в каких методах обучения применяется игра на уроках обж

Применение игровых технологий на уроках ОБЖ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Применение игровых технологий на уроках ОБЖ.

Пшидаток А.М., учитель ОБЖ

МБОУ СШ «5» п. Яблоновский

Игровые технологии выполняют следующий спектр целевых ориентаций:
• дидактические: расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
• воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;
• развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности;
• социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Рассматривая понятие игры как средства обучения можно сделать следующие выводы:
1) игра — эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;
2) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
3) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
4) игра — один из приёмов преодоления пассивности учеников;
5) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится, как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Как же облечь урок ОБЖ в игровую форму в школьной практике?
Здесь великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Игровые технологии на уроках ОБЖ можно применять на всех ступенях школьного образования.
Правильный отбор игр позволяет их использовать на различных типах уроков: от изучения нового материала до уроков обобщения и систематизации знаний.

Игровая деятельность на уроках ОБЖ использу­ется в следующих случаях:
1) В качестве самостоятельных технологий для освое­ния понятия, темы и даже раздела учебного предмета.
Например, для закрепления, систематизации и обобщения полученных знаний по различным разделам курса ОБЖ: урок-КВН «Искру туши до пожара, беду отводи от удара» для учащихся 5 класса; интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Брейн-ринг», «Звездный час» (Приложение 1)
2) Как элементы более обширной технологии.
При проведении проблемного урока ОБЖ можно использовать ролевые игры, где учащиеся получают роли «Эксперта», «Хранителя времени», «Почемучки».
3) В качестве технологии урока или его фраг­мента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
Например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» на этапе введения учащимся предлагается вспомнить русские пословицы и поговорки о здоровье. Также можно широко использовать дидактические игры на разных этапах урока, например, игра «Хлопай в ладоши» (5 класс), игра «Выбери действие» (7 класс), серия дидактических игр по правилам дорожного движения на этапе повторения, закрепления, контроля знаний и многое другое. Также детям можно предложить разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок, это всегда активизирует мыслительные процессы, пробуждает интерес к учению. (Приложение 2)
4) Как технология внеклассной работы.

В качестве примера может служить проведение военно-спортивной игры «Зарница».

Таким образом, результативность применения игровых технологий на уроках ОБЖ будет зависеть, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой.

Игровые методы являются одними из самых эффективных методов обучения, так как их психолого-педагогической основой является игровая деятельность, которая вносит большой вклад в психическое развитие личности. Использование игровых технологий на уроках ОБЖ соответствует познавательным потребностям учащихся разных возрастных групп. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем. В игре активизируются мыслительные процессы, и возрастает мотивация школьников к изучению предмета ОБЖ.

Игра по ОБЖ для 7-х классов «Счастливый случай»

Источник

Игровые технологии на уроках ОБЖ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Игровые технологии на уроках ОБЖ

Игровые технологии занимают важное место в образовательном процессе. Игра относится к самому доступному и эффективному методу обучения ребенка, связанного с фантазией, творчеством и инициативой.

Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его интересам и потребностям.

Игры на уроках основ безопасности жизнедеятельности имеют свои особенности. Для подростков характерны широкие познавательные мотивы – интерес к знаниям [3].

На уроках ОБЖ, игровые технологии дают возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям, позволяют усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, помогают ребятам научиться в процессе игры принимать ответственные решения в сложных ситуациях.

Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала учащихся и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению учебного материала.

Игра – самый доступный для детей вид деятельности. В игре ярко проявляются особенности воображения и мышления ребенка, его активность, эмоциональность, потребность в общении.

Увлекательная игра повышает умственную активность обучающихся, и они во время игры могут решать более трудные задачи. Но это совсем не значит, что уроки должны проходить только в форме игры. Игровая деятельность – это лишь один из методов, и она дает результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением [31].

Когда дети играют, они применяют свои знания на практике. Игра – это деятельность, в которой обучающиеся активно общаются. Перед ними стоит общая цель, общие переживания. Переживая во время игры, в сознании детей остается глубокий след способствующий формированию благородных стремлений и добрых чувств [27].

Игра занимает важное место в системе нравственного, трудового, физического, и эстетического воспитания. Ученикам необходима активная деятельность, которая повышает их жизненный тонус, удовлетворяющая их интересы.

Занимаясь игровой деятельностью обучающиеся учатся самостоятельно решать различные игровые задачи, искать и находить верный способ решения, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.

К уроку с использованием игровой деятельности необходимо очень тщательно готовиться. Основательно продумать содержание урока, его задачи. Учебный материал должен быть эмоционально насыщен, хорошо запоминался. На уроке следует рассматривать конкретные образы и ситуации. При проведении уроков с использованием игровых технологий ставятся следующие задачи:

1. Хорошее усвоение учебного материала.

2. Расширение кругозора детей.

1. Развитие творческого мышления.

2. Применение умений и навыков.

1. Воспитание нравственных взглядов и убеждений.

2. Воспитание саморазвивающейся и самореализующейся личности.

Готовя урок по основам безопасности жизнедеятельности с применением игровых технологий, учителю следует определить:

— метод решения задачи;

— организацию работы обучающихся при решении задачи;

— оценку работы обучающихся.

При разработке игр учитель должен определить форму организационной деятельности учеников на уроке основ безопасности жизнедеятельности. Самой распространенной формой организации учебно-познавательной деятельности учеников с игровой деятельностью, в результате которой происходит овладение знаниями, является групповая работа. Групповая форма организации относится к личностно-ориентированным технологиям обучения, целью которых является творческое развитие учеников с учетом их индивидуальных возможностей. Обучающиеся, вместе учатся получать необходимые знания, творчески развиваться, приходить друг другу на помощь.

Раскрывая понятие игры как метода обучения можно сделать следующие выводы:

1) игра – это лучшее средство воспитания познавательных интересов обучающихся.

2) игра – тренирует память, вырабатывает речевые навыки;

3)игра – развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

4) игра – прием преодоления пассивности обучающихся;

5) в группе каждый ребенок отвечает за всю команду, каждый заинтересован в лучшем результате, каждый стремится быстрее и успешнее справиться с заданием. Поэтому, соревнование один из эффективных способов повышения работоспособности всех учеников.

При разработке урока основ безопасности жизнедеятельности с игровой формой используется множество различных вариантов, но обязательно нужно соблюдать следующие моменты:

1) игра должна соответствовать учебно-воспитательным целям урока;

2) быть доступной для обучающихся;

3) умеренно использоваться на уроках.

Игровая деятельность на уроках ОБЖ – активность воображения, создающая особенность этой формы деятельности. Развития творческих способностей детей на уроке связана с четкой, правильной постановкой задач. При разработке игр необходимо придерживаться содержания тематического плана, учитывая сложность освоения нового материала, а также состав обучающихся, их подготовленность.

Применять игры на уроках основ безопасности жизнедеятельности можно во всех классах. Правильно отобранная игр позволяет использовать ее на различных типах уроков: от изучения нового материала до уроков обобщения.

Игра используется в следующих случаях:

1) Для лучшего освоения темы урока.

Например, для закрепления и обобщения полученных знаний по различным темам курса ОБЖ: урок–игра «Дорожное движение»; интеллектуальные игры «Знатоки основ безопасности жизнедеятельности», «Брейн-ринг», «КВН» и др.

2) Как элемент обширной технологии.

При разработке проблемного урока учителям можно использовать ролевые игры, где обучающиеся получают определенные роли.

3) Как фрагмент урока.

Например, изучая тему «Здоровый образ жизни» в начале урока обучающимся предлагается вспомнить различные пословицы и поговорки о здоровье. Широко используются дидактические игры на разных этапах урока, например, игра «Пожарная безопасность», игра «Выбери правильное действие», серия игровых технологий по правилам дорожного движения при повторении и закреплении. Также детям можно предложить разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок, это всегда активизирует мыслительные процессы, пробуждает интерес к учению. Пример урока-игры по ОБЖ в 6 классе:

«Что такое опасные и чрезвычайные ситуации представлен в приложении. [Приложение 3].

4) Как метод разработки внеклассной работы.

Результативность применения игр на уроках основ безопасности жизнедеятельности будет зависеть от их систематического использования, от целенаправленности игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Необходимы группы игр и упражнений, которые будут формировать умение выделять основные признаки предмета, сравнивать и составлять их. Разработка таких игровых программ – забота каждого педагога.

Процесс проведения уроков ОБЖ имеет огромное значение. Творческие способности и активность учеников выполняют важную задачу – подготовку к безопасной жизнедеятельности.

Игра выступает как модель, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на более высокий этап.

Сегодня, игровые технологии популярны не только в школе, но и в высших учебных заведениях. Важное свойство игры состоит в том, что в игре и дети и взрослые действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях. Причем самый высокий уровень активности достигается, всегда без принуждения.

Источник

Доклад «Применение игровых технологий на уроках ОБЖ»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

в каких методах обучения применяется игра на уроках обж. Смотреть фото в каких методах обучения применяется игра на уроках обж. Смотреть картинку в каких методах обучения применяется игра на уроках обж. Картинка про в каких методах обучения применяется игра на уроках обж. Фото в каких методах обучения применяется игра на уроках обж

МКОУ «Хуршнинская СОШ»

«Применение игровых технологий

Абдусаламов Гасан Шарапудинович

МКОУ «Хуршнинская СОШ»

Сущность понятий «игра» и «игровые технологии».

Применение игровых технологий на уроках ОБЖ.

Есть великая формула «дедушки космонавтики» К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим; и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, исследовательского таланта, И одним из эффективных средств этого является игра.

Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

Сущность понятий «игра» и «игровые технологии»

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

коммуникативную: освоение диалектики общения;

самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

— функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):

свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»); Р.Г.Хазанкина, К.В.Маховой и другие.

эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь

развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре и дети и взрослые действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти, всегда добровольно, без принуждения.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

— в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

— как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

— в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

— как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Классификация педагогических игр

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на: физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехничесие и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

Это игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д.

Игры путешествия носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: пожарного, спасателя, медицинского работника, сотрудника ГОЧС и т.д. Учащиеся пишут дневники, пишут письма «с мест», собирают разнообразный

Творческие, сюжетно-ролевые игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности школьников, их свободной фантазией.

Строительные, трудовые, технические, конструкторские игры. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.

Учитель, используя в своей работе все 5 видов игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся .

Игровые технологии выполняют следующий спектр целевых ориентаций:

• дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков;

• воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;

• развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности;

• социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Применение игровых технологий на уроках ОБЖ

Рассматривая понятие игры как средства обучения можно сделать следующие выводы:

1) игра — эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;

2) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

3) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

4) игра — один из приёмов преодоления пассивности учеников;

5) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится, как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Как же облечь урок ОБЖ в игровую форму в школьной практике?

Здесь великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Игровые технологии на уроках ОБЖ можно применять на всех ступенях школьного образования.

Правильный отбор игр позволяет их использовать на различных типах уроков: от изучения нового материала до уроков обобщения и систематизации знаний.

Игровая деятельность на уроках ОБЖ использу­ется в следующих случаях:

1) В качестве самостоятельных технологий для освое­ния понятия, темы и даже раздела учебного предмета.

Например, для закрепления, систематизации и обобщения полученных знаний по различным разделам курса ОБЖ: урок-игра «Дорожные знаки» для

учащихся 5-6 классов; интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Брейн-ринг», «Звездный час» и др. (Приложение 1)

2) Как элементы более обширной технологии.

При проведении проблемного урока ОБЖ можно использовать ролевые игры, где учащиеся получают роли «Эксперта», «Хранителя времени», «Почемучки» и др.

3) В качестве технологии урока или его фраг­мента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

Например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» на этапе введения учащимся предлагается вспомнить русские пословицы и поговорки о здоровье. Также можно широко использовать дидактические игры на разных этапах урока, например, игра «Хлопай в ладоши» (5 класс), игра «Выбери действие» (7 класс), серия дидактических игр по правилам дорожного движения в 5-6 классах на этапе повторения, закрепления, контроля знаний и многое другое. Также детям можно предложить разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок, это всегда активизирует мыслительные процессы, пробуждает интерес к учению. (Приложение 2)

4) Как технология внеклассной работы.

В качестве примера может служить проведение различных сетевых игр по ОБЖ, проведение военно-спортивной игры «Зарница», и др.

Таким образом, результативность применения игровых технологий на уроках ОБЖ будет зависеть, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д. Составление программ таких игр – забота каждого учителя. «Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать».

Игровые методы являются одними из самых эффективных методов обучения, так как их психолого-педагогической основой является игровая деятельность, которая вносит большой вклад в психическое развитие личности. Использование игровых технологий на уроках ОБЖ соответствует познавательным потребностям учащихся разных возрастных групп. В игре активизируются мыслительные процессы, и возрастает мотивация школьников к изучению предмета ОБЖ.

Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем. Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Применение игровых технологий в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность образования учащихся в области безопасности жизнедеятельности. Но не следует забывать, что даже самая лучшая игра не может обеспечить достижения всех образовательно-воспитательных целей, поэтому игровые технологии необходимо рассматривать в системе всех форм и методов учебной работы, применяемых в обучении.

Латчук В.И., Марков В.В., Маслов А.Г. “Методическое пособие по ОБЖ” 5-9 классы, Дрофа, 2004 г.

Охрана безопасности жизнедеятельности. Экзаменационные вопросы и ответы. АСТ пресс, Москва, 2003 г.

Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» – М., Просвещение, 1992.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Игра по ОБЖ для 7-х классов «Счастливый случай»

Цели урока:

Проведение в игровой форме обобщающего занятия по теме “Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера”.

Выявление творческих способностей учащихся при анализе ситуации и составление плана выхода из нее.

Воспитывать чувство уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответственность за жизнь других людей, сплоченность коллектива.

Организационный момент: объявить тему, план и цели урока.

Вступительное слово учителя:

Чтобы вдруг не настигла стихия,

Не накрыла внезапно беда,

Мы должны принять меры такие,

Чтоб отпор был готов ей всегда!

Для победы решенья ищите,

Пред стихией нельзя отступать,

Солидарность с гражданской защитой

Вам поможет с бедой совладать.

Сегодня мы проверим знания, которые вы получили на предыдущих уроках по этой теме. Учащиеся делятся на две команды, каждая команда выбирает себе капитана. Игра состоит из 4 геймов. В ходе игры команды получают баллы за каждый гейм и та команда, которая наберет больше очков, станет победителем.

Ход игры

Гейм 1. “Кто первый…”

Вопросы для команд (отвечает та команда, участник которой первым поднял руку). Правильный ответ оценивается в 1 балл.

Что приходит перед цунами на берег? (внезапный отлив, быстрое понижение уровня воды и сильная воздушная волна)

При каком стихийном бедствии возможна эвакуация даже с животными? (при наводнении)

Чем отличаются низовые пожары от верховых и какие опаснее? (низовой пожар распространяется по нижним ярусам лесной растительности, а верховой охватывает весь полог леса, поэтому более опасен)

Что такое эпицентр? (участок земли, находящийся под очагом землетрясения)

Как называют первоочередные работы в зоне ЧС? (аварийно-спасательные)

Отрыв и падение массы горных пород называют… (обвал)

Какие виды наводнений преобладают на реках России? (половодья и паводки)

Какие из видов ЧС техногенного характера имеют наиболее серьезные прогнозируемые последствия? (аварии с выбросом химически опасных веществ, пожары, радиационные аварии).

Каковы основные параметры оползня? (скорость его движения, мощность и масштаб)

Что является следствием снежных бурь? (прекращение движения транспорта, гибель животных и даже людей).

Гейм 2. Конкурс капитанов

а) По тестовым листам выбрать правильные ответы:

1. Где больше всего выпадает осадков?

2. Может ли землетрясение быть сильным, но небольшим по разрушениям?

б) речное землетрясение

4. Где зафиксировано большее число землетрясений?

б) Практическое задание: кто из капитанов быстрее наденет противогаз.

Гейм 3. “Заморочки из бочки”

Команды по очереди достают бочонки с номерами и отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ присуждается 2 балла. При отсутствии ответа одной команды отвечает команда соперница.

Назовите пути передачи инфекции и хотя бы по одному названию болезни, характерного для данного пути (обстоятельный ответ)

Чем печально знаменита дата 26 апреля 1986 года? (авария на Чернобыльской АЭС)

Как действовать в случае возгорания одежды на человеке? (обстоятельный ответ)

Какие виды возгораний запрещено тушить не только водой, но и пенным огнетушителем? (электроустановки, электропровода).

Гейм 4. “Гонка за лидером”

Вопросы для 1 команды:

Способ остановки венозного кровотечения – это (наложение жгута или закрутки).

Кто последним покидает корабль при кораблекрушении? (капитан).

Какой важнейший прибор на судне? (компас).

Токсичные вещества называют… (яды).

Затопление водой большой территории называют (наводнением).

Ветер с большим количеством снега – это (буран, метель).

Нарушение целостности кости называют (переломом).

Для чего предназначен противогаз? (для защиты органов дыхания от вредных примесей).

Вопросы для 2 команды:

Первая помощь при пищевом отравлении – это (промывание желудка).

Организованный вывоз населения из зоны ЧС (эвакуация).

Нагромождение льдин, вызывающее подъем воды называют… (затор).

Кто первым покидает судно во время кораблекрушения? (крысы).

Что такое респиратор? (индивидуальное средство защиты органов дыхания от вредных примесей).

Первая помощи при капиллярном кровотечении (промыть рану, наложить повязку).

Простейший способ очистки воды (кипячение, фильтрование).

Нарушение целостности кожи (рана).

Подведение итогов игры: объявить результаты по количеству набранных баллов командами.

Вывод по уроку: На этом уроке мы проверили знания о стихийных бедствиях. Участникам команды-победительницы выставляются оценки в журнал.

Игра «Выбери действие».

Учащиеся 7-го класса получают раздаточные материалы: инструкцию, формат игры и таблицу для фиксации и оценки результатов работы.

Инструкция. Ознакомься с перечнем дорожных ситуаций (в левом столбце задания), с правилами безопасности и вариантами действий (в правом столбце задания). На отдельном листочке в таблице рядом с номерами ситуаций (из левого столбца задания) запиши номера правил и действий (из правого столбца задания), которые следует выполнить в этих ситуациях. В случае, если в ситуации следует выполнять несколько правил (из правого столбца задания), укажи их номера начиная с самого первоочередного и важного. После принятия индивидуального решения прими участие в коллективном обсуждении порядка действий в ситуациях.

Правила и способы обеспечения безопасности

Надо перейти на другую сторону дороги через проезжую часть.

1. На нерегулируемом перекрестке, на котором нет пешеходного перехода.

2. К перекрестку приближается транспортное средство с включенным проблесковым маячком синего цвета.

3. Регулировщик стоит спиной или лицом к пешеходам, его руки опущены или вытянуты в стороны.

4. Надо выбрать место, чтобы ждать трамвай. Остановка трамвая расположена на середине дороги, оборудована приподнятой посадочной площадкой.

1. Этот сигнал разрешает движение.

2. Можно начинать переход через проезжую часть дороги.

3. Перейти проезжую часть можно по линии тротуаров.

4. Выходить на проезжую часть дороги нельзя.

5. Поступить в этой ситуации так, как действуют взрослые пешеходы.

6. Перед переходом остановиться и убедиться в отсутствии приближающегося транспорта.

7. Переходить проезжую часть следует под прямым углом.

8. Надо убедиться, что транспортные средства при повороте направо и налево пропускают пешеходов.

9. При переходе дороги сначала смотреть налево, дойдя до середины дороги – направо.

10. Ожидать прибытия трамвая на тротуаре.

11. Ожидать трамвай на посадочной площадке на середине дороги.

12. Обратиться в этой ситуации за помощью к взрослому человеку.

13. Дойти до ближайшего пешеходного перехода и, убедившись в безопасности, перейти через дорогу.

14. Перейти через проезжую часть за спиной регулировщика.

15. В этом месте переход дороги запрещен.

16. На проезжей части при переходе следить как за тем, что происходит слева, так и за тем, что происходит справа.

После принятия индивидуальных решений и фиксации их в соответствующем столбце проводится коллективное обсуждение и принимаются коллективные решения, затем учитель сообщает (при необходимости разъясняет, обсуждает с учащимися) мнение экспертов о правильных действиях. На основе сравнения индивидуальных решений с эталонами выставляются оценки с использованием простейшей шкалы: одно правильное решение – один балл. Баллы суммируются и на этой основе выставляются отметки.

Игра «Хлопай в ладоши»

Игру используют в 5-ом классе при изучении темы «Опасные ситуации» на этапе закрепления знаний. Педагог называет различные события, дети хлопают в ладоши руку, когда речь идет об опасных ситуациях:

— мальчик дразнит сторожевого пса;

— девочка ложечкой размешивает сахар в стакане чая;

— мальчик переходит улицу на красный сигнал светофора;

— девочка катается на коньках;

— мальчик прицепился к автомобилю;

— мальчик занимается боксом в спортзале;

— девочка с высокого обрыва прыгает в реку; девочка помогает маме гладить белье;

— мальчик едет на крыше электрички;

— мальчик катается на велосипеде;

— девочка стоит на краю платформы, ожидая метро (поезд); э- мальчик высунул голову в окно автобуса во время движения;

— девочка занимается на гимнастических брусьях;

— девочка пользуется неисправным утюгом, у которого «искрит» шнур;

— мальчик прыгает со второго этажа на стройплощадке;

— мальчик под руководством тренера прыгает с вышки в бассейн;

— летчик выпрыгивает из самолета с парашютом и т.д.

Школьникам предлагается задавать вопросы для уточнения обстоятельств, на основе которых можно определить, какая именно ситуация имеется в виду (чрезвычайная, опасная, безопасная). Обсуждаются причины возникновения опасности. Обращается внимание на роль человека в возникновении опасности.

Дидактические игры, используемые при изучении правил дорожного движения в 5-6 классах

Учащимся выдаются знаки, некоторые из которых изображены неточно. Предлагается за определенное время найти неточности и назвать те знаки, в которых они были допущены.

Игра № 2. Запомни знак.

Учащимся выдаются наборы карточек. Учитель показывает демонстрационные карточки нескольких знаков, учащиеся по памяти должны отыскать в своем наборе такие же и назвать знаки, изображенные на них.

Игра № 3. Дорисуй знак.

Учащимся выдаются наборы знаков, которые изображены не полностью. Предлагается закончить изображение знаков, назвать их ( возможно несколько вариантов).

Учащимся выдаются наборы разрезанных карточек с изображением знаков. Предлагается за определенное время сложить знаки и назвать их.

Игра № 5. Угадай знак.

Выбирается ведущий. Ему предлагается описать изображение какого-либо знака. Остальные учащиеся угадывают знак, показывают карточки с соответствующим изображением. Называют загаданный знак.

Игра № 6. Светофорики.

Учащимся выданы сигнальные карточки зеленого и красного цвета. Учитель или ведущий показывает какой либо знак и дает ему название / верное или ошибочное/. Если название верное учащиеся показывают зеленый сигнал, если ошибочное красный.

Вариант 1. Учитель или ведущий показывает знак, учащиеся дают ему название.

Вариант 2. Учитель или ведущий называет знак, учащиеся показывают карточку с его изображением.

Игра № 8. Группы знаков.

Учащимся выдаются наборы карточек с изображенными на них знаками. Предлагается разложить знаки по группам: предупреждающие, запрещающие и т. д. Дать название каждой группе и знакам в ней.

Игра № 9. Лишний знак.

Учащимся выдаются наборы карточек со знаками, принадлежащими к одной группе и 1 2 знаками из другой группы. Предлагается найти лишние знаки и объяснить, почему они лишние.

Игра № 10. Кроссворд.

Предлагаются картинки с изображением транспортных средств.

Инструкция: впиши названия средств транспорта в клеточки кроссворда.

Если все подобрано верно, ты прочитаешь зашифрованное слово.

Игра № 11. Мяч соседу.

Игроки становятся по кругу лицом в центр на расстоянии шага друг от друга. Игрок называет знак из любой группы, затем передает мяч соседу справа, тот, поймав мяч, называет знак из той же группы. Затем называет знак из любой другой группы и передает мяч соседу справа, который называет знак из той же группы, а затем из другой и т. д. Допустивший ошибку игрок выходит из круга.

Игра № 12. Найди друзей.

Игрокам выдается карточка с изображением знака, принадлежащего к одной из групп. За определенное время участникам предлагается объединиться в группы по какому-либо признаку и назвать этот признак.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *