формальная цель обучения как отмечал ф а в дистервег заключается в

Педагогическое творчество Ф. Дистервега

формальная цель обучения как отмечал ф а в дистервег заключается в. Смотреть фото формальная цель обучения как отмечал ф а в дистервег заключается в. Смотреть картинку формальная цель обучения как отмечал ф а в дистервег заключается в. Картинка про формальная цель обучения как отмечал ф а в дистервег заключается в. Фото формальная цель обучения как отмечал ф а в дистервег заключается в формальная цель обучения как отмечал ф а в дистервег заключается в. Смотреть фото формальная цель обучения как отмечал ф а в дистервег заключается в. Смотреть картинку формальная цель обучения как отмечал ф а в дистервег заключается в. Картинка про формальная цель обучения как отмечал ф а в дистервег заключается в. Фото формальная цель обучения как отмечал ф а в дистервег заключается в формальная цель обучения как отмечал ф а в дистервег заключается в. Смотреть фото формальная цель обучения как отмечал ф а в дистервег заключается в. Смотреть картинку формальная цель обучения как отмечал ф а в дистервег заключается в. Картинка про формальная цель обучения как отмечал ф а в дистервег заключается в. Фото формальная цель обучения как отмечал ф а в дистервег заключается в формальная цель обучения как отмечал ф а в дистервег заключается в. Смотреть фото формальная цель обучения как отмечал ф а в дистервег заключается в. Смотреть картинку формальная цель обучения как отмечал ф а в дистервег заключается в. Картинка про формальная цель обучения как отмечал ф а в дистервег заключается в. Фото формальная цель обучения как отмечал ф а в дистервег заключается в

формальная цель обучения как отмечал ф а в дистервег заключается в. Смотреть фото формальная цель обучения как отмечал ф а в дистервег заключается в. Смотреть картинку формальная цель обучения как отмечал ф а в дистервег заключается в. Картинка про формальная цель обучения как отмечал ф а в дистервег заключается в. Фото формальная цель обучения как отмечал ф а в дистервег заключается в

Фридрих Вильгельм АдольфДистервег(1790-1866)закончил университет. Получил степень доктора философии, после чего стал преподавать в образцовой школе г. Франкфурта-на-Майне. Возглавляет учительские семинарии: сначала в Мерее-на-Рейне, затем в Берлине.

Обширную, разноплановую деятельность немецкого педагога коротко можно охарактеризовать так:

Преподавал педагогику, математику, немецкий язык. Состоял учителем опытных начальных школ при семинариях. Совмещал педагогическую деятельность с литературной и методической работой. 1847 г. — уволен с должности директора Берлинской семинарии. Уйдя в отставку, оставался руководителем немецких учителей. Дистервег был избран председателем Всегерманского учительского союза, затем представителем в прусскую палату депутатов.

Перу Дистервега принадлежат более 200 работ, среди которых О природосообразности и культуросообразности в воспитании, Три заметки о педагогике и стремлениях учителей и др.

Дистервег считал задачей школы воспитывать любовь к человечеству и своему народу одновременно.

Оригинальны предложенные Дистервегом принципы воспитания. «Воспитывать, говорил он — значит побуждать». Важнейший принцип воспитания — природосообразность, который уточнен им как:

• следование за процессом естественного развития человека;

• учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника;

• установление тесной связи между воспитанием и жизнью общества.

Основное требование Дистервега к воспитанию: развитие в детях самодеятельности приобретает положительное значение лишь тогда, когда направляется на достижение определенной цели, которая составляет объективную сторону воспитания.

Высшую цель воспитания он видел в привитии самостоятельности в служении истине, красоте и добру.

Главная задача обучения по Дистервегу — развитие умственных сил и способностей детей. Формальное образование связано с материальным. Качественное обучение способствует всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию.

Дистервег обобщил и уточнил правила и принципы обучения, которые почти без изменений дошли до наших дней:

• обучать соответственно особенностям детского восприятия,

• от примеров надо идти к правилам,

• от предметов — к обозначающим их словам,

• от простого к сложному,

• от легкого к трудному,

• от известного к неизвестному,

• сознательное усвоение изучаемого материала,

Велик вклад немецкого педагога в дело обучения учителей. Требования к учителю остаются актуальными и по сей день. ТакДистервег считал, что учитель:

• должен в совершенстве владеть своим предметом, любить профессию и детей, заниматься постоянным самообразованием;

• на уроке должна доминировать атмосфера бодрости;

• преподавание должно быть энергичным, чтобы будить умственные силы учащихся, укреплять их волю, формировать характер;

• необходимо твердо и неуклонно проводить свои воспитательные принципы;

• постоянно работать над собой;

• иметь твердый характер;

• быть строгим, требовательным, справедливым;

• быть истинным гражданином и иметь прогрессивные убеждения и гражданское мужество;

• обладать всеми необходимыми педагогическими практическими умениями и навыками.

6. Г. Спенсер – педагог-прагматист.

Герберт Спенсер(1820-1903), английский философ-позитивист, цель воспитания видел в том, чтобы сделать человека способным жить полной жизнью.

Педагогический трактат Воспитание умственное, нравственное и физическое.

Задача школы, по мнению Спенсера, в том, чтобывооружить человека знаниями, связанными с основными видами его деятельности, перечень которых таков:

• деятельность, непосредственно служащая личному самосохранению (анатомия, физиология и гигиена);

• деятельность, косвенно служащая личному самосохранению индиви-дуума (добывание средств к существованию);

формальная цель обучения как отмечал ф а в дистервег заключается в. Смотреть фото формальная цель обучения как отмечал ф а в дистервег заключается в. Смотреть картинку формальная цель обучения как отмечал ф а в дистервег заключается в. Картинка про формальная цель обучения как отмечал ф а в дистервег заключается в. Фото формальная цель обучения как отмечал ф а в дистервег заключается в

• деятельность по сохранению рода (физиология, психология, педагогика);

• деятельность, направленная на выполнение социальных обязанностей (история);

• деятельность на досуге (художественное воспитание, знакомство с литературой и т. п.).

Подход Спенсера к образованию, как видно из его ведущих тезисов, был крайне утилитарным. Наука для него ценна лишь с точки зрения ее непосредственной практической полезности для буржуа-предпринимателя. Этот подход в то время был прогрессивным, т. к. ограничивал изучение классических языков. Заслуга Спенсера видится нам в том, что он предлагал в духе времени всеми мерами содействовать процессу саморазвития детей, постоянно заставляя их делать собственные исследования и выводы.

Ратовал за наглядность обучения с очень раннего возраста, ее использование должно продолжаться гораздо позже принятого, чтобы постепенно довести ученика до степени любознательности натуралиста или ученого.

Цель нравственного воспитания по Спенсеру — развитие способности человека управлять собой, а не быть управляемым.

Нравственно же то, по мнению знаменитого прагматиста, что ведет к полезному для человека, не принося вреда другим людям. В нравственном воспитании Спенсер исключительную роль отводил семье и подготовке человека к умению вести семью.

Эстетическое воспитание — воспитание, к которому относятся наслаждение природой, литературой и изящными искусствами. Это важно, считал Спенсер, но все это предназначено для свободного времени человека, поэтому должно занимать место в последнем отделе воспитания.

Здоровье, физическая сила — важное условие успеха в жизни. Для решения проблемы самосохранения необходимы рациональность в питании, одежде, физических упражнениях, играх, закаливании и отсутствии излишеств. Нельзя давать образование в ущерб здоровью. Особенно Спенсер обращал внимание на то, чтобы здоровой и жизнерадостной росла девочка. Он считал, что существует физическая нравственностъ, требующая ответственного отношения к здоровью своего тела.

Основной метод воспитания, предлагаемый Спенсером – метод естественных последствий. Спенсер также выступал против физических наказаний, обосновано считая, что жестокость порождает жестокость, кротость порождает кротость.

Вопросы и задания

1. Дайте общую оценку особенностей и результатов развития шко­лы и педагогики на Западе в эпоху Нового времени.

2. Назовите выдающихся западных философов XIX в., занимавших­ся проблемами воспитания. Проанализируйте педагогические идеи одного из этих философов.

3. Проанализируйте теорию элементного образования И.Г. Песталоцци.

4. Изложите педагогическую идею природосообразности и культу-росообразности Ф.А.В. Дистервега.

5. Как вы понимаете идеи И.Ф. Гербарта о ступенях обучения? В чем состоят преемственность и специфика его теорий об управлении, обучении и нравственном воспитании?

6. Какие вопросы создания новой системы образования находились в центре полемики на Западе в XIX в.?

7. Что вы знаете о развитии начального образования в Западной Ев­ропе и США в XIX в.? В чем заключалась прогрессивность прагматических взглядов Г. Спенсера?

Источник

В чем гуманистический смысл и актуальность идей развивающего обучения И.Г. Песталоцци, воспитывающего обучения Ф.А.В. Дистервега?

а) гуманистическая теория элементарного образования И.Г. Песталоцци – основа развивающего обучения;

ребенок от рождения обладает задатками, потенциальными внутренними силами, которым свойственно стремление к развитию;

многосторонняя и многообразная деятельность детей в процессе обучения — основа развития и совершенствования внутренних сил, их целостного развития;

активность ребенка в познавательной деятельности — необходимое условие усвоения знаний, более совершенное познание окружающего мира.

Само название «элементарное образование» подразумевало такую организацию обучения, при которой в объектах познания и деятельности детей выделяются простейшие элементы, что позволяет непрерывно продвигаться в обучении от простого ко все более сложному, переходить от одной ступени к другой. Ведущей в педагогической концепции И.Г. Песталоцци была идея природосообразности воспитания. Вслед за Ж.-Ж. Руссо он призывает в процессе воспитания и обучения учитывать внутреннюю природу ребенка и строить воспитательно-образовательный процесс с установкой на развитие заложенных в нем духовных и физических сил.

Ведущей в педагогической концепции И.Г. Песталоцци была новая трактовка идеи природосообразности воспитания, понимаемого как необходимость строить его в соответствии с внутренней природой ребенка и установкой на развитие всех заложенных в нем духовных и физических сил. В этом и состоит общечеловеческая сущность воспитания и его задач.

И.Г. Песталоцци полагал, что задаткам, потенциальным внутренним силам, которыми ребенок обладает от рождения, свойственно стремление к развитию. Им были выделены силы человеческой природы троякого рода:

1) силы знания, состоящие в предрасположенности к внешнему и внутреннему созерцанию;

2) силы умения, вырастающие из задатков к всестороннему развитию тела;

3) силы души, вырастающие из задатков к тому, Чтобы любить, стыдиться и владеть собой.

Соответственно этому и первоначальное, элементарное, обучение И.Г. Песталоцци подразделял на умственное, физическое и нравственное, подчеркивая, что эти составляющие должны развиваться в непрерывном согласии и взаимодействии, чтобы какая-нибудь одна из сторон личности не получила усиленного развития за счет остальных.

Рассматривая гармонию развития сил человеческой природы в качестве идеала воспитания, целью воспитания И.Г. Песталоцци признавал то, чтобы вырабатывать у воспитанника некую «совокупную силу», благодаря которой может устанавливаться известное равновесие между умственными, физическими и нравственными силами отдельной личности. Выработку такого равновесия сил И.Г. Песталоцци считал одной из ведущих задач первоначального обучения. При этом существенно значимым был тот момент, что усвоение ребенком полезных знаний не было оторвано от умения их применять. Именно во взаимодействии механизмов познания и умений И.Г.Песталоцци усматривал основу саморазвития.

Совокупность средств образования, позволяющая помочь воспитаннику в его естественном стремлении к саморазвитию, была представлена идеями И.Г. Песталоцци об «элементарном образовании», которые он обобщенно именовал как «метод». Метод элементарного образования — это определенная система упражнений по развитию способностей ребенка. Песталоцци разработал систему упражнений, руководствуясь следующими теоретическими идеями:

1) ребенок от рождения обладает задатками, потенциальными внутренними силами, которым свойственно стремление к развитию;

2) многосторонняя и многообразная деятельность детей в процессе обучения — основа развития и совершенствования внутренних сил, их целостного развития;

3) активность ребенка в познавательной деятельности — необходимое условие усвоения знаний, более совершенное познание окружающего мира.

Само название «элементарное образование» подразумевало такую организацию обучения, при которой в объектах познания и деятельности детей выделяются простейшие элементы, что позволяет непрерывно продвигаться в обучении от простого к все более сложному, переходить от одной ступени к другой, доводя знания и умения детей до возможной степени совершенства.

И.Г. Песталоцци полагал, что обучение детей, особенно первоначальное, должно строиться с учетом их возрастных особенностей, для чего следует пристально изучать самого ребенка. Знание детской природы со всеми личностными потребностями и устремлениями должно лежать в основе выбора способов применения различных педагогических средств, которые имеют своей задачей развитие всех внутренних и внешних сил ребенка. Отсюда следовал вывод: необходимо всемерно способствовать упражнению всех сил ребенка, побуждая его к их использованию.

б) правила для учителей и учащихся (А. Дистервег «Руководство к образованию немецких учителей»);

Основной педагогический труд Дистервега — «Руководство к образованию немецких учителей». В нем сформулированы два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания — природосообразности и культуросообразности. Дистервег в воспитании ставил во главу угла «развивающе-воспитательное и образовательное обучение». Дистервег предлагал в воспитании и обучении следовать природе человека, учитывать персональные свойства ребенка (принцип природосообразности). Принцип культуросообразности означал организацию учебно-воспитательного процесса с учетом определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя культура, по Дистервегу, — это нормы морали, быта, потребления. Внутренняя культура — духовная жизнь человека. Общественная культура — социальные отношения и национальная культура.

I. Правила обучения, относящиеся к ученику, к субъекту

2. Руководствуйся при обучении естественными ступенями развития подрастающего человека!

3. Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика, и продолжай его последовательно, непрерывно, без пропусков и основательно!

4. Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, еще не нужно, и не учи тому, что для ученика впоследствии не будет более нужно!

6. Переходи от близкого к далекому, от простого к сложному, от более легкого к более трудному, от известного к неизвестному!

7. Веди обучение не научным, а элементарным способом!

8. Преследуй всегда формальную цель или одновременно формальную и материальную

9. Никогда не учи тому, чего ученик еще не в состоянии усвоить!

10. Заботься о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили!

11. Не муштровать, не воспитывать и образовывать ad hoc, а заложить общие основы человеческого, гражданского и национального образования!

12. Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой!

13. Считайся с индивидуальностью твоих учеников!

II. Правила обучения, касающиеся учебного материала, объекта

1. Распределяй материал каждого учебного предмета в соответствии с уровнем развития и (вышеуказанными) законами развития ученика!

2. Задерживайся главным образом на изучении основ!

3. При обосновании производных положений возвращайся почаще к первоначальным основным понятиям и выводи первые из последних!

4. Распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части!

5. Указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допуская существенных перерывов, приводи из него отдельные данные, чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере!

6. Распределяй и располагай материал таким образом, чтобы (где только возможно) на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее!

7. Связывай родственные по содержанию предметы!

8. Переходи от предмета к его обозначению, а не наоборот!

9. Считайся при выборе метода обучения с природой предмета!

10. Распределяй учебный материал не на основе надуманных понятий, общих схем, а всегда рассматривай его всесторонне!

11. Выводи последующие положения не посредством общих действий, но развивай их из природы предмета!

12. Содержание обучения должно соответствовать уровню современной науки

III. Правила обучения в соответствии с внешними условиями, временем, местом, положением и т.д.

1. Проходи со своими учениками предметы скорее последовательно, чем одновременно!

2. Считайся с (предполагаемым) будущим положением твоего воспитанника!

3. Обучай культуросообразно!

IV. Правила обучения, касающиеся учителя

1. Старайся сделать обучение увлекательным (интересным)!

2. Обучай энергично!

3. Заставляй ученика правильно устно излагать учебный материал! Следи всегда за хорошим выговором, отчетливым ударением, ясным изложением и логическим построением речи!

в) «развитие детской самодеятельности для служения истине, красоте и добру есть конечная цель воспитания» (А. Дистервег).

В историю педагогики вошел как «учитель немецких учителей» и прогрессивный представитель германской буржуазно-демократической педагогики середины XIX века. Дистервег выдвинул 3 ступени возрастного развития детей школьного возраста и наметил основные направления обучения и воспитания на каждой ступени.

Для детей первой возрастной ступени (6 – 9 лет) характерны повышенная физическая активность склонность к игре, любовь к сказкам, сенсорное восприятие. Поэтому первостепенное значение при их обучении следует уделять чувственному познанию и упражнению чувств.

Школьникам второй возрастной ступени (9 – 14 лет) отличаются развитием памяти и накоплением представлений об окружающем мире. В этот период важно развить у школьников абстрактное мышление, умение делать выводы, сравнивать. Анализировать.

Третья ступень охватывала школьников в возрасте от 14 до 16 лет. В этот период важно продолжать развивать мышление учащихся и твердые нравственные принципы, которые со временем превратятся в убеждения.

Как и Песталоцци, Дистервег полагал, что главной задачей обучения является развитие умственных сил и способностей детей. Но обучение должно способствовать не только всестороннему развитию человека, но и нравственному воспитанию, а каждый учебный предмет наряду с его образовательной ценностью имеет, по мнению Дистервега, имеет еще и нравственное значение. Поэтому Дистервег неразрывно связывает вопрос о дисциплине в школе с постановкой в ней обучения. По его мнению «кто хорошо преподает, хорошо и дисциплинирует».

Решение главных задач школы, таких как: воспитание гуманных людей, воспитание сознательных граждан, развитие детской самодеятельности в процессе обучения и вооружение учащихся знаниями Дистервег рассматривал лишь при руководящей роли учителя. Дистервег утверждал, что «в конечном счете, успех обучения определяется учителем, а не учебником или методом». Хороший учитель, по мнению Дистервега, должен в соверщенстве владеть своим предметом и любить свою профессию и детей. На уроке должна царить атмосфера бодрости, а энергичное преподавание должно будить умственные силы учащихся, укреплять их волю и характер. Дистервег писал: «Беда обычно заключается в том, что молодые учителя стремятся научить учеников всему тому, что они сами знают, но на самом же деле надо сообщать учащимся только существенное… Плохой учитель сообщает истину, хороший учит ее находить». Дистервег рекомендовал учителям постоянно работать над собой, заниматься саморазвитием и самообразованием. Дидактика развивающего обучения Дистервега и его учебники оказали большое влияние на развитие европейской школы и педагогической мысли XIX века. Его прогрессивные идеи получили широкое распространение в России.

5.Как повлияли идеи К.Д. Ушинского на развитие теории и практики отечественного образования?

а) характеристика педагогических взглядов К.Д. Ушинского на основе его работ «О пользе педагогической литературы», «Три элемента школы»;

Ушинский универсален как педагог, как педагог перспективного видения. Прежде всего, он выступает как педагог-философ, отчетливо понимая, что педагогика может базироваться только на прочном философском и естественнонаучном фундаменте, на концепции народности воспитания, отражающих развитие этой науки и специфику национальной культуры и воспитания. Ушинский понял необходимость всестороннего изучения человека. Он утверждал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». (О пользе педагогической литературы).

Из «о пользе педагогической литературы»: Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждением. Нет сомнения, что многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра и сознает, что его дело, скромное по наружности, — одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые поколения.

Три элемента школы

Деятельность всякого учебного заведения, если оно имеет сколько-нибудь воспитательную цель, слагается из трех элементов, представителями которых являются: администраторы заведения, его воспитатели и его учителя.

Можно с достаточной определенностью сказать, что в процессе воспитания все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила исходит непосредственно от личности, никакой искусственный организм заведения не может ее заменить. Именно поэтому в школе одной из важнейших задач стоит выбор воспитателя, на который, как мы могли увидеть, во Франции обращается очень мало внимания. Инструкции, уставы и программы – дело второстепенное, и чем меньше их, тем лучше, считает К.Д. Ушинский. Главный воспитатель должен быть главным учителем и преподавать главный предмет, вокруг которого группируются другие. «Учение есть могущественный орган воспитания, и воспитатель, лишенный этого органа, потеряет главнейшее и действительнейшее средство иметь влияние на воспитанников»

б) идеи православной педагогики в наследии К.Д. Ушинского;

в) К.Д. Ушинский о значении народности в воспитании;

Создавая русскую педагогику, Ушинский считал невозможным подражать или механически переносить в нее принципы воспитания других народов. Каждый народ создает свою собственную систему обучения и воспитания со своими национальными чертами и творческими проявлениями. При этом педагог не отрицал возможности использовать достижения в области педагогики других народов, разумно преломляя их к своим национальным особенностям. Народность воспитания в трактовке Ушинского раскрывается как принцип преобразования всей системы образования на основе связи с жизнью народа. Отсюда и требования:

— воспитание должно быть самобытным, национальным;

— дело народного образования должно находиться в руках самого народа, который бы занимался его организацией, руководил и управлял школой;

— народ определяет содержание и характер воспитания;

— все население должно быть охвачено просвещением, общественным воспитанием;

— воспитание женщин наравне с мужчинами;

— принцип народности связан и с задачами формирования личности, и с воспитанием у детей любви к родине, своему отечеству, гуманности, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, чувства самолюбия в его правильном понимании, эстетического отношения к жизни. Все эти качества исходят от народа и соотносятся с его характером и традициями, помогают формировать национальное самосознание народа.

— принцип народности должен быть реализован через преподавание в школе отечествоведения: истории своей страны, географии, изучение русских писателей и поэтов (литература), природы России и др.

Идея народности у Ушинского, являясь идеей демократической, определяла новый прогрессивно-творческий подход к развитию педагогики и как нельзя лучше отвечала потребностям народа и народно образования.

г) использование идей Ушинского в теории и практике отечественного образования.Используется идея народного образования. Об актуальности данной темы свидетельствуют: принятие Закона Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.), «Национальной доктрины образования Российской Федерации» (2000 г.), «Концепции модернизации Российского образования до 2020 г.» (2008 г.). В этих документах сформулировано требование обеспечения сохранения и развития национальной культуры в школе, воспитания уважения к традициям, как своего, так и других народов. идея о народности воспитания реализуется в школах путем углубленного изучения родного языка, уважительного отношения к родной речи; формированием характера учащихся на базе национальных идеалов и традиций, самовоспитания, изучения и использования национальных традиций на практике; знакомства с историческими памятниками своего отечества и региона, воспитания у учащихся чувства принадлежности к истории своей семьи, рода, страны.

Идеи православного воспитания в наши дни начинают получать распространение: в школах вводится курс основ православной культуры.

Воспитание должно давать детям духовное развитие, связь с обществом. К.Д. Ушинский был сторонником гуманного воспитания, а значит, воспитание должно быть построено во благо ребенка, то есть с учетом его физиологических, психических и индивидуальных особенностей. В наше время воспитывать учащихся согласно идее народности очень важно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *