в процессе обучения главным систематизирующим фактором является
Раздел 2.
Педагогика, как теория обучения и воспитания.
1.Автором знаменитого высказывания-«Ученик-это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь»-является:
в) Сократ;
Это высказывание, приписываемое Сократу, стало эпиграфом к
прошедшему в ФИРО межрегиональному семинару. В Институте собрались
педагоги и люди творческих профессий, способные «зажечь» сердца наших
2.Какое положение в наибольшей степени соответствует понятию «педагогический процесс»:
а) сотрудничество педагогов и учащихся в процессе решения учебных задач;
б) процесс воспитания;
в) образовательный процесс;
г) совокупность процессов обучения, образования и воспитания.
3. Дидактика-это:
а) самостоятельная наука о закономерностях процессов преподавания;
б) самостоятельная наука о закономерностях процессов учения;
в) педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организованных форм;
г)раздел педагогики, посвященный закономерностям формирования личности ребенка.
Дидактика – это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм. Теория практической деятельности обучения. Объект изучения дидактики – обучение как особый вид деятельности. Важным представляется отношение преподавания и учения как действий учителя и ученика. Предметом дидактики является связь преподавания (деятельности учителя) и учения ( деятельности ученика), их взаимодействие. Задачи дидактики: 1.Описать и объяснить процесс обучения и условия его реализации 2.Разработать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы и технологии.[3]
4.Движущими силами процесса обучения являются:
а) противоречие, возникающее в ходе обучения;
б) образовательная активность обучаемых;
в) профессионализм педагогов;
г) профессионализм педагогов.
Движущей силой учебного процесса является противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся – их умственного развития.[4]
5.Основныe функции обучения являются:
а) образование, развитие, воспитание;
б) обучающая, формирующая контрольная;
в) коммуникативная, трудовая, информационная;
г) развивающая, формирующая, организующая.
Исходя из общей цели советской школы, процесс обучения призван осуществлять три функции — образовательную, воспитательную и развивающую.
Современная дидактика подчеркивает, что задачи учебного процесса нельзя сводить лишь к формированию знаний, умений и навыков. Он призван комплексно влиять на личность, несмотря на то что образовательная функция является особенно специфичной для этого процесса. Заметим, что грани между образованием, воспитанием и развитием в их узком смысле весьма относительны и некоторые аспекты их взаимно перекрещиваются.[5]
6.В процессе обучения учащиеся выступают как:
а) объект педагогической деятельности и субъект собственной познавательной деятельности;
б) объект педагогической деятельности;
в) предмет обучения;
г) субъект собственной педагогической деятельности.
Проблема познания мира встает перед человеком тогда, когда он сталкивается с необходимостью получить информацию о неизвестном и направляет свои усилия на то, чтобы эту неизвестность устранить. С этого начинается специально научное исследование.
Вместе с тем здесь начинаются и собственно философские проблемы., побуждающие выяснить, как не-знание превращается в знание, как из не-знания вырастает знание.[6]
7.Нормативные требования к организации и осуществления образовательного процесса называют:
а) принцип обучения;
б) закономерности обучения;
в) правила обучения;
г) педагогическими законами.
Принципы обучения — это общие руководящие идеи, исходные нормативные требования к организации учебного процесса, которые учитываются во всех его компонентах. Они возникают на основе исторического опыта и формулируются в результате научного исследования учебного процесса в его многообразных проявлениях.[7]
8.Цели обучения определяются:
а) потребностями и возможностями общества;
б) мастерством педагога;
в) индивидуальными особенностями обучения;
г) средствами обучения.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ — сознательно планируемые его результаты, которые оказывают усваиваемые знания, навыки, умения, развитие творческого мышления, человечности и других качеств, необходимых личности как субъекту общественной, трудовой и семейной жизни.[8]
9.Сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности называют:
а) целеполаганием;
10.Восприятие и познание в процессе педагогического общения составляют функцию:
б) перцептивную;
Перцептивная функция подразумевает межличностное восприятие (социальную перцепцию) говорящего и слушающего. Специфика социальной перцепции при коммуникации включает следующие моменты:
1) сообщения воспринимаются и оцениваются в свете актуальных потребностей адресата;
2) всегда неизбежно искажение смысла сообщения в силу различий в опыте говорящего и слушающего;
3) незнакомая информация воспринимается медленнее, чем информация знакомая;
4) в незнакомой ситуации люди склонны ориентироваться на те решения, которые уже были ими апробированы в похожих ситуациях;
5) точно понять смысл сообщения с помощью одних лишь языковых средств невозможно.[10]
11.Наглядность, научность, систематичность и доступность относятся к дидактическим:
а) принципам;
Дидактические принципы или принципы обучения — это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые называют определенную систему
исходных, основных дидактических требований к содержанию, процессу обучения, методам, приемам, средствам и формам его организации.
Руководствуясь принципами обучения при организации учебного процесса, каждый преподаватель должен знать, что их требования направляют всю его деятельность: они помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения, они же диктуют и поведение преподавателя во время занятия.
К ведущим принципам обучения относятся следующие: принцип целенаправленности, с научности, с связи обучения с жизнью, систематичности и последовательности, с сознательности и активности, с наглядности обучения, с доступности, с интегративного подхода, с воспитывающего и развивающего обучения, с принцип прочности.[11]
12. Главным систематизирующим фактором в процессе обучения выступает:
Тема 5. Педагогические технологии
Тема 1. Предмет и задачи теории обучения
1. Термин «дидактика» впервые в научно-практический оборот ввел:
б) В. Ратке;
2. Дидактику как систему научных знаний впервые разработал:
а) Я.А. Коменский;
3. Под дидактикой понимал «всеобщее искусство всех учить всему»:
в) Я.А. Коменский;
4. Труд «Великая дидактика» Я.А. Коменский написал в:
б) 1657 г.;
5. Термин «дидактика» не применяется в современной:
а) англо-американской педагогике;
6. Для западной педагогики первой половины XX в. характерна теория обучения:
б) педоцентрическая;
7. Основоположником педоцентрической дидактики является:
а) Дж. Дьюи;
8. Одним из ведущих специалистов в области методологических и теоретических проблем теории обучения в зарубежной педагогике выступает:
в) Ж. Пиаже;
9. Проблемы методологии и методики дидактических исследований изучали:
а) Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский и др.;
10. Изучение реальных процессов обучения, установление фактов и закономерных связей между различными сторонами обучения, раскрытие их сущности составляют суть следующей функции дидактики:
а) научно-теоретической;
11. Теории обучения, основанные на тех или иных математических моделях, алгоритмах и т.п., относятся к:
в) формализованным теориям;
12. Для теории обучения особенно важны:
Г) индуктивно-дедуктивные теории.
13. Исторически наиболее ранним методом исследования в дидактике является:
б) наблюдение;
14. Выводы, полученные в результате применения метода исследования ограничены по объему, по степени всеобщности и точности:
Б) наблюдения.
Тема 2. Образование как многоаспектный феномен
1. Понятие «образование» впервые упоминается в педагогических статьях в:
в) XVIII в.;
2. До середины XIX века понятие «образование» употреблялось как:
а) синоним воспитания;
3. Примат средств над целью, задач образования над смыслом составляет суть парадигмы образования:
б) «технократической»;
4. Принципы государственного управления обществом выступают в качестве эталона парадигмы образования:
Г) «социетарной».
5. Критерием выделения теоретического и прикладного образования выступают:
б) вид доминирующего содержания образования;
6. Модель образования, которая обеспечивает передачу-усвоение только таких культурных ценностей, которые позволяют молодому человеку безболезненно вписываться в существующие общественные структуры, называется:
Г) рационалистической моделью образования.
7. Представителями феноменологической модели образования являются:
б) А. Маслоу, К. Роджерс;
Тема 3. Понятие и сущность процесса обучения
Тема 4. Целостность процесса обучения
1. Специфически экспериментальный характер теории обучения придал:
а) В.А. Лай;
2. Главным систематизирующим фактором в процессе обучения выступает:
б) содержание образования;
3. Впервые обучение разделил на учение и преподавание:
в) И.Ф. Гербарт;
4. Если обучение рассматривается в единстве преподавания и учения, то это:
б) дидактический аспект;
5. Проблемы взаимосвязи обучения и развития относятся к исследованиям:
а) фундаментальным;
6. Термин «воспитывающее обучение» в научный оборот ввел:
б) И.Ф. Гербарт;
7. Автором знаменитого высказывания «Ученик — это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь» является:
а) Б. Паскаль;
8. Система обучения И. Гербарта базируется на теоретических достижения;
Г) этики и психологии.
9. Авторами теории содержательного обобщения являются:
б) Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов;
10. Автором теории оптимизации педагогического процесса выступает:
Г) Ю.К. Бабанский.
11. Автором теории обучения младших школьников на повышенном уровне трудности является:
а) Л.В. Занков;
12. Проблемы интенсификации обучения с позиций принципов обучения, основных аспектов учебной деятельности, построения педагогических систем изучаются в:
а) дидактическом подходе;
13. Разработка и применение методов активного обучения (деловых игр, aнализа конкретных ситуаций, разыгрывания ролей и т.п.) соответствуют ……….подходу к интенсификации обучения:
а) дидактическому;
14. Программированное обучение соответствует подходу к интенсификации обучения:
б) кибернетическому;
15. Проблемы контроля за результатами обучения изучали:
б) В.М. Полонский, СИ. Руновский;
16. Целостную систему обучения во второй половине XIX века создал:
а) К.Д. Ушинский;
17. Системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса составляют суть:
Г) антропологического подхода.
18 компонент процесса обучения (по П.И. Подласому) определяет его в аспекте познания учащимися под руководством учителя объективной действительности, фактов и законов природы и общества, самих себя:
б) гносеологический;
19 функциональный компонент педагогической системы (по Н.В. Кузьминой) включает действия, связанные с процессом накопления новых знаний о целях системы и средствах их достижения:
а) гностический;
Тема 5. Педагогические технологии
1. Рассмотрение педагогических технологий как части педагогической науки соответствует аспекту их анализа:
а) научному;
2. Рассмотрение педагогической технологии как синонима педагогической системы соответствует………….уровню использования понятия «педагогическая технология» в образовательной практике:
а) общепедагогическому;
3. Соответствие современных дидактических технологий требованиям возможности диагностического целеполагания, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики и т.п. характеризует такое ее качество, как:
в) управляемость;
4. Общепедагогические, частнометодические и локальные (модульные) педагогические технологии выделяются по:
Г) уровню применения.
5. К педагогическим технологиям, построенным на основе эффективности организации и управления процессом обучения, относится:
б) программированное обучение;
6. На основе эффективности организации и управления процессом обучения созданы:
Цели обучения как систематизирующий фактор
ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Лекция № 2
Основные цели обучения математике (в широком смысле):
· овладение всеми учащимися элементами мышления и деятельности, которые наиболее ярко проявляются в математической ветви человеческой культуры и которые необходимы каждому для полноценного развития в современном обществе;
Цели обучения математике (в узком смысле):
общеобразовательные: овладение учащимися системой математических знаний, умений и навыков, дающей представление о предмете математики, о математических приемах и методах познания, применяемых в математике;
воспитательные: воспитание активности, самостоятельности,
ответственности; нравственности, культуры общения; эстетической культуры, графической культуры школьников;
развивающие: формирование мировоззрения учащихся, логической и эвристической составляющих мышления, алгоритмического мышления; развитие пространственного воображения.
Цели обучения могут формулироваться по разному в зависимости от их ориентации. Например, можно определить цель обучения через деятельность учителя; через учебную деятельность учащихся.
Достижение целей обучения математике определяется функциями обучения математике.