что подразумевается под деятельностным характером урока обучение целеполаганию
Что подразумевается под деятельностным характером урока обучение целеполаганию
Трушина Светлана Юрьевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательнаяк казачья школа»
Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка
Цель и целеполагание на уроке ФГОС
Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.
Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.
Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.
Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:
– учет уровня знаний и опыта детей,
– доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
Некоторые приемы целеполагания
Тема-вопрос
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.
Работа над понятием
Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре». Например, тема урока » Спряжение глаголов». Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков «Словосочетание», «Прямоугольник».
Подводящий диалог
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
Домысливание
Предлагается тема урока и слова «помощники»:
Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим
С помощью слов «помощников» дети формулируют цели урока.
Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову).
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
– Самостоятельное решение
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
– Постановка цели урока.
Статья «Целеполагание урока в соответствии с ФГОС»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Мария Николаевна Полынская,
Целеполагание урока в соответствии с ФГОС
В педагогике целеполагание характеризуется тремя компонентами:
обоснование и выдвижение целей;
определение путей их достижения;
проектирование ожидаемого результата.
Процесс целеполагания состоит из двух аспектов: определение ожидаемого образовательного результата и постановка цели на уроке.
Целеполагание обуславливает алгоритм, который определяет порядок и основные требования к результатам деятельности; выступает в качестве интегратора различных действий в системе «цель – средства достижения – результат конкретного вида деятельности».
Задача педагога деагностично поставить цель урока и конкретизировать ее в задачах, направленных на достижение запланированного результата. Данный алгоритм обеспечивает успешность деятельности педагога.
Под целью понимается идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности и путей его достижения с помощью определенных средств.
В научной литературе наиболее распространены следующие понятие целей:
предвосхищаемый результат деятельности;
предметная проекция будущего;
субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека;
идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности в его качественных и количественных параметрах;
прогноз, который обозначен в терминах конечных результатов, через проверяемые действия учащихся.
Учитель, определяя цель урока, должен всегда задавать себе вопрос – Чему научится ученик? Какой результат работы ученика можно будет увидеть? Педагог должен уметь переводить учебные цели в цели деятельности ученика, только в этом случае урок будет иметь успех, который кроется в усвоении учеником изучаемого материала.
Итак, учителю необходимо:
вовлекать учащихся в постановку целей;
уточнять понимание учащимися цели (целей) урока и определять шаги по ее достижению (критерии успешности);
подводить итоги выполнения целей.
Главное для педагога не транслирование своей цели, а создание условий, включающих каждого ученика в процесс целеполагания. Только в этом случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.
Цели урока должны быть сформулированы с позиции ожидаемых результатов, о есть с позиции самого ученика. При этом при планировании цели урока необходимо помнить об использовании различных категорий учебных целей, которые включают в себя:
место урока в системе уроков по данной теме;
необходимых уровней знаний и умений учащихся;
Цели образования представляются в деятельностной форме, что определяет деятельностный характер образовательного стандарта, компетентности выпускника и содержания образования. Таким образом, целеполагание означает необходимость четкого задания целей обучения с возможностью однозначности проверки факта их достижения.
Для того, чтобы цель предопределяла направленность деятельности учителя по отбору, конструированию и изложению учебного материала, она должна быть представлена в виде ведущих, стержневых идей, которые бы охватывали основное содержание всего занятия.
Типичные ошибки при определении и формулировании целей урока:
формальное отношение учителя к постановке цели (подмена цели темой урока или от урока к уроку одна цель выработать умение решать уравнения или использование расплывчатых формулировок образовательных целей). Такая размытость целей не позволит учителю судить о результатах урока, достижение этих целей невозможно проверить;
навязывание «своей» цели обучающимся, без учета их интересов, мотивов (отчуждение образовательного результата от ученического целеполагания);
подмена цели средствами урока (главное не достижение результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети);
формулирование цели с учетом процесса обучения, а не результата;
подмена целей наименованиями структурных элементов урока;
завышение цели, которую достичь средствами одного урока невозможно;
подмена цели перечислением видов деятельности (названиями тем… расплывчатость и неопределенность);
цель ставится в формулировках деятельности учителя, а не ученика или в таких формулировках, которые нельзя измерить, проверить;
учитель не уточняет понимание целей урока учениками (нет обратной связи);
в конце урока не подведены итоги, нет возврата к цели урока и др.
Памятка учителю для формулирования целей обучения.
1. Объем работы, обозначенный в формулировке цели, должен соответствовать времени, выделенному на эту работу.
2. Доминантное слово в формулировке цели должно быть выражено глаголом совершенного вида, который лучше всего передает желаемое поведение учащегося и означает предположение законченных действий, результаты которых и надо контролировать: сформировать, познакомить, дать представление, раскрыть, демонстрировать, соотносить, систематизировать и т.п. Поскольку цель урока описывается глаголами несовершенного вида: развитие, совершенствование, воспитание, формирование, то она теряет направляющее значение в деятельности, так как невозможно представить реальный образ такой цели, незавершенные действия не поддаются контролю. Также стоит избегать таких слов, как обсудить, завершить, заполнить, описать, послушать, осознать, пережить, практиковать, узнать о. понять. Они слишком расплывчаты для оценки эффективности обучения.
3. При формулировании цели следует четко разграничивать понятия «цель» и «средства для достижения этой цели», а также «цель» и «задачи, обоснованные этой целью».
В рамках реализации ФГОС постановка цели на уроке переходит от учителя к ученику. В процесс постановки цели на уроке вовлекаются учащиеся, учитель организует деятельность по приему целей учащимися, ориентирует на согласованность целей педагога и обучаемых. Такое совместное целеполагание создает условия для мотивации достижения целей учащимися. Цель урока в деятельностном подходе не имеет смысла, до тех пор, пока она не стала целью ученика, а задача учителя – сделать цель урока целью учеников. Для этого уже на этапе проектирования урока учитель определяет деятельность ученика, определяет цель для ученика и продумывает условия, при которых она возникнет у учащегося. От учителя требуется умение перевести тему урока в педагогическую задачу, умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей.
Системно-деятельностный подход обеспечивает:
формулирование цели урока в совместной деятельности учителя и ученика;
постановка цели урока учащимися самостоятельно;
формулирование диагностической цели урока;
ясность, четкость, конкретность цели урока и степень ее соотнесения с результатом;
постановка общей цели к уроку и частных задач к его этапам.
определить объем работы для достижения поставленной цели, оценить возможное затраченное время;
определить средства для достижения поставленной цели и задачи, обоснованные этой целью.
Чтобы определить, что цель сформулирована правильно, необходимо ответить на следующие вопросы:
Посильна ли цель ученикам?
Способствует ли достижению запланированного результата?
Можно ли оценить достигнутый результат?
Цели сформулированы в действиях учащихся?
Диагностична ли цель?
Если вышеперечисленные задачи выполнены в полном объеме, то цель урока сформулирована правильно. Кроме того важно помнить: реалистично ли была поставлена цель урока с точки зрения достаточности времени на ее выполнение; учесть уровень подготовленности обучающихся. Для оценки, правильности постановки целей урока необходимо представить результат, который предполагается получить по итогам работы: можно ли оценить, измерить, определить эффективность, успешность деятельности. Если образ результата вырисовывается четкий, значит, цель поставлена диагностично.
Проектирование современного урока в соответсвии с требованиями ФГОС ООО: методическое пособие / авт.-сост: С.В. Фаттахова. – Казань: ИРО РТ, 2015. – 89 с.
Сербегешева Е.Г. Проектирование урока в логике системно-деятельностного подхода к обучению / Сербегешева Е.Г. – Улан-Уде, 2014
«Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС НOО»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации
Учитель начальных классов
МАОУ «Чердынская СОШ им. А.И. Спирина»
Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».
Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Приступая к поиску оптимального варианта планирования системы уроков, учитель в первую очередь продумывает цель обучения.
реальны, достижимы, конкретны, т.е. контролируемы
сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата
соотносимы с типом и содержанием урока
Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:
учет уровня знаний и опыта детей;
доступность, т.е. разрешимая степень трудности;
толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных;
вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
подход к целеполаганию
Целеполагание «от ученика»
Задачи этапа урока
ознакомить учащихся с …
воспитывать интерес к предмету
Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.
Целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности.
Для того чтобы цели учителя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Все приемы целеполагания классифицирую на:
Работа над понятием
Ситуация яркого пятна
Проблема предыдущего урока.
Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.
Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.
Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.
Рассмотрим некоторые приемы целеполагания, которые могут быть использованы на уроках.
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.
Например, для темы урока «Как изменяются имена существительные?» построили план действий:
Повторить знания об имени существительном.
Определить, с какими частями речи сочетается.
Изменить несколько существительных.
Определить закономерность изменений, сделать вывод.
Это сформулированы конкретные учебные цели.
Работа над понятием
Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре». Например, тема урока «Склонение имён существительных». Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков «Треугольник», «Словосочетание».
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему имеют такие признаки?» будет задачей урока.
Например: тему урока «Разделительный мягкий знак в именах существительных» можно рассмотреть на классификации слов: вьюнок, деньки, деньги, вьюга, соловьи. Урок математики в 2 классе по теме «Трёхзначные числа» можно начать с предложения: «Разделите на две группы числа: 334, 12, 17, 257, 46, 998, 21, 72, 347».
1. Предлагается тема урока и слова «помощники»:
С помощью слов «помощников» дети формулируют цели урока.
3. Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания. Для урока математика по теме «Порядок арифметических действий в выражениях со скобками» предлагаю детям ряд выражений и ставлю вопрос: «Что объединяет все выражения? Как провести вычисление?».
(56 – 14 + 6):8
9* (6 – 4 *2)
Проблемная ситуация (по М.И. Махмутову).
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
– самостоятельное решение;
– коллективная проверка результатов;
– выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения;
– постановка цели урока.
Проблема предыдущего урока
В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.
Например, на уроках русского языка и литературного чтения можно употребить множество приемов целеполагания, которые подсказаны методической литературой (вставить буквы, слова, знаки; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить; составить собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм и т.д.). Вот некоторые из таких приемов целеполагания.
«На запоминание и воспроизведение»:
Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей.
«На понимание и синтез»:
Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках литературного чтения фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо литературному герою; сочинить письмо одного литературного героя к другому; представить, что встретились с героями перед важным событием; рассказать от лица литературного героя.
«На понимание и применение»:
Лови ошибку! Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей литературного произведения, литературоведческих терминов, а ребенку осознать важность внимания.
Практичность теории. Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам. Например, ситуация: с вопросом «чье имя носит улица?» к учащимся обратились гости города.
Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.
Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.
http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm Проблемы и технологии образовательного целеполагания. Хуторской А. В.
http://mc-krkam.edusite.ru Целеполагание на уроке
Голубчикова, М.Г. От творчества учителя к творчеству ученика: путеводитель по продуктивному обучению [Текст]: / Учеб. пособие /
М.Г.Голубчикова. – Изд. 4-е, дополн. и перераб. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2007. – 127с.
Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст]: Учеб. пособие. 2-е изд. перераб./ А.В.Хуторской. – М.: Высш. шк., 2007.- 639с.: ил.
Цель и целеполагание на уроке и ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования относит к метапредметные результатам освоения основной образовательной программы умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях. Таким образом, перед учителем ставиться проблема обучения школьников приёмам постановки цели, выбору стратегии её достижения.
Трушина Светлана Юрьевна, uchportfolio.ru Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная кадетская казачья школа», Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка
Удовлетворите всем желаниям человека, но отнимите у него цель в жизни и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он. Следовательно, не удовлетворение желаний — то, что обыкновенно называют счастьем, а цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья. Константин Дмитриевич Ушинский
Формулирование цели в виде конечного образовательного продукта — наиболее эффективный способ целеполагания. А по внешним «плодам» учеников всегда можно судить и о внутренних результатах обучения, то есть о развитии личностных качеств учащихся. Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, зав. лабораторией методологии общего среднего образования ГНУ ИСМО РАО, г. Москва
Что же такое цель? С точки зрения психологии, цель — субъективный образ конечного результата, регулирующий ход деятельности. Она должна обладать следующими свойствами: конкретностью, измеримостью, достижимостью, ориентированностью на результат, соотносимостью с конкретным сроком.
Как формулировать цель?
Постановка учебной задачи: соотнесение того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Целеполагание урока — одно из самых «больных» мест педагогической деятельности. Почему?
Ответ на этот вопрос отчасти лежит в плоскости другого вопроса: а насколько привычным для нас является деятельность целеполагания в повседневной жизни? Ведь это довольно трудоемкая деятельность, требующая большой концентрации внимания. Гораздо проще и удобнее жить «как придется» — в полном соответствии с обстоятельствами и уже сложившимися стереотипами. Целеполагание здесь становится ненужным.
Вопреки этому некоторые ученые считают целеполагание главной функцией «образа Я» человека. То есть — если человек осуществляет целеполагание, то он обладает «образом Я». А если целеполагания нет — нет и «Я». Человек вроде бы как-то живет, что-то желает, но оказывается, что он подобен зомби: вместо того чтобы самому ставить цели, он слепо следует каким-то чужим, извне навязанным целям. Например, некритично реагируя на рекламу, идет и покупает не очень-то нужный ему товар, выполняя цели совсем чужих людей — сотрудников службы фирмы, которая выпустила товар.
Дети очень хорошо ощущают разницу, что за учитель ведет урок: учитель, имеющий свое «Я» и сознательно ставящий цели, или «учитель-зомби».
В общем, ставить цели педагогической деятельности и, в частности, урока и можно, и нужно. Но здесь начинает действовать очередной миф, который звучит примерно так: «Цели и задачи урока формулируются каким-то особым, научным языком, недоступным простому смертному». Отсюда — первый страх перед целеполаганием: «Я — обычный человек, и никогда не научусь выражаться тем «научным» туманно-витиеватым языком, которым принято сформулировать цели и задачи».
Существует и страх учителя перед целеполаганием. Цели урока ставить страшно, потому что тогда будет вдвойне страшно констатировать, что они не достигнуты. Лучше уж вовсе не ставить, не облекать в словесные формы, а оставлять где-то «там», в подсознании, чтобы потом интуитивно определять: «получился» урок или «не получился». И почаще говорить себе, что «получился», чтобы не чувствовать себя во всем неудачником.
Целеполагание является проблемой современного урока
В чем суть проблемы?
Постановка собственной цели учителя. Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно. В педагогике целеполагание — это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату
Цель — это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся обучающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели.
Под целями занятия понимают те результаты, которые предполагает достичь педагог в процессе совместной деятельности с обучающимися при их обучении, воспитании, развитии. Все три цели тесно взаимосвязаны, и в зависимости от конкретных условий их роль в организации и проведении занятия различна. На занятии практически решаются все три цели. Одна из них, как правило, выступает в роли основной, а другие, решая собственные задачи, в то же время помогают достижению главной, ведущей цели
Основные категории учебных целей | Характеристика целей | Ключевые слова для постановки задач |
Образовательная | Формирование программных знаний и умений на уровне знания, понимания, применения. | Повторить, дать определение, познакомить, описать, объяснить, демонстрировать, использовать, проконтролировать, обеспечить, закрепить, перечислить, выполнить, систематизировать… |
Развивающая | Формирование обще учебных и специальных умений; совершенствование мыслительных операций; развитие эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществление самоконтроля и самооценки. | Обеспечить развитие, способствовать формированию умений, учить сравнивать, учить выделять главное, учить строить аналоги, развивать глазомер, развивать мелкую моторику рук, развивать умение ориентироваться на местности. |
Воспитательная | Формирование эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств. воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения; формирование идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретение опыта адекватного поведения в любом обществе. | Обеспечить, содействовать формированию, стимулировать, вызвать интерес, пробудить любознательность, пробудить интерес к самостоятельному решению задач, побудить учащихся к активности, выразить свое отношение… прививать, укреплять… навыки |
Современная педагогика требует умения осознавать и другие цели. Для этого необходимо учить детей выделять главное, то есть выбору целей обучения.
Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.
Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.
Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.
Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:
Некоторые приемы целеполагания
Тема-вопрос | Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъект-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность. |
Работа над понятием | Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре». Например, тема урока » Спряжение глаголов». Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков «Словосочетание», «Прямоугольник». |
Подводящий диалог | На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель. |
Домысливание | Предлагается тема урока и слова «помощники»: Повторим Изучим Узнаем Проверим С помощью слов «помощников» дети формулируют цели урока. |
Проблемная ситуация (по М.И. Махмутову) | Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова: Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.
|