храм без единого гвоздя в россии
Пять церквей, созданных без единого гвоздя
Фото: Konstantin Mikhailov/Global Look Press
Русское деревянное зодчество известно во всем мире. Некоторые шедевры, созданные русскими мастерами, сохранились до наших дней. Построенные из дерева, эти сооружения создавались без единого гвоздя, с использованием лишь одного топора.
Церковь Спаса Преображения
Церковь Спаса Преображения была построена в 1628 году. Она находится в селе Спас-Вежи и принадлежит Костромскому музею деревянного зодчества. Считается, что зодчими, построившими эту церковь, были братья Мулиевы, плотники, прибывшие из Ярославля.
Церковь состоит из сруба сосновых бревен и построена без использования гвоздей, лишь топором. С течением времени церковь Спаса Преображения подвергалась ремонту — так, в 1876 году она была обшита тесом.
В XX веке, а точнее в 1956 году эту церковь перевезли в Музей деревянного зодчества города Костромы. Церковь была украшена многочисленными резными элементами из дерева — городками, полотенцами, знаками, характерными для народной архитектуры Руси. Церковь стояла на 24 дубовых сваях.
Однако в 2002 году произошел пожар и церковь частично сгорела. Но для того чтобы этот памятник архитектуры не был утерян, было принято решение восстановить церковь, при этом точно соблюдая все особенности ее прошлого устройства и также без использования гвоздей.
Георгиевская деревянная церковь
Георгиевская церковь — уникальный памятник архитектуры, так как она тоже построена без каких-либо специальных крепежных инструментов, и лишь с помощью топора. Архитекторы отмечают и необычную форму церкви : её основание довольно приземистое и широкое, а вот верхняя часть, напротив, возвышенная и вытянутая. Построена она из сруба сосновых бревен, которые положены друг на друга с использованием прокладки из мха. Бревна положены в «обло», то есть основной сруб бревен выступает наружу.
Состоит церковь из нескольких помещений: трапезной палаты и клети-избы, где располагается алтарь. Крест, который находится на куполе византийского типа (форма луковица), также выполнен из дерева. Крыша Георгиевской церкви двухскатная. Эта церковь является одним из самых ценных экспонатов Юрьев-Польского музея.
Церковь Преображения в Янидоре
В музее под открытым небом села Хохловка, стоит Янидорская Преображенская церковь, она находится на территории Пермского края. Построена эта церковь была еще в 1702 году. Стоит она на большом возвышении, от чего церковь Преображения видна издалека. Считается, что на месте этой церкви, в Древней Руси находилось языческое капище, но с приходом христианства, был построен храм.
В 1965 году эта церковь была отреставрирована известным в то время архитектором Б. В. Гнедовским. Он старался сохранить при реставрации все особенности постройки Церкви Преображения. Стены церкви сложены из крупных сосновых бревен, срубом наружу. При этом бревна уложены настолько ровно, что между ними даже не пришлось укладывать мох. Многие элементы кровли сделаны из лемеха. Лемех — кровельный материал, который представляет собой сложенные деревянные пластины, которые прибиваются внахлест ряд за рядом. Из-за чего создается эффект чешуи.
Также необычен и интерьер Преображенской церкви, потолок сделан из довольно толстых бревен, а вдоль стен храма поставлены широкие скамьи.
Фото: Валентин Кудрявцев/temples.ru
Успенская церковь села Варзуга
Церковь Успения, вероятно, была построена в XVII веке. Она располагается в селе Варзуга, в Мурманской области. Эта церковь действующая и, являясь памятником архитектуры русского зодчества, занесена в список объектов, занесенных в список культурного наследия РФ. Точная дата постройки церкви неизвестна, так, в 1674 году в ведомостях Архангельской губернии была сделана запись, согласно которой церковь Успения была построена в 1674 году на пожертвования жителей села. На деревянном кресте церкви также сделана надпись, которая подтверждает дату строительства, и участие местных жителей в постройке храма.
Интересно, что несмотря на проводимую в то время церковную реформу патриарха Никона, храм построен в традиционном для того времени шатровом стиле, хотя такой тип постройки и был запрещен. Успенская церковь состоит из четырех срубов, и в поперечном основании имеет форму креста. Эта форма говорит о том, что она построена по принципу «золотого сечения». Иконостас, который установлен в церкви Успения, был написан специально для этого храма в 1677 году, мастерами-иконописцами Антониево-Сийского монастыря.
Всего в этом иконостасе восемьдесят четыре иконы. Капитальный ремонт церкви состоялся в XIX веке, тогда она была обшита тесом и вообще полностью обновлена. Была также освежена роспись иконостаса.
Фото: Krytsyn Vlad/Wikimedia Commons
Кижи или Кижский погост — это уникальный архитектурный ансамбль, который расположен в республике Карелия. Постройки находятся на острове Кижи Онежского озера. В состав архитектурного ансамбля входят такие образцы деревянного зодчества как колокольня и две церкви. Они были построены еще в XVIII веке.
Церковь Преображения Господня, одна из церквей Кижского погоста, была построена в 1714 году. Она увенчана 22 куполами, размещёнными на разных ярусах. А иконостас церкви состоит из 102 икон. Вторая церковь — Покровская. Это храм, который отапливается и используется для проведения церковных служб в зимнее время. Считается, что он дополняет собой Преображенскую Церковь, являясь как бы её архитектурным продолжением. Всего на Покровской церкви девять глав, восемь из которых окружают девятую, которая находится на возвышении. И в отличие от Преображенской церкви, церковь Покровская не изобилует резными украшениями. Купола церквей покрыты чешуей-лемехом.
Третья постройка Кижского Погоста — это Шитровая колокольня, которая была создана в 1863 году. Она составлена из сруба и со всех сторон обшита деревянными досками. По легенде, все церкви были построены одним топором, который после постройки мастер выбросил в Онежское озеро. Сейчас Кижи — это музей под открытым небом. Архитектурный ансамбль внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а также в Государственный список особо ценных объектов культурного наследия РФ.
Фото: Konstantin Mikhailov/Global Look Press
Преображенская церковь на острове Кижи – деревянный храм без единого гвоздя
Преображенская церковь на острове Кижи
Церковь Преображения Господня – жемчужина Кижей, деревянное сооружение, впечатляющее великолепием и построенное только с помощью топора.
Остров Онежского озера
Остров Кижи – один из многочисленных островов северной части Онежского озера. Лабиринт из сотни живописных островов и заливов вплетён в природный ландшафт. на берегу которого стоит город Петрозаводск, столица Карелии. Мелкий скалистый остров длиной 5,5 км, разделённый узкими проливами, поражает скромной красотой.
Скалы с растущими на них соснами, причудливые извилистые линии берега, луга, играющие цветами разнообразной растительности, – все создает неповторимо красивое место.
Свое название остров получил от карельского слова «кижат», что в переводе обозначает «игрища»: в дохристианские времена здесь проходили языческие ритуалы и обряды. Онежские земли, освоенный 9000 лет назад, с XI-XV века заселяли новгородские бояре. В каждой из 12 деревень острова красовалась деревянная православная церковь.
Дивные сооружения из сосны, ели и осины прославили остров, так что он стал музеем деревянной архитектуры под открытым небом. Кижский архитектурный ансамбль состоит из Преображенской и Покровской церквей, а также колокольни с шатровым куполом. Все строения возведены по русской традиции «без единого гвоздя».
Вершина деревянного зодчества
Главный архитектурный памятник острова Кижи – Преображенская церковь, построенная в 1714 году на месте сгоревшего храма. С тех пор сверкающая под северным солнцем церковь Преображения Господня – символ Кижей и русской деревянной архитектуры.
Из истории церкви
Первое упоминание о поселении на Кижских островах относится к XV веку. Выходцы из новгородских земель построили церковь, которая вмещала всех прихожан в главные христианские праздники.
Церковь много раз перестраивалась и обновлялась. В конце XVII века храм сгорел от удара молнии. Спустя несколько лет начали возводить нынешний многоглавый храм.
Современный вид ансамбля формировался 265 лет (1694-1959 гг.) Каждое столетие вносило свою лепту в его создание. После реконструкции бревенчатой ограды ансамбль приобрёл современный образ.
На старинные постройки реставраторы обратили внимание в начале XX века. В то время купола Преображенской церкви скрывало кровельное железо, здание, обшитое досками, было выкрашено в белый цвет.
Первоначальный облик церкви вернули председатель комиссии по охране памятников искусства, русский живописец Игорь Иммануилович Грабарь и московский архитектор А. В. Ополовников, который изыскал новые способы реставрации старинного здания.
Чтобы укрепить постройку, внутри церкви создали металлический каркас. Сруб разбили на семь поясов, каждый вынимали и восстанавливали отдельно. Преображенская церковь, не утратив изысканности, крепко стоит на земле без фундамента.
Архитектурные особенности
Архитектурный замысел церкви четкий и ясный. Форма церкви, нетипичная для религиозной постройки, – округлая. Храм – «летняя» постройка и зимой не работает.
В основе – крестообразный план: восьмигранный сруб «восьмерик» с четырьмя двухступенчатыми прирубами. Три «восьмерика», поставленные один на другой, постепенно уменьшаются кверху в пропорции 18:6:3 метра и вместе с прирубами создают живописную пятиярусную композицию.
Сруб церкви, сделанный из сосны «насухо», без прокладки мха между венцами, поставили без фундамента на каменную забирку. Алтарный прируб – в форме пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает трапезная с высоким парадным крыльцом и трехскатной крышей.
У церкви нет парадной стороны, она одинаково красива со всех сторон. 22 разновеликие главки криволинейной формы типа «бочки» размещаются ярусами на кровлях прирубов и «восьмериков». Формы и размеры глав, покрытых осиновым лемехом, меняются по ярусам.
Лемех – осиновая дощечка, завершающаяся с одной стороны клинообразным уступом. Осиновое покрытие, пронизанное водой и согретое солнцем, блестит так, будто купола покрыты серебром.
38-метровый купол смотрится так величественно, словно церковь тянется к небесам. Сложная конструкция выполнена топором, без гвоздей. Лемех на главках первоначально крепился деревянными нагелями и лишь позднее – мелкими гвоздиками.
Вход – в форме двухсводного крыльца, сделанного из карельской березы и расположенного на деревянных консолях.
Преображенская церковь – пышное нарядное строение народной культуры России начала XVIII века. Имена создателей церкви неизвестны: жизнь её окружена легендами. Легенда гласит, что один из мастеров по имени Нестор, закончив работу, сказал, глядя на церковь: «Не было, нет и не будет такой!» и закинул свой топор в Онежское озеро.
Интерьер северного храма
Внутреннее убранство церкви Преображения со временем изменялось Прежний интерьер, знакомый нынешним посетителям, реставраторы вернули в 50-е годы XX века.
Полы уложены по бревенчатым балкам, врубленным в стены. Потолки в прирубах храмовой части из плах также врублены в стены. Центральная часть перекрыта стропилами в виде «неба» с круглым медальоном посередине. Над «небом» – внутренняя двускатная крыша, края которой опираются на стены восьмерика.
В центре – аналой, на который возлагались иконы. В зависимости от дня облачение аналоя было ежедневным или праздничным. Ткани на облачение жертвовали прихожане.
Часть храма, где размещались иконы разнообразного содержания – дарственные образы, пожертвования, иконы, перемещенные из иконостаса, называется кафоликоном. В восточной части кафоликона – солея, возвышение на одну ступень выше основного помещения.
По краям солеи – клиросы, где стояли певчие и чтецы. На клиросах устанавливали хоругви и фонарь, которые использовали во время крестных ходов. Размеры солеи в Преображенском храме были столь велики, что рядом с клиросом размещались монументальные киоты с резьбой, позолотой и скульптурой с иконами «Спас Всемилостивый» и «Успение».
Иконостас – грань между временным и вечным, которая отделяет молитвенное пространство от «святая святых» – алтаря православного храма. Для совершения Евхаристии в алтаре находится жертвенник и престол – освящённые столы прямоугольной формы, облачённые в одежды. На них стоят сосуды и предметы, необходимые для Литургии – главной церковной службы.
В алтаре – горнее место, выносные иконы, выносной крест, а также иконы на стенах, шкаф для одежды. В центре иконостаса – резные царские врата с небольшими круглой формы рамками, в которые вставлены 7 икон.
Резная иконостасная рама обрамляет 104 иконы XVII-XVIII веков, которые раскрывают евангельскую историю Христа. Изогнутый иконостас, излучающий праздничность и торжественность, оформлен орнаментом из виноградной лозы. Между иконами – объёмные резные золочёные колонки дополняют богатство мерцающего золотого орнамента.
«Небо» украшено 16 иконами-клиньями с изображением Серафимов, Херувимов и Ангелов, которые окружают Новозаветную Троицу.
Кижи – музей под открытым небом
Начало музею под открытым небом на острове Кижи положил реставратор Александр Викторович Ополовников. Основа музея – древние сооружения Кижей, лёгкие силуэты которых вписываются в суровый северный пейзаж.
В 1966 году здесь создаётся музей-заповедник, куда привезли памятники деревянной архитектуры из районов Карелии: часовни, дома, мельницы и бани.
Здесь настоящие деревянные дома с хозяйственными постройками, ветряными мельницами с крыльями, амбарами и банями.
Сюда приезжают не только туристы, но и деятели культуры, историки и этнографы. Творческим людям интересно переступить порог деревенского дома, увидеть поделки местных ремесленников, орудия труда и изумительные образцы посуды и кухонной утвари русских северян – карелов и вепсов.
В коллекции музея – 50 000 экспонатов: древнерусская живопись и иконы, старинные рукописи и книги, фотодокументы и предметы быта, археологические находки. Музейные фонды включают постройки, расположенные вне острова и включённые в сектор «Кижское ожерелье»: часовни и деревни.
В 1990 году архитектурный ансамбль острова Кижи в Карелии включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Государственный историко-архитектурный музей-заповедник – крупнейший в Европе. В Карелию едут туристы со всего мира, которых принимают на острове круглый год.
Видео: летний храм в Кижах
Ширков Погост: 10 фактов о «Тверских Кижах»
Со дня основания уникальной святыни исполняется 325 лет
Фото: Церковь Рождества Иоанна Предтечи (источник: sobory.ru)
Фото: Церковь Преображения Господня в Кижах (источник: ru.wikipedia.org)
В 250 километрах от областной столицы, в Пеновском районе, есть нетронутое цивилизацией место – деревня Ширково (ранее Наумово – ред.). Стоит она на берегу озера Вселуг и известна уникальной в своем роде многоярусной деревянной церковью Рождества Иоанна Предтечи. Именно по этой постройке место и называют «Тверскими Кижами». В этом году ей исполняется 325 лет, и специально к юбилею «МК в Твери» подготовил подборку интересных фактов.
1. Выше деревянной церкви в Карелии
Церковь Рождества Иоанна Предтечи – магнит для взглядов. Туристы, стоя у ее подножия, раскрывают рты и смотрят вверх. Ее высота составляет 45 метров, что на несколько метров выше «оригинальной» Преображенской церкви в Карелии. А дата постройки, напомним, аж 1694 год.
2. Строили на реке, теперь стоит на озере
Сам Пеновский край – неповторимое место хотя бы потому, что много лет назад здесь была иная местность. Если покопаться в истории Ширкова Погоста, выявляется тот факт, что он основан у протоки между озерами Стерж и Вселуг. Эта протока и является рекой Волгой, где проходили основные торговые пути между центром России и Новгородом.
В 1943 году уровень воды на плотине Верхневолжских озер поднялся, и воды Вселуга добрались до холма, на котором стоит Ширков Погост.
3. Ученые до сих пор не могут объяснить выбор места постройки
Историки предлагают два варианта появления церкви на этом месте: согласно первой легенде, она была построена в ознаменование победы над литовцами на месте разгрома, а по второй – в результате прохода купцов из Новгорода с двумя иконами Иоанна Предтечи. Отдохнув на берегу озера Вселуг, купцы не смогли поднять иконы, поэтому оставили их там. Позже братья Ширковы возвели здесь церковь на средства прихожан.
4. Стоит на валунах
Самое время рассказать о «высоких» технологиях возведения храма. На севере подобные постройки устанавливались не на фундаменте, потому что земля из-за климата промерзает глубоко, а на большие валуны. Это образует между землей и полом подклет с воздушной прослойкой, из-за чего тепло удерживается, а фундамент – «не плывет». Но и это еще не все.
