Транзит власти что это такое
Новости Москва
17.01.2020
Новости , Кратко , Популярное
«Путина уберут последним…»: в России произошел тихий госпереворот – власть захватила теневая элита
Транзит власти в России состоялся. Как считает известный политолог Борис Кагарлицкий, пока администрация президента работала над переходным периодом, рассчитанным на 2026-2028 годы, чиновничья номенклатура из правительства, долгое время остававшаяся в тени, совершила тихий переворот. В интервью РИА «Новый День» эксперт высказал свое видение последних громких политических событий, в том числе какая роль в происходящем отведена экс-премьеру Дмитрию Медведеву и президенту Владимиру Путину.
Страна «влетела в конституционный кризис»
Как считает Кагарлицкий, содержание послания главы государства Федеральному собранию оказалось либо пустым, либо практически невыполнимым в рамках правового поля. «Перемены назрели, но они (политическая элита) сделали все, чтобы содержательные перемены предотвратить. Все то, о чем президент говорил в послании, не имеет отношения к реальным общественным и политическом переменам. Речь идет о том, чтобы попытаться успокоить общественное недовольство с помощью ряда мер демографической политики. Причем, они пытаются выдать социальный кризис за демографический, и все дело свести к вопросу о падающей рождаемости», – подчеркнул политолог.
При этом эксперт обратил внимание, что демография – только часть масштабного кризиса. «Но неплохой демографический пакет ситуацию не изменит, даже в плане рождаемости не даст особых изменений. Сам по себе он довольно хороший, другой вопрос – будет ли он выполнен. Скорее всего, по целому ряду причин – нет», – полагает Кагарлицкий.
По его оценке, для выполнения поставленных главой государства задач необходимо пересматривать весь бюджет. «Люди, которые писали послание, судя по всему, совершенно не понимают, как работает эта система. Они просто имеют о ней общее представление. Там ряд вещей, которые технически невыполнимы уже на уровне простых элементарных бюрократических действий. Например, требование с 1 января ввести весь пакет мер по демографии предполагает перекройку всего российского бюджета – даже вплоть до пересмотра бюджетных правил. Это может быть сделано только задним числом, непонятно в какие сроки. Скорее всего, что-то будет сделано, но совсем не то, что люди услышали», – выразил уверенность эксперт.
В то же время, как считает Кагарлицкий, политическая часть послания показывает, что его авторы, видимо, никогда не читали Конституцию. «Они куда-то страшно гонят, безумно торопятся, и самое неприятное, если говорить серьезно, мы влетели в конституционный кризис. Приоритет международного права – это и есть фундаментальная основа Конституции, это записано в основной ее части, которую нельзя менять без референдума. Президент одновременно говорит, что нельзя менять Конституцию в основных частях, и тут же предлагает изменить ее в основной части. Это говорит о том, что люди, писавшие послание, просто не читали ее», – констатировал политолог.
Во-вторых, как отметил Кагарлицкий, «говорится, что нужно провести голосование, но не референдум». «А как можно провести голосование, но не референдум, учитывая, что по Конституции, требуется проведение референдума? Они создали страшную путаницу. Все это, конечно, можно осуществить. Даже если будет нарушена Конституция, это уже никого уже не волнует, ее все равно никто не знает. Но это создает массу бюрократических проблем, в которых правительство и администрация президента рискуют запутаться. А это уже очень серьезно, потому что будет приводить к сбоям в управлении», – подчеркнул он.
Вместе с тем, с его точки зрения, предложенные меры по увеличению полномочий парламента – всего лишь фикция реальных изменений. «Казалось бы, нам предлагают меры по увеличению полномочий парламента, но, я думаю, большая часть населения не сильно волнуется по поводу полномочий Госдумы. А главное, даже несмотря на то, что это вроде прогрессивные меры, за этим не стоит реальная демократизация. Между разными институтами существующей системы происходит перераспределение полномочий, причем в основном это связано не с тем, что меняют институты, а с тем, что люди между собой по-новому будут расписывать и делить власть», – сказал Кагарлицкий.
По его оценке, сейчас институты власти «корректируются под конкретных людей и одноразовые ситуативные договоренности». «В принципе, это способ разрушения государства», – указал Кагарлицкий.
Транзит состоялся, правительство взяло контроль в свои руки
Он пояснил, что речь идет о новой группировке, получившей власть, а не новой политической элите. «Мишустин представляет новую генерацию чиновников, которые выросли за последние 20 лет. Это чиновники, бюрократы и элита второго плана, которые раньше были в тени, которые не находятся под санкциями, соответственно, приемлемы для Запада. И они сейчас оттесняют старшее поколение, старую гвардию, выходят на первый план и берут все в свои руки», – отметил политолог.
По его мнению, происходящее было, так или иначе, согласовано с экс-главой правительства Дмитрием Медведевым. «Судя по всему, Медведева ввели в курс дела. По моим источникам, в подробностях в курсе были 3-4 человека. И Медведева поставили в известность, может быть, даже одним из последних. Но с ним, тем не менее, все согласовали, без него это сделать было невозможно», – считает Кагарлицкий.
По его словам, новая должность Медведева – «очень почтенная отправка в резерв». «Это все-таки его люди, по большому счету, отстранили. Они дали ему понять, как и значительной части путинской команды, что сейчас лучше будет без них», – отметил он.
Таким образом, по его оценке, в политической жизни в стране друг на друга наложилось два процесса. «Наложилось два проекта: АП, которая распланировала переходный период до 26-28 года, а может до 2040 – это было заложено в послании, и правительства. Пока одни писали послание, придумывали Конституцию, правительство подорвало все это – ушло в отставку и захватило контроль в свои руки. И теперь совсем не важно, что будет в Конституции», – сказал эксперт.
Кагарлицкий считает, что сейчас правительство будет занято не выполнением послания, а закреплением своих позиций. «Сейчас они будут расставлять своих людей на постах, будут перераспределять потоки в своих интересах, окончательно дожимать администрацию президента, лишая ее остатков влияния. Переворот состоялся, дальше будет зачистка. Путина, естественно, уберут последним», – прогнозирует политолог.
При этом он отметил, что гражданам страны не стоит ждать улучшений и изменений в лучшую сторону после такого переворота. «А для людей любой вариант плох. Пока правящий класс у власти в политическом и социальном смысле, в стране ничего хорошего все ровно не будет. Если какие-то люди, отнявшие деньги у вас, делят добычу, так ли важно, как они поделят их между собой?» – сказал он.
«Если я правильно понимаю ситуацию, одна из задач правительства – создать предпосылки для примирения с Западом. А для этого нужны новые имена, не засвеченные», – заключил Кагарлицкий.
Москва, Мария Вяткина
Москва. Другие новости 17.01.20
Санкт-Петербург может реально стать второй столицей России. / ЧП в московском метро: прервано движение поездов из-за инцидента на станции «Войковская». / Член СПЧ: Иван Ургант заслужил уголовное дело. Читать дальше
Кремль завершил подготовку к транзиту власти
Вот интрига и разрешилась: Дмитрий Медведев был переизбран председателем «Единой России» еще на пять лет. Ну или до следующих президентских выборов – неважно: плановых или досрочных. Что должно бы свидетельствовать о том, что Система стабильна как никогда, все идет по плану и все разговоры о скором транзите – не стоят и выеденного яйца. Однако ситуация ровно противоположная: то, что Дмитрий Анатольевич удержался на посту председателя, говорит о том, что Система готовится к транзиту, тем более что это не единственный намек на то, что, как любил повторять первый и последний президент СССР Михаил Горбачёв, процесс пошел. И экс-премьер играет в нем почетно-почтенную роль.
Иллюстрация: Reey Whaar
Нет, речи о том, что Дмитрий Анатольевич может стать новым президентом России, не идет – это совершенно точно. Его позиции ослабли настолько, что даже мечтать о том, чтобы присутствовать в списке преемников, пусть даже на первом месте с конца, – уже не приходится. И в этом-то как раз и заключается ответ на вопрос, почему Медведеву пролонгировали его председательские полномочия. Он абсолютно подконтрольная фигура, лишенная даже зачатков политической воли, что, собственно, и делает его идеальным руководителем партии на период транзита: представляете, чем могло бы все обернуться, если бы «Единую Россию» возглавил человек, не только жаждущий заполучить президентский пост, но и готовый ради этого на крайние меры, но при этом отсутствующий или занимающий далеко не первые места в президентском рейтинге потенциальных преемников? Конституционное большинство единороссов в нижней палате парламента практически обеспечило бы ему легитимацию его претензий на высший пост в стране, делая его, по сути, серьезным оппонентом настоящего преемника Путина. Что взвинтило бы политическую турбулентность до небес, поставив под угрозу не только проведение транзита, но и существование самой Системы. А так – с Дмитрием Анатольевичем во главе – риск сведен к минимуму: к статистической погрешности. На что, собственно, и намекнул пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, заявив, что «президент по-прежнему остается лидером этой партии», тем самым сводя статус Медведева до чистой формальности.
Но и это еще не все. Не стоит забывать, что накануне съезда единороссов в России произошло еще одно знаковое событие: выход холдинга USM миллиардера Алишера Усманова из акционеров VK. И тут важно то, что большую часть его акций приобрела кампания «СОГАЗ», главным бенефициаром которой является человек из ближайшего окружения Владимира Путина Юрий Ковальчук. Впоследствии стало известно, что на место генерального директора VK Бориса Добродеева, объявившего о своей отставке, придет Владимир Кириенко, сын первого замглавы администрации президента и куратора внутренней политики Сергея Кириенко. Совпадение? Может, конечно, и так, но то обстоятельство, что это событие было преподнесено в СМИ и «Телеграме» в максимально деполитизированном виде, – настораживает. Ведь в VK входят крупнейшие российские соцсети – «ВКонтакте» и «Одноклассники». И контроль над ними, по сути, означает контроль над общественным мнением, включая мониторинг социальных настроений. И теперь эти опции будут в распоряжении государства.
Здесь, конечно, можно прооппонировать, что есть еще «Твиттер» и «Фейсбук», но, во-первых, в России они менее популярны, а во-вторых, на фоне обострения отношений между Россией и США в разы возрастает вероятность их блокировки. Есть еще, правда, «Телеграм», но он работает в сфере нашей российской юрисдикции. Думается, в случае чего Кремль сумеет договориться с Дуровым, чтоб и в его мессенджере царили закон и порядок.
По существу, после того как соцсети полностью перейдут под контроль государства, можно считать, что для транзита все подготовлено, соцсети были последним пунктом. А до этого – напомню, вдруг кто забыл – была проведена операция по зачистке политического поля: уничтожены и признаны экстремистскими структуры Навального*, коммунистам посредством дела Платошкина и репрессий против московских коммунистов, протестовавших против электронного голосования, была прочерчена граница, за которую им ни в коем случае нельзя выходить, если не хотят повторить судьбу вышеупомянутого Алексея Анатольевича, «Яблоко» превращено в политическую секту и выдворено с поля системной политики и прочее, прочее – в результате чего мы получаем практически стерильное политическое пространство, любая сила которого так или иначе аффилирована с режимом.
И в этом смысле обострение отношений с США и Европой (ЕС и НАТО) только на руку АП, поскольку предполагает защиту и ответ, что, без сомнения, выльется в некое подобие железного занавеса (ну не зря же принимался закон об суверенном интернете!). В Минобороны давно уже объявили, что против России ведется война нового типа – «ментальная», а война, какой бы она ни была, требует самых жестких мер реагирования. И тут удивляет только одно: почему ж раньше не переходили к оным? Но теперь все идет к тому, что гайки будут закручены если не до предела, то где-то возле. И то, что этот процесс носил не мгновенный, стихийный характер (напомню, что история началась с начала 20-го, когда Владимир Владимирович запустил «конституционную реформу»), говорит только об одном: об очередной спецоперации. Точнее, ряда спецопераций в рамках одного большого плана. И сейчас – после того как было апробировано трехдневное голосование и терпение российского общества прошло проверку QR-кодами – оставалось только взять соцсети под госконтроль. Теперь и это уже сделано. Все готово к тому, чтобы начать процесс транзита. И за этим дело, кажется, не заржавеет. Думается, уже в самое ближайшее время ситуация станет куда прозрачнее, так что уже ни у кого не останется сомнений, что Россия входит в постпутинскую эпоху.
И тут возникает только один вопрос: насколько все пройдет в соответствие с планами Кремля? Если там надеются, что Александр Григорьевич пожертвует «суверенитетом Белоруссии», то есть своей неограниченной властью, ради того, чтобы создать нужный фон для кремлевских администраторов, то совершенно зря. Не будет такого никогда. Если охранители думают, что граждане «на ура» примут сценарий «осажденной крепости», то – напрасно они так думают. Тем более что такой сценарий не устроит и многих элитариев, это выльется в жесткое противостояние элитных групп, что, в свою очередь, серьезно усложнит проведение транзита, постепенно дестабилизируя политическую ситуацию, которая, если все-таки снять розовые очки, и так далека от состояния равновесия и гармонии. Но в любом случае нас ждет крайне увлекательное зрелище под уже привычным названием «Еще одно испытание России», через которое последняя, конечно, пройдет, не без потерь, но выстоит, а пройдет ли и выстоит ли Система – вот это нам и предстоит выяснить. К сожалению, только эмпирическим путем.
*Организации, признанные экстремистскими и запрещенные на территории РФ, а также внесенные Минюстом в перечень НКО, выполняющих функции иностранных агентов
Как произойдет транзит? Политолог раскрыл план Владимира Путина и его последствия
Борис Кагарлицкий считает, что ни о каком транзите власти, даже частичном, в России можно не говорить
По словам эксперта, план Путина заключается в том, чтобы оставаться у власти примерно до середины 2050-х годов. Между тем, убежден политолог, реализовать этот план на практике невозможно по ряду «объективных» причин, а нынешняя система, насколько бы прочной она не казалась, рухнет в одночасье. Примечательно, что в рамках этих неизбежных изменений в процессе транзита власти в будущем, убежден Кагарлицкий, первыми, кем пожертвует система, станут ее пропагандисты.
Борис Кагарлицкий // Фото: стоп-кадр YouTube
«Сразу несколько Telegram-каналов неожиданно снова подняли тему приближающегося «транзита власти». Эти слухи подпитаны очередным исчезновением Владимира Путина, что, впрочем, происходит регулярно, – пишет Кагарлицкий в своем авторском Telegram-канале. – Вдаваться в их анализ и пытаться построить на этой базе какие-то предположения – бессмысленно. Но есть несколько мыслей, которые, как мне кажется, не теряют значимости вне зависимости от того, насколько близка к реальности новая волна слухов.
Перемены в России назрели – это неизбежно и совершенно точно. И это не имеет отношения к политике или к тому, какую политику проводит власть. Вопрос вовсе не в том, сумеют ли власти установить контроль над Интернетом или насколько они преуспели в подавлении оппозиции.
Проблема в том, что на данный момент полностью исчерпаны институциональный и экономических механизмы воспроизводства самой системы. Если отсутствует возможность менять снизу, приходится демонтировать сверху.
И этот процесс, повторюсь, объективен.
Даже если сценарий транзита власти будет проработан до деталей и согласован лично с президентом по каждому из пунктов, он все равно его сорвет, использовав для этого очередную условную Терешкову или еще кого-то.
План Путина в данном контексте заключается в том, чтоб дожить как минимум до середины пятидесятых, не уступая никому власть. Реализовать этот план невозможно даже в теории, но он будет настойчиво, последовательно и весьма эффективно реализовываться.
Все, что на данный момент кажется прочным, будет стоять незыблемо, пока все разом не рухнет. И нет смысла гадать, как это произойдет. Все, что можно предсказать, можно и предотвратить. Но рассчитать и предсказать можно далеко не все. И самое главное – объективный процесс все равно себя проявит.
Наконец, если перемены действительно будут инициированы сверху, то первые, кем пожертвуют, станут пропагандисты действующего режима. Их все знают, они всем отвратительны, но при этом не контролируют никаких ресурсов.
Даже медийный ресурс ими не контролируются, поскольку любого из них можно заменить за 15 минут, а в условиях транзита их присутствие на экране для новых хозяев станет обременительным.
Обеспечить себе защиту эти люди не смогут. И по какому бы сценарию не развивались события, будущее этих людей более-менее понятно».
«Транзит власти стартовал». Политологи о предложении Путина изменить Конституцию
«Ведомости» спросили экспертов и политологов, что все это значит.
Дмитрий Бадовский, руководитель фонда «Институт социально-экономических и политических исследований»:
«Президент сформулировал основные направления реформы госуправления. Однако окончательная конфигурация всех изменений и к чему они приведут, будет ясно, когда появится текст поправок в Конституцию. По сути, сегодня впервые за 25 лет существования Конституции новой России озвучен столь масштабный пакет по конституционным поправкам. Это говорит о том, что так называемый транзит власти стартовал. С точки зрения Путина, политическая система должна опираться на институты, а транзит власти не может быть персональным, а может быть только институциональным. Речь идет о том, что баланс и ответственность различных ветвей власти и институтов как раз и будет обеспечивать устойчивость системы. Соответственно, повышение роли институтов приведет и к росту политической значимости тех фигур, которые будут занимать ключевые посты. Понятно, что остается сильная президентская власть и фигура президента, но становится сильнее и пост премьер-министра, более сильными политическими фигурами будут выглядеть и спикер Госдумы, и спикер Совета Федерации. Предстоит понять, как в Конституции будет зафиксирована роль Госсовета и как будут отрегулированы отношения власти в этом направлении.
Пока не до конца понятно, как будут оформлены эти конституционные поправки и решения. Ряд поправок, о которых говорил президент, – это касается национального и международного права (ст. 15 Конституции), местного самоуправления (ст. 12 Конституции) и регулирование специальных вопросов вроде минимальной оплаты труда не ниже прожиточного минимума и пенсионного обеспечения – регулируются, в том числе 1-й и 2-й главами Конституции. А 1-я и 2-я главы Конституции являются защищенными и по конституционным нормам их изменение требует созыва Конституционного собрания. В то же время, наверное, могут быть предложены какие-то решения, которые позволят дополнительно уточнить и отрегулировать эти вопросы в других конституционных главах – об исполнительной власти, о судебной системе, о местном самоуправлении.
Александр Кынев, политолог:
«Думаю, совокупность предложенных в послании мер позволяет говорить о трансфере власти по модифицированному казахскому сценарию – никакого елбасы там нет, конечно, но будет перераспределение функций среди высших должностных лиц и, видимо, Госсовета, Конституционного суда. Это дополнительные «смотровые площадки», с которых можно следить за тем, чтобы из преемника Путина не вырос кто-то самостоятельный.
При этом принципиально важно, будут ли вопросы вынесены на обсуждение единым пакетом (чтобы потом можно было сказать, что так решил народ) или по отдельности. Потому что отношение к предложенным вопросам может быть разным. Усиление полномочий парламента – шаг в сторону Европы, а отход от международных стандартов и приоритет норм национального права – шаг прямо противоположный. И голосование за весь пакет сразу будет профанацией».
Константин Костин, руководитель Фонда развития гражданского общества:
«Реформа госуправления, о которой объявил президент, касается трех направлений. Во-первых, развитие системы федеративных отношений и изменение статуса Госсовета, повышение роли муниципалитетов и их финансовой состоятельности. Во-вторых, это изменение баланса между исполнительной и законодательной властью. И третье: морально-этический аспект, когда в Конституции будет закреплено, что люди, занимающие высшие государственные посты, не должны иметь иностранного гражданства и вида на жительство за рубежом.
Виталий Иванов, политолог:
Михаил Виноградов, президент фонда «Петербургская политика»:
Референдум – способ избежать изменения новой конструкции за один день, голосованием в парламенте. Это попытка создать относительно долгие правила игры. Несколько неожиданно, что это сделано уже сейчас. Конспирологам предложено думать, что запуск схемы может начаться раньше 2024 г. Но это способ перестать избегать этой проблемы, сделать разговор о транзите легальным и заодно позволить всем игрокам обозначить свои претензии и наделать ошибок».
Евгений Минченко, президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг»:
«Многие вещи, предложенные президентом, и так существуют, речь скорее об их закреплении в Конституции. Это, например, касается Госсовета – он уже играет серьезную роль. Лично я очень рад, что возникла тема утверждения состава правительства парламентом. Я был одним из тех людей, которые активно продвигали ее на протяжении ряда лет. В этой поправке речь не идет о переходе к парламентской республике. Думаю, президент сделал абсолютно правильный акцент на том, Россия остается президентской республикой, но при этом роль парламента возрастает. Это абсолютно логичная история.
Ключевое в пакете поправок, на мой взгляд, то, что фиксируется примат национального законодательства над международным. В условиях нынешней международной турбулентности это вполне логично. Это серьезно меняет весь основополагающий уклад. Это приведет, в частности, к тому, что решения международных судов будут не обязательны для исполнения, если мы решим, что они противоречат национальному законодательству. Вопрос, сохранят ли приоритет уже действующие международные договоры, требует разъяснений юристов.
На мой взгляд, мнение граждан о предложенных поправках в Конституцию может быть выяснено путем опроса, не обязательно будет референдум.
Предложения президента не дали представления о том, как именно будет осуществлен трансфер власти. Это только обозначение коридоров возможностей, они многочисленны».
Аббас Галлямов, политолог:
В послании Федеральному Собранию президент заложил основу для трансформации политической системы страны
15 января президент Российской Федерации Владимир Путин в 16-й раз выступил с ежегодным обращением к Федеральному Собранию, в котором обрисовал ситуацию в стране и назвал главные направления ее дальнейшего развития. На мероприятии, которое проходило в «Манеже», присутствовали депутаты, сенаторы, члены правительства, председатели Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов, Генпрокурор, председатель ЦИК, руководитель Счетной палаты, члены Госсовета, главы основных конфессий и другие государственные и общественные деятели.
Глава государства также предложил расширить полномочия других ветвей власти. Пожалуй, самым серьезным стала инициатива передать назначение правительства и премьер-министра в руки Федерального Собрания. Сейчас парламент может только дать согласие на назначение председателя правительства президентом. Если же поправки будут учтены, кандидатуры будут выдвигать сами депутаты, а президент не сможет их отклонить. Правда, по-прежнему сохранит право отправить их в отставку.
Еще одна инновация — закрепление в Конституции РФ роли и статуса Госсовета, упоминание которого в Основном законе страны сейчас отсутствует. Предлагается также расширить полномочия губернаторов, Конституционного суда, дать большую независимость прокуратуре от местных властей.
Путин подчеркнул, что все предложенные изменения не затрагивают фундаментальных основ Конституции, а, значит, могут быть утверждены парламентом в рамках действующей процедуры и действующего закона. Однако учитывая важность предложенных поправок, он считает необходимым провести «народное голосование» по всему пакету возможных изменений.
Первый вице-президент Центра политических технологий, профессор ВШЭ Алексей Макаркин считает, что выдвинутые президентом инициативы четко говорят о том, что подготовка к будущему транзиту власти уже началась, и эти меры должны в перспективе сделать этот процесс менее болезненным.
— Начинается процесс транзита власти и, соответственно, снижается цена вопроса по поводу того, кто же станет преемником. Теперь следующий президент страны сможет оставаться на своем посту не более двух сроков, слово «подряд» из этой статьи изымается. Кроме того, весьма существенно снижается его влияние на формирование правительства. Теперь депутаты будут утверждать кандидатуры премьеров, вице-премьеров, министров.
Таким образом, транзит может привести к тому, что полномочия следующего президента, кто бы им ни стал, будут ограничены. А, значит, вопрос о том, кто именно им станет, не будет столь драматичным. Возможно, мы увидим смещение модели в сторону коллективного руководства государством.
Есть вопрос по поводу того, как все эти поправки будут приниматься. С одной стороны, президент достаточно четко сказал, что это возможно по федеральным конституционным законам без созыва Конституционного собрания, так как не затрагивает фундаментальных статей.
С другой стороны, 15-я статья, в которой нужно закрепить верховенство Конституции над любыми другими документами, включая международные, находится как раз в той части, которая изменяется Конституционным собранием. Пока ответа на этот вопрос нет.
«СП»: — Слова президента о всенародном голосовании означают, что поправки будут приниматься на референдуме?
— Референдум возможен. Хотя общенациональных референдумов у нас не было с 1993 года, возможно, его объявят для принятия поправок в Конституцию. Как я уже сказал, ныне действующая Конституция предусматривает, что изменения статьи о верховенстве того или иного права должно рассматриваться Конституционным собранием, а не референдумом. Но, возможно, эту формулировку просто перенесут в другую часть Конституции, может быть, даже, в преамбулу или в часть полномочий Конституционного суда. А изменение этих частей созыва Конституционного собрания не требует.
Декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов также полагает, что президент закладывает изменения в политической системе страны на будущее.
— Кардинальных изменений в политической системе в ближайшее время не произойдет даже в случае принятия предложенных поправок на референдуме, потому что неформальная иерархия останется прежней. Было подчеркнуто, что республика должна оставаться президентской.
Другое дело, что власть считала запрос на перемены в обществе и попыталась сманеврировать, огласив некие структурные изменения и возможность корректировки Конституции. Мне кажется, что это подготовка к транзитным политическим реформам более существенного, фундаментального плана. Я бы отметил закрепление в конституции статуса Госсовета, который там никогда не был прописан.
Кроме того, при помощи этих инициатив власть решила разделить ответственность за проводимый социально-экономический курс с парламентской оппозицией, которая в последнее время резко критиковала политику Кремля. Теперь Госдума, в которой часть составляют депутаты из системной оппозиции, будет утверждать и премьер-министра, и федеральных министров. Увеличиваются как полномочия, так и ответственность депутатского корпуса. Это довольно хитрый маневр.
Что касается судебной ветви власти, президент продемонстрировал, что, с одной стороны, дает им определенные бонусы в плане расширения возможностей и полномочий, особенно Конституционному суду. А с другой, имеет возможность отстранять судей от должностей в случае выдвижения против них обоснованных обвинений. То есть всем сестрам раздали по серьгам, как в плане увеличения функционала, так и в плане роста ответственности за курируемый участок работы.
Еще один важный момент — положение о приоритетности российского законодательства и Конституции и вторичности международных правовых норм. Тем самым фиксируется суверенность России и отход от политики Бориса Ельцина, который стремился вписать ее в международную юридическую реальность.
Теперь это положение пересматривается, и, с учетом войны санкций и беспардонной активности США и их союзников, такая подстраховка не помешает.
«СП»: — Могут ли полномочия Госсовета быть расширены, и для чего?
— Это не было детализировано, как мне кажется, именно потому, что вопрос о характере транзита власти окончательно еще не решен. Поэтому пока фиксируется некая статусная властная структура, чтобы потом можно было с ней «поиграть» и наделить полномочиями, а если в ней отпадет потребность, оставить за ней совещательные функции.
Нужно понимать, что транзит не будет четко обозначен, будут выбрасываться разного рода фальш-идеи и инициативы, процесс будет максимально маскироваться. Неслучайно сейчас плодятся институты и перераспределяется функционал, чтобы, с одной стороны, взбодрить систему, а с другой, замаскировать реальные направления транзита на перспективу.
Алексей Громский, политтехнолог, представитель Агентства политических и экономических коммуникаций в Новгородской области
Он четко обозначил «выгодопреобретателей послания» — это люди, родившиеся в 90-х, прошли социализацию в 2000-х «при Путине». Теперь они хотят развития, но и сами готовы брать на себя ответственность за конкретные дела, стремятся «двигаться вперёд в профессии, знаниях, в достижении благополучия, готовы брать на себя ответственность за конкретные дела».
Тем же, кто не смог пока найти своё место в жизни, государство в лице президента предлагает социальный контракт, помощь в приобретении профессии. Также предлагается достаточно гармоничное сочетание ежемесячных выплат на детей, причем достаточно весомых, индексации материнского капитала и так далее, со своеобразным социальным контрактом.
К возвращению популярности голосования на выборах, надо полагать, по мысли президента должна привести и одна из главных политических новелл — изменения в Конституции. Прежде всего, это закрепление статуса Госсовета, как органа власти состоящего из губернаторов регионов и новый принцип формирования правительства через утверждение его председателя, вице-премьеров и всех федеральных министров решением Государственной Думы.
Политтехнолог Михаил Шимановский:
Путин разложил процесс на несколько составляющих, участники которых будут уравновешивать своей мотивировкой «старых друзей». Прежде всего — это Госдума, увеличение ее влияния.
Также как и рост влияния ее председателя — Володина. Будет стремительно капитализироваться кресло депутата, начнется возгонка конкуренции между парламентскими партиями на выборах 21-го года. Одновременно, создаются серьезные проблемы для «Единой России». К такому развитию событий она явно не готова. А обсуждение поправок в Конституцию с последующим референдумом многократно поднимет интерес населения ко всему «политическому», в том числе и к выборам.