голосеевский монастырь матушка алипия
Блаженная Алипия Киевская, Христа ради юродивая
Лесное кладбище возникло в 1960-х годах, и тогда же игуменья Вознесенского Флоровского монастыря Антония внесла в горисполком деньги за 8-й кладбищенский участок. Игуменья не предполагала, конечно, что место сие со временем привлечет паломников из разных уголков Украины, Белоруссии, России и даже из-за океана. Осенью 1988 года здесь была похоронена блаженная монахиня Алипия (Авдеева), известная в миру как Христа ради юродивая прозорливая старица. Ныне почитание ее киевлянами можно сравнить разве что с почитанием Матрены Московской, хотя блаженная Алипия еще не причислена к лику святых. Документы лишь собираются и изучаются, но, по мнению наместника Покровской Голосеевской пустыни архимандрита Исаакия (Андроника), возглавившего эту возрожденную в 1990-х годах обитель, канонизация блаженной совершится в скором времени. Попутно заметим, что блаженная Алипия подвизалась как раз на развалинах уничтоженной в 1926 году Голосеевской пустыни, молилась угодникам Божиим, которые в ХIХ и начале ХХ века подвизались тут, а некоторые были и погребены здесь: митрополиту Киевскому Филарету (Амфитеатрову; † 1857; его мощи почивают в пещерах Киево-Печерской лавры) и его духовнику иеросхимонаху Парфению († 1855), Христа ради юродивым старцам иеросхимонаху Феофилу († 1853) и монаху Паисию († 1893), старцу-духовнику иеромонаху Алексию (Шепелеву; † 1917). Блаженная Алипия как бы приняла эту духовную эстафету подвижников Голосеевских и многие годы молилась о возрождении Голосеевской пустыни. Прикровенно она говорила своим чадам, что будет пребывать здесь «всегда, но не сразу».
Из житийных записок о блаженной Алипии
Как часто случается при сборе и составлении житийных материалов, в биографию угодников Божиих порой закрадываются разного рода факты, вызывающие сомнение, особенно когда это касается людей, несших подвиг юродства. Известно, что матушка была мордовка по национальности и по-русски говорила с ошибками, к тому же, как все блаженные, о себе рассказывала отрывисто и непоследовательно, часто прикровенно и без всяких комментариев. Тем не менее, ее ближайшим послушницам, или, как их называют, хожалкам, а также некоторым духовным чадам – филологам и журналистам – удалось изложить жизненный путь блаженной на страницах книг, журналов и электронных сайтов. Вот что можно прочесть о ее детстве на киевском сайте «Блаженная Алипия»:
«Родилась блаженная Алипия (Агапия Тихоновна Авдеева) предположительно в 1910 году в Пензенской области в благочестивой семье Тихона и Вассы Авдеевых. Блаженная старица рассказывала, что отец был строгий, а мама очень добрая, большая труженица и очень аккуратная. Бывало, положит в передничек всяких угощений и велит ей разнести бедным в их селе; особенно много гостинцев раздавала мама в праздники. Когда пришло время учиться, Агапию отдали в школу. Живая, быстрая, сообразительная, она не могла удержаться и всем подсказывала. Девочку перевели в другой класс, и среди детей старше ее на год Агапия отличалась умом и сообразительностью. В 1918 году родителей Агапии расстреляли. Всю ночь восьмилетняя девочка сама читала Псалтирь по умершим. Некоторое время Агапия жила у дяди; проучившись в школе только два года, отправилась “странствовать” по святым местам… В годы безверия десять лет провела в заключении; несмотря на тяжелые условия содержания, старалась соблюдать пост, непрестанно молилась».
Но наиболее полно описана жизнь блаженной в Киеве – с 1960-х по 1988 год, – ибо имеются и документальные подтверждения фактов, и многочисленные свидетельства ее духовных чад и всех, кто общался с ней. Матушка носила вериги в виде огромной связки ключей, а на груди, также под одеждой, – икону. Почти ежедневно привозила в храм сумки с хлебом, который приносили ей люди, покупала множество свечей и сама расставляла их перед иконами. Кстати, задолго до раскола обличила однажды бывшего митрополита Филарета (Денисенко) прямо во время службы, за что была изгнана из храма. Известно также, что накануне 1986 года, когда произошла Чернобыльская катастрофа, матушка очень волновалась, говорила о «страшных пожарах». Рассказывают, что в начале апреля 1986 года она на многие дни покинула свою хижину в Голосеевском лесу и обошла с посохом весь город, молясь о его спасении.
Много чего чудесного услышал и узнал я о жизни блаженной. Но тогда, на кладбище, все это воспринималось, как сказка.
И все же я поверил
К рассказам монахинь я тогда отнесся с известной долей недоверия «образованного советского журналиста», выросшего в атеистической среде, хотя и воцерковленного. Пока совершалась лития, я вглядывался в лик блаженной на овальной фотографии надгробного креста с надписью «Бойся Бога!» Как выяснил потом, какой-то одержимый приходил сюда неоднократно, выворачивал крест и отшвыривал его в сторону. Видимо, надпись эта была предназначена для его вразумления. Пронзительный взгляд юродивой проникал в самое сердце, и мирный покой снисходил в душу.
– Ты проси у матушки помощи, если есть какие-то жизненные проблемы, – посоветовали монахини. – Она всем помогает.
– Это же мой отец! А я – вон, рядышком, босиком!
После просмотра фильма я рассказал отцу Михаилу о своей молитве на могилке блаженной, о том, как сценарий долго не принимали, а потом вдруг приняли. И о том, что такая находка кадров кинохроники – тоже по молитвам блаженной. На что старец удивленно покачал головой и молвил после паузы:
– Дивен Бог во святых Своих.
Потом, навещая могилу родителей, я бывал и у матушки, познакомился с Верой Федоровной Удовиченко – составителем книг о блаженной Алипии, в которые вошли десятки воспоминаний духовенства, монашествующих и мирян – и знавших матушку при жизни, и тех, кто получил по ее молитвам помощь уже после ее кончины.
«И память ее в род и род…»
Многих из духовенства я знал лично и потом, после знакомства с книгой «Стяжавшая любовь», выпущенной по благословению митрополита Владимира в 2005 году, беседовал с ними, расспрашивал о монахине Алипии. Бывший настоятель Вознесенской Демеевской церкви отец Мефодий Финкевич (на склоне лет принявший монашество в Почаевской лавре) очень почитал матушку, рассказывал, как еще при жизни Алипии он проведывал ее домик в Голосеевском лесу. Тогда отец Мефодий, еще молодой священник, служил во Владимирском кафедральном соборе, и матушка все его спрашивала:
– А вот ты на Демеевке служишь?
– Да нет, матушка, я из собора к вам приехал…
– Она была воплощением кротости и незлобивости. Я ей молюсь даже в мелочах.
А в книге о матушке приведены рассказы, как помогла она людям в тяжелейших жизненных ситуациях – тем, кто был уже на краю могилы, пропадал от пьянства, пребывал в сетях сектантства, терял детей, мужей и жен, стоял перед сложным жизненным выбором, не зная как поступить…
В числе ее духовных чад – бывший епископ Тульчинский и Брацлавский Ипполит (Хилько), ныне пребывающий на покое. В своих воспоминаниях о старице владыка поведал, как она предрекла ему епископство, а еще о пожаре, случившемся, когда он учился в Московской духовной академии: пожар вспыхнул в 1986 году как раз под праздник Воздвижения Креста Господня – пять студентов тогда отдали Христу свои души.
– А моей сестре, еще ничего не знавшей, о пожаре сообщила матушка Алипия: «Пожар случился! А он не спа-а-л! Туда-сюда ходил!» По молитвам матушки все обошлось – я действительно не спал в ту ночь.
Епископ перечислил еще несколько удивительных случаев из своей жизни, как по молитвам блаженной ему удалось сохранить палец, который он чуть не потерял, работая с электропилой – ей было это открыто, как помогла ему в перелете в Иерусалим, где он нес послушание в Русской духовной миссии, и многое другое. Приведу эпизод их последней встречи. Это было перед самым отъездом в Иерусалим. Матушка очень любила цветы, и владыка принес букет.
– Матушка, примите цветы. Говорят, они символ жизни.
– Жизни, говоришь? Тогда сам и поставь.
Эта была их последняя встреча на земле.
Бог открыл блаженной время ее кончины. Матушка отошла ко Господу 30 октября 1988 года. Она спрашивала: «На какой день припадает 30 октября?» Говорила также, что на похоронах ее пойдет снег, что и случилось после.
Она живет в памяти народной. Ее имя звучит на поминании во всех храмах Киева и за его пределами. Уже давно написаны почитателями иконы блаженной и составлен акафист. Но, видимо, должна исполниться неведомая нам «полнота времен», прежде чем раздадутся под сводами храмов слова ее небесного прославления.
Ныне блаженная покоится в нижнем ярусе Покровского храма Голосеевского монастыря – сюда ее мощи были перенесены пять лет назад, в октябре 2006 года, и нескончаемым потоком идут к матушке люди. Особенно переполнен монастырь в день преставления матушки Алипии – 30 октября.
Пророчества матушки Алипии
Кто такая матушка Алипия? Сбылись ли её пророчества? Почему она так почитаема в Голосеевской пустыни? Об этом Вы сможете узнать, прочитав нашу статью!
Пророчества матушки Алипии
В Киевском монастыре Свято-Покровская Голосеевская пустынь 30-го числа каждого месяца проводится особое служение в память дня ухода из земной жизни монахини Алипии, почитаемой многими как блаженная чудотворица.
Без паспорта
Почти все биографические сведения о ней носят лишь приблизительный характер, почерпнуты из того немного, что иногда она о себе рассказывала.
Год её рождения теперь указывают как 1910-й. Но в некоторых жизнеописаниях можно встретить и 1905-й, и 1908-й.
Свою жизнь матушка Алипия прожила без паспорта и без прописки. Своего крова, жилья надёжного никогда не имела. Фотографировать себя не разрешала. Этим объясняется столь малое число её изображений – буквально считанное количество. Сохранилось ещё несколько мгновений кинохроники…
Она – наша современница. Из земной жизни матушка Алипия ушла 30 октября 1988 года. Ею были предсказаны Чернобыльская беда, филаретовский раскол (за пять лет до события) и времена, кажется, новых чудовищных испытаний; предсказана война.
Странница
Родилась она в Пензенской губернии, в православной мордовской семье Авдеевых. При крещении ей было дано имя святой мученицы Агафьи, икону которой всю жизнь носила у себя на спине.
В 1918 году девочка чудом осталась жива: вышла к соседям. Вернулась – родители убиты. Восьмилетний ребёнок, она всю ночь читала над их остывшими телами Псалтирь…
Странствовала по святым местам. Рассказывая о чём-то, матушка Алипия называла себя в мужском роде: «Я всюду был: в Почаеве, в Пюхтице, в Троице-Сергиевой Лавре. Три раза в Сибири был. По всем церквям ходил, подолгу жил, меня всюду принимали». Вспомним, что между Пюхтицким Успенским монастырём в Эстонии и Сибирью тысячи километров… Рассказывала она, что долго сидела в тюрьме: «Толкали меня, били, допросы делали…» Её морили голодом… Обычно о подробностях её не расспрашивали, и вот почему: «в присутствии матушки царила такая благоговейная тишина и так было с нею хорошо, что боялись эту тишину нарушить». Но другим людям она сообщила и подробности: «Однажды её арестовали и посадили в общую камеру. В тюрьме, где она содержалась, было много священников. Каждую ночь 5-6 человек уводили безвозвратно. Наконец, в камере осталось только трое: один священник, его сын и матушка.
Священник сказал сыну: «Давай отслужим по себе панихиду, сегодня нас к рассвету заберут»… А матушке сказал: «А ты сегодня выйдешь отсюда живая».
Отслужили панихиду, отпели себя отец и сын и ночью их увели навсегда…» Матушка Алипия рассказывала, что спас её апостол Петр – отворил дверь и провёл мимо всех охранников через чёрный ход, велел идти вдоль моря. Она шла, не отклоняясь от береговой линии, «без пищи и воды одиннадцать суток. Лезла по отвесным скалам, обрывалась, падала, поднималась, снова ползла, раздирая до костей локти. На руках у неё остались глубокие шрамы…» Полагают, что именно в то время она и посетила старца иеросхимонаха Феодосия (Кашина; 1841-1948), жившего в горах под Новороссийском. Она говорила: «Я у Феодосия был, я Феодосия видел, я Феодосия знаю». Полагают, что тогда же чудотворец Феодосий благословил её на подвиг юродства.
Как и где она училась, — сведений нет. Но она хорошо читала по-церковнославянски и по-русски, иногда говорила и молилась на мордовском языке.
Во время войны Агафья Тихоновна Авдеева побывала на принудительных работах в Германии. Её келейница Марфа вспоминала: «Рассказала мне матушка, что когда она была на работах в Германии, то по ночам читала Псалтирь за женщин, у которых дома (на родине) остались дети или больные старики, и выводила их за колючую проволоку и они благополучно уходили домой. Ушла и сама матушка ещё до окончания войны, перебралась через линию фронта и пешком пошла в Киев…»
В Лавре
На Руси нет простых выходов из ловушек истории. Киево-Печерская лавра, после разгрома в 1920-е, ожила осенью 1941-го, при немцах. Гитлеровские власти открывали храмы, конечно, не из тайных симпатий к исторической России, но из ситуативной конъюнктуры, желая предъявить населению плюсы нового миропорядка, противопоставляя его большевистским установкам.
В храмах Киево-Печерской лавры вновь зажглись лампады, возобновились богослужения, привлекая уцелевших подвижников благочестия, прошедших через аресты, ссылки, лагеря. О своём пребывании в Киево-Печерской лавре матушка Алипия рассказывала: «В Лавре я был 20 лет. Три года в дупле сидел, холодно было, снег заметал, голодный был, но я всё терпел». Двадцать лет – это именно те годы, когда лавра была открыта, с оккупационного 1941-го по хрущёвский март 1961-го.
Духовником-наставником Агафьи Тихоновны стал о. Кронид (в миру Кондрат Сергеевич Сакун; 1883-1954; с 1945 года архимандрит, с 1947 – настоятель Лавры). В свой час о. Кронид постриг Агафью в монашество с именем Алипия – в честь преподобного Алипия Печерского.
По воспоминаниям, относящимся к 1947 году, матушка Алипия была худенькой, стройной, аккуратно причёсанной. Её длинные каштановые волосы были заплетены в косу вокруг головы «корзинкой». Все называли её Липа, жила она «в овраге за лаврской оградой прямо под открытым небом… У Липы был необыкновенно глубокий, чистый, теплый, ласковый, любящий взгляд светло-серых очей, которые делали её молодой, преображая до девочки-подростка… В простой, скромной одежде, она была всегда аккуратной, чистой. От неё не исходило никакого неприятного запаха, какой бывает обычно от людей странствующих, ночующих на вокзалах, долго не моющихся».
Не менее поражало наблюдавших за нею, что жила она в дупле, в котором не подняться в рост, около которого в снежные морозные ночи выли голодные собаки.
Вероятно, этот период относится к послевоенному времени, когда тот, кто принимал беспаспортную матушку Алипию, рисковал административно. Она вспоминала: «Когда было очень холодно, я заходил в коридор к монахам погреться. Иной пройдет, даст хлеба, а другой прогонит – нечего тебе, баба, тут сидеть. Но я на них не обижался…» В особо сильные морозы иные пускали погреться в сени. А потом: «Согрелась? Ну иди, спасайся»…
«Спецназ»
Юрод – недоумок, бомж, «чудо в перьях». Кто таковых не встречал? И в автобус такого не пустят, а на улице дети и снежком бросят, а то и камнем. В этой среде, очень сомнительной для «чистого общества», среди массы психически больных или по несчастию опустившихся людей, почти неотличимо от них, может жить аскет, сознательно отказавшийся от благ цивилизации, обладающий даром необыкновенной любви, а может, и чудотворения – целительства, прорицания.
Известный киевский священник о. Андрей Ткачёв, замечательный проповедник и писатель, в одном из выступлений (доходчиво для современного человека) так объяснял, кто такой Христа ради юродивый.
Используя аналогию с армейским воинством воинства духовного, он назвал юродивых «спецназом», как бы «особым подразделением» среди сонма других святых – мучеников, исповедников, пустынников, затворников…
Сначала к Алексею сходите…
После закрытия Лавры матушка Алипия многие годы жила, где придётся. В 1979 году, накануне Олимпиады, беспаспортную монахиню вывезли в пустующий домик в Голосеевском лесу, в местность, удалённую от городских магистралей.
Голосеевская пустынь как скит Киево-Печерской Лавры и летняя резиденция Киевских митрополитов была основана в 1631 году святителем Петром Могилой.
С обителью связано немало известных нам подвижников веры, в их числе – преподобный Алексий Голосеевский (Шепелев; 1840-1917), прозорливый старец, почитаемый всей имперской Россией.
К могилке о. Алексия матушка Алипия отправляла всех, приходивших к ней: «Сначала к Алексею сходите поклонитесь, потом ко мне». Или: «Иди, там священник служит»…
Чудотворица
Многие отмечали её абсолютное самоотвержение, необыкновенную любовь и сострадание к людям.
Знавшие её не сомневаются, что ей был открыт мир духовный, нам невидимый, что в сердцах людей она читала, как в открытой книге.
Почти все вспоминают, что людей она лечила мазью, которую сама готовила. Лечение это, порой, было столь чудодейственным, что иные полагают, — целебная сила была не в самой мази, а в молитве удивительной монахини. Есть свидетельства излечений от самых тяжёлых недугов. Причём чудотворения происходят и ныне…
Все вспоминают её обильные угощения. Сколько бы человек ни пришло к ней, хоть и три десятка – всех кормила. Алексей А. рассказывает: «За столом, во время обеда, она заботилась о каждом и когда не хватало места всем за столом, она отходила, садилась на досточку, говорила: «Я уже кушал». Пищи в тарелки всегда клала много и требовала, чтобы всё съедали. Когда от неё уходили, спрашивала, не нужно ли чего на дорогу. Несколько раз мне и моим знакомым предлагала деньги, как бы предсказывая скорую нужду в них…»
Монахиня Л. вспоминала: «Едем из церкви с Матушкой в троллейбусе, а одна женщина (попутчица) как бы про себя говорит: «У этой старухи денег много, все дают». Матушка услыхала и просто по-детски отвечает: «Говорят, что кур доят, а мне кто копеечку даст, я в церковь несу, свечи куплю и за того поставлю».
В церковь она всегда приносила на поминальный столик много булок и хлеба, покупала большие свечи…
Как-то к ней пришли три юноши. Один был настроен скептически.
Матушка Алипия внимательно посмотрела на каждого, а скептику вдруг сказала: «Страшный грех – замуж выходить; в ад пойдёт душа, если не покается». Парень переменился в лице. Оказалось, она обличила содомский грех.
Молодой человек остался для беседы. Неизвестно, было ли покаяние. Но через месяц он скоропостижно скончался.
Кому-то она говорила: «Без жены пропадёшь». Двум молодым людям, которые, начитавшись житий святых, захотели уехать на Кавказ, спасаться в пустынном месте, вдруг сказала: «Вот древние подвижники!» А потом добавила: «Сейчас не то время и не для вас!» И другого молодого человека, возмечтавшего о подвиге юродства, попыталась остановить: «Не смей, убьют». Тот не послушался, погиб.
Алексею А., который когда-то и не помышлял о духовном образовании, однажды сказала: «Закончишь семинарию и здесь недалеко будешь пономарить». Алексей был удивлен, стал спорить. Через два года в Киеве открылась семинария, он её окончил и потом служил пономарём недалеко от Голосеево, в Китаевой пустыне.
За пять лет до своей кончины она сказала и о возрождении Голосеевской обители. Как-то шла по монастырским руинам в сопровождении сестёр Флоровского монастыря и вдруг воскликнула, будто те могли видеть: «Девки, смотрите: тут ещё будет монастырь и служба…» Трудно в это было поверить. Голосеевская пустынь начала оживать в 1993 году. В тот же год был прославлен Церковью в лике святых (в праздник равноапостольного великого князя Владимира) преподобный Алексий Голосеевский.
Горе идёт
Люди не могли взять в толк её фразы: «Под землей горит, горе идёт». Таких слов как «реактор» и «радиационная авария» она, наверняка, не знала. Говорить же о том, что «горе идёт», начала ещё зимой, задолго до чернобыльского 26 апреля. А за день до аварии она ходила по улице, взывала молитвенно: «Господи! Пожалей младенцев, пощади народ!» Людям, пришедшим к ней в тот день, советовала: «Плотно закрывайте двери и окна, будет много газа». Когда случилась авария, спрашивали: уезжать? Говорила: нет. На вопрос, как поступать с пищей, учила: «Помойте, прочитайте «Отче наш» и «Богородицу», перекрестите и ешьте и будете здоровы»…
Она не раз прилюдно отрицательно отзывалась о М. Денисенко, в ту пору киевском митрополите. Алексей А. вспоминал: «Увидев фотографию Филарета, сказала: «Он не наш». Мы стали объяснять Матушке, что это наш митрополит, думая, что она его не знает, но она снова твердо повторила: «Он не наш». Тогда мы не поняли смысла её слов, а теперь удивляемся, за сколько лет вперёд Матушка всё предвидела».
Однажды в храме Вознесения Господня, что на Демеевке, прихожанкой которого была, во время архиерейской службы она вдруг воскликнула, провидя будущее: «Славен, славен, а мужиком умрешь». В тот раз её выгнали из храма.
Вспоминает Н.Т.: «Сидим мы у Матушки, разговариваем. Печка уже давно прогорела, обед сварили. А.Р. показывала журнал, в котором была большая фотография М.А. Денисенко. Матушка схватила журнал, двумя пальцами ткнула ему в глаза и закричала: «У-у-у вражина, сколько горя людям ты принесёшь, сколько зла наделаешь. Волк в овечью шкуру залез! В печку его, в печку!». Скомкала журнал и бросила его в печку. Собравшиеся от неожиданности растерялись и молча сидели, слушая, как гудел в печке, догорая, журнал. Придя в себя, я спросила Матушку: «А что же будет?» Матушка улыбнулась своей широкой детской улыбкой и сказала: «Владимир будет, Владимир!». И когда произошёл в нашей церкви раскол, мы без всякого сомнения и колебания пошли за тем, кого указала нам Матушка еще года за полтора до своей смерти и почти за пять лет до событий».
Существует её пророчество и о грядущей войне. «Государства по деньгам различаться будут.
Это будет не война, а казнь народов за их гнилое состояние. Мертвые тела будут лежать горами, никто не возьмётся их хоронить. Горы, холмы распадутся, сровняются с землею.
Люди будут перебегать с места на место. Будет много бескровных мучеников, которые будут страдать за Веру Православную». «Война начнется на апостолов Петра и Павла. Будете лежать: там рука, там нога. Это случится, когда вынесут труп». Под трупом обычно понимают мавзолейного покойника. О дате «на Петра и Павла», как потом поняли, сказано было не о Дне первоверховных апостолов, что празднуется 12/29 июля. В 1987 году, по её календарю, который она называла Иерусалимским, этот день был на Преображенье – 19/6 августа.
Ещё учила: «Когда едешь в Киеве по Крещатику – молись, потому что он провалится».
Сияние
О дне своей смерти знала, предупредила загодя. Монахиня Ф.: «В апреле 1988 года я принесла Матушке Церковный календарь, а она просит: «Посмотри, какой день будет 30 октября». Я посмотрела и говорю: «Воскресенье». Она как-то многозначительно повторила: «Воскресенье». После её кончины, мы поняли, что тогда, в апреле Матушка открыла нам день своей кончины – более чем за полгода до неё». Её похоронили на киевском Лесном кладбище, на участке Флоровского монастыря. Без паспорта и прописки – это тоже казалось чудом…
Известны документально подтверждённые случаи исцелений по молитвам к ней. По крайней мере однажды люди видели в вечернее время необыкновенное сияние вокруг её креста.
Мощи матушки были подняты и перевезены в Голосеево 18 мая 2006 года. В тот день автор этих строк по счастливой случайности оказался в Голосеево. Мощи уже были сокрыты в нижнем пределе строящегося храма «Живоносный Источник». А там, где когда-то стоял домик старицы, около символической могилки с крестом, священник начинал служить панихиду. Я поднял голову вверх. В майском голубом небе – высоко над крестом – широко сверкало тонкое солнечное кольцо, называемое учёными «гало». Видел ли кто ещё? Все молились, вверх никто не смотрел. Позже я узнал, что утром, когда в «Живоносном Источнике» служилась первая панихида, люди видели в небе светящийся крест…
Вы прочитали статью Пророчества матушки Алипии. Обратите внимание на другие материалы:
Монастырь в Голосеево – пророчества Алипии и красные слезы свечей
Голосеево — как возрождался разрушенный монастырь.
Что читают с этим материалом?
Путь в Голосеево
В воскресенье 17 июня Голосеево будет отмечать 25-летие со дня своего открытия. Напомним: в 30-е годы скит Киево-Печерской лавры был закрыт, все сооружения разграблены, а монахи — изгнаны, некоторые были расстреляны.
Когда в 1993 году территорию вернули Киево-Печерской лавре, сюда, в полностью разрушенную обитель, были направлены всего пять человек. Один монах, он же нынешний наместник монастыря, владыка Исаакий, и четверо послушников.
Об истории монастыря, его восстановлении и жизни нынешней мы узнавали у монашествующих Голосеево.
Голосеево в XIX веке
Нынешняя жизнь в монастыре не похожа на ту «старческую обитель тишины», которая была при Филарете Амфитеатрове в XIX веке.
У владыки был друг, он же духовный наставник, старец Парфений. Они любили ходить пешком из Голосеево в Китаево и наизусть читали Псалтырь, каждый по кафизме. Они же постригли друг друга в схиму».
Голосеево в XX веке
Сегодня обитель из красного кирпича не похожа ни на ту заброшенную пустынь, какой она была ХХ веке. С 1930 по 1970 годы здесь чего только не было: культхоз, агробаза, детская турбаза, жилые дома… А с 1970-го, когда людей переселили в новые квартиры, Голосеево превратилось из пустыни в пустырь.
Сестры Флоровского монастыря помнят, как блаженная матушка Алипия, гуляя по разрушенному монастырю, восклицала:
«Девки, смотрите: тут будет монастырь и служба».
Монахини удивлялись — ведь все в руинах. Ее пророчество стало сбываться только с 1993 года, когда здесь появились владыка Исаакий с четырьмя послушниками. Он пришел в Киево-Печерскую лавру сразу после ее открытия в 1988 году, а в 1993, уже в числе монахов, получил послушание возрождать скит.
Что читают с этим материалом?
Голосеево и разруха
«Когда нас привезли показать место нового послушания, то в сердце было только одно: не «Господи, помоги!», а «Господи, помилуй», — с улыбкой вспоминает владыка Исаакий. — Из строений здесь был только полуразрушенный дом митрополита, да и тот в плачевном состоянии. Перед тем, как передать монастырю, с него сняли все — окна, двери и даже полы! Первые месяцы мы в этом доме и жили. Вместо окон и дверей — тряпки. Первое время было очень сложно. Из монахов ведь только я был, а четыре моих трудника от тех условий быстро разбежались кто куда…
Но с Божьей помощью сейчас у нас 20 монахов, духовная семинария и прекрасный, возрожденный монастырь. Не в этом ли главное чудо Божье? Только Господь из разрухи может создать монастырь, если в сердцах его чад будет ревность служить Ему и перебарывать собственную лень!».
Голосеево в XIX веке
За последние 25 лет, как появились монашествующие, восстановлены два храма, которые были здесь со времен Петра Могилы — основателя скита.
Что читают с этим материалом?
Голосеево и духовное училище
Добавлены новые корпуса — братский корпус и несколько 4-этажных корпусов духовно-профессионального училища.Более 200 студентов Голосеево обучаются иконописи, резьбе по дереву, столярству, регентству, швейному и поварскому делу. Мы даже побывали на экзамене молодых поварят на большой кухне!
В целом духовное училище похоже на обычное, главное отличие — экзамены и уроки здесь начинаются и заканчиваются молитвой. Здесь прививается монастырское послушание: студенты сами и шьют себе одежды, и готовят трапезу, и помогают разгружать корзины с продуктами.
Что читают с этим материалом?
Голосеево: обновление икон
Первый храм «Живоносный источник», который с большими трудами и перерывами удалось восстановить по архивным документам, освятили в 1999 году. С этого времени здесь появилось несколько необычных икон. Две из них — «Спорительница хлебов»
и «Жизнеподательница» — после освящения храма замироточили!
Еще есть две обновляющиеся иконы. «Когда их принесли, они были полностью темными, — рассказывает нам дьякон Никодим. — Теперь же, спустя более 15 лет, уже видны очертания ликов. Особо необычна «Спаситель с предстоящими». На ней Спаситель изображен дважды, а рядом — архангел Михаил и Георгий Победоносец.
Судя по размеру, икона, скорее всего, была написана не для церкви, а на заказ для богатой семьи. Обитель возрождается, и вместе с ней возрождаются иконы».
Каждые полчаса в Голосеевскую пустынь от метро курсирует автобус. 30 числа каждого месяца к матушке Алипии приезжает нескольких тысяч паломников. А 30 октября — до 100 тысяч!
У монастыря есть подсобное хозяйство (в Кагарлыке и Гоголевом) и даже своя страусиная ферма. А в магазине у ворот, помимо творога, сметаны, сыров и мясных деликатесов, можно купить даже «монашескую колбасу» — исключительно из рыбы монахи мясо не едят!
Что читают с этим материалом?
Голосеево и матушка Алипия
Киевляне вместо фразы «поедем в Голосеево» часто говорят «поедем к Алипии». Такое почитание сродни Матроне Московской и Ксении Петербуржской. Только, в отличие от них, матушка Алипия Христа ради юродивая пока не причислена к лику святых.
«Как раз в этом году будет 30 лет со дня ее смерти. Значит, можно подавать прошение на канонизацию, — рассказывает нам дьякон Никодим. — В монастыре готовятся документы, собираются письма, которые свидетельствуют об исцелениях и чудесах, которые происходят по молитвам у матушки Алипии».
По данным монастыря, со времени перенесения гроба Алипии Христа ради юродивой с Лесного кладбища в Голосеево зафиксировано более 150 исцелений (с официальными документами!).
Сейчас ее мощи находятся под спудом на нижнем этаже храма «Живоносный источник».
«Когда гроб с телом матушки вносили в храм, в небе появилось облако в форме креста, — рассказывает наш гид отец Никодим.— Его успели сфотографировать, фото опубликовано во всех книгах о Голосеево. К Алипии приходят не только православные, но и представители других религиозных конфессий, и получают помощь!».
Голосеево: чудеса исцелений
Что интересно: помощь получают не только те, кто приезжает в монастырь! «Например, недавно нам рассказали историю о том, как тяжелобольной человек ехал в Киев на дообследование, — делится отец Никодим. — В поезде сосед ему рассказывает о матушке Алипии, потом уже в Киеве совершенно другие люди неожиданно дарят ему масло от Алипии, чтобы смазывать больное место.
Человек не выдержал, приехал в Голосеево, зашел в усыпальницу, помолился, помазался маслом… Когда же провели обследование, врачи руками разводили: «Зачем приехали? Вы здоровы!».
Что читают с этим материалом?
Голосеево: детство Алипии
Жизнь матушки Алипии (в миру Агафьи) совпала с самым тяжелым для Церкви периодом — с 1905 по 1988 год. Кажется, нет таких ужасов, которые бы не пережила эта женщина!
«Когда ей было 12, ее родителей расстреляли прямо в их доме, — рассказывает отец Никодим. — Агафья в это время была у соседей. С этого времени начались ее долгие скитания. Где только не оказывалась подвижница! Была в камере смертников в Одессе, откуда ей чудом удалось сбежать и 11 дней идти по скалистому берегу в поисках ближайшего пристанища. До самой смерти у нее на локтях оставались шрамы от этого «путешествия».
Голосеево: скитания Алипии
Во Вторую мировую матушка оказалась в немецком концлагере, откуда тоже чудом сбежала. Нанималась на простые работы — побелить дом, убрать в саду — и обязательно молилась за тех, кто ее приютил. Именно в это время стали происходить чудеса исцелений по ее молитвам, и к необычной женщине стали все чаще ходить люди за советом.
Самым спокойным временем для матушки была жизнь в Киево-Печерской лавре, где она приняла монашество и 15 лет была духовным чадом печерских иноков. Но когда в 1961-м Лавру закрыли, скитания матушки Алипии продолжились аж до 1979 года. Тогда киевляне, которым матушка помогла, подарили ей старенькую хижину у разрушенного Голосеевского монастыря, в которой она и прожила до самой смерти».
Что читают с этим материалом?
Голосеево: предсказания Алипии
Христа ради юродивая отличалась и поведением. Например, говорила о женщинах (в том числе о себе) в мужском роде, или о ком-то — от своего имени. Круглый год носила черную детскую шапочку, на спине — икону своей покровительницы Агафьи. На шее — ключики, по количеству ее духовных чад.
Ключей было столько, что со стороны выглядело, будто матушка носит вериги. Иногда выходила просто на дорогу встречать человека. Звала его по имени и отвечала на все его вопросы, хотя тот ничего не успел спросить. Ее ученики вспоминали, что порой даже боялись думать при ней — она сразу вслух отвечала!
Голосеево: предупреждение о Чернобыле
Одно из самых ярких предсказаний Алипии — о Чернобыльской катастрофе. «За полгода до аварии ее молитва стала просто неистовой, она часто кричала: «Господи, пощади младенцев! Пощади животных! Земля горит! Земля горит! Пощади, Господи!» — рассказывает отец Никодим. — А в момент Чернобыльской катастрофы, на Страстную пятницу, Алипия устроила у себя в келии пожар и стала кричать:
«Тушите с воздуха! С воздуха тушите!»
Все то, что происходило в Чернобыле, матушка передавала в своей келье. Тогда, конечно, никто ничего не понимал, все выяснилось позже. Матушка с мешком камней ходила вокруг Киева и молила Господа и Богородицу спасти Киев.
Тем, кто приходил к ней и спрашивал, уезжать или нет, она благословляла остаться в Киеве, молиться и крестить пищу. И те, кто это исполнял, от радиации не пострадали.
Еще одно предсказание матушки — раскол церкви, который произошел в стране через пять лет после ее смерти.
Голосеево: свечи «плачут» красным
До того, как гроб с телом матушки перевезли с Лесного кладбища в Голосеево, было несколько попыток разрушить ее могилу и вытащить тело. Духовные чада даже ночевали на кладбище, устраивая дежурства! Отчасти именно из-за этого было дано благословение Блаженнейшего перевезти Алипию в Голосеевский храм, чтобы уберечь от варварских нападок.
Часовня, выстроенная на месте домика, где жила юродивая, утопает в цветах. Здесь можно увидеть ее четки и иконку, которую матушка носила на спине. Возле часовни прижился и крест, который стоял на Лесном кладбище. Возле креста соорудили емкость с песочком, куда паломники и прихожане ставят свечи. «Со времени начала АТО мы заметили, что некоторые свечи, сгорая, становятся красными. — Отец Никодим показывает необычные нагары. — Это при том, что все свечи у нас сделаны из одного материала. Но одни — с обычным желтым нагаром, а другие — с красным. С чем это связано, только Бог знает».
Что читают с этим материалом?