что подразумевают закономерности обучения русскому языку

Принципы обучения русскому языку

Процесс обучения русскому языку подчиняется установленным педагогической наукой закономерностям и опирается на ряд принципов.

Принципы обучения– это многократно апробированные и подтвержденные практикой основные исходные положения, правила, ранее выявленные закономерности, нарушение или несоблюдение которых делает учебный процесс нерезультативным, неэффективным.

Принципы – это исходные, основополагающие положения, в которых отражаются и обобщаются самые существенные стороны познавательной и практической деятельности учащихся.

Выделяют принципы общедидактические и общеметодические (методические).

Общедидактические принципы применяются в методиках преподавания всех предметов.

Общеметодические— свойственны только особенностям обучения данному предмету, в нашем случае – обучения русскому языку.

Как видим, в процессе обучения учителю следует учитывать закономерности учебного процесса – принципы обучения русскому языку.

2. Принципы обучения, установленные дидактикой, очень важны при разработке содержания и построения уроков русского языка.

Рассмотрим дидактические принципы обучения применительно к преподаванию русского языка.

1. Принцип научности предполагает строгий отбор сведений из науки, освещение всех вопросов курса русского языка с точки зрения достижений лингвистической науки. Применительно к урокам русского языка этот принцип предполагает сообщение учащимся только таких сведений, которые прочно установились в современной лингвистической науке.

2. Принцип системности и последовательности. Реализация этого принципа требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в определенном порядке, каждый элемент учебного материала связывался с другим, последующее опиралось на предыдущее, готовя учащихся к усвоению нового. В соответствии с этим принципом учащиеся переходят к усвоению нового материала после усвоения предыдущего.

3. Принцип связи теории с практикой: умение применять полученные знания, ученики должны видеть, как то или иное явление «живет» в языке, учиться использовать изучаемые факты в практике речи.

Законы языка могут стать средством практического применения, владения языком лишь в том случае, если они усвоены сознательно.

5. Реализовать принцип активности на уроках русского языка помогают следующие приемы: 1) развивать мотивацию изучения русского языка; 2) использовать различные приемы работы (хоровая, в парах, групповая, индивидуальная); 3) учитывая возрастные особенности учащихся, шире применять приемы, стимулирующие эмоциональную активность (игровые моменты, музыка, цвет).

В обучении русскому языку реализуются также принципы связи обучения и воспитания, прочности, контроля и др.

Итак, рассмотренные дидактические принципы необходимо учитывать в процессе обучения русскому языку.

3. Рассмотрим основные принципы, которые приняты сегодня в лингводидактике и в соответствии с которыми определяются содержание, методы и приемы работы на уроках русского языка.

3. Функционально-семантический принцип предполагает подход к обучению языку с точки зрения способа выражения данного содержания, с точки зрения значения тех или иных формальных средств: язык «обретает» жизнь в действии, т.е. в речи как выражение того или иного содержания, смысла.

4. Социокультурный (культуроведческий) принцип в современном языковом образовании означает осознание того, что язык – это еще культурный код нации, а не только средство общения и познания, приводит к необходимости осуществлять речевое развития с учетом культурного фона, который стоит за каждой единицей языка. Так, роль метафоры, символа, стереотипа, фразеологизма в культуре и в языке должна отразиться в содержании курса «Русский язык». Внимание к образным средствам, прежде всего метафоре и сравнению, к феномену языковой игры, к фразеологизмам – словом, внимание ко всему тому, что составляет веками накопленный культурный код русского языка, должно найти отражение в содержании обучения русскому языку.

Таким образом, указанные методические принципы лежат в основе современного школьного курса русского языка.

Итак, совокупность рассмотренных выше дидактических и методических принципов позволяет создавать методические системы обучения применительно к конкретным целям и задачам языкового образования школьников.

Источник

Закономерности усвоения речи и принципы обучения родному языку

Закономерности усвоения речи и принципы обучения языку

Закономерности усвоения родной речи, открыты и сформулированы замечательным отечественным ученым-методистом Л.П. Федоренко. В своих многочисленных работах она доказала наличие зависимости результатов усвоения речи от характера работы обучаемого.

Назовем основные закономерности усвоения речи. Их шесть. Усвоение речи ребенком зависит:

• от натренированности мускулатуры органов речи;

• от понимания ребенком лексических и грамматических значений языковых единиц;

• от развития у ребенка восприимчивости к выразительности речи;

• от развития чувства языка (языкового чутья) как способности запоминать нормы употребления языковых единиц в речи;

• усвоение письменной речи обусловлено развитием речи устной;

• темп обогащения речи убыстряется по мере совершенствования речетворческой системы ребенка.

Из объективно существующих и сформулированных в методике закономерностей вытекают следующие методические принципы обучения родному языку — основные методические правила организации искусственной речевой среды:

• принцип внимания к материи языка, суть которого заключается в необходимости обеспечивать тренировку речевого и мыслительного аппарата;

• принцип понимания языковых значений, который диктует необходимость, например, таких упражнений, которые бы обеспечивали усвоение лексического значения слова в его парадигматических и синтагматических связях и отношениях и которые способствовали бы запоминанию норм сочетаемости слова. Это в свою очередь обеспечивает и развитие языкового чутья. Значение имеют и другие единицы языка. Важно, чтобы ребенок понимал семантику тех единиц, которые обладают формой и содержанием, т.е. смысл значащих единиц языка: морфем, слов, словосочетаний, предложений, текста;

• принцип оценки выразительности речи, исходя из которого следует обеспечить школьнику возможность научиться выражать свою оценку действительности, создать условия для развития эмоциональной, духовной сферы ребенка средствами родного языка;

• принцип развития чувства языка, в соответствии с которым обучение ориентировано на создание условий для усвоения (как неосознанного, интуитивного, так и сознательного) норм языка и соблюдения их в устной и письменной речи;

• принцип координации устной и письменной речи, который означает прежде всего необходимость опережающего развития устной речи перед письменной. Этот принцип может выражаться, например, в интеграции уроков русского языка, чтения, развития речи как одной из форм организации обучения, а также в типологии упражнений, где имеют место как устные высказывания учащихся, так и разнообразные письменные работы;

• принцип убыстрения темпа обучения, который определяет ускорение темпа развития речи по мере совершенствования структуры речевых навыков, а также зависимость темпа общего развития от темпов развития речи.

Второй принцип – понимание языковых значений – вытекает из закономерности, определяющей единство языка и мышления, из синхронности развития лексических и грамматических навыков. Обучения языку не может быть действенным без семантической работы, без понимания тончайших оттенков значения слова, словосочетания, предложения, текста. Условием соблюдения данного принципа является взаимосвязь изучения всех сторон языка, всех языковедческих дисциплин: грамматики, лексики, фонетики, орфографии, стилистики и др., их взаимного проникновения. Так, морфологию нельзя изучить, понять, если не опираться на синтаксис, а синтаксис нельзя усвоить без опоры на морфологию. Орфография опирается на фонетику, грамматику, на словообразование. Морфемный анализ слова помогает понять его лексическое значение, а с другой стороны, анализ значения слова, понятного из контекста, поможет в его морфемном анализе. В языке все взаимосвязано и эта взаимосвязь должна учитываться в обучении.

Третий принцип – оценки выразительности речи – предполагает, наряду с пониманием информационной функции средств языка, понимание его выразительной функции, стилистической – понимание оттенков и окрасок слов и оборотов речи, средств художественной выразительности языка (эпитетов, метафор и др.). Следование данному принципу предполагает использование в процессе обучения русскому языку художественной литературы, т.е. изучение языка на материале его лучших образцов, необходимость хорошей языковой среды для успешного обучения.

Четвертый принципразвитие чувства языка – опирается на закономерность, определяющую «способность запоминать традицию сочетания языковых единиц». Обучаясь речи, ребенок безошибочно спрягает, склоняет, связывает слова в словосочетаниях и даже образует новые слова в строгом соответствии с закономерностями словообразования. Разговаривая, читая, слушая, ребенок постепенно накапливает языковой материал и усваивает законы языка. В результате у человека формируется так называемое языковое чутье, без которого невозможно достичь на высокой грамотности письма, на культуры речи.

Чувство языка или языковое чутье – это неосознанное, безотчетное умение (навык) безошибочно следовать нормам речи в области словообразования, лексики, синтаксиса, стилистики и др. Обучаясь речи, дети запоминают, как принято говорить. Запоминание это происходит бессознательно, в процессе подражания говорящему. В результате у человека формируется чувство языка или языковое чутье.

Пятый принцип – опережающего усвоения устной речи по отношению к письменной – отражает естественную закономерность речевого развития человека и служит определяющим моментом в построении методики обучения русскому языку. Например, прежде чем записать свою мысль человек ее произносит вслух, а уже потом записывает по мере необходимости. В процессе записи под диктовку сначала слово или предложение учеником проговаривается, а уже после записывается в тетради. По словам Н.С.Рождественского, письменная речь для ребенка – это второй этап в овладении речью вообще. Особенность ее усвоения состоит в том, что слова устной речи являются знаками для реальных предметов; письменная же речь состоит из знаков, условно обозначающих звуки и слова устной речи. Письменная речь не может быть усвоена, если ребенок не владеет устной речью.

Источник

Лекция №3. Принципы обучения русскому языку.

1.Общедидактические принципы обучения русскому языку.

2.Специфические принципы обучения русскому языку.

3. Принципы обучения правописанию.

4. Принципы обучения пунктуации.

Организующим и руководящим нача­лом действий учителя и учебного процесса являются принципы обучения. ПО – это исходные теоретические положения, определяющие выбор методов, приёмов, других средств обучения. Принципы обучения русскому языку делятся на две основные группы: принципы дидактики (общедидактические принципы) и принципы обучения языку (методи­ческие принципы).

Преподавание в школе опирается на такие принципы общей дидактики, как научность истолкования фактов, систематичность, доступность и наглядность изложения, связь обучения с жизнью, активность учащихся в работе над материалом, связь обучения и воспитания и другие. Эти принципы являются общими для всех школьных предметов, но получают методическую интерпретацию в соответствии с обучением русскому языку.

Согласно принципу научности, сведения о фактах языка должны излагаться на уроке в полном соответствии с данными лингвистической науки, т.е. достоверно, без искажений и упрощенчества. С другой стороны, принцип доступностиопределяет то, что для обучения отбираются те знания, которые могут быть понятны детям и усвоены ими.В соответствии с этими принципами в начальной школе следует изучать те сведения о языке, которые относятся к научным, но в то же время доступны младшим школьникам. Так, например, нельзя предлагать учащимся начальных классов языковые единицы для разного вида анализа в том случае, если имеющихся знаний не достаточно: Вечер обещал быть долгим и тёплым (нельзя предлагать для синтаксического анализа, т.к. знаний детей не хватает для определения составного именного сказуемого, а относить слова долгим и тёплым к определениям – значит нарушать принцип научности). Реализация принципа доступности в преподавании языка достигается постепенным переходом от известного (звуко-буквенного и морфемного разбора слова) к неизвестному (к правилу правописания и путям его применения).

Принцип историзматребует, чтобы язык рассматривался на уроке, не как нечто застывшее, раз навсегда данное, а как явление исторически изменяющееся, развивающееся, а нормы и правила языка тоже могут изменяться. На уроках могут приводиться исторические справки о фактах языка (например, о том, что в древнерусском звуки [ж], [ш] были мягкими).

Принцип сознательности предполагает, что языковой материал не заучивается механически, а анализируется и осознаётся учащимися. Грамматическое правило или определение должно не просто формулироваться учителем, оно должно быть результатом обобщения изученных явлений, должно быть выведено учащимися под руководством учителя. Например, чтобы учащиеся сознательно усвоили правописание близких по звучанию слов обаяние и обоняние, нужно дать этимологические справки об этих слонах, показать, что первое из них связано со словом баять («говорить» и «чаровать»), второе – со словом вонь.

Принципы систематичности и последовательностипредполагают изучение языка в системе, в которой материал охватывает все взаимозависимые явления, причём располагается от простого к сложному. Например, процесса формирования орфографических навыков опирается на фонетику и морфологию, поэтому изучается только после того, как дети получат знания по основам фонетики и научатся разбирать слова по морфемам. Правописание падежных окончаний существительных, например, тесно связано с системой склонения, вытекает из этой системы, значит, изучение падежных окончаний должно быть основано на усвоении парадигм склонения существительных.

Принцип активности вытекает из законов познания: явления действительности познаются к результате активной аналитико-синтетической мыслительной дея­тельности. Это в полной мере относится и к изучению языка. Изучить правило – значит проникнуть в те связи и закономерности, на которых это правило основано. Отсюда следует, что правила грамматики, правописания и другие должны быть даны учащимся не как готовые рецепты, эти пра­вила должны быть выведены учащимися в результате анализа-синтеза соответствующего языкового материала.

Принцип наглядности также вытекает из законов познания. Ребёнок мыслит образами, поэтому для его обучения необходим наглядный материал: картинки, таблицы, схемы. Однако на роках русского языка нужна и словесная наглядность, и демонстрация учителем образцов хорошей речи (правильного интонирования, чёткой дикции). Наглядные пособия – это и учебник, и классная доска, и ученическая тетрадь, и рукописный словарик.

Принцип связи обучения с жизнью определяет необходимость готовить молодое поколение к активному участию в жизни нашего государства, к сознательному и творческому труду. Понятие «связь с жизнью» в обучении родному языку обычно трактуется как практическая направленность курса языка в школе. В результате реализации принципа связи обучения с жизнью дети должны овладеть языком настолько, чтобы они могли самостоятельно пользоваться всеми основными языковыми средствами в своей учебной работе и вне школы.

Реализация принципа воспитывающего обучения на уроках русского языка достигается прежде всего: 1) использованием на уроках образцовых в познавательно-воспитательном и языковом отношении текстов; 2) глубоким анализом языковых фактов; 3) раскрытием богатства русского языка; 4) воспитанием бережного отношения к родному слову.

В соответствии с принципом развивающего обучения на уроках русского языка должны развиться познавательные способности учащихся, их мышление.

Основными путями, ведущими к реализации принципа развивающего обучения на уроках русского языка, являются: 1) анализ учащимися под руководством учителя примеров, на основе которых формулируется пра­вило, определение; 2) привлечение учащихся выведению правила; 3) использование па уроках упражнений синтетического характера; 4) формирование у учащихся умений и навыков рассуждать на материале родного языка, обосновывать употребление морфологических форм и синтаксических конструкций, аргументировать написание слов, пунктуацию; 5) формирование у учащихся «собственного» стиля речи.

Особым образом формулируются принципы развивающего обучения в системе Л.В. Занкова:

1)обучать на высоком уровне трудности, с соблюдением меры трудности для каждого ученика. Ученику необходимы умственные усилия, требуется некоторое умственное напряжение. Уровень трудности достигается не через количественное увеличение «дозы» нового материала, а через повышение качества его понимания;

2) быстрый темп продвижения вперед. Цель его в том, чтобы учащийся постоянно осознавал свое продвижение на пути познания, чтобы его мозг получал новую пищу. Применительно к русскому языку это обращение к практике, к использованию новой изучаемой единицы языка в речи, языковой анализ, работа над выразительными средствами к художественным текстам;

3) ведущая роль теории в обучении. Л.В. Занков оспаривает общепринятое мнение о конкретном характере мышления младших школьников. Он утверждает, что их мышлению свойственно оперирование отвлеченными, обобщенными понятиями;

4) осознание школьниками процесса по знания, учения. На каждом уроке идет осознание целей и задач каждого упражнения, каждого действия, оперативное усвоение правил, осознанное их применение, построение последовательных ступеней решения задачи. Ученики ориентируются на осознание своего участия в познании, своей активной роли в нем. Они приобретают умения в области оценки полученных результатов, их самостоятельной проверки.

Трудность усвоения языка заключается в том, что язык представляет собой сложную систему лексических, фонетических, грамматических и других средств выражения мыслей и чувств. Язык в школе – это одновременно и объект, и средство (орудие) изучения: язык изучается с помощью языка, с его помощью изучаются и другие предметы. Поэтому обучение языку должно опираться не только на принципы дидактики, но и на специфические принципы, которые вытекают из сути самого языка как особой системы.

Принципы методики русского языка разработаны профессором Л. П. Федоренко: 1) принцип дифференцирования языковых значений, 2) принцип опоры на «чувство языка». 3) принцип внимания квыразительности речи, 4) принцип сравнения письменной речи с устной, 5) принцип внимания к языковой материи, 6) принцип тренировки органов речи и пишущей руки, 7) принцип последовательного наращивания темпов в обучении русскому языку.

Принцип опоры на «чувство языка». Еще задолго до прихода в школу ребенок владеет языком настолько, что понимает речь других людей и может с помощью языка выражать свои мысли. При этом замечено, что дети-дошкольники понимают не только те слова, с которыми они уже встречались, но нередко и совершенно новые для них слова родного языка. Ребенок способен воспринимать как новые слова в целом, так и знакомые морфемы новых слов. Уже в дошкольном возрасте дети усваивают известный запас слов и овладевают элементами грамматики родного языка. Способность ребенка понимать незнакомые слова, неосознанно вычленять в них морфемы и «связывать» слова в предложения называется «чувством языка», или «языковым чутьем».

Опора на «чувство языка» значит, что на уроках русского языка нужно: 1) шире использовать наблюдения над грамматическим строем языка; 2) использовать такой дидактический материал, который дает возможность сопоставлять незнакомые детям грамматические формы с (уже знакомыми; 3) широко применять методы обучения, предусматривающие синтезирование языковых фактов.

Принцип внимания к выразительности речи. Усваивая фонетику, грамматику, лексику родного языка, дети овладевают и выразительными средствами речи, а это помогает им понимать не только «внешние» отношения между людьми и неживой природой, но и внутренний мир человека. Понимание же эмоционального мира людей способствует более глубокому усвоению языка. Дети осознают, что язык обладает не только теми средствами, которые позволяют передать информацию о внешнем мире, но и теми, которые выражают эмоции и чувства человека. Воспринимая фразу, они учатся различать в ней конкретную информацию, фактуальную, но и оценки, эмоции, выражаемые автором. Следовательно, на уроках русского языка надо обращать внимание детей и на те средства, которые делают речь выразительной.

Принцип сравнения письменной речи с устной. Письменная речь представляет собой «переведенную» на бумагу устную речь: звуковая система устной речи заменяется графической системой письменной речи. Таким образом, письменная речь по отношению к устной является вторичной. В такой последовательности и усваивается речь: сначала устная, затем письменная. Обучение письменной речи должно вестись на основе сопоставления ее с устной речью: сопоставляются буквы и звуки, интонации и пунктуационные знаки. На уроке следует сочетать устные и письменные упражнения.

Принцип внимания к языковой материи заключается в том, что на уроках русского языка в поле зрения учителя и ребенка должны пребывать все элементы материи языка: звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения. При изучении определенного правила детям приходится учиться отвлекаться от содержания, стоящего за языковой единицей, и сосредоточиваться только на элементах языка (например, конкретной морфеме). Не изучив специфику языковой единицы, дети не научатся применять эту единицу в речи.

Принцип тренировки органов речи и пишущей руки.

Устная речь усваивается в результате физической тренировки органов речи (легких, гортани, языка, мышц лица), письменная – в результате тренировки мышц пишущей руки. Таким образом, «для усвоения каждого нового слова, каждой новой синтаксической модели от учащихся требуется не только интеллектуальная (умственная), но физическая, мускульная работа. Следовательно, чтобы помочь детям овладеть активной речью, нужно постоянно тренировать их органы речи и пишущую руку. Например, для усвоения написания трудных слов используется приём послогового орфографического проговаривания.

Принцип последовательного наращивания темпов в обучении русскому языку заключается в том, что по мере обучения ребенок приобретает способность более быстро осваивать языковые факты. Например, тему «Безударные гласные корня, проверяемые ударением» дети проходят во 2, 3, 4 классах, а потом и в среднем звене. При этом более сложный материал в последующих классах изучается быстрее, чем более простой во 2 классе. Кроме того, в последующих классах работа над этой сложной орфограммой должна строиться на более сложном материале: упражнения дополняются сложными примерами, изучаются слова с 2 безударными гласными, увеличивается доля самостоятельно выполняемых заданий.

К основным принципам обучения правописанию Г.Н. Приступа относил следующие.

3. Принцип связи занятий по орфографии со словарной работой определяет необходимость так строить орфографическую работу, чтобы она опиралась на знание лексического значения слов. Если ребёнок не понимает, что значит «безукоризненно», то он вряд ли подберёт проверочное слово «укор». Часто ошибки в словах с орфограммами в корне связаны именно с тем, что словарный запас ребёнка слишком беден, он не может соотнести слово с родственными или просто не владеет этими родственными словами. Иногда, не понимая слово, ребенок подбирает проверочное ошибочно (дОлина – дОл, а не дАль). Следовательно, успех орфографической работы зависит от того, как они будет сочетаться с усвоением лексики. Основными путями реализации этого принципа являются: 1) раскрытие семантики слова; 2) введение наиболее употребительной лексики в активный словарный запас учащихся.

4. Принцип сопоставления смешиваемых написаний. Этот принцип вытекает из того, что в нашем языке много таких написаний, которые часто путают в речи: слЕзать – слИзать и под., а также окончания глаголов 1 и 2 спряжения и др. Основными путями, помогающими реализовать этот принцип, являются: 1) сопоставление морфем и орфограмм в процессе анализа примеров, выявление сходства и различия в способах словообразования и выведение правил правописания на основе именно такого анализа; 2) сравнение выведенных правил с другими; 3) использование такой системы упражнений, в которой смешиваемые орфограммы даются в сопоставлении.

5. Принцип опоры на синтаксис. Некоторые орфограммы невозможно объяснить без опоры на синтаксис. Так, чтобы определить падеж имени существительного, надо установить связь его с другими словами в предложении, и только после этого действия возможно решение задачи о правописании падежного окончания. Для реализации этого принципа нужно: 1) на основе анализа предложения установить синтаксическую роль слова (или словосочетания) с трудной орфограммой; 2) отнести данное слово к соответствующей части речи; 3) определить грамматическую категорию слова; 4) выделить орфограмму; 5) сформулировать орфографическое правило; 6)путем системы упражнений сформировать навыки правописания.

1. Принцип анализа строения, состава и типов предложения, а также смысловых и синтаксических отношений между членами предложения, предложениями и частями предложения.

В соответствии с этим принципом занятия по пунктуации в школе проводятся в связи с изучением синтаксиса. Сознательное и прочное усвоение учащимися полного школьного курса пунктуации возможно лишь в том случае, если они свободно разбираются в синтаксической конструкции как простого, так и сложного предложения. Важными упражнениями при этом являются синтаксический разбор, сравнение сходных синтаксических конструкций, составление схем предложений.

Особое внимание следует уделять тем упражнениям, которые вырабатывают у школьников умение точно устанавливать смысловые и синтаксические отношения между отдельными членами предложения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *