вожатская практика в вузе
Вожатская практика: частые вопросы
Я могу пройти практику в составе своего педагогического отряда? Какие документы нужно предоставить для этого?
Да, можете. Но необходимо заключить договор между вузом и лагерем, на базе которого работает ваш педагогический отряд. Для этого куратору педагогической практики (для студентов Института истории и политики – Н.Н. Глухареву, Н.Ю. Лесконог) нужно предоставить информацию о полном названии лагеря, полное ФИО и должность руководителя лагеря и его контакты (телефон, сайт организации). Проект договора будет направлен вам по электронной почте для дальнейшего согласования (подписания со стороны базы практики).
Кто будет оплачивать медосмотр?
Чаще всего расходы, связанные с медосмотром, оплачивают сами студенты. Медосмотр для работы в лагере очень серьезный, но медицинская книжка, которая формируется в процессе медосмотра, может быть использована студентом в течение года для прохождения других педагогических практик. Наличие медицинской книжки – обязательное условие для допуска к прохождению педагогической практики. Это зафиксировано в Положении об организации практики в МПГУ.
Ряд лагерей, с которыми сотрудничает МПГУ, полностью или частично компенсируют своим вожатым медосмотр. Эту информацию студенты могут узнать у руководства лагеря при выборе базы практики.
В последнее время администрации лагерей отмечают, что вожатые предоставляют «липовые» медицинские книжки, и обращают внимание, что в этом случае на вожатого может быть заведено уголовное дело. В большинстве случаев при выявлении факта незаконно оформленной медицинской книжки со студентом срочно расторгается трудовой договор. Важно проходить медицинский осмотр в учреждениях, имеющих соответствующую лицензию. Это может быть как муниципальная клиника по месту жительства, так и платный медицинский центр.
Как должен выглядеть отчет по практике?
Отчет по практике оформляется в виде индивидуальной книжки обучающегося. Форма индивидуальной книжки и требования к ее оформлению будут представлены студентам на установочной конференции непосредственно перед началом практики. В индивидуальной книжке есть раздел для заполнения со стороны базы практики – отзыв о работе студента и рекомендуемая оценка за практику. Отзыв о работе практиканта подписывает руководитель или заместитель руководителя, старший вожатый. На подпись ставится печать лагеря. Также в отчете в качестве приложений приветствуются фотографии, методические разработки или другие материалы, отражающие педагогическую деятельность студентов во время практики в лагере.
А если у меня на лето другие планы? Я могу не проходить практику или она обязательна?
Летняя педагогическая (вожатская) практика является обязательной и включена в учебный план. Мы заблаговременно сообщаем вам о необходимости подготовки к практике, чтобы вы смогли скорректировать свои планы на лето. Если ситуация критична, то она решается в индивидуальном порядке через деканат при предоставлении официальных документов, подтверждающих невозможность прохождения практики в летний период. Но необходимо помнить, что вуз предлагает организационно-методическое сопровождение летней педагогической (вожатской) практики единожды. Если практика не пройдена и не предоставлена отчетная документация по ее завершению, то студент будет иметь академическую задолженность. Пройти повторно практику можно будет в короткие сроки в свободное от основного расписания время и на той базе практики, которую студент должен согласовать с руководителем практики и руководителем образовательной программы.
Какие сроки прохождения практики?
В приказе будет указан расширенный период с 01 июня по 30 августа, так как в разных лагерях разные сроки смен. Вы можете пройти практику в этот период в течение одной смены (на выбор студента) продолжительностью не менее 21 дня.
Лагеря активно приглашают наших студентов на первые смены, то есть в начале июня. Студенты, у которых нет задолженностей по обучению и по оплате (если обучается по договору), имеют право на досрочную сдачу сессии. Важно заранее определиться с лагерем, со сменой, чтобы успеть подготовить все документы (написать в деканате заявление о допуске к досрочной сессии), сдать сессию (обычно это происходит в мае, поэтому часть материала по дисциплинам придется изучить самостоятельно).
Я правильно понимаю, что для того чтобы вуз и мой лагерь смогли заключить договор нужно полное название лагеря? Какая еще нужна информация?
Нужно предоставить информацию о полном названии лагеря, полное ФИО и должность руководителя лагеря и его контакты (телефон, сайт организации). В МПГУ есть две формы договора по практике: основной и трехсторонний. По основному договору в лагеря поедет большое количество студентов с разных институтов и факультетов. Такой договор подписывается проректором МПГУ и директором лагеря. Заявку на оформление основного договора отправляет в Учебно-методическое управление руководитель практики от Института / факультета (для студентов Института истории и политики – Н.Н. Глухарев).
Трехсторонний договор оформляется на конкретного студента и на определенный срок – это договоренность между МПГУ, лагерем (предоставить место прохождения практики) и студентом (выполнить в этом лагере программу практики в определенные в договоре сроки). Форма трехстороннего договора имеется в учебном отделе факультета/института (для студентов Института истории и политики – у Н.Н. Глухарева).
Я могу пройти практику в организации, у которой нет договора с МПГУ?
Нет, это является нарушением законодательства. В приказе о направлении обучающихся на практику указывается название конкретной организации, на базе которой каждый из студентов проходит практику.
Как выбрать базу практики, лагерь для практики?
На сайте МПГУ есть презентации баз практик. Вы можете самостоятельно связываться с представителями лагерей, используя указанные на сайте МПГУ контакты (контакты предоставлены представителями лагерей). Информация постоянно обновляется сотрудниками Федерального координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров.
Весной в МПГУ состоится Ярмарка вакансий организаций отдыха детей и их оздоровления. На ярмарку приедут представители лагерей, с которыми студенты МПГУ смогут пообщаться лично и определиться с базой практики.
Студенты также могут подобрать базу практики самостоятельно.
Если я хочу пройти практику в своей школе, в школьном лагере, можно заключить договор со школой?
Да, все верно! Вы можете пройти практику в школьном или городском лагере, если не планируете выезжать на практику в загородный лагерь. Для заключения договора со школой нужно предоставить информацию о ее полном названии, полное ФИО и должность руководителя школы и его контакты (телефон, сайт организации). Договор сформируется автоматически через заявку на сайте МПГУ и передан Вам для дальнейшего подписания. Студенты Института истории и политики предоставляют данную информацию Н.Н. Глухареву и/или Н.Ю. Лесконог.
Какая приблизительная заработная плата у вожатых?
Заработная плата у вожатых колеблется от 4 000 до 20 000 рублей за 21 день. Чем больше зарплата, тем больше требований к вожатому. Эту информацию нужно заранее уточнять у руководителей лагерей, выбирая базу практики. А перед трудоустройством в лагерь необходимо оформить трудовой договор, в котором должны быть прописана ваша заработная плата и условия труда.
Во время практики в лагере наши студенты, с одной стороны – практиканты, но, с другой стороны – сотрудники лагеря, которые несут уголовную ответственность за жизнь и здоровье вверенных им детей.
Имеет ли значение, на какой основе (бюджетной или коммерческой) я учусь в вузе, для начисления зарплаты в лагере в период практики?
Нет, это не имеет значения.
А если я получаю социальную стипендию, и зарплата в лагере может помешать мне получать эту стипендию в будущем? Как быть?
Ряд лагерей готовы брать вожатых на практику на основе волонтерского договора, то есть без оплаты труда. При выборе базы практики уточняйте у руководителя лагеря о возможностях работы по волонтерскому договору.
Можно во время работы в лагере в период практики завести трудовую книжку?
Да, желательно это сделать, так как с практики в лагере, которая подразумевает временное трудоустройство, может начаться ваш трудовой стаж. Он поможет вам при трудоустройстве на постоянную работу.
Что делать, если я уже работаю, и моя трудовая книжка находится по месту работы?
По вашему желанию руководство лагеря может внести запись в вашу трудовую книжку о работе в лагере. Заранее уточните этот момент у руководства лагеря при выборе базы практики.
По вопросам оформления договора, выбора места прохождения практики можно обращаться в Отдел качества образования Учебно-методического управления МПГУ: Елена Александровна Бирюкова – начальник отдела (ea.biryukova@mpgu.su), Татьяна Владимировна Мартынова – ведущий специалист по учебно-методической работе отдела (tv.martynova@mpgu.su), контактный телефон +7 (495) 438-14-71, адрес: Москва, проспект Вернадского, д.88, Корпус гуманитарных факультетов, кабинет 456.
Институт истории и политики
Федеральный координационный центр по подготовке и сопровождению вожатских кадров
Вожатская практика: цели и задачи
Вы будете перенаправлены на Автор24
Основы вожатой летней практики
Вожатая практика – это учебная практика, реализуемая для учащихся психолого-педагогических факультетов и ориентированная на применение теоретических знаний, усвоенных по определенному курсу в практической воспитательной деятельности.
Данная практика проводится на первом-втором курсе обучения студентов. Она проходит в течение месяца. Практиканты выполняют функциональные обязанности вожатых в лагерях, отрабатывая свои теоретические знания по педагогике и психологии.
Вожатская практика реализуется в период летних каникул детей. Они отправляются в лагеря, деятельность которых ориентирована на оздоровление организма, воспитание различных сторон личности и организацию рационального и продуктивного досуга учащихся в период отсутствия учебных занятий.
В основе вожатой практике лежит необходимость формирования у студентов компетенций, которые позволяют им выполнять продуктивные виды педагогической деятельности в детских лагерях. Это формирует навыки теоретической и практической деятельности, знакомит с работой вожатого лагеря и формирует представления будущих профессионалов о своей деятельности, о реальном воспитательном процессе с разными возрастными категориями учащихся.
Вожатская практика требует от учащихся следующих знаний, навыков и направлений деятельности, формируемых в ходе ее прохождения:
Готовые работы на аналогичную тему
Рисунок 1. Требования к плану вожатого. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Данные основы практики определяют ее целевое назначение и содержание деятельности практиканта.
Целевое назначение вожатской практики
Целевым назначением летней вожатской практики является практическая реализация студентами психолого-педагогических факультетов своих теоретических знаний в специальных заведениях, ориентированных на отдых и развитие, проведение активного досуга учащихся, где они решают разнообразные образовательные и воспитательные задачи, учатся строить коммуникативное взаимодействие с учащимися.
Данная практика необходима для подготовки будущего профессионала к реальной педагогической деятельности. Она реализуются в условиях решения реальных учебно-воспитательных проблем и помогает внедрить их в педагогический процесс.
В ходе практики студенты овладевают основами применения научно-методической литературы, использования технических средств в воспитательном процессе, но самое главное, происходит освоение особенностей педагогического процесса в условиях летнего досугового времяпрепровождения учащихся.
Исходя из целевого назначения вожатской практики, она ориентирована решение следующих задач:
Решение данных задач представляется студентом в виде отчета по практике. Он включает в себя направления деятельности вожатого, содержание его работы и итоги реализации различных мероприятий по воспитанию и развитию детей, находящихся в летнем лагере в течение определенного временного периода. Как правило, практика охватывает один летний месяц.
В отчете по практике ставятся комментарии руководителя практики и его мнение по поводу успехов деятельности студента и развитых у него компетентностей в ходе прохождения практики вожатого.
«Из ребят получатся хорошие специалисты»: такими словами завершилась межфакультетская конференция обучающихся по итогам летней педагогической (вожатской) практики МПГУ
Проект “Всероссийская школа вожатых” (новости)
В этот четверг, 14 октября, состоялось уже традиционное событие для нашего университета – межфакультетская конференция обучающихся по итогам летней педагогической (вожатской) практики. За ходом мероприятия со своих мониторов следили 6 факультетов МПГУ – Институт математики и информатики, Институт истории и политики, Институт изящных искусств: музыкальный и художественно-графический факультеты, дефектологический факультет Институт детства, а также колледж МПГУ, Ставропольский филиал МПГУ и кураторы педпрактики. Если наши студенты уже привыкли к онлайн формату проведения мероприятий, то для ребят с северного Кавказа такой опыт стал в новинку и привел в восторг. «У нас как будто телемост с Москвой! Вот здорово!» – писали они в чате платформы Microsoft Teams.
Ведущими выступили Директор Федерального координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров, доцент кафедры медиаобразования Института журналистики, коммуникации и медиаобразования МПГУ Наталья Юрьевна Лесконог и специалист Федерального координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров Мария Сергеевна Сергеева. Мария Сергеевна поприветствовала собравшихся и сделала перекличку, а Наталья Юрьевна поздравила с успешным завершением летней практики и выразила надежду на их заинтересованность в дальнейшей работе вожатыми. К поздравлениям будущих педагогов присоединилась и начальник Отдела качества образования, доцент Елена Александровна Бирюкова. Она похвалила целеустремленность ребят и отметила, что в этом году вожатые МПГУ покорили лагеря России не количеством, а качеством. Особенно тепло она отзывалась о практикантах МПГУ, отправившихся этим летом в ВДЦ «Артек» и привезших с собой множество положительных характеристик и наград.
Но положительных отзывов заслужили не только вожатые, отправившиеся в Крым. Яркое и запоминающееся, как название их лагеря, выступление получилось у вожатых Института педагогики и психологии – они рассказали о своей практике в ДОЛ «Салют». Ребята поделились опытом работы и поделились своими ощущениями. О своих успехах в вожатской практике рассказали и студенты Ставропольского филиала МПГУ – ребята стали лучшим педагогическим отрядом. Выступления вожатых сопровождались видеороликами, которые каждый факультет записал перед конференцией. Для многих этот опыт был в новинку. «Сначала было очень непривычно и волнительно записываться, но просмотр самого себя на экране во время конференции вызвал еще большие чувства. Сейчас уже попривыкли, комфортно при просмотре», – описал свои эмоции Евгений Романов, студент Института педагогики и психологии. Однокурсница Романа, Ана Маркович, подержала его: «Вначале непривычно, да, но потом осваиваешься. А если еще представить, что у тебя берут интервью для какого-то канала – то вообще расслабляешься и запись идет, как по маслу!».
Не обошлось и без трудностей на практике, но ребята не жаловались, а наоборот, предлагали пути решения этих проблем. Наталья Чивирева (Художественно-графический факультет), отработавшая практику в онлайн арт-лагере от факультета, поделилась особенностями работы с детьми с ТСЖ, Кирилл Кольцов (Колледж МПГУ) предложил увеличить количество практических занятий для отработки и закрепления выученных навыков, а Виктория Рощупкина (Институт математики и информатики) призвала студентов уделять больше внимания к заполнению отчетной документации. Девушка также с приятным удивлением отметила, что вожатые МПГУ подготовлены лучше других ребят.
Самое главное исследование, которое провели и доказали ребята на практике – что из любого конфликта можно выйти творчески. Например, Кириллу Силиванову (Институт истории и политики МПГУ) удалось найти общий язык с детьми с помощью креативных поделок из ракушек и пластилина, которыми благодарные дети одарили его после смены, а Арзу Малыева, Диана Побережная и Александра Долидзе-Казакова (Музыкальный факультет) использовали свои профессиональные навыки игры на музыкальных инструментах в качестве колыбельной для малышей. Находчивость студентов МПГУ и их творческий потенциал похвалил и специальный эксперт – руководитель лагеря ДОЛ «Огонёк» Александр Анатольевич Фадин. «Понравилось, что ребята раскрепощены перед камерой. Это не так просто, особенно когда говоришь на аудиторию. Такой навык им здорово пригодится в будущей профессии. Кто знает, может, у нас тут будущие депутаты учатся! Конференция оставила у меня хорошее впечатление и убедила в том, что из ребят получатся хорошие специалисты, ведь для нас самое главное – это здоровье, жизнь и безопасность детей. Всё остальное вторично».
Завершилась конференция душевно, участники остались под впечатлением и до сих пор присылают своих благодарные отзывы нашим сотрудникам. По итогам мероприятия каждый участник конференции и лагеря, организовавшие практику нашим студентам, получили благодарственные письма.
Федеральный координационный центр по подготовке и сопровождению вожатских кадров
Выражаем благодарность за техническое и содержательное сопровождение конференции Айсиной Рание Рушановне, Романовой Кристине Сергеевне и Сергеевой Марии Сергеевне
Выражаем благодарность за бесперебойное техническое сопровождение конференции главному специалисту Управления информационных технологий Отдела технического сопровождения Андрею Владимировичу Панову
Фотоматериалы предоставлены Начальником Отдела технического сопровождения мероприятий Ольгой Ивановной Змиевой
«Из ребят получатся хорошие специалисты»: такими словами завершилась межфакультетская конференция обучающихся по итогам летней педагогической (вожатской) практики МПГУ
Проект “Всероссийская школа вожатых” (новости)
В этот четверг, 14 октября, состоялось уже традиционное событие для нашего университета – межфакультетская конференция обучающихся по итогам летней педагогической (вожатской) практики. За ходом мероприятия со своих мониторов следили 6 факультетов МПГУ – Институт математики и информатики, Институт истории и политики, Институт изящных искусств: музыкальный и художественно-графический факультеты, дефектологический факультет Институт детства, а также колледж МПГУ, Ставропольский филиал МПГУ и кураторы педпрактики. Если наши студенты уже привыкли к онлайн формату проведения мероприятий, то для ребят с северного Кавказа такой опыт стал в новинку и привел в восторг. «У нас как будто телемост с Москвой! Вот здорово!» – писали они в чате платформы Microsoft Teams.
Ведущими выступили Директор Федерального координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров, доцент кафедры медиаобразования Института журналистики, коммуникации и медиаобразования МПГУ Наталья Юрьевна Лесконог и специалист Федерального координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров Мария Сергеевна Сергеева. Мария Сергеевна поприветствовала собравшихся и сделала перекличку, а Наталья Юрьевна поздравила с успешным завершением летней практики и выразила надежду на их заинтересованность в дальнейшей работе вожатыми. К поздравлениям будущих педагогов присоединилась и начальник Отдела качества образования, доцент Елена Александровна Бирюкова. Она похвалила целеустремленность ребят и отметила, что в этом году вожатые МПГУ покорили лагеря России не количеством, а качеством. Особенно тепло она отзывалась о практикантах МПГУ, отправившихся этим летом в ВДЦ «Артек» и привезших с собой множество положительных характеристик и наград.
Но положительных отзывов заслужили не только вожатые, отправившиеся в Крым. Яркое и запоминающееся, как название их лагеря, выступление получилось у вожатых Института педагогики и психологии – они рассказали о своей практике в ДОЛ «Салют». Ребята поделились опытом работы и поделились своими ощущениями. О своих успехах в вожатской практике рассказали и студенты Ставропольского филиала МПГУ – ребята стали лучшим педагогическим отрядом. Выступления вожатых сопровождались видеороликами, которые каждый факультет записал перед конференцией. Для многих этот опыт был в новинку. «Сначала было очень непривычно и волнительно записываться, но просмотр самого себя на экране во время конференции вызвал еще большие чувства. Сейчас уже попривыкли, комфортно при просмотре», – описал свои эмоции Евгений Романов, студент Института педагогики и психологии. Однокурсница Романа, Ана Маркович, подержала его: «Вначале непривычно, да, но потом осваиваешься. А если еще представить, что у тебя берут интервью для какого-то канала – то вообще расслабляешься и запись идет, как по маслу!».
Не обошлось и без трудностей на практике, но ребята не жаловались, а наоборот, предлагали пути решения этих проблем. Наталья Чивирева (Художественно-графический факультет), отработавшая практику в онлайн арт-лагере от факультета, поделилась особенностями работы с детьми с ТСЖ, Кирилл Кольцов (Колледж МПГУ) предложил увеличить количество практических занятий для отработки и закрепления выученных навыков, а Виктория Рощупкина (Институт математики и информатики) призвала студентов уделять больше внимания к заполнению отчетной документации. Девушка также с приятным удивлением отметила, что вожатые МПГУ подготовлены лучше других ребят.
Самое главное исследование, которое провели и доказали ребята на практике – что из любого конфликта можно выйти творчески. Например, Кириллу Силиванову (Институт истории и политики МПГУ) удалось найти общий язык с детьми с помощью креативных поделок из ракушек и пластилина, которыми благодарные дети одарили его после смены, а Арзу Малыева, Диана Побережная и Александра Долидзе-Казакова (Музыкальный факультет) использовали свои профессиональные навыки игры на музыкальных инструментах в качестве колыбельной для малышей. Находчивость студентов МПГУ и их творческий потенциал похвалил и специальный эксперт – руководитель лагеря ДОЛ «Огонёк» Александр Анатольевич Фадин. «Понравилось, что ребята раскрепощены перед камерой. Это не так просто, особенно когда говоришь на аудиторию. Такой навык им здорово пригодится в будущей профессии. Кто знает, может, у нас тут будущие депутаты учатся! Конференция оставила у меня хорошее впечатление и убедила в том, что из ребят получатся хорошие специалисты, ведь для нас самое главное – это здоровье, жизнь и безопасность детей. Всё остальное вторично».
Завершилась конференция душевно, участники остались под впечатлением и до сих пор присылают своих благодарные отзывы нашим сотрудникам. По итогам мероприятия каждый участник конференции и лагеря, организовавшие практику нашим студентам, получили благодарственные письма.
Федеральный координационный центр по подготовке и сопровождению вожатских кадров
Выражаем благодарность за техническое и содержательное сопровождение конференции Айсиной Рание Рушановне, Романовой Кристине Сергеевне и Сергеевой Марии Сергеевне
Выражаем благодарность за бесперебойное техническое сопровождение конференции главному специалисту Управления информационных технологий Отдела технического сопровождения Андрею Владимировичу Панову
Фотоматериалы предоставлены Начальником Отдела технического сопровождения мероприятий Ольгой Ивановной Змиевой