Теория трех элементов провозглашает что государство существует постольку поскольку существуют. Смотреть картинку Теория трех элементов провозглашает что государство существует постольку поскольку существуют. Картинка про Теория трех элементов провозглашает что государство существует постольку поскольку существуют. Фото Теория трех элементов провозглашает что государство существует постольку поскольку существуют

Теория трех элементов провозглашает что государство существует постольку поскольку существуют. Смотреть фото Теория трех элементов провозглашает что государство существует постольку поскольку существуют. Смотреть картинку Теория трех элементов провозглашает что государство существует постольку поскольку существуют. Картинка про Теория трех элементов провозглашает что государство существует постольку поскольку существуют. Фото Теория трех элементов провозглашает что государство существует постольку поскольку существуют

Теория трех элементов провозглашает что государство существует постольку поскольку существуют. Смотреть фото Теория трех элементов провозглашает что государство существует постольку поскольку существуют. Смотреть картинку Теория трех элементов провозглашает что государство существует постольку поскольку существуют. Картинка про Теория трех элементов провозглашает что государство существует постольку поскольку существуют. Фото Теория трех элементов провозглашает что государство существует постольку поскольку существуют

2. Одинаковые для всех правовые нормы подменяются привилегиями, множеством разных статусов и режимов регулирования. Равные права и свободы человека и гражданина во многом остаются декларированными, и большинство населения не осознает их смысл.

3. «Суперпрезидентская» форма правления напоминает дуалистическую монархию, которая характерна для неразвитой правовой культуры и предшествует либерально-демократическим республикам. Интересно, что Россия в процессе модернизации в начале ХХ в. не смогла подняться до дуалистической монархии, и первый парламент (Государственная Дума) был не законодательным, а законосовещательным органом. Как доказывает российская история, в стране с неразвитой правовой культурой, пережившей социалистический срыв модернизации, невозможен переход от царского абсолютизма — через абсолютизм тоталитарный — непосредственно к развитым формам государства.

4. Судебная система имеет черты феодальной. Суды специализируются не по содержанию дел, а по субъектному (квазисословному) принципу. Несмотря на конституционное провозглашение презумпции невиновности, она не действует. Суд выполняет обвинительную функцию. При недоказанности преступления суд, как правило, не выносит оправдательный приговор, а направляет дело на дополнительное расследование; причем обвиняемые остаются под стражей.

Вопрос 23. Элементы государства

В XIX веке в потестарной парадигме сложилась так называемая теория трех элементов государства (здесь и далее в этой главе имеется в виду государство «в широком смысле»). Согласно этой теории государство в целом представляет собой единство трех элементов: 1) население государства (нация, государственно-организованный народ); 2) государственная территория и 3) государственная власть. Это чисто аналитическая доктрина. Она рассматривала элементы государства как явления, производные от целого, от уже существующего государства.

В потестарной парадигме определяющим выступает элемент власти: государство — это организация власти, наиболее сильная (эффективная) у данного народа на данной территории. В легистском варианте (например, в теории Г. Кельзена) государство изображается как принудительный нормативный порядок (законопорядок), обладающий наибольшей силой у данного народа на данной территории. Во всех вариантах властно-принудительный элемент как бы формирует два других элемента: государственная власть превращает сообщество людей на соответствующей территории в население государства (нацию) и создает государственную территорию. То обстоятельство, что именно сообщество людей на определенной территории создает организацию государственной власти, а не наоборот, остается за рамками объяснения элементов государства в этой парадигме.

По существу «теория трех элементов» отражает еще феодальные и абсолютистские представления о государстве как о «государевом имении» («хозяйстве»), объекте частной собственности: государство — это государева земля, население которой — его подданные, по отношению к которым он выступает как суверен.

Такая интерпретация не удовлетворяет запросам современной западной культуры, с ее идеологией универсальных естественных прав человека, что выразилось в попытке юридической интерпретации элементов государства — посредством категории «права человека третьего поколения».

Субстанциональный элемент государства

Каждое общество (культура, цивилизация) и его институты создается конкретным народом — этносом или суперэтносом (группой этносов, возникших в одном регионе и противопоставляющих себя другим суперэтносам). Этнос — это естественный субстрат, в котором формируются общество. Конкретное государство возникает, как правило, в процессе исторического развития этноса и является политико-правовой формой обособления и существования этноса (суперэтноса). При этом происходит внешнее (по отношению к другим этнополитическим образованиям) политическое самоопределение этноса. Политически самоопределяющиеся этносы (суперэтносы) — это нации. Именно нация представляет собой субстанциональный элемент государства.

Однако возникновение и формирование государства — не естественноисторический, а общественно-исторический процесс. Причиной возникновения государственности у определенного этноса является не непосредственно этногенез, а социальный контекст, в котором он происходит.

Поскольку далеко не все существующие этносы создавали и создают свою национальную государственность, возникает вопрос — имеет ли право каждый этнос на создание своего государства или же речь может идти только о притязаниях этнических элит, которые, однако, не имеют правового характера?

Современное международное право, с одной стороны, признает как право народов на внешнее политическое самоопределение, включая создание своего национального государства. Но, с другой стороны, оно защищает целостность существующих государств, так что никакая этнически определяемая часть населения существующего государства не может в нормальном правовом режиме выйти из состава этого государства.

Субъектом права на внешнее политическое самоопределение является любой народ (этнос, суперэтнос),

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *