Транзиент шейпер что это
Waves TransX
Данная статья является частью цикла статей «Waves»
Содержание
Введение и обзор [ править ]
Waves TransX представляет собой процессор для работы с транзиентами, это особая разновидность динамического процессора, разработанная специально для обнаружения и формирования атак транзиентов звуковых сигналов. Это полезно для добавления или подавления панча или удара по струне определенным инструментам. TransX также отличный инструмент для формирования импульсивных транзиентов в постоянных и статичных компонентах звука.
В то время как нормальная процессоров динамики определить, когда уровень переходит определенный уровень ведения, Trans-X определяет, когда прибыль растет быстрее, чем определенный ссылкой скоростью, поэтому сигнал может быть низкой порой и выше, в другое время или даже исчезать постепенно, и переходные атаки все равно будут обнаружены и повторно форму по мере необходимости.
Мы постоянно сталкиваемся с ситуацией, когда звук не в состоянии пробиться через микс и звучит не прозрачно, хотя его частотная характеристика и динамический диапазон являются удовлетворительными. В других же случаях всё происходит наоборот: нам нужно смягчить атаку определённого инструмента, чтобы сфокусировать его постоянные и гармонические свойства, а также уменьшить его ритмические или импульсивные атаки. Классический пример включает в себя барабанную установку, которая в соло никогда не звучит достаточно близко, а трек бас-барабана не достаточно приятно, и исчезает когда присоединяются другие инструменты. Трек акустической гитары обычно представляет собой очень изменчивые удары по струнам по сравнению со своими богатыми непрерывными гармониками. TransX идеально подходит для создания звучания, как если бы записи были произведены с различными местами размещения микрофонов. Трек баса может расширить свой ритмический драйв или же можно смягчить его, чтобы он стал «Virtual Bass Fretless» (см. заводские пресеты).
Для управления обнаружением атак транзиентов, TransX позволяет указать Duration (длительность) атак которые вы хотите обнаружить, и Sensitivity (чувствительность) к их амплитуде. Будут обнаружены только те атаки, которые короче Duration, а при низкой Sensitivity, будут обнаружены атаки только с более высокой амплитудой.
Для управления формой атак транзиентов, TransX позволяет задать Range (диапазон) изменения усиления, и время Release (затухания) для это усиления, чтобы вернуться к оригиналу после окончания атаки.
Более короткие атаки, естественно имеют большее влияние, а более длинные имеют меньше панча. Поэтому необходимо настроить Duration в зависимости от материала и характера атак, которые вы хотите сформировать.
TransX поставляется в двух вариантах, широкополосном и многополосном. Широкополосный компонент потребляет меньше ресурсов, чем многополосный. Он обнаруживает атаки в полном звучании всех частот инструмента, таким образом он особенно полезен для обработки одного определённого инструмента или одного трека.
Многополосный плагин разбивает звук на четыре полосы используя фазо-компенсирующий кроссовер. Конструкция кроссовера идентична Waves C4. В многополосном компоненте для каждой полосы можно указать диапазон и чувствительность. Это позволяет сделать более точную настройку во вспомогательной группе ударных или в драм лупе, которые нуждаются в улучшении панча.
Иногда, применение TransX Multi к одному инструменту, позволяет проектировать спектральный характер транзиентов, так вы формирует не только атаку, но и эквализацию транзиентов. Этот процесс обычно требует более тщательной настройки, но может дать результат превосходящие всё с чем мы столкнулись при разработке TransX.
Когда диапазон расширяется, TransX применяет автоматическое понижение уровня. Причина этого в том, что типичные задачи обработки будут способствовать увеличению атак в сигнале, когда он уже разогнан. Без понижения уровня, это несомненно, проиведёт к клиппированию и искажениям вместо желаемого панча. Уровень выходящего сигнала можно настроить после получения удовлетворительного панча, и вы можете использовать кнопку Trim для усиления пика выходящего сигнала до 0 дБ.
TransX может сосуществовать с другими динамическими процессорами, такими как компрессоры, экспандеры и лимитеры, и он может работать до или после этих процессоров на пути сигнала. Может показаться, что использование быстрой атаки компрессора после TransX уничтожит всю работу по улучшению, но на самом деле это не обязательно сделает это, и много панча выживет после сжатия с короткой атакой. Причина этого в том, что нормальное сжатие динамики не может изменить время атаки инструмента, которое определяет панч, оно может лишь снизить его громкость, при превышении определённого порога. Секрет в том, что установки компрессоров и других подобных устройств могут повлиять на панч, независимо от использования обработки транзиентов. Обработка транзиентов также может быть весьма эффективной после компрессора, экспандера, лимитера и т.д.
Использование TransX [ править ]
Хотя использовать TransX легко (есть всего несколько параметров для установки), есть ещё целый ряд тонких нюансов и общей функциональности, которые дают сложные результаты. TransX поставляется с набором заводских пресетов, которые могут служить хорошей отправной точкой, они классифицированы и названы в соответствии с целями к которым они были предназначены.
Основы настройки [ править ]
Рекомендуемая техника для настройки TransX должна начаться с экстремальных настроек Range (диапазона) для грубой и понятной настройки картины, а затем произведения тонкой настройки других параметров для получения желаемого эффекта. Первый шаг заключается в определении элемента, которому необходима обработка транзиентов.
От многополосного плагина могут извлечь преимущество все элементы звука, но во многих случаях хорошо будет делать своё дело широкополосный плагин. Общее правило таково, одно дрожечным инструментам, которые имеют хорошую эквализацию, но просто нуждаются в расширении или уменьшении транзиентов, очень хорошо сделает своё дело широкополосный компонент, в то время как смешанная перкуссия, полные драм установки, а также треки с широким спектром полифонии, как правило, требуют многополосный компонент.
Вот некоторые примеры таких элементов:
TransX включает в себя заводские пресеты для всех вышеперечисленных элементов. Как только вы вставите TransX, выберите соответствующий пресет из меню Load в верхней панели инструментов плагина. Солируйте трек транзиенты которого вы обрабатываете чтобы слышать только его. Установите параметр Range (диапазон) в максимальное значение и тонко настройте Duration (длительность) и Sensitivity (чувствительность), чтобы получить желаемый эффект. Если звук кажется зернистым, попробуйте увеличить время Release (затухание) и Duration (длительность). Разсолируйте трек и перенастройте Duration и Sensitivity.
При повышении Range, важно ожидать падения общей громкости трека. В будущем вы можете использовать кнопку Auto Trim чтобы восстановить уровень громкости выходящего сигнала. Установите диапазон в соответствии с вашими требованиями. Лучше всего это делать на слух во время прослушивания самого материала.
Советы по многополосному компоненту [ править ]
Если у вас есть смешанный трек перкуссий или полная драм установка, очевидно, целесообразнее использовать многополосный компонент. Вы сразу увидите, как каждая полоса отвечает на возбуждение звуков в своём частотном диапазоне. Будет видно динамические прыжки линий усилений в низкочастотных полосах при ударах бас-барабана, в средне и средне-высокой полосах при ударах малого барабана, и в высокочастотной полосе при появлениях хай-хэтов. Иногда, вам будет необходимо улучшить панч бас-барабана и малого барабана, одновременно смягчая атаки хай-хэтов. Для того чтобы это сделать установите три нижних полосы так, чтобы они были с положительным диапазонами «усиливающими», а хай-хэты с отрицательным «вырезающим».
Каждая полоса имеет кнопку On/Off, таким образом с помощью её включения и выключения, вы можете легко произвести A/B сравнение между влиянием только на одну определенную полосу. Кнопка On/Off не заглушает звук полосы, а отключает только обработку транзиентов.
Как правило трназиентные атаки, имеют более широкий частотный диапазон чем устойчивая часть звука, и иногда формирование транзиентов может быть расширено путём формирования отдельных частот транзиента. Например, некий бас-барабан нуждается в помощи на высоких частотах его транзиентов для того, чтобы пробиться через микс, особенно на небольших динамиках. В этом случае вы можете вставить на трек бас-барабана многополосный компонент и установить его так, чтобы на атаку бас-барабана реагировали две средние полосы и указать высокие Sensitivity (чувствительность) и Range (диапазон) для высоких полос, которые формируют атаки транзиентов.
Элементы управления и дисплеи [ править ]
Элементы управления TransX [ править ]
Дисплеи TransX [ править ]
Измерители уровня усиления:
Широкополосный TransX показывает измеритель уровня усиления, где диапазон обозначен пурпурным затенением, а жёлтая линия представляет собой измеритель уровня усиления в пределах диапазона. Многополосный TransX показывает аналогичный дисплей с динамичной линией усиления во всем спектральном диапазоне, так что вы можете видеть, сколько уровня усиления применено к каждой полосе.
Измерители выхода измеряют 30 дБ пиковых значений. Под каждым измерителем есть пиковый счётчик, который сохраняет своё пиковое значение до сброса, сброс можно произвести нажав по измерителю.
Компрессоры, лимитеры, гейты и экспандеры. Регулировка и применение
Содержание:
Введение
Наверное, у каждого звукорежиссера в начале, в процессе освоения того как работать со звуком возникает множество вопросов по настройке и принципам работы всевозможных приборов и плагинов, а иногда и вовсе отсутствует понимание что для чего нужно или с помощью чего можно добиться того или иного звучания. Как показывает практика, основные трудности возникают, когда дело доходит до динамической обработки, а ведь это можно сказать основа, один из важнейших столпов, из чего складывается финальная картина микса. Как следствие, если мы имеем понимание, и можем заставить приборы звучать так, как мы это слышим у себя в голове, то скорее всего на финише получим «фирмовый саунд», если же нет, то можно прыгать с бубном сколько угодно долго, но результат все-таки не будет удовлетворительным.
Компрессор
Рис.1 (Universal Audio 1176LN)
Компрессор – это прибор динамической обработки, который способствует уменьшению динамического диапазона сигнала путем уменьшения уровня его громких составляющих. Когда входной сигнал превышает пороговое значение (threshold), устанавливаемое вручную, коэффициент пропускания прибора меняется и становится меньше единицы. То, насколько сильно уменьшится коэффициент пропускания прибора, указывает параметр коэффициент компрессии (ratio), который также устанавливается вручную, и может находиться в пределах от одного до бесконечности (1:1 — ∞:1). Следует также отметить, что компрессор, помимо перечисленных регулировок, обладает возможностью регулировки времени срабатывания прибора (attack) и времени восстановления коэффициента пропускания до единицы после прекращения работы (release). Эти параметры очень важны, и сильно влияют на окончательное звучание фонограммы. Например, при малом времени срабатывания, компрессор начинает свою работу практически сразу после превышения сигналом порогового значения, а при большом времени срабатывания, компрессор начнет работать через определенное время. То же самое происходит и с временем восстановления. Таким образом, правильной настройкой атаки и релиза мы задаем нужное движение миксу. Наглядно параметры компрессора можно увидеть на графике (рис.2).
Рис. 2 (график работы компрессии с параметрами)
Наиболее правильный алгоритм настройки компрессора будет выглядеть следующим образом:
1. Поставить значения атаки и релиза в среднее положение.
2. Сделать Threshold (или input) на максимум, для достижения максимально возможной работы компрессора.
3. Настроить Release в необходимую длительность. Если есть возможность настройки в секундах, то сверить полученное значение формулой bpm to msec. Если нет – настраиваем по слуху нужный шаг работы компрессора. Правильная настройка Release залог верного движения музыки на уровне «качает/не качает».
4. Настраиваем Attack. Приближаем инструмент или отдаляем. По возможности ориентируемся на bpm.
5. Настраиваем Ratio. Ищем подходящую агрессивность звучания.
6. Настраиваем Threshold (input) для финальной степени компрессии.
7. Дублируем компрессируемый канал так, чтобы получилось два канала – с компрессором и без. На канале без компрессора включаем противофазу. Настраиваем выходную громкость компрессора таким образом, чтобы разница между двумя каналами была максимально тихой. Это то, что компрессор привносит в звук.
8. Сравниваем до и после.
Компрессор – очень популярный прибор, и это не только «мастхэв» любого звукорежиссера, но и в целом, почти для любого, кто хоть какое-то отношение имеет к обработке звука.
Стоит также отметить, что, уменьшив пики сигнала и усилив его, мы можем существенно повысить громкость и увеличить плотность звучания (рис.3).
Рис. 3 (звуковая волна до и после компрессии)
Но это лишь компрессор в стандартном виде, если можно так выразиться. Так, на базе алгоритмов стандартных приборов, широкое распространение получили компрессоры, работающие в определенной полосе частот, получившие название многополосных компрессоров. С их помощью, зная частотный диапазон голосовых формант того или иного инструмента, можно «вытащить» этот инструмент на первый план фонограммы, не прибегая к использованию частотных фильтров. Кроме того, и, в общем-то, чаще всего его используют в случаях, когда не нужно компрессировать весь сигнал, но нужна, например, компрессия низа и верхней середины, то есть происходит работа только с выбранными спектрами, полосами, на которые мы разделяем сигнал с помощью кроссоверов. В остальном, настройка каждой из полос мультибенд компрессора производится по тому же алгоритму, который мы разобрали ранее для компрессора в классическом понимании. На рис. 4 и 5 изображены многополосные компрессоры (сверху вниз: аналоговый, цифровой).
Рис. 4 (аналоговый многополосный компрессор Drawmer 1973)
Рис. 5 (цифровой многополосный компрессор Waves C6)
Полосовые компрессоры, работающие в верхней полосе частот (от 4000Гц и выше) используются для уменьшения уровня звучания свистящих и шипящих согласных, а также излишней артикуляции вокалистов и дикторов. Такие приборы получили название де-эссеры. Как правило, их настройка проще, чем у компрессоров, и выглядит она примерно так:
Однако, это, пожалуй, самые простые де-ессеры, хотя и самые распространенные. Существуют и более хирургические варианты, их настройка отличается тем, что можно выбрать сколько угодно узкий или широкий диапазон частот, которые мы будем компрессировать, а также можно выбрать степень сжатия после прохождения порога, например, у FabFilter Pro-DS такая возможность реализована «крутилкой» Range (рис. 6).
Рис. 6 (деэссер FabFilter Pro-DS)
Лимитер
Лимитер – это прибор динамической обработки, в целом, работающий по такому же принципу, что и компрессор. Отличает его то, что коэффициент пропускания прибора при превышении сигналом порогового значения, равен нулю. Эти приборы широко используются, как ограничители уровня сигнала. Если нет возможности контролировать записываемый сигнал, то в цепь прохождения сигнала включают лимитер, чтобы защитить записываемую фонограмму от перегрузки и соответственно нелинейных искажений. Работают они грубо и при неправильной настройке приносят больше вреда, чем пользы. Они могут существенно сузить динамический диапазон и из-за этого потеряются все оттенки игры музыкантов.
Важно понимать, что лимитирование может быть динамическим, когда мы ограничиваем сигнал, управляя громкостью нашего звука, а есть лимитирование с помощью клиппирования. Таким образом выделяются два прибора: лимитер и клиппер (рис. 7 и рис. 8, соответственно).
Рис. 7 (лимитер Waves L2)
Рис.8 (клиппер JST Clip)
Разберемся с каждым из них.
Лимитер, как уже было сказано выше, это по сути компрессор, который жестко ограничивает сигнал, имеет быструю атаку и восстановление, то есть данным прибором мы не задаем миксу движение, а просто ограничиваем динамический диапазон, при этом не сильно искажая исходную волну (безусловно, чем сильнее ограничиваем, тем сильнее искажается, но тем не менее) и после разгоняем по громкости, то есть по сути используем как максимайзер. В общем смысле, настройка выглядит так:
Клиппер же представляет собой нечто другое, хотя по факту также является жестким ограничителем. Разница в том, что клиппер воздействует на динамику не через управление громкостью пиков, а посредством среза всего, что выше порога. Происходит следующее, из-за того, что срезается все выше порога, сильно меняется форма волны и, например, синус на верхних и нижних своих границах приобретает все более квадратную форму, чем сильнее мы лимитируем и, в общем-то, перестает быть синусом в классическом его понимании (рис. 9) На слух, при воспроизведении мы услышим это как перегруженный звук.
Рис. 9 (Клиппирование сигнала)
Клиперы имеют очень широкое применение в электронной музыке, чаще на ударных, поскольку выполняют две весьма полезных функции, во-первых, ограничивают сигнал, а значит на мастере микс можно будет больше разогнать по громкости, а во-вторых, инструменты, в звучании которых важна атака за счет изменения волны и как следствие дисторшна, не теряют ее, как это происходит в динамическом лимитировании, а напротив даже становятся более агрессивными и «забористыми». В целом, в плане параметров, все клипперы одинаковые, они имеют ручку трешхолда, которая чаще называется Clip, ручку gain, для компенсации громкости и иногда ручку, своего рода, колено (чем резче, тем жестче). Настроить клиппер не сложно:
Экспандер
Экспандер – это прибор динамической обработки, который, начинает свою работу тогда, когда уровень сигнала находится ниже заданного порога. Пока сигнал не достиг заданного порогового значения, коэффициент пропускания прибора находится в пределах от нуля до единицы. Экспандером пользуются для снижения шумов и посторонних звуков в канале основного сигнала и для расширения динамического диапазона, когда это необходимо.
Кстати, существуют также приборы, объединяющие в себе компрессор и экспандер. Они носят название компандеры. Эти устройства были разработаны фирмой «Dolby» и использовались для подавления шума магнитных лент. Это осуществляется следующим образом:
На вход компандера поступает записываемый сигнал, динамический диапазон которого сжимается компрессором до определенного параметра.
Уже сжатая фонограмма записывается на магнитную ленту.
На выходе тот же сигнал пропускается через экспандер, снижая средние значения уровней, а вместе с ними и шумы.
В результате получается фонограмма с тем же динамическим диапазоном, что и на входе прибора, но уровень структурных шумов магнитной ленты заметно ниже, чем он есть на самом деле.
И снова вернемся к экспандеру, принцип его настройки рассматривать пошагово не будем, поскольку он подобен компрессору, но работающему в обратную сторону (то есть все параметры одни и те же). Тем не менее для понимания как настроить по аналогии с тем, как это происходит на компрессоре, еще раз отметим, что компрессор сжимает уровень сигнала, когда тот превышает пороговое значение, а экспандер сжимает сигнал, когда он опускается ниже порогового значения (рис. 10).
Рис. 10 (Waves C1 Compressor (expander mode))
Важный момент, при настройке экспандера – параметры атаки и релиза, при «разжатии» перекомпрессированного сигнала, атаку обычно не делают медленной, поскольку в таком случае сигнал особо разжиматься не будет, восстановление так же не должно быть слишком медленным, иначе сигнал не будет успевать разжиматься. Тем не менее, как и в случае с компрессором, мы можем задать движение, настроив атаку и релиз по времени в нужные длительности в соответствии с темпом.
Если же экспандеру задать крайние значения соотношения (60:1), то он сможет работать как гейт. Так или иначе, гейт это несколько другой алгоритм и, соответственно, прибор, перейдем к его рассмотрению.
Гейт
Гейт – это пороговый шумоподавитель. И действительно, по принципу работы он похож на экспандер за исключением того, что коэффициент пропускания ниже заданного порогового значения у этого прибора равен нулю. Гейты обычно используют для удаления шума паузы при трансляции зашумленных фонограмм или фонограмм, записанных на магнитную ленту. Иногда гейты используют во время концертов, чтобы убрать лишнее послезвучание у некоторых инструментов (например, у барабанов). Основные параметры любого гейта, это трешхолд, «size» или размер подавления, колено и конечно же атака с релизом, которые к слову работают иначе, чем в компрессорах и экспандерах. Для настройки гейта используем такой алгоритм:
Рис. 11 (Гейт Steinberg Gate)
Транзиент шейпер (или транзиент дизайнер)
Транзиент шейпер – это прибор для работы с начальными атаками звуков (транзиентами), он как бы позволяет придать транзиентам нужную форму. Может показаться, что данный инструмент обработки звука схож с экспандером, но это не совсем так, впрочем, и работают они по-разному. Главное отличие от экспандера в том, что транзиент шейпер работает с очень короткими щелчками, чтобы выделить атаки, но в целом не разжимает звук. Кроме того, он может работать и на понижение, чтобы убрать очень резкие атаки и здесь, казалось бы, можно было сравнить его с компрессором, но снова нет, ведь компрессор сжимает общую динамику и накачивает звук в целом, делает его плотнее, что к транзиент шейперу никакого отношения не имеет. Данный прибор нашел широкое применение в электронной музыке за счет регулярного использования в ней лупов и семплов различного происхождения, которые нередко приходится «лечить» или просто придавать им нужную форму. Впрочем, транзиент шейпер используется для настройки работы компрессора. Для этого, после того как компрессор настроен, перед компрессором подключается транзиент шейпер, настройки атаки (количество атаки в звуке – чем ярче атака, тем ближе инструмент) и сустейна (фактически шага с которым компрессор обрабатывает ваш сигнал, а, как следствие, то движение, которое компрессор придает исходному сигналу) которого помогают максимально точно настроить работу компрессора.
Рядовой ТШ обладает такими параметрами как атака, сустейн, чувствительность, релиз и гейн (или трим). Атакой мы, условно говоря добавляем щелчка и панча или же подавляем его. Сустейн влияет на длительность щелчка, то есть при низких значениях времени, мы получим очень короткие щелчки, а при высоких транзиенты будут очень длинными. Что касательно чувствительности, то если она будет высокой, прибор будет затрагивать все звуки, даже очень тихие, а если низкой, то наоборот. Релиз нужен для того, чтобы сгладить переход от транзиента к исходному звуку. Гейн позволяет установить громкость на выходе.
Рис. 12 (Транзиент шейпер Waves Trans-X Wide)
Заключение
Итак, мы рассмотрели все алгоритмы динамической обработки и приборы, попадающие под данную категорию, разобрались для чего нужен каждый из них, поговорили об их параметрах и том, каким образом все это настраивается.
Нужно сказать, что то, какой мы слышим каждый день нашу любимую музыку, такую сочную, плотную, грувовую, динамичную, громкую и насыщенную, все это во многом благодаря именно компрессорам и лимитерам, гейтам и экспандерам, деессерам и транзиентшейперам, а ведь многие даже не задумываются об этом. Приборы динамической обработки – это очень серьезный инструмент для работы со звуком, инструмент которым следует пользоваться очень осторожно и умело. Нередки случаи, когда из-за неправильной настройки приборов возникали проблемы, которые зачастую невозможно устранить, при таком раскладе можно «похоронить» потенциал даже самой хитовой песни. В умелых же руках, динамическая обработка творит чудеса и, казалось бы, самая банальная и обыкновенная песня становится хитом.
Список используемых источников
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.