богослужение в великую субботу

Особенности богослужения Великой Субботы

Гермоген Шиманский

В Великую Субботу Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во Гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, а также введение разбойника в рай. Вместе с тем, в богослужении дня указывается и на славное Воскресение Господа Иисуса Христа. Основные воспоминания дня Великой Субботы выражены в тропаре часов следующего дня — Святой Пасхи: «Во гробе плотски (телесно), во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй (наполняяй), Неописанный».

Богослужение Великой субботы начинается с самого раннего утра и продолжается до конца дня, так что песнопения последнего службы этого дня — полунощницы — соединяются с началом торжественной пасхальной заутрени.

Глубокой ночью — с Пятницы на Субботу — Церковь созывает верных, чтобы «исходные (надгобные) песни принести Зиждителю» перед Его гробом. Самое богослужение является благоговейным бдением перед гробом Спасителя и трогательным погребальным гимном пострадавшему за нас Господу, Бессмертному Царю славы.

В этот день совершаются утреня с 1-м часом, 3-й, 6-й и 9-й часы с чином изобразительных и Литургия святого Василия Великого в соединении с вечерней.

Утреня Великой Субботы начинается по обычаю. После шестопсалмия, великой ектении и «Бог Господь» поются три тропаря: «Благообразный Иосиф», «Егда снизшел еси к смерти» и «Мироносицам женам». Священнослужители в это время выходят из алтаря царскими вратами к Плащанице. Настоятель совершает каждение Плащаницы, алтаря, народа и всего храма.

Непорочны, или Похвалы, разделяются на три статии, или «славы», из которых каждая заканчивается малой ектенией и особым возгласом. В начале второй и третьей статии бывает малое каждение (Плащаницы, местных икон, иконостаса и молящихся). Начало и конец каждой статии по обычаю поется.

После трех статией, но перед малой ектенией, поются воскресные тропари Иоанна Дамаскина: «Ангельский собор удивися» и совершается каждение всего храма.

По 8-й песни вместо «Честнейшую Херувим» поется ирмос 9-й песни: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся и вознесу со славою непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающия».

После канона и ектении — песнь: «Свят Господь Бог наш», хвалитные псалмы («Всякое дыхание») и стихиры на хвалитех; на «И ныне» — «Преблагословенна еси, Богородице Дево» (в это время священнослужители выходят из алтаря к Плащанице).

Далее, поется великое славословие, во время которого совершается троекратное каждение Плащаницы. После великого славословия совершается торжественный обряд выноса Плащаницы с Евангелием и крестный ход вокруг храма в память о погребении Спасителя.

Обнесение Плащаницы вокруг храма совершается следующим образом: при протяжном пении заключительного стиха Трисвятого, в предшествии фонаря, светильников, запрестольного Креста и хоругвей, при скорбном перезвоне колоколов, настоятель, подняв Плащаницу на главу, держа в руках Святое Евангелие, вместе с другими священнослужителями, поддерживающими Плащаницу, износит ее через западные двери и обносит вокруг храма.

После того как Плащаницу один раз обнесут вокруг храма, ее снова вносят в храм и подносят к царским вратам в знак того, что Господь Иисус Христос и после Своей смерти, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно пребывал «на Престоле со Отцем и Святым Духом». Хор заканчивает пение Трисвятого, и настоятель, стоя под Плащаницей, возглашает перед царскими вратами: «Премудрость, прости». Хор поет один раз тропарь «Благообразный Иосиф». При пении тропаря Плащаница с Евангелием вновь полагается на прежнее место посередине храма, и совершается ее каждение.

После этого следует тропарь пророчества, поется прокимен, читается паремия из Книги Пророка Иезекииля, созерцавшего поле, на котором сухие кости ожили по повелению Божию; затем поется второй прокимен, читаются Апостол — о плодах смерти Спасителя, и Евангелие — о запечатании гроба и приставлении к нему стражи. Далее, произносятся сугубая и просительная ектении и бывает особый отпуст — тот же, что и на великих часах Великого Пятка и на великой вечерне в Великий Пяток: «Иже нас ради человек и нашего ради спасения страшныя страсти и Животворящий Крест и вольное погребение плотию изволивый, Христос, истинный Бог наш».

После отпуста, при целовании Плащаницы поется стихира: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго».

Первый час присоединяется к утрени (отпуст часа — малый).

Часы: 3-й, 6-й и 9-й с изобразительными совершаются вместе («поскору»), без пения. Отпуст в конце часов и изобразительных также малый. После часов совершается Литургия.

На утрене, часах, вечерне и на Литургии Великой Субботы все молитвы, чтения и священнодействия, происходящие обычно на солее (входные молитвы, ектении, паремии, чтение Апостола и Евангелия (если служит диакон), малый и великий вход, заамвонная молитва)за исключением причащения, совершаются перед Плащаницей.

Литургия в Великую Субботу совершается святого Василия Великого и соединяется с вечерней. По уставу Литургия совершается поздно, «о часе 10 дне», после вечерни, и как бы входит тем самым в пределы наступающего радостнейшего дня Святой Пасхи, являясь предпразднством величайшего христианского торжества –Воскресения Христова.

На вечерне после стихир на «Господи, воззвах» (воскресных и Триоди) и догматика 1-го гласа совершается малый вход с Евангелием. После пения «Свете тихий» перед Плащаницей читаются 15 паремий (без прокимна), в которых заключаются пророчества о страданиях, смерти и Воскресении Христа, о наступлении благодатного Царства Господа и о славе Новозаветной Церкви.

По прочтении шестой паремии о чудесном переходе евреев через Чермное море при открытых царских вратах поется песнь Моисея: «Поим Господеви, славно бо прославися». Хор поет многократно припев: «Славно бо прославися», чтец повторяет по стихам всю эту песнь.

По прочтении последней паремии — о чудесном избавлении от огня трех отроков в пещи Вавилонской, прообразовавших невредимое исшествие Христа из гроба и ада, — поется песнь трех отроков: «Господа пойте и превозносите Его во веки», чтец читает стихи этой песни. При этом открываются Царские врата.

После паремий следует малая ектения, вместо Трисвятого поется крещальная песнь «Елицы во Христа крестистеся» — в воспоминание древнего обычая крестить в Субботу перед Пасхой оглашенных. Для этого епископ перед чтением паремий выходил из алтаря в крещальню и совершал Крещение, а по прочтении паремий, епископ приводил новокрещенных в храм, их встречали и приветствовали пением этой песни (молитвы об «оглашенных» и «готовящихся ко Просвещению», то есть ко Крещению, возносились в древности и теперь возносятся во время Святой Четыредесятницы на Литургии Преждеосвященных даров).

После паремий и прокимна перед Плащаницей читается Апостол. В апостольском чтении применительно к воспоминаемому событию дня и упомянутому древнему обычаю Крещения на Литургии раскрывается значение и таинственная сила Крещения, как «спогребения» Христу и «совоскресения» с Ним для новой жизни.

Чтением Апостола как бы оканчивается погребальный день субботний — начинает уже светать денница воскресения, а потому с этого момента и отлагается в храме все, что напоминало о скорби этих дней. После Апостола вместо «Аллилуиа» поются стихи 81 псалма: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех». При многократном пении этого припева одежды священнослужителей и облачения Престола и жертвенника переменяются на белые, что символизирует небесный свет и славу Воскресшего Господа и напоминает о светлых Ангелах, возвестивших женам-мироносицам о Воскресении Христовом.

В евангельском чтении возвещается о Воскресении Господа Иисуса Христа (Мф. 28, 1–20). Далее, Литургия святого Василия Великого совершается обычным порядком. Вместо Херувимской песни поется трепетная и благоговейная песнь «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет. Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии Херувими и шестокрылатии Серафими, лица закрывающе (в благоговении) и вопиюще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».

В Великую Субботу на Литургии святого Василия Великого как задостойник поется ирмос 9-й песни канона «Не рыдай Мене, Мати».

После Литургии Великой Субботы до Литургии Пятидесятницы прекращается пение (в конце Литургии) песни: «Видехом свет истинный».

После заамвонной молитвы Литургии Великой Субботы бывает благословение пяти хлебов и вина (без елея и пшеницы), в память о том, что древние христиане, оставаясь в храме от субботней Литургии до пасхальной утрени, вкушением освященного хлеба и вина укрепляли свои ослабевшие силы на подвиг бдения в эту священную и спасительную ночь, предвозвестницу светозарного дня воскресения.

Отпуст Литургии — обычный.

Если в Великую Субботу случится Благовещение, то накануне, в Великую Пятницу, на вечерне на «Господи, воззвах» поются стихиры дня и праздника (всего — на 10), при этом на «И ныне» поется стихира Благовещения «Послан бысть», и бывает вход с Евангелием. Затем читаются три паремии дня и пять паремий праздника. Прокимен, Апостол и Евангелие на вечерне — только дня, то есть Великого Пятка. После «Ныне отпущаеши» и «Отче наш» поется тропарь Благовещения, «Слава» — «Благообразный Иосиф», «И ныне» — «Мироносицам женам». Во время пения тропаря «Благообразный Иосиф» — вынос Плащаницы.

Каноны — праздника и Великой Субботы. Катавасией служат ирмосы канона Великой Субботы.

На 9-й песни «Честнейшую Херувим» не поем, но поется припев праздника; в конце 9-й песни — ирмос дня: «Не рыдай Мене, Мати». После 9-й песни и малой ектении — «Свят Господь Бог наш».

В стихирах на хвалитех к дневным стихирам присоединяются стихиры Благовещения, при этом на «И ныне» поется «Преблагословенна еси, Богородице Дево».

Великое славословие поется. Далее, все по чину Великой Субботы (обнесение вокруг храма Плащаницы и прочее).

На Литургии вместо Трисвятого — «Елицы во Христа крестистеся», вместо Херувимской песни — «Да молчит всяка плоть человеча»; вместо «Достойно» — «Не рыдай Мене, Мати», и только в храме Благовещения поется задостойник праздника «Яко одушевленному Божию кивоту». Апостол и Евангелие — дня и праздника.

Источник

Великая Суббота

Историческое содержание

В Ве­ли­кую Суб­бо­ту Пра­во­слав­ная Цер­ковь вос­по­ми­на­ет те­лес­ное по­гре­бе­ние Иису­са Хри­ста и со­ше­ствие Его в ад. Си­нак­сарь в Ве­ли­кую Суб­бо­ту на­чи­на­ет­ся сти­ха­ми:

Всуе хра­ни­ши гроб ку­сто­дие:
Не бо со­дер­жит ра­ка са­мо­жи­во­тия.

Сняв с кре­ста и об­вив пе­ле­на­ми с бла­го­во­ни­я­ми, по обы­чаю иуде­ев, Иосиф и Ни­ко­дим по­ло­жи­ли Пре­чи­стое те­ло Гос­по­да в но­вом ка­мен­ном гро­бу в са­ду Иоси­фо­вом, на­хо­див­шем­ся неда­ле­ко от Гол­го­фы. К две­рям гро­ба при­ва­ли­ли боль­шой ка­мень. При по­гре­бе­нии Иису­са Хри­ста на­хо­ди­лись Ма­рия Маг­да­ли­на и Ма­рия, мать Иа­ко­ва и Иоси­е­ва.

Пер­во­свя­щен­ни­ки и фа­ри­сеи зна­ли, что Иисус Хри­стос пред­ре­кал о сво­ем вос­кре­се­нии, но не ве­ря это­му пред­ска­за­нию и опа­са­ясь, чтобы апо­сто­лы не по­хи­ти­ли те­ла Иису­са Хри­ста и не ска­за­ли на­ро­ду: вос­крес из мерт­вых, – в Суб­бо­ту вы­про­си­ли у Пи­ла­та во­ен­ную стра­жу, при­ста­ви­ли ко гро­бу и са­мый гроб за­пе­ча­та­ли (Мф.27:57-66; Ин.19:39-42) и тем до­ста­ви­ли ис­тине но­вое под­твер­жде­ние.

Молитвы

Благообра́зный Ио́сиф,/ с дре́ва снем пречи́стое Те́ло Твое́,/ плащани́цею чи́стою обви́в,// и воня́ми во гро́бе но́ве покры́в положи́.
Слава: Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный,/ тогда́ ад умертви́л еси́ блиста́нием Божества́./ Егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́,/ вся си́лы Небе́сныя взыва́ху:// Жизнода́вче Христе́ Бо́же наш, сла́ва Тебе́
И ныне: Мироно́сицам жена́м при гро́бе предста́в, А́нгел вопия́ше:/ ми́ра ме́ртвым суть прили́чна,// Христо́с же истле́ния яви́ся чуждь.

Перевод: Благородный Иосиф, с древа (с Креста) сняв пречистое тело Твое, чистым полотном обвив и помазав благовониями, в гробнице новой положил. Но в третий день воскрес Ты, Господи, даруя миру великую милость.
Слава: Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная, тогда ад умертвил Ты сиянием Божества. Когда же Ты и умерших из преисподней воскресил, все Силы Небесные взывали: «Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!»
И ныне: Женам-мироносицам представ у гробницы, Ангел восклицал: «Миро приличествует мертвым, Христос же явился тлению неподвластным; лучше возгласите: Воскрес Господь, дарующий миру великую милость!»

Бе́здну заключи́вый, мертв зри́тся,/ и сми́рною и плащани́цею обви́вся,/ во гро́бе полага́ется, я́ко сме́ртный, Безсме́ртный;/ жены́ же приидо́ша пома́зати Его́ ми́ром,/ пла́чущи го́рько и вопию́щия:/ сия́ Суббо́та есть Преблагослове́нная,// в не́йже Христо́с усну́в, воскре́снет тридне́вен.

Перевод: Бездну Заключивший лежит пред нами мертвым, и, полотном со смирною обвитый, в гробнице полагается как смертный – Бессмертный. Жены же пришли помазать Его миром, плача горько и взывая: «Эта суббота – преблагословенна, та самая, когда Христос уснул, чтобы на третий день воскреснуть».

Источник

ЧАСТЬ 2
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА

Все службы этой седмицы, отличающиеся продолжительностью и особой умилительностью, расположены так, что в них постепенно воссоздается вся история страданий Спасителя, Его последние, предсмертные слова и Божественныя наставления. Каждому дню седмицы усвоено особое воспоминание, выражающееся в песнопениях и в Евангельских чтениях (см. ниже 2–6).

Как бы участвуя в страданиях Спасителя, сообразуясь смерти Его ( Флп. 3, 10 ), церковное богослужение принимает характер печали и сокрушения – «сострастия» страстям Христовым.

«Ныне открывается таинство от века сокровенное; ныне совершается главизна Божественнаго домостроительства, ныне полагается венец воплощению Бога Слова; ныне открывается бездна любви Божией». Так говорит о совершившемся таинстве страдания и смерти Спасителя за род человеческий святой Иоанн Дамаскин в своем Слове на святую Великую Субботу.

Спаситель провидит все это: перед Ним были открыты и тайное неверие, и ослепление, и жестокосердие иудеев, и его ужасные последствия для израильского народа. Любвеобильное сердце Спасителя исполняется скорбью до того, что всеобщая радость вокруг Его шествия во Иерусалим не могла остановить слез Его: и увидев город Иерусалим, Он плакал о нем ( Лк. 19, 41 ).

Пресвятая Матерь Господа Иисуса в величайшем страдании и сострадании Сыну у Креста явилась поистине Агницей Агнца Божия Христа, сердцем Своим, всем существом Своим разделяющей спасительные страдания Своего Сына, великую Голгофскую Жертву Его любви.

Чем темнее была ночь и мрак ненависти и злобы врагов Христа, окружавших Крест и Распятого на нем, тем ярче были звезды небесной любви, которой горели ко Господу сердца близких Его учеников и учениц. Тайные ученики Христа – знаменитый ученый Иосиф из Аримафеи и один из начальников иудейских Никодим – движимые любовью, преодолевают страх перед гонениями от врагов Иисусовых и приходят, чтобы погребсти с честью Его тело.

Таким образом, освободив тех, которые от века были связаны, Христос Спаситель вновь возвратился из среды мертвых, воскрес, открыв и нам путь к воскресению. Он освободил нас от схождения после смерти в темницу мрака – во ад, разрушив сей плачевный путь «адова ниспадения», которого не избежали и ветхозаветные праведники.

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПЕРВЫХ ТРЕХ ДНЕЙ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ

Каждый из первых трех дней Страстной седмицы, кроме общих особенностей, имеет и свои собственные и посвящается особому воспоминанию, содержащемуся в песнопениях и евангельских чтениях на утрене и Литургии.

В Великий Вторник воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев, Его беседы и притчи во Иерусалимском храме – о подати, подаваемой кесарю, о воскресении мертвых, Страшном Суде и кончине мира, притчи о десяти девах и о талантах. В притчах изображается неожиданность пришествия Господа (притча о десяти девах) и праведность Суда Божия (притча о талантах).

В Великую Среду воспоминается жена грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он пребывал на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился предать Христа Спасителя иудейским старейшинам за 30 сребреников.

В первые три дня Страстной седмицы положено прочитывать на богослужении всю Псалтирь, кроме 17 кафизмы, читаемой на утрене Великой Субботы.

Накануне этих дней служится повечерие: великое повечерие – в понедельник и вторник вечером; малое повечерие – с воскресенья на понедельник, в среду вечером и в следующие дни. На повечерии поется трипеснец святого Андрея Критского.

На утрене после «Аллилуиа» в первые три дня поется (трижды) особым напевом тропарь «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися. Но воспряни зовущи: свят, свят, свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас». В этом тропаре Церковь внушает нам спасительный страх внезапного пришествия Судии мира и побуждает нас к духовному бодрствованию.

После стихословия трех кафизм на утрене читается Евангелие, особое на каждый день. После кафизм ектений не полагается, но сразу после третьей кафизмы и седальна диакон произносит «И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия».

По прочтении Евангелия, 50 псалма и молитвы «Спаси, Боже, люди Твоя» в понедельник и среду поется трипеснец, а во вторник – двупеснец (8 и 9 песнь). Припев к тропарям трипеснцев и канонов в Страстную седмицу: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». По окончании трипеснца в первые четыре дня поется ексапостиларий: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь (в него); просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя» (трижды). В этом песнопении мы исповедуем перед Господом свое недостоинство, сокрушаемся и плачем, подобно невесте, оставленной вне брачного чертога. Далее по Уставу – хвалитные псалмы, стихиры на хвалитех и прочее последование утрени.

В первые три дня Страстной седмицы на 3, 6 и 9 часах последовательно и целиком прочитывается все Четвероевангелие (в 9 отделах), до слов: «ныне прославися Сын Человеческий» ( Ин. 13, 32 ). Евангелие читается после пения великопостного тропаря часа и по прочтении Богородична часа, а на 6 часе – после прочтения паремии, предваряемой и завершаемой пением прокимна.

Ветхозаветные чтения имеют тот же порядок, что и в предыдущие дни служения по Постной Триоди. Но состав чтений иной. Так, на 6 часе вместо пророчества Исайи, читаются пророчества Иезекииля, созерцавшего дивные образы Херувимов на огненных колесницах, движимых Духом. На вечерне в первые четыре дня читается паремия из Книги Исход о бедствиях евреев в Египте и избавлении от них; эти бедствия служили прообразом духовных бедствий греховного человечества и избавления от них страданиями Спасителя. Вторая паремия на вечерне читается из Книги Иова, невинного и безропотного страдальца, служившего прообразом страданий Спасителя.

В первые три дня Страстной седмицы совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

После пения «Да исправится молитва моя» и великих поклонов читается Евангелие, соответственно воспоминанию каждого дня; Апостол на Литургии в эти дни не читается.

В среду в конце Литургии (после «Буди имя Господне») последний раз во время Великого Поста читается молитва святого Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами).

В первые три дня Страстной седмицы, начиная с вечерни в Неделю Ваий, в конце служб бывает особый отпуст: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос, истиннный Бог наш».

Если в Великий Понедельник, Великий Вторник или Великую Среду случится праздник Благовещения, то служба праздника соединяется со службой Триоди. Накануне Понедельника всенощное бдение начинается с великой вечерни, а накануне Вторника и Среды – с великого повечерия. После великого славословия совершается лития, на утрене поется полиелей, величание, прокимен и читается Евангелие Благовещению. Ирмосы канона – Благовещения. На девятой песни – припевы Благовещения. Славословие читается. В конце утрени и на часах – молитва святого Ефрема Сирина (на часах – по 3 великих поклона). Литургия совершается святого Иоанна Златоуста в соединении с вечерней. На Литургии прокимен, Апостол, задостойник и причастен – Благовещения. Евангелие на Литургии читается Благовещения и дня.

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ В ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

В Четверг Страстной седмицы в богослужении воспоминаются четыре важнейших события, совершившихся в этот день: Тайная Вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причастия (Евхаристии) и совершил умовение ног Своим ученикам в знак глубокого смирения и любви к ним; молитва Спасителя в Гефсиманском саду и предательство Иисуса Христа Иудой Искариотом.

В Великий Четверг совершаются следующие службы: малое повечерие (со среды на четверг), утреня с 1 часом, часы: 3, 6 и 9 с изобразительными, Литургия святого Василия Великого в соединении с вечерней.

Особенности богослужения Великого Четверга следующие:

Накануне (в среду вечером) совершается малое повечерие, на котором поется трипеснец святого Андрея Критского.

На утрене после «Аллилуиа» поется трижды особым напевом тропарь: «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души Учителю таковая дерзнувшия! Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе». 522

Кафизм на утрене нет. Сразу после тропаря по возгласе диакона: «И о сподобитися нам слышанию. » читается Евангелие. В Евангелии повествуется о событиях этого дня (Лк., зачало 108 «от полу»: «Приближашеся праздник опреснок», окончание в зачале 109: «По Немже идоша ученицы Его»).

По прочтении Евангелия и 50 псалма поется полный канон Великого Четверга: «Сеченое сечется море Чермное»; полный – в ознаменование важности этого дня (молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя» перед каноном не читается).

После 9 песни – ексапостиларий (трижды): «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». Далее совершается вседневная утреня обычным порядком с пением стихир на хвалитех, чтением великого славословия и пением стихир на стиховне.

На 1 часе читается паремия из Книги Пророка Иеремии, в которой изображается кротость Божественного Страдальца и злоба Его врагов. Чтение паремии предваряется и завершается пением прокимнов.

Часы 3, 6 и 9 и чин изобразительных совершаются вместе, «поскору», без пения. Только в конце изобразительных, после возгласа диакона «Премудрость» поется «Достойно есть» и прочее.

Совершается Литургия святого Василия Великого в соединении с вечерней (без кафизмы). Литургия совершается после вечерни, поскольку Сам Господь установил Евхаристию вечером. 523 После стихир на «Господи, воззвах» и входа с Евангелием, читаются три паремии (из Книг Исход, Иова и пророка Исайи). Перед первой и второй паремиями поются прокимны. После третьей паремии произносится малая ектения, поется Трисвятое; далее, обычным порядком служится Литургия святого Василия Великого. На Литургии читаются Апостол (Кор., зач. 149) и Евангелие, выбранное из трех евангелистов (Мф., зач. 107 ( Мф. 26, 1–20 ); Ин., зач. 44 ( Ин. 13, 3–17 ), Мф., зач. 108, «от полу» ( Мф. 26, 21–39 ); Лк., зач. 109 ( Лк.22, 43–45 ); Мф., зач. 108( Мф.26, 40–27, 2 )).

Вместо «Достойно есть» на Литургии поется ирмос 9 песни канона утрени, в котором верующие призываются насладиться гостеприимством («странствия») Господним и бессмертной Его трапезы. Задостойник Великого Четверга – ирмос 9 песни канона: «Странствия владычня и безсмертныя трапезы на горнем месте высокими умы, вернии, приидите насладимся, возшедша Слова от Слова научившеся, егоже величаем». (Гостеприимства (угощения) и бессмертной трапезы на горнем месте, приидите, верные, насладимся, устремив горе наш ум. Слово пришло (сюда, на горнее место, как снедь верным); это узнали мы от Самого Слова, Которое ныне прославляется ( Ин. 12, 23 ).)

В конце служб Великого Четверга произносится особый отпуст, указанный в Служебнике: «Иже за превосходящую благость путь добрейший смирения показавый, внегда умыти ноги учеников, даже и до Креста и погребения снизшедый нам, Христос, истинный Бог наш».

Вечером в Великий Четверг по Уставу положено совершать малое повечерие с трипеснцем.

Если в Великий Четверг случится Благовещение, то в среду вечером всенощное бдение начинается Великим повечерием. На литии и на стиховне вечерни – стихиры и тропарь Благовещения.

На утрене на «Бог Господь» поется тропарь Благовещения дважды, и на «Слава, и ныне» – «Егда славнии ученицы» (единожды). Затем полиелей и величание Благовещения. Степенны 4 гласа – первый антифон. Прокимен, Евангелие и (после него) стихира – Благовещения. Канон праздника и дня. Катавасия – ирмосы канона Великого Четверга. На 9 песни, вместо «Честнейшую Херувим», – припевы праздника. Светилен: праздника, «Слава» – дня, «и ныне» – праздника. Часы 3, 6 и 9 и изобразительны служатся обычным порядком.

Совершается Литургия святого Василия Великого в соединении с вечерней. Паремии, прокимен, Апостол и Евангелие – дня и праздника. Вместо «Достойно есть» поется ирмос «Странствия Владычня». Если храм Благовещения, то поется задостойник: «Яко одушевленному Божию кивоту» с положенным припевом. Вместо Херувимской песни, причастна, стиха, поемого во время причащения мирян, и вместо «Да исполнятся уста наша» поется «Вечери Твоея тайныя».

Отпуст – Великого Четверга.

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ВЕЛИКОЙ ПЯТНИЦЫ

В Великую Пятницу совершаются три основных службы: утреня, великие часы и великая вечерня с малым повечерием. Литургия в этот день не совершается по причине великого поста и глубокого сокрушения, а также потому, что в этот день была принесена Самим Спасителем Голгофская Жертва на Кресте.

«Последование Святых и Спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа» должно начинаться по Уставу во втором часу ночи или по нашему счету в восьмом часу вечера. Богослужение утрени должно совершаться глубокой ночью (обычно с вечера в Великий Четверг), потому что страдания Господа, воспоминаемые в Пятницу, начались в ночь с Четверга на Пятницу. И подобно ученикам, пением ночью сопровождавших Своего Учителя и Господа на пути с Тайной Вечери в Гефсиманский сад, христиане в ночь пятницы совершают всю утреню с пением антифонов и канона и назидаются слушанием полной евангельской истории страстей Христовых.

Главная особенность утрени Великого Пятка состоит в том, что на ней читаются 12 Евангелий, избранных из всех четырех евангелистов. В этих чтениях подробно повествуется о последних часах земной жизни Спасителя, начиная с Его прощальной беседы с учениками после Тайной Вечери и до Его погребения в саду праведным Иосифом Аримафейским.

Порядок этой утрени следующий.

Начало обычное. После шестопсалмия и великой ектений поется «Аллилуиа» и тропарь «Егда славнии ученицы» (трижды). Иерей в фелони износит Евангелие на середину храма, совершает каждение Евангелия, алтаря, всего храма и народа.

После пения тропаря произносится малая ектения и читается первое Евангелие святых страстей (диакон: «И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия»). При чтении Евангелий народ стоит с возжженными свечами, выражая этим пламенную любовь к Божественному Страдальцу и уподобляясь мудрым девам, исшедшим со светильниками в сретение Жениху. В первом Евангелии от Иоанна повествуется о прощальной беседе Господа Иисуса Христа с учениками и о Его Первосвященнической молитве.

Перед чтением каждого Евангелия поется: «Слава страстем Твоим, Господи» (по Уставу полагается петь: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе»), после чтения – «Слава долготерпению Твоему, Господи».

Между первыми шестью Евангелиями поются по три антифона (всего их 15), затем малая ектения и седален, на котором не позволяется сидеть, потому что в это время совершается каждение. Каждение бывает малое (Евангелия, алтаря, иконостаса и народа) на всех седальнах, до 50 псалма.

После каждого седальна возглашается: «И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия» и читается Евангелие. 15 антифонов соответствуют своим содержанием евангельским чтениям. В них изображаются страдания Богочеловека Иисуса Христа, любовь Господа и неблагодарность народа и иудейских старейшин, обличается законопреступный Иуда и восхваляется благоразумный разбойник.

После шестого Евангелия поются (или читаются) «Блаженны» с тропарями, произносится малая ектения и поется прокимен: «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий». Затем сразу читается седьмое Евангелие – о крестных страданиях Господа, после которого читается 50 псалом и следует восьмое Евангелие – о распятии Господа и исповедании благоразумного разбойника.

После восьмого Евангелия поется трипеснец святого Космы Маиумского: «К Тебе утренюю» (5, 8 и 9 песни), после 5 песни произносится малая ектения, после 9 песни – малая ектения и поется полный глубочайшего сердечного чувства ексапостиларий: «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи; и мене древом крестным просвети и спаси мя.»

После трипеснца и ексапостилария читается девятое Евангелие – о словах Господа Спасителя, обращенных к Своей Пречистой Матери и ученику, о смерти Спасителя и прободении ребра, поются хвалитные псалмы «Всякое дыхание» и стихиры самогласны на хвалитех, после которых читается десятое Евангелие – о снятии со Креста и погребении Господа.

После десятого Евангелия читается Великое славословие, произносится просительная ектения и читается одиннадцатое Евангелие – о погребении тела Господа в новом гробе.

После одиннадцатого Евангелия – стихиры на стиховне (они же и на вечерне на «Господи, воззвах») и двенадцатое Евангелие – о приставлении стражи ко гробу и запечатании гроба. После прочтения Евангелие сразу же уносится в алтарь.

После двенадцатого Евангелия – тропарь Великого Пятка: «Искупил ны еси от клятвы законныя». Сугубая ектения и отпуст.

Великие часы, совершаемые в Великую Пятницу вместо Литургии, служатся все вместе (1, 3,6 и 9 часы с чином изобразительных) по чину великих часов в навечерие Рождества Христова и Крещения Господня. На каждом часе положены особые псалмы, имеющие отношение к воспоминаемым событиям; после Богородична часа поются три особых тропаря и прокимен, а также читаются паремия, Апостол и Евангелие из каждого евангелиста. В конце великих часов – особый отпуст (см. Служебник). Тот же отпуст – в конце великой вечерни в Великий Пяток.

Эти часы составлены святым Кириллом, архиепископом Александрийским (V в.). По Уставу их следует совершать во втором часу дня, то есть в восемь часов утра по нашему счету. 524

На Великой вечерне, которая относится уже к Великой Субботе и совершается около того времени, когда Спаситель умер на Кресте (в десятом часу дня, то есть в четыре часа пополудни), воспоминается снятие Пречистого тела Господа Иисуса Христа со Креста и Его погребение.

После мирной ектений, стихир на «Господи, воззвах» и входа с Евангелием читаются три паремии (из Книг Исход, Иова и Пророка Исайи), в которых пророчески изображаются страдания Искупителя мира. Перед первой и второй паремией и перед Апостолом (после третьей паремии) поются прокимны. 525

После паремий на вечерне Великого Пятка читается Апостол о Божественной силе и премудрости, открывшихся в крестных страданиях Спасителя, и читается Евангелие, выбранное из трех евангелистов (Матфея, Луки и Иоанна), о страданиях Спасителя, начиная от совета старейшин и заканчивая крестной смертью Господа.

После Евангелия – сугубая ектения, молитва «Сподоби, Господи», просительная ектения и стихиры на стиховне. На «Слава, и ныне» поется стихира: «Тебе, одеющагося светом, яко ризою». При пении этой стихиры настоятель совершает троекратное каждение вокруг Плащаницы, положенной до начала вечерни на святом Престоле.

Затем читаются «Ныне отпущаеши», Трисвятое по «Отче наш», поются тропари «Благообразный Иосиф с Древа снем (сняв) Пречистое Тело Твое» и «Мироносицам женам».

При пении тропаря «Благообразный Иосиф» священнослужители износят Плащаницу, на которой изображается снятие Спасителя со Креста и положение Его во гроб, через северные двери (по другому обычаю – через царские врата) на середину храма и полагают ее на особом столе или гробнице Главою Спасителя к северу. Этот обряд изображает также снятие тела Господа Иисуса Христа со Креста и положение Его во гроб. 526

Затем бывает обычное окончание великой вечерни (диакон: «Премудрость», хор: «Благослови» и прочее). Отпуст на великой вечерне в Великий Пяток особый – тот же, что и на великих часах: «Иже нас ради человек и нашего ради спасения страшныя страсти и Животворящий Крест, и вольное погребение плотию изволивый, Христос, истинный Бог наш».

Тотчас после вечерни совершается малое повечерие, на котором поется канон о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы. Этот канон составлен в X веке святым Симеоном Метафрастом (Логофетом). По окончании 9 песни вместо «Достойно есть» поется ирмос: «Бога человеком». Затем – «Премудрость» и малый отпуст. 527

Во время чтения малого повечерия и канона на повечерии верующие подходят к Плащанице, поклоняются перед священным изображением и с трепетным благоговением и сердечным сокрушением лобызают язвы Спасителя и Евангелие, лежащее на персях Господа как Его духовное завещание, запечатленное Его Святейшею Кровию. 528

Если в Великую Пятницу случится Благовещение, то накануне в Великий Четверг на вечерне, соединяемой с Литургией святого Василия Великого, на «Господи, воззвах» поются стихиры дня и праздника, на «Слава» – стихира дня, на «И ныне» – праздника. Паремии дня и три паремии праздника. Далее – Литургия святого Василия Великого, как обычно в Великий Четверг.

Повечерие малое с трипеснцем.

На самый праздник служба начинается с утрени, на которой совершается чтение двенадцати страстных Евангелий. Особенности этой утрени следующие: на «Бог Господь» – тропарь праздника (дважды), «Слава, и ныне» – «Егда славнии ученицы». После седьмого страстного Евангелия – полиелей и поется величание Благовещения; затем степенны 4 гласа – первый антифон, прокимен и Евангелие Благовещения. По прочтении праздничного (благовещенского) Евангелия сразу же читается восьмое страстное Евангелие. После этого Евангелия и 50 псалма поется стихира Благовещения и произносится молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя». Далее, после возгласа священника поется канон Благовещения и дня; после 5, 8 и 9 песней катавасией служат ирмосы трипеснца. На 9 песни (вместо «Честнейшую Херувим») – припевы Благовещения, а после 9 песни – светилен праздника, «Слава» – дня, «И ныне» – праздника. Далее, читается девятое страстное Евангелие и до конца служба совершается, как в Великий Пяток (на хвалитех и на стиховне – стихиры праздника и дня). Отпуст дня. После отпуста совершается 1 час со всеми особенностями Великого Пятка.

При совпадении праздника Благовещения с Великим Пятком Литургия совершается по чину святого Иоанна Златоуста в соединении с вечерней. На вечерне после входа с Евангелием – прокимны и паремии дня. После малой ектений и Трисвятого – прокимен, Апостол и Евангелие сначала Благовещения, а затем дня. Задостойник и причастен – Благовещения.

По указу Святейшего Синода (1855 г.) вынос Плащаницы в праздник Благовещения, случившийся в Великую Пятницу, следует совершать на малом повечерии. Настоятель облачается в полное облачение, а прочие священники – в малое. Повечерие начинается по обычаю, но по прочтении «Верую» открываются царские врата и поется стихира «Тебе одеющагося» (каждение Плащаницы, лежащей на престоле). Далее, при пении тропаря «Благообразный Иосиф» священники выносят плащаницу северными дверями на приготовленное посередине храма место. Затем следует целование Плащаницы и положенный на повечерии канон о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы. По распоряжению Святителя Московского Филарета (1855 г.) и Святейшего Патриарха Алексия I (1950 г.), чин выноса Плащаницы в Великую Пятницу на Благовещение совершается в конце Литургии святого Иоанна Златоуста после заамвонной молитвы; поются стихиры на стиховне вечерни, а затем, при пении тропаря совершается вынос Плащаницы. После отпуста Литургии читается канон о распятии Господа и на плач Богоматери. 529

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ВЕЛИКОЙ СУББОТЫ

В Великую Субботу Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во Гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, а также введение разбойника в рай. Вместе с тем, в богослужении дня указывается и на славное Воскресение Господа Иисуса Христа. Основные воспоминания дня Великой Субботы выражены в тропаре часов следующего дня – Святой Пасхи: «Во гробе плотски (телесно), во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй (наполняяй), Неописанный».

Богослужение Великой субботы начинается с самого раннего утра и продолжается до конца дня, так что песнопения последнего службы этого дня – полунощницы – соединяются с началом торжественной пасхальной заутрени.

Глубокой ночью – с Пятницы на Субботу – Церковь созывает верных, чтобы «исходные (надгобные) песни принести Зиждителю» перед Его гробом. Самое богослужение является благоговейным бдением перед гробом Спасителя и трогательным погребальным гимном пострадавшему за нас Господу, Бессмертному Царю славы.

В этот день совершаются утреня с первым часом, 3, 6 и 9 часы с чином изобразительных и Литургия святого Василия Великого в соединении с вечерней.

Утреня Великой Субботы начинается по обычаю. После шестопсалмия, великой ектений и «Бог Господь» поются три тропаря: «Благообразный Иосиф», «Егда снизшел еси к смерти» и «Мироносицам женам». Священнослужители в это время выходят из алтаря царскими вратами к Плащанице. Настоятель совершает каждение Плащаницы, алтаря, народа и всего храма.

Непорочны, или Похвалы, разделяются на три статии, или «славы», из которых каждая заканчивается малой ектенией и особым возгласом. В начале второй и третьей статии бывает малое каждение (Плащаницы, местных икон, иконостаса и молящихся). Начало и конец каждой статии по обычаю поется.

После третьей статней, но перед малой ектенией, поются воскресные тропари Иоанна Дамаскина: «Ангельский собор удивися» и совершается каждение всего храма.

После ектений читаются седален, 50 псалом и поется канон Великой Субботы: «Волною морскою», представляющий собой и по содержанию и по напеву дивное и прекраснейшее творение христианского богословско-религиозного песнотворчества. При пении канона священнослужители входят в алтарь. 531 Здесь настоятель облачается во все священные одежды; сослужащие священники только в фелонь и епитрахиль.

По 8 песни вместо «Честнейшую Херувим» поется ирмос 9 песни: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, егоже во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся и вознесу со славою непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающия».

После канона и ектений – песнь: «Свят Господь Бог наш», хвалитные псалмы («Всякое дыхание») и стихиры на хвалитех; на «И ныне» – «Преблагословенна еси, Богородице Дево» (в это время священнослужители выходят из алтаря к Плащанице).

Далее, поется великое славословие, во время которого совершается троекратное каждение Плащаницы. После великого славословия совершается торжественный обряд выноса Плащаницы с Евангелием и крестный ход вокруг храма в память о погребении Спасителя.

Обнесение Плащаницы вокруг храма совершается следующим образом: при протяжном пении заключительного стиха Трисвятого, в предшествии фонаря, светильников, запрестольного Креста и хоругвей, при скорбном перезвоне колоколов, настоятель, подняв Плащаницу на главу, держа в руках Святое Евангелие, вместе с другими священнослужителями, поддерживающими Плащаницу, износит ее через западные двери и обносит вокруг храма.

После того как Плащаницу один раз обнесут вокруг храма, ее снова вносят в храм и подносят к царским вратам в знак того, что Господь Иисус Христос и после Своей смерти, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно пребывал «на Престоле со Отцем и Святым Духом». Хор заканчивает пение Трисвятого, и настоятель, стоя под Плащаницей, возглашает перед царскими вратами: «Премудрость, прости». Хор поет один раз тропарь «Благообразный Иосиф». При пении тропаря Плащаница с Евангелием вновь полагается на прежнее место посередине храма, и совершается ее каждение. 532

После этого следует тропарь пророчества, поется прокимен, читается паремия из Книги Пророка Иезекииля, созерцавшего поле, на котором сухие кости ожили по повелению Божию; затем поется второй прокимен, читаются Апостол – о плодах смерти Спасителя, и Евангелие – о запечатании гроба и приставлении к нему стражи. Далее, произносятся сугубая и просительная ектений и бывает особый отпуст – тот же, что и на великих часах Великого Пятка и на великой вечерне в Великий Пяток: «Иже нас ради человек и нашего ради спасения страшныя страсти и Животворящий Крест и вольное погребение плотию изволивый, Христос, истинный Бог наш».

После отпуста, при целовании Плащаницы поется стихира: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго».

Первый час присоединяется к утрени (отпуст часа – малый).

Часы: 3, 6 и 9 с изобразительными совершаются вместе («поскору»), без пения. Отпуст в конце часов и изобразительных также малый. После часов совершается Литургия.

На утрене, часах, вечерне и на Литургии Великой Субботы все молитвы, чтения и священнодействия, происходящие обычно на солее (входные молитвы, ектений, паремии, чтение Апостола и Евангелия (если служит диакон), малый и великий вход, заамвонная молитва)за исключением причащения, совершаются перед Плащаницей.

Литургия в Великую Субботу совершается святого Василия Великого и соединяется с вечерней. По Уставу Литургия совершается поздно, «о часе 10 дне», после вечерни, и как бы входит тем самым в пределы наступающего радостнейшего дня Святой Пасхи, являясь предпразднством величайшего христианского торжества – Воскресения Христова.

По прочтении шестой паремии о чудесном переходе евреев через Чермное море при открытых царских вратах поется песнь Моисея: «Поим Господеви, славно бо прославися». Хор поет многократно припев: «Славно бо прославися», чтец повторяет по стихам всю эту песнь.

По прочтении последней паремии – о чудесном избавлении от огня трех отроков в пещи Вавилонской, прообразовавших невредимое исшествие Христа из гроба и ада, – поется песнь трех отроков: «Господа пойте и превозносите Его во веки», чтец читает стихи этой песни. При этом открываются Царские врата.

После паремий следует малая ектения, вместо Трисвятого поется крещальная песнь «Елицы во Христа крестистеся» – в воспоминание древнего обычая крестить в Субботу перед Пасхой оглашенных. Для этого епископ перед чтением паремий выходил из алтаря в крещальню и совершал Крещение, а по прочтении паремий, епископ приводил новокрещенных в храм, их встречали и приветствовали пением этой песни (молитвы об «оглашенных» и «готовящихся ко Просвещению», то есть ко Крещению, возносились в древности и теперь возносятся во время Святой Четыредесятницы на Литургии Преждеосвященных Даров).

После паремий и прокимна перед Плащаницей читается Апостол. В апостольском чтении применительно к воспоминаемому событию дня и упомянутому древнему обычаю Крещения на Литургии раскрывается значение и таинственная сила Крещения, как «спогребения» Христу и «совоскресения» с Ним для новой жизни.

Чтением Апостола как бы оканчивается погребальный день субботний – начинает уже светать денница воскресения, а потому с этого момента и отлагается в храме все, что напоминало о скорби этих дней. После Апостола вместо «Аллилуиа» поются стихи 81 псалма: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех». При многократном пении этого припева одежды священнослужителей и облачения Престола и жертвенника переменяются на белые, что символизирует небесный свет и славу Воскресшего Господа и напоминает о светлых Ангелах, возвестивших женам-мироносицам о Воскресении Христовом.

В евангельском чтении возвещается о Воскресении Господа Иисуса Христа ( Мф. 28, 1–20 ). Далее, Литургия святого Василия Великого совершается обычным порядком. Вместо Херувимской песни поется трепетная и благоговейная песнь «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет. Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии Херувими и шестокрылатии Серафими, лица закрывающе (в благоговении) и вопиюще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».

В Великую Субботу на Литургии святого Василия Великого как задостойник поется ирмос 9 песни канона «Не рыдай Мене, Мати».

После Литургии Великой Субботы до Литургии Пятидесятницы прекращается пение (в конце Литургии) песни: «Видехом свет истинный».

После заамвонной молитвы Литургии Великой Субботы бывает благословение пяти хлебов и вина (без елея и пшеницы), в память о том, что древние христиане, оставаясь в храме от субботней Литургии до пасхальной утрени, вкушением освященного хлеба и вина укрепляли свои ослабевшие силы на подвиг бдения в эту священную и спасительную ночь, предвозвестницу светозарного дня воскресения.

Отпуст Литургии – обычный.

Если в Великую Субботу случится Благовещение, то накануне, в Великую Пятницу, на вечерне на «Господи, воззвах» поются стихиры дня и праздника (всего – на 10), при этом на «И ныне» поется стихира Благовещения «Послан бысть», и бывает вход с Евангелием. Затем читаются три паремии дня и пять паремий праздника. Прокимен, Апостол и Евангелие на вечерне – только дня, то есть Великого Пятка. После «Ныне отпущаеши» и «Отче наш» поется тропарь Благовещения, «Слава» – «Благообразный Иосиф», «И ныне» – «Мироносицам женам». Во время пения тропаря «Благообразный Иосиф» – вынос Плащаницы.

В самый праздник служба начинается рано утром с утрени. На утрене после «Бог Господь» поются тропари: «Благообразный Иосиф», «Егда снизшел еси», «Слава» – «Мироносицам женам», «И ныне» – «Днесь спасения нашего главизна». Затем поются Непорочны с похвалами. После Непорочнов, воскресных тропарей и малой ектений – полиелей и величание праздника. Степенны – первый антифон 4 гласа. Прокимен и Евангелие – праздника. После Евангелия по 50 псалме поется стихира праздника.

Каноны – праздника и Великой Субботы. Катавасией служат ирмосы канона Великой Субботы.

На 9 песни «Честнейшую Херувим» не поем, но поется припев праздника; в конце 9 песни – ирмос дня: «Не рыдай Мене, Мати». После 9 песни и малой ектений – «Свят Господь Бог наш».

В стихирах на хвалитех к дневным стихирам присоединяются стихиры Благовещения, при этом на «И ныне» поется «Преблагословенна еси, Богородице Дево».

Великое славословие поется. Далее, все по чину Великой Субботы (обнесение вокруг храма Плащаницы и прочее).

На Литургии вместо Трисвятого – «Елицы во Христа крестистеся», вместо Херувимской песни – «Да молчит всяка плоть человеча»; вместо «Достойно» – «Не рыдай Мене, Мати», и только в храме Благовещения поется задостойник праздника «Яко одушевленному Божию кивоту». Апостол и Евангелие – дня и праздника.

Иоанн Златоуст. Беседа 30-я на книгу Бытия, 1.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *