шуран лаишевский район храм
Архитектурный ликбез. 10 заброшенных церквей недалеко от Казани
При общем тренде на восстановление старинных церквей и передачу их верующим в Татарстане есть более 100 храмов, находящихся в плачевном состоянии. Чаще всего они расположены в маленьких или даже уже несуществующих селах, а потому руки реставраторов до них пока не дошли. Мы пользуемся моментом, чтобы с их помощью узнать об истории и архитектуре родного края чуть больше и увидеть храмы до того, как их приведут в порядок или они будут утрачены навсегда. По просьбе «Инде» краевед Артур Тумаков рассказывает о 10 умопомрачительной красоты недействующих храмах в радиусе 100 километров от Казани.
Редакция «Инде» проверила дорогу к каждой церкви из этого материала, наши рекомендации вы найдете в разделах «Как добраться» сразу после точных координат храмов. Не пренебрегайте ими, если соберетесь за приключениями и красотой: дорога не везде очевидна и легка, испытано днищем и подвеской машины главреда.
Пожалуйста, берегите историю и чувства людей, относитесь к этим местам с уважением.
Для каждого христианина церковь или храм является местом особого Божия присутствия. Во многом образ самой церкви, включая и внутреннее убранство, фресковую живопись, иконы и прочее, является символом Царствия Божия, запечатленным в понятном и видимом для нас способе, насколько это вообще возможно создать руками человека. Часто храмы строятся на возвышенностях, всегда украшаются куполами, тянущимися к небу, и внутри храмов алтари поднимаются на ступень выше, передавая людям, что храм — это образ Царствия Божия на земле.
Для многих красота храма — олицетворение величественности Господа, она вызывает благоговение не только на чувственном уровне, но и в духовном плане.
В разное время люди придавали церковной архитектуре особое значение, поэтому так важно сохранить и донести до нас сегодняшних ту часть прошлого, которая дает возможность узнать, как жили, молились, верили наши предки, и ту красоту, через которую они славили Господа.
С приходом христианства на территорию нашего края во второй половине XVI века стали появляться первые сельские храмы. Подавляющее большинство были деревянными, каменными строениями могли похвастаться лишь крупные города и крепости, такие как Казань и Свияжск. Каменное храмовое строительство в местные села пришло лишь в конце XVII — начале XVIII века. Среди старейших сельских храмов на территории республики, которые сохранились до наших дней, назовем Успенскую церковь 1712 года в селе Русские Алаты Высокогорского района и сильно перестроенную Никольскую церковь 1715 года в селе Державино Лаишевского района.
Расцвет пришелся на XVIII–XIX века, когда было возведено подавляющее большинство православных храмов. Большая заслуга в этом принадлежит дворянам и богатым попечителям, а также духовным епархиальным миссиям.
В архитектурном отношении сельское храмовое зодчество у нас представлено в основном тремя стилями: барокко (XVIII век), классицизм (XIX век), эклектика (конец XIX — начало XX века). Встречаются и храмы в нарышкинском, вятском, русско-византийском, псевдорусском, псевдовизантийском стилях и стиле ампир.
Часто люди считают, что все храмы закрыли в 1917–1918 годах сразу после Октябрьской революции, но это не так: храмовое строительство у нас продолжалось вплоть до второй половины 1920-х годов, а сельские и городские храмы оставались действующими. Во второй половине 1920-х началась первая волна секуляризации, которая затронула в основном городские храмы и монастыри. Следующая волна пришлась на 1930-е годы, когда было закрыто более 90 процентов как городских, так и сельских храмов, а оставшиеся закрыли лишь в 1940–1941 годах, некоторые даже в период Великой Отечественной войны. Помещения сельских культовых сооружений передавали под нужды колхозов, совхозов, а последние размещали в них дома культуры, школы, зернохранилища, склады и прочее.
По данным, которые я собрал, на территории Республики Татарстан сейчас насчитывается около 120 православных храмов, находящихся в состоянии запущенности и разрухи. 70 из них — деревянные. Чуть более 60 православных храмов начали выводить из аварийного состояния, но об их полном восстановлении говорить еще рано. Каждый год ситуация меняется в лучшую сторону, но чем больше проходит времени, тем сложнее становится процесс восстановления, и всегда есть риск потерять десятки храмов. Особенно это касается деревянных объектов — мы под угрозой утраты 45 церквей. Главная проблема здесь в том, что у нас нет специалистов в сфере реставрации объектов деревянного зодчества, да и сами храмы находятся в очень запущенном состоянии.
С каменными храмами ситуация чуть лучше, но общий процент аварийных зданий пока остается достаточно высоким. Проблемные моменты здесь, прежде всего, в больших объемах восстановительных работ при малом количестве прихожан (если ранее храмы рассчитаны были на 400 и более прихожан, то сейчас столько живет далеко не в каждом селе), а также в отсутствии поддержки с различных сторон.
Шуран
Село в Лаишевском районе РТ, на берегу Куйбышевского водохранилища, в 27 км к востоку от города Лаишево
Содержание
История
Известно с 1620–1621 гг. как Пустошь Шуран. В дореволюционных источниках упоминается также под названием Рождественское. До реформы 1861 г. жители относились к категории помещичьих крестьян. Их основные занятия в этот период – земледелие и скотоводство, были распространены рыболовство, перевозки через реку Кама.
В середине XVIII в. один из владельцев села, капитан А.П.Нармацкий, прозванный «нормандским герцогом», со своей дворней и беглыми людьми разбойничал на Каме. Эти события легли в основу романа А.А.Бестужева-Марлинского «Латник» (Санкт-Петербург, 1889 г.), в котором имеется описание села.
В 1735 г. (приход возник в XVII в.) в селе построена церковь Рождества Христова (памятник культовой архитектуры в стиле раннего барокко).
В начале XX в. здесь функционировали церковь, земская школа (открыта в 1869 г.), 6 мельниц, кузница, читальня попечительства о народной трезвости, почтовая конная станция, этапное помещение, казенная винная и 3 мелочные лавки; проводился базар.
Административная принадлежность
До 1920 г. село входило в Чирповскую волость Лаишевского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Лаишевского кантона ТАССР. С 14 февраля 1927 г. – в Лаишевском, с 1 февраля 1963 г. – в Пестречинском, с 12 января 1965 г. в Лаишевском районах.
Ныне в составе Малоелгинского сельского поселения.
Хозяйствующие субъекты
В 1929 г. в селе образован колхоз «Красное поле». В 1949 г. к нему присоединен колхоз «Красная полянка» (деревня Полянка). В 1954 г. колхозы «Красное поле» и «Победитель» входят в колхоз им. Маленкова. С 1958 г. село в составе колхоза «Победа», в 1995–2003 г. – коллективного предприятия «Победа», с 2003 г. – общества с ограниченной ответственностью «Идель», с 2006 г. – коммандитного товарищества «Вамин Татарстан», с 2013 г. – общества с ограниченной ответственностью «Сэт Иле», с 2016 г. – общества с ограниченной ответственностью «Просто молоко Агро».
Образование и культура
В первые годы советской власти в бывшей усадьбе помещика Нармацкого открыта начальная школа, с 1991 г. – неполная средняя школа.
В селе действуют библиотека (с 1955 г., ныне в здании школы), клуб, фельдшерско-акушерский пункт, молитвенный дом в честь Богоявления Господня (с 2005 г.), мечеть «Фания» (с 2012 г.).
На территории села сохранилась усадьба помещика А.П.Нармацкого (памятник жилой архитектуры середины XVIII в. в барочном стиле).
В окрестностях села выявлены археологические памятники:
В окрестностях села протекает река Шуранка.
Известные уроженцы
А.Н.Овсянников (1842–1899) – учитель, писатель, мемуарист;
Н.В.Соколов (1882–1963) – хирург, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки ТАССР, РСФСР, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета»;
В.Ф.Фролов (р. 1953) – физик, кандидат физико-математических наук, доцент.
Число жителей
В 1782 г. – 462 души мужского пола;
1859 г. – 592,
1897 г. – 656,
1908 г. – 676,
1920 г. – 751,
1926 г. – 764,
1938 г. – 669,
1949 г. – 376,
1958 г. – 424,
1970 г. – 403,
1979 г. – 236,
1989 г. – 181,
2002 г. – 247,
2010 г. – 226,
2017 г. – 147 человек (русские – 97%).
МЕСТНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИХОД ЦЕРКВИ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА С. ШУРАН ЛАИШЕВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)
МЕСТНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИХОД ЦЕРКВИ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА С. ШУРАН ЛАИШЕВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)
Оценка надежности
Высокая оценка надежности
Признаки фирмы-однодневки не обнаружены
Недостатков не обнаружено
Реквизиты
Сведения о регистрации
Коды статистики
Контакты
Контакты еще не добавлены?
Если вы являетесь владельцем или руководителем МЕСТНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИХОД ЦЕРКВИ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА С. ШУРАН ЛАИШЕВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ), вы можете добавить или отредактировать контактную информацию. Также, вы можете подключить сервис «Мой бизнес» для управления этой страницей.
Виды деятельности ОКВЭД-2
Дополнительные виды деятельности не указаны
Финансовая отчетность
Руководитель
Учредители
Связи
Не найдено ни одной связи МЕСТНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИХОД ЦЕРКВИ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА С. ШУРАН ЛАИШЕВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ) с другими организациями
Не найдено ни одной связи МЕСТНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИХОД ЦЕРКВИ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА С. ШУРАН ЛАИШЕВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ) с другими организациями
Не найдено ни одной связи МЕСТНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИХОД ЦЕРКВИ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА С. ШУРАН ЛАИШЕВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ) с другими организациями
Не найдено ни одной связи МЕСТНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИХОД ЦЕРКВИ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА С. ШУРАН ЛАИШЕВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ) с другими организациями
Сообщения на Федресурсе
Нет сообщений о банкротстве
Организация МЕСТНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИХОД ЦЕРКВИ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА С. ШУРАН ЛАИШЕВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ) не опубликовала и не является участником ни одного сообщения на Федресурсе
Госзакупки
Сведения об участии МЕСТНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИХОД ЦЕРКВИ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА С. ШУРАН ЛАИШЕВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ) в госзакупках в качестве поставщика или заказчика по 94-ФЗ, 44-ФЗ или 223-ФЗ отсутствуют
Проверки
ФГИС «Единый Реестр Проверок» Генеральной Прокуратуры РФ не содержит сведений о проверках в отношении организации МЕСТНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИХОД ЦЕРКВИ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА С. ШУРАН ЛАИШЕВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)
Исполнительные производства
Нет сведений об открытых в отношении МЕСТНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИХОД ЦЕРКВИ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА С. ШУРАН ЛАИШЕВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ) исполнительных производствах
Налоги и сборы
Нет сведений об уплаченных за прошлый отчетный период налогах и сборах
Нет сведений о задолженностях по пеням и штрафам
История изменений
Согласно данным ЕГРЮЛ, организация МЕСТНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИХОД ЦЕРКВИ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА С. ШУРАН ЛАИШЕВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ) зарегистрирована 1 октября 2002 года по адресу республика Татарстан, Лаишевский район, с. Шуран. Налоговый орган — межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №18 по Республике Татарстан.
Реквизиты юридического лица — ОГРН 1021600001323, ИНН 1624007785, КПП 162401001. Регистрационный номер в ПФР — 013240001745, регистрационный номер в ФСС — 160824062616081. Организационно-правовой формой является «Религиозные организации», а формой собственности — «Собственность религиозных объединений».
Основным видом деятельности организации МЕСТНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИХОД ЦЕРКВИ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА С. ШУРАН ЛАИШЕВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ) является «Деятельность религиозных организаций».
Настоятель, председатель приходского совета — Дятлов Сергей Викторович. Учредители — Борисова Ирина Геннадьевна, Пичугова Вера Николаевна, Куликов Николай Михайлович, Жестков Иван Михайлович, Милюткин Александр Викторович и другие.
На 16 ноября 2021 года юридическое лицо является действующим.
Смотрите также
Прочие фирмы и организации
ООО «ПРИМОРСКИЙ ЩЕБЕНЬ» Торговля оптовая неспециализированная с. Агаповка |
ООО «КСБ» Строительство жилых и нежилых зданий г. Москва |
ООО «СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ РЕГИОН» Торговля оптовая неспециализированная г. Великий Новгород |
ООО «АГРО СОРУС» Торговля оптовая химическими продуктами г. Липецк |
ООО «ГЕОТРАНС» Строительство автомобильных дорог и автомагистралей г. Пугачев |
Подключив сервис «Мой бизнес» вы сможете добавить логотип и описание вашей компании, редактировать контактную информацию, отключить рекламу, загрузить фото и многое другое
Краткий отчет по организации в формате PDF успешно подготовлен
Соединение с официальным сайтом ФНС и подготовка ссылки на выписку из ЕГРЮЛ в формате PDF.
МЕСТНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИХОД ЦЕРКВИ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА С. ШУРАН ЛАИШЕВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)
На высоком берегу Камы: наследство Аристова, помещик-разбойник и «невменяемый» сокурсник Державина
Помещики Шуранского прихода. Часть 1
На берегу Камы расположены старинные села Сорочьи Горы и Шуран. Их история по-своему интересна. Владели этими поместьями знаменитые русские фамилии. Биография отдельных представителей дворян была поистине уникальна. Колумнист «Реального времени» Татьяна Преображенская в сегодняшней колонке, написанной для нашей интернет-газеты, рассказывает отдельные эпизоды из жизни помещиков.
Владения помещика Аристова
Только с высоты птичьего полета можно в полной мере оценить красоту того места, где расположилась деревня Сорочьи Горы. Рядом — новый мост через Каму, один из самых длинных мостов в России, благодаря которому название деревни стало известно всей стране. До постройки моста здесь был паром, а зимой — ледовая переправа.
Сорочьи Горы имеют древнюю историю, тесно переплетающуюся с историей двух соседних деревень — Шураном и Полянками. Эти три селения когда-то были объединены в один церковный приход с центром в селе Шуран. Там до сих пор сохранился храм постройки 1735 года, освященный в честь Рождества Христова.
Судя по нерусскому названию, самым древним из этих трех селений является Шуран. На месте этого села когда-то процветал булгарский, а позднее золотоордынский город Кашан, остатки которого были раскопаны еще в конце XIX века. Другое городище, известное как Кашан-2 или Городок, найдено вблизи деревни Сорочьи Горы.
Письменная история этих деревень начинается с середины XVII века. В Писцовой книге Казанского уезда 1647—1656 годов записано, что «селцо Шуран, что была деревня» и «деревня Сорочьи Горы» принадлежат помещику Олексею Аристову «со товарищи, за 4 человеки».
На месте этого села когда-то процветал булгарский, а позднее золотоордынский город Кашан, остатки которого были раскопаны еще в конце XIX века. Фото komanda-k.ru
Аристовы — это известная фамилия служивых дворян, а позднее и большого числа купцов, живших в разных уголках Русского государства. Из казанских Аристовых XVII века хорошо известен Савва Тимофеевич Аристов, один из самых богатых казанских дворян того времени, владевший селениями Урахчи и Мельничный Починок в Лаишевском уезде. Он умер примерно в 60-е годы; в списке его наследников Алексей Аристов не числится. В более поздних документах встречаются имена Льва и Сидора Аристовых, участвующих в подавлении башкирско-татарских волнений в Казанском крае 1704—1709 годов. Об Алексее Аристове, который владел Шураном и Сорочьими Горами во время переписи 1647—1656 годов, и тем более, о его четырех товарищах, никаких сведений найти не удалось.
Кто был владельцем интересующих нас земель в последующие десятилетия, тоже неизвестно. Следующий документ, доступный для изучения, относится уже к концу XVIII века. Этот перечень дворян Казанской провинции и их владений 1771—1773 годов, опубликованный профессором Казанского университета Д.А. Корсаковым в 1908 году. В этом списке мы встречаем более 20 раз фамилию «Аристовы», но их крепостные крестьяне живут в основном в деревнях Урахчи, Жукотино, Жердяевка. В Шурановском приходе крестьянами владеют: Нармоцкой Андрей Петрович (197 душ в Шуране и 72 души в Сорочьих Горах), Кудрявцев Яков Яковлевич (53 души в Шуране, 46 душ в Сорочьих горах и 53 души в Полянках), княгиня Болховская Авдотья Петровна (6 душ в Шуране), Мельгунов Михаил Васильевич (147 душ в Шуране) и его братья Николай Васильевич (3 души) и Алексей Васильевич (1 душа). Княгиня Авдотья Петровна Болховская — это родная сестра Андрея Петровича Нармоцкого (позже эту фамилию писали «Нармацкий»). Таким образом, земли и крестьяне Шурановского прихода в конце XVIII века принадлежали трем семьям: Нармацким, Кудрявцевым и Мельгуновым. В Казанской губернии братья Мельгуновы владели также крестьянами в селе Салманы (Новоспасское) Спасского уезда. Эта семья каким-то образом была связана с Аристовыми; Михаил Мельгунов оказался в числе наследников Саввы Аристова.
Помещик Нармацкий: грабитель, насильник, фальшивомонетчик
Особый интерес всегда вызывал помещик Андрей Петрович Нармацкий. Впервые рассказ о нем был опубликован в 1833 году в журнале «Заволжский муравей». Позже об истории семьи Нармацких писали казанский археолог и этнограф П.А. Пономарев («Исторический вестник», 1881 год) и профессор Д.А. Корсаков в своей книге «Изъ жизни русскихъ деятелей XVIII века» (1891 год). Пономарев, ссылаясь на информацию, полученную от потомков Нармацкого, утверждал, что в 1701 году Шуран и Сорочьи Горы принадлежали прапорщику Юрию Васильевичу Нармацкому. Затем земля перешла по наследству его сыну Лаврентию, потом — внуку Петру и наконец досталась капитану Андрею Петровичу Нармацкому, который и поселился здесь в 50-х годах XVIII века. Эту же версию родословной повторяет и Корсаков, добавив только, что Юрий Васильевич был внуком Андрея Ивановича Нармацкого, служившего в Казанском крае в 1676—1692 годах. Это родословное древо вызывает некоторые сомнения в связи с быстрой сменой поколений от Юрия к Андрею в течение неполных 50 лет. Проверить эту информацию трудно. Лучше расскажем легенду, связанную с именем шурановского помещика, тем читателям, которые с ней еще не знакомы.
Андрей Петрович Нармацкий, выйдя в отставку и поселившись в Шуране, в первую очередь построил здесь кирпичный завод и из своего материала воздвигнул на обрывистом берегу Камы дом, напоминающий средневековый замок. С двух сторон его выступали башни, над средней частью высился купол, узкие окна были закрыты массивными железными решетками. В нижнем этаже размещалась тюрьма с рогатками и железными цепями, а из подвала был прорыт подземный ход с выходом на берег Камы. Дом, возвышаясь над местностью, вызывал страх не только у местных крестьян, но и у потомков Андрея Нармацкого. После смерти своего создателя он долго пустовал; где-то в середине XIX века здание было перестроено. Новый владелец разрушил боковые башни (их пришлось взрывать), переоборудовал бывшую тюремную камеру в коридор, засыпал подземный ход. В таком виде этот дом сохранился до наших дней. Сейчас в нем размещается местная школа.
Сейчас в бывшем доме помещика Нармацкого размещается местная школа. Фото RENALD / skyscrapercity.com
Однако капитан Андрей Петрович Нармацкий прославился не своими архитектурными пристрастиями и даже не жестоким отношением к крепостным крестьянам, а тем, что, организовав шайку из своей многочисленной дворни, грабил проходящие мимо суда и зимние обозы. Для таких тайных ночных вылазок и был вырыт подземный ход, выходящий на берег реки. О похождениях шурановского помещика знали многие, но долгое время никто ему не препятствовал: одни боялись его крутого нрава, другие дружили с ним, уважая его богатство и знатность. Однако всему наступает конец; весной 1771 года Нармацкий был вызван в Москву для проведения расследования. Версий о том, что послужило последней каплей, было много: до императрицы дошли наконец многочисленные жалобы потерпевших, был «запарен в бане» до смерти один из гостей, и даже — капитан «изнасильничал сестру», и она бросилась за защитой к государыне. У нас есть возможность самим разобраться в причинах ареста, заглянув в книгу П.П. Бартенева «Восемнадцатый век», в которой приведена переписка Екатерины II с князем Волконским.
Имя капитана Андрея Нармацкого упомянуто в пяти письмах Екатерины — 35, 36, 49, 71 и 72. Из текста писем узнаем, что Нармацкий был арестован в мае 1771 года по доносу дворовых Никиты Деревягина и Ивана Дружинина. И виновный, и доносчики жили в Москве до конца следствия, которое длилось около двух лет. Самое поразительное, что помещик был задержан не за разбой или убийство. «Кажется, что Нармацкий был обвиняем в делании фальшивых ассигнаций», — так написано в письме Екатерины под номером 35. А в письме №72 императрица сравнивает дело Нармацкого с делом братьев Михаила и Сергея Пушкиных, осужденных за попытку (первую в России!) изготовления фальшивых ассигнаций, и делом Татищева, связанным с подделкой векселя. Зачем богатому помещику подделывать деньги, совершенно непонятно.
Нармацкий все отрицал, писал «челобитные» на доносчиков Деревягина и Дружинина. По-видимому, была попытка подкупа чиновников (письмо №71). Возможно, в этом участвовал камердинер Екатерины II, казанский помещик Александр Игнатьевич Сахаров. Во всяком случае, его какую-то провинность обсуждает Екатерина в одном письме с замечанием о попытке подкупа. После окончания расследования Нармацкого сослали в Тобольск, где он и погиб. Говорили, что Нармацкого утопили в Иртыше по приказу местного губернатора Д.И. Чичерина, с которым у него вышла ссора.
Набожный вольнодумец
У Андрея Петровича Нармацкого было двое детей. Его сын — Петр Андреевич Нармацкий окончил курс только что открывшейся в Казани гимназии (1758 год) одновременно с Гавриилом Романовичем Державиным. Потом дослужился до чина поручика, вышел в отставку и поселился в Шуране. По описаниям Д.А. Корсакова, сын разбойного капитана отличался тихим нравом, большой религиозностью, переходящей в мистицизм, много читал, увлекался философией и масонскими идеями. Корсаков утверждал, что Петр Андреевич очень сочувственно относился к крепостным, осуждая саму идею владения одних людей другими. Более того, Нармацкий открыто высказывал свои мысли как в кругу соседей помещиков, так и в присутствии крестьян.
Петр Андреевич Нармацкий окончил курс только что открывшейся в Казани гимназии (1758 год) одновременно с Гавриилом Романовичем Державиным. Фото forum.vgd.ru
На него был написан донос, и в 1777 году Петра Андреевича вызвали на суд в Юстиц Коллегию. Разбирательство продолжалось долго. Пять лет он провел под следствием и был признан сумасшедшим. Однако при дальнейшем рассмотрении дела в Сенате было решено, что явных признаков помешательства нет, и Нармацкого перевели в Казань для окончания расследования. Здесь он провел в тюрьме еще 8 месяцев, пока шло разбирательство между уголовным и совестным судами.
Уголовный отказывался от рассмотрения дела в связи с признанием Юстиц Коллегией Нармацкого умалишенным, а совестный суд ссылался на решение Сената о его вменяемости. Подробности этого дела можно узнать из документов, помещенных во II часть «Сборника материалов по истории Казанского края», изданного Д.А. Корсаковым в 1908 году. В конце концов, Нармацкий-младший был сослан в Нижний Новгород, где вскоре и умер.
В этом деле активное участие принимала его сестра — Мария Андреевна Нармацкая, ходатайствуя о признании брата невменяемым и о передаче опеки над имениями в ее руки. После смерти брата она осталась единственной наследницей огромного богатства. Кроме Шурана, Сорочьих Гор и Полянок их отец владел несколькими деревнями в Лаишевском, Тетюшском и Казанском уездах. Кроме этого, у него были еще имения в Нижегородском, Тульском, Владимирском, Саратовском наместничествах и в Московской губернии.
Объединяясь с соседями
Вскоре после ареста брата Мария Андреевна вышла замуж и родила двух дочерей — Надежду (26.06.1781) и Веру (около 1782 г. рожд.). По утверждению Д.А. Корсакова, ее избранником стал Яков Нефедович Кудрявцев — сын казанского вице-губернатора (1727—1740 годы) Нефеда Никитича Кудрявцева и внук одного из верных помощников Петра I в деле строительства флота, известного казанского воеводы Никиты Алферовича Кудрявцева. Такая же информация содержится в «Родословном сборнике русских дворянских фамилий» Руммеля 1886 года издания. Однако есть некоторые факты, заставляющие сомневаться в правильности этого утверждения.
Согласно клировым ведомостям Христорождественской церкви в Шуране (на фото) и Святотроицкой церкви в соседних Полянках, эти храмы построены в 1735 и 1722 годах соответственно на деньги помещика Якова Яковлевича Кудрявцева. Фото komanda-k.ru
Известно, что Нефед Никитич Кудрявцев родился в 1676 году, а его дочь, Анастасия Нефедьевна, вышедшая замуж за Алексея Даниловича Татищева в 1726 году, появилась на свет примерно в 1708 году. Сколько же лет было ее брату Якову Нефедовичу, когда он в 1780 году женился на Марии Нармацкой? Но не это главное. В списке дворян 1771—1773 годов, на который мы уже ссылались, имени Якова Нефедовича Кудрявцева нет. Не найден он и в списке помещиков 1781 — 1782 годов, опубликованном в IV части «Сборника материалов по истории Казанского края в XVIII веке». Зато и в первом, и во втором документе можно найти Якова Яковлевича Кудрявцева, владеющего крестьянами в деревнях Шурановского прихода. Нефед Никитич Кудрявцев упомянут в 1771—1773 годах; и, естественно, отсутствует в документе 1781—1782 годов, поскольку был убит пугачевцами при штурме Казани в 1774 году. Напрашивается вывод, что Мария Нармацкая вышла замуж за своего ближайшего соседа — Якова Яковлевича Кудрявцева. Последний мог быть внуком Нефеда Никитича, хотя нельзя исключить и того, что он принадлежал какой-нибудь другой ветви рода Кудрявцевых.
Корсаков, автор монографии о Н.А. Кудрявцеве и его потомстве, знал о Якове Яковлевиче Кудрявцеве, но считал его сыном Якова Нефедовича и Марии Андреевны. Между тем Руммель в своем «Родословном сборнике» в качестве детей этой пары указывает только двух дочерей и вообще ничего не сообщает об Якове Яковлевиче Кудрявцеве. И, чтобы совсем заинтриговать интересующихся родословной Нармацких и Кудрявцевых, сообщим, что согласно клировым ведомостям Христорождественской церкви в Шуране и Святотроицкой церкви в соседних Полянках, эти храмы построены в 1735 и 1722 годах соответственно на деньги помещика Якова Яковлевича Кудрявцева (примерно за 60 лет до его женитьбы!). По-видимому, пока тайну замужества Марии Андреевны Нармацкой нам не разгадать. Понятно только одно — в конце XVIII века собственность соседей-помещиков была объединена и в дальнейшем принадлежала потомкам Кудрявцевых-Нармацких.