учение о первичных и вторичных качествах дж локка

Концепция Локка о «первичных» и «вторичных» качествах

учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Смотреть фото учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Смотреть картинку учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Картинка про учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Фото учение о первичных и вторичных качествах дж локка учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Смотреть фото учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Смотреть картинку учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Картинка про учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Фото учение о первичных и вторичных качествах дж локка учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Смотреть фото учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Смотреть картинку учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Картинка про учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Фото учение о первичных и вторичных качествах дж локка учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Смотреть фото учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Смотреть картинку учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Картинка про учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Фото учение о первичных и вторичных качествах дж локка

учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Смотреть фото учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Смотреть картинку учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Картинка про учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Фото учение о первичных и вторичных качествах дж локка

учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Смотреть фото учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Смотреть картинку учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Картинка про учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Фото учение о первичных и вторичных качествах дж локка

Английский мыслитель Джон Локкисследовал широкий круг философских вопросов. Он пытался обосно­вывать происхождение знаний из чувств и разработал сен­суалистическую теорию познания. Главное произведение Локка — «Опыт о человеческом разуме» начинается с критики учения о врожденных идеях Декарта. Локк отмечает, что идеи не наследуются, в разуме нет никаких прирожденных идей, единственным источником знаний является только опыт.

Все идеи и понятия человека возникают в процессе воздействия вещей, существующих вне нас и независимо от нас, на наши органы чувств. Окружающий мир предметов и вещей определяет содержание ощущений человека. В этой связи Локк отмечает: в разуме нет ничего, чего раньше не было бы в наших чувствах. Он исследует формы познания и рассматривает вопрос об источ­никах образования идей, понятий. Выдвигая в качестве единст­венного источника всех идей опыт, Локк подразделяет его на внешний и внутренний.

Эти два вида опыта, по мнению Локка, объясняют происхож­дение всех наших идей. Идеи внешнего опыта возникают посред­ством слуха, зрения, осязания и других чувств. Но человек имеет идеи не только о предметах внешнего мира, но и «о своей собственной деятельности внутри себя», о своем психическом со­стоянии, о своей душе. Эту деятельность Локк называет размыш­лением, рефлексией. Объектом внешнего опыта является внеш­ний мир, объектом внутреннего — деятельность самой души. Первый есть основа чувственного познания, он предстает в форме ощущения, второй — в форме рефлексии. Внешний опыт, идеи ощущения дают знания об объективном мире; внутренний опыт, идеи рефлексии раскрывают внутреннее состояние и дея­тельность нашей души.

Внешний опыт, ощущения дают нам представления, по мне­нию Локка, о таких качествах, которые принадлежат самим предметам, находятся в них такими, какие они есть в наших ощущениях. Данные качества Локк определяет как объективные, первичные качества, они неотделимы от предметов и посто­янно сохраняются в них. Таковыми качествами являются протя­женность, движение (или покой), плотность, фигура, число. Вторичные качества субъективны, они не принадлежат самим предметам материального мира. В последних существует лишь способность вызывать в нас эти ощущения. Это такие ка­чества, как звук, вкус, цвет, запах, которые, по мнению Локка, не принадлежат предметам внешнего мира. Философ утвержда­ет, что если глаза не видят света или цвета, уши не слышат звуков, нос не обоняет, то все цвета, звуки, запахи, как само­стоятельные идеи, исчезают. Другими словами, по мнению Локка, данные качества субъективны, вторичны, они зависят от деятельности наших чувств. Вторичные качества Локк уподоб­ляет условному знаку. Подобное понимание означало уступку агностицизму, вело к сомнению в возможности познания свойств различных вещей. Деление опыта как источника знаний на внеш­ний и внутренний, качеств на первичные и вторичные, на объ­ективные и субъективные свидетельствовало об отступлении Локка от материалистической теории познания. В последующем этим отступлением воспользовались субъективные идеалисты, прежде всего Беркли и Юм. Таким образом, двойственный ха­рактер философии Локка явился своеобразным источником как для материалистических, так и для идеалистических школ.

Значительное место в теории познания Локка занимает уче­ние о языке. Слова, по Локку, есть чувственные знаки и ос­новная их часть — не единичные обозначения, а общие термины. Философ ставит вопрос: если все вещи в своем существовании единичны, то каким образом мы приходим к общим сущностям, которые обозначаем общими терминами? Как возникают общие идеи? И Локк рассуждает следующим образом: общие идеи со­здаются путем нахождения признаков в составе многих предме­тов, которые объединяют их, а все остальные признаки опуска­ются. Так создаются абстрактные, отвлеченные идеи: материя, протяженность, растение, животное и т.д. Все эти общие идеи есть результат деятельности разума, но в основе их лежит сход­ство самих предметов.

Источник

9. Учение о «первичных» и «вторичных» качествах Дж. Локка. Субъективный идеализм Дж. Беркли и философский скептицизм д. Юма.

Беркли отбрасывает материалистический исходный пункт учения Локка и объявляет ощущения («идеи») единственной воспринимаемой человеком реальностью. Материалистическому сенсуализму Локка Беркли противопоставляет идеалистический сенсуализм. По Беркли, предпосылка понятия о материи, как и понятия о пространстве, состоит в допущении, что, отвлекаясь от частных свойств вещей, воспринимаемых посредством различных ощущений, мы можем образовать отвлеченную идею об общем для них вещественном субстрате. Но это-де невозможно. У нас нет и не может быть чувственного восприятия материи, как таковой. Мы воспринимаем лишь отдельные вещи, и» каждое из этих восприятий представляет собой сумму отдельных ощущений, или, по терминологии Беркли, «идей». Таковы идеи цветов,, запахов, звуков, температурных, осязательных ощущений и т. д Мы видим отдельные цвета, а не окрашенную материю, слышим отдельные звуки, а не звучащую материю и т. д. Не может быть, по мнению Беркли, и общей отвлеченной идеи материи, подобно тому как не может быть отвлеченной идеи протяжения, пространства и т. д. Слово становится общим не потому, что оно есть знак отвлеченной общей идеи, а потому, что оно способно быть знаком многих частных идей, каждую из которых оно может вызвать в уме. Ум человека может образовать, общую идею вещи, но не общую отвлеченную идею. Отвлеченная идея материи, уверяет Беркли, не может прибавить к свойствам вещей ни одного свойства сверх тех, которые открывает в них чувственное восприятие. Беркли выступает также против учения о первичных и вторичных качествах материи. Учение это — субъективный идеализм. Отвергнув бытие материи, оно признает существование только человеческого сознания, в котором Беркли различает «идеи» и «души». Идеи — это качества, данные в нашем субъективном восприятии. Души — воспринимающие, деятельные нематериальные субъекты духовной деятельности. По мнению Беркли, идеи совершенно пассивны. Напротив, души в отличие от идей активны Беркли своим признанием сверхприродной духовной силы — бога — делает шаг к объективному идеализму.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

6.4.1.2. Учение о первичных и вторичных качествах

Прежде всего, Локк определяет всякое качество, которое человек приписывает чувственной вещи, как способность вещи вызывать в нас определенное действие, т. е. возбуждать в нашем уме определенное представление. В содержании восприятий Локк устанавливает разницу между такими ощущениями, которые суть отражения действительности, и такими, которые не являются этими отражениями. Он проводит между ними различие, именуя их первичными и вторичными качествами.

Первичные качества — это те качества, с устранением которых устраняются и сами вещи, а вторичные — те, которые принадлежат им случайно и в известных отношениях. Сам Локк дает такое их определение: «Идеи первичных качеств суть [продукт] сходства, вторичныхнет. Отсюда мне кажется, легко заметить, что идеи первичных качеств тел сходны с ними, и их прообразы действительно существуют в самих телах, но идеи, вызываемые в нас вторичными качествами, вовсе не имеют сходства с телами. В самих телах нет ничего сходного с этими нашими идеями»[697]. К идеям первичных качеств Локк, вслед за философской традицией, относил механико-геометрические свойства тел (протяженность, величина, длительность, плотность и т. п.), без которых последние существовать не могут, т. е. являются объективными (сущностными).

Что касается идеи вторичных качеств (чувственные качества цвета, запах, вкус, звука), то о них нельзя сказать с уверенностью, что они объективно отражают качества внешних тел, они отделимы от тел и во многом зависят от субъекта восприятия и условий восприятия внешнего мира. Сказать точно, что они собой представляют Локк затруднялся. Если вся предшествующая традиция (Галилей, Спиноза и Гоббс) считала идеи вторичных качеств чисто субъективными, то Локк занял здесь неопределенную позицию, выдвинув три возможных варианта соотношения первичных и вторичных качеств: 1) идеи вторичных качеств суть точное подобие первичных качеств; 2) вторичные качества чисто субъективны; 3) структура первичных качеств такова, что она способна вызывать в сознании человека идеи вторичных качеств, т. е. последние являются одновременно и субъективными, и объективными, т. е. вторичные качества являются не чисто субъективными, а чувственным преломлением объективных. Именно за эту неясную трактовку Локком идеи вторичных качеств и «уцепился» Дж. Беркли, придав новый импульс и поворот в развитии эмпирической традиции.

Итак, реальные трудности, с которыми столкнулся Локк при определении статуса идей вторичных качеств, создали плодотворную почву, надежную опору для субъективистской интерпретации Беркли локковского учения о первичных и вторичных качествах, а именно: качества — это ощущения, или идеи, существующие только в воспринимающем их уме. Если, согласно Локку, факты внутреннего чувства в первоначальной форме всегда являются лишь переработкой фактов внешнего чувства, то тем самым снимается качественная разница между этими родами опыта: если один из них способен превращаться в другой, то они могут быть лишь различными формами одной и той же деятельности. И чем усерднее при этом разрушались установленные Локком границы между внешним и внутренним чувствами, тем очевиднее чувственные ощущения казались единственной основой всех представлений. Именно в этом направлении и пытался развить учение Локка Джордж Беркли.

Источник

О ПЕРВИЧНЫХ И ВТОРИЧНЫХ КАЧЕСТВАХ В ЧУВСТВЕННОМ ОТРАЖЕНИИ.

Что в чувственной картине мира принадлежит объективной действительности, а что в нее вносится субъектом? Именно попытка расчленить эти два составляющих феномена в чувственном отражении, для того чтобы представить, какова объективная действительность сама по себе, исторически выразилось в концепции о первичных и вторичных качествах.

Предистория феномена – Демокрит, который утверждал два первоначала: атомы и пустоту. Атомы – неделимые частицы материи неизменны и вечны, находятся в постоянном движении и отличаются друг от друга формой, положением и порядком. Такие же свойства, как звук, цвет, вкус и т.д. атомам не присущи, они существуют во мнении субъекта, а «не по природе самих вещей». При этом он подчеркивал, что чувственная качественность возникает не во мнении (психике) одного индивида, а в общем мнении. Демокрит считал, что эта качественность (модальность) является общечеловеческой, а не индивидуально-субъективной.

Галилей о качествах. Тела всегда имеют величину, форму, объем, движение. Телам приписывались только эти свойства в условиях отсутствия свойств физических и физико-химических. Галилей, однако, не ввел в природу лишние сущности – «объективные» цвета, запахи, вкусы, звуки и пр. как это делалось в рамках наивного реализма.

Декарт также развивал и обосновывал учение о первичных и вторичных качествах. К первичным свойствам он относил величину, фигуру, делимость, механическое движение, так как этими свойствами обладают все тела. Что касается цвета, запаха, вкуса, звука, то Декарт их относит к субъекту.

И. Ньютон понимал вторичные качества как субъективные по содержанию, но объективные по внешней причине. Он для того времени сформулировал положение о том, что модальности цвета есть не что иное, как знаки воздействия на органы чувств лучей определенного вида, не обладающих никакими объективными цветами.

Дж. Локк придал учению о первичных и вторичных качествах определенную гносеологическую направленность. К первичным свойствам он относил плотность, фигуру, форму, протяженность, покой, существующие объективно, т.е. существующих вне и независимо от сознания. Они присущи вещам и тогда, когда не воспринимаются индивидом. Величина, форма, подвижность предметов при воздействии последних на органы чувств вызывают идеи, которые Локк считал образами указанных свойств. Вторичными Локк называл качества, которые кажутся принадлежащими самим вещам, но в действительности они им не принадлежат. В самих вещах считал Локк, имеется только способность производить эти ощущения. Однако при всем различии между первичными и вторичными качествами в них, по мнению Локка, есть и нечто общее: «идеи» тех и других возникают через «толчок», т.е. через внешнее воздействие. Другими словами, вторичные качества объективны по вызывающей их внешней причине и субъективны по содержанию.

Согласно Локку, ощущения величины, фигуры, протяженности, подвижности – это образы вещей, а качества ощущений не более как условные знаки. Однако истинные причины возникновения вторичных качеств Локком раскрыты не были.

Учение о первичных и вторичных качествах и догадки о знаковости формы чувственного отражения стимулировали к выяснению истинных материальных причин различных видов ощущений.

Несмотря на свою многовековую историю, проблема первичности и вторичности качеств и в наше время остается предметом дискуссий.

Так сегодня по поводу этой проблемы существует три точки зрения:

Первая точка зрения.

Никаких вторичных, т.е. субъективных по существованию и по содержанию, хотя и объективных по причине, свойств не существует. В частности, ощущения цвета представляют собой самостоятельные, субъективные лишь по существованию, т.е. идеальные, психические образы «объективных цветов» материальных предметов. Цвет объективен не только по причине, но и по содержанию.

Вторая точка зрения.

Вторичных свойств не существует в следующем смысле. Они проявляют себя лишь в процессе ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ предметов с субъектами. В частности, цвета являются специфическим результатом взаимодействия между зрительным анализатором человека и электромагнитными волнами. Предметы, взятые как таковые, вне их связи с познающими субъектами, цвета не имеют.

Третья точка зрения.

Вторичные свойства существуют в особом смысле слова. Они субъективны по характеру своего существования и по своему содержанию, но объективны по своей внешней причине. Например, тона цветов представляют собой именно такие вторичные свойства. Объективно же цвета как таковые не существуют ни в веществах, ни в фотонах, ни в месте взаимодействия квантов электромагнитных излучений с рецепторами глаза.

Считается, что в первой точке зрения не учтены данные естествознания, в частности закон специфических свойств анализаторов, и по существу отрицается наличие субъективных моментов в чувственном познании. Как правило, сторонники первой точки зрения отождествляют вторичные качества, т.е. цвет, запах, вкус и пр. с объективными причинами возникновения последних (свет – с электромагнитными волнами, звук – с механическими колебаниями). В результате этого они отвергают субъективность перечисленных чувственных модальностей.

Вторая точка зрения является компромиссной между фактами естествознания и первой точкой зрения.

Третья точка зрения наиболее продуктивна для разрешения проблемы первичных и вторичных качеств. Эта точка зрения к первичным качествам относят все свойства, которые объективны по своему существованию, т.е существуют вне и независимо от психики субъекта. Первичны как субстратные (атрибутивные, инвариантные), так и функциональные свойства. А это значит, что одинаково первичны и качества, присущие вещи как таковой, и свойства, возникающие во ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ее с другими вещами и характеризующие вещь «для» других вещей. Если, например, «другая вещь» является субъект познания, то первичные свойства могут раскрываться, если они субстратные (структурные), или возникать, если они функциональные.

учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Смотреть фото учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Смотреть картинку учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Картинка про учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Фото учение о первичных и вторичных качествах дж локка

Под вторичными свойствами в этом случае понимаются все свойства субъективными и по виду своего существования (по форме), и по содержанию. Эти же свойства возникают только при условии ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ с анализаторами субъекта и существуют как акты его психики. При этом вследствие неосознаваемого проецирования всего содержания ВОСПРИЯТИЙ на воспринимаемые предметы переживаются субъектом как будто бы присущие в своей модальности внешним предметам. Вторичные свойства, естественно, обусловлены первичными качествами внешних предметов, и поэтому они, не смотря на свою субъективность по содержанию, остаются объективными по причине.

Именно это обстоятельство о позволяет вести речь о ЧУВСТВЕННОМ ОТРАЖЕНИИ как Образном (внутренним) по содержанию и Знаковом (категориальном) по форме, о которых мы и будим дальше вести речь уже в деятельностном контексте (взаимодействии «всего со всем»).

Источник

Проблема первичных и вторичных качеств в философии Дж.Локка

учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Смотреть фото учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Смотреть картинку учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Картинка про учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Фото учение о первичных и вторичных качествах дж локка учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Смотреть фото учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Смотреть картинку учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Картинка про учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Фото учение о первичных и вторичных качествах дж локка учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Смотреть фото учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Смотреть картинку учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Картинка про учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Фото учение о первичных и вторичных качествах дж локка учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Смотреть фото учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Смотреть картинку учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Картинка про учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Фото учение о первичных и вторичных качествах дж локка

учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Смотреть фото учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Смотреть картинку учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Картинка про учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Фото учение о первичных и вторичных качествах дж локка

учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Смотреть фото учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Смотреть картинку учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Картинка про учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Фото учение о первичных и вторичных качествах дж локка

Английский эмпирик Дж. Локк вел борьбу с понятием декартовской философии теории врожденных идей. Он доказывал, что ни одна идея не врождена человеку. Например, в то время считалась, что людям врождена идея Бога, которая необходимым образом появляется на некотором этапе развития личности. Врожденными считались и некоторые математические идеи, а также нравственные качества. Локк детально показывает, что на самом деле это далеко не так. Врожденные идеи должны были бы разделяться всеми людьми. Например, такое нравственное правило, как «беречь своих детей», казалось бы, должно быть универсальным для всех родителей. Но Локк приводит пример из жизни индейцев Перу, где вожди, живя с рабынями, заставляли их рожать детей для того, чтобы употреблять их в пищу. Так, Локк показывает, что нравственной универсальности нет. Разбирая все возможные случаи, Локк доказывает, что ни одна религиозная, нравственная или математическая идея не может быть врожденной. Все эти идеи являются результатом какого-то очень долгого развития человека.

Создавая сенсуалистическую теорию разума, Локк начинает с прямо противоположного Декарту допущения: наша душа должна быть уподоблена чистой доске, письмена на которой способен оставить лишь опыт. Опыт и должен стать главным предметом философского исследования.

Наша душа отчетливо различает два вида опыта: опыт внутренний и внешний. Что касается достоверности знания, то несомненное преимущество должно быть отдано опыту внутреннему, так как здесь мы имеем дело с непосредственно данным его содержанием. Как бы ни понимать разум, в нем не содержится ничего другого, что не содержалось бы в чувстве.

Ощущение = Идеи, по Локку, есть все то, что воспринимается душою в себе самой или является непосредственным объектом восприятия, мышления или интеллекта. Ум способен лишь к комбинированию идей, но независимо от его силы неспособен ни уничтожить, ни изобрести новые («простые») идеи. В этом сказывается основополагающий смысл опыта как источника идей.

Отправным пунктом является положение материалистического сенсуализма о том, что источником знания о материальных предметах, и в том числе об их качествах, служат ощущения.

Центральная проблема теории первичных и вторичных качеств, с самых различных сторон, рассматриваемая в «Опыте«,- теоретико-познавательная проблема способов воспроизведения этих качеств субъектом. Локк признает два познавательных механизма ощущений:

1. такой, который дает образы качеств действительности,

учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Смотреть фото учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Смотреть картинку учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Картинка про учение о первичных и вторичных качествах дж локка. Фото учение о первичных и вторичных качествах дж локка

2. такой, который, как он считает, дает необразную, знаковую информацию о качествах (ощущения вторичных качеств как бы обозначают свойства тел);

Объяснение причин возникновения цветовых ощущений предполагает, по Локку, учет трех взаимодействующих факторов: предмета ощущения (порфир), потока световых лучей, отражаемых порфиром, и органа зрения, воспринимающего отраженные лучи.

Локк применяет для характеристики познавательных особенностей ощущений целый набор понятий:

Ø знаки как обозначения объективных свойств и качеств;

Ø следствие взаимодействия явлений внешнего мира и органов чувств;

Ø соответствие ощущений или совокупности ощущений отдельным свойствам и предметам, явлениям внешнего мира.

Характерно, что знаковая трактовка идей вводится у него не специально при обсуждении проблемы первичных и вторичных качеств, а применительно ко всем идеям, как чувственным, так и рациональным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *