уильям блейк картина творение

Уильям Блейк — знаменитый английский художник эпохи Романтизма: биография и лучшие картины

Уильям Блейк (William Blake; родился 28 ноября 1757 — умер 12 августа 1827 гг.) — знаменитый английский художник эпохи Романтизма XVIII-XIX веков, произведения которого будоражат фантазию, отображая хаос и противоречие окружающего мира. Картины Уильяма Блейка не похожи на другие творения той эпохи: живописец не следовал за модой. Художник использовал акварель и бумагу вместо привычных масла и холста. Блейк отображал в своих произведениях собственное видение мира. Популярные на тот момент пейзажи и портреты его не особо интересовали. Чаще художник запечатлевал исторические моменты и сюжеты из Библии. Творчество Уильяма Блейка современники не понимали. Одни считали его безумцем, другие и вовсе игнорировали. Лишь спустя долгое время после смерти живописца люди начали смотреть на его картины иначе, разгадывая их смысл.

уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение

Биография Уильяма Блейка

Уильям Блейк появился на свет 28 ноября 1757 года в Лондоне. Его родители были протестантами, но ребенка крестили в англиканской церкви. Мальчик ходил в школу до десяти лет, а затем мать обучала его на дому. Изучение Библии сильно повлияло на мировоззрение и творчество Блейка.

уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение

Уильям Блейк проявлял интерес к искусству с самого детства. Отец приносил мальчику рисунки, которые он копировал. Уильям обладал ярким темпераментом, и когда родители отдали его на уроки живописи, ребенок изучал лишь то, что ему было во вкусу. В 1775 году юноша поступил на обучение к граверу Джеймсу Бесайеру. Проучившись семь лет, он познал все тонкости гравирования. В 1779 году молодой человек начал обучение в Королевской Академии искусств. Оттачивая мастерство, Уильям получал заказы от коллекционеров. Большинство работ выполнял акварелью, некоторые — темперой.

уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение

Уильям Блейк утверждал, что ему являются видения. Еще в детстве он видел то голову Бога в окне, то дерево с ангелами в поле. Такие видения запоминались мальчику, и впоследствии художник выразил это в своем творчестве. Блейк не видел в этом ничего странного, он был уверен, что каждый художник обладает даром видений, но теряет эту способность без развития. В 1781 году Уильям встретил свою половинку — Кэтрин Софию Буше (Catherine Sophia Boucher). Они поженились, и муж научил жену рисовать. В их доме царила любовь и гармония. Кэтрин испытывала похожие видения, и после смерти мужа по-настоящему жила лишь в те моменты, когда он являлся ей, чтобы пообщаться.

уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение

Сложно представить, как видит мир человек, который сталкивается с такими видениями. Для художника это было обыденностью, но его современники считали иначе. Живописец вкладывал душу в свои работы, пытаясь передать то, что он видит и ощущает. У Блейка было немного возможностей показывать свои картины. Он выставил несколько произведений в Королевской академии и в Обществе акварелистов, но публика их не оценила. Один из критиков сказал, что работы «никудышные», а автор — «неудачливый безумец». После этого Блейк впал в уныние и потерял практически все заказы.

уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение

В последнее десятилетие жизни все изменилось в лучшую сторону. Уильям познакомился с художниками, разделяющими его мировоззрение. Благодаря этому ему удалось получить выгодные заказы и продать множество своих работ.

уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение

Уильям Блейк покинул этот мир в 1827 году 12 августа. Даже в свои последние часы мастер работал, создавая иллюстрации к «Божественной комедии» Данте Алигьери (Dante Alighieri).

уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение

Самые известные картины Уильяма Блейка

Картины Уильяма Блейка притягивают взгляд эмоциональностью и каким-то особым, непостижимым колоритом. Каждая работа знаменитого английского живописца несет смысл, который даже современные критики не всегда могут разгадать:

уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение

уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение

Найти некоторые из картин Блейка можно на мировых аукционах. На сайте Very Important Lot ценители искусства могут недорого купить картины художников прошлых эпох и творения современных мастеров.

Источник

Уильям
Блейк

Уильям Блейк (William Blake, 28 ноября 1757 года, Лондон — 12 августа 1827 года, Лондон) входит в число величайших англоязычных поэтов и самых оригинальных художников эпохи романтизма.

Особенности творчества Уильяма Блейка. Живопись была главным смыслом жизни Уильяма Блейка. Его материалами были акварель и бумага, а не модные тогда масло и холст, а рисовал он сюжеты из Библии и британской истории вместо популярных портретов и пейзажей. Но чаще всего героями были его собственные видения.

Длинный список сложных произведений Блейка – как художественных, так и поэтических – демонстрирует неисчерпаемую энергию и драйв. Его наследие очень сложно обобщить – это комбинация крайностей, отражающая политические потрясения той эпохи. На период взросления и становления Блейка пришлись две революции – американская и французская. Поэтому неудивительно, что цивилизацию он представлял как нечто хаотическое и противоречивое. Современники в основном игнорировали Блейка или считали безумцем. Лишь в ретроспективе мы можем оценить его работы и разгадать их сложный, иносказательный смысл.

Желание стать художником появилось у Блейка ещё в детстве – не самое обычное стремление для отпрыска мелкого лавочника в те времена. Ещё интереснее, что Джеймс Блейк потакал своему сыну. Юноша надеялся стать учеником какого-нибудь художника из недавно сформировавшейся и процветающей английской школы живописи, но плата оказалась выше, чем родители могли себе позволить.

В конце концов, молодой Блейк поступил в ученики к очень ответственному и консервативному гравёру Джеймсу Басайру. За семь лет он постиг все тонкости ремесла и стал настолько опытен, что мастер доверил ему самостоятельно копировать в Вестминстерском аббатстве чудесные средневековые статуи. Наброски предназначались для одной из величайших иллюстрированных английских книг последней четверти XVIII века – «Надгробных памятников Великобритании» Ричарда Гофа.

В последующие годы Блейк, помимо прочего, сделал огромные иллюстрации для «Кентерберийских рассказов» Джеффри Чосера, 22 фолио для Книги Иова и ещё семь незавершённых пластин для «Божественной комедии» Данте. Хотя в своё время хорошо продавался лишь Чосер, сегодня эти работы считаются одним из величайших триумфов линейной гравюры в Англии.

В 1781 году художник влюбился в Кэтрин Софию Буше – прелестную и неграмотную дочь непреуспевшего огородника с фермы неподалёку от Лондона. Пара поженилась спустя год – и это был счастливый брак. Блейк научил жену немного читать и писать, рисовать, раскрашивать его рисунки и оттиски. Она помогала ему в типографии и испытывала такие же видения, как и муж. Кэтрин верила в его гениальность и пророчества, поддерживала во всём с милой доверчивостью. После смерти Блейка она жила главным образом в те мгновения, когда он приходил, чтобы поговорить с ней.

Впоследствии Блейк утверждал, что в его видении Роберт передал ему секрет создания гравюр на меди жидкостью, невосприимчивой к кислоте, до того, как пластина будет выгравирована и напечатана. Этот метод, который Блейк назвал «иллюминированной печатью», позволил ему стать в одном лице автором, художником, наборщиком, печатником, переплётчиком, рекламистом и продавцом при публикации своих стихов, начиная от «Песней невинности» и до «Иерусалима».

Продолжая карьеру гравёра, Уильям Блейк в 1779 году поступил на учебу в недавно образованную Королевскую академию искусств. Большинство заказов, которые он получил, были выполнены акварелью, часть – темперой. Художник сделал множество иллюстраций, но в основном они вошли в скромные приватные коллекции. Так что творчество Блейка и его средства к существованию в значительной степени зависели от небольшого количества ценителей, чьи заказы часто были продиктованы любовью к человеку, а не восхищением его искусством.

Первым крупным заказом Блейка как художника было иллюстрирование каждой страницы популярной и бесконечно длинной поэмы Эдварда Янга «Ночные мысли» – всего 537 акварелей. Однако молодой и неопытный книготорговец пренебрёг рекламой (возможно, потому что уже собирался закрыть дело), и издание потерпело коммерческий крах. После этого художник принял приглашение писателя Уильяма Хейли и вместе с женой переехал в маленькую прибрежную деревню Фелфам в Сассексе. Там произошёл ещё один значительный эпизод в его биографии.

Последнее десятилетие жизни Уильяма Блейка – с 1818-го по 1827 год – прошло в комфорте и было продуктивным, благодаря дружбе с художником Джоном Линнелом. Тогда же он встретился с молодыми художниками Джорджем Ричмондом, Сэмюэлем Палмером и Эдвардом Калвертом, которые стали его учениками, назвали себя «Древними» и в своих работах отразили влияние Блейка.

В XX слава художника вышла на мировой уровень. Крупные выставки его работ неоднократно проходили в Лондоне, а также в Филадельфии, Париже, Антверпене, Цюрихе, Гамбурге, Нью-Хейвене, Торонто, Токио, Барселоне, Мадриде и Нью-Йорке. Влияние литературных трудов Блейка прослеживается у таких авторов, как Уильям Батлер Йейтс, Бернард Шоу, Дэвид Лоуренс и других. Его работы вдохновили многих композиторов, сочиняющих как классическую, так и популярную музыку.

Источник

Уильям Блейк

William Blake

уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение

Уильям Блейк

William Blake

уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение

Заказать
репродукцию

Уильям Блейк (англ. William Blake; 28 ноября 1757, Лондон — 12 августа 1827, Лондон) — английский поэт, художник и гравёр. Почти непризнанный при жизни, Блейк в настоящее время считается важной фигурой в истории поэзии и изобразительного искусства романтической эпохи. Всю жизнь прожил в Лондоне (за исключением трёх лет в Фелфаме[en]).

Хотя Блейка его современники считали безумным, более поздние критики отмечали его выразительность и философскую и мистическую глубину его работ. Его картины и стихи были охарактеризованы как романтические, или как пре-романтические. Приверженец Библии, но противник Церкви Англии (как и в целом всех форм организованной религии), Блейк находился под влиянием идеалов Французской и Американской революций. Хотя позже он разочаровался во многих из этих политических убеждений, он поддерживал дружеские отношения с политическим активистом Томасом Пейном; также испытал влияние философа Эммануила Сведенборга. Несмотря на все влияния, работы Блейка трудно однозначно классифицировать. Писатель 19 века Уильям Россетти назвал его «славное светило» и «человек, ни предвосхищенный предшественниками, ни классифицированный современниками, ни замененный известными или предполагаемыми преемниками».

Блейк родился 28 ноября 1757 года в Лондоне, в районе Сохо, в семье лавочника Джеймса Блейка. Он был третьим из семи детей, двое из которых умерли ещё в младенчестве. Уильям посещал школу только до десяти лет, научившись там лишь писать и читать, и получил образование на дому — его учила мать Кэтрин Блейк (в девичестве Райт (англ. Wright)). Хотя родители были протестантами — диссентерами из Моравской церкви, они крестили Уильяма в англиканской церкви Святого Иакова (англ.) на Пикадилли. Всю жизнь сильное влияние на мировоззрение Блейка оказывала Библия. На протяжении всей его жизни она будет оставаться для него главным источником вдохновения.

Ещё в детстве Блейк увлёкся копированием греческих сюжетов с рисунков, которые приобретал для него отец. Работы Рафаэля, Микеланджело, Мартена ван Хемскера и Альбрехта Дюрера привили ему любовь к классическим формам. Судя по количеству картин и книг в хорошем переплете, которые родители покупали Уильяму, можно предположить что семья, по крайней мере какое-то время, была зажиточной. Постепенно это занятие переросло в увлечение живописью. Родители, зная горячий темперамент мальчика и сожалея о том, что он не ходил в школу, отдали его на уроки живописи. Правда, в период этих занятий Блейк изучал только то, что было интересно ему. Его ранние работы показывают знакомство с творчеством Бена Джонсона и Эдмунда Спенсера.

4 августа 1772 года Блейк поступил на 7-летнее обучение искусству гравировки к гравёру Джеймсу Бесайеру с Грейт Куин cтрит (англ.). К концу этого срока, к тому времени, когда ему исполнился 21 год, он стал профессиональным гравёром. Не имеется никаких сведений о серьёзных размолвках или конфликте между ними, однако биограф Блейка Питер Акройд отмечает, что позже Блейк внесёт имя Бэсайера в список своих соперников в искусстве, но вскоре вычеркнет его. Причиной тому было то, что стиль гравировки Бэсайера уже в то время считался старомодным, и обучение его ученика в таком ключе могло не лучшим образом повлиять на приобретаемые им навыки в этой работе, а также на будущее признание. И Блейк это понимал.

На третьем году обучения Бэсайер направил Блейка в Лондон срисовывать живописные фрески готических церквей (вполне возможно, что это задание было дано Блейку для того, чтобы обострить конфликт между ним и Джеймсом Паркером, другим учеником Бэсайера). Опыт, полученный во время работы в Вестминстерском аббатстве, способствовал формированию у Блейка его собственного художественного стиля и идей. Тогдашнее аббатство было украшено военными доспехами и снаряжением, изображениями поминальных панихид, а также многочисленными восковыми фигурами. Акройд отмечает, что «самые сильные впечатления создавались за счёт чередования ярких красок, то появляющихся, то словно исчезающих». Долгие вечера Блейк проводил за зарисовками аббатства. Однажды его прервали ребята из Вестминстерской школы (англ.), один из которых так замучил Блейка, что Джеймс с силой столкнул его со строительных лесов на землю, куда он с ужасным грохотом повалился. У Блейка были видения в аббатстве, например он видел Христа и апостолов, церковную процессию с монахами и священниками, во время которой ему представлялось пение псалмов и хоралов.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Источник

Зачем идти на выставку Уильяма Блейка в Лондоне?

Уильям Блейк: биография

Большое видится на расстоянии. Эти есенинские слова в полной мере характеризуют отношение современников и потомков к Уильяму Блейку. Только в 20 веке художник, поэт и философ удостоился звания выдающегося деятеля английского искусства и литературы. При жизни его считали одержимым дьяволом.

Главным источником творчества Блейка была Библия. Но автор символического «Великого архитектора вселенной», живший в эпоху научного прорыва, не любил ни одну церковь и в итоге создал собственную мифологию – сочетание принципов Просвещения с религиозными догматами.

Ландшафтный дизайн для занятых, красивый сад и огород без хлопот

Учебный курс для тех, кто хочет сделать свою дачу красивой и предпочитает разумно тратить время, силы и деньги.

Специальное предложение! Скидка 50%! Проведи самоизоляцию с пользой!

Учёба в Королевской академии

В 1779 году Блейк поступил в Лондонскую Королевскую академию, где проучился 6 лет. Здесь окончательно сформировалось его отношение к искусству и непринятие лицемерия, обобщений «под одну гребёнку». Поклонник аккуратной чёткости линий Рафаэля и Микеланджело, он стремился заострить внимание на особенностях изображаемых предметов. Причём, под индивидуальным углом зрения художника, но педагоги считали его работы слишком экстравагантными.

В этот период Блейк выполняет много заказов по иллюстрированию изданий, в основном это работы акварелью, частично темперой.

Детство и юность

Уильям Блейк родился в Лондоне в ноябре 1757 года и всю жизнь прожил в британской столице, не нуждаясь во внешнем влиянии окружения – мастер довольствовался внутренними переживаниями.

уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение
Портрет Уильяма Блейка

Тому, как сложилась его биография, Уильям обязан родителям, не ограничивавшим наследникам свободу. Отец держал лавку в Сохо, где продавал ткани. Мать воспитывала детей, которых родилось 7, но двое умерли младенцами. Семья для того времени была довольно образованной, хотя с некоторыми особенностями. Если речь шла о книгах – то в доме читали труды естествоиспытателя Эммануила Сведенборга и мистика Якоба Бёме. Увлечение Блейка живописью началось с репродукций картин Альбрехта Дюрера, Микеланджело и Рафаэля Санти, которые приобретались специально для сына.

В возрасте 10 лет Уильям пошел в художественную школу, затем подрабатывал в граверной мастерской, одновременно изучая способы нанесения рисунка на твердые поверхности. Зарисовки в Вестминстерском аббатстве навсегда поселили в сердце будущего гения любовь к религиозным мотивам и готическому направлению.

уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение
Портрет Уильяма Блейка

В 1778 году Блейк поступил в Королевскую Академию искусств, но учебное заведение не окончил. Причиной стало непринятие молодым художником проповедуемого педагогами эклектичного стиля и желания вогнать учеников в строгие рамки. Юноше ближе оказалась классика Высокого Возрождения. Покинув стены академии, Уильям начал зарабатывать изготовлением гравюр по чужим рисункам. Этому виду искусства Блейк отдал 40 лет жизни.

В 1784 году, получив наследство после смерти отца, Уильям, брат Роберт и партнер Джеймс Паркер открыли типографию, выпускавшую книжные иллюстрации.

Учеба

В 1772 году Уильям Блейк становится учеником Джеймса Бесайера, известного гравера. Закончилось обучение через 7 лет, к этому году начинающему художнику был уже 21 год. Обучение дало ему право считаться профессиональным гравером. За это время он получил бесценный опыт, срисовывая готические фрески лондонских церквей, в том числе и в Вестминстерском аббатстве.

В 1779 году Блей начинает учебу в Королевской академии, расположенной недалеко от Стренда. Обучение было бесплатным, но покупать себе инструменты и принадлежности студенты должны были сами. Здесь Блейк начинает выступать против «незавершенного стиля модных художников» (ярким примером являются работы Рубенса). Сам молодой художник предпочитал классическую четкость и аккуратность раннего творчества Рафаэля и Микеланджело.

уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение

Живопись

В живописных полотнах Уильяма Блейка, помимо религиозности, прослеживается тяга к мифологии и символизму, граничащим с фантастикой. Художник проводил параллели между Святой Троицей и союзом религии, воображения и искусства: и там, и там части единого целого не существуют порознь.

уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение
Картина Уильяма Блейка «Адам и Ева находят тело Авеля»

Чтобы расшифровать скрытые в картинах послания, зрителю потребуются знания о времени, в котором жил творец, и Святого Писания. По легенде Бога Уильям увидел еще в раннем детстве. Став постарше, рассказывал об ангелах, облепивших дерево. Позднее к видениям присоединились голоса. Возможно, это подтолкнуло Блейка к изобретению иллюминированной печати, при которой изображение сопровождалось стихами.

Произведениям известного британца свойственны замкнутость объемов и форм, местами – четкая графичность, нарушение общепринятых законов построения композиции. Тому пример – иллюстрации Откровения Иоанна Богослова.

уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение
Картины Уильяма Блейка «Радостный день, или Танец Альбиона» и «Великий красный дракон и жена, облеченная в солнце»

В писании апостола рассказывалось о числе дьявола 666, 4 всадниках и звере Апокалипсиса, вавилонской блуднице и втором пришествии. Неудивительно, что столь красочное повествование подтолкнуло множество художников на визуальное воплощение героев.

Свое видение представил и Блейк. В 1805 и 1810 годах им написаны 2 варианта «Великого красного дракона и жены, облеченной в солнце». Первая картина хранится в Национальной галерее в Вашингтоне, вторая – в Бруклинском музее. В обеих сразу бросается в глаза тело чудовища, однако главный персонаж, если следовать содержанию «Апокалипсиса», – лежащая в нижней части полотна женщина, олицетворяющая для кого – Церковь, а для кого – Богородицу.

уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение
Картина Уильяма Блейка «Великий Архитектор» («Ветхий днями»)

По словам Уильяма, «свет других миров» помогал в создании «Сна Иакова». Центральная фигура картины «Радостный день, или Танец Альбиона» — соединение образа Христа и витрувианского человека. При помощи акварели и чернил в 1805 году Блейк написал удивительно тонкую, почти монохромную работу «Ангелы охраняют Христа в гробнице». «Адам дает имена животным», выставленная в музее Поллока в Глазго, исполнена уже на деревянной доске в технике темпера.

Второе название картины «Великий Архитектор» — «Ветхий днями», так обозначали Бога в мировых религиях. Автор дал ему имя Уризен. Гравюра является иллюстрацией к книге «Европа: Пророчество». В мифологии Блейка Уризен – носитель отрицательной, черной силы, стремящейся сделать человечество единообразным, неспроста ведь он что-то измеряет циркулем.

уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение
Картина Уильяма Блейка «Геката»

Психоаналитики, рассматривая полотно «Геката», видят в нем отказ от владения пространством, замешательство, а искусствоведы – очередное нарушение живописных канонов: богиня колдовства изображена в виде 3 отдельных фигур вместо традиционных соединенных спинами. И повсюду тайные знаки: сова, считавшаяся символом мудрости, а позднее – зла, коварный змей, обладающий знаниями, сама Геката, смотрящая искусителю в глаза, но руку она держит на Библии.

Уильям Блейк: главные работы выставки

На днях в галерее Tate представили ретроспективу удивительного художника, фантаста, символиста и поэта – Уильяма Блейка (1757–1827). Журнал Afisha.London побывал в числе первых на выставке и, как всегда, готов рассказать вам о самом интересном.

Портрет Уильяма Блейка

уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение

Portrait of William Blake 1802, Professor Robert N. Essick

Впервые в Британии покажут единственный законченный автопортрет художника. Работа прибыла из частной коллекции – она принадлежит профессору Калифорнийского университета и исследователю творчества Уильяма Блейка, Роберту Эссику. Этот рисунок создан Блейком в поворотный для него момент. Спустя несколько лет сельской жизни, где он успел получить обвинение в государственной измене (его в итоге оправдали) и разочароваться в своем друге и деловом партнере, он возвращается в родной Лондон, чтобы вновь окунуться в творчество. По иронии судьбы Блейк так и не получает признание при жизни, а его произведения современники воспринимаются как плод больной фантазии. После смерти художника часть эссе и гравюр уничтожают его же друзья, считая их опасными и революционными. Он на долгие годы остается в забвении.

уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение
google afisha london

Однако спустя двадцать лет молодой художник Данте Габриэль Россетти, работая в Британской библиотеке, натыкается на пачку сшитых листов, испещрённых рисунками и стихами Уильяма Блейка. Увиденное производит на него столь сильное впечатление, что он тут же решается выкупить альбом у хранителя. С этой рукописи, известной сейчас как «Манускрипт Россетти», начинается возрождение Блейка. А что же с молодым художником? Он станет известным и войдет в историю как один из основателей движения Прерафаэлитов, чье появление сейчас кажется невозможным без Уильяма Блейка.

«Альбион восстал»

уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение

Albion Rose, 1793, Huntington Library, Art Collections and Botanical Gardens (San Marino, USA)

Выставку открывает одна из ранних работ – «Альбион восстал». У исследователей нет однозначной интерпретации этого произведения. Здесь автору приписывают и бунтарский призыв к революции, и отсылают зрителей к сложной мифологической системе, придуманной Блейком, где Альбион то ли прообраз Британии, а то ли и вовсе Богочеловека. Здесь невозможно не сказать о разработанной Блейком мифологии, где он закодировал свои политические и духовные воззрения в виде пророчеств. Если хочется погрузиться в работы художника, с ней обязательно стоит ознакомиться перед походом на выставку.

«Призрак блохи»

уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение

The Ghost of a Flea, 1819–1820, Tate

Одна из самых загадочных и эксцентричных картин Уильяма Блейка «Призрак блохи» не должна ускользнуть от вашего внимания. Автор утверждал, что видел чудовище собственными глазами. Видения Блейка восхищали его друга, астролога Джона Варли. Вместе они устраивали что-то вроде спиритических сеансов. Когда Блейк замечал очередного «духа», он рисовал его портрет в присутствии Варли. Результатом этого сотрудничества стали «Головы призраков» — сборник скетчей с лицами Вольтера, Ирода, и других исторических фигур. Бытует мнение, что работа написана по мотивам иллюстраций из «Микрографии» английского естествоиспытателя Роберта Гука, где представлены детальные изображения мира флоры и фауны, сделанные им с помощью разных линз.

«Ньютон»

уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение

Еще одно культовое изображение Блейка – «Ньютон» представлено в зале. Считается, что этой монотопией художник высмеивает преклонение перед идеями научного материализма. Особенную неприязнь он испытывал к теории оптики Ньютона, которая чётко разделяла то, что видно «телесному глазу» и «духовному». Сам же художник утверждал, что регулярно переживает видения духовной природы. Помимо символического значения эта работа примечательна еще и техникой исполнения. Блейк много экспериментировал со способами печати. В итоге ему удалось добиться невероятных текстур, которые невозможно повторить «от руки». Его эксперименты привели к еще одному важному открытию – новому виду рельефного офорта, который впоследствии стали использоваться в коммерческой печати.

Диптих «Духовная форма Нельсона, укрощающая Левиафана» и «Духовная форма Питта, направляющая Бегемота»

уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение
Spiritual Form of Nelson Guiding Leviathan

уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение
The Spiritual Form of Pitt Guiding Behemoth

В 1809 году прошла злополучная выставка Блейка, после провала которой художник окончательно замкнулся. Ему катастрофически не хватало денег, и он договаривается с братом на время выставить свои работы в небольшой комнате в доме, где их родители держали лавку. В итоге Блейк не продал ни одной картины. А его идеи сделать по своим работам фрески во всю величину Парламента никто не воспринял всерьез.

Сегодня же в Tate Britain решили воспроизвести вид комнаты, где прошла та самая выставка, а рядом на больших экранах показать, как бы выглядели эти работы в гигантском размере. Важно, что сейчас полотна кажутся слишком темными. Чтобы показать, как они выглядели на выставке 1809 года, на картины направили проекторы, высветив краску до сияния. Вот такая не затратная реставрация.

«Ветхий днями»

уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение

Ancient of Days, 1827

Выставка заканчивается последней работой Блейка – «Ветхий днями» или иногда ее называют «Великий архитектор». Главный персонаж гравюры – Бог в момент творения. Согласно мифологии Блейка человек был создан не библейским богом Иеговой, а неким «заблудшим демоном Небес» – Уризеном. На гравюрах мастер часто изображает его как седовласого старца, ограничивающего вселенную циркулем. По Блейку, Уризен – символ человеческого разума, враг духовной свободы и поработитель человечества, почитаемый всеми религиями. Все то, что так ненавидел и презирал Блейк. Сам художник назвал эту работу «лучшей, из когда-либо им созданных».

В год создания гравюры мастер ушел из жизни. Визионер, мистик и «безумец», непонятый современниками, он мог остаться забытым, а мы могли так никогда и не увидеть его картин и не прочитать его блестящих стихов:

В одном мгновенье видеть Вечность, Огромный мир – в зерне песка, В единой горсти – бесконечность, И небо – в чашечке цветка.

уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение

Литература

Поэзия и проза Уильяма Блейка, по мнению ряда знатоков, также не вписываются в общепринятые правила, на этот раз – английской филологии. Тем не менее, уже два века ими зачитываются поклонники романтизма, разбирают на цитаты, а особенно красочные строки превратились в афоризмы:

«На любой заданный вопрос есть ответ»

Принято считать, что Уильям в понимании человеческой природы опередил свое время, более того, исследователями творчества Блейка-поэта отмечены черты психоанализа, который получил распространение на сто лет позднее.

Стихотворение Уильяма Блейка «Тигр, тигр…»

Первый стихотворный сборник под названием «Поэтические наброски» увидел свет в 1783 году. Затем вышли оптимистичные «Песни невинности» и омраченные горечью осознания действительности «Песни опыта». Иллюстрации к книгам Уильям оформлял собственноручно, а оба этих труда – еще и в одну книгу, как символ противоположных состояний души. Стихотворению «Дитя-Радость» противопоставлялся образ «Больной розы», «Эхо в зелени» контрастировало с «Деревом яда», «Ягненок» — с «Тигром».

Сочинение «Бракосочетание рая и ада» — своеобразный ответ поэту и мыслителю Джону Мильтону на вопросы, косвенно заданные в поэме об Адаме

«Потерянный рай». К ней Уильям выпустил цикл акварельных работ. Высшая способность, присущая человеку, по Блейку – воображение, дается Адом.

уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение
Иллюстрация к поэме Уильяма Блейка «Бракосочетание рая и ада»

Рай олицетворяет рациональность и порядок. Зло становится силой, которая меняет мир, а Добро в традиционном понимании пассивно и реакционно. Но по одиночке они существовать не могут, и только их единство, то самое «бракосочетание» рождает целостную, духовную личность.

Будучи крещенным англиканской церковью, Уильям Блейк сопротивлялся религиозным догмам, высмеивал покорность и покаяние. С другой стороны, стихотворения «О скорби ближнего» и «Божественный образ» — гимн присутствию Бога в судьбе каждого человека, в радостные и печальные моменты.

Уильям Блейк: о чем рассказала (и не рассказала) выставка в Tate Britain

В Tate Britain недавно открылась крупнейшая выставка, посвященная английскому художнику и поэту Уильяму Блейку: там представлено более 300 работ, выполненных в графике и акварели.

Как и большинство гениев, Блейк не был признан современниками и умер в нищете – об этом рассказывает выставка в Tate Britain. А вот о чем она не рассказывает – так это о том, как его потом оценили потомки и как его творчество повлияло на мировое искусство XIX и XX века.

Специально для читателей ZIMA Magazine искусствовед Ирина Кукота восполняет этот недостаток в своем большом историческом очерке о Уильяме Блейке (и рассказывает, что интересного есть на выставке).

Наверное, многим из вас с детства знакомы эти строки из «Прорицаний Невинности» Уильяма Блейка в переводе С. Маршака:

«В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир – в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность

И небо – в чашечке цветка».

И в восприятии большинства Блейк, конечно же, в первую очередь поэт – знаковая фигура в истории английской и англоязычной литературы. В рейтинге ста влиятельных британцев, составленном «Би-Би-Си», Блейк занимает 38-е место. А как поэт – второе после Шекспира.

уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение

Первым авторитетным исследованием его жизни и творчества стал двухтомник Александра Гилкриста «Жизнь Уильяма Блейка, “неизвестного художника”» (Life of William Blake, “Pictor Ignotus”), опубликованный в 1863 году. Именно с этой книги ведет свое происхождение миф о Блейке как одиноком непризнанном гении. Именно с этого времени Блейк считается одним из столпов английской поэзии и искусства.

Cорок лет спустя после его смерти викторианский поэт Алджернон Суинберн выпустил исследование William Blake: A Critical Essay (1868). В конце XIX столетия ирландский поэт Уильям Батлер Йейтс вместе с издателем Эдвином Джоном Эллисом возродили интерес к Блейку, издав полное собрание его сочинений в 1893 году (Йейтс был главным редактором).

Идеи Блейка прослеживаются у Бернарда Шоу, Уолта Уитмена, Каммингза, Пабло Неруды, Томаса Стернза Элиота и Томаса Мертона. И даже совсем уж недавняя трилогия-фэнтези Филипа Пуллмана His Dark Materials имеет своей отправной точкой блейковское «Бракосочетание Рая и Ада». Творчество Блейка относят к эпохе предромантизма, но в истории литературы он занимает место наряду с Вордсвортом, Кольриджем, Байроном, Шелли и Китсом и считается одним из первых поэтов современности. Каждое поколение поочередно считало его романтиком, символистом, сюрреалистом, бунтарем и революционером (и даже протомарксистом), либертарианцем и защитником идей «свободной любви».

Поэтому совсем не удивительно, что Блейком (уроженцем Сохо) увлекались такие рок-музыканты (тоже жившие или выступавшие в Сохо), как Боб Дилан, Джон Леннон, Пол Маккартни, Мик Джаггер, Кит Ричардс, Джоан Баэз, Брюс Спрингстин и Боно. Для них он был и остается воплощением контр-культуры и анти-истэблишмента, истинного поэта и художника, который дышит своим творчеством до последней минуты: по воспоминаниям Ричмонда, Блейк, имевший обыкновение перелагать свои поэмы на музыку, умер распевая свои стихи. Поэтому тот факт, что фронтмен группы Iron Maiden Брюс Дикинсон присутствовал 12 августа 2020 года на церемонии открытия надгробия Уильяму Блейку в Bunhill Fields и произнес пламенную речь, вообще не должен вас удивлять.

Идеями Блейка вдохновлялся и Олдос Хаксли: название его романа «Двери восприятия» (The Doors of Perception), описывающего психоделический опыт – не что иное как цитата из блейковского «Бракосочетания Рая и Ада» («Если бы двери восприятия были чисты, все предстало бы человеку таким, как оно есть – бесконечным»). Эти двери-порталы восприятия превратились потом в The Doors Джима Моррисона, который позаимствовал тот самый афоризм у Блейка (через Хаксли, конечно).

Не обходили вниманием поэмы Блейка и композиторы Бенджамин Бриттен и Ральф Воан-Уильямс, а позднее – Джон Тавернер, положивший на музыку стихи The Lamb и The Tyger. А в 1980-е и 1990-е хитом всех времен и народов стала композиция Вангелиса Jerusalem из саундтрека к фильму The Chariots of Fire (кстати, название фильма тоже было навеяно строками из той же поэмы Блейка Bring me my chariot of fire). Вангелис умело включил в свое произведение сочиненный в 1916 году сэром Губертом Пэрри хорал на слова из поэмы Блейка Jerusalem, который англичане продолжают с гордостью и воодушевлением исполнять и по сей день. Пожалуй, только сейчас, по словам Питера Акройда, мы приходим к осознанию масштабов дарования Блейка, пониманию и приятию его наследия.

уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение
«Иерусалим»

Если с Блейком-поэтом все более-менее ясно, то наследие Блейка-художника остается менее популярным. Именно этот аспект его творчества стал центральной темой недавно открывшейся в Tate Britain выставки «Уильям Блейк: Художник» (William Blake: the Artist). Заявленная как одна из крупнейших выставок-ретроспектив за последние двадцать лет, на которой представлено более 300 произведений, она знакомит нас с графическими и живописными опытами мастера. Кураторы Мартин Мирон и Эми Конкэннон решили организовать выставку в хронологическом порядке, фокусируясь на биографии Блейка. При этом они поставили своей целью «демифологизировать» его образ, очистив его от поздних клише и наслоений. С одной стороны, это сделало выставку чуть скучнее, с другой стороны – академически точнее и системнее.

Однако мне, как человеку современному, совершенно не хватало на этой выставке интерактивной составляющей. Даже в небольшом музейчике Китса в Хэмпстеде кураторы не поленились дополнить экспозицию интерактивной картой, позволяющей найти лондонские адреса поэта и составить не только визуальное, но и слуховое впечатление об улицах и шумах Лондона XIX века. На выставке Блейка в самом первом зале вы видите не очень четкое фото карты Лондона с улицей в Сохо, где родился и проживал поэт в первые годы своей жизни. Можете полюбоваться и на черно-белое фото дома 28 на Broad Street (теперь Broadwick Street), принадлежавшего некогда родителям Блейка и снесенного в 1965 году. На этом попытки помочь посетителям осмыслить лондонскую поэтическую и визионерскую топографию Блейка заканчиваются. А ведь топография Лондона как города адских и райских видений очень важна в творчестве поэта. И, как мне кажется, отсутствие интерактива значительно затрудняет восприятие этой важной составляющей его творчества.

Выставка подчеркивает, что Уильям Блейк был в первую очередь художником. И художником талантливым, – мастером, создавшим такие эталонные, узнаваемые образы, как «Ветхий Денми» (Ancient of Days, 1827), «Призрак Блохи» (The Ghost of a Flea, 1819-20), «Ньютон» (Newton, 1795) или «Жалость» (Pity, 1795). С десяти лет с согласия отца он начал брать уроки рисования на Стрэнде; в 14 лет стал подмастерьем известного художника-гравера Джеймса Базиэра; после семи лет работы подмастерьем Блейк поступил в Королевскую академию художеств, тогда располагавшуюся на Стрэнде. Он осваивает принципы академической живописи, увлекается изучением произведений Микеладжело и Рафаэля, интересуется голландской и фламандской школами и продолжает удостаиваться видений: в одном из писем он упоминает, что архангел Гавриил сообщил ему, что Микеланджело мог изобразить ангела лучше, чем Рафаэль. Тогда же Блейк признавался, что терпеть не может рисовать с натуры – для него это было все равно что рисовать мертвечину. Реальность мешает воображению.

уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение
Ньютон

Примерно в те же годы Блейк понимает, что его не интересует классическая живопись, что ему ближе искусство Средневековья, готический стиль. Он возвращается к символизму средневекового искусства, находит свой собственный стиль, отказывается от перспективы и самое главное – от живописи маслом. Впоследствии это приведет его к созданию иллюстрированных поэтических циклов в подражание средневековым манускриптам с анлюминюрами. Так появятся иллюстрированные «Песни опыта и невинности» (Songs of Innocence and Experience), «Бракосочетание Рая и Ада» (Marriage of Heaven and Hell), «Европа: Пророчество» (Europe: the Prophecy), «Америка: Пророчество» (America: the Prophecy) (именно благодаря двум последним Блейк снискал репутацию бунтаря и революционера).

уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение
Европа: пророчество

Но Блейк иллюстрировал не только свои произведения: особое внимание следует уделить его циклам, иллюстрирующим произведения Джона Мильтона «На утро Рождества Христова» (On the Morning of Christ’s Nativity) и «Потерянный рай» (Paradise Lost). По пути из зала не пропустите цикл рисунков и гравюр, созданных Блейком в качестве иллюстраций к поэме Роберта Блэйра “Могила» (The Grave), размышляющей на тему смерти и загробной жизни. Некоторое время назад Tate Britain пыталась приобрести все 19 гравюр из этого цикла (они были обнаружены случайно в букинистическом магазине в Глазго), но эта попытка не увенчалась успехом. Коллекция гравюр попала не в музей, а в руки частного владельца, который сразу же продал половину гравюр на аукционе. Несколько гравюр были приобретены известным американским ученым и коллекционером Робертом Эссиком, одна досталась Лувру и еще одна – музею Huntington Art Collections в Сан-Марино. Так что не упустите возможность увидеть всю серию целиком перед тем, как гравюры вновь разойдутся в разные стороны света.

Кураторы также обращают внимание на уникальную технику Блейка, которую он использовал при создании собственных гравюр. В возрасте 31 года он начал экспериментировать над созданием особого рельефного оттиска. Эту технику он потом применял для оформления своих книг, брошюр и стихов. Именно в этой технике был выполнен шедевр Блейка — иллюстрации к Библии.

Чтобы сделать оттиск изображения или текста с иллюстрацией, их контуры наносились на медные пластины с использованием кислотоупорного растворителя. Изображения могли располагаться прямо рядом с текстом на манер древних иллюстрированных манускриптов. Потом оттиск делался повторно, но уже в кислоте, чтобы подчеркнуть контуры и покрыть нетронутые участки. Здесь классическая техника оттиска воспроизводится с точностью до наоборот (согласно классическому методу, кислота наносилась только на контуры, а на самой пластине делалась инталия, глубокая печать).

Рельефный оттиск, изобретенный Блейком, стал впоследстии важным коммерческим методом печати. Прежде чем страницы с оттисками, выполненными методом Блейка, превращались в книжный том, их раскрашивали вручную акварельными красками, а затем прошивали. Первыми образцами таких книг стали «анлюминированные» трактаты «Все религии едины» (All Religions are One) и «Нет никакой естественной религии» (There is No Natural Religion), написанные в 1788. Такой же способ оттиска Блейк использовал в дальнейшем и для других книг. При этом каждая гравюра уникальна и не похожа на последующие и предыдущие. На мой взгляд, в этом разделе выставки не помешал бы какой-нибудь небольшой клип, наглядно поясняющий, в чем состояла новизна метода Блейка.

Поскольку выставка носит биографический характер, немало внимания уделено жене Блейка Катерине. Отмечается, что многое ему удалось благодаря ее постоянной поддержке: Катерина Блейк не только была женой и домохозяйкой, но и ассистентом Блейка. В частности, с ее помощью были созданы иллюстрации к книгам Джона Баньяна «Путешествие Пилигрима в Небесную Страну» (Pilgrim’s Progress from This World to That Which Is to Come, 1824-27) и «Ночным мыслям» (полное название The Complaint: or, Night-Thoughts on Life, Death, & Immortality) Эдварда Янга в 1797 (предполагается, что Катерина работала над цветными версиями). Но выставка подчеркивает, что Кэтрин Блейк была и самостоятельным художником: в 1796 году она делает иллюстрации к готическому роману М. Льюиса «Монах».

уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение
Кэтрин Блейк

На протяжении всего времени посетитель остается в рамках XVIII века. Это помогает осознать, что Блейк – современник Хогарта и Генри Фюссли, что он прекрасный гравер, что он самобытный и мощный по воздействию живописец со своим видением и своей мифологией. Блейк также предстает в окружении ближайших друзей и покровителей, которые ценили его художественный дар, поручали ему заказы и коллекционировали его произведения. Постепенно узнаешь, какую роль в жизни Блейка играли пастор-издатель Джон Джонсон, скульптор Джон Флаксман, поэт Уильям Хейли, государственный служащий Томас Баттс, графиня Элизабет Эгремонт. Блейка знал и придворный живописец Томас Лоуренс, однажды пожертвовавший ему 100 фунтов.

В 1797 по просьбе скульптора Джона Флаксмана Блейк начинает работу над 116 акварельными иллюстрациями к поэмам Томаса Грея, а в 1815 – делает иллюстрации к каталогу фарфора Джозайи Веджвуда. Казалось бы, хорошие заказы. Действительно, Блейк не был полностью изолирован: при его жизни существовал узкий круг людей, которые его ценили, поддерживали заказами и считали гением, хоть и немного сумасшедшим. Но можно на это посмотреть и по-другому: жизнь Блейка в общих чертах напоминает жизнь неофициального художника советских времен, который, как например, Илья Кабаков, днем рисовал иллюстрации к детским книжкам, а вечером создавал свои концептуальные космические инсталляции.

И все же, и все же… Несмотря на то, что работа художника-гравера приносила Блейку неплохой доход, он умирает 12 августа 1827 года в возрасте 69 лет в полной нищете в доме номер 3 на Fountains Court в стороне от Стрэнда (даже он называл это жилище «дырой»). Этот дом не сохранился, имеется только памятная табличка на месте находившейся рядом Fountains Tavern. А ведь именно здесь Блейком был выполнен цикл рисунков к «Божественной комедии» Данте и к «Книге Иова». Да и ставший уже хрестоматийным образ «Ветхого Денми» был создан им для публикации стихотворного цикла «Европа: пророчество» буквально за несколько дней до смерти именно здесь. Прозябая в нищете, Блейк утешался мыслью, что «Бог уготовал ему прекрасный чертог в мире ином».

После смерти Катерины работы Блейка попали в руки лорду Тэйтэму, который уничтожил многие из них, сочтя их бунтарскими, еретическими и кощунственными. Похоронили художника-поэта в общей могиле (правда, неподалеку от Даниэля Дефо и Джона Баньяна) в местечке Банхилл Филдс (Bunhill Fields), где были погребены и его родители. Но точное местонахождение этого захоронения было установлено лишь в 2006 году, а надгробие на могиле поэта установили только летом прошлого года.

Как бы кураторы ни стремились снизить пафос и трагизм судьбы Блейка, от этой темы все равно не уйти. И его пристальный взгляд на автопортрете в очередной раз напоминает, что он не считал себя простым обывателем-филистером. Миф о романтическом бунтаре-одиночке – странном, непонятом, эксцентричном, отверженном – не беспочвенный. Чего только стоит история, когда Блейка обвинили не только в нападении на солдата по имени Джон Скофилд, но и в организации мятежа против короля (звучит до боли актуально). Скофилд заявил, что Блейк восклицал: «Будь проклят король. Все его солдаты – рабы». Чичестерская выездная сессия суда присяжных признала Блейка невиновным, а Сассекская городская газета поясняла, что «сфабрикованность произошедшего была настолько очевидна, что обвиняемый был незамедлительно оправдан». Позже в иллюстрации к «Иерусалиму» Скофилд станет символом «ограниченности разума, заключаемого в оковы рабства».

При этом, несмотря на все перипетии, Блейк не оставлял надежду обрести признание у широкой публики: если Академия художеств не признает его работы, он устроит выставку рядом со своим родовым гнездом, в доме 27 на Broad Street – там держал галантерейную лавку его брат. Выставка была задумана так, чтобы вместе с другими работами продать новую версию «Кентерберийских пилигримов». Блейк выставил 16 работ и напечатал «Описательный каталог» со своими размышлениями об искусстве, содержащий, по мнению британского искусствоведа Энтони Бланта, «выдающийся анализ» произведения Чосера. Вместе с тем каталог содержал и детальное объяснение картин Блейка. Однако выставку посещали плохо: ни картины темперой, ни акварели не вызывали у зрителей интереса. Их называли слишком примитивными, неинтересными, небрежными работами сумасшедшего. А рецензия на выставку, опубликованная в еженедельнике «Эксперт», была откровенно разгромной. Кураторы Tate Britain воссоздали одну из комнат, где проходила выставка Блейка в 1809 году, помогая зрителям представить, как она выглядела в реальности.

Следующий за этим зал посвящен выставке Общества художников-акварелистов, прошедшей в 1812 году, на которой Блейк выставил композиции «Духовная форма Нельсона, направляющая Левиафана» (The Spiritual Form of Nelson Guiding Leviathan) и «Духовная форма Питта, направляющая Бегемота» (The Spiritual Form of Pitt Guiding Behemoth) и серию иллюстраций к поэме «Иерусалим». Тут кураторы воспользовались возможностями современной техники и увеличили, пусть и виртуально, оба произведения до тех размеров, которые соответствовали первоначальным замыслам Блейка. Серия иллюстраций к поэме «Иерусалим», впервые показанная на той же выставке, представлена отдельно.

В целом, выставка в Tate Britain получилась интересная, но мне не хватало информации, связующей Блейка с XIX и XX веком. На экспозиции мы видим отзывы современников Блейка, но не можем оценить весь масштаб его дарования и проследить влияние Блейка на последующие поколения английских и европейских художников – а его влияние было огромно. Первыми, кто оценил его по достоинству, были прерафаэлиты: Данте Габриэль Россетти со своим братом Уильямом завершили и издали труд о Блейке умершего в 1861 году Александра Гилкриста. Данте Габриэль Россетти был, помимо всего, еще и счастливым обладателем записной книжки Блейка и восхищался поэтом-художником, во многом ему подражая. Блейк оказал решающее влияние на живопись и мировоззрение символистов. Особенно его полюбили британские сюрреалисты, в частности, Пол Нэш и Грэм Сазерленд. А «Призрак Блохи», явившийся Блейку во время спиритического сеанса, вдохновил уже современных нам Дэмиена Херста и Хассана Хана. Было бы замечательно, если бы выставка помогла осмыслить актуальность и влияние Блейка на наше время. Увы, похоже, не в этот раз.

ZIMA в Телеграме: t.me/zimamagazine.com

Личная жизнь

В личной жизни Уильяма Блейка было куда меньше поисков и метаний, чем в творческой. С женой Кэтрин Буше поэт познакомился в то время, когда переживал крах предыдущих отношений – девушка отказалась выходить замуж. Блейк обвенчался с избранницей в 1782 году.

уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение
Портрет Кэтрин Буше, жены Уильяма Блейка

В лице супруги Уильям обрел любящего и верного друга, с пониманием относившегося к тому, что у мужа

«есть богатство дум, восторги духа, здравый ум…Но беден казной земною».

Кэтрин, не умевшая даже расписаться в свидетельстве о браке, под присмотром Уильяма научилась читать и писать, выполнять гравюры. Женщина станет вдохновителем Блейка во времена неудач и помощницей в иллюстрировании книг.

Анна Толстова о выставке «Уильям Блейк и британские визионеры» в ГМИИ имени Пушкина

Блейк, надо думать, вряд ли был бы польщен луврской закупкой, хотя при жизни его малочисленными коллекционерами и редкими заказчиками были люди весьма экстравагантных вкусов, про собрания музейного уровня не могло быть и речи, да и выставляться ему почти не удавалось. Просто все французское, особенно в искусстве — французский рационализм и французскую школу с ее холодным мастерством, он, как в общем-то и полагается англичанину, презирал, делая исключение для одной только Французской революции, которую воспринял как явление мифологического масштаба, вроде Троянской войны, и уже в 1791 году воспел в поэме, демонстрирующей прекрасную осведомленность о реальном ходе событий — лондонские газетчики работали отлично. Политический нерв его искусства мы уже не ощущаем так остро, но той горстке современников, что мирилась с его эксцентричностью, прощала ему взрывной характер и считала его хоть и сумасшедшим, но талантом, он был очевиден. Утром — в газете, вечером — в куплете «пророческой поэмы». То есть, конечно, не в куплете, а на странице, отпечатанной по авторской технологии (что-то вроде офорта шиворот-навыворот) и раскрашенной вручную, так что нет в природе двух одинаковых экземпляров, потому что «все живущее священно» и уникально. На странице, где слово и образ сливаются в объятиях, потому что вся-то наша жизнь есть борьба и единство противоположностей, бракосочетание Рая и Ада, песни Невинности и Опыта.

Мелкий лавочник из Ламбета, которому до всего было дело — до революции в Северо-Американских Штатах, до борьбы за права женщин и до восстания рабов в Суринаме, в «Иерусалиме» пару раз, увязнув в своих любимых перечислениях имен, упоминает Россию (а также отдельно Сибирь и Татарию), но на его политической карте мира она не играет никакой роли. И Россия до сих пор платила ему таким же пренебрежением: представление о Блейке исключительно как о поэте малых форм основывается на по сей день непревзойденных переводах Маршака. Блейка — автора «профетических» поэм, размерами чуть ли не превосходящих эпическое творчество его кумиров, Данте и Мильтона, и художника-визионера — мы не знаем. Выставка «Уильям Блейк и британские визионеры», привезенная Галереей Тейт на «Декабрьские вечера» в ГМИИ имени Пушкина,— дебют Блейка-художника в России: художественные моды до нас обычно докатываются с полувековым опозданием.

Уильям Блейк. «Беатриче, восседающая на влекомой грифом колеснице», 1824-27 годы

Фото: Галерея Тейт Бритен, Лондон

Обещано кое-что из пророческих» книг, кое-что из иллюстраций, в том числе и к «Божественной комедии» — это последняя работа Блейка, титаническая лебединая песня, кое-что из так называемых «больших раскрашенных печатных рисунков» 1795 года,— изобретя очередную авторскую технику, смесь рисунка тушью, акварели, темперы и гравюрной печати, Блейк надеялся выпускать нечто наподобие тиражных и в то же время непохожих друг на друга «картин», в чем на полтора века опередил Уорхола с его шелкографиями. И этого будет достаточно, чтобы с головой окунуться в Блейков мир, увлекательнейшее фэнтези, составленное из библейской мистики, сведенборгианских откровений, протестантской этики, политического радикализма, алхимии, франкмасонства, эзотерических учений всяческих «антикваров», «израэлитов», «атлантистов» и «друидов», из Гомера, Данте, Шекспира, Спенсера, Мильтона, готических романов и разнообразного ментального мусора.

Блейк явится нам не один, а в окружении современников, учеников и наследников, которые все хором составляют традицию британского визионерства, столь же влиятельную, что и традиция британского юмора. Тут и его друг, что, надо сказать, было редкостью среди художников, относившихся к Блейку с мерзкой снисходительностью: Иоганн Генрих Фюссли, швейцарец, поселившийся в Лондоне и прославившийся хоррор-картинами на шекспировские сюжеты, сам духовидец, с дружеской откровенностью признававшийся, что воровать Блейковы образы — одно удовольствие. Тут и Сэмюэл Палмер — самый одаренный в компании молодых художников, неожиданно набившихся в ученики к старику Блейку в его последние годы, мастер фантастических идиллий, до конца жизни так и не оправившийся от впечатления, произведенного на него блейковскими иллюстрациями к «Буколикам» Вергилия. Тут и прерафаэлиты, учредившие Блейков культ, с Данте Габриелом Россетти во главе. И конечно, Обри Бердслей. И, что более интересно, художники XX века, в диапазоне от Сесила Коллинза, английского Тышлера, до, как ни удивительно, Фрэнсиса Бэкона. Джона Хоппнера, чьи слова мы цитировали в самом начале, разумеется, не будет — этот трезвомыслящий господин проходит по достойному, но куда более скромному разряду: английский портрет XVIII века, мастера второго ряда.

ГМИИ имени Пушкина, с 29 ноября по 19 февраля

Смерть

Уильям Блейк умер в августе 1827 года в бедности. До последних дней художник работал над иллюстрациями к поэме «Божественная комедия» Данте Алигьери. Этой работе итальянского мыслителя Блейк посвятил в общей сложности 102 рисунка, множество предварительных набросков.

уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение
Могила Уильяма Блейка

Как и у Вольфганга Амадея Моцарта, последним пристанищем британского гения стала общая могила на кладбище Bunhill Fields в Лондоне. После Второй мировой войны власти решили разбить на этом месте парк. Поскольку о точном месте захоронения никто не знал, ограничились памятной плитой, на которой написали, что «неподалеку лежат останки» Блейка и его жены.

В 21 веке поклонники творчества Уильяма потратили 2 года на установление конкретного места погребения. На помощь пришли древние церковные книги и знания современного ландшафтного дизайнера Кэрол Гарридо. Исследуя каждый сантиметр, энтузиасты нашли точное место.

уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение
Уильям Блейк

уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение

Последнее десятилетие жизни

В 1818 году Блейку посчастливилось встретить художников, своих единомышленников, по отношению к современным направлениям художественного искусства. Они также горячо разделяли веру Блейка в духовное возрождение.

Интересные факты

уильям блейк картина творение. Смотреть фото уильям блейк картина творение. Смотреть картинку уильям блейк картина творение. Картинка про уильям блейк картина творение. Фото уильям блейк картина творение
Набросок портрета Уильяма Блейка

Почему Уильям Блейк – художник современности?

Во-первых, Уильям Блейк, сам того не подозревая, стал одним из первых мультимедийных художников. Он транслировал свои концепции сразу через две формы: изображение и текст, которые постоянно взаимно дополняют друг друга. Опубликованные в 1789 году «Песни невинности и опыта» – сборник стихов, проиллюстрированный самим поэтом. При этом, в отличие от традиционной иллюстрации, Блейк смешивал текст и картинку, наслаивая друг на друга поэтические и художественные образы. Его мифологическую систему сложно понять, если попытаться разграничить визуальное искусство и поэзию. Можно считать, что мультимедийный сторителлинг – современный подход к рассказыванию историй – во многом обязан экспериментатору Блейку.

«Песни невинности и опыта»

Во-вторых, темы, которые поднимал Блейк, сегодня звучат острее, чем когда-либо. Вот несколько примеров того, как художник-поэт предвидел будущее.

Неравенство. Человек и государство

Блейк был обеспокоен противостоянием человека и поглощающей его системы. В его стихотворении «Тигр» некоторые комментаторы трактуют образ хищника как символ системы, перемалывающей простых людей.

Тигр, о Тигр, в кромешный мрак

Огненный вперивший зрак!

Кто сумел тебя создать?

Кто сумел от тьмы отъять?

Дискриминация

Блейк не разделял популярные в свое время идеи превосходство белых европейцев над другими расами. Художник воспевал ценность человеческой души и говорил о равенстве каждого человека перед законом.

И мальчику английскому вожатым

Я буду на дороге в небеса

И там как равный встану рядом с братом,

Его златые гладя волоса.

Насилие над детьми

Блейк последовательно выступал против рабского труда детей, вынужденных работать на фабриках с раннего возраста. Казалось бы, сегодня в европейском мире эта проблема звучит менее остро, но мы редко задумываемся, что эксплуатация низкооплачиваемого детского труда по-прежнему существует по всему миру, в том числе для массового производства товаров многих брендов, популярных и на нашем рынке.

Когда я еще начинал лепетать,

Ушла навсегда моя бедная мать

Отец меня продал, – я сажу скребу

И черную вам прочищаю трубу.

Цитаты

«Гравирование — это ремесло, которому я учился, мне не стоило и пытаться жить иным трудом. Мои небеса — это медь, а земля моя — это железо».

«Мои произведения более известны на небесах, нежели на земле».

«Жизнь — это Действие и происходит от Тела, а Мысль привязана к Действию и служит ему оболочкой».

«Не думай, что ты умнее других, хотя другие и считают, что умнее тебя, — и в этом твое преимущество перед ними».

«Размениваясь на мелочи, рискуете потерять целое».

Картины

Блейк, Уильям

1757, Лондон — 1827, Лондон.

Английский художник, мыслитель и поэт, один из ранних мастеров романтизма. Родился в семье мелкого торговца. С десяти лет начал обучение в рисовальной школе Г. Парса в Лондоне, которое продолжил в 1771 в мастерской гравера Дж. Безайра, изготовлявшего по заказам Археологического и Антикварного обществ таблицы для изданий древностей, привлекая к работе учеников. Блейк делал зарисовки скульптур английских церквей, много работал в Вестминстерском аббатстве. Это занятие пробудило в нем интерес к готике. Он понял, что нельзя говорить о Средневековье как о «темных веках», ибо в национальном наследии все эпохи равны. Впоследствии этот тезис стал важным аргументом в его спорах с оппонентами, особенно с президентом Королевской академии художеств Рейнолдсом, отношения с которым не сложились с ученических времен, когда в 1779 Блейк поступил в школу Академии. Художественные принципы молодого мастера пришли в противоречие с живописной традицией, господствовавшей там. Опыт гравера и страсть к Средним векам способствовали формированию стилистических особенностей его искусства, основанных на выразительности контура, подчеркнутой линеарности, удлиненности пропорций. Большое влияние на художника оказали Дж. Флаксмен, Фюсли и Дж. Барри, а из старых мастеров — Микеланджело. Блейк не писал с натуры, рано обнаружив склонность к фантазии и визионерству. Свои сюжеты черпал главным образом из Библии, Шекспира, Вергилия, Мильтона, Данте, а также из собственных сочинений. В сфере политики поддерживал радикальные идеи и движения, но после эпохи террора в годы Французской революции потерял к ним интерес. В вопросах религии был близок теософии Э. Сведенборга, критически относясь к официальной церкви. Ок. 1787 мастер начал работать над изданием собственных поэм. Обратившись к опыту средневековых миниатюристов, он выработал метод оформления печатных книг, в котором рукописный текст и иллюстрации гравировались вместе, а затем раскрашивались от руки, представляя собой единое художественное целое. Ранние книги — Песни невинности (1789), Песни опыта (1794) — содержат полные непосредственности лирические образы. Отдельные листы выполнены со множеством полужанровых деталей. Однако уже здесь отсутствует реально трактованное пространство, все фигуры и сцены подчинены логике декорации листа. С 1789 Блейк приступил к серии нерифмованных поэм, объединенных названием Пророческие книги. Среди них — такие известные, как Бракосочетание Неба и Ада (ок. 1790—1793), Книга Уризена (1794), Книга Лоса (1795). Грандиозность идей, способность мыслить в масштабах Универсума привели Блейка к созданию собственной мифологии. Элементы его мифотворчества восходят как к христианской, так и языческой традиции. Его персонажи — это символы Счастья, Знания, Любви и новые боги: Лос — Воображение, Лувах — Страсть, Теотормон — Слабость и Сомнение, наконец, Уризен, близкий по смыслу к Иегове, олицетворяет одновременно и всемогущего Бога, и порабощенного Человека. В этой диалектике Блейк прозревает единство одухотворенной природы, высшим воплощением которой является обожествленный Человек. Удивительным образом мастер сочетает в своих произведениях порой наивное простодушие деталей и отдельных персонажей, которые сродни чистым образам народного искусства, и оригинальное философское содержание, фантастичность и напряженный спиритуализм. В 1793 художник переехал в Ламбет, где начался период, отмеченный пессимизмом и разочарованием. В том же году он выпустил поэму Америка. Ок. 1795 вышли две подцвеченные гравюры: Элохим, создающий Адама (Макбет, I, 7) и Дом смерти (Потерянный рай, XI, 477—493), в которых он переосмысливает тексты Шекспира и Мильтона в соответствии со своими идеями. С 1799 по 1805 Блейк написал 37 темперных композиций и около 100 акварелей на библейские темы для Т. Батта, единственного в то время своего покровителя. После возвращения из Фелфама (Сассекс), где он провел три года (1800—1803), приступил к поэме Мильтон, попутно работая над акварелями на темы произведений поэта. С 1804 по 1820 пишет и иллюстрирует самую большую свою поэму Иерусалим. Ок. 1818—1820 создал серию акварелей к Книге Иова (гравированы в 1823— 1825), в которой все сильнее начинает звучать тема прощения. В 1821 сделал прелестные иллюстрации к Пасторалям Вергилия. Наконец, ок. 1824 приступил к работе над Божественной комедией Данте, которую так и не успел закончить. В 1809 в Лондоне состоялась персональная выставка мастера. Сопровождавший ее Описательный каталог, наряду с замечаниями Блейка к Речам Рейнолдса, является главным источником, где изложены эстетические взгляды художника. Наследие мастера при всей близости романтизму не укладывается полностью в строгие рамки определенного направления или стиля. Его композициям присуща непостижимая диалектика мощи и безволия формы. Текучая материя словно возникает и растворяется на глазах у зрителя. В телесных образах нагих и задрапированных фигур, с крупно, по-микеланджеловски моделированной мускулатурой, но как бы лишенных костяка, увлекаемых в некий вселенский водоворот, воплощена идея рождения и смерти как постижение высших сокровенных тайн мироздания. Трепетная, порой напоминающая язык пламени линия контура; нежный, прозрачный, лишенный темных теней колорит, еще более смягченный отказом от черного цвета рисунка в пользу синего, коричневого и пурпурного; замена реального пространства некой универсальной средой, которая не подчиняется законам линейной перспективы, — все эти особенности стиля художника воплощают изобразительными средствами образную и философскую сущность его загадочной поэзии. Блейк многое предвосхитил в истории не только английского искусства. Однако для современников он был слишком своеобычен. Известность его гений начал приобретать лишь с конца 1840-х. Его «открыли» прерафаэлиты, затем ему отдали дань символисты, наконец, широкое признание пришло в XX в. Последние годы жизни одиночество мастера скрашивала группа молодых художников, которые называли себя «Древние», среди которых были Палмер и Дж. Линнелл. Основные собрания произведений Блейка сосредоточены в Лондоне: в галерее Тейт и Британском музее. Есть крупные коллекции в США: Нью-Йорк, библиотека П. Моргана; Кембридж, Музей Фогга; Филадельфия, собрание Лессинга Дж. Розенвалда.

Лит.: Елистратова А. А. Вильям Блейк. М., 1957; Некрасова Е. А. Вильям Блейк. 1757—1827. М., 1960; Некрасова Е. А. Творчество Вильяма Блейка. М., 1962; Вильям Блейк в переводах С. Я. Маршака. Избранное. М., 1965; Некрасова Е. А. Романтизм в английском искусстве. Очерки. М., 1975; Bentley G. E., Nurmi Jr. and M. K. A Blake Bibliography. Minneapolis, 1964; Blake’s Visionary Forms Dramatic. London, 1970; Bindman D. William Blake. Exhibition Catalogue. Hamburg, 1975.

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *