георгиевский собор юрьев польский реставрация
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском готовят к реставрации
Юрьев-Польский, 28 августа 2019 г.
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском Владимирской области восстановят на средства из федерального бюджета. Проект реставрации разработают по итогам экспертизы. Памятник древнерусского зодчества ‒ белокаменный храм начала XIII века, переживший татаро-монгольское нашествие, ‒ уже несколько лет находится в критическом состоянии.
Этих работ в Юрьеве-Польском ждали более 10 лет. Специалисты Института археологии РАН уже несколько дней исследуют Георгиевский собор. Плачевное состояние камня и фундамента вызывали серьезное опасение реставраторов, сообщает телеканал «Культура».
«В данный момент проходят археологические исследования работ внутри, в интерьере Георгиевского собора, и на территории», ‒ рассказала директор Юрьев-Польского историко-архитектурного и художественного музея Светлана Борисова.
Первый транш от Минкульта составил 15 миллионов рублей. На эти средства проведут исследования. Окончательная стоимость реставрационных работ будет зависеть от текущего состояния собора. Специалисты уже дали предварительную оценку по нескольким шурфам. Они уверяют, что фундамент цел, а основная причина разрушения связана с инженерными конструкциями верхней части. Своды после обрушения в XV веке подверглись серьезной деформации. По нынешней кладке до сих пор можно легко определить границу этого обрушения. Кроме самого фундамента, в шурфах обнаружены погребения XVII-XVIII веков.
«Ничего с ним не сделалось, очень хороший, глубокий и чудесный фундамент. Так что, с этой точки зрения, серьезных опасений нет», ‒ говорит главный научный сотрудник Отдела средневековой археологии Института археологии РАН Владимир Седов.
В 2015-м Георгиевский собор признан особо ценным объектом культурного наследия народов России, но не попал в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. По мнению искусствоведа Александра Морищука, это и есть главная причина нынешнего состояния храма. Попади он в список ЮНЕСКО ‒ международные исследования, серьезное финансирование и защита ему были бы гарантированы. «Указывал на величие не только русского государства, но и оставлял свой след серьезный в архитектуре, еще раз повторяю, всей Европы», ‒ отметил Александр Морищук.
Внутри собора сохранилась академическая живопись начала XIX века, она также требует реставрации. Библейские мотивы легко узнаваемы ‒ «Тайная вечеря», изображающая сцену последней трапезы Христа со своими учениками
«Довольно неплохо сохранилась. Художники были, Ярославская художественная мастерская. Сделали обследование, взяли анализы, это подлежит восстановлению частично, но в общем очень много работы», ‒ подчеркнул реставратор Вячеслав Родионов.
Сейчас музейщики ждут окончательных результатов исследований. От них зависит дальнейшее финансирование работ по восстановлению Георгиевского собора. При этом все специалисты сходятся во мнении: уникальный шедевр домонгольского периода Северо-Восточной Руси должен быть сохранен в первоначальном виде.
Архитекторы выступают против проекта реставрации Георгиевского собора в городе Юрьев-Польский
Владимирские архитекторы собирают подписи против проекта реставрации Георгиевского собора в городе Юрьев-Польский. Белокаменный резной храм XIII века требует срочного восстановления, но экспертное сообщество уверено, что утвержденный Минкультом план работ только ускорит разрушение уникального здания, передает корреспондент ОТР Татьяна Григорьянц.
Один из последних храмов домонгольского периода на территории современной России – Георгиевский собор в Юрьев-Польском. Простоял здесь, на Владимирской земле, почти 800 лет. И, конечно, его стены видели многое.
А вот увидят ли их, эти стены, наши потомки – большой вопрос. Сейчас храм стал, как губка, впитывать воду под фундаментом из грунтов и стремительно разрушается.
Резные узоры по камню, которыми покрыт Георгиевский собор от купола до цоколя, тают, словно восковые: местами уже едва различимы. Стены на четверть и вовсе потемнели – следствие того, что территорию возле храма засыпали метровым слоем земли и засеяли газоном.
Евгений Пашкин, доктор геолого-минералогических наук: «Потому что вот этот лоток, он идет по внутренней поверхности всей ограды вокруг территории храма и заканчивается вот здесь. И вот здесь сделана труба. По этой трубе вода должна эвакуироваться. Куда?! Она засыпана!»
Реставрации Георгиевский собор ждал не один десяток лет. Он всего на 100 лет младше храма Покрова на Нерли по соседству, но отчего-то с менее удачной судьбой. В 80-е над ним работали специалисты, правда, без капитальных преобразований. Потом о соборе вспомнили лишь в 2014.
Виктор Титов, исследователь Георгиевского собора: «Вот вся реставрация заключается в том, что раствором Реммерсом замазали их».
Вячеслав Родионов, председатель Общественного совета по сохранению памятников истории и культуры г. Юрьев-Польский: «Дважды, начиная с 2014-го года, Министерство культуры выделило, я считаю, огромные деньги, 23 миллиона, на проектные работы. К сожалению, проект был отдан фирме-однодневке. Они год мучили собор! Наконец-то Министерство культуры отозвало их с этим проектом – все заглохло. Проект отправили на доработку».
Спустя несколько лет, история повторяется: снова тендер, снова разработка проекта восстановительных работ. Этой осенью его утверждают, однако в плане только внешняя реставрация собора.
Вячеслав Родионов, председатель Общественного совета по сохранению памятников истории и культуры г. Юрьев-Польский: «Подоснова – это строительный мусор. Он поражен грибком, плесенью. Надо немедленно, прямо сегодня закрыть, вычистить все это пространство».
Чугунные полы, которые сейчас настелены в соборе, необходимо снять: они не дают испаряться влаге под фундаментом. Своды храма, возведенные без металлических балок и железобетона, нужно выровнять и стянуть специальными приспособлениями. Иначе вся конструкция рухнет, причем довольно скоро.
Евгений Пашкин, профессор, доктор геолого-минералогических наук, академик Академии архитектурного наследия: «Сейчас в проекте реставрации этого нет. Абсолютно исключается!»
Юрьев-Польский сегодня буквально выживает за счет худо-бедного туристического потока. В город едут смотреть не только Георгиевский собор, но и Михайло-Архангельский монастырь XVII века, остатки валов Кремля XII столетия. А из города каждый год уезжают по несколько сотен человек, констатируют местные власти.
Анатолий Трофимов, глава администрации муниципального образования Юрьев-Польский район: «Объект требует срочного вмешательства. Но ввиду его уникальности, ввиду его такой неповторимости вмешаться без какой-то очень серьезной подготовки невозможно. И здесь ошибиться нельзя! Самая главная проблема, что нельзя с этим объектом ошибиться! Если мы его потеряем, уже подобного никто ничего не увидит».
Спасением, как для Георгиевского собора, так и для всего Юрьев-Польского, могло бы стать создание на территории города или на части его музея-заповедника. Это был бы другой уровень исследований, другой уровень экспертов, другой уровень финансирования и принятия решений.
Георгиевский собор – уникальное собрание домонгольской каменной пластики
Плодородные просторы Юрьева Ополья. Дорога, уходящая за горизонт. Легкие узоры облаков в ослепительно синем небе. С погодой опять повезло! И мы снова держим путь в сторону Юрьева-Польского. Города, откуда пошла княжеская династия, возвысившая нашу малую родину до государственных масштабов, оставившая после себя богатую материальную и духовную культуру, построившая на нашей земле невероятные памятники белокаменного зодчества, которыми, к счастью, мы можем любоваться и сегодня.
И главным героем очередного выпуска программы «Точка на карте» выступит уникальный белокаменный Георгиевский собор, основанный в 1152 году князем Юрием Долгоруким (сразу оговоримся, что эта версия собора до наших дней не дошла, но об этом позже).
Почему же этот храм уникальный? Потому что на его стенах можно увидеть самую масштабную в России (после владимирского Дмитриевского собора) коллекцию домонгольской каменной пластики.
Почему же на стенах Георгиевского собора мифические русалки соседствуют с житием святых, какой святыне храма поклоняются современные верующие, кто и зачем нацарапал кресты на абсидах памятника. Об этом и не только расскажет народный гид Алексей Валентинович в свежем выпуске программы «Точка на карте». Смотрите видео!
Три версии собора
Судьба Георгиевского собора драматична. Впервые он был возведен основателем города Юрьева- Польского Юрием Долгоруким в 1152 году.
Юрий Долгорукий. Фото: u-static.z-dn.net
Князь посвятил храм своему небесному покровителю Георгию Победоносцу. Он же покровитель земледельцев. Именно так («земледелец») с греческого языка переводится имя Георгий, или Юрий.
Георгий Победоносец. Фото: avatars.mds.yandex.net
Где располагался этот первый храм, неизвестно. Но в период с 1230-го до 1234 года здание разобрали и построили заново. Такое решение принял внук Долгорукого — князь Святослав Всеволодович. Он получил в удел город Юрьев-Польский в 1212 году после смерти своего отца Всеволода Большое Гнездо. «Святослав князь в Юргеве руши церковь святаго Юрия каменую, тако же бе обветшала и поломалася, юже бе создал дед его Юрги Володимеричь и святил великим священьем», — сообщает об этом событии летопись.
Современный вид собора – это именно вторая версия белокаменной постройки. Та, которая была заложена во времена правления князя Святослава. Своды нового храма были сложены из пористого туфообразного известняка, стены забутованы булыжником на растворе. Такая технология была традиционной для того времени.
Интересно, что архитектура собора существенно отличалась от того, что строили ранее, в XII веке. Перед нами уже не традиционный романский куб с характерными порталами и византийским убранством. В белом камне был возведен приземистый и устойчивый крестообразный и башнеобразный храм с зальным интерьером.
Многие исследователи сходятся во мнении, что с момента появления Георгиевского собора уже можно говорить о рождении русского национального стиля в архитектуре. Однако храм Святослава рухнул. Точнее, в 1471 году обрушился верх здания. По велению царя Ивана III Великого собор был реконструирован бригадой московского купца Василия Ермолина. Мастера разобрали каменные руины, максимально сохранив кладку. Далее надстроили стены, используя имеющиеся камни. Понятно, что система резного декора была серьезно нарушена, так как собор собирали по кускам. То есть первоначальная логика рисунка нарушилась. И какой она была, нам уже не узнать. Но что же мы имеем сейчас? Это тоже очень интересно.
Русалки, хлеб и Георгий Победоносец
Белокаменная резьба храма при близком рассмотрении производит сильное впечатление. Она рельефна, образна и наглядна. Многие сюжеты расположены прямо перед тобой, на уровне глаз. Рука так и тянется прикоснуться к истории, понять, какая она на ощупь….
Когда рассматриваешь каменные образы, первая эмоция – недоумение. Тут тебе русалки (их очень много), грифоны, славянская птица Сирин, витиеватые растения, которые как будто прорастают сквозь белый камень и возносятся к небесам.
Птица Сирин, прообраз русалки (сирены)
И рядом со всем этим мифическим зоопарком — православные святые, образ Святой Троицы, Богородица, сам Георгий Победоносец, Авраам. Почему же стало возможным такое соседство? Кем же были наши предки — язычниками или христианами?
И как бы это парадоксально ни звучало, тут нет никакого противоречия. Перед нами — картина мира человека XIII века во всем ее многообразии. И это не двоеверие, как кажется на первый взгляд. На землях Юрьева Ополья жили аграрии, земледельцы. И собор Георгия был построен для них. Наши предки восприняли христианство не через канонические догматы греческой культуры или иудаизма, а через свои представления о мире — через сознание землепашца. Хлеб – это и тело Христово, которое приносится в жертву внутри храма, и символ плодородия, залог безбедной жизни крестьянина. Поэтому каменные растения на соборе – это труд, будни наших предков и показатель их благополучия.
А вот мифологические существа – это природные силы, которые «отвечают» за богатый урожай. Георгий Победоносец же – покровитель земледельцев и православный святой. Мы помним, что у наших предков было два праздника в году, связанных с Георгием: Юрий Вешний (начало посевных работ) и Юрий Осенний (конец сельхозработ и день расчета крестьянина с помещиком). Поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» именно об этом.
Слон исполняет желания
Однако это далеко не все. На стенах собора можно встретить изображения грифонов, львов и даже слона. Вероятно, князь Святослав Всеволодович зашифровал в своем белокаменном творении послание своим современникам. Если хотите, перед нами своеобразная энциклопедия древнерусской жизни. Грифон, львиные лики – распространенные сюжеты того времени, их можно встретить и на Дмитриевском соборе, и на храме Покрова на Нерли. Это животные мифологические, не относящиеся к славянской культуре, но воспринятые ею вместе с христианством. Вот так раздвигаются границы мира. Ну а слон и вовсе существо диковинное, далекое, непонятное, редкое, но вполне себе реальное. О нем наши предки слышали, вероятно, со слов купцов и путешественников. Почему бы не разместить изображение этого чудесного зверя на стенах главного собора города? Вот он мир во всем его многообразии!
Кстати, местные жители рассказывают, что тот, кто найдет этого самого слона на стене собора, может загадывать желание, которое непременно сбудется. Не забудьте поискать, когда задумаете посетить Георгиевский собор.
Кресты и крестики
Не обошлось и без народного граффити. На стенах храма можно обнаружить своеобразные кресты и крестики, которые нацарапаны на камне. Это, конечно, неофициальное творчество, к христианской традиции отношения не имеющее. Истоки появления подобных изображений очень понятны (они и сегодня актуальны): оставить свой скромный след на храме Божием, отметиться, так сказать.
Святославов крест и коллекция камней
Главной святыней Георгиевского собора и города Юрьева-Польского считается Святославов крест. Каменная композиция называется «Распятие с предстоящими» и относится к XIII веку. Реликвию почитают как чудотворную. Этот факт привлекает в белокаменный храм верующих и паломников, а в былые времена – княжеских и царственных особ. «Российские Государи и Великие Князи церковь сию чтуще, ю посещаху», — отмечает одна из летописей. Безусловно, этот артефакт имеет не только религиозную, но и большую историческую ценность.
Рядом с крестом расположен еще один интересный камень, на котором высечена надпись о проставлении князем Святославом указанного распятия.
Вообще, в музее храма представлена достаточно большая коллекция резного камня, или так называемый лапидарий. В собрании более 60 разнообразных экспонатов.
А вот внутреннее убранство храма относится к более позднему периоду русской истории. Росписи в соборе датируются XIX веком.
Привлекает внимание и старинный по. Он был уложен в веке XVIII, о чем свидетельствует надпись на одной из железных плит — 1784 год.
Музей открыт для посещений
Георгиевский собор – это лишь одна из экспозиций местного музея, ознакомиться с другими можно по ссылке. С начала июля объект вновь открыт для туристов. Территория культурного объекта благоухает. Цветы — повсюду. А еще прямо на улице можно осмотреть интересную коллекцию старинных наличников Юрьева Ополья.
Если вы вдохновились нашим примером и у вас появилось желание погрузиться в историю родной земли, совершите это небольшое, но очень интересное путешествие. Кстати, на торговой площади Юрьева-Польского, расположенной неподалеку от музея, продают огромные и очень вкусные пирожки (с капустой – всего 25 рублей), которые мы после нашей насыщенной прогулки с удовольствием умяли, расположившись на очаровательной пешеходной улице.
Уезжать из этого милого города не хотелось. Ну что же, будет повод вернуться, чтобы открыть для себя и для вас, дорогие читатели, еще больше интересных мест древнего Юрьева Ополья.
Дарья Ермолина
Съемки и монтаж Дмитрия Киреева
Фото и видео «Призыва»
*Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения народного экскурсовода
Реставрация Георгиевского собора в Юрьеве-Польском взята под контроль министерством культуры
По следам белокаменного. медведя. Отныне среди богатого узорочья Георгиевского собора, разгадывая его исторический шифр, туристы смогут искать не только слона. Рельеф с изображением медведя- новое открытие на всемирно известном памятнике архитектуры. И если слона из белого камня, «зверя для Руси невиданного», нужно разыскивать на северном фасаде собора- над колонной, той, что венчает женский лик, то медведь притаился на левой пилястре западного притвора. Там, где чередуются медальоны с изображениями животных. Округлое тело, короткий хвост, мощная спина, сильные лапы с когтями. Это единственный медведь на резьбе знаменитого храма. По словам музейщиков, нашёл его местный любитель старины.
Светлана Борисова, директор Юрьев-Польского историко-архитектурного и художественного музея:
— Такой человек- Турцев Владимир Алексеевич, который написал удивительную статью и нашёл такую изюминку нашего собора. Оказывается, на нём есть удивительный медведь. Вот такой журнал, в котором он подготовил статью- «Туристические маршруты России».
Георгиевский собор 1234-го года постройки- объект культурного наследия федерального значения. Это последний белокаменный храм, возведенный на Руси до монгольского нашествия.
Виталий Моисеев, турист (г. Москва):
— Георгиевский собор- это вообще жемчужина. Я не помню, где такая резьба есть по всему корпусу. Я такого нигде не видел. Чувствуется история Руси здесь.
Само наследие уже много лет посылает сигнал бедствия. Георгиевскому собору необходима срочная реставрация. Перепады температур, дождь, снег, эрозия, магниевые соли- всё это «точит» неповторимый храм. Некоторые рельефы уже утрачены.
Светлана Борисова, директор Юрьев-Польского историко-архитектурного и художественного музея:
— Белокаменная резьба находится в аварийном состоянии. Вы видите, что и глубокие трещины, и грибок, который покрывает всё узорочье нашего Георгиевского собора. Белокаменная резьба разрушается очень стремительно.
Возведение собора связано с именем великого князя Святослава Всеволодовича, внука Юрия Долгорукого. Он сам руководил артелью по его строительству. Духовная реликвия Георгиевского собора- Святославов крест. По преданию, он был высечен самим князем. По мнению учёных, когда-то крест находился в центральной закомаре северного фасада Георгиевского собора. Игумен Афанасий, настоятель Михайло-Архангельского монастыря, говорит об особом значении этого храма. Георгиевский- символ веры.
И гумен Афанасий, настоятель Михайло-Архангельского монастыря:
— У нас не так много осталось памятников домонгольского периода, тем паче, такого уровня художественной ценности, соответственно, и духовной ценности тоже. * Наши предки молились в этом храме и мы молимся. Хотелось бы, чтобы и дети, и внуки наши продолжали молиться Господу в этом замечательном церковном сооружении.
У наследия- особая судьба. В середине 15-ого столетия своды и часть стен «белокаменной жемчужины» рухнули. По воле князя московского Иоанна Третьего собор заново отстраивал зодчий Василий Ермолин. Так появился «ребус» белокаменных рельефов, а Георгиевский собор утратил первоначальные пропорции и стал более приземистым. Нынешнее состояние храма- целый пласт «тревог». К примеру, на этих старинных чугунных плитах весной стоит вода. Разрушаются и росписи 1-ой трети 19-ого века. Работа кисти Тимофея Медведева.
Мария Платанюк, специальный корреспондент:
— Под сводами уникального Георгиевского собора температура мало чем отличается от температуры на улице. Острейшая проблема- отсутствие необходимого температурно-влажностного режима. Храму необходим слабый подогрев. Влияют и подземные воды. Их активно впитывает белый камень.
Для спасения шедевра необходимы 120 миллионов рублей. Эту сумму называют в Центральных научно-реставрационных мастерских. По словам главного архитектора Сергея Куликова, проектная документация была доработана весной 2020-ого и уже одобрена научно-методическим советом при Министерстве культуры. Средства на доработку проекта- 24 миллиона- в прошлом году выделял Минкульт. Вопрос планируемой реставрации- на контроле ведомства. Но очевидно: процессу спасения необходимо «ускорение». Храм ждет реальных действий. Для гибнущего Георгиевского важен каждый год. Каждый месяц. В 2015-ом символ Юрьева-Польского был включен в список особо ценных объектов культурного наследия народов России. Специалисты надеются, что в будущем будет исправлена и очевидная несправедливость. И Георгиевский собор, наконец, войдёт в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Мария Платанюк, Александр Чунаев «Вести-Владимир».
Восстановление домонгольского храма в Юрьев-Польском обойдется в 120 миллионов рублей
В последние годы храм стремительно разрушается
Стоимость реставрации Георгиевского собора в Юрьев-Польском, датируемого 1230 годом, специалисты оценивают в 120 миллионов рублей, сообщили в ТАСС со ссылкой на главного архитектора Центральных научно-исследовательских мастерских Сергея Куликова.
Строению требуются консервационные работы по камню, очистке и обеспечению инженерной устойчивости строения. В частности, внутри памятника архитектуры планируют установить «теплый пол» для исключения конденсата. В настоящее время Минкульт дал разрешение на доработку проектной документации.
Сейчас храм относится к муниципальному историко-архитектурному и художественному музею Юрьев-Польского. Это один из немногих домонгольских памятников белокаменного зодчества, не входящий в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Церковь построена князем Святославом Всеволодовичем и стала последним крупным сооружением накануне нашествия татаро-монголов. По ее образцу в 1326 году в Москве был построен Успенский собор, ставший первым каменным храмом будущей столицы.
Георгиевский собор. И.Толстой, Н.Кондаков. Русские древности в памятниках искусства, выпуск 6: памятники Владимира, Новгорода и Пскова. СПб, 1899.
В конце 2015 года по распоряжению правительства Георгиевский собор признан ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации. Реставраторы отмечают, что в последние годы здание активно разрушается, сами работники Юрьев-Польского музея называют состояние белого камня, из которого построен собор, катастрофическим.