в каком классе проходят ночь перед рождеством гоголя

Урок внеклассного чтения по литературе «Фантастическое начало в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»», 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5

Эпиграф: «Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Поздравляю публику с истинно веселою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов». (А.С.Пушкин).

Цель: познакомить учащихся с новым произведением Н.В.Гоголя, показать юмор и сатиру в повести, народную жизнь малороссийцев, чистую светлую любовь, поэтизацию вольности и фантастику народных сказок и легенд в произведении.

Тип урока: урок изучения новой темы с применением ИКТ.

Оснащение: выставка рисунков обучающихся по теме урока, иллюстрации по теме урока, выставка книг.

Ход урока

1. Организационный момент. Вводное слово учителя о целях и задачах урока.

Ученица читает стихотворение:

Здесь и красные девицы…
Добры молодцы кругом.
Все уселись за столом.
Будет всем вам здесь приятно
Побывать в гостях у нас,
Песни русские попеть,
В русский пляс с душой пуститься,
Пирогов отведать вкусных,
И чайку напиться всласть.
Все мы рады видеть вас!

На доске: Фантастика – несуществующее в действительности, созданное воображением.

Слово учителя. Творчество Н.В.Гоголя – одно из самых вершинных явлений русской художественной культуры прошлого. В течение двух десятилетий своей подвижнической литературной деятельности Гоголь создал такие шедевры, которые воспринимались и воспринимаются как образцовые в русской и мировой литературе. Трудно найти крупного русского писатель, который бы не восторгался гоголевскими творениями. Выдающиеся художники всего мира 19, 20, 21 веках ставили имя гоголя в один ряд с именами таких гениев нашей национальной культуры, как Пушкин, Достоевский, Толстой, Чехов. И сейчас во многих странах продолжает расти популярность Гоголя.

В 18 лет он писал: « Еще с самых времен прошлых, с самых лет почти непонимания, я пламенел неугасимою ревностью сделать жизнь свою нужную для блага государства, я кипел принести хоть малейшую пользу». Он очень скоро нашел свой путь служения Родине – путь писателя, чье печальное и веселое, трагическое и восторженное слово оказалось необходимым России.

Время создания «Вечера на хуторе близ Диканьки», их публикация и обсуждение среди читающей публики – счастливейшее в жизни Гоголя. Он пишет матери: «Почтеннейшая маменька, мой добрый ангел-хранитель, теперь вас прошу в свою очередь сделать для меня величайшее из одолжений. Вы имеете тонкий, наблюдательный ум, вы много знаете обычаи и нравы малороссиян наших, и потому, я знаю, вы не откажетесь сообщить мне их в нашей переписке. Это мне очень, очень нужно. Еще несколько слов о колядках, о Иване Купале, о русалках… Множество носится между простым народом поверий, страшных сказаний, преданий… Все это будет для меня чрезвычайно занимательно…» Так начинал Гоголь работу над повестями, которые составили потом книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Показ презентации по творчеству Н.В. Гоголя, приложение 1.

Викторина «А кто герой? Кому принадлежат эти слова?»

Анализ произведения.

«Веселое плутовство ума, которое Пушкин считал свойством народа в «Ночи перед Рождеством» нашло свое выражение. Итак, давайте поговорим об этом удивительном произведении.

– Почему произведение называется «Ночь перед Рождеством»?

– Как черт, Чуб, Голова, дьяк попали в дом к Солохе?

– А кто такая Солоха? А кузнец Вакула?

– Почему черт, Чуб, Голова, дьяк оказались в мешках?

– Почему кузнец пришел домой не в духе и решил очистить хату от «всякой дряни и отнести мешки в кузницу?

– А кто же она, эта гордая красавица Оксана?

– Почему он решил утопиться? А потом передумал? Куда дел мешки?

– К кому пошел Вакула? Что у него было за плечами? Что он увидел?

Сценка из произведения: (Вакула и черт в тот момент, когда кузнец вышел из хаты Пацюка).

А в это время в Диканьке…

Кто подобрал мешки?

А кто подобрал второй? – У кого очутился Вакула, прилетев на черте в Санкт-Петербург?

Куда собирались запорожцы?

Что попросил Вакула?

А что в это время творилось в Диканьке?

Как реагировала Оксана на все разговоры о кузнице?

Появление Вакулы в селе? Как он отблагодарил черта?

Зачитать по ролям сцену сватовства Вакулы.

Чем заканчивается произведение?

Анализ рисунков учащихся. Учащиеся высказывают свое мнение. (Приложение 3).

Рассуждение. Обратим внимание на эпиграф, который был написан заранее на доске.

«Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Поздравляю публику с истинно веселою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов» А.С.Пушкин.

Ученица заканчивает урок:

– А вот и пироги поспели, вкусные да пышные. Угощайтесь, гости дорогие!

И как в старых добрых сказках, мы приглашаем вас на пир… Вам сказка, а нам бубликов связка. Вам – сказки, а нам пироги да сласти.

(Гостям вносят пироги и чай).

К уроку прилагается мультфильм (приложение 2).

Источник

Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» в 6 классе

В оформлении материала использована картина Федора Мюллера (ГТГ)

Б. А. ЛАНИН, доктор филологических наук, профессор, автор УМК «Литература»

ПОВЕСТЬ Н. В. Гоголя «ночь перед рождеством» в 6 классе

Программа «Литература. 5-9 классы» отводит на изучение повести «Ночь перед Рождеством» 5 часов.

Это произведение сделало Гоголя по-настоящему знаменитым писателем. В 1831 г. вышел первый том повестей под общим названием «Вечера на хуторе близ Диканьки».

А.С. Пушкин написал сразу по прочтении:

«Сейчас прочел «Вечера на хуторе близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я и доселе не образумился».

Проходит четыре года, и В.Г. Белинский пишет:

«Гоголь сделался известным своими «Вечерами на хуторе». Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Всё, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, всё, что народ может иметь оригинального, типического, всё это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грёзах г. Гоголя. Это была поэзия юная, свежая, благоуханная, роскошная, упоительная…»

Долгое время в разговорах о Н.В. Гоголе был несправедливый крен в сторону реализма. Например, в академической «Истории русской литературы XIX-XX веков» (М.: Наука, 1983) рассказ о Гоголе целиком включен в главку «Формирование критического реализма. «Натуральная школа». В главке «Литература второй половины 1820-1830-х годов. Романтизм. Движение к реализму», написанное печально известным преследователем «чужаков»-инородцев В.Ю. Троицким, имя Н.В. Гоголя лишь упоминается. Да что Троицкий: представить Н.В. Гоголя реалистом или хотя бы «переборовшим в себе романтизм» писателем стремились многие маститые литературоведы. Не может быть более несправедливой оценки, особенно в отношении раннего Гоголя! Однако эти оценки порой еще живы, и даже передаются в методические работы.

Урок 1. Иван Петрович Белкин и Рудый Панько

Учитель рассказывает о книге «Вечера на хуторе близ Диканьки». Она состоит из двух частей. В каждой части 8 повестей. Повесть «Ночь перед Рождеством» открывает второй сборник «Вечеров».

Ученики уже сталкивались с «подставным» рассказчиком. Более того, они помнят эпизод с Миллером, которому Пушкин отказался раскрыть свое авторство «Повестей Белкина». Сейчас они встречаются с рассказчиком совершенно иного типа.

Читаем прекрасный пейзаж, которым открывается фрагмент повести в учебнике.

— Что нового вы узнали на первых страницах? (замечательные байки, неожиданные сравнения)

— Что означают новые для вас слова? (ученики обращаются к сноскам в учебнике. Сносок довольно много, не застряньте на них. Русским школьникам не обязательно нужно знать украинские диалектные слова…)

— Приходилось ли вам так же часто обращаться к сноскам, когда мы изучали «Повести Белкина»? (обычно отвечают отрицательно, ведь все слова были известны. Недаром Пушкин считается основоположником русского литературного языка!)

— Давайте обсудим, чем различаются эти два рассказчика.

Ученики объясняют, что Иван Петрович Белкин словно прятался за сюжетами повестей. Его речь невозможно было отличить от речи других персонажей. Это был литературный язык пушкинской эпохи. Иное дело – Рудый Панько. Во-первых, он из Малороссии, которая отличалась своим бытом и некоторыми обычаями. Его воображение очень богатое, и он любит рассказывать о тех происшествиях, которые то ли придумал, то ли узнал из народных поверьев, то ли услышал от других рассказчиков.

— Почему Гоголь «спрятался» за такого рассказчика, «пасичника»?

Возможно, Гоголю хотелось устраниться как писателю, дать волю народной фантазии, привлечь на свои страницы сказочных персонажей.

Разберите с учениками сноску, в которой рассказывается о колядовании.

Покажите, как лирический возвышенный пейзаж постепенно превращается в фантастический, сказочный.

Подготовить рассказ о казаке Чубе и его дочке Оксане, о кузнеце Вакуле и его матери Солохе.

Урок 2. Есть ли чувство юмора у жителей Диканьки?

Учитель обращается к классу:

— Итак, в Диканьке происходят небывалые события: черт украл месяц, ведьма влетела в труба и превратилась в Солоху, мать кузнеца Вакулы, тот же черт запутал Чуба и кума, поднял страшную метель, в результате кузнец Вакула не пустил Чуба в его собственный дом, да еще и поколотил…

Здесь уместно обратиться к статье «Смех и чувство юмора», которая представлена в учебнике в этой же главе. Однако сначала дайте возможность ученикам сформулировать, как они представляют себе чувство юмора. Прочтите ее со своими учениками. Предложите им записать определение, которое дается в этой статье. Оно не выделено полужирным шрифтом, поэтому обратите на него внимание своих учеников сами:

«Чувство юмора – это умение увидеть в обыденном смешное, да еще показать это смешное другим».

Итак, теперь вам будет легче разобраться, есть ли чувство юмора у жителей Диканьки, у рассказчика или у казаков, пришедших к царице.

Герои повести частенько попадают в смешные ситуации. Приходит Вакула к Пацюку, а у того галушки сами в рот залетают, да еще не забывая по дороге вываляться в сметане. Вакула озабочен, не грех ли это – есть сметану в постный день, а сам продает душу дьяволу! Есть над чем посмеяться читателю!

Ученики делают вывод: герои повести попадают в смешные ситуации нечаянно, не намеренно, а по совпадению обстоятельств. Они не создают забавных ситуаций сами. А вот что является необходимым, если мы хотим понять наличие или отсутствие чувства юмора, так это умение забавно и весело рассказать эти смешные истории другим людям. Помните: мало увидеть в обыденном смешное, надо еще показать это смешное другим.

— И все же мы смеемся, когда читаем эту повесть. Закрывая книгу, мы делаем это с радостным и хорошим настроением. Так кто же нас так развеселил, если не жители Диканьки?

Ученики заключают, что замечательным рассказчиком с отменным чувством юмора является сам Гоголь, автор повести, который передал свой редкий дар подставному рассказчику: «пасичнику Рудому Панько».

Гоголь говорил: «Смех – великое дело; он не отнимет ни жизни, ни имени, но перед ним виновный – как связанный заяц».

Найти в повести неожиданные ситуации, смешные преувеличения-гиперболы, другие источники юмора и комического.

Урок 3. Вакула и Оксана

В повести много не только комического, но и лирического, задушевного, личного. Лиризмом, глубоким личным чувством окрашены пейзажи в повести. Комическое и лирическое переплетены в истории Вакулы и Оксаны.

— Как относятся друг к другу Вакула и Оксана в начале повести? (Вакула влюблён в Оксану, но та относится к Вакуле снисходительно)

— В чем проявляется их отношение друг к другу?

— Какое условие ставит перед сельским кузнецом Вакулой Оксана? Выполнимо ли это условие? Почему Оксана дважды повторяет это условие? (Оксана требует от Вакулы достать ‘черевики, которые носит царица’и с издёвкой повторяет свое требование. Только после этого она согласна выйти за него замуж. Конечно, для деревенского хлопца это невыполнимое условие. Вот он и решает покончить с собой: ‘Прощай, Оксана! Ищи себе какого хочешь жениха, дурачь кого хочешь; а меня не увидишь уже больше на этом свете’)

— Что предпринимает Вакула для того чтобы выполнить условие Оксаны?

— С кем приходится связываться Вакуле, чтобы добыть для Оксаны царицыны черевички? Прочтите фрагмент текста от слов «Нет, не могу: нет силы больше…»

— Почему Вакуле приходится прибегать к помощи нечистой силы? (Вакула понимает, что его сил не хватит, чтобы достать черевички, вот он и идёт сначала к Пацюку, который «знается с нечистой силой», и сам решает заключить сделку с чертом)

На этом вопросе стоит остановиться подробнее. У Гоголя были «свои отношения» с чертом. Он, кажется, верил в его существование, и свое творчество рассматривал как борьбу с дьявольскими искушениями, как их разоблачение. Эта тема потом встретится нам у Гоголя в «Шинели» и даже в «Мертвых душах»

Прочитать повесть до конца

Рассказать о том, как кузнец Вакула стал повелевать чертом

Урок 4. В поисках черевичек

Два события в повести происходят почти одновременно: девушки находят в мешке Голову, и этим приводят казака Чуба в полное замешательство, а кузнец Вакула велит черту доставить себя в «Петембург».

— Прочтите описание Петербурга от слов «сначала страшно показалось Вакуле» до слов «Здравствуйте, панове!»

Сначала страшно показалось Вакуле, когда поднялся он от земли на такую высоту, что ничего уже не мог видеть внизу, и пролетел как муха под самым месяцем так, что если бы не наклонился немного, то зацепил бы его шапкою. Однако ж мало спустя он ободрился и уже стал подшучивать над чертом. Его забавляло до крайности, как черт чихал и кашлял, когда он снимал с шеи кипарисный крестик и подносил к нему. Нарочно поднимал он руку почесать голову, а черт, думая, что его собираются крестить, летел еще быстрее. Все было светло в вышине. Воздух в легком серебряном тумане был прозрачен. Все было видно, и даже можно было заметить, как вихрем пронесся мимо их, сидя в горшке, колдун; как звезды, собравшись в кучу, играли в жмурки; как клубился в стороне облаком целый рой духов; как плясавший при месяце черт снял шапку, увидавши кузнеца, скачущего верхом; как летела возвращавшаяся назад метла, на которой, видно, только что съездила куда нужно ведьма. много еще дряни встречали они. Все, видя кузнеца, на минуту останавливалось поглядеть на него и потом снова неслось далее и продолжало свое; кузнец все летел; и вдруг заблестел перед ним Петербург весь в огне. (Тогда была по какому-то случаю иллюминация.) Черт, перелетев через шлагбаум, оборотился в коня, и кузнец увидел себя на лихом бегуне середи улицы.

— Эй, сатана, полезай ко мне в карман да веди к запорожцам!

Черт в одну минуту похудел и сделался таким маленьким, что без труда влез к нему в карман. А Вакула не успел оглянуться, как очутился перед большим домом, вошел, сам не зная как, на лестницу, отворил дверь и подался немного назад от блеска, увидевши убранную комнату; но немного ободрился, узнавши тех самых запорожцев, которые проезжали через Диканьку, сидевших на шелковых диванах, поджав под себя намазанные дегтем сапоги, и куривших самый крепкий табак, называемый обыкновенно корешками.

— Подберите эпитеты для описания Петербурга. Каким он представляется Вакуле, который никогда вообще не бывал в городе?

— Кто помогает Вакуле проникнуть во дворец? (Вакула попадает во дворец с помощью запорожцев)

— С какой целью запорожцы прибыли в Петербург? (У запорожцев вопрос политический. Они хотят отстоять свою самостоятельность, право иметь войско и воевать с соседями. Царица решила урезать самостоятельностью запорожцев и быть с ними построже во всех отношениях)

— Каким вам кажется это описание – забавным, точным, отвлеченным, восторженным?

— Какие реальные исторические лица встречаются в «петербургской части повести»? (Екатерина II, князь Потемкин, Фонвизин)

— Отличаются ли исторические персонажи от казаков по описанию и манерам? Что между ними различного?

— Как кузнецу удалось рассмешить царицу? (вопрос кузнеца был невпопад. Она готовилась ответить на требование политического характера, а простодушный кузнец заговорил о своем – о черевичках)

— Где ищут кузнеца в это время в Диканьке? (В Диканьке решили, что кузнец утопился)

— Как переменилось за это время отношение Оксаны к кузнецу? (Она поняла, что попросту тоскует по нему и упрекает себя за излишне строгое обращение с ним)

Проследите, как изменились герои к концу повести, и подготовьте развернутый рассказ. Какие события стали для них решающими?

Урок 5. Веселое возвращение домой

Итак, кузнец Вакула возвращается домой, раздобыв черевички самой царицы. Есть ли в чем раскаиваться ему?

Обсудите это в классе.

Действительно, Вакула был готов ради Оксаны буквально на все: и покончить с собой, и заложить душу дьяволу. Без помощи черта ему не удалось ни оказаться в Санкт-Петербурге, ни раздобыть черевички.

Какое же событие оказывается решающим для каждого из героев?

Ребята рассказывают, что представляется им решающим в повести. Конечно, Оксана почувствовала, что может навсегда потерять искренне влюбленного в нее Вакулу. Кузнец навсегда распрощался с чертом. Он понял, что с нечистой силой ему не по пути. Ведь и ведьма Солоха, даже будучи его матерью, строила ему всякие козни и препятствовала его женитьбе на Оксане. Солоха положила глаз на богатства Чуба, и боялась, что женитьба Вакулы на дочери Чуба помешает ей добиться своей цели.

Конец у повести, казалось бы, сказочный: свадьба между двумя главными героями. Однако есть и продолжение: кузнец Вакула выдержал церковное покаяние и выкрасил часть церкви даром. Таким поступком он загладил свою вину за то, что принял помощь у черта.

В конце работы можно еще раз повторить наиболее важные моменты повести. Для этого вам подойдет рубрика «Решаем читательские задачи».

Источник

Урок литературы в 6 классе по повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ.

Тема: Н.В.Гоголь. Ночь перед Рождеством. Чудеса, да и только.

Триединая цель урока:

— Познакомить учащихся со сведениями из жизни Н.В.Гоголя.

— Проанализировать содержание 1 и 2 гл. повести.

— Учить связному ответу на вопросы.

-Воспитывать уважение к художественному слову.

— Развивать умение находить в тексте важные для анализа произведения сведения.

— Развивать речь учащихся.

Оборудование : портрет Н.В.Гоголя, иллюстрации к повести, телевизор,

видеомагнитофон, костюмы героев, звёзды из цветной бумаги.

И, хотя мороз идёт по коже, мы не можем оторваться от тех страниц, где появляются призраки, вурдалаки и чудища, где летают по воздуху гробы, и покойники выходят из могил.

Когда-то и я зачитывалась такими произведениями. И одним из моих любимых писателей является Николай Васильевич Гоголь, с творчеством которого мы начали знакомиться на прошлом уроке.

Всё это так необыкновенно в нашей литературе, что я дотоле не образумился».

Действительно, появление « Вечеров…» было необыкновенным в нашей литературе. Гоголь открыл нам удивительный мир украинской жизни, с преданиями,

с фантастическими сказаниями, с весёлым задорным юмором.

У нас с вами тоже есть возможность познакомиться с одной из повестей Гоголя, вошедшей в данный сборник.

2. Тема и цели урока.

3. Первичное восприятие повести.

— Где происходят действия, описанные в повести?

— Ребята, на каждом хуторе была своя « власть», люди, которые следили за порядком.

А) Словарная работа ( слова крепятся на доску, объясняется их лексическое значение)

в каком классе проходят ночь перед рождеством гоголя. Смотреть фото в каком классе проходят ночь перед рождеством гоголя. Смотреть картинку в каком классе проходят ночь перед рождеством гоголя. Картинка про в каком классе проходят ночь перед рождеством гоголя. Фото в каком классе проходят ночь перед рождеством гоголяСОТНИК

СОРОЧИНСКИЙ ЗАСЕДАТЕЛЬ КОМИССАР

ДЪЯК ВОЛОСТНОЙ ПИСАРЬ

— О ком из них мы узнаём как о человеке, хорошо знающем жителей своего хутора?

( читаем о сорочинском заседателе)

Вывод: все они ревностно исполняли свои обязанности, считались уважаемыми и почитаемыми людьми на хуторе.

— Почему Гоголь назвал повесть « Ночь перед Рождеством»?

— Что такое колядки? Расскажите об этой народной традиции.

И вот в такую ночь на хуторе начинают происходить не просто неожиданные, а фантастические события. Чудеса, да и только!

Гоголь начинает повесть с описания зимнего пейзажа. Как вы думаете, для чего он это делает? ( чтобы сразу создать у читателя настроение таинственности и загадочности)

Б) Работа с текстом

— Что помогает нам представить зимнюю картинку? Выразительное чтение 1 аб.

— Приводят примеры обр. ср.

в каком классе проходят ночь перед рождеством гоголя. Смотреть фото в каком классе проходят ночь перед рождеством гоголя. Смотреть картинку в каком классе проходят ночь перед рождеством гоголя. Картинка про в каком классе проходят ночь перед рождеством гоголя. Фото в каком классе проходят ночь перед рождеством гоголяЭПИТЕТЫ на доске

Вывод: Под пером Николая Васильевича Гоголя оживает и искрится чудесная украинская природа.

— Писатель использует ещё один литературный приём, который уж точно указывает на чудеса.

— В чём он заключается? ( появляется ведьма, а за ней чёрт)

в каком классе проходят ночь перед рождеством гоголя. Смотреть фото в каком классе проходят ночь перед рождеством гоголя. Смотреть картинку в каком классе проходят ночь перед рождеством гоголя. Картинка про в каком классе проходят ночь перед рождеством гоголя. Фото в каком классе проходят ночь перед рождеством гоголя

нв каком классе проходят ночь перед рождеством гоголя. Смотреть фото в каком классе проходят ночь перед рождеством гоголя. Смотреть картинку в каком классе проходят ночь перед рождеством гоголя. Картинка про в каком классе проходят ночь перед рождеством гоголя. Фото в каком классе проходят ночь перед рождеством гоголяа доске

в каком классе проходят ночь перед рождеством гоголя. Смотреть фото в каком классе проходят ночь перед рождеством гоголя. Смотреть картинку в каком классе проходят ночь перед рождеством гоголя. Картинка про в каком классе проходят ночь перед рождеством гоголя. Фото в каком классе проходят ночь перед рождеством гоголя

— Как выглядит герой невидимого мира? Как описывает нам его Гоголь?

— Какую роль играет в развитии действия похищение месяца? ( завязка)

— Просто ли так чёрт похищает месяц?

-За что был зол на Вакулу?

Вывод: У Вакулы сложились плохие отношения с нечистой силой. Это один из способов мести чёрта кузнецу.

В) Просмотр эпизода.

— Чем отличается замысел режиссёра от авторского текста?

— Какой изображена нечистая сила?

И вот в такую ночь два друга решили отправиться в гости к дьяку на кутью.

— Какой показана жизнь хутора в первых главах повести?

— С какими героями познакомились? Какие они?

— Какой эпизод является главным в дальнейшем развитии действия?

в каком классе проходят ночь перед рождеством гоголя. Смотреть фото в каком классе проходят ночь перед рождеством гоголя. Смотреть картинку в каком классе проходят ночь перед рождеством гоголя. Картинка про в каком классе проходят ночь перед рождеством гоголя. Фото в каком классе проходят ночь перед рождеством гоголяв каком классе проходят ночь перед рождеством гоголя. Смотреть фото в каком классе проходят ночь перед рождеством гоголя. Смотреть картинку в каком классе проходят ночь перед рождеством гоголя. Картинка про в каком классе проходят ночь перед рождеством гоголя. Фото в каком классе проходят ночь перед рождеством гоголя

нв каком классе проходят ночь перед рождеством гоголя. Смотреть фото в каком классе проходят ночь перед рождеством гоголя. Смотреть картинку в каком классе проходят ночь перед рождеством гоголя. Картинка про в каком классе проходят ночь перед рождеством гоголя. Фото в каком классе проходят ночь перед рождеством гоголяа доске

Источник

Сценарий урока литературы в 6 классе по повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема : Открываем Гоголя.

закрепить знания содержания повестей Н.В. Гоголя, входящих в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», иметь общее представление об их художественном своеобразии;

научиться отбирать материал по заданию;

совершенствовать умения активного слушания.

расширять культурный кругозор учащихся

развивать чутье к художественному слову;

воспитывать чувство патриотизма;

осваивать общечеловеческие нравственные ценности.

Оформление: доска украшена портретом Н.В.Гоголя, фотографиями сцен из произведений Гоголя и рисунками учащихся к произведениям писателя, карточки, презентация, слайды.

Музыкальное оформление: музыка из оперы Н.Римского- Корсакова «Майская ночь», оперы П.Чайковского «Черевички», оперы М.Мусоргского «Сорочинская ярмарка».

— Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

— Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно

Анализ эпиграфа «Горьки словом моим посмеюся».(надпись на гоголевском памятнике) Из пророка Иеремии (20:8).

— Как вы понимаете это стих из Священного Писания, помещенный на надгробной плите из черного мрамора?

— Вот что сказал новомученник протоирей Иоанн Восторгов на панихиде по Гоголю в 1903 году, в которых ясно видится смысл его духовного значения: «Вот писатель, у которого сознание ответственности пред высшею правдою за его литературное слово дошло до такой степени напряженности, так глубоко охватило все его существо, что для многих казалось какою-то душевной болезнью, чем-то необычным, непонятным, ненормальным. Это был писатель и человек, который правду свою и правду жизни и миропонимания проверял только правдою Христовой. Такие творцы по своему значению в истории слова подобны святым отцам в Православии: они поддерживают благочестные и чистые литературные предания».

Все начинается с семьи. Первые начатки веры Гоголь получил в семье. Среди его предков были люди духовного звания: прадед по отцовской линии был священником, дед закончил Киевскую духовную академию, а отец – Полтавскую семинарию.

2Анализ выписок( по группам, объяснить высказывание и значения выделенных слов ) :

1. «Я оставил на время все современное, я обратил внимание на узнанье тех вечных законов, которыми движется человек и человечество вообще. Книги законодателей, душеведцев и наблюдателей за природой человека стали моим чтением. Все, где только выражалось познание людей и души человека, от исповеди светского человека до исповеди анахорета и пустынника, меня занимало, и на этой дороге, нечувствительно, почти сам не ведая как, я пришел ко Христу, увидевши, что в Нем ключ к душе человека». Из «Авторской исповеди ».

«Я просил вас рассказать мне о Страшном Суде, и вы мне, ребенку, так хорошо, так понятно, так трогательно рассказали о тех благах, которые ожидают людей за добродетельную жизнь, и так разумно, так страшно описали вечные муки грешных, что это потрясло и разбудило во мне чувствительность. Это заронило и произвело впоследствии во мне самые высокие мысли»

— Литературное значение Гоголя огромно. Его именем называют целый период русской литературы. И все-таки в сознании современников и последующих поколений он вошел как образец русского писателя, живущего мыслью о личной ответственности за дело, к которому призван.

III. Обобщение изученного и актуализация знаний.

1. Работа над формулировкой темы: Формулирование темы урока, анализ темы, постановка цели.

Как вы понимаете значение слова ирреальный? Подберите синонимы, запишите на листочках, которые выданы каждой группе. На нём все вместе будете делать в течение урока необходимые записи, раскрывающие способы изображения реального и ирреального миров в повестях Гоголя.

Зачитать синонимы, каждая группа добавляет ( воображаемый, вымышленный, надуманный; иллюзорный, порожденный фантазией, порожденный воображением, химерический, мнимый, несуществующий, созданный в оображением, обманчивый, фантастический, эфемерный, химеричный, нереальный, призрачный, созданный … Толковый словарь Ушакова).

Викторина «Страницы жизни и творчества Н.В.Гоголя» (Приложение).

Ответить на вопросы по повести «Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголя.

1. Что ведьма собирала в рукав в ночь перед Рождеством? (Звёзды.)

2. Как ведьма и чёрт попали в хату? (Через трубу.)

3. Кто и зачем украл месяц?( Чёрт, чтобы устроить мелкую пакость кузнецу Вакуле: по темноте Чуб – отец Оксаны никуда не уйдёт из дому, и свидание не состоится.)

4. За что чёрт мстил кузнецу? ( Кузнец намалевал в церкви картину Страшного суда, где бедного чёрта били, чем ни попадя.)

5. Сколько лет было Оксане? (16-17 лет.)

6. Какой подарок готовил кузнец Оксане? ( Сундук с железной оковкой и росписью.)

7. Как звали ведьму, и кем она приходилась кузнецу? ( Солоха, мать кузнеца.)

8. Почему из всех своих ухажеров Солоха предпочитала Чуба? ( Чуб был богат, хозяйство содержал в порядке, хоть и немолод был, но ещё в добром здравии, а самоё главное – был вдовец.)

9. Как случилось, что кузнец поколотил Чуба, отца Оксаны, и выгнал его из собственного дома? ( Кузнец был раздражён тем, что кто-то помешал его беседе с Оксаной, Чуба он не узнал (метель, темно), а тот смущённый резкостью тона Вакулы, решил, что попал в чужую хату.)

10. Какое условие кузнецу поставила Оксана, согласившись выйти за него замуж? (Кузнец должен был достать ей «черевички, которые сама царица носит».)

11. Что такое колядование? (Праздничный обряд под Рождеством: игры, хороводы, пение песен величальных и хождение по дворам, за что хозяева одаривали чем-нибудь вкусным: салом, пирогами, мёдом, колбасами.)

12. Кто угодил в мешки в избе Солохи? (Чёрт, голова, Чуб, дьяк.)

13. Кто такой Пузатый Пацюк, почему именно к нему Вакула пошёл за помощью? ( Пузатый Пацюк был когда-то запорожцем, а ещё знался по всеобщему мнению, с нечистой силой.)

14. За что Пузатого Пацюка ценили уважали в селе? (За знахарство.)

15. Что Пузатый Пацюк сказал Вакуле? ( «Тому не нужно далеко ходить, у кого чёрт за плечами».)

16.Что ел Пузатый Пацюк во время разговора с Вакулай? (Галушки, вареники со сметаной.)

17. Как можно укротить чёрта? ( Крестным знамением.)

18. Куда отправился Вакула, попав в Санкт- Петербург? (К знакомым запорожцем.)

19. О чём думал кузнец, попав в царский дворец? ( «Важная работа! Чистая выделка», поражался красоте картин, паркета, даже ручек на дверях, как мастер, которого интересует работа.)

20. Какие два известных исторических лица появляются перед нами во дворце? ( Екатерина 2, князь Потёмкин.)

21. Почему царица благосклонно отнеслась к просьбе Вакулы? ( Ей понравилось простодушие и откровенность в кузнеце, да и собой он был статен и пригож.)

22. Как запорожцы называли царицу? ( «Мамо».)

23. Какой слух прошёл после исчезновения кузнеца?( Пошли слухи о его смерти.)

24. Что стало с Оксаной, когда пропал? (Оксана смутилась, задумалась, вспомнила, как хорош собой Вакула, как преданно её любит, какой он мастер и т.д., кончилось тем, что « к утру влюбилась в кузнеца».)

25. Как кузнец сватался? ( Принёс Чубу новёхонькую шапку и красивый пояс, повалился в ноги и сказал: « Помилуй, батько! не гневись! вот тебе и нагайка: бей, сколько душа пожелает…Отдай, батько, за меня Оксану».)

26. Как кузнец отблагодарил чёрта? ( Отвесил чёрту три удара хворостиной.)

И ещё одна не менее изумительная ночь ждёт нас в другой повести «Ночь перед Рождеством». Она особенная, озарённая светом великой звезды, под которой родился Иисус. Посмотрите на репродукцию иконы конца 15в.- начала 16 вв . «Рождество Христово». (Рассказ легенды о Рождении Иисуса Христа).

Звучит украинская народная песня «Мисяць яснесенький».

— Эта повесть задорна и весела. Но в ней мы тоже будем рассматривать две главные проблемы – Добро и Зло. В этой повести Зло внешне, физически не страшно, а смешно и нелепо. Но оно стремится погубить не тело, а душу. Поэтому в повести усиливается тема христианского понимания Добра, Зла, Греха.

-Эти евангельские мотивы не случайны, они идут из детства автора. Ребята, а как вы понимаете смысл заглавия повести?

-Давайте зачитаем начало повести «ночь перед Рождеством» ( от начала до слов «… и славить Христа» ).

-Ребята, а что значит «колядовать»?

(Стук в дверь). – Дома ли хозяева? Разрешите колядку пропеть.

-Заходите, гостям рады! (Поют коляду).

Мы ходили, мы искали

Петров-то двор, железный тын.

Середи двора три терема стоят:

В первом терему – светел месяц,

В другом терему – красно солнце,

А в третьем терему – часты звёзды.

Светел месяц – Пётр сударь,

Красно солнце – Марья Павловна!

Часты звёздочки – их детушки!

Здравствуй, хозяин с хозяюшкой.

На долгие века, на многие лета! (Даётся угощение)

-Чтобы у вас поле зеленело, и скотина не болела!

-С Рождеством Христовым! Открывайте сундучок, доставайте пятачок.

— Коляда, коляда, святое Рождество. Разрешите хозяева ещё коляду спеть.

— Разрешаем, будем рады . (Поют коляду).

Пришла коляда накануне Рождества

С пышками, с лепёшками, со свиными ножками.

Коляда, коляда, подавай пирога!

Подавай, не ломай, а по целому давай.

Кто даст пирога – тому скот, живота.

Кто не даст пирога – уведём корову за рога.

Хозяин и хозяйка, с праздником!

С амбару решетом или с печи пирогом .

Хозяйка, с праздником, с рублём и полтинничком! Вам на потешки, нам на орешки. Многие вам лета! ( Даётся угощение ).

Ребята, а как вы думаете, почему колядующие переоделись в костюмы, в том числе животных? (Своей игрой они передают легенду о Рождении Иисуса Христа).

Ребята. Обратите внимание на этот стол. Накануне Рождества хозяева вносили в дом, не обмолоченный пшеничный сноп, который храниться со времени жатвы, и ставили на самое почётное место – под образами. Он был не только символом достатка, но и олицетворением памяти о предках, недаром в народе этот праздничный сноп называли «дидом», «дидухом», «Колядой», «колядником». Такого колядника не могло быть в доме всегда пьяного кума, одного из немногих нерадивых хозяев, у которого «крыша в некоторых местах без соломы», «плетня видны были одни остатки», «печь не топилась». К таким казакам, порочившим всю округу, колядовавшие парубки и девчата не заходили.

существования норовит ввергнуть в грех православных людей. Как изображает эту разгулявшуюся нечисть Гоголь? Прочитать из текста (от слов « Тут через трубу одной хаты… » и до слов « …побежала далее »).

— Ребята, как вы думаете, почему черт крадёт месяц? ( Чтобы кузнец не смог пойти к своей Оксане ).

— Месяц поднялся посветить добрым людям, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. В эту ночь особенно остро происходит борьба добра и зла.

-Ребята, а кто такой Вакула, и почему, его все черти знают? ( Кузнец, живописец, богобоязливый человек, который писал для церкви образа святых и картину, на которой черта изгоняли из ада. Когда Вакула писал картину, так не нравившуюся черту, как ни пытался тот мешать живописцу, никакие гадости не смогли смутить душу Вакулы и заставить дрогнуть его руку. Так крепка вера в Бога, так чиста его душа). Что делает эту светлую душу местом сражения добра и зла? ( Любовь к Оксане. Он перестаёт быть хозяином, когда смотрит на неё ).

-Как обычно проводил Вакула рождественскую ночь, до чего довела его безответная любовь? ( Он проклинал колядки, хотя раньше был от них без ума, не участвовал в том веселье, которое раньше любил более всех. И парубки ушли без него. Говоря словами Гоголя: «Скучно оставленному! И тяжело, и грустно становится сердцу…»)

И тогда Вакуле приходят самые страшные мысли. Вакула произносит, обращаясь к Оксане роковые слова: «Что мне до матери? Ты у меня мать и отец и всё, что ни есть дорогого на свете». Что происходит? Нечисть заползает в душу кузнеца и начинает борьбу с его верой.

С какой последней просьбой обращается Вакула к парубкам, и как вы думаете почему? ( Глубоко верующий человек знает о грехе самоубийства, знает, что губит этим свою вечную душу, и просит отслужить по нему панихиду ).

— Ребята, когда появляется нечистая сила? ( Тогда, когда у человека ослабли душевные силы, когда он открыт греху ).

— Колядуют парубки и дивчата – и в их мешках ритуальные, рождественские подарки, сладости из муки, а Вакула, сказавший грешные слова «наколядовал» мешки с грешниками. Греховодников (И Чуба, И Голову, и Дьяка, и Ткача) разоблачают односельчане, да они уже, пострадав в тесных мешках, раскаялись. Поэтому к Пацюку Вакула идёт с одним мешком, самым «чёрным». До сих пор главный герой последовательно слабел, отступал от веры и погружался в море греха.

Ребята, кто же такой Пацюк? Расскажите его историю.

ролям. (От слов «Кузнец не без робости отворил дверь…» и до слов «… выбежал из хаты» ).

Вакула остается тем же набожным человеком и поэтому опрометью выбежал из хаты, когда сообразил, что, а рождественский пост Пацюк ест скромные вареники. И один вареник успел испачкать губы Вакулы сметаной – как символ того, что кузнец уже грешен. Для Вакулы и созерцание греховного – уже грех, зло. Чёрт после встречи с Пацюком уже не в мешке, а над Вакулой, навис над ним чёрным облаком. Но крестное знамение усмиряет черта. Значит, от кузнеца не отвернулись ещё светлые силы. И после этого начинается его дорога к свету. Вакула при помощи черта попадает в Петербург. Запорожцы отказываются брать его с собой к императрице, и кузнец опять обращается к черту. Один из Козаков вдруг вступается за простого малороссийского крестьянина, которому явно не место в такой делегации. Видно, нечисто в его душе, если чёрт сумел через него убедить других.

Ребята, как вы думаете, в чём сила Вакулы? Почему он побеждает черта, который уже было ликовал? ( Он силён и физически, и духовно. Он знает, что злом такого рода надо бороться словом божьим и святым Крестом. Не продав свою душу, он стремится и других людей честных и добрых избавить от греха).

Почему добрый кузнец так жестоко «отблагодарил» черта, который помог ему? ( Доброта и нечистая сила несовместимы, черта в отличие от людей не исправишь, и благодарить его обычным способом нелегко ).

Вакуле награда за его чистую душу – особая. Красота, неожиданно прикоснувшаяся к его душе художника, как предзнаменование того, что всё будет хорошо.

Во Дворце он увидел картину, изображавшую Пречистую Деву с Божественным Младенцем на руках. Глядя на неё, кузнец испытывает восторг и умиление, обновление души. И это тоже развитие темы Рождества.

— Давайте зачитаем этот эпизод (от слов « Вступивши в четвёртую, он невольно подошёл к висевшей… »)

— С помощью каких средств в эпизоде рождественской службы в церкви, где собирались жители Диканьки, Гоголю удается передать необычное состояние духа людей? Давайте прочитаем в тексте этот эпизод (От слов « Настало утро… » и до слов « …виден был праздник» ).

Как апофеоз повести – ожившая в конце её картина, которой любовался,- его Оксана с дитятей на руках. Этим вечным образом матери с младенцем на руках праздник Рождества предстаёт в повести гоголя как торжество ДОБРА, ЛЮБВИ И ЕДИНЕНИЯ.

Так, В.Г. Белинский отмечал: « Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их. Каждое слово, каждая фраза резко, определенно, рельефно выражает у него мысль, и тщетно бы хотели вы придумать другое слово или другую фразу для выражения этой мысли».

Андрей Белый отмечал : «Для Гоголя воздух, фон красочных пятен – основа сюжетных картин цвета и природы, окраска предметов, сочетание пятен в костюмах – все выявляет и декоратора, и режиссера; цвет не отчленим от жизни образа».

I V.Рефлексивно-оценочный этап.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *