цель командно штабных учений
Особенности организации и проведения штабных, специальных, исследовательских учений и командно-штабных (штабных) тренировок
Штабные учения представляют собой форму обучения органов управления различных уровней и проводятся с целью их слаживания и подготовки к решению задач по обеспечению управления силами и средствами при решении задач мирного и военного времени.
Продолжительность штабных учений зависит от объема решаемых задач. При этом в ходе каждого этапа учения отрабатываются два-три наиболее важных вопроса, которые слабо усвоены обучаемыми органами управления или требуют дополнительного изучения. На штабных учениях при отработке вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций основной упор делается на выработку обучаемыми предложений в решения, их детальное обоснование необходимыми расчетами, организацию жизнеобеспечения пострадавшего населения, на обеспечение устойчивого управления силами при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Аппарат руководства на штабном учении, кроме руководителя учения, может включать двух-трех заместителей руководителя учения (из числа штатных заместителей) и небольшой по составу штаб руководства. Посредники на штабное учение могут не назначаться. Их обязанности выполняют руководитель учения, его заместители (помощники) и должностные лица штаба руководства.
Штаб руководства на штабных учениях выполняет те же обязанности, что и на КШУ.
Специальные учения проводятся с целью практической отработки комплекса мероприятий, осуществляемых в интересах решения определенной конкретной задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, слаживания органов управления и служб гражданской обороны для проведения специальных мероприятий, а также по обеспечению действий сил гражданской обороны и РСЧС при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Специальные учения могут проводиться как самостоятельные учебные мероприятия, либо в комплексе учебных мероприятий, проводимых на определенных этапах подготовки и проведения командно-штабных учений.
В зависимости от целей, предназначения и состава привлекаемых органов управления, сил и других категорий обучаемых могут проводиться учения: по переводу с мирного на военное время; по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; служб гражданской обороны, по управлению, и др.
Основным и наиболее эффективным методом отработки учебных вопросов и достижения целей учения является проведение практических мероприятий.
В ходе специальных учений, как правило, проводятся исследования по определенным группам мероприятий.
Подготовка и проведение специальных учений организуются применительно к положениям, изложенным для командно-штабных учений. В зависимости от состава участников и вопросов отрабатываемых на специальном учении перечень разрабатываемых документов может быть уточнен руководителем учения.
Исследовательские учения проводятся с целью детального исследования проблемных вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; изучения новых форм и методов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ; целесообразности использования аварийно-спасательной техники; испытания новых образцов аварийно-спасательного инструмента; исследования новой организационно-штатной структуры и т.д.
К проведению исследовательских учений могут привлекаться заинтересованные в результатах этих учений представители федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Подготовка и проведение исследовательских учений осуществляется аналогично командно-штабным учениям, но с учетом их особенностей.
Основным документом, на основе которого организуются и проводятся исследования, является план исследований. Обычно он разрабатывается, исходя из целей исследования, замысла и плана-календаря проведения учения и утверждается руководителем учения. В плане, как правило, указываются: цели и основные вопросы исследований; состав исследовательского аппарата; порядок организации исследования и обобщения результатов исследований.
На основе плана исследований заместители (помощники) руководителя учения, начальники (руководители) органов управления, сил и служб составляют частные планы исследований, в которых детализируется порядок проведения исследований по своему профилю. Вопросы, подлежащие исследованию посредниками, отражаются в их частных планах. Кроме того, заранее разрабатываются необходимые задания на проведение исследований, формализованные бланки и таблицы и другие документы для сбора статистических данных по исследуемым вопросам. Они должны быть небольшими по объему, удобными для заполнения и последующей обработки.
Исследования по поставленным вопросам должны начинаться в период подготовки учения. На основе имеющегося опыта ранее проведенных учений и теоретических материалов, моделирования развития той или иной чрезвычайной ситуации разрабатываются предварительные выводы по исследуемым проблемам. Для исследования этой работы могут привлекаться учебные заведения, научно-исследовательские учреждения и др.
В отличие от командно-штабных (штабных) учений в ходе исследовательских учений действия органов управления и сил могут отрабатываться по нескольким вариантам с применением различных способов действий в решении задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Для уточнения и конкретизации некоторых выводов могут повторяться предыдущие эпизоды действия органов управления и сил. В отдельных случаях могут объявляться частные отбои (оперативные паузы) для систематизации полученных фактов, обмена мнениями между участниками, в том числе с привлечением обучаемых, по наиболее сложным исследуемым вопросам.
Основными методами исследования в ходе учения являются: проведение экспериментов; личное наблюдение за работой обучаемых органов управления и сил; изучение разрабатываемых документов; хронометрирование, фото- и киносъемки; метод экспертных оценок; математические методы исследования с использованием электронно-вычислительной техники.
Анализ и обобщение результатов исследований в ходе учения осуществляется на основе представляемых руководителю учения материалов исследования за каждый этап. К концу учения в итоге этой работы должны быть сформулированы выводы по каждому из исследуемых вопросов, которые, как правило, включаются отдельным разделом в доклад руководителя учения на разборе.
После окончания учения проводится более детальный анализ результатов исследований, конкретизация выводов, разработка рекомендаций и предложений. Результаты исследований отражаются в отчете о проведенном учении, который утверждается руководителем учения и представляется в вышестоящий орган управления.
Командно-штабные тренировки проводятся в целях приобретения и совершенствования навыков должностными лицами в выполнении своих функциональных обязанностей и слаживания органов управления. В ходе командно-штабных тренировок могут отрабатываться вопросы по переводу сил в различные режимы функционирования, переводу гражданской обороны с мирного на военное время, принятию решений и постановке задач подчиненным, планированию аварийно-спасательных и других неотложных работ, организации взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления силами в различных условиях обстановки. Командно-штабные тренировки, как правило, проводятся в один этап с отработкой одного-двух учебных вопросов
В зависимости от учебных целей, поставленных задач и состава обучаемых, командно-штабные тренировки могут быть одностепенными и многостепенными, проводиться в местах дислокации органов управления, а также на пунктах управления.
Штабные тренировки проводятся с целью отработки должностными лицами органов управления функциональных обязанностей по занимаемой должности, достижения оперативности и слаженности в работе отдельных подразделений и органа управления в целом, выработке практических навыков в планировании и реализации мероприятий по оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации.
Штабные тренировки проводятся, как правило, в следующих случаях:
— во время проверок состояния дел в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций территориальных подсистем РСЧС с целью определения готовности органов управления к действиям по предназначению;
— в порядке подготовки к командно-штабным учениям с целью отработки отдельных вопросов, входящих в замысел командно-штабного учения;
— с целью проверки устранения отдельных недостатков в работе органа управления, выявленных в ходе проверки или командно-штабного учения.
В ходе штабных тренировок обучаемые разрабатывают оперативные документы, производят оперативные расчеты, готовят предложения для принятия решений, участвуют в планировании мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Штабные тренировки могут проводиться как на пунктах управления, так и в служебных помещениях (учебных классах), со средствами связи и без них.
Продолжительность командно-штабных (штабных) тренировок зависит от объема решаемых задач, определяется их руководителем и может составлять от нескольких часов до двух суток. В целях приобретения практического опыта часть обучаемых в ходе тренировок может исполнять функциональные обязанности на одну-две ступени выше занимаемой должности.
Для проведения тренировок разрабатываются: замысел на карте (плане города, района) с приложением пояснительной записки; организационные указания по подготовке и проведению тренировки; оперативное задание и карта исходной обстановки; план-календарь проведения тренировки; план наращивания обстановки; частные планы заместителей руководителя тренировки; директивы, приказы; распоряжения по видам обеспечения; табель срочных донесений. Необходимость разработки других документов определяется руководителем тренировки.
«Методические рекомендации по подготовке и проведению командно-штабных учений в организациях» (утв. МЧС России)
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ КОМАНДНО-ШТАБНЫХ УЧЕНИЙ
1. Командно-штабные учения в организациях являются одной из основных форм совместной подготовки начальников Гражданской обороны, руководящего состава, штабов ГО, начальников служб ГО и ЧС и командиров формирований Гражданской обороны к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и по Гражданской обороне. Командно-штабные учения способствуют всесторонней подготовке организаций к комплексным учениям, объектовым тренировкам, а также к участию в других видах учений, проводимых старшими начальниками.
2. Командно-штабные учения проводятся в целях:
— достижения слаженности в работе руководящего состава, штабов ГО, начальников служб ГО и ЧС и командиров формирований по ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, по организации и ведению Гражданской обороны;
— совершенствования приемов и способов защиты людей в чрезвычайных ситуациях и повышения устойчивости работы организаций;
— определения наиболее совершенных путей и способов ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и ведения Гражданской обороны в организациях и сокращения сроков приведения ее в готовность;
— приобретения руководящим составом прочных навыков в управлении подчиненными, правильной оценке создавшейся чрезвычайной ситуации, принятии наиболее целесообразных решений, постановке задач исполнителям и организации их выполнения;
— достижения взаимодействия между штабами ГО и службами ГО и ЧС и слаженности в их работе;
— выработке у руководящего состава, командиров формирований высоких морально-психологических качеств, готовности грамотно действовать в сложившейся обстановке.
3. Командно-штабные учения могут быть одностепенными, двухстепенными и многостепенными.
4. Командно-штабное учение проводится не реже одного раза в год, в наиболее удобное для организации время, продолжительностью не менее одних суток, из них 8 часов рабочего времени.
5. Командно-штабное учение в организациях проводится в виде самостоятельного мероприятия или в порядке их привлечения на учения, проводимые в вышестоящих инстанциях.
6. Учение проводится по комплексным темам, обеспечивающим отработку руководящим составом, штабами ГО, службами ГО и ЧС и эвакоорганами всех мероприятий, предусмотренных планом по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и планом ГО организации.
7. Подготовка к учениям должна носить плановый и организованный характер. Командно-штабным учениям должна предшествовать подготовка руководящего состава (лекции, семинары, групповые упражнения), а также привлекаемых формирований (практические занятия, тренировки по оповещению и сбору).
8. Важным требованием является правильное определение состава участников учений и сроков их проведения. При решении этих вопросов необходимо в первую очередь учитывать характер производственной деятельности организации, а в организациях сельскохозяйственного производства и сезонность их работы, установленный график работы предприятий и рабочих смен, с тем чтобы обеспечить привлечение на учения силы и средств в рамках времени, минимально необходимого для отработки учебных вопросов без ущерба для производства, но и без послаблений и упрощений.
На командно-штабные учения, как правило, привлекаются:
— командиры формирований ГО;
— формирования ГО (по решению начальников ГО).
9. Для отработки учебных вопросов командно-штабных учений должна создаваться сложная и поучительная обстановка, максимально приближенная к условиям чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, в зависимости от темы учения. Она должна побуждать участников учений к активным, инициативным действиям, принимать наиболее правильные решения и действия, осуществлять маневр силами и средствами, в полной мере использовать технику и другие средства оснащения для выполнения поставленных задач и в первую очередь задач, связанных со спасением людей.
Наращивание обстановки в ходе учений необходимо осуществлять путем объявления или вручения вводных, а также по докладам служб, с тем чтобы обеспечить получение участниками учений информации по времени, месту, объему и источникам с учетом реальных возможностей.
10. В ходе командно-штабных учений обеспечивают практическую отработку задач по ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф, а также применения современных средств поражения и совершенствуют практические навыки в организации управления. Это достигается:
— путем развертывания системы связи и оповещения и обеспечения ее непрерывной работы;
— подготовкой к работе пунктов управления;
— развертыванием работы оперативных групп и боевого расчета на пунктах управления;
— созданием необходимой обстановки, сбором данных о ней оценки;
— своевременным принятием решений и их оформлением;
— постановкой задач и организацией их выполнения;
— разработкой документов на проведение мероприятий ГО и ЧС и доведением до их исполнителей.
11. Практические мероприятия, намечаемые для осуществления в ходе учений, должны охватывать основные задачи ГО и ЧС, решаемые в организациях с учетом их особенностей. К ним следует отнести:
— освобождение и приведение в готовность отдельных защитных сооружений, укрытие в них некоторых участников учения;
— выдача участникам учений средств индивидуальной защиты;
— выдача личному составу формирований, привлекаемых на учения, средств индивидуальной защиты, имущества, приборов и инструмента;
— проведение мероприятий по переводу организаций на особый режим работы и светомаскировке;
— практическая организация работы эвакокомиссии;
— организация охраны и комендантской службы.
12. Воспитательная работа в ходе подготовки и проведения командно-штабного учения планируется и проводится в целях разъяснения участникам учения конкретных задач и мобилизации их усилий на полное и качественное выполнение замысла и плана учения, на выработку у них настойчивости и целеустремленности в выполнении мероприятий по защите рабочих, служащих организации и членов их семей от последствий возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения в военное время.
13. Для подготовки и проведения командно-штабного учения назначаются руководитель учения, его заместители, посредники, а также создается штаб руководства учением.
14. Руководителем командно-штабного учения в организации является начальник ГО организации, а функции штаба руководства выполняет штаб ГО организации. Руководитель командно-штабного учения несет персональную ответственность за его подготовку и проведение. Он обязан:
— изучить соответствующие положения законодательных и нормативно-правовых актов в области чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, других нормативных документов, а также настоящие методические рекомендации;
— знать действительное состояние дел в организации, уровень готовности руководящего состава и командиров формирований к практическому выполнению мероприятий и своих функциональных обязанностей по ГО и ЧС;
— определить исходные данные для учения, состав руководства учением, штаб руководства учением и посредников;
— осуществлять руководство разработкой основных документов учения;
— готовить своих заместителей, органы управления, штаб руководства учением и посредников;
— контролировать проведение мероприятий, предшествующих командно-штабному учению;
— организовать подготовку других участников учения и всестороннее обеспечение учения;
— добиваться в ходе учения полной и качественной отработки учебных вопросов путем последовательного наращивания и усложнения обстановки, осуществления систематического личного контроля и через заместителей, посредников за действиями участников учения;
— обеспечить строгое соблюдение всеми участниками учения мер безопасности;
— по окончании учения провести общий разбор руководящим составом и командирами формирований, в ходе которого дать оценку действиям участников и определить пути устранения недостатков.
15. В зависимости от масштаба и характера учения в помощь руководителю могут назначаться заместители и посредники.
Заместители руководителя учения назначаются из числа должностных лиц организации, наиболее подготовленных по вопросам ГО и ЧС. Их количество зависит от темы, масштабов мероприятия, специфики производства и определяется с расчетом охвата обучения и контроля основных служб и формирований, привлекаемых на учение. Они участвуют в разработке планирующих документов и на их основе составляют свои частные планы на период учения, которые утверждает руководитель учения.
Посредники назначаются при службах, эвакокомиссии, командирах формирований, формированиях, а при необходимости и при других участниках учения. По решению начальника районного (городского) отдела по ЧС в качестве посредников могут привлекаться работники ГО и ЧС соседних организаций. Они подчиняются руководителю учения и отвечают за обеспечение качественного и своевременного выполнения участниками учения поставленных задач и достижений целей учения. В подготовительный период посредники должны:
— изучить план проведения учения, свои обязанности, порядок работы обучаемых и действий формирований, при которых они определены;
— разработать частные планы работы.
В ходе учения они должны:
— направлять действия участников учения на качественную отработку учебных вопросов и своевременное выполнение предусмотренных мероприятий;
— постоянно знать общую обстановку и грамотно ее наращивать в интересах отработки учебных вопросов;
— проверять порядок действий работников служб, командиров формирований, оказывать им необходимую помощь в правильном уяснении полученных задач, своевременном принятии решений, постановке задач и организации их выполнения;
— контролировать полноту и правильность проведения необходимых расчетов при оценке радиационной, химической, бактериологической, инженерной и пожарной обстановки;
— следить за соблюдением мер безопасности при ведении формированиями практических работ;
— докладывать руководству учением о принятых обучаемыми решениях и отданных распоряжениях;
— представлять материал для разбора с оценкой работы и действий участников учения.
16. Заместитель руководителя по инженерно-техническим вопросам (главный инженер) обязан:
— участвовать в разработке плана командно-штабного учения по вопросам проведения инженерно-технических и противопожарных мероприятий;
— контролировать деятельность лиц, ответственных за проведение инженерно-технических и противопожарных мероприятий в структурных подразделениях при подготовке и в ходе учения;
— обеспечить проведение работ на технических и коммунально-энергетических сетях по оперативному и безаварийному их перекрытию (отключению) в чрезвычайных ситуациях;
— докладывать руководителю учения о выполненных инженерно-технических, противопожарных мероприятиях и их влиянии на повышение устойчивости работы организации в экстремальных ситуациях;
— готовить материал для разбора учения.
17. Заместитель руководителя по материально-техническому обеспечению обязан:
— участвовать в разработке плана командно-штабного учения по вопросам материально-технического обеспечения;
— создавать обстановку, позволяющую глубоко и всесторонне отработать задачи по бесперебойному материально-техническому обеспечению деятельности организации в ходе учения;
— контролировать обеспечение участников учения горячей пищей, водой, предметами первой необходимости;
— организовать правильное использование выделенной на учение техники, обеспечение ее горючими и смазочными материалами;
— докладывать руководителю учения о выполнении задач материально-технического обеспечения;
— готовить материал для разбора учения.
18. Заместитель руководителя по эвакуации обязан:
— участвовать в разработке и осуществлении эвакуационных мероприятий, связанных с подвозом смен к местам работы и обратно в безопасную зону по плану ГО;
— контролировать деятельность эвакокомиссии в ходе учения, оказывая ей помощь в осуществлении практических вопросов;
— готовить материал по итогам учений в общий разбор и конкретные предложения по совершенствованию эвакуационных мероприятий.
19. Штаб руководства учением является основным органом, обеспечивающим подготовку и проведение учения. На штаб возлагается:
— разработка документов командно-штабного учения;
— планирование подготовки руководства учением, посредников и остальных участников учения;
— контроль за подготовкой к учению пунктов управления и рабочих мест обучаемых, средств связи и оповещения;
— организация работы посредников по отработке предусмотренных планом учебных вопросов;
— осуществление контроля за подачей вводных и их прохождением;
— обучение работников служб ГО и ЧС ведению разведки, методам сбора и анализа данных обстановки, подготовке предложений для принятия решений, их оформлению и доведению до исполнителей, осуществлению контроля за выполнением поставленных задач;
— обеспечение обобщения и оценки действий участников учения;
— контроль за соблюдением мер безопасности;
— подготовка материалов разбора учения.
20. Начальник штаба руководства учением является заместителем руководителя учения. Он обязан:
— руководить разработкой планирующих документов и контролировать их доведение до исполнителей;
— оказывать помощь руководителю учения в определении исходных данных для планирования учения, организации подготовки руководства, штаба руководства учением и посредников, а также всех участников учения к его проведению;
— направлять работу штаба руководства учением и посредников в ходе учения на обеспечение качественной отработки учебных вопросов и достижение целей, предусмотренных планом учения.
II. Подготовка командно-штабных учений
21. В целях успешного проведения и достижения поставленных учебных целей командно-штабные учения необходимо заблаговременно и тщательно готовить. Подготовку учения начинают, как правило, за полтора месяца до его проведения.
В подготовительный период все участники учения должны изучить положения законодательных и нормативно-правовых актов в области ЧС и ГО с тем, чтобы в ходе учения качественно выполнять свои функциональные обязанности. В порядке подготовки к учению должны быть уточнены документы плана по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и плана Гражданской обороны организации и при необходимости внесены в них соответствующие корректировки. Особенно тщательно при этом должны быть изучены мероприятия по организации защиты рабочих, служащих и членов их семей от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, по повышению устойчивости работы организации в военное время, по организованному проведению спасательных и других неотложных работ.
22. Качество проведения учения в значительной степени определяется тщательностью его подготовки. Подготовка командно-штабного учения включает:
— подготовку исходных данных, необходимых для планирования и проведения учения;
— разработку основных документов;
— подготовку руководства, штаба руководства учением и посредников;
— подготовка остальных участников учения;
— подготовку учебных мест и учебно-материальной базы.
23. Под исходными данными понимаются изучение и анализ руководителем состояния Гражданской обороны в организации; изучение планирующих документов, определение темы командно-штабного учения, учебных целей, сроков проведения, этапов командно-штабного учения и учебных вопросов, состава привлекаемых органов управления, служб ГО и ЧС и формирований; вопросы материально-технического обеспечения.
24. Для проведения командно-штабного учения, как правило, разрабатываются следующие документы:
— приказ начальника Гражданской обороны о подготовке и проведении командно-штабного учения в организации;
— календарный план подготовки командно-штабного учения в организации;
— план проведения командно-штабного учения в организации;
— схема организации руководства учением;
— частные планы заместителей руководителя и посредников;
— другие необходимые документы.
Документы составляются кратко, четко, с формулировками, исключающими различные толкования. Разрабатываемые документы по своему содержанию, структуре и оформлению должны соответствовать установленным для служебных документов требованиям.
В приказе определяются сроки проведения учения, его тема, цели для различных групп участников, место проведения; состав руководства и участников учения и задачи по их подготовке; порядок и сроки подготовки рабочих мест для руководства и обучаемых; порядок обеспечения участников учения автотранспортом, средствами индивидуальной защиты, соответствующими видами имущества, приборами и инструментом; организация связи; меры безопасности и сохранения государственной и служебной тайны и другие вопросы.
Приказ разрабатывается штабом Гражданской обороны и подписывается начальником ГО организации. Работа по выполнению содержащихся в нем требований организуется под общим руководством начальника штаба ГО организации.
26. Календарный план подготовки командно-штабного учения в организации (см. приложение N 2) включает перечень намеченных мероприятий, их последовательность с указанием сроков исполнения и исполнителей. Он составляется в удобной для пользования форме, подписывается начальником штаба руководства учением и утверждается начальником ГО организации. Календарный план является рабочим документом руководителя учения, в соответствии с которым проводятся все мероприятия по подготовке учения и осуществляется необходимый контроль за их выполнением.
План проведения учения разрабатывается штабом руководства учением, подписывается начальником штаба руководства учением и утверждается руководителем учения не позже чем за две недели до начала учения.
28. Схема организации руководства учением разрабатывается в соответствии с исходными данными по учению и приказом по его подготовке и проведению. На ней показываются руководство учением и все органы управления ГО и ЧС организации, формирования (командиры формирований), привлекаемые на учение, посредники при соответствующих участниках учения. В легенде к схеме приводится расчет численности руководства и посредников и расчет привлекаемых на учением его участников. Схема исполняется графически, подписывается начальником штаба руководства учением и утверждается руководителем учения.
Частные планы разрабатываются в ходе подготовки к учению, уточняются на инструкторско-методическом занятии и корректируются в ходе учения в соответствии с указаниями руководителя и с учетом решений (действий) обучаемых. Они подписываются заместителями руководителя (посредниками) и утверждаются руководителем учения.
30. Всесторонняя и целеустремленная подготовка руководящего состава, штаба руководства учением и посредников является залогом успешного проведения командно-штабного учения. Она осуществляется лично руководителем учения и начальником штаба руководства учением и преследует цель обеспечить глубокое изучение реального состояния Гражданской обороны в организации, правильное понимание темы и целей всеми участниками учения, а также способов их достижения, усвоение основных требований руководящих документов по подготовке органов управления, сил ГО и установить единство взглядов на порядок отработки учебных вопросов.
Основными методами подготовки руководящего состава и посредников к учению являются проведение лекций и докладов, семинаров, групповых упражнений, решение летучек, проведение инструкторско-методических занятий, розыгрыша учения или отдельных его эпизодов на картах, макетах, а также самостоятельная подготовка.
Формы и методы подготовки руководящего состава, штаба руководства учением и посредников к командно-штабным учениям определяются руководителем в зависимости от состава участников учения и уровня их подготовки, условий, в которых организуется и проводится подготовка, а также наличия учебно-материальной базы.
31. Подготовка участников учения является одним из основных мероприятий, обеспечивающих успешное и поучительное его проведение. Она проводится на основе организационных указаний (приказа) и осуществляется путем изучения участниками учения плана по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и плана Гражданской обороны, в части их касающейся, необходимой литературы, инструкции по мерам безопасности, а также путем проведения с ними лекций, штабных тренировок, практических и тактико-специальных занятий. Подготовка участников учения проводится в сроки, установленные планом на текущий учебный год, а также на дополнительных занятиях, организуемых в соответствии с приказом начальника Гражданской обороны организации о подготовке и проведении командно-штабного учения.
32. Важным моментом в проведении практических мероприятий учения является заблаговременная подготовка учебно-материальной базы и учебных мест. В первую очередь проверяются и приводятся в готовность к учению пункты управления, а также рабочие места участников учения. Производится их оборудование недостающей мебелью и инвентарем, обеспечение средствами печатания и размножения документов, картами, планами, схемами и канцелярскими принадлежностями. Готовятся средства связи и оповещения. В организациях, имеющих автоматизированные системы управления, осуществляется их подготовка к решению задач на компьютерной технике.
Решаются вопросы выделения необходимого количества транспорта для переезда (при необходимости) участников учения и техники для ведения спасательных и других неотложных работ.
Все формирования, участвующие в учении, обеспечиваются инструментом, средствами индивидуальной защиты, связи, приборами, медикаментами и медицинским имуществом.
Проверяются учебные городки и подготавливаются натурные участки для обеспечения практической отработки формированиями учебных вопросов, ведения разведки, локализации и тушения пожаров, расчистки проездов в завалах, вскрытия заваленных защитных сооружений, локализации аварий на коммунально-энергетических сетях и др.
III. Проведение командно-штабных учений
33. Командно-штабное учение проводится на территории организации с максимальным использованием учебно-материальной базы Гражданской обороны и при этом производственная деятельность организации не прекращается. Личный состав формирований привлекается к выполнению только тех мероприятий, которые определены планом проведения учения или непосредственно вытекают из сложившейся обстановки.
34. Командно-штабное учение начинается с оповещения и сбора участников учения, подачи (вручения) сигнала (распоряжения) о приведении в готовность плана Гражданской обороны и задействования плана организации по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
35. Основными методическими приемами, применяемыми руководством в ходе проведения учения, должны быть изучение стиля и применяемых методов работы начальников, штаба руководства учением и служб ГО и ЧС, эвакоорганов при осуществлении руководства подчиненными звеньями; наблюдение и контроль за действиями обучаемых при проведении ими мероприятий; изучение разработанных документов; заслушивание докладов должностных лиц ГО и ЧС организации о создавшейся обстановке, принятых решениях, отданных распоряжениях и проведенных мероприятиях.
36. Командно-штабное учение проводится по этапам, количество и содержание которых зависит от его темы, учебных целей, уровня подготовки участников, а также отводимого на него времени.
37. Руководитель командно-штабного учения осуществляет контроль за выполнением мероприятий, обращая внимание на полноту, своевременность, правильность и четкость постановки задач руководящим составом своим подчиненным, а также правильность и реальность расчетов по всестороннему обеспечению выполняемых мероприятий ГО и ЧС.
38. Обстановка на учении создается и наращивается вводными, вручаемыми в виде распоряжений вышестоящих начальников, управлений и отделов по чрезвычайным ситуациям, а также докладами, донесениями от органов разведки, формирований, информации от соседей и т.п.
Наращивание обстановки проводится с учетом результатов действий обучаемых. Изменения в обстановке или новые вводные должны соответствовать ходу учения, основным положениям плана проведения командно-штабного учения и современным взглядам на организацию и ведение Гражданской обороны и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. После объявления очередных вводных обучаемым должны предоставлять время, необходимое для уяснения полученной задачи (изменения в обстановке), оценки обстановки, принятии решения и постановки задач подчиненным.
Руководитель учения, его заместители и посредники должны принимать все меры к созданию такой обстановки, которая побуждала бы обучаемых принимать обоснованные решения, но не навязывать им свои готовые решения. В тех случаях, когда обучаемые принимают неправильные решения, руководитель (заместители) путем постановки дополнительных вопросов или вводных побуждают их глубже изучить обстановку и принять целесообразное решение. Руководитель учения должен принимать все меры к тому, чтобы учебные вопросы отрабатывались последовательно, с высоким практическим результатом.
На протяжении всего учения руководитель должен добиваться от обучаемых принятия смелых и инициативных решений, умелой организации действий в ограниченные сроки, настойчивости при выполнении принятых решений, их всестороннего обеспечения, а также эффективного использования всех сил и средств для своевременного выполнения всех мероприятий ГО и ЧС, особенно спасательных работ.
40. При отработке практических мероприятий руководитель лично контролирует работу аварийно-спасательной службы, начальников служб ГО и ЧС организации, требует от них четкого выполнения всех поставленных перед ними задач.
В ходе организации спасательных и других неотложных работ проводят: розыск людей в завалах; спасение людей из разрушенных и горящих зданий, оказание им первой медицинской помощи; локализацию пожаров; вывод людей из районов радиоактивного заражения; обеззараживание территории, зданий и сооружений, техники и оборудования; санитарную обработку людей.
41. При отработке вопросов, связанных с организацией рассредоточения рабочих и служащих и эвакуации членов их семей в безопасную зону, после постановки задачи и предоставления необходимого времени для ее уяснения, руководитель, заместители руководителя и посредники проверяют организацию работы штаба, эвакокомиссии и служб ГО и ЧС организации по ее выполнению, добиваются их согласованной работы по уточнению объема эвакомероприятий и их осуществлению, контролирует ход оповещения о начале эвакомероприятий, своевременность развертывания сборного и приемного эвакопунктов (если такие на базе этой организации создаются), подготовки транспорта, уточнение списков эвакуируемых и правильность распределения их по видам транспорта и маршрутам пешей эвакуации, организацию комендантской службы, пунктов медицинской помощи, пунктов питания и обогрева.
42. После отработки учебных вопросов каждого этапа руководитель учения совместно со своими заместителями, штабом руководства учением и посредниками коротко проводит предварительные итоги.
Начальник штаба руководства учением при подготовке этого совещания собирает необходимые данные о результатах отработки обучаемыми намеченных учебных вопросов, анализирует содержание принятых решений, отданных распоряжений, оценивает качество разработанных документов, а также работу средств связи и оповещения и докладывает руководителю.
Руководитель учения начинает подведение предварительных итогов с краткого заслушивания посредников о степени достижения целей и отработки учебных вопросов этапа, о выявленных недостатках и положительных моментах в подготовке штаба, служб ГО и ЧС, эвакооргана, производственных подразделений организации и других органов. После этого делает заключение по проведенному этапу и дает указания о продолжении учения и порядке отработки учебных вопросов следующего этапа.
43. Разбор является заключительной и важной частью командно-штабного учения. От хорошо проведенного разбора во многом зависит правильное усвоение отработанных учебных вопросов и качественное достижение поставленных целей.
Разбор проводится, как правило, сразу после окончания учения. Поэтому подготовка к нему начинается заблаговременно, продолжается в ходе учения и заканчивается к моменту окончания учения. Руководитель учения заранее намечает вопросы, которые следует осветить на разборе, а их содержание накапливается из личных наблюдений и из докладов заместителей и посредников.
При разборе изложение материала сопровождается демонстрацией схем, таблиц, расчетов и других документов, на которых отражается обстановка, решения и действия обучаемых.
В докладе руководителя на разборе учения рассматривается:
— тема, учебные цели и учебные вопросы;
— состав участников учения;
— обстановка, в которой действовали обучаемые;
— основные теоретические положения по организации ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, ведению Гражданской обороны;
— знание руководящим составом, командирами формирований своих функциональных обязанностей, учение быстро принимать решения, настойчиво проводить их в жизнь и твердо руководить действиями подчиненных;
— ход учения по этапам, полнота отработки учебных вопросов с приведением положительных и отрицательных примеров действий обучаемых;
— организация управления, взаимодействия и всестороннего обеспечения;
— качество разработанных документов;
— действия личного состава при выполнении практических работ.
В заключение разбора руководитель учения делает общие выводы, в которых определяет степень достижения учебных целей, дает оценку действиям руководящего состава, штаба руководства учением, служб ГО и ЧС, командиров формирований, ставит задачи по внедрению положительного опыта в практику обучения и устранению вскрытых недостатков в процессе плановой учебы.
44. После общего разбора заместителями руководителя учения, посредниками могут проводиться частные разборы со штабом руководства учением, службами ГО и ЧС, эвакокомиссией и формированиями, в ходе которых детально анализируется и оценивается работа каждого обучаемого на основе общей оценки, данной руководителем учения, и личных наблюдений.
45. По результатам учений первый руководитель организации издает приказ, в котором дается оценка учению, отмечаются положительные стороны, характерные недостатки, поощряются отличившиеся формирования и отдельные участники.
46. Отчет о проведении командно-штабного учения представляется в отдел по ЧС района (города) не позднее чем за 10 дней после окончания учения. В нем, как правило, указываются дата, тема, цели, отработанные учебные вопросы, состав участников учения, выполненные в ходе учения практические мероприятия, степень подготовки руководящего состава и командиров формирований, слаженность органов управления и основные недостатки, вскрытые в ходе учения.
начальника гражданской обороны
от «__» _________ 201_ г. N ____
О подготовке и проведении командно-штабного учения в
Приказ должен состоять из констатирующей и распорядительной части.
В констатируемой части необходимо отразить:
— дату (срок) проведения учения;
— цели учения для различных групп участников;
— место проведения учения.
В распорядительной части указывается:
— руководитель учения, его заместители, штаб руководства учением, посредники, службы ГО и ЧС, командиры формирований, личный состав формирований, привлекаемый на учения (указывается на какой период);
— состав участников учения;
— порядок подготовки к учению: уточнение и корректировка плана по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и плана Гражданской обороны организации; разработка календарного плана подготовки, плана проведения командно-штабного учения и схемы организации руководства учением;
— подготовка руководящего состава, штаба руководства учением, посредников, уточнение их функциональных обязанностей, личного состава формирований, привлекаемого на учение;
— проведение (при необходимости) совместной штабной тренировки;
— проверка готовности пунктов управления, средств связи и оповещения;
— организация разработки учебно-методических документов командно-штабного учения;
— материально-техническое и медицинское обеспечение учения;
— подготовка к использованию в ходе средств защиты, имущества и материалов;
— мероприятия по сохранению государственной и служебной тайны;
— мероприятия по обеспечению мер безопасности;
— срок готовности к учению;
— порядок доведения приказа до личного состава, привлекаемого на учение.