Утренняя звезда что это значит
по Библии Иисус есть звезда утренняя
Здесь мы подошли к самому интересному, что только могла придумать Церковь. Ибо то, что сейчас будет сказано, является либо наглой провокацией, рассчитанной на самую, что только есть, темноту своей паствы, либо она действительно возомнила себя божественным инструментом, получившим самостоятельные права, и, Возгордившись от этого, начала творить всё, что угодно её воле.
Имя «Люцифер» является в христианстве синонимом зла. По интерпретации Церкви, он есть главный ангел, который был низвергнут за непокорность Богу и стал князем ада. Эта «аксиома» и она не обсуждается.
Версия Церкви ( смысл ею интерпретируется как отрицательный):
«…сам Сатана принимает вид Ангела света»
(2Кор 11:14)
Слова Иисуса:
«Я. Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя».
(Откр 22:16)
О каком Ангеле идёт речь? Кто должен придти после Иисуса» Ответ на этот вопрос даёт подстрочник параллельных мест Библии.
Откровение Иоанна. Гл.2, ст. 24-28.
«Вам, вам, которые не знают глубин сатанинских,
сказываю, что не наложу на вас иного бремени.
Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца,
тому дам власть над язычниками,
и будет пасти их жезлом железным;
как сосуды глиняные, они сокрушатся,
как и Я получил власть от Отца Моего;
дам ему звезду утреннюю».
(Откр 2:24-28)
«И почитает на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не послуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина».
(Ис 11:2-5)
Два стиха – стих Откровения Иоанна (22:16), где Иисус назвал себя «звездою утреннею» (Люцифером, Светоносным Ангелом), и стих Исайи (11:1(2-5) 10), где говорится о посланнике – Судье, препоясанным истиной и правдой, связаны между собой подстрочным указателем параллельных мест. Значит, Церковь эти стихи отожествляет и одобряет. Получается, что Люцифер (Сатана) действительно Дух Господень, Дух мудрости и благочестия. Но почему тогда, вопреки написанному, преподносится противоположный результат?
Далее опять уже идёт знакомый вариант редакции Библии по своему усмотрению.
Второй отрывок из Откровения Иоанна (2:24-28), связанный «утреннею звездою» с первым (22:16), никак не показан в Библии.
Его нет в подстрочнике, как в Иоанне, так и в Исайе, но зато стих (2:28) связан с тремя другими стихами на общую тему – «Я есмь Первый и Последний, Начало и Конец», и одним стихом, задающим вопрос – «Кому уподобите Меня?» (богу из золота и серебра», идолу?)
Сам же стих Откровения (2:24-28), которого Церковь никак не отменила, говорит о двух сатанах.
Получается, что кругом одни рогатые демоны и только одна христианская Церковь во главе с её земным богом (Папой) оказывается правой.
Эта ситуация похожа на ту, в которой злоумышленника загнали в угол, а он, не имея возможности отпираться и сопротивляться, только кидается на всех и кричит – «сами вы такие».
Именно этот вывод подтверждают следующие стихи, которые сопутствуют вышеприведённому высказыванию из 2-го послания Павла к коринфянам(11:14). Приведём их все вместе, чтобы стало более ясно, о ком идёт речь.
«Ибо таковые лжеапостлы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды, но конец их будет по делам их». (2кор 11:13-15)
В такой сложной путанице и кроется главный секрет могущества «великой блудницы» Откровения, которая «говорит в сердце своём: «сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!» (Откр 18:-172). «За то в один день придёт на неё «возмездие», потому что силен Господь Бог, судящий ее» (откр 18:8) за то, что она пытается выдать за добро, а добро облечь одеждами зла.
«Горе тем, которые зло называют добром и добро – злом, тьму почитают светом и свет – тьмою, горькое почитают сладким и сладкое – горьким! Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!» (Ис 5:-21)
«Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют». (Дан 12:10-9.8.11)
Денница
Денни́ца (греч. ἑωσφόρος) — 1) Утренняя звезда, заря; 2) люцифер, одно из имен диавола.
Гюстав Доре «Потерянный рай»
1) В ближайшем и непосредственном значении это слово употребляется при сопоставлениях для более яркого выражения и раскрытия тех или иных богословских истин, идей.
а) Например, псалмопевец использовал слово «денница» в стихе о предвечном рождении Сына Божия от Бога Отца: «Из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое» ( Пс.109:3 ). Так, посредством, казалось бы, незамысловатого сравнения, он представил важнейшие догматические положения:
б) Многострадальный Иов, проклиная ночь своего зачатия, также вспоминал о деннице: «Да померкнут звезды рассвета её: пусть ждет она света, и он не приходит, и да не увидит она ресниц денницы» ( Иов.3:9 ). В данном случае метафорическим образом проклятой, непрестанно длящейся ночи, подчеркнута глубина душевного напряжения Иова, стремившегося объяснить для себя смысл внезапно обрушившихся на него бедствий.
2) Непосредственным поводом к употреблению имени «денница» в отношении диавола служит провозвестие пророка Исаии: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы» ( Ис.14:12 ).
Будучи по своему естеству ангелом, изначально принадлежавшим к одному из высших чинов небесной иерархии, диавол, до своего преступления, обладал многочисленными совершенствами. И своей светозарностью, связанной с восприятием и отображением Божественного Света, он превосходил многих других светлых ангелов.
О том, какими благами он был одарён и украшен, Бог напомнил ему через пророка Иезекииля: «Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» ( Иез.28:14-15 ).
Став духом злобы, мироправителем тьмы ( Еф.6:12 ), люцифер утратил первобытную светозарность и красоту. Называя диавола «денницей», Писание обнаруживает, чего он лишился и на что променял своё богоподобное достоинство; напоминает, что вина за его беззаконие лежит исключительно на нём.
Другой причиной именования диавола «утренней звездой» служит его умение принимать, в целях обольщения людей, ложный вид ангелов света ( 2Кор. 11:14 ) и даже Самого Бога. Заметим, что Утренней Звездой, или Денницей, именуется и Господь: «Я, Иисус… Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя (в ц.-сл. варианте — денница)» ( Откр. 22:16 ).
Кто такой Люцифер?
Сергей Худиев о «сыне зари»
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Слово «Люцифер» в современном языке закрепилось для именования сатаны; именно в этом значении его использует бесчисленное количество голливудских триллеров на тему «Беспечные студенты, прочитав вслух древний манускрипт, случайно пробудили древнее проклятие, спавшее под зловещими руинами древнего замка, где некогда правил могучий чернокнижник, сожженный инквизицией. Из подвала вылез адский Люцифер и всех съел, кроме одной студентки, которая как-то перекантовалась до рассвета». В наш язык это слово попало, как легко догадаться, из английского. Его источник — классический библейский перевод Короля Иакова, где в книге Пророка Исайи 14:12 сказано «How art thou fallen from heaven, O Lucifer, son of the morning!» В английский, в свою очередь, это слово попало из латыни, где оно означает буквально «светоносец» употребляется для именования утренней звезды, Венеры.
Обратимся к русскому переводу этой главы Пророка:
Он назван денницей, утренней звездой ради той славы, которой он обладал в то время — как утренняя звезда, Венера, на небосклоне гораздо ярче всех других звезд и видна даже тогда, когда они все пропадают из вида, так и царь вавилонский своим могуществом и великолепием затмевал всех правителей той эпохи.
Святой Люцифер Калаританский
Прямой и буквальный смысл слов Пророка именно таков — заносчивый языческий правитель пал под тяжестью своей непомерной гордыни. Но Библия — очень глубокая, многослойная книга; когда мы читаем эти слова, трудно отделаться от ощущения, что речь идет о хорошо знакомых нам тиранах не столь далекого прошлого. Под это описание подойдут и Наполеон, и Гитлер, и Сталин, и Мао Цзе Дун — много кто. Это описание не просто одного гордеца, но гордыни вообще; и поэтому уже очень давно благочестивые читатели относили эти слова Пророка к первому из гордецов — дьяволу. Дьявол сравнивается с денницей, утренней звездой, в том смысле, что он был сотворен прекрасным ангелом, исполненным света и славы, но потом низвергся во тьму преисподней, восстав против Бога в своей гордыне и властолюбии.
Таким образом именование «Люцифер», «светоносец», применимо к сатане до его падения — именовать его Люцифером после этого было бы неточно. Традиция такого именования — довольно поздняя, и в первоначальном, латинском употреблении слово «lucifer» значит просто «утренняя звезда» или «светило», часто не имея никакого отношения к сатане. Например, латинский церковный гимн Lucis largitor splendide, обращенный, очевидно, ко Христу, содержит строчку «Tu verus mundi lucifer» (Ты — истинный Светоносец миру). Многие благочестивые христиане в первые века Церкви носили имя «Люцифер». Так звали, по крайней мере, двоих Епископов, причем один из них, святой Люцифер из Кальяри, был канонизирован.
Наверное, нам не стоит использовать слово «Люцифер» для именования сатаны — во-первых, теперь-то он уже точно никакой не светоносец, во вторых, не стоит обижать благочестивых людей, которые носили это имя, а в третьих — не стоит связываться с голливудской традицией люциферических страшилок, которые в духовном отношении могут сбивать с толку.
Противник наш диавол, увы, совершенно реален, только он имеет очень мало отношения к голливудским спецэффектам, внезапно вырастающим клыкам, диким завываниям, сине-зеленым рожам и тому подобному. Его цель — вовлечь нас в грех, и прежде всего, в тот же грех, который низверг с неба его самого, в гордыню; но также и во все остальные. Он не собирается демаскировать себя спецэффектами, и предпочитает действовать тайком и обманом.
А если, случайно, в зловещих руинах древнего замка, овеянных мрачными легендами, Вы найдете древнюю рукопись, испещренную таинственными знаками — ну, что же, отнесите ее в местный краеведческий музей, пусть специалисты разбираются.
Трудные тексты Библии. Что такое утренняя звезда?
И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших… (2 Петра 1:19)
Несколько лет назад, автор услышал, как представитель «Служения Живого Потока» (Поместная церковь Уитнесса Ли) толковал этот текст в том смысле, что Библию читать — это, конечно, хорошо и правильно, но делать это надо лишь до тех пор, пока в твоём сердце не взойдёт утренняя звезда. То есть, пока ты не станешь «духовным» христианином, у которого разделились душа и дух, и дух занял главенствующее положение. Такому христианину Библия уже не нужна.
Поразившись такому толкованию, ваш покорный слуга решил, что это какое-то недоразумение, и забыл об этом «толковании». А вот теперь вспомнил.
Давайте же попробуем понять, что же такое «утренняя звезда», которая должна взойти в сердцах наших? Надо ли после этого перестать обращаться к «вернейшему пророческому слову»?
Возможные варианты толкования
1. Утренняя звезда — это труды по вероучению и толкования на текст Священного Писания, которыми снабдили нас святые мужи Церкви
Веру, изложенную ими [пророками] и получившую четкое определение, безупречно сохранили жившие после них святые отцы, пастыри народов, просветители церквей и искуснейшие наставники. В исповеданиях отцов или в изложениях, которые они сделали относительно правильной и неразменной веры для опровержения и уничтожения всякой ереси и нечестивого словоблудия, для укрепления и защиты идущих правильным путем в том, что касается веры, невозможно найти пропуск или опущение чего бы то ни было необходимого для пользы. Для них взошла яркая утренняя звезда, и засиял день по Писаниям, и благодать от Святого Духа посылает [им] свет истины.
Кирилл Александрийский, Послание на святой символ веры.
Такое толкование, на наш взгляд, выглядит довольно фантастично. Вряд ли Пётр, называвший пророческое Слово «вернейшим», говорил о том, что Его надо читать до тех пор, пока не появятся на свет хорошие толкования и мудрые творения отцов Церкви.
Слово пророков — это слово Божье: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня». (2 Царств 23:2) А творения отцов Церкви — это всего лишь человеческие писания. Последнее никак не может быть лучше первого.
2. Утренняя звезда — это Второе Пришествие Христа и прославление наших тел.
Ибо в ночи века сего, богатой темными соблазнами, где тяжело любому приходится, кто не грешит, как нам быть, если не имеем светильника пророческого слова? Но всегда ли этот светильник будет необходим? Вовсе нет. Доколе, говорит, не начнет рассветать день. Светильником же пока ночной [светильник] служит, поскольку мы — сыны Божий и еще не стали тем, чем будем. В сравнении же с нечестивыми мы – день. Но если мы в этой жизни сравниваемся с тем, чем будем в будущей, то мы все еще ночь и нуждаемся в светильнике.
Беда Достопочтенный, О семи Кафолических посланиях
Эта точка зрения имеет довольно много сторонников. Однако, нам представляется странным, что о Пришествии Христа здесь говорится, как о событии происходящем «в сердцах ваших». Пришествие Христа будет реальным, весомым, зримым, а не умозрительным событием.
3. Утренняя звезда — это некое сверхъестественное переживание после которого христианин становится знающим все тайны Божьи и уже не нуждается в чтении Библии.
Ни один из серьёзных толкователей этой точки зрения не придерживается, однако она существует в так называемой «народной экзегезе» некоторых ультрахаризматических, маргинальных групп…
Это толкование совершенно невероятно, ибо непреходящая ценность Слова Божьего, изложенного в Священном Писании, неоднократно декларируется пророками и апостолами.
На веки, Господи, слово Твое утверждено на небесах… (Псалтирь 118:89)
Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, и я буду держаться его до конца. (Псалтирь 118:33)
Не отнимай совсем от уст моих слова истины, ибо я уповаю на суды Твои и буду хранить закон Твой всегда, во веки и веки… (Псалтирь 118:43-44)
Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя. (1 Тимофею 4:16)
Не существует такого периода в истории или в жизни человека, в который Священное Писание стало бы для него неактуальным.
4. Восхождение утренней звезды в сердце верующего — это образ, означающий, что Истина о Христе, которая раньше была непонятна человеку, становится понятной от вдумчивого чтения Писаний.
Данное толкование утверждает, что речь идёт всего лишь о понимании ранее непонятных Истин. Эту точку зрения выразил Мэтью Генри:
Когда свет слова посредством Духа Святого проникает в слепой разум и затемненное сознание, тогда рассветает духовный день и восходит утренняя звезда в сердце. Это просвещение погруженного во мрак ума подобно рассвету, что разливается и пронизывает собой всю душу, исправляет и развивает ее, пока не настанет совершенный день, Прит. 4:18. Это есть рост познания; тот, кто просвещен таким образом, никогда не считает себя достаточно знающим пока не познает так, как познан сам. Обращаться к этому свету — долг каждого и служит интересам всех, и всякий, поступающий по правде, идет к этому свету, в то время как делающие зло держатся на расстоянии от него.
При этом данное толкование не подразумевает, что как только человек понял какую-либо истину о Христе, он должен перестать читать Писание. Он должен продолжать обращаться к Писанию, чтобы углубиться в понимании как уже понятых, так и других истин. Этот процесс должен пронизывать всю земную жизнь христианина, ибо Священное Писание вернее любого человеческого религиозного опыта.
Выбранное решение вопроса
Признавая достаточно сильными аргументы сторонников толкования №2, мы всё же склоняемся к толкованию №4. Вот какими герменевтическими принципами мы руководствовались.
Принцип литературного контекста и авторского замысла
Речь в контексте вряд ли идёт о Втором Пришествии. Ведь в 16 стихе говорится о воплощении Бога Сына. Хотя кульминацией 2 послания Петра действительно служит третья глава, где речь идёт о Втором Пришествии Христа, всё же во фрагменте 2 Пет. 1:16-21 апостол говорит нам о христианской эпистемологии, т.е. об истинных и ложных источниках получения знания.
Пётр перечисляет три источника познания:
Таким образом, Пётр как бы говорит: чтобы что-то понять, запомнить, осмыслить, осознать (апостол очень хочет, чтобы читатели запомнили истины Божьи даже после того, как Симон умрёт — 12-15 стихи), нужно пользоваться истинными источниками познания: к таковым можно причислить истинный религиозный опыт и пророческое слово. Причём пророческое слово вернее религиозного опыта. Именно оно может сделать непонятное понятным, подобно тому, как утренняя звезда сияет в предрассветной мгле.
Принцип грамматики и лексического анализа
Словосочетанием «утренняя звезда» переведено греческое слово φωσφόρος. Слово «фосфор» нам, на первый взгляд, понятно и без перевода, однако оно буквально означает «несущий свет» (φῶς — свет, φέρω — несу). В Новом Завете это слово встречается лишь однажды, только в этом стихе. Однако Платон сообщает, что этим словом греки называли Венеру. (К слову сказать, Венеру утренней звездой называли многие народы на разных языках). А кроме того, планета Венера, по свидетельству Эврипида, Плутарха и того же Платона, называлась по-гречески очень похожим словом ἑωσφόρος (ἕως — заря, восток; φέρω — несу). А это греческое слово встречается в Септуагинте, но никогда не относится к Богу.
У Ис. 14:12 это наименование Денницы (на латыни Люцифера)
В Иов. 3:9 речь идёт о звёздах, которые видны даже поутру.
А вот в Псалме 109:3 (в септуагинте) говорится о Сыне Божьем, Который был рождён прежде Денницы. Возможно речь идёт о том, что Бог Сын был явлен ангельскому миру, в том числе и Люциферу (ср. Евр. 1:6). Также возможен и перевод по масоретскому тексту «из чрева прежде денницы подобно росе рождение (или юность) твоё», т.е. ты рождён очень рано, до появления утренней звезды, прежде чем выпала роса… Так что так или иначе утренняя звезда тут явно не Христос.
О пришествии Христа также не может идти речь, потому что утренняя звезда должна взойти именно в сердцах верующих (εν ταις καρδιαις)
Второе Пришествие, Славное Возвращение Христа не произойдёт внутри сердец христиан. Но в сердцах происходит просвещение Духом Святым (Еф. 1:17,18).
Принцип аналогии веры и аналогии Писания
Хотя пришествие Христа сравнивается с восхождением звезды в Чис. 24:17, всё же, похоже, что под этой звездой подразумевается солнце.
Пришествие Христа как первое, так и второе сравнивается с солнцем недвусмысленно в Мал. 4:2 (…взойдет Солнце правды…)
и в Пс. 83:12 (…Ибо Господь Бог есть солнце и щит…)
Да и в Откр. 22:16 по отношению ко Христу употребляются не слова ἑωσφόρος и φωσφόρος, а словосочетание: «αστηρ ο λαμπρος ο πρωϊνός», т.е. опять же речь идёт, скорее всего о солнце.
Похоже, что нигде в Писании Христос не сравнивается с Венерой.
А вот в Притчах 4:18 стезя праведных (т.е. их земной путь, построенный в соответствии с пониманием Божественной мудрости) сравнивается с утренним светилом (в Септуагинте — φῶς). Именно путь грешников там назван тьмой, а путь праведников светом.
Принцип ясности Писания
Второе послание Петра написано в «азианском стиле» (напыщенный, цветистый стиль речи, противоположный скупому и аскетическому «аттическому стилю»). Поэтому первый читатель, уловив с первых слов послания его стилистическую особенность, скорее бы увидел в цветистом образе утренней звезды нечто, указывающее на ближайшую тему — метод познания, чем на тему, которая получит своё развитие лишь в конце третьей главы.
Первые читатели прекрасно понимали, что тьма — это их непросвещённое восприятие мира (ср. 2 Кор. 4:6), светильник — Слово Божье (ср. Пс. 118:105), следовательно, рассвет и утренняя звезда — это просвещённое Словом восприятие Истины.
Вывод.
А практический вывод очень прост: если вам что-то непонятно в Божьем мире, читайте Библию! Читайте, исследуйте, держитесь Слова, и рано или поздно, вам всё будет понятно.
Кто такой Люцифер на самом деле?
Как переводится «Люцифер»?
С латыни перевод звучит как «нести свет». В мифах древних римлян он олицетворялся с образом утренней зари, утренней звезды (звезда Люцифера – это планета Венера).
Планету Венера называли Люцифером, так как она «несла свет», когда не было солнца (рано утром и поздно вечером). Однако в христианской религии примерно с семнадцатого века Люцифер – это падший ангел, который ассоциировался с нечистыми силами (дьявол, Сатана).
Интересно, что в Римской империи имя Люцифер носили мужчины. Значение его было «сияющий, несущий свет». Был даже святой Люцифер, епископ, который жил в четвертом веке нашей эры.
В религии христиан же Люцифер носит отрицательный оттенок. В одной из книг, написанной на еврейском, есть легенда о Люцифере. Якобы один ангел захотел приравняться к Богу, за что его «прогнали» с небес.
Так Люцифер и стал «плохим героем», имеющим много ипостасей в Библии.
Считается, что змей, который предложил Еве вкусить запретный плод, и есть Люцифер.
Также Сатана, созданный Богом и возжелавший стать наравне с Создателем, является воплощением Люцифера.
Архангел Люцифер, как и архангел Михаил, был призван защищать Эдем (рай) от злых сил. Но зависть и гордость окутали все его мысли. Он даже собрал всех своих ангелов, чтобы стать главным на небе. Но архангелы Гавриил и Михаил не дали этому событию свершиться. Тогда Сатану-Люцифера и изгнали с небес. С тех пор Люцифер – демон. Вообще Люцифер символизирует зло, он хочет предать человека искушению, духовной смерти.
Изначально в Библии Люцифер был описан как ангел, которого очень любил Бог. Он был прекрасный и величественный, светлый и разумный. Люцифер был самим совершенством.
В иудаизме и раннем христианстве еще не было приравнивания понятий «утренняя звезда» (Денница, если переводить на русский) и Сатаны.
В сатанизме же (учение, противопоставляющее себя христианству) Люцифер сочетает в себе свободу и гордость, низкое и бездуховное познание. Он – демон и дьявол.
Воплощение образа в искусстве
История Люцифера стала интересна многим писателям и режиссерам. Они взяли ее за основу в своих произведениях.
Есть понятие «сигил Люцифера». Оно означает некий символ, состоящий из фигур и других знаков. Сигил обладает мистическими свойствами и силой. Сатанисты, по некоторым данным, с его помощью могут вызвать дух Люцифера, совершить какой-то обряд. Считается, что в сигиле имеется какая-то тайна, шифр. Это могут быть имена или указания.
«V» (victor от латинского – победа) – это символ Венеры, победа разума и духа над негативным аспектом бога тьмы и регресса.
Часть перевернутой пентаграммы означает «через тернии к звездам».
Треугольник означает женское начало, феминизированный аспект Люцифера, дающий жизнь всему живому ибо без света нет жизни.
Исходящие треугольники символизируют мужское начало.
Перекрест и ромб означают единство и озарение разума.
Люцифер в Славяно-Арийских Ведах
Вот что написано об этом образе у древних славян.
Люцифер – «утренняя звезда», «свет Цефирот». «Лю» означает нисходящий свет, «ци» — энергию, свет, «фер» — сферу. Есть древнееврейская легенда об утренней звезде, которая пыталась закрыть собой Солнце, но ей это не удалось. Она была порабощена.
Славяне считали, что звезда Люцифер на самом деле является Землей Деей, вокруг которой кружились Лютиция и Фатта (две луны). На луне Лютиция происходили сборища кощеев, но через некоторое время добрые силы её разрушили.
Необходимо было спасать от взрыва Землю, ее переместили в другое пространство, а луна Фатта была перемещена к Мидгарду. Астрологи сегодня зовут ее «Фаэтон», учитывая сильное воздействие этой планеты. После мощного взрыва Лютиции исчезла атмосфера Дживы (Луна Перуна) и Орея (Марс). Жители с Орея переместились на Мидгард.
Славяне отождествляли Люцифера с Сатанаилом. Последний был первый демократом, решившим выступать против существующих высших законов.
Таким образом, во многих религиях и религиозных направлениях Люцифер означает существо, которое изначально было «добрым», а потом из-за своих отрицательных черт стал «злым».