целевое обучение в магистратуре для юристов
Целевое обучение
Целевое обучение — это возможность построения профессиональной карьеры по выбранному направлению подготовки или специальности вуза на основе договорных отношений с заказчиком (организацией-работодателем).
Порядок организации и осуществления целевого обучения регулируются постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2020 № 1681.
Квота приёма на целевое обучение в 2021/2022 учебном году будет опубликована до 1 июня 2021 года.
Для поступления в государственную образовательную организацию, расположенную на территории Москвы (далее — образовательная организация), на целевое место в пределах квоты приема на целевое обучение гражданам необходимо:
Шаг 1
Обратиться к заказчику с вопросом о возможности заключения целевого договора. Поиск заказчика осуществляется самостоятельно поступающим на обучение в пределах квоты приема на целевое обучение.
Шаг 2
Заключить с заказчиком договор о целевом обучении, предусматривающий поступление на целевое обучение в пределах квоты приема на целевое обучение
Шаг 3
В установленные сроки приема документов для поступления предоставить в приемную комиссию копию договора о целевом обучении, заверенную заказчиком, или незаверенную копию договора о целевом обучении с предъявлением его оригинала
Шаг 4
Участвовать во вступительных испытаниях в установленные расписанием сроки
Шаг 5
Принять участие в конкурсе на места в рамках квоты на целевое обучение
Для участия в конкурсе на места в рамках квоты приема на целевое обучение, абитуриент должен заключить договор о целевом обучении с:
Обращаем Ваше внимание на то, что заключение договора о целевом обучении не является гарантией зачисления на бюджетное место, а только открывает возможность участия поступающих, заключивших договор о целевом обучении, в конкурсе на выделенные для приёма на целевое обучение бюджетные места. Зачисление на места в пределах квоты приёма на целевое обучение также проводится на конкурсной основе.
Инструкция: Как поступить в магистратуру
Магистратура — это завершающая ступень высшего образования. Магистерские программы готовят молодых специалистов к научно-исследовательской и педагогической деятельности, дают фундаментальное образование в конкретной области. Магистратура рассчитана на абитуриентов с базовым высшим образованием (бакалавров и специалистов). В рамках программ ведется глубокая проработка выбранной темы, специализации. Большинство студентов магистратуры продолжает заниматься по направлению, выбранному ранее, хотя в рамках магистерской программы возможна и смена специальности.
Магистратура дает преимущества самым разным категориям слушателей. С одной стороны, здесь готовят специалистов, планирующих в дальнейшем заниматься научной деятельностью или преподаванием. С другой стороны, диплом магистра значительно облегчает поступление в аспирантуру и сокращает срок обучения в ней. Вместе с тем, практики получают в магистратуре углубленную специализацию и фундаментальные знания в выбранной области. Подавляющее большинство программ рассчитано на 2-2,5 года. Студенты очной формы учатся 2 года, студенты очно-заочной и заочной формы — 2-2,5 года.
Всего российские вузы предлагают абитуриентам магистратуры более 100 направлений обучения. Получить степень магистра можно по тем же направлениям, что и степень бакалавра — экономическим, техническим, гуманитарным, юридическим, психолого-педагогическим, творческим. Для медицинских специальностей магистратура не предусмотрена, так как обучение врачей проходит по программам специалитета.
Поскольку магистратура изначально предполагает более узкий профиль, чем бакалавриат, прием здесь проводится не на расширенные направления (экономика, программирование, менеджмент), а на специализированные программы обучения в рамках этих направлений. Среди абсолютных лидеров по количеству магистерских программ можно назвать НИУ ВШЭ (более 100 программ), МГУ им. Ломоносова (более 80 программ), РУДН (60 программ), РАНХиГС при Президенте РФ (59 программ), МГТУ им. Баумана (50 программ).
Абитуриенты при выборе учебного заведения должны руководствоваться тем правилом, что любое направление лучше изучать в профильном вузе, поскольку именно там можно найти лучшие программы и получить специализацию в конкретной области. Так, например, в Финансовом университете, который предлагает семь магистерских программ по экономике, можно изучать бухгалтерский учет и аудит, анализ рисков, ценные бумаги и финансовый инжиниринг. МГИМО специализируется на международных программах в области юриспруденции, в том числе по международному частному, международному финансовому, международному экономическому праву, а также праву Европейского Союза.
На различных факультетах Московского государственного психолого-педагогического университета представлены все возможные психологические специализации: от психологии развития до консультативной, социальной, клинической и экстремальной психологии. Учиться программированию можно в магистратуре ведущих технических вузов — МГТУ им. Баумана, МИРЭА, МАИ, МИФИ, МЭИ. По наиболее популярному направлению «Менеджмент» вузы предлагают абитуриентам десятки программ обучения. Например, в РАНХиГС набор в этом году проводится на 34 магистерские программы по менеджменту, в МГУ — на 10 программ, в НИУ ВШЭ — на 15, среди которых «Логистика», «Маркетинг», «Бренд-менеджмент», «Управление человеческими ресурсами».
Для зачисления в магистратуру необходим диплом о высшем образовании, подтверждающий квалификацию бакалавра или специалиста. При этом поступить в магистратуру могут как недавние выпускники вузов, так и абитуриенты, которые получили первый диплом уже давно. «Свежие» выпускники чаще всего продолжают обучение по своему направлению, их цель — получить образование более высокого уровня по имеющейся специальности, расширить свои компетенции, получить узкую востребованную специализацию. Абитуриенты магистратуры «с улицы», которые получили диплом о высшем образовании несколько лет назад, нередко хотят освоить новую специальность. Чаще всего они поступают на программы в области экономики, бухгалтерского учета, договорного права, менеджмента, информационных технологий, психологии. Связано это с тем, что знания из этих областей обычно требуются уже практикующим специалистам.
Главное отличие магистратуры от бакалавриата и специалитета — высокая степень самостоятельности студентов: больший объем информации предлагается для внеклассного изучения. Обучение максимально ориентировано на практику. Семинары, мастер-классы, промежуточные тестовые работы строятся на реальном опыте как преподавателей (многие из которых — практикующие специалисты), так и самих студентов. Будущих магистров все время подталкивают к применению теоретических знаний на практике и ко внедрению собственного опыта в учебные проекты. Результат такой политики — отсутствие дистанции между теорией и реальностью. На выходе предусмотрены выпускные экзамены по специальности и защита научной работы. Это серьезный труд, над которым студенты работают практически с первого дня обучения.
Да, можно. Государственные вузы предлагают абитуриентам магистратуры бесплатные места. Среди московских вузов по количеству бюджетных мест лидируют МГУ им. Ломоносова, НИУ ВШЭ и Московский педагогический государственный университет. Эти университеты ежегодно принимают на 1 курс магистратуры более двух тысяч абитуриентов. Также достаточно много бесплатных мест (около тысячи) открыто в технических университетах — МЭИ, МИРЭА, МАИ, МГТУ им. Баумана.
Направление | Где больше всего бюджетных мест |
---|---|
Экономика | Финансовый университет при Правительстве РФ (245); Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (210); МГУ им. М.В. Ломоносова. Экономический факультет (105) |
Юриспруденция | Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (353); МГУ им. М.В. Ломоносова. Юридический факультет (251); Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (248) |
Реклама и связи с общественностью | Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (30); Московский политехнический университет (18); Российский государственный гуманитарный университет (15); |
Информатика и вычислительная техника | Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (207); Московский государственный технологический университет «Станкин» (145); Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) (145) |
Менеджмент | Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (260); Финансовый университет при Правительстве РФ (116); Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (105) |
Для того чтобы поступить в магистратуру, придется сдать вступительные экзамены, вне зависимости от программы, формы обучения и отделения (бюджетное или платное). Наиболее серьезные испытания ожидают абитуриентов ведущих государственных вузов. Так, например, на факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ сдают письменный экзамен по прикладной математике и информатике, а на программе «Мировая экономика» экономического факультета МГУ — экзамены по мировой экономике и иностранному языку. Чтобы стать студентом программы «Бизнес-информатика» в НИУ ВШЭ, необходимо сдать теоретические основы информационных технологий и квалификационный экзамен по английскому языку (тестирование и аудирование). Поступающие в негосударственные вузы (например, Российский новый университет, Московский финансово-юридический университет) сдают междисциплинарный экзамен по профилю подготовки. Во всех ведущих вузах работают подготовительные курсы, где абитуриенты магистратуры могут ознакомиться с требованиями приемной комиссии и расширить свои знания по профильным дисциплинам.
В магистратуре можно учиться по очной, очно-заочной, заочной и дистанционной форме обучения. Стоит отметить, что учебные заведения идут навстречу студентам, многие из которых работают, так что в большинстве случаев занятия даже на очном отделении проходят в вечернее время. Очно-заочная форма предусматривает обучение по вечерам в будни или в выходные дни, а студенты заочной и дистанционной форм должны появляться в вузе только во время сессии.
Кроме того, получить диплом магистра заочно, не отрываясь от основной деятельности, вполне реально даже бесплатно. Бюджетные места открыты в Финансовом университете, Российском государственном гуманитарном университете, Московском педагогическом государственном университете, МГЮА им. Кутафина, технических университетах. Конечно, заочное отделение в магистратуре есть далеко не во всех вузах. Например, такая форма обучения не практикуется в НИУ ВШЭ, МГУ им. М.В. Ломоносова, МГИМО. В основном учиться заочно и бесплатно можно по финансово-экономическим, социальным, педагогическим и юридическим специальностям, а также по некоторым технологическим направлениям в технических вузах.
Магистратура — это второй, завершающий этап высшего образования, рассчитанный на абитуриентов с базовым дипломом бакалавра или специалиста, которые хотят получить углубленную специализацию. Второе высшее образование не является более высокой образовательной ступенью по отношению к первому — оно дает не повышение квалификации, а новую специальность. Получить второе высшее образование можно только платно, тогда как в магистратуре предусмотрены бюджетные места.
Стоимость обучения напрямую зависит от престижа учебного заведения и, соответственно, статуса диплома. На некоторых факультетах НИУ ВШЭ она достигает 460 тыс. рублей в год, в МГУ — 465 тыс. рублей, в МГИМО — 516 тыс. рублей, в Финансовом университете — 450 тыс. рублей. Несколько дешевле стоит обучение в магистратуре технических вузов. В МГТУ им. Баумана можно учиться за 235 тыс. рублей в год, в МГТУ «Станкин», МАДИ и Московском Политехе — за 220 тыс. рублей в год.
Самые недорогие программы на очном отделении можно найти в коммерческих вузах. Так, например, ведущие негосударственные вузы — МНЭПУ, Российский новый университет — предлагают получить диплом магистра за 100-160 тыс. рублей в год. Гораздо дешевле учиться на заочном отделении. Средняя стоимость обучения по заочной форме в московских вузах — 70-100 тыс. рублей в год.
Информацию о всех магистерских программах, включая название специальностей, условия приема, стоимость и продолжительность обучения вы найдете в каталоге учебных заведений «Учёбы.ру».
Как работает целевое обучение?
Я поступила в университет по целевому договору. Отучилась две сессии. Какую сумму я должна вернуть организации?
Дарья, ответ на ваш вопрос зависит от того, когда был заключен договор о целевом обучении и поступали ли вы по квоте целевого приема.
Разберу оба варианта, но сначала вкратце объясню, как вообще работает целевое обучение и в каких случаях придется вернуть деньги.
Что такое целевое обучение
Целевое обучение дает возможность еще до поступления в вуз или уже в процессе учебы заключить договор с работодателем. Работодатель гарантирует студенту трудоустройство, платит стипендию или поощряет его как-то иначе, например оплачивает расходы на транспорт или общежитие. А студент осваивает ту образовательную программу, которая указана в договоре между ним и организацией, и обязуется минимум три года работать на этого работодателя.
Например, выпускник одиннадцатого класса решает стать врачом. Он обращается в больницу, где хочет работать, и просит рассмотреть его кандидатуру в штат. Естественно, у него еще нет профильного образования. Выпускник заключает договор с больницей, где будет указано, что он выучится на врача, а лечебное учреждение после выпуска трудоустроит его к себе минимум на три года.
Целевое обучение может предполагать или не предполагать поступление по специальной квоте. Квота целевого приема — это доля от всех бюджетных мест, по которой есть целевой набор на ту или иную специальность. Долю и субъекты РФ для трудоустройства ежегодно утверждают правительство и регионы.
Для заказчиков целевое обучение — возможность заполучить кадры на несколько лет вперед, а для абитуриентов — поддержка и поступление на бюджет с небольшими баллами: по квоте на целевое обучение предусмотрен отдельный конкурс. Подробнее об этом я расскажу ниже.
Заказчик самостоятельно отбирает кандидатов для целевого обучения. В той же сфере медицины приоритет могут отдать кандидату из врачебной династии. Так заказчик будет знать, что абитуриент уже знаком с работой и нагрузками на примере родителей.
Целевое обучение в России регламентируют три нормативных правовых акта:
Отдельные заказчики могут установить свой порядок заключения договоров о целевом обучении. Например:
Как победить выгорание
Договор о целевом обучении
Договор о целевом обучении предполагает две обязательные стороны: гражданина и заказчика. Также в договоре по решению заказчика могут быть прописаны работодатель и образовательная организация.
Вот как это работает на примере из медицинской сферы:
В случае приема по квоте заказчиком могут быть только государственные органы, госкорпорации или организации, у которых в уставном капитале есть доля государства, например «Росатом» или Сбербанк. Конкурс при приеме на места целевой квоты проводится отдельно. В этом случае за обучение платит государство. Заключение договоров по квоте распространено в медицинских вузах: доля от общего числа бюджетных мест в этой сфере — 70%, а порой и 100%.
Абитуриент или студент могут заключить договор о целевом обучении и с частной компанией или с ИП. Но в таком случае речь о квоте не идет, поступать придется по общему конкурсу. Заказчик обязуется поддерживать ученика, а вуз может и не знать, что у поступающего или студента есть с кем-то договор.
Надо ли возвращать деньги за учебу
Какой бы ни была причина ухода с целевого обучения — возможно, захотелось сменить сферу, — ответ на ваш вопрос зависит от двух вводных:
Похоже, учиться вы начали позже 2019 года, поэтому первую вводную пока исключим. Со второй возможны две ситуации.
Договор предполагал поступление в вуз по квоте целевого приема. Такой договор нельзя расторгнуть по соглашению сторон: гражданин несет ответственность за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении, если он отчислен из университета или расторг трудовой договор менее чем через три года по собственному желанию.
Студент обязан возместить и меры поддержки, указанные в договоре, и расходы государства на его учебу:
Договор не предполагал поступление в вуз по квоте целевого приема. В этом случае договор можно расторгнуть по соглашению сторон. Гражданин и заказчик должны сделать это письменно.
Из вопроса не совсем ясно, что стоит 36 000 Р : семестр обучения, или это стипендия за полгода, или что-то еще. Но если вы поступили не на целевые места, а по общему конкурсу, то и возмещать государству расходы на обучение не нужно. А компенсацию мер поддержки, если заказчик требует их возместить, урегулируйте с ним в частном порядке.
Договор был заключен до 30 марта 2019 года. На тот момент действовало постановление о порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении. Вопрос о расторжении договора по инициативе гражданина этот документ не регулировал, поэтому нужно смотреть на содержание конкретного договора о целевом обучении. В договоре может быть пункт о возмещении затрат на обучение при расторжении договора и сумма, которую надо вернуть.
Что в итоге
Если вы поступили в вуз после марта 2019 года на целевое место, то вы должны компенсировать заказчику те меры поддержки, что он вам оказывал. А образовательная организация выставит вам штраф за досрочное расторжение договора без уважительной причины. Стоимость обучения по договорам об оказании платных образовательных услуг тут значения не имеет.
Любой человек, который планирует заключить договор о целевом обучении с поступлением по квоте, должен быть готов к ответственности: такой договор нельзя расторгнуть по соглашению сторон. Если гражданин отказывается работать или учиться, то будет обязан и заказчику, и вузу.
Но для тех, кто точно уверен, что хочет работать по специальности и именно на этом месте, это хорошая возможность поступить в вуз в обход общего конкурса.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Объявление о проведении конкурсного отбора для направления граждан Российской Федерации в образовательные организации для участия в конкурсе на целевые места, проводимом в рамках квоты целевого приема, установленной на 2020/2021 учебный год для получения второй ступени высшего образования (магистратура)
ФАС России объявляет о проведении в 2020 году конкурсного отбора на право заключения договора о целевом обучении между ФАС России и гражданином Российской Федерации для получения второй ступени высшего образования (магистратура) с обязательством последующего прохождения государственной гражданской службы в ФАС России после окончания обучения в течение трех лет (далее – конкурсный отбор).
Граждане Российской Федерации, заключившие договор о целевом обучении, после успешного освоения ими образовательной программы магистратуры обязуются проходить федеральную государственную гражданскую службу в ФАС России в должностях государственной гражданской службы категории «специалисты», относящиеся к ведущей и старшей группам должностей государственной гражданской службы, категории «обеспечивающие специалисты», относящиеся к ведущей, старшей, младшей группам должностей государственной гражданской службы, по срочному служебному контракту, заключенному в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Участвовать в конкурсном отборе на право заключения договора о целевом обучении вправе граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование по программам бакалавриата или, имеющие высшее образование, подтверждаемое присвоением им квалификации «дипломированный специалист» (поступившие на обучение до 2008 года включительно), или, завершающие высшее образование по программам бакалавриата до 20 июня 2020 года.
Прием на обучение по программам магистратуры проводится образовательной организацией на основании вступительных экзаменов, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1] .
Гражданин Российской Федерации не допускается к участию в конкурсном отборе в случаях:
— несвоевременного представления документов, необходимых для участия в конкурсном отборе (с нарушением установленного срока окончания приема документов);
— представления документов, необходимых для участия в конкурсном отборе, не в полном объеме.
Расходы, связанные с участием в конкурсном отборе (проезд к месту проведения конкурсного отбора и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами средств связи и другие), осуществляются гражданами за счет собственных средств.
Граждане Российской Федерации в срок с 29 апреля по 25 мая 2020 года направляют в конкурсную комиссию по проведению конкурсного отбора через Управление государственной службы ФАС России следующие документы:
3. Рекомендации с места работы (если имеется);
4. Индивидуальную работу (эссе), объемом не более 7 страниц, подготовленную на тему (на выбор):
«Антимонопольное регулирование в сфере интеллектуальных прав.»;
«Большие данные как инструмент для получения конкурентных преимуществ. Допустимые и недопустимые практики.»;
«Контроль и надзор соблюдения антимонопольного законодательства. Оперативные решения в условиях пандемии.»;
«Инвестиционная привлекательность Российской Федерации как фактор развития конкуренции.»;
«Малое и среднее предпринимательство – основа устойчивого развития экономики и социальной стабильности.».
5. Согласие на обработку персональных данных.
Процедура проведения конкурсного отбора.
При проведении конкурсного отбора конкурсная комиссия оценивает претендентов на основании представленных ими документов, а также на основе индивидуального собеседования.
Конкурсный отбор проводится в два этапа.
На первом этапе граждане, изъявившие желание участвовать в конкурсном отборе, направляют в ФАС России необходимые документы
с 29 апреля по 25 мая 2020 года.
На втором этапе конкурсного отбора (не позднее 22 июня 2020 года) конкурсная комиссия осуществляет оценку теоретических знаний и личностных качеств претендентов и принимает решения о заключении договоров о целевом обучении.
Оценка теоретических знаний и личностных качеств претендентов осуществляется посредством таких конкурсных процедур, как: оценка индивидуальной работы (эссе) и индивидуальное собеседование с претендентом (возможно посредством видеоконференцсвязи).
Решение о заключении договора о целевом обучении принимается конкурсной комиссией персонально по каждому претенденту на основании представленных индивидуальных работ (эссе) и результатов индивидуального собеседования с претендентом, с учетом мнения членов конкурсной комиссии, открытым голосованием простым большинством голосов об отказе или заключении договора о целевом обучении.
При равенстве голосов решающий голос имеет председатель конкурсной комиссии.
Конкурсная комиссия фиксирует свои решения в протоколе.
Заседания конкурсной комиссии проводятся ежегодно. Дата заседания назначается председателем конкурсной комиссии.
Конкурсная комиссия правомочна при участии в ее заседании не менее двух третей членов конкурсной комиссии.
Результаты конкурсного отбора размещаются на официальном сайте ФАС России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение 2 рабочих дней после даты проведения второго этапа конкурсного отбора.
Размещение указанной информации является надлежащим уведомлением граждан, участвовавших в конкурсном отборе, о его результатах.
Договор о целевом обучении заключается в простой письменной форме в 2 экземплярах (по одному экземпляру для каждой из сторон) не позднее 01 июля 2020 года.
Договор о целевом обучении дает право на участие в конкурсе на целевые места, проводимом в пределах квоты целевого приема, установленного на 2020/2021 учебный год образовательной организацией.
ФАС России в письменной форме информирует образовательную организацию, заключившую договор о целевом приеме, о количестве граждан, с которыми заключены договоры о целевом обучении.
Формы для заполнения претендентом:
[1] Часть 1 статьи 70 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
[3] Договор о целевом обучении заключается только после предоставления претендентом оригинала пакета документов (с подписями), подаваемых для участия в конкурсном отборе, включая копию документа (с представлением оригинала), удостоверяющего личность. В случае непредоставления претендентами оригиналов указанных документов (с подписями), претендент автоматически исключается из списка прошедших конкурсный отбор.
[4] Согласно п. 8 ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности, срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом.