Тестирование игр qa что это

QA в мобильном геймдеве или как выстроить процесс в инди компании

Сегодня я расскажу о создании отдела тестирования на примере небольшой компании, которая уже 3 года выпускает мобильные игры. Особенность в том, что компания не зависит от спонсоров и живёт за счёт денег, которые зарабатывает. И нам, как сотрудникам, важно делать то, что, на наш взгляд, будет нравиться пользователям. Есть возможность экспериментировать и работать на аудиторию, но, при этом, куда меньше времени на разработку продукта.

Необходимость в QA отделе появилась год назад и процесс тестирования мне необходимо было выстроить, не ломая при этом график релизов.

Тестирование в мобильном геймдеве: что такое и в чём проблема

QA в мобильной разработке выступает чем-то вроде секретной службы. Пока работает хорошо, никто не замечает, что тестирование проводится. Но стоит Акелле хотя бы раз промахнуться и комментарии к игре пестрят сообщениями разной степени разгневанности. В сущности, задача мобильного тестировщика — проследить за тем, чтобы в приложении был минимум заметных багов, а команды разработки чётко представляли себе смысл каждого релиза и работали на достижение результата.

Тестирование — фактор, который помогает улучшать продукт, но, при неграмотном использовании он будет ещё и нагрузочным элементом в системе, сильно задерживающим релиз. В нашей компании, на тестирование игры закладываются 2 рабочих дня: первый день — продукт тестируется и дорабатывается; второй день — игра проходит последние проверки и отправляется на маркет.

Процесс тестирования сталкивается со следующими проблемами:

Процесс и результат. Как всё поменять, но ничего не сломать

До моего прихода в компанию тестирование осуществлялось внутри команд. Теперь это отдельный этап, на который нужно закладывать время. Какое-то время всё делалось по принципу “кто раньше сдал, того и тестят”. Переносить релизы не хотелось, ведь не было понимания важности каждого из них. Минусы такого формата в частых переработках в конце недели и недостатке занятости в начале неё.

Первым инструментом, который должен был сделать процесс равномерным, стал временной регламент, расписывающий даты тестирования. Сделано это было для того, чтобы загруженность стала равномерной. По плану, все релизы, которые не успели выйти перед выходными, должны были создать занятость на начало следующей недели. Ограничение работало, но иногда сбивался приоритет и случались ситуации, когда игры, которые могли подождать, выходили раньше более важных релизов.

Нужна была визуализация процесса и всех задач, которые поступают в тест. Мы завели канбан доску в Jira. Тем, кто не понимает что это такое, советую прочитать книгу Дэвида Андерса “Канбан. Альтернативный путь в Agile”.

Раз в неделю, по понедельникам, мы встречались с гемдизайнерами на коротком митинге, по результатам которого на неделю расставлялись планы и приоритеты. Проекты, приходящие помимо основного плана обсуждались отдельно и автоматически уходили на следующую неделю, либо попадали в тест только тогда, когда в моём графике появлялось “окно”.

Загруженность стала понятнее и прозрачнее, но, увы, не стала равномернее. Канбан показал не только проблемы тестирования, но и общие проблемы в общении как отделов, так и отдельных специалистов. Плюс, появился новый повод для беспокойства: стало забываться, насколько важно ещё и разговаривать с коллегами. Складывались ситуации, при которых каждый выполнял свою работу хорошо, но без оглядки на других. Как итог, один из проектов находящихся на поддержке и требующий срочного обновления из-за того, что кончался период аналитики, был просрочен на 3 дня. Само собой это денежные убытки и упущенная информация.

Один из главных уроков, вынесенных из той ситуации, я формулирую для себя как:

Помимо взаимодействия, нам осталось наладить распределение занятости. Решение оказалось проще, чем виделось изначально — мы добавили митинг на вечер среды. В итоге, в понедельник мы раскидываем приоритеты на неделю, а в среду обсуждаем график релизов на пятницу. Теперь уже в середине недели все с почти стопроцентной уверенностью знают что выйдет, что не выйдет и все могут уйти домой вовремя. Команды конкретнее ставят внутренние сроки сдачи работы.

Гораздо проще собрать один незапланированный митинг и потратить 15 минут, чем потратить 3 дня на попытки соблюсти процесс, который, в итоге, просто не все правильно интерпретировали. Результат получается только в случае, если все сотрудники отдают себе отчёт в том, что мало сделать свою работу хорошо. Всегда думайте для чего эта работа делается и помогайте остальным делать тоже самое.

В ближайших планах ввести обновлённую систему тестирования, основанную на “самостоятельном тестировании при факапе”. Смысл в том, что команды смогут релизнуть свою игру в обход отдела QA, если докажут необходимость этого. То есть будут чётко понимать, что релиз необходим, но, в силу просрочки, не попадает в основную сетку тестирования. Под свою, разумеется, ответственность. Есть гипотеза, что в таком случае мы сможем снизить нагрузку на отдел и повысить общую трудовую дисциплину, поскольку команды будут более трезво оценивать свои силы, поскольку делать дополнительную работу из-за собственной просрочки — не самый желанный кейс.

Финальное напутствие

Для создания результативного отдела нужно, помимо классического тестирования, заниматься ещё и тем, что с полным правом называется “контролем качества”. Следить, чтобы игры выходили не просто так, а с конкретной целью. Изучать потребности аудитории и бизнеса также не будет лишним в условиях современного, динамического рынка.

Отсутствие автоматизации даёт как ограничения, так и возможности. С одной стороны, нужно гораздо больше элементарных вещей проверять самостоятельно. Но, с другой, остаётся гораздо больше времени для изучения дополнительных сторон бизнеса. И есть масса инструментов, позволяющих эффективнее заниматься тестированием. Одни только “эвристики” или правильно составленные “чек-листы” заслуживают отдельной статьи. Но об этом нужно разговаривать отдельно.

При выстраивании отдела и его процессов важно и нужно помнить и понимать 2 вещи:
как выстроить рабочий процесс так, чтобы он не ущемлял интересы других сотрудников;
как правильно реагировать на нарушение процессов. Цель и результат — намного важнее, чем их строгое соблюдение.

Источник

Кто такие игровые тестировщики и почему это одна из самых неблагодарных профессий в IT

Тестирование игр qa что это. Смотреть фото Тестирование игр qa что это. Смотреть картинку Тестирование игр qa что это. Картинка про Тестирование игр qa что это. Фото Тестирование игр qa что это

Многие геймеры мечтают о том, чтобы зарабатывать на жизнь играя в игры и больше ничем не заниматься. Профессия тестировщика может подарить такую возможность каждому желающему, только вот надолго ли вас хватит? В этой статье разберемся, что делают игровые тестировщики и почему от этой работенки вы можете навсегда разлюбить видеоигры.

Обет молчания

Тестирование игр qa что это. Смотреть фото Тестирование игр qa что это. Смотреть картинку Тестирование игр qa что это. Картинка про Тестирование игр qa что это. Фото Тестирование игр qa что это

Начнем с того, что каждый тестировщик, когда устраивается на работу, обязан подписать соглашение о неразглашении информации. Если он нарушает условия договора с работодателем, то на него спокойно могут подать в суд за слив информации о проекте. Стоит только нарушить это правило, и вот вам уже приходится сидеть в тесной камере и объяснять злобному громиле сокамернику, что вы всего лишь рассказали людям об игре, в которую играли.

Дело в том, что проекты тестируются месяцами до релиза. Если тестировщики начнут рассказывать о проекте, в особенности проливая свет на его слабые стороны, то, естественно, это может негативно сказаться на продажах. В итоге первое, к чему стоит привыкнуть перед устройством на подобную работу, – это быть ниже воды, тише травы.

Работенка не для слабонервных

Тестирование игр qa что это. Смотреть фото Тестирование игр qa что это. Смотреть картинку Тестирование игр qa что это. Картинка про Тестирование игр qa что это. Фото Тестирование игр qa что это

В основном люди, которые мечтают стать тестировщиками, но ничего не знают об этой профессии, представляют себе классический день в офисе как 8-10 часов прохождения какого-то проекта. Потом они делают какие-то заметки и едут домой. На следующий день история повторяется, и так пока игра не будет пройдена, а все баги не отловлены.

На деле все выглядит совершенно по-другому и тестировщик, пожалуй, единственная профессия, которая помогает разлюбить игры, даже если раньше для вас они были важнее приема пищи. Как правило, тестеру дают конкретный кусок игры, который нужно просматривать день за днем на протяжении 1-2 месяцев. Если у специалиста уже хороший опыт, то ему могут выдать целый уровень, но всю игру за время тестирования вы так и не пройдете.

Можно провести аналогию с фильмами. Вам дают какой-то кусок картины длиною в 1-2 минуты и заставляют сутками пересматривать его, обращая внимания на любые мелочи. Спустя месяц вы должны сделать отчет о том, какие косяки там заметили. Причем даже если их там нет, и этот момент снят идеально, вас все равно заставят смотреть его месяцами.

Самое ужасное, что тестировщики никогда не выбирают игры. Сегодня вы можете работать над ААА проектом, а завтра получить в работу отвратительную мобильную игру для детей. Именно из-за этого люди постепенно начинают ненавидеть видеоигры и, возвращаясь домой после работы, предпочитают посмотреть фильм, почитать книгу или куда-то сходить погулять. После тестирования неинтересных игр им начинают сниться кошмары.

Тестирование в суровых условиях

Тестирование игр qa что это. Смотреть фото Тестирование игр qa что это. Смотреть картинку Тестирование игр qa что это. Картинка про Тестирование игр qa что это. Фото Тестирование игр qa что это

Если первое время график тестировщика ничем не отличается от других работ и включает в себя тестирование на протяжении 8-10 часов в день, то ближе к релизу игры трудовые будни могут превратиться в настоящий ад. Такое происходит практически во всех компаниях, и сотрудники должны работать сверхурочно, иначе лишатся работы.

Когда «дедлайн» уже близко, тестировщикам приходится сутками сидеть в офисе и выискивать даже мельчайшие недостатки игры, а иногда работать даже с несколькими проектами одновременно. Из этого выплывает нарушение сна, отвратительное питание, потому что ночью, кроме фаст-фуда вряд ли удастся что-то найти, и множество недель одиночества, когда даже нет возможности увидеть свою семью и близких.

Если покопаться в интернете и почитать интервью опытных тестировщиков, то можно легко наткнуться на истории о том, когда они работали сверхурочно более полугода. Причем иногда за это еще и забывают заплатить или намеренно этого не делают, ссылаясь на то, что тестеры сами провалили задание и не сделали свою работу вовремя. Ну что, желание становиться тестировщиком еще не отпало?

Незаменимых людей нет

Тестирование игр qa что это. Смотреть фото Тестирование игр qa что это. Смотреть картинку Тестирование игр qa что это. Картинка про Тестирование игр qa что это. Фото Тестирование игр qa что это

К постоянному физическому давлению на такой работе практически всегда добавляется еще и психологическое. Тестировщик – это та профессия, которая никогда не гарантирует стабильность. На такой должности нельзя планировать свое будущее, потому что тебя могут уволить в любой момент, и придется искать новые вакансии. Компании обращаются с тестерами словно с одеждой, которая надоела. Вроде бы и выглядит хорошо, и одеть можно, но появилась новая, поэтому старую лучше выкинуть.

Если вы думаете, что увольнения происходят рандомно, то сильно ошибаетесь. Это постоянная борьба, потому что в мире тестеров выживают те, кто находит больше багов. Для многих сама работа превращается в такой себе турнир на выживание, поражение в котором может стоить должности.

Причем даже если сотрудник старается и, например, часами сидит над одним участком игры и непросто фиксирует в своем отчете, что там есть баг, а еще и расписывает, почему он возник и как его можно исправить, его легко уволят, если коллега за все это время нашел на один баг больше.

Уловки для глупых

Тестирование игр qa что это. Смотреть фото Тестирование игр qa что это. Смотреть картинку Тестирование игр qa что это. Картинка про Тестирование игр qa что это. Фото Тестирование игр qa что это

Вы спросите, почему это компании так легко прощаются со своими тестировщиками, ведь такими темпами к ним просто никто не захочет идти на работу? Не тут-то было, есть огромное количество незнающих людей, которые все еще живут в каком-то иллюзорном мире, где работа тестера значит сутками играть в крутые игры и получать за это деньги.

Именно из-за таких людей, которых из года в год становится только больше, компании и размениваются кадрами, как им вздумается. Причем большинство тестеров работают по контракту. Когда проект заканчивается, с ними просто не продлевают договор и не берут на полную ставку. Ценных кадров все же могут взять в компанию, но это случается крайне редко. В наше время тестировщики чаще всего берутся на аутсорсе и даже официально не трудоустроены.

Почему в играх все еще полно багов?

Тестирование игр qa что это. Смотреть фото Тестирование игр qa что это. Смотреть картинку Тестирование игр qa что это. Картинка про Тестирование игр qa что это. Фото Тестирование игр qa что это

Если вы решили, что это из-за того, что тестировщики начинают несерьезно относиться к своей работе, то вы ошибаетесь. На самом деле наличие багов на релизе – это прямой косяк создателей проекта. Большинство найденных специалистами ошибок просто не исправляются. Разработчики пропускают замечания мимо ушей и просто выпускают игру (Привет, Warcraft 3: Reforge).

Иногда студии, которые занимаются разработкой, выборочно что-то исправляют, но большая часть проблем все равно идет в релиз. Причем компании могут осознанно тратить деньги на тестирование, которое, по сути, ничего не дает. В такой ситуации тестерам платят зарплату, а часть выделенных денег, которая должна была уйти на исправление багов, идет просто в карманы разработчиков.

Также находятся и чокнутые создатели игр, которые в любом баге будут винить именно команду тестеров, даже если те вписывали конкретные проблемы проекта в свои отчеты. Отношение к тестировщикам не самое лучшее, так что 100 раз подумайте, лучше наслаждаться любимыми играми дома сидя на диване или все-таки идти в эту профессию.

Несомненно, в каждой профессии есть свои нюансы и работа, которая на ранних этапах вдохновляла, может с годами превратиться в рутину, но если говорить о профессии тестировщика, то стоит наконец-то снять розовые очки. Вы не будете играть целыми днями в игры и делать какие-то пометки в блокноте. Вы не будете всегда играть в те проекты, которые вам нравятся. Вы не будете регулярно уходить из офиса после 8 часов работы. Вы даже не можете себе гарантировать, что продержитесь на должности больше 6 месяцев.

Если вас это все устраивает и вы готовы отдать всего себя на тестирование во имя качества продукта, то однозначно стоит попробовать. Тем более что вакансий даже без опыта работы огромное количество.

Источник

Тестирование игр

Эксперт OTUS Дмитрий Шадрин приглашает всех желающих на бесплатный демо-урок курса «Game QA Engineer», в рамках которого расскажем про то как устроено современное тестирование игр, обсудим перспективы развития специалистов в сфере геймдева, а также рассмотрим основные отличительные черты в тестировании игр.

Чем занимаются тестировщики игр?

Официально вакансия называется QA tester, или, по-русски, тестировщик. QA означает «quality assurance», то есть «обеспечение качества» видеоигры. Эти слова описывают цель работы и отражают разницу между простым прохождением игр и их тестированием.

А суть работы состоит в поиске багов.

Ваша задача при тестировании — сломать игру. Необходимо выловить весь код, который работает неправильно. Для этого проходить игру и проверять ее на прочность нужно весьма изобретательно.

Задумайтесь: в игре масштаба Skyrim возможны миллионы последовательностей действий игрока. Взаимодействия с предметами, персонажами и окружением происходят в разном порядке и разных сочетаниях.

Тестировщик должен перебрать как можно больше таких комбинаций, чтобы проверить, что они работают корректно. А для этого нужно в том числе нестандартно мыслить. Вы должны взаимодействовать с миром неожиданным, даже немыслимым для разработчиков образом. Вспомните известные вам баги в играх. Сразу оговоримся, что существуют халтурные поделки, разработчики которых словно сдались, не доведя работу до конца.

В играх любого жанра найдется бесконечное число багов с предметами и уровнями. Просто потому, что нетипичных игровых действий куда больше, чем могут предвидеть разработчики.

Задача тестировщиков игр — найти максимально возможное число подобных ошибок.

Сколько времени занимает тестирование игры?

Чтобы отловить все баги до единого, тестировщики проверяют абсолютно все возможные комбинации игровых элементов. Возьмем файтинг: каждый из доступных персонажей должен встретиться со всеми остальными на всех существующих уровнях.

Если персонажей в такой игре 12, драка каждого с каждым выльется в 144 матча. Однако уровней тоже больше одного, а значит, 144 драки повторятся на каждой из карт. Всего пять уровней, и вам предстоит уже 720 матчей. Как видите, даже небольшие цифры и ограниченный по функционалу жанр предполагают много дней работы тестировщика.

Если перспектива сыграть в файтинг тысячу раз вас все еще вдохновляет, то вы, наверное, представляете себе свою любимую игру. Скажем, Marvel vs Capcom, Dead or Alive или Mortal Kombat.

Но что если придется взяться за файтинг по мотивам мультика «Кунг-фу Панда»? В играх, которые вам не по вкусу, тоже нужно искать баги! Хватит ли вам силы воли, чтобы вложить сотни часов в тестирование подобного шедевра? Горькая правда такова: как правило, выбирать игры будет кто-то другой. Если повезет, может выпасть увлекательная новинка. Вероятнее всего, обязательства свяжут вас с играми, не вызывающими восторга.

Придется встретиться и с распределением нагрузки. Иные проекты слишком велики, чтобы каждый тестировщик мог пройти их целиком. Поэтому вам выдадут на тестирование определенный фрагмент, и вы должны будете досконально проверить все возможности в этой узкой зоне ответственности — чтобы ваши 10 % игры работали на все сто.

«Тестировать игру» не значит «просто играть», точно так же как «заниматься монтажом кинофильма» не значит «смотреть кино». Вам придется многократно повторять одни и те же действия. Бывает, одну и ту же локацию перепроходишь месяцами!

Монотонность усугубляется тем, что для составления отчета вам нужно суметь воспроизвести любой баг. Даже если ошибка приводит к вылету из игры, но вы не поняли, почему это произошло, отчет не будет иметь смысла. Требуется описать действия, ведущие к повторению бага, до мельчайших деталей, чтобы разработчики смогли их повторить и попытаться исправить проблему.

Впрочем, все вышесказанное не значит, что тестировать игры невыносимо скучно. Это лишь сопоставление ожиданий и реальности.

Вы не будете, развалившись на диване, рубиться в бета-версию Overwatch, раз за разом вынося лузеров и купаясь в лутбоксах. Скорее всего, вам придется, сидя в офисе, час за часом перепроходить один и тот же фрагмент малоизвестной игры, пытаясь ее сломать.

Что должен уметь тестировщик игр?

Давайте поговорим о навыках.

В работе тестировщика невероятно важна внимательность к деталям. Чтобы успешно работать в этой сфере, нужно уметь замечать любые мелочи.

Гибкость мышления тоже пригодится. Придумывать все новые способы сломать игру поможет творческий подход. Главное, не давать порывам вдохновения себя отвлечь.

Значит, нужно развить в себе суперсилу: абсолютное сосредоточение. Чем ближе дедлайны, тем больше у вас работы, и продуктивность нельзя терять ни на минуту. Никогда не знаешь, сколько багов ждет впереди, а надо собрать их все: играть по настроению уже не выйдет.

Не обойтись и без навыков коммуникации. Помните: мало увидеть баг, нужно суметь рассказать разработчикам, как его воспроизвести.

Идеальный отчет об ошибке не должен быть началом долгой переписки с разработчиком. Лучше всего, если единственным ответом на него будет письмо в отдел тестирования о том, что баг исправлен. Никто не любит тратить время на уточняющие вопросы, поэтому способность сразу донести мысль играет решающую роль.

Помните также, что иногда вам придется говорить с самыми разными людьми. Не всеми ошибками занимаются только программисты. Нужно уметь найти общий язык со всеми отделами, разрабатывающими игру. Например, может оказаться, с программистами лучше говорить прямо, без обиняков, а вот в диалоге с художниками могут потребоваться более аккуратные формулировки.

Узнать подробнее о курсе «Game QA Engineer» можно здесь.

Источник

В игру как на работу: кто такие QA-тестеры и зачем они нужны

Рассказываем о тех, кто ищет баги, чтобы их не пришлось искать вам.

Тестирование игр qa что это. Смотреть фото Тестирование игр qa что это. Смотреть картинку Тестирование игр qa что это. Картинка про Тестирование игр qa что это. Фото Тестирование игр qa что это

Тестирование игр qa что это. Смотреть фото Тестирование игр qa что это. Смотреть картинку Тестирование игр qa что это. Картинка про Тестирование игр qa что это. Фото Тестирование игр qa что это

Тестеры — невоспетые герои игровой индустрии. Их не приглашают на церемонии награждения. У них не берут интервью. Вклад QA-отдела в оптимизацию игры и поиск багов часто остаётся в тени других достижений. И даже если проект выходит в ужасном состоянии, камни всё равно летят в разработчиков.

Мы попытались исправить эту несправедливость и поговорили с Алёной Карасёвой, руководителем отдела тестирования в лаборатории Bytex, чтобы пролить свет на малозаметную, но очень важную сферу игровой индустрии.

Чем занимаются тестеры

Термин QA — это сокращение от английского quality assurance, которое переводится как «контроль качества». Тестирование для проверки качества проходит большинство приложений, программ и видеоигр. Необходимость в этом возникает из-за специфики продукта.

В книге Джейсона Шрайера «Кровь, пот и пиксели» об играх, побывавших в производственном аду, есть глава, посвящённая Uncharted 4. Заключительную часть серии про Натана Дрейка делали в ужасной спешке всего за два года — и во многом от провала её спасли фокус-группы, каждую неделю игравшие в очередную сборку.

Тестирование игр qa что это. Смотреть фото Тестирование игр qa что это. Смотреть картинку Тестирование игр qa что это. Картинка про Тестирование игр qa что это. Фото Тестирование игр qa что это

Игровой энтузиаст. Любит видеоигры, настолки и рассказывать всем, как они устроены.

Благодаря им команда разработки Uncharted 4 смогла обнаружить не только множество багов, но и глобальные проблемы вроде сбивающихся тона и темпа повествования. В беседе со Шрайером гейм-директор игры Нил Дракманн признался, что первые отзывы тестеров спустили его с небес на землю.

«Они могут не понять какую-то механику, — объяснял разработчик. — Могут растеряться и сбиться с темпа. Могут запутаться в сюжете и упустить нюансы, которые тебе казались очевидными, а на самом деле вовсе не очевидны».

Для выявления подобных проблем и нужно QA-тестирование. Стандартный цикл разработки игры — два-три года. За это время у разработчиков замыливается глаз, и они могут упустить даже очевидные недостатки продукта. Тестеры помогают взглянуть на игру свежим взглядом.

В результате тестов выявляют не только баги и эксплойты, но и — как в случае с той же Uncharted 4 — базовые проблемы с геймдизайном и сюжетом. Как правило, этим занимаются QA-отделы внутри студии или тестовые лаборатории, с которыми заключают контракт на проведение тестов.

Тестирование игр qa что это. Смотреть фото Тестирование игр qa что это. Смотреть картинку Тестирование игр qa что это. Картинка про Тестирование игр qa что это. Фото Тестирование игр qa что это

«Основная задача тестовой студии — проверка качества и соответствия игры требованиям разработчиков или издателя».

Алёна Карасёва,
руководитель отдела тестирования Bytex

Тестеры решают массу задач: проверяют соответствие игры сертификационным требованиям на разных платформах, подбирают минимальные и рекомендуемые системные требования, ищут дефекты производительности и совместимости с тестовым окружением и так далее. Они же проверяют разные аспекты самой игры — механики, баланс, искусственный интеллект, графику, звук, текст и локализацию.

Работа QA-инженеров не ограничивается тестами: они также изучают проектные документы (например, дизайн-документ), пишут тестовые сценарии и проверяют их с целью найти «слепые зоны» в тестах.

Иногда разработчики сами тестируют собственные игры — так поступают, например, в студии Supergiant Games, создавшей Hades и Bastion. Каждый месяц её сотрудники играют в свежую сборку, после чего проводят «летучки», где обсуждают возникшие проблемы и замечания.

Однако в большинстве случаев этим всё-таки занимаются профессиональные тестеры.

Как устроен контроль качества

Большинство представляет себе QA так: несколько десятков человек целыми днями сидят за компьютером и играют. На самом же деле это настоящая работа, которую сами тестеры часто сравнивают с монтажом фильма: они раз за разом переигрывают один и тот же отрезок с целью «сломать» игру.

И мало просто найти баг — нужно уметь воссоздать его и задокументировать, чтобы затем уже сам разработчик смог ещё раз его спровоцировать и по возможности починить.

Чтобы сделать это, тестеры используют два основных подхода. Дэвид Уилсон, ветеран тестирования, работавший в Microsoft Game Studios и ArenaNet, перечислил их в своём посте.

Свободное тестирование помогает найти баги и эксплойты, о которых авторы игры и не подозревали. В книге «Кровь, пот и пиксели» упоминается, как сценарист Dragon Age: Inquisition Патрик Уикс обнаружил, что снаряжение сопартийцев пропадает, если спешиться не в том месте. Проблему нашли благодаря девятилетнему сыну разработчика, который так любил залезать на коня и слезать обратно, что в один момент вызвал этот баг.

Тестирование игр qa что это. Смотреть фото Тестирование игр qa что это. Смотреть картинку Тестирование игр qa что это. Картинка про Тестирование игр qa что это. Фото Тестирование игр qa что это

В то же время свободные тесты не позволяют покрыть всю функциональность игры и часто упускают проблемы с базовыми механиками. Поэтому в индустрии чаще всего используют оба подхода — и свободный, и экспериментальный.

Тестирование также может выполняться разными методами:

Может показаться, что второй вариант однозначно лучше, ведь он даёт больше информации. Однако дополнительное программное обеспечение может приводить к проблемам, которые не возникли бы без его вмешательства, — и даже предотвращать появление некоторых багов. Поэтому опытный QA-инженер стремится найти баланс между этими методами.

Наконец, бывают разные виды тестирования в зависимости от целей. Так, в лаборатории Bytex проводят тесты следующих типов:

Эти процедуры проводятся на стадии альфа-теста — закрытого тестирования, которое проводится силами QA-отдела. Как только этот этап пройден, наступает время для бета-теста, когда студия приглашает для тестирования рядовых пользователей.

Тестирование игр qa что это. Смотреть фото Тестирование игр qa что это. Смотреть картинку Тестирование игр qa что это. Картинка про Тестирование игр qa что это. Фото Тестирование игр qa что это

Это нужно не только для того, чтобы узнать мнение публики до релиза. Дело в том, что за годы разработки тестеры успевают слишком хорошо изучить игру и перестают видеть «слепые зоны» в тестах. Отзывы рядовых игроков в этой ситуации помогают заметить то, что могли упустить QA-специалисты.

У видеоигр, утверждает Алёна, есть ещё одна особенность — из-за сложности и высокой интерактивности формата игровое тестирование трудно автоматизировать. Поэтому QA-специалисту, работающему в геймдеве, необходимы особые качества.

Какие качества нужны профессиональному тестеру

Хлоя Крукс, старший аналитик QA-отдела в студии Team17, советует новичкам: «Лучше всего показать [работодателю] то, что вы хотите попасть в индустрию, а не то, что вы хотите играть в игры».

Тестирование игр qa что это. Смотреть фото Тестирование игр qa что это. Смотреть картинку Тестирование игр qa что это. Картинка про Тестирование игр qa что это. Фото Тестирование игр qa что это

По мнению Алёны Карасёвой, QA-специалисту важно:

Тестеру также важно разбираться в игровых движках, ведь именно от них зависят технические возможности проекта. Даже такие элементарные вещи, как механика бега, в Unreal будут ощущаться иначе, чем в Unity, — и связанные с ними ошибки тоже будут различаться.

Тестирование игр qa что это. Смотреть фото Тестирование игр qa что это. Смотреть картинку Тестирование игр qa что это. Картинка про Тестирование игр qa что это. Фото Тестирование игр qa что это

«Знание редактора поможет специалисту предугадывать потенциальные проблемы, связанные с ним. Зачастую к таким дефектам относятся проблемы с производительностью, совместимостью и стабильностью».

Алёна Карасёва,
руководитель отдела тестирования Bytex

Главное, к чему стоит быть готовым тестеру, — рабочая нагрузка. «Люди нанимаются на работу, думая, что будут играть целыми днями, но они долго не протянут, — утверждает Хлоя Крукс. — Потому что это тяжёлая работа, где ты получаешь задания и дедлайны».

Тестирование игр qa что это. Смотреть фото Тестирование игр qa что это. Смотреть картинку Тестирование игр qa что это. Картинка про Тестирование игр qa что это. Фото Тестирование игр qa что это

Этих заданий и дедлайнов становится намного больше ближе к релизу, что почти автоматически ведёт к переработкам. И здесь возникает ещё одна проблема — рядовых тестеров чаще всего нанимают по контракту, который истекает в конце разработки. Это значит, что у вас нет преимуществ, которые есть у полноценных сотрудников, и нет гарантии, что вы сохраните рабочее место после релиза.

Поэтому тестирование не стоит воспринимать как простой путь в индустрию. В то же время, как замечает Алёна, контроль качества — это «путь с наибольшим опытом».

Тестирование игр qa что это. Смотреть фото Тестирование игр qa что это. Смотреть картинку Тестирование игр qa что это. Картинка про Тестирование игр qa что это. Фото Тестирование игр qa что это

«QA-специалист оценивает качество ПО по требованиям, которые формируют геймдизайнеры, программисты, маркетологи, аналитики, продюсеры, менеджеры, издатели. В результате он получает весомый багаж знаний, и далее у него не возникает проблем с дальнейшим развитием в геймдеве».

Алёна Карасёва,
руководитель отдела тестирования Bytex

В то же время, говорит эксперт, в индустрии есть специалисты с 15-летним стажем, которые сделали успешную карьеру в QA и стали мастерами своего дела.

Например, опытные работники могут дослужиться до тест-менеджеров — штатных специалистов с высокой квалификацией, которые держат прямую связь с разработчиками и руководят тестовыми командами. А это значит, что на их плечах лежит ответственность за качество работы тестеров.

Способы повысить эффективность QA

Тестирование игр и починка багов — занятие почти всегда стрессовое, но есть приёмы, которые помогут сэкономить нервы и рабочие ресурсы ближе к релизу. Несколько из них перечисляет в своём посте Дэвид Уилсон.

Каждый должен заниматься своим делом. Например, если вам нужно протестировать механику стрельбы, проверить перевод и оптимизировать графику, лучше всего будет распределить эту нагрузку между тремя командами.

Во-первых, это покажет, что вы доверяете сотрудникам, которым вы дали задание. Во-вторых, это позволит им не распылять силы на лишние задачи.

Уже после того, как сотрудник или команда выполнят свою работу, вы можете попросить их проверить работу других. Так вы убедитесь в качестве и в то же время сможете избежать конфликта полномочий.

Каждому по способностям

Постарайтесь распознать, что у каждого из сотрудников получается лучше всего, и найдите ему подходящие задачи. Если сотрудник хорошо знает грамматику, лучше всего использовать его в корректуре текста. Если тестер умеет замечать ошибки в графике, лучше всего поручить ему проверку графики и анимаций.

Это займёт время, но в результате вы получите коллектив, где каждый находится на своём месте и работает с полной отдачей.

Чёткая иерархия и коммуникация

На каждом проекте Уилсон рекомендует назначать человека, который будет координировать работу лидов отдельных команд. Похожим образом в каждой команде должен быть человек, который отчитывается перед проектным лидом.

Во-первых, это поможет отслеживать общий прогресс в выполнении задач. Во-вторых, команда, испытывающая проблемы, будет знать, к кому обратиться за помощью.

Еженедельные отчёты и даже просто регулярные беседы между лидами сделают коммуникацию между командами куда более эффективной.

Начните тестирование как можно раньше

«Чем скорее вы начнёте подключать отдел тестов к оценке качества вашей игры, тем больше вероятность, что она выйдет в хорошем состоянии и в срок», — говорит Алёна Карасёва.

Зачастую разработчики не относятся к QA-тестам серьёзно и выделяют на них совсем мало времени в конце разработки, чтобы найти совсем уж вопиющие ошибки. Результатом становятся полные багов игры, которые приходится латать патчами долго после релиза.

Этой катастрофы можно избежать, если разработчики не будут воспринимать тесты как обязательное зло. В конечном счёте цель у QA-специалистов та же, что у разработчиков, — выпустить хороший проект с минимумом ошибок.

В разработке игр важен каждый отдел и каждый сотрудник. А контроль качества — и вовсе одно из ключевых условий успешного релиза. Ведь именно на плечи QA-специалистов ложится зачастую титанический труд по поиску багов, глитчей и множества прочих шероховатостей. Всё для того, чтобы игрок получил лучший опыт из возможных. Конечно, отполировать игру до идеала всё равно не получится — но попробовать стоит.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *