Тики така футбол что это
Чем так плоха тики-така? Или другие футбольные явления, которые мы испохабили
Тики-така
Почему на самом деле ненавидят
Банальная зависть и ещё к тому же приправленная скукой. Барселона и сборная Испании на несколько лет стали гегемонами в футболе. Естественно, после этого появилось много команд «клонов», которые пытались скопировать этот стиль. Далеко за примерами ходить не будем. В последний свой сезон в Спартаке, Валерий Карпин пытался взрастить русскую Барселону. Эту же задачу перед собой поставил и Курбан Бердыев в последние сезоны в Казани. Копии действительно получились унылыми.
Философия
Если у студентов этот предмет почти всегда вызывал один негатив, то в футболе данный термин, стал приобретать негативный оттенок только с приходом на пост главного тренера Манчестер Юнайтед, Луи ван Гала.
Прикрывая свои регулярные неудачи тем, что игроки не понимают его философии, главный философ АПЛ превратил этот термин во что-то едкое, саркастическое и уничижительное.
В том, что у футбольного тренера, клуба или даже у футбольной страны, есть своя философия, нет ни чего плохого. Например, Марсело Бьелса ярко выделяется среди своих коллег, и не потому, что добывает кучу трофеев. Трофеев как раз нет. А тем, что ставит своим командам агрессивно-атакующую игру. Пако Хемес набрал кучу вистов у поклонников романтического футбола из-за своей философии. Атлетик Бильбао, ярко выделяется среди других клубов мира своей кадровой политикой. Без неё это был бы обычный испанский середняк. Арсенал и Арсен Венгер выделяются не только своим постоянством в результатах, но и тем, что эта команда стабильно «самая играющая команда АПЛ». Философия голландского футбола, позволила им занять свою нишу в мировом футболе. Нишу – где они выступают как плантация по выращиванию молодых талантов. Это же лучше, чем ниша коррупционного, серого и лишённого всякой логики футбола? В конце концов, именно своя философия дала толчок для взлёта Барселоны. Разные философии, разный футбол, разные краски. Разве это плохо?
Почему ненавидят на самом деле
Это даже не зависть, а очередной повод «поумнее сострить в комментариях».
Спартаковский дух. Стеночки и забегания
У каждой великой команды есть свой «спартаковский дух». Только называются они по-разному. Но объединяет их одно – «дух победителя».
Разве не было своего духа победителя у Манчестера Алекса Фергюсона? Или нет своего каталонского духа у Барселоны? У немцев, например, «орднунг». А если команда хочет стать великой или вернуть своё величие, то она обязана найти и свой дух. Чем сейчас современный Спартак и занимается. «Ничего не потеряно кроме чести».
А по поводу стеночек и забеганий, я просто оставлю это здесь.
Почему ненавидят на самом деле
Причина та же что и с философией ван Гала. «Да так чисто поржать». Хотя фанаты Спартака и прославленные ветераны этого клуба сами подкидывают поводы для шуток.
Как закалялась тики-така. Dream Team Круиффа – «Барселона» начала 90-х
Семь лет назад Хосеп Гвардиола внедрил в мировой футбол стиль тики-таки. Андрей Клещенок вспоминает Dream Team Йохана Круиффа – команду, без которой не было бы гвардиоловской «Барселоны».
Суть эволюции – поступательное движение, а рождение нового невозможно без совпадения ряда факторов, в прочих условиях встречавшихся лишь разрозненно. В 2008 году Пеп Гвардиола строил новую «Барселону», взяв за основу подзабытую за полтора десятилетия модель игры Круиффа. Явление миру тики-таки, наметившееся еще в эпоху голландского специалиста – заслуга удивительного испанского поколения, великолепного в командной игре и обладавшего развитыми навыками паса. Но началась эта история гораздо раньше.
Голландия, даром что всегда слыла страной сытых и осторожных бюргеров, исторически оказывалась в авангарде мировой культуры. Именно в Нидерландах в послевоенное время появился феномен тотальной архитектуры, провозвестником и главным теоретиком которой был Якоб Беренд Бакема. Творец выразил концептуальную основу направления достаточно просто: индивидуальное различие зданий при общей гармонии архитектурного ансамбля.
Футбол в Голландии – форма искусства, и у Бакемы нашлись апологеты не только в архитектуре. В 70-х годах утвердился великий тотальный футбол, в течение пары следующих десятилетий до неузнаваемости изменивший игру миллионов. Внешние изменения коснулись тактической схемы – в королевстве стали играть по схеме 4-3-3. Революция была обусловлена в лучших традициях Гегеля – отрицанием бразильской 4-2-4. Трио хавбеков призвано было установить диктат в середине поля; в перспективе такая схема должна была положить конец мировой гегемонии «селесао» (и положила-таки).
На заре зарождения тотального футбола схлестнулись в тактическом соперничестве два великих специалиста: Ринус Михелс и Эрнст Хаппель. Михелс, лучший тренер 20-го века, первым применивший в футболе архитектурные наработки Бакемы и изобретший искусственный офсайд, возглавлял в ту пору «Аякс». О предпринятой им революции можно говорить долго, но сейчас нам ближе работа Хаппеля. «Фейеноорд» австрийского коуча играл по схеме 4-3-3, а в атакующей стадии тактика преобразовывалась в 3-4-3. Подключения Дани Алвеша в «Барсе» (и Кумана в «Барсе» Круиффа) – это оттуда, из 70-х.
1988 год в столице Каталонии начинался грозой. Команда, недовольная отставкой Терри Венейблса, сплавила Луиса Арагонеса. Президент клуба Хосеп Луис Нуньес по совету временщика Решака пригласил на должность главкома Йохана Круиффа – не последнего для «блауграны» и мирового футбола человека.
У Кронпринца было свое видение того, во что будет играть «Барселона». Получив карт-бланш (трансферный в том числе), Круифф начал строительство. Один из лучших нападающих мира Гари Линекер отправился к черту на кулички – на правый фланг атаки. На левый был отряжен купленный у «Реал Сосъедада» технарь Чики Бегиристайн.
Центр атаки занял рослый Хулио Салинас, перешедший из «Атлетико» и обладавший всеми данными для игры «ложной девяткой» – обязательного условия тики-таки. Игра в середине поля строилась на абсолютной взаимозаменяемости и мастерстве новобранцев Бакеро и Эусебио Сакристана, а также поднятого из «кантеры» талантливого Амора. Прообразом Дани Алвеша стал Лопес Рекарте, по-гусарски носившийся на бровке.
Круиффу хватило года, чтобы оправдать выданный ему карт-бланш. Суперкубок Испании и Примера были проиграны «Реалу», но в конце сезона последовала заслуженная компенсация. Каталонцы выиграли Кубок Кубков, положив в финале «Сампдорию». Теперь Кронпринц мог творить в Барселоне все, что захочет.
И он взялся за сине-гранатовых по полной. Звездный Линекер, недовольный ролью вингера, ближайшим рейсом полетел домой, в «Тоттенхэм». Тщательный анализ слабых мест тотального контроля над мячом помог понять корень проблемы – отсутствие постоянного давления, ускорения, резкости. Не хватало форменного бомбардира, которому море по колено, и плеймейкера-дриблера, способного разогнать атаку из глубины, неожиданным пасом или скоростным проходом умеющего оставить позади защитников противника.
Песен? Их есть у меня! На эти позиции Круифф нашел футболистов, лучше которых найти было нельзя. Сперва команду пополнил Рональд Куман – второй бомбардир сезона в Эредивизи, самый забивной защитник в истории футбола (он наколотил почти 200 голов в карьере).
На роль штатного забивалы у софийского ЦСКА был куплен молодой нападающий с задатками суперфорварда, будущий обладатель «Золотого мяча», великолепный Христо Стоичков. Быстрый, техничный, с пушечным ударом и отменным дриблингом, «Эль Пистолеро» стал любимцем Каталонии.
Наконец, из «Ювентуса» Круифф переманил датчанина Микаэля Лаудрупа – одного из самых тонких распасовщиков в футбольной истории и одного из крутейших дриблеров девяностых. Король выделялся на поле не только и не столько светлой скандинавской шевелюрой: он прославился нескончаемой импровизацией, изобретением новых финтов прямо по ходу матча и совершенным исполнением уже существующих (чего стоит фирменное перекладывание мяча с ноги на ногу).
Эта троица вносила в размеренный автоматизм тотального контроля необходимый для успеха элемент безумия. Тягучий каталонский перепас взрывался резким дриблингом или неожиданным пасом Лаудрупа, внезапным открыванием Стоичкова или пушечным выстрелом Кумана издали.
С этого и началась история непобедимой Dream Team Круиффа. В сезоне 90-91 каталонцы стали наконец чемпионами и дошли до финала Кубка кубков, в котором уступили «МЮ». Следующий год вышел триумфальным. «Кулес» стали привыкать к чемпионским титулам, но к внутренним успехам добавился и Кубок чемпионов. В финале «блауграна» вновь встретилась с «Сампдорией» и вновь одержала вверх: в дополнительное время расчехлил пушку Куман, знатно приложившийся со штрафного. Одним из слагаемых успеха стал молодой опорник Гвардиола: Мальчик из Санпедора уже вовсю подпускался к основе.
Пара следующих сезонов принесла Команде мечты еще несколько подряд титулов чемпиона, два Суперкубка Испании и Суперкубок Европы. В 93/94 году Круифф вплотную подошел к эволюции тотального футбола в тики-таку. «Барса» катком прошлась по оппонентам в национальном первенстве. Отсутствие Лаудрупа даже не замечалось: тогда количество легионеров было ограничено (не более трех на поле), и после покупки Ромарио датскому волшебнику приходилось сидеть на скамейке.
Гениальность Короля была заменена в угоду фантастическому чувству гола Коротышки, наколотившего 30 голов в одной только Примере. На фоне Ромарио меркли даже таланты Стоичкова, игравшего на левом краю атаки. Справа закрывал бровку Гойкоэчеа, а за креатив и фирменный перепас отвечала тройка центральных хавбеков: Амор – Бакеро – Гвардиола.
Закат Dream Team был так же внезапен, как и гибель гвардиоловской «Барселоны», раскатанной «Баварией» Хайнкеса. Тотальный футбол пал жертвой новой революции, предпринятой в Италии Арриго Сакки. Пророк из Фузиньяно канонизировал английскую схему 4-4-2 и сочетание ложного, высокого и глубокого прессингов. Его «Милан» наследовал Фабио Капелло.
Ученик Эрреры в 94-м уже не мог, как Сакки, рассчитывать на непревзойденное голландское трио, и на фоне великолепной «Барселоны» дружина из Италии смотрелась скудновато. Накануне лигочемпионского финала во всей Европе не нашлось эксперта, который счел бы шансы «Милана» на победу более, чем призрачными. Да и что могла сделать команда, в нападении которой играл средний по тем временам номинальный хавбек Массаро, раньше вообще не попадавший в состав?
Оказалось – многое. Креативные распасовщики «Барселоны» были втоптаны в газон агрессивной связкой опорников Десайи – Альбертини, а Ромарио и Стоичкова съела одна из лучших защитных линий в истории футбола (в том матче еще и урезанная дисквалификациями – Мальдини, Галли, Тассотти, Пануччи). Дриблеры Савичевич и Донадони позаботились о том, чтобы ветеран Субисаррета не замерз во время своего второго лигочемпионского финала. Их стараниями в воротах сине-гранатовых побывало четыре безответных мяча. И с каждым из этих голов слепая (без уничтоженной середины поля) и беспомощная команда Круиффа все глубже уходила в историю.
Футбольные основы. Что такое тики-така и как ей противостоять?
Если бы речь шла не о футболе, то симпатичное название тики-така мы бы отнесли к игрушке для самых маленьких – яркой погремушке, имеющей несколько разноцветных шариков, издающих при движении соответствующие звуки.
Но вы читаете не раздел для молодых мамочек, а новостной и аналитический сайт для фанатов Манчестер Юнайтед на русском языке. Значит, речь все- таки о футболе. И здесь термин «тики-така» описывает стиль игры, которой славится «Барселона» и, в некоторой степени, национальная сборная Испания, которую по большей части набирают как раз из лучших игроков все той же «Барсы».
Как выглядит тики-така?
Если вы хоть раз видели это на поле, то уже никогда и ни с чем не спутаете. Тики-така выглядит как очень активные взаимные пасы, стремительные перемещения игроков по полю, что создает для владеющего мячом игрока сразу несколько удобных вариантов для передачи.
Дополняет этот динамичный круговорот уверенный прессинг, который играющая в тики-така команда моментально организует сразу после потери мяча. Прессинг – вещь обязательная, без него прием работает совсем не так эффективно. И это понятно – ведь чем быстрее мяч вернется команде после его потери, тем больше сил потратит соперник на попытки его нового отбора.
Чем хороша тики-така?
В чем состоит одно из главных преимуществ такого футбольного приема, как тики-така? Оно заключается в том, что команда отлично контролирует темп и ритм всей игры, а в концовке игры также демонстрирует свое ментальное и физическое преимущество. Кроме того, те, кто применяет этот прием, организует и возможность быстро восстанавливать силы игроков в то время, как соперник, наоборот, вынужден их постоянно тратить.
Где родилась тики-така?
Футбольные аналитики уверены, что родиной этого приема является Испания. Ее отрабатывают еще детских и юниорских командах, применяя упражнение игры 4 на 4. Практически любой испанский футболист уже в 12 лет отлично владеет этим приемом и готов его применять. Это и не удивительно, главная фишка этой тактики заключается в том, что та команда, которая отбирает мяч, полностью перекрывает всех игроков оппонента, не давая им доступа к мячу, и для этого они находятся в непрерывном движении, чтобы у владеющего мячом партнера всегда был выбор – копу его отдать.
Но солнечная Испания на самом деле родиной приема не является. Тики-така – один из тех полезных способов игры, который испанцы не так давно переняли у голландцев, где уже более трех десятилетий изучается подобный метод активной игры, предусматривающий при потере мяча мгновенное вступление в отбор.
Не стоит забывать и о том, что в знаменитой 10-летней программе развития футбола в Германии также активно используются упражнения 4 на 4, которые помогают игрокам улучшить навыки контроля, хотя в немецком футболе им уделяется гораздо меньшее внимание, чем в Испании и Голландии.
Как эта тактика работает
Как противостоять тики-таке
Главным орудием, работающим против тики-таки в исполнении футболистов высокого класса является пресловутый футбольный автобус. Вот как это должно работать. Команда, которая играет против тех, кто использует стиль тики-таки, организует защиту на своей половине поля, вовлекая в работу всех участников команды. По большей части, в финальной трети поля размещаются две линии обороны, один или два форварда прессингуют линию защиты и полузащиты соперника.
Почему так эффективен в этой ситуации футбольный “автобус”? Все просто. Эта тактика сильно затрудняет противникам столь ценную в тики-таке быструю игру, не позволяет эффективно играть в короткий пас, а также не дает свободы для активных перемещений без мяча, и все это в силу того, что автобус заметно ограничивает пространство на игровом поле при большой плотности игроков между линиями.
«Нельзя сводить футбол к результатам, как и любовь – к оргазмам». Откуда взялось слово «тики-така»
Владислав Воронин – об аргентинском тренере, который придумал самый известный термин последних 20 лет.
Тики-така ворвалась в футбол летом 2006-го. Испания размеренно раскатывала Тунис на чемпионате мира, и комментатор Андрес Монтес, радостно рассуждая о преимуществе, протянул в эфире телеканала LaSexta: «Наша игра – как тики-така, тики-така». Термин был изумительно точным. Во-первых, он звонкий и ритмичный, точно как стремительные перепасовки испанцев. Во-вторых, составлен из слов, обозначающих контроль мяча и быстрый обмен короткими передачами – все четко и по сути.
Но как это часто бывает с очень популярными словами, не все помнят его настоящее происхождение. На самом деле, все началось еще 5 декабря 1994 года, когда в крупнейшей испанской газете El Pais вышла колонка аргентинского тренера Анхеля Каппы. У него получилось настоящее футуристическое эссе о преимуществах долгого контроля мяча и коротких передач.
«Всемирная эпоха потребления меняет психологические установки, к которым мы привыкли. Каждое действие в жизни сейчас должно быть максимально практичным, как при производстве потребительских товаров – если говорить о футболе, то всем нужны победы. Руководствуясь этой логикой, люди запутываются и начинают думать, что футбол геометрически и статистически вычислим, что он предсказуем. Все чаще команды переходят на прямолинейную игру через одну зону и бьют при первой возможности», – негодовал Каппа.
Единственным способом побороть эту противную тенденцию тренер считал активное владение мячом.
«Фундаментом классной команды должно быть умение держать мяч и контролировать касание. Это вовсе не развлечение и не эстетическое предпочтение, а возможность играть красиво и при этом достигать результата: за счет передвижения мяча вы будете открывать зоны, а соперник постепенно измотается, пытаясь соорудить контратаку», – заключил тренер.
Эссе вышло под названием Tiki I toque (тики и токе), но вскоре трансформировалось благодаря изящной игре слов. Тики-така – это еще и игрушка из двух шариков, привязанных к одной веревке, – ударяясь друг о друга в верхней и нижней точках, они разлетаются в разные стороны, подобно футболистам, играющим в касание и убегающим вперед в поисках свободных зон.
В момент публикации этой колонки Каппа был ассистентом главного тренера мадридского «Реала» Хорхе Вальдано (1994-1996, примера была выиграна в первом сезоне). За десять лет до этого аргентинец работал в тренерском штабе Менотти в «Барселоне».
«Мне повезло оказаться в «Реале», когда там не было сумасшедших денег, – рассуждал потом Каппа. – Мы были вынуждены выпускать Рауля и других молодых игроков, потому что трансферный бюджет не позволял скупать звезд, как сейчас. Из-за роста доходов у сегодняшнего «Реала» почти нет молодежи, а Мата и Негредо, которые могли бы стать экстраординарными футболистами, уходят в другие команды».
Перед началом серьезной тренерской карьеры Каппа получил два высших образования – философское и психологическое. Поэтому в футболе он предпочитает видеть исключительно высокое.
«Чтобы понять футбол, нужны знания и чувственность, прямо как с хорошей живописью, кино и театром. Нужно осознавать природу игры, чтобы судить о ней без привязки к успехам и результатам. Например, я очень уважаю Моуринью за все его достижения. Но он ничего не привнес в игру. Он нацелен на результат, его «Реал» играл на контратаках в том же духе, что какая-то региональная командочка. Я бы не ходил на трибуны, если бы был болельщиком, потому что если убрать Моуринью и поставить мясника из-за угла – «Реал» сможет играть в похожем стиле и сам, просто из-за уровня игроков. А чтобы запоминаться и остаться в истории – надо нечто большее, надо давать людям любовь и эмоции».
Как изменился футбол за 10 лет. Ложные девятки, xG, тики-така и другие тактические штуки
Стиль
Главным стилем 10-летия можно назвать тики-таку. Хоть она и стала сдавать позиции после 2014 года и даже Гвардиола называл ее «дерьмом», этой схемой «Барса» била конкурентов годами, а сборная Испании брала чемпионаты мира и Европы. Во многом популярность этой тактики была продиктована наличием соответствующих игроков в «Барселоне» и сборной Испании. Когда Хави с Иньестой начали готовиться к пенсии, тики-така также начала выходить из моды. Более того, в последние годы успешны команды, сильной стороной которых являются быстрые атаки: с таким стилем «Реал» и «Ливерпуль» правят европейским футболом в последние годы.
Продвинутая статистика
Вы наверняка заметили, как много стало тактики в последнее время. В нулевые мы ориентировались на цифры по количеству голов, ассистов и отборов. Сейчас при желании можно отследить, сколько передач, какой ногой, на какое расстояние и на какой высоте отдал тот или иной игрок. Компании Opta, InStat и Wyscout обсчитывают даже полупрофессиональный футбол, а тексты про тактику превратились из кулуарного артхауса в популярный жанр в журналистике.
Не просто так звезды футбола типа Гари Невилла, Тьерри Анри или Жозе Моуринью не стесняются идти работать на ТВ и рассказывать о тактике. Это стало престижно и круто оплачивается. Пример Валерия Карпина, устроившегося в «Ростов» прямиком из студии Матч-ТВ, в этом плане показателен. В свое время тактические курсы Валерия Георгиевича были хитом на ТВ.
Появились метрики ожидаемых голов (xG), продвижений мяча (Packing), огромное количество фитнес-данных. Все это не только можно найти в общем доступе, но и научиться самому делать выводы на основе этих цифр. Неудивительно, что в Европе появляется все больше тактических гиков-самоучек без опыта игры на профессиональном уровне.
Вингбеки, ложные-фуллбеки и другие позиции
С популяризацией тактики широкая аудитория узнала, что позиции на поле делятся не только на нападающих, опорников, полузащитников и вратарей. И если для тренеров это не было в новинку, то для обывателей все было просто и четко. Но после того, как зафорсилась тема с делением поля на зоны, все изменилось.
Сейчас активно используются понятия «зона 14», «полуфланг», «финальная треть» и т. д. Мы узнали, что фуллбек может быть ложным (привет, Филипп Лам), а вингер — инвертированным (привет, Роналду и Неймар). Узнали, почему вместе со схемой дубль-вэ ушла в историю позиция инсайда и как опорный полузащитник становится третьим центральным при розыгрыше.
Вратарь-гоняла
В середине прошлого века почти в любой команде был либеро. Чистильщик. Сейчас вратарь-гоняла — абсолютно нормальная история в большинстве топ-клубов: Алиссон, Эдерсон, тер Штеген, Онана — представители новой вратарской школы. Более того, качественная игра вратаря ногами для многих тренеров даже важнее его скиллов на ленточке. Началось все, когда Гвардиола сначала продолжал доверять косячившему в «Барсе» Вальдесу, а затем дал полную свободу Мануэлю Нойеру в «Баварии», и тот заново изобрел профессию вратаря, интерпретировав ее не только как шотстоппера, но и либеро и игрока, который начинает атаки первым пасом.
Прессинг
Зачем тренерам резко потребовался вратарь как лишний игрок при розыгрыше мяча? Ответ простой — невероятно развившаяся в европейском футболе система прессинга. Началось все в начале нулевых с противостояния Моуринью и Гвардиолы. Жозе пытался ловить «Барсу» на ошибках при розыгрыше у своей штрафной.
Гвардиола заложил основы гегенпрессинга, который в «Борусии», а позже и в «Ливерпуле» развил Клопп — отнять мяч в течение 5 секунд после потери, в случае неудачи — отойти назад. Разница в том, что Пеп видел в гегенпрессинге способ максимально быстро вернуть владение, Клопп же называл его идеальным диспетчером.
Начали активно применяться прессинг-ловушки, когда команда заставляет владеющего мячом соперника уходить или пасовать на фланг, где его без проблем накрывают. Появилось понятие «триггера» — ситуации, когда команда из пассивной обороны переключается в активный прессинг (чаще всего это происходит, когда мяч получает не техничный или неопытный игрок соперника). Или перегруз, когда команда осознанно перенасыщает определенную зону, чтобы резко перевести мяч и оставить условного технаря Стерлинга один на один с защитником.
В общем, прессинг стал важнейшей вещью в футболе (Бундеслига и вовсе превратилась в соревнование прессинг-машин), и в это десятилетие этот компонент получил максимальное развитие.
Смерть десяток
Согласитесь, сейчас нужно сильно постараться, чтобы найти в футболе классическую десятку типа Тотти, Дель Пьеро или Баджо. Дело в том, что роль свободного художника в футболе практически умерла. В «Барселоне» был Неймар, в «Челси» — Азар, которые обладали свободой в атаке, но плохо отрабатывали в обороне, чем приносили много неприятностей своим командам. Но одновременно с этим ложным девяткам невероятно трудно противостоять из-за сложной системы опеки и непредсказуемости. Об этом рассказывал Хаби Алонсо.
В футболе десятых важнее стало четкое исполнение своей роли и максимальная вариативность. Потому развилась роль активных ложных девяток. Месси стал скорее ей, чем полноценным десятым номером, в оттяжке работают топовые Фирмино, Бензема и Гризманн. Ложные девятки в последние 10 лет были куда круче и важнее десяток. Штрих эпохи.
Схема десятилетия
4-3-3 и различные ее интерпретации. 4-3-3 Гвардиолы в «Барселоне» перевернули футбольный мир, «Реал» брал с 4-3-3 четыре ЛЧ, по тем же лекалам работают самые топовые тренеры Пеп и Клопп прямо сейчас, по ней развивает «Лейпциг» прогрессивный Нагельсманн. 4-3-3 — идеальная схема как для владения мячом, так и для организации высокого позиционного прессинга. Неудивительно, что самые успешные команды последних десяти лет играли именно в такой формации. Интересно, что нас ждет впереди.