5. Без единого гвоздя и из уникальных бревен
При возведении стен использовались бревна необычной толщины – до 70 сантиметров. В результате деревянная церковь была построена без единого гвоздя ввиду дефицита железа по принципу «четверик на четверике» и завершается восьмискатными кровлями. Подобные храмы и церкви были в Торжке и Ниловой пустыни, однако давно исчезли.
6. Чуть не снесли до революции
Простояла эта церковь, построенная, казалось бы, по немыслимым технологиям более трехсот лет. Она повидала многое. В начале XX века состояние церкви было удручающим: стало неудобно и тесно, не было печи. Да и приход увеличился почти до трех тысяч человек. В результате в 1913 году рядом с деревянной церковью был построен каменный храм, действующий до сих пор. Естественно, необходимость деревянной церкви отпала, поэтому власть хотела продать ее под снос, а на вырученные деньги улучшить новый. Тогда встревоженные местные жители предприняли попытку сохранить наследие: в апреле того же года священнослужитель Илья Ильинский и диакон Михаил Голубев отправили в Императорскую Археологическую комиссию прошение с подписью еще двадцати двух уполномоченных прихода ширковской церкви. В письме говорилось: «Продать ее под снос – невозможно. Это было бы непростительным грехом по отношению к такому памятнику старины». Результат налицо: церковь стоит, а ведь могла исчезнуть…
Фото: каменная Церковь Рождества Иоанна Предтечи (источник: temples.ru)
7. Вернулся из небытия
Тем не менее, на несколько десятилетий об уникальном сооружении словно бы забыли. Хотя, как мы уже знаем, церковь избежала сноса еще в дореволюционную эпоху, в советское время ее долго считали утерянной.
Например, известный живописец Игорь Грабарь в послевоенные годы писал в своем альбоме «История русского искусства» об этой церкви как утраченной. Но впоследствии оказалось, что это не так.
8. Восстановлением занимался тот же специалист, что реставрировал Кижи
Лишь в 60-е годы архитектор Александр Ополонников снова «открыл» России «Селигерские Кижи». Тогда же, в 1960-е, именно Александр Ополонников и занялся реставрацией деревянной церкви Рождества Иоанна Предтечи.
Стоит отметить, что он же занимался и реставрацией Кижей на Онежском озере.
9. Был тюрьмой для пленных
В период Великой Отечественной войны, во время оккупации Пеновского района немецко-фашистскими войсками, церковь стала местом содержания советских военнопленных и гражданского населения. В подвале здания погибали люди от голода и изнеможения.
Но святыня смогла пережить и эти безбожные времена, хотя не раз попадала под прицел немецких летчиков.
10. В честь Ширкова Погоста назвали деревню, а не наоборот
Под конец XX века произошли изменения в Ширковом Погосте. Историческое название деревни Наумово поменяли по наименованию расположенного рядом Ширкова Погоста в село Ширково. И словно кара небесная на деревню в 1991 году обрушился ураган. Сильными ветрами снесло двухвековую колокольню, а чуть позже – рухнул крест. Уникальная церковь несколько лет переживала трудные времена: сыростью она пропиталась изнутри, а гниль проела углы. Местные жители поддерживали как могли «достояние» Пеновского края.
Бонус: активно реставрируется в настоящее время
Более века храм находился в ненадлежащем состоянии и был закрыт для посещения. Вести о плачевном состоянии «Тверских Кижей» дошли и до региональной власти. Три года назад по инициативе губернатора Игоря Рудени из бюджета было выделено почти 5 млн. рублей на разработку проекта по восстановлению уникальной церкви, также ее включили в федеральную целевую программу «Культура России». Тогда же на куполе снова появился крест и возобновились богослужения.
Очарование – вот что испытываешь, находясь в Ширкове. Очарование тишиной, просторами и природой, историей этих мест и неповторимой, от лишних глаз скрытой, многоярусной деревянной церкви Рождества Иоанна Предтечи.
Кижи: неизвестное о самом известном храмовом ансамбле Русского Севера
Кижи — это остров, про который мало кто не слышал. В основном благодаря самому известному храму Русского Севера — двадцатидвухглавой церкви Преображения Господня 1714 года. Но кроме него в ансамбль Кижского погоста входит Покровская церковь 1693 года, колокольня XIX века и несколько храмов и часовен, которые были привезены на остров из разных уголков Севера — для того, чтобы собрать их в одном историко-архитектурном музее. А еще в ансамбль входят дома крестьян, амбары и ряд других построек, находящихся неподалеку.
Как рубили храм
Музей-заповедник «Кижи» возник на небольшом и почти пустынном острове Кижи на Онежском озере. Но когда-то здесь находилось большое поселение, которое в новгородских писцовых книгах называли «Спасский Кижский погост». Спасский — в честь находящейся здесь церкви Спаса Преображения. Погост — это примерно то же, что сейчас называют административным центром. На самом острове к концу XVI века находилось 12 деревень и две церкви — Покровская и Преображенская — тогда еще самые простые прямоугольные срубы с двускатными кровлями. В погостах сосредотачивалась духовная и социальная жизнь округа: сюда приезжали светские и церковные власти, тут проходили ярмарки и праздники.
В XVII веке церкви были перестроены и теперь представляли собой многоугольные срубы с приделами и пристройками. Но в самом конце XVII века весь погост был уничтожен сильным пожаром. На его месте в 1714 году и была срублена Преображенская церковь. В начале XVIII века шла Северная война, Россия утверждалась на берегах Балтики, и новый величественный храм стал символом исторической победы русского флота в известном Гангутском сражении.
Строительство храма Преображения Господня окутано легендами. Доподлинно не известно имя мастера — как мы бы сейчас сказали, архитектора церкви. По одной из легенд, царь Петр I, проезжая мимо острова, начертил будущий план церкви. Другая версия говорит об авторстве мастера Нестора, который по окончании работ выбросил свой топор в озеро со словами «не было, нет, и не будет другой такой церкви». Кстати, до начала XVIII века глагол «строить» был не в ходу, избы и храмы «рубили» топором.
Схема кровель и глав. Вид сверху на Церковь Преображения Господня на острове Кижи. Источник: kizhi.karelia.ru
Восьмерик с прирубами
Так или иначе, по своему типу церковь Преображения Господня относится к восьмериковым ярусным церквям. Двадцать две главки создают ощущение, что композиция чрезвычайно сложная, но церковь Преображения довольна проста и лаконична в своем плане. Она основывается на традиционной для деревянных храмов схеме восьмерика с четырьмя прúрубами. Это означает, что в основе храма лежит восьмигранный сруб — то есть восьмиугольник в сечении. Он-то и помогает создать крестообразный план церкви, образованный центральным восьмистенным срубом с четырьмя двухъярусными пристройками-прирубами, обращенными по сторонам света. Сооружения подобного типа называются «восьмерик с четырьмя прирубами» или «круглая о двадцатистенном окладе». Церкви, в основе которых лежала подобная конструкция, были известны на Руси еще в XIV веке.
Если сруб мы себе визуально представляем, то прúруб — это пристройка, которая не является одним целым с восьмериком-срубом. Она приставляется к основному объему здания для его увеличения. В храме Преображения прирубы двухступенчатые. На них устанавливается бочка — крыша в виде кокошника, а на бочку крепится барабан — цилиндр, венчает же всю эту конструкцию главка. Кроме двух главок с каждой стороны, которые устанавливаются на прирубы, главки стоят и на самόй крыше восьмериков, которая называется пόлица.
Только в случае с Преображенской церковью в основе здания не один, а три восьмигранных сруба — на нижний, самый большой, поставлены еще два небольших (их высота — 18, 6 и 3 метра соответственно). Такое решение придает пирамидальную устремленность церкви, позволяет ей сужаться к верху и создает ощущение легкости. Вдобавок это делает и саму конструкцию более устойчивой, поскольку распределяет вес на все основание равномерно. Размеры этих срубов, которые составляют основу храма, определяют и его внутренний объем. На самом деле, только ¼ объема храма отдана под внутреннее церковное помещение, остальное — это пространство, создающее объем. Роспись небес храма (перекрытия под куполом) до нас не дошла, но о ней можно судить по подобному небу в Вытегорской церкви.
Визуально среди большого количества главок обнаружить восьмерик достаточно тяжело, но на самом деле, для того, чтобы понять конструкцию храма Преображения Господня, надо визуально отделить прирубы от основного сруба — тогда форма и конструкция церкви станут поняты.
И никаких гвоздей!
Мало кто знает, что удивительно похожей, можно сказать, предшественницей храма Преображения Господня на острове Кижи была церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Анхимово Вологодской области. Кстати, обе церкви были построены на территории тогдашней Олонецкой губернии с разницей всего в шесть лет: Спасо-Преображенская церковь на острове Кижи — 1714 год, а храм Покрова — 1708 год. В храме Покрова, так же как и в церкви Преображения, была заложена идея «всефасадности», то есть отсутствия одного парадного фасада. Это объясняет центричную композицию храма: он симметричен и не имеет одной парадной стороны.
Преображенская церковь срублена из карельской сосны, а на покрытие куполов, бочек и барабанов ушло 30 000 осиновых лемешин. Мастера делали лемешины одного размера и подтесывали при необходимости уже в процессе укладки. Весь лемех изначально крепился, как и рассказывают, действительно без гвоздей, деревянными нагелями — стержнями. Только позднее, при перестройках и реставрациях стали использовать небольшие гвозди.
Тройник
Обычно северные погосты или, как их еще называют, храмовые тройники, состоят из двух церквей (зимней и летней) и колокольни. На всем Русском Севере известна только одна колокольня с такими нетипичными пропорциями: в основании — высокий четверик, а над ним — низкий восьмерик. Это колокольня Кижского погоста.
Вторая церковь — Покровская, как это часто бывает на Севере, была построена специально для зимних служб. Вторые церкви в северных погостах обычно меньше первых — их удобнее обогревать. Изначально церковь была одноглавой и отапливалась печами, но из-за пожаров и реставраций она превратилась в многоглавую. Так она перекликается с двадцатью двумя главками Преображенской церкви.
Покровская церковь — это не только музейный объект, но и действующий храм. В Кижах богослужения прекратились в 1937 году, а возобновились в 1990-е годы и проходят до сих пор.
Сказки и не только
На старом кладбище Кижского погоста похоронен известный сказочник дореволюционной России — Трофим Рябинин. Именно он основал династию сказителей, сохранивших для нас в устной форме былины про Илью Муромца и Соловья-разбойника, Добрыню и змея и другие.
Кажется, что репрезентация острова в литературе не то, что можно было бы назвать его сильной стороной: о Кижах не писали ни Пушкин, ни Лермонтов, ни Чехов. Но на самом деле многие писатели и поэты бывали на острове в XX веке, и впечатления от него оставили отпечаток в их творчестве. Об острове писали Константин Паустовский, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Николай Клюев и другие.
Оккупация и реставрация
К счастью, во время Второй мировой войны храмы острова не пострадали, потому что сам он находился в зоне финской оккупации. А финское правительство очень бережно относилось к памятникам на своей территории. В 1942 году на оккупированную территорию даже прибыли исследователи: архитекторы, искусствоведы, этнографы. Среди них был лейтенант Ларс Паттерсен — искусствовед по образованию. От этой экспедиции сохранились подробные описания храмов и икон со всего острова, многие из которых не дошли до наших дней.
Позднее в XX веке на Преображенский храм обратили внимание московский архитектор А. В. Ополовников и художник И. М. Грабарь, который тогда состоял в комиссии по охране памятников искусства. Он и нашел способ реставрации храма, который на тот момент уже претерпел значительные изменения в облике и обветшал: часть конструкций требовала замены. С этой целью внутри церкви был создан металлический каркас, а весь сруб разбит на семь поясов — чтобы было легче вынимать каждый и реставрировать по отдельности. Кстати, судя по фотографиям, по такой же технологии проводилась реставрация храма и в 2018 году.
Сейчас реставрация храма Преображения Господня закончена, и, судя по ней, можно сказать, что в России реставрация деревянной архитектуры вышла на более высокий уровень. Реставрация Кижского тройника дала импульс созданию на острове Всероссийского центра сохранения деревянного зодчества имени В. С. Рахманова. Это научно-исследовательский центр, при котором есть школа плотницкого мастерства. В этот центр приезжают поучиться плотницкому мастерству со всей страны. Прошедшие практику потом сами могут возглавлять экспедиции по реставрации деревянных храмов Севера, как это делают участники экспедиций проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера».