учение о творчестве блока
Творчество А. А. Блока
Вы будете перенаправлены на Автор24
Великий поэт, голос эпохи рубежа XIX и XX веков, тончайший лирик, классик русской литературы – именно таким в истории остался Александр Александрович Блок. Его произведениями мы зачитываемся даже сейчас, практически сто лет спустя. Пожалуй, самое широко известное его произведение – это стихотворение «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека». Но что же представляет из себя творчество Блока на самом деле?
А. А. Блок написал огромное количество стихотворений и несколько пьес. Важно знать, что на всем протяжении своего творчества он писал стихи циклами. Циклы он объединил в сборники, а сборники – в книги, названные им самим «трилогией вочеловеченья» и рассказывающие историю лирического героя Блока, переживающего ужасы жизни в России начала XX века. В центре каждой книги есть свой доминирующий образ. В первой – это образы Прекрасной Дамы и вечной женственности, во второй – образы города, метели и музыки, а в третьей – образ России.
Блок – один из крупнейших представителей русского символизма.
Ранний период творчества Блока
Писать стихи А. А. Блок начал рано. Будучи ещё ребёнком, он «издавал» рукописные журналы, в которых пробовал себя в разных литературных жанрах. Всерьёз стихосложением Блок занялся в семнадцать лет, после окончания Петербургской Введенской гимназии.
Начинал творить поэт в духе символизма. По своей сути лирика Блока близка к музыке, что не удивительно, ведь огромное влияние на её формирование оказал жанр романса.
Начало творческого пути Блока стало периодом накопления опыта и поэтического самоопределения поэта, периодом смутных надежд и юношеских мечтаний. Поэт блуждал в поисках Идеала, который впоследствии нашёл в Любови Дмитриевне Менделеевой, дочери известного химика и своей будущей жене.
Л. Д. Менделеева, впоследствии Л. Д. Блок, стала для поэта земным воплощением Вечной Женственности.
Готовые работы на аналогичную тему
Образы Прекрасной Дамы и Вечной Женственности постоянно встречались в раннем творчестве Блока. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме», состоящий из 129 стихотворений, собрал в себе произведения Блока, написанные до 1904 года. Сразу же после публикации этого цикла Блок занял едва ли не центральное место в рядах поэтов-символистов.
Среди деревьев вековых
Люблю неверные красы
Твоих очей и слов твоих…
Революция 1905 года
Огромное влияние на жизнь России и на творчество Блока повлияла развернувшаяся в 1905 – 1907 годах первая русская революция. Отзываясь на жестокость революции, Блок сменил тематику своих стихотворений, начав больше писать о социальных тенденциях (цикл «Город») и религии (цикл «Снежная маска»).
Отношение Блока революции было двойственным, что отразилось в его стихотворениях. С одной стороны, поэт приветствовал могучую силу, способную изменить мир, а с другой – опасался её разрушительности.
Шли на приступ. Прямо в грудь
Штык наточенный направлен.
Кто-то крикнул: «Будь прославлен!»
Кто-то шепчет: «Не забудь!»
Рядом пал, всплеснув руками,
И над ним сомкнулась рать.
Кто-то бьется под ногами,
Кто — не время вспоминать…
Обратившись к образам фабрик и рабочих, а не к образу идеальной женщины, Блок сильно изменил направление своего творчества, отойдя от воспевания мистических «иных миров» и приблизившись к реальной жизни. Ещё одним новшеством в его творчестве стало обращение Блока к драматургии. В 1906 – 1907 годах Блок написал три лирические драмы.
По силе воздействия на читателя в то время Блок был одним из самых значительных поэтов.
Поражение первой русской революции и возникшие в личной жизни проблемы (разлад в семье, конфликт с Андреем Белым) сильно сказалось на мировоззрении Блока. Поменяв взгляды, Блок вынужден был расстаться с бывшими единомышленниками. В постреволюционные годы Блок активно включается в литературную борьбу и публикует множество литературоведческих, критических и публицистических работ.
Революция 1917 года
Не оправдавшая надежды первая революция обратила внимание Блока не взаимоотношения простого народа и интеллигенции в России. Теперь центральное место в творчестве поэта занял образ Родины, воплощение которого можно найти в одноимённом цикле стихов, объединившим в себе произведения поэта, написанные в 1907 – 1916 годы.
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые
Как слезы первые любви!
Октябрьскую революцию поэт воспринял с большим воодушевлением. В 1918 году Блок пишет три своих самых значимых произведения, посвященных революции: публицистическую статью «Интеллигенция и революция» и поэмы «Двенадцать» и «Скифы».
В статье Блок призывал русский народ признать революцию и поддержать происходящие в стране великие перемены, которые приведут её к расцвету и лучшей жизни. Однозначное восхищение, выраженное в этой статье, однако, со временем сменилось большей объективностью.
Отражение этой перемены взглядов Блока можно найти в поэме «Двенадцать». Размышляя о силе исторических событий, которые сравниваются с бурей и метелью, поэт приходит к осознанию, что революция – скорее стихия и неизбежность, чем обещание лучшей жизни. Яркие контрасты, невероятная жестокость и лёгкий призрак надежды на созидательную силу революции – такой предстаёт эта поэма Блока перед нами. Столкновение двух миров, будущего и прошлого, ведёт человечество в неведомом направлении.
Важно отметить, что «Двенадцать», произведение революционное не только по духу, но и по своей художественной структуре, отличается от поэзии Серебряного века необычно разговорной и даже вульгарной речью. Использование такого языка, однако, по заявлениям современников Блока, было единственно правильным решением.
Революционные произведения, написанные Блоком в 1918, были неким творческим всплеском, после которого поэт погрузился в глубочайший творческий кризис, сопровождающийся прогрессирующими болезнями ума и тела. Поэт впал в депрессию и перестал писать стихи. Своё последнее стихотворение Блок написал в феврале 1921 года, за полгода до своей смерти.
Особенности поэтического стиля Блока
Для творчества Блока характерно удивительное сочетание мистического и повседневного. Чувствительный к впечатлениям, которые давал ему мир, поэт создавал потрясающие произведения, полные символов и недосказанностей. Дореволюционные произведения Блока убаюкивали читателей, в постреволюционных появилось неведомое прежде отчаяние.
Блок часто использовал антитезы для обострения контраста и параллелизм для увеличения напряжения в своих стихотворениях. Одной из главных особенностей произведений Блока было обилие метафор, переходящих в символы.
Символ в литературе – момент пересечения двух пластов смысла, создающих новое значение, поражающее своей смысловой ёмкостью и призванное вызывать у читателей личные ассоциации.
Поэзия Блока эмоциональна, наполнена символическими рядами и проникнута острым чувством действительности. В своём творчестве Блок не разрушал сложившиеся традиции стихосложения, но менял и комбинировал, объединяя элементы различных стилей и создавая уникальные, неповторимые произведения.
Александр Александрович Блок: биография и творчество
Детство и семья
Александр Александрович Блок родился 28 ноября 1880 года в Санкт-Петербурге в культурной интеллигентной семье. Отец был профессором, юристом и преподавал в университете. Мать, Александра Бекетова, была дочерью ректора одного из столичных университетов.
К сожалению, в полной семье маленький Саша прожил совсем недолго. Вскоре родители разошлись, и мальчик остался жить с матерью. Отец же переехал жить в Варшаву, изредка встречаясь с сыном во время приездов в Петербург. Образ отца и их взаимоотношения в будущем повлияют на творчество Александра Блока и будут воспеты в одной из его поэм – «Возмездие».
С матерью же у писателя были прекрасные отношения, она стала ему близким другом, нравственным примером и ориентиром. В семье Бекетовых была потрясающая творческая культурная атмосфера, поддерживались научные и литературные интересы. Александра Бекетова занималась переводами и впервые перевела на русский язык произведения Ш. Бодлера. Дед Блока, Андрей Бекетов, был близко знаком с Достоевским, Салтыковым-Щедриным. Боткины и Тютчевы были близкими друзьями семьи.
Все это, несомненно, повлияло на развитие и образование Александра Блока. Он стал писать стихи в совсем маленьком возрасте – с 5 лет. В четырнадцатилетнем возрасте Блок уже выпускал рукописный домашний журнал «Вестник», где публиковал свои стихи, прозу, переводы.
Любовь к родной земле
Большую роль для А. Блока, биографию которого сложно уместить в одну статью, сыграло подмосковное имение семьи Шахматово. Все свои детские и юношеские годы летом он проводил там. В этом месте мальчику открылась красота русской природы, милые сердцу пейзажи.
Там мальчик учился кататься верхом, разводить домашнюю живность, заниматься садоводством и огородничеством. Одним словом – любить и наслаждаться русской природой и родной землей. Это место сыграло большую роль в дальнейшем творчестве поэта. Местные пейзажи узнаются практически во всей лирике Александра Блока.
Краткая биография Александра Александровича Блока, к сожалению, не может в полной мере отразить жизнь этого необычного человека, но мы постараемся представить самые значимые события.
Юношество и первые чувства
Отучившись в 1889 году во Введенской гимназии, Блок отправился с матерью в Германию. Именно там он встретил свою первую любовь – Ксению Садовскую. На момент знакомства юноше было 16 лет, а Ксении – 37. Ни о каких отношениях речи не шло, чувства были платоническими, но очень сильными. Александр рос очень чувственной и романтичной натурой. Образ прекрасной Ксении так впечатлил его, что еще долго прослеживался в его поэзии, вдохновил на написание многих произведений.
В биографии Александра Александровича Блока стоит отметить, что в 1898 году он окончил гимназию и поступил в университет по специальности юриспруденция, как когда-то его отец. Но вскоре юноша понял, что намного ближе ему филология, и сменил специальность, выбрав славяно-русское направление.
Личная жизнь
Стоит написать в биографии Александра Блока и о личной жизни. Она была весьма своеобразной. Поэту посчастливилось встретить свою единственную любовь в лице Любови Менделеевой, дочери великого химика. И хотя именно ее он считал своей музой, поддержкой и опорой, судьба их семьи сложилась очень непросто.
Отношение к супружеству у Блока было не совсем привычным. В биографии о Блоке стоит упомянуть, что он воспевал духовную близость с женой, но избегал телесной связи. Поэт также не видел проблем в том, чтобы периодически влюбляться и встречаться с другими женщинами. Но при этом он никогда не ставил их на одну ступень с любимой женой. Видимо, из-за этого и Любовь Менделеева позволяла себе обращать внимание на других мужчин. Особенно тяжелый период пережила семья, когда в их отношения вмешался поэт А. Белый, друг А. Блока. Страсть и чувства Белого к жене товарища практически привели к их дуэли.
К сожалению, у семьи так и не осталось продолжателей рода. Их единственный рожденный ребенок оказался слишком слаб здоровьем и не выжил. Поэтому супруги остались бездетными.
Начало творческого пути
На становление творческого пути Александра Блока во многом повлияли романтическая поэзия Жуковского и идеалистическая философия Платона. С детства он наслаждался лирикой Пушкина, Тютчева, Полонского, Лермонтова и писал сам.
Продолжая рассматривать биографию поэта Блока, упомянем о переломном моменте, который случился в 1989 году. Тогда Александр серьезно начал заниматься поэзией после окончания университета. Его ранняя лирика полна юношеских мечтаний и надежд, поисков идеала, светлого будущего. У Блока складывается своя лирическая мифология, появляются образы Прекрасной Дамы, Вечной Женственности, преобразования мира. В 1900 году Александр Блок впервые решил издать свои произведения в журнале «Мир божий». Редактор после прочтения был крайне поражен и впечатлен творчеством новоиспеченного поэта.
В эти годы Блок много общается с самыми видными поэтами того времени, такими как Владимир Соловьев, Зинаида Гиппиус, Константин Бальмонт, Андрей Белый, Валерий Брюсов.
Цикл стихов о Прекрасной Даме
Любовь к супруге Л. Менделеевой во многом вдохновила и предопределила творческую судьбу поэта. В произведениях прослеживается поклонение возлюбленной. Ее образ представлен как неисчерпаемый источник света и чистоты. Она – земное воплощение Божественного начала.
В сборник вошли 687 стихотворений, посвященных жене.
Помимо образа Л. Менделеевой, на сборник большой отпечаток наложила философия Владимира Соловьева. Именно он был одержим поиском идеала Вечной Женственности как источника доброты, красоты и истины.
Лирический герой произведений выступает противовесом образу Прекрасной Дамы. Он – олицетворение всего земного, раб своей возлюбленной.
Сборник – настоящий гимн любви и концентрат личных переживаний Александра Блока, биографию которого мы продолжаем рассматривать.
Символизм в произведениях А. Блока
Начальное творчество Блока было связано с популярным литературным течением того времени – символизмом. Суть направления заключалась в противопоставлении реального и идеального миров. Мир идеальный постигался с помощью символов, способных выявить сущность бытия. Мир реальный тоже наполнен символами, которые обобщают и типизируют жизненные явления.
К символам поэты и писатели обращались всегда. Они встречаются в творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Шолохова, Чехова и так далее. Но символисты создавали особые, мистические и таинственные символы, трудные для восприятия и понятные лишь избранным. Они служили связью с потусторонним, идеальным и таинственным миром.
Так, например, в сборнике стихов о Прекрасной Даме Блок активно прибегает к таким метафорам и символам, как тьма, ночь, день, закат, рассвет, отображающим душевные переживания лирического героя. В биографии Блока отметим, что после выпуска этого сборника он занял одно из центральных мест в рядах символистов.
Драматургия в творчестве А. Блока
1906-1907 годы становятся для Александра Александровича переломными. Революционные события в стране наталкивают поэта на кардинальную переоценку ценностей. Теперь уже мистические и идеалистические настроения кажутся ему ироничными. Блок пробует себя в новом жанре – драматургии.
В биографии Блока стоит сказать, что в 1906 году вышли сразу три его лирические драмы – «Незнакомка», «Король на площади» и «Балаганчик». Следом в 1908 году он пишет «Песню Судьбы», «Розу и Крест» и другие драмы.
Теперь главным настроением произведений становится смятение, социальное негодование. Он постепенно расстается с прошлыми единомышленниками.
Пьесы Александра Блока не имели особого успеха на сцене. Только лишь «Балаганчик» смог ненадолго задержаться в театре. Но это не отменяет их оригинальности, духовности и глубины. В произведениях идеально сочетаются лиричность и драматизм.
Тема Родины
Хоть и не сразу, но Блок не обошел тему Родины в своем творчестве. В разных произведениях поэт по-разному представляет Родину. Для Блока она многогранна, поэтому он каждый раз рисует ей новый образ.
То Блок описывает Родину как некий волшебный край, полный тайн и загадок. Так, например, в произведении «Русь» описывается достаточно фольклорный пейзаж, рассказывается о ворожеях, мистической стороне и существах.
То родная страна предстает в образе возлюбленной, как в стихотворениях из сборника о Прекрасной Даме. Родина предстает молодой, красивой и необузданной сильной девушкой.
Встречается и исторический подход в произведениях Блока, где он описывает события прошлого, рассказывает историю Отечества. Блок пишет целый цикл «На поле Куликовом». Произведения полны надежд на светлое будущее, несломленность страны, преодолевшей столько препятствий на своем пути.
Революция и А. Блок
Расскажем немного в биографии Блока о Революции. Октябрьские события Александр Блок воспринял с большим воодушевлением и надеждами, призывая в своей статье «Интеллигенция и революция» слушать «всем сердцем, всем телом». Он с готовностью принимает все изменения, осознавая их великую задачу.
В конце поэмы возникает образ Спасителя, именем которого вершатся великие дела.
На фронте
В 1914 году началась война, которая не могла оставить равнодушным Александра Блока. В этом же году он выпустил сборник «Стихи о России», начинает писать свою поэму «Возмездие».
После возвращения с войны еще более неожиданно сложилась жизнь Блока. В биографии этого великого классика стоит отметить 1917 год, когда поэт стал редактором в Чрезвычайной следственной комиссии при Временном правительстве. Пожалуй, Блок был одним из единственных представителей интеллигенции Петербурга, который не только принял Октябрьскую революцию, но и стал работать в учреждениях советской власти.
Финальное стихотворение «Скифы»
Настоящий фурор вызвало написанное в 1918 году стихотворение «Скифы». Главным героем в нем стала сама Россия, свободолюбивая и смелая. Так как Александр Блок всегда тяжело переживал войны и выступал ярым противником любого насилия, центральной темой «Скифов» стал призыв к перемирию, согласию, единению между Россией и Западом.
Блок открыто высказывает свою позицию по поводу важнейшего значения России как соединяющего звена между Западной и Восточной цивилизациями. При всей своей антивоенной направленности и стремлении к миру Блок подчеркивает, каким сильным и опасным противником может стать Россия для своих врагов.
«Скифы» стали финальным произведением великого поэта. После этого произведения он не написал ни строчки до самой своей смерти.
Конец жизненного пути
Советская власть успешно использовала имя известного поэта в своих интересах. В 1919-1920 годах Александра Блока назначали на разные должности с постоянно возрастающим объемом работ. С этого времени, если можно так сказать, начинается советская жизнь писателя Блока. В биографии упомянем лишь, что такая деятельность была не близка сердцу бывшего мечтателя и интеллигента. Творческая и культурная жизнь постепенно сошла на нет.
Блок заговорил о своем тяжелом душевном состоянии, слабости, усталости. На фоне большой нагрузки и эмоционального и творческого истощения у поэта стали проявляться сердечно-сосудистые заболевания, астма, психические расстройства. В 1919 году к списку заболеваний добавилась цинга.
В 1921 году его попытка вместе с приятелем Федором Сологубом получить выездные визы и покинуть страну потерпела неудачу. В этом им было отказано советской властью.
7 августа 1921 года Александр Александрович Блок ушел из жизни в своей квартире. Виной всему стали сердечные заболевания. Похоронен поэт был на Смоленском кладбище в родном городе Санкт-Петербурге.
На этом заканчивается биография Александра Александровича Блока. Краткая биография этого великого поэта, писателя, публициста не может в полной мере раскрыть все грани его личности и творчества. Но мы в статье постарались указать и обратить внимание на ключевые моменты в его судьбе.
А. А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм
Урок 18. Русская литература 11 класс. ФГОС. 1 часть
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «А. А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм»
Сегодня на уроке мы:
· Поговорим о судьбе и творчестве Александра Блока.
· Узнаем, почему современники считали Блока воплощением поэзии.
· Оценим вклад Александра Блока в развитие русского символизма.
Александра Блока современники считали живым воплощением духа Поэзии.
По воспоминаниям Анны Ахматовой, поэт Бенедикт Лившиц жаловался, что Блок одним своим существованием мешает ему писать стихи. И закат Серебряного века русской литературы связывают с закатом жизни Александра Блока. Можно сказать, что символист Александр Блок сам превратился в символ.
Поэт появился на свет 28 ноября 1880 года в Петербурге. Семью поэта можно без преувеличения назвать выдающейся.
Отец, Александр Львович Блок, получил прекрасное юридическое образование, увлекался историей и философией, был великолепным пианистом. Он возглавил кафедру государственного права в Варшавском университете, стал профессором и написал несколько фундаментальных научных трудов.
Мать поэта, Александра Андреевна Бекетова была отличным переводчиком. Многие её переводы французской поэзии и прозы издаются и в наше время. Кроме того, Александра Андреевна писала стихи и статьи для нескольких журналов.
Брак родителей поэта распался вскоре после рождения сына из-за тяжёлого характера Александра Львовича. Женщина не могла выносить постоянных вспышек гнева своего супруга, который мог ударить её за ошибку в рукописи или недостаточно тонкое понимание музыки. Александр Львович уехал в Варшавский университет. А мать поэта вместе с маленьким сыном вернулась в дом отца – знаменитого профессора ботаники, учёного и популяризатора науки Андрея Николаевича Бекетова.
Здесь и прошли детство и юность поэта. В доме Бекетова, который был ректором Санкт-Петербургского Императорского университета, собирался весь цвет русской интеллигенции: учёные, писатели, художники. Поэтому Александр Блок практически с рождения жил в атмосфере служения искусству. И своё предназначение он осознал очень рано.
Свои первые стихи Александр Блок написал в пятилетнем возрасте. Когда ему исполнилось восемь, Блок категорично заявил, что станет поэтом. В 10 лет мальчик выпустил свой первый рукописный журнал «Корабль», а вскоре и второй – «Вестник». Надо сказать, что семья горячо поддерживала эти начинания. Так, авторами «Вестника» стали мать, бабушка и тётушки поэта. А иллюстрировал все 37 номеров журнала сам профессор Бекетов.
В 1889 году Блок начал учиться во Введенской гимназии. После завершения гимназического курса, поэт решил поступить на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Но вскоре юриспруденция ему наскучила. Поэтому на третий год обучения Блок перевёлся на историко-филологический.
В студенческие годы Александр Блок познакомился с видными поэтами-символистами. Среди его новых знакомых были Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский, Валерий Брюсов, Андрей Белый и Сергей Городецкий. С Андреем Белым Александра Блока связала тесная дружба, в которой было место и абсолютному взаимопониманию, и любовному соперничеству, и даже двум вызовам на дуэль.
Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус опубликовали несколько стихотворений Блока в своём журнале «Новый путь». И почти в то же время стихи молодого поэта появились в журнале «Северные цветы» Валерия Брюсова.
Будущей невестой Блока была дочь знаменитого учёного Дмитрия Ивановича Менделеева – Любовь Дмитриевна Менделеева. В одном из спектаклей она играла роль Офелии, а Александр Блок был Гамлетом.
В 1903 году Александр Блок и Любовь Менделеева поженились. К сожалению, этот брак нельзя назвать гармоничным и счастливым. А виной тому было ещё одно всепоглощающее увлечение поэта – философия Владимира Соловьёва.
Любовь Дмитриевна была вполне практичной и приземлённой девушкой, мечтающей о семье. А её муж видел в ней не просто жену и музу. Блок и его единомышленники считали Любовь Дмитриевну воплощением Вечной Женственности, Вселенской мудрости и гармонии. Той самой Софией из соловьёвских трудов. Каждое движение, любая перемена настроения, даже детали одежды Любови Дмитриевны воспринимались как особый знак, мистическую сущность которого нужно уловить и растолковать. И сама свадьба воспринималась, как мистическое событие, которое должно изменить мир. Поэт соединялся с воплощением Мировой Души.
Зинаида Гиппиус в воспоминаниях о молодом Блоке обращала внимание на очень важную особенность личности поэта. В философии Соловьёва Александра Блока увлекала не сама концепция и не логические построения. Гиппиус писала: «… всё называемое нами философией, логикой, метафизикой, даже религией – отскакивало от него, не прилагалось к нему. Ученик и поклонник Владимира Соловьёва, Блок весь был обращён к туманно-зыбкому провидению своего учителя: к его стихам, где появляется «Она», «Дева радужных ворот».
Вхожу я в тёмные храмы.
Свершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцанье красных лампад.
В 1903 году в альманахе Валерия Брюсова «Северные цветы» был опубликован цикл «Стихи о Прекрасной Даме», прославивший Блока. Этот сборник вышел с посвящением Любови Дмитриевне Менделеевой. А название этому циклу предложил Валерий Брюсов. Сам образ Прекрасной Дамы вдохновлён не только учением Соловьёва, но и куртуазной, рыцарской поэзией Средневековья и Возрождения. Главная черта этой лирики преклонение перед идеализированным, обожествлённым образом недоступной возлюбленной.
Сегодня шла Ты одиноко,
Я не видал Твоих чудес.
Там, над горой Твоей высокой,
Зубчатый простирался лес.
И этот лес, сомкнутый тесно,
Мешали слиться с неизвестным,
Твоей лазурью процвести.
В рецензии на этот сборник Валерий Брюсов характеризует целый период жизни Александра Блока: «Свои мечты поэт определяет, как «сны раздумий небывалых», как «священный сон», и его заветные мольбы сводятся к одному: да исчезнет «мысль о теле», «воскресни дух, а плоть усни».
«…Вся история моего внутреннего развития напророчена в “Стихах о Прекрасной Даме”», ‒ сказал Александр Блок.
Поэт утверждал, что всё его творчество представляет собой единый роман в стихах. Этот роман Александр Блок разделил на три тома. И каждый том соответствовал определённому творческому и жизненному этапу. Условно эти этапы можно назвать мистическим, антимистическим и синтетическим.
В первый период творчества задачу поэта Александр Блок видел в служении Вечной Женственности.
Светить в преддверьи Идеала
Туманным факелом своим.
Мистический период творчества Блока закончился в 1905 году. С чем это связано? С революционными потрясениями 1905 года.
«…в поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и общим», – писал Блок, – «…поэтому, в эпохи бурь и тревог, нежнейшие и интимнейшие стремления души поэта тоже преисполняются бурей и тревогой».
Обратите внимание, что это заявление противоречит убеждениям старших символистов, которые считали, что поэт исследует мистическую суть мира, а до социальной жизни ему нет дела. Блока не зря называли сейсмографом эпохи. Все потрясения начала двадцатого века находили отклик в его лирике.
После выхода сборника стихов «Нечаянная радость» Валерий Брюсов назвал Блока одним из семерых самых выдающихся поэтов России. Имя Блока теперь стояло в одном ряду с именами Фёдора Сологуба, Зинаиды Гиппиус, Константина Бальмонта, Вячеслава Иванова, Андрея Белого и самого Валерия Брюсова.
Я подавлю глухую злобу,
Тоску забвению предам.
Святому маленькому гробу
Молиться буду по ночам.
Но – быть коленопреклонённым,
Тебя благодарить, скорбя? –
Нет. Над младенцем, над блаженным,
Скорбеть я буду без Тебя.
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.
Умрёшь – начнёшь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Александр Блок разочаровывается в идеях Соловьёва и принципах символизма. «Никаких символизмов больше: я не мальчик, сам отвечаю за все», ‒ записал поэт в этот период. Блок критиковал символизм в статье «Вопросы, вопросы, вопросы». В статьях «О лирике», «О театре», «Народ и интеллигенция» поэт спорил с теорией чистого искусства, которой придерживались символисты.
Разочарование отчётливо прослеживается в пьесе «Балаганчик», которую можно назвать пародией на цикл «Стихи о Прекрасной Даме». В этой пьесе Блок перевернул всю привычную символику, показав раскрашенные декорации вместо мистических тайн. Неудивительно, что некоторые символисты восприняли «Балаганчик» как личное оскорбление.
Одна за другой выходили книги Блока «Снежная Маска», «Земля в снегу», «Ночные часы», «Стихи о России», пьеса «Роза и крест». В сборник «Лирические драмы» вошли три пьесы: «Балаганчик», «Король на площади» и «Незнакомка». Можно сказать, что Александр Блок вернулся к театру, но уже не как актёр, а как драматург. В лирике этого периода для поэта ключевыми становятся новые образы: вьюги, зимы, хаоса и мрака.
Во время Первой мировой войны Блок служил табельщиком в инженерных войсках в Белоруссии. По воспоминаниям Анны Ахматовой, Николай Гумилёв сказал, провожая Блока на войну: «Неужели и его пошлют на фронт? Ведь это то же самое, что жарить соловьёв».
Революцию 1917 года Александр Блок принял, хотя уничтожение его любимой усадьбы Шахматово стало для поэта страшной трагедией. Дух революции поэт воплотил в поэме «Двенадцать», публикация которой вызвала ожесточённые споры.
Поэта осуждали и за гимны революции, и за сотрудничество с новым режимом. Но Блок был уверен, что интеллигенция должна работать с новой властью. Александр Блок писал стихи, статьи, эссе, занимал пост председателя Петроградского отделения Союза поэтов, служил в редколлегии издательства «Всемирная литература». Редактировал протоколы допросов для Чрезвычайной следственной комиссии, которая занималась расследованием преступлений царского режима. Эти протоколы легли в основу его книги «Последние дни Императорской власти».
Последние годы жизни поэта были тяжёлыми. Блок страдал от голода, обострились болезни лёгких и сердца, давал о себе знать изнурительный труд. Поэт разочаровался в революции, надежды на её очистительный огонь и быстрое переустройство мира оказались наивными. Блок погружался в депрессию. Многие современники отмечали, что внутренне поэт был мёртв задолго до своей физической кончины 7 августа 1921 года. Вскоре после его смерти стало известно о расстреле Николая Гумилёва. Так закончился Серебряный век русской литературы.