библейские мотивы в мифах

Мифы «Ветхого завета». Легенды и притчи «Нового завета». Образы библейской мифологии в русской поэзии

Библия (греч. biblia – книги) – каноническое собрание текстов, считающихся священными в иудаизме и христианстве.

Первая часть христианской Библии – Ветхий Завет – в основном представляет собой перегруппированную Еврейскую Библию, разделённую на 39 книг.

Вторая часть – Новый Завет – включает в себя 27 книг: четыре канонических Евангелия, Деяния апостолов, 21 послание апостолов и Откровение Иоанна Богослова.

Ветхий Завет написан на древнееврейском языке (библейском иврите), за исключением некоторых частей, написанных на арамейском языке. В нём повествуется о сотворении мира и человека, об изгнании из рая и жизни на земле первых людей, о всемирном потопе, вавилонском столпотворении, о таких царях и героях, как Моисей, Давид, Соломон, Самсон и других.

Новый Завет написан на древнегреческом языке. Он состоит из памятников раннехристианской литературы второй половины I–II веков новой эры. Новый завет – это рассказ о жизни и учении Иисуса Христа, созданный его учениками – апостолами.

Мифы Ветхого Завета

Легенды и притчи Нового Завета

Библейские образы и сюжеты, темы и мотивы оказали большое влияние на развитие мировой литературы, в том числе и русской. Они присутствуют, например, в стихотворениях А.С. Пушкина «Ангел», А.А. Ахматовой «Лотова жена», Б.Л. Пастернака «Рождественская звезда» и «Гефсиманский сад», Д. С. Мережковского «Бог», В. Ф. Ходасевича «Рай», поэме М. Ю. Лермонтова «Демон». Библейские мотивы звучат в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель», рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке».

Персонаж, которому принадлежат слова: «. Этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся»

«Этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся» – это слова

«Жена Лота» – автором этого стихотворения на библейскую тему является

«Рождественская звезда» и «Гефсиманский сад» – автором этих стихотворений на библейские темы является

Мессия, Сын Божий, Сын Человеческий, Спаситель, Царь Иудейский – так в «Новом Завете» назван

Одна из легенд «Ветхого завета» повествует о

Одна из легенд «Нового завета» повествует о

Одна из легенд «Нового завета» повествует о

Назарет, Вифлеем, Иерусалим – это города, связанные с легендами о рождении и жизни

Во время рождения Иисуса Христа царем Иудеи был

Согласно легенде «Нового завета», волхвы принесли в дар младенцу Иисусу

Укажите изобразительно-выразительный прием, который использовал Б.Л. Пастернак («Рождественская звезда») при описании звезды по пути в Вифлеем: «Она пламенела, как стог, в стороне от неба и бога, как отблеск поджога, как хутор в огне и пожар на гумне».

Какой библейский мифологический символ стал символом раскола и непонимания среди людей Земли, когда они стали говорить на разных языках?

Источник

Библейское Откровение Личного Бога Творца в контексте космогоний Древнего Ближнего Востока

Биб­лей­ское повест­во­ва­ние о тво­ре­нии мира обна­ру­жи­вает мно­го­чис­лен­ные черты сход­ства с ближ­не­во­сточ­ными кос­мо­го­ни­ями. Это, напри­мер, пер­вич­ность водной бездны в начале мира и ее после­ду­ю­щее раз­де­ле­ние1, боже­ствен­ный отдых после сотво­ре­ния мира2. Пример совета богов перед сотво­ре­нием чело­века мы нахо­дим в месо­по­там­ской лите­ра­туре3. О сотво­ре­нии чело­века по образу бога и вды­ха­нии богом дыха­ния жизни в ноздри чело­века гово­рится в древ­не­еги­пет­ских текстах4, а в «Энума элиш» боги творят друг друга по своему подо­бию5. Сотво­ре­ние чело­века из земли также явля­ется очень рас­про­стра­нен­ным моти­вом для лите­ра­туры Древ­ней Месо­по­та­мии6.

Интер­пре­та­ция этих схожих черт ставит перед иссле­до­ва­те­лем вопрос: было ли это меха­ни­че­ское заим­ство­ва­ние, твор­че­ская пере­ра­ботка, или же в данном случае мы имеем дело всего лишь с исполь­зо­ва­нием общего ближ­не­во­сточ­ного кос­мо­го­ни­че­ского языка?

Все ответы на этот вопрос так или иначе сво­дятся к двум точкам зрения, кото­рые можно условно обо­зна­чить как тра­ди­ци­он­ную и кри­ти­че­скую. Исходя из тра­ди­ци­он­ной точки зрения на автор­ство Пяти­кни­жия, все черты сход­ства биб­лей­ского повест­во­ва­ния с рели­ги­оз­ными пред­став­ле­ни­ями язы­че­ских наро­дов могут быть объ­яс­нены либо тем, что в начале своей исто­рии все чело­ве­че­ство обла­дало единой истин­ной рели­гией и лишь затем в резуль­тате уси­лив­ше­гося среди людей раз­вра­ще­ния пере­шло от моно­те­изма к поли­те­изму (биб­лей­ская точка зрения); либо тем, что биб­лей­ские авторы активно исполь­зо­вали ближ­не­во­сточ­ный кос­мо­го­ни­че­ский язык в поле­ми­че­ских целях7.

Сто­рон­ники кри­ти­че­ской точки зрения пер­во­на­чально пола­гали, что все ближ­не­во­сточ­ные тексты, кото­рые имеют те или иные точки сопри­кос­но­ве­ния с Биб­лей­ским повест­во­ва­нием, одно­значно явля­ются его пря­мыми источ­ни­ками8. Фило­соф­ским осно­ва­нием кри­ти­че­ского под­хода к Свя­щен­ному Писа­нию послу­жила геге­лев­ская диа­лек­тика. Про­еци­руя широко извест­ную диа­лек­ти­че­скую схему (тезис-анти­те­зис-синтез) на рели­ги­оз­ную исто­рию древ­него Изра­иля, пред­ста­ви­тели кри­ти­че­ского направ­ле­ния биб­ле­и­стики пред­став­ляли ее как после­до­ва­тель­ную эво­лю­цию от поли­те­изма к моно­те­изму9. Иса­го­ги­че­ской базой такого под­хода стала доку­мен­тар­ная гипо­теза про­ис­хож­де­ния Пяти­кни­жия, или теория Графа-Велль­гау­зена. С точки зрения данной теории, Пяти­кни­жие пред­став­ляет собой отре­дак­ти­ро­ван­ную ком­пи­ля­цию из по край­ней мере четы­рех источ­ни­ков: J (Яхвист), E (Эло­гист), D (Дев­те­ро­но­мист) и P (Свя­щен­ни­че­ский кодекс). Повест­во­ва­ние книги Бытия о тво­ре­нии мира в соот­вет­ствии с данной тео­рией делится на два отрывка (Быт.1:1-2:4а; Быт.2:4b-25), кото­рые атри­бу­ти­ру­ются соот­вет­ственно источ­ни­кам P и JЕ10. Такое деле­ние кос­мо­ло­ги­че­ского нар­ра­тива поз­во­ляет объ­яс­нить поле­ми­че­ский харак­тер Шестод­нева наме­рен­ной прав­кой изна­чаль­ного текста источ­ника Яхвист соста­ви­те­лями Свя­щен­ни­че­ского кодекса, целью кото­рой было устра­нить все поли­те­и­сти­че­ские мотивы биб­лей­ского повест­во­ва­ния11.

Исто­ри­че­ски более оправ­дан­ной ока­за­лась именно тра­ди­ци­он­ная точка зрения. В XX веке стало уже невоз­мож­ным отри­цать актив­ную поле­ми­че­скую направ­лен­ность Свя­щен­ного Писа­ния, кото­рая на сего­дняш­ний день не вызы­вает сомне­ний даже у иссле­до­ва­те­лей кри­ти­че­ского направ­ле­ния12. Однако источ­ник и при­чины этой поле­мики по-преж­нему a priori выво­дятся из основ­ных поло­же­ний доку­мен­тар­ной гипо­тезы.

Исходя из этого, целью статьи будет дать ответ на два глав­ных вопроса: во-первых, явля­ется ли биб­лей­ское повест­во­ва­ние о Боге Творце дей­стви­тельно исклю­чи­тель­ным в ряду прочих ближ­не­во­сточ­ных кос­мо­го­ний; и во-вторых, может ли оно дей­стви­тельно при­над­ле­жать соста­ви­те­лям источ­ника Р. С этой целью будут про­ана­ли­зи­ро­ваны биб­лей­ское повест­во­ва­ние о тво­ре­нии и кос­мо­го­нии тех циви­ли­за­ций Востока, кото­рые, по мнению совре­мен­ных иссле­до­ва­те­лей, ока­зали наи­боль­шее вли­я­ние на рели­ги­оз­ный и обще­ственно-поли­ти­че­ский строй древ­него Изра­иля. Это Вави­лон, Древ­ний Египет, а также бли­жай­ший сосед Изра­иля – сирий­ский город-госу­дар­ство Угарит.

Впер­вые ажи­о­таж по поводу ближ­не­во­сточ­ных про­то­ти­пов Библии под­нялся в связи с откры­тием Вави­лон­ского кос­мо­го­ни­че­ского эпоса «Энума элиш» («Когда вверху»), кото­рый был назван одним из своих пер­во­от­кры­ва­те­лей «хал­дей­ским рас­ска­зом о Бытии»13. Эпос посвя­щен вос­хва­ле­нию вави­лон­ского бога Мар­дука и про­чи­ты­вался вслух на чет­вер­тый день празд­но­ва­ния Нового года в Вави­лоне. Кли­но­пис­ные таб­лички с тек­стом поэмы были най­дены сэром А.Г. Лей­яр­дом, Г. Рас­с­эмом и Джор­джем Смитом в период с 1848 по 1876 год в Куюн­джике (биб­лей­ская Нине­вия) при рас­коп­ках дворца и биб­лио­теки Ашшур­ба­ни­пала (668 – 626 до Р.Х.)14. Однако после откры­тия Клодом Шеф­фе­ром руин Уга­рита (сирий­ский город-госу­дар­ство, суще­ство­вав­ший с 23 по 12 век до Р.Х.) в местечке Рас-Шамра в 1929 году месо­по­там­ские кос­мо­го­нии пере­стали счи­таться основ­ным источ­ни­ком биб­лей­ского повест­во­ва­ния о сотво­ре­нии мира и усту­пили пальму пер­вен­ства уга­рит­ским. Среди най­ден­ных в Уга­рите тек­стов особый инте­рес пред­став­ляет так назы­ва­е­мый «цикл поэм о Баале и Анат». Он объ­еди­няет раз­но­род­ные по своему содер­жа­нию мифы, глав­ными дей­ству­ю­щими лицами в кото­рых явля­ются бог грома и пло­до­ро­дия Баал и его сестра и жена Анат, веч­но­ю­ная дева, богиня любви и войны. Анализ этих памят­ни­ков поз­во­ляет рекон­стру­и­ро­вать пред­став­ле­ния древ­них хана­ано-фини­кий­цев о про­ис­хож­де­нии мира. Тексты из Уга­рита при­бли­зи­тельно дати­ру­ются 1400 годом до н.э.15 Что каса­ется кос­мо­го­ни­че­ских пред­став­ле­ний Древ­него Египта, то их анализ пред­став­ляет опре­де­лен­ную слож­ность, поскольку суще­ствуют несколько само­сто­я­тель­ных кос­мо­го­ни­че­ских версий, обна­ру­жи­ва­ю­щих зна­чи­тель­ные рас­хож­де­ния16.

Выше­на­зван­ные тексты обна­ру­жи­вают мно­го­чис­лен­ные черты сход­ства с биб­лей­ским повест­во­ва­нием, однако кажу­ща­яся схо­жесть биб­лей­ского повест­во­ва­ния о тво­ре­нии и ближ­не­во­сточ­ных кос­мо­го­ни­че­ских мифов объ­яс­ня­ется отнюдь не слепым заим­ство­ва­нием, а поле­ми­че­ской направ­лен­но­стью Свя­щен­ного текста. Налицо прямая поле­мика с язы­че­ством, в целях кото­рой при­вле­ка­ется язы­че­ская же лек­сика и семан­тика. Рас­смот­рим основ­ные язы­че­ские сте­рео­типы, с кото­рыми поле­ми­зи­рует Свя­щен­ное Писа­ние. Первый из них – без­ли­кий Хаос как при­чина всего сущего17.

В начале бытия мира, по пред­став­ле­ния наро­дов Древ­него ближ­него Востока, не суще­ство­вало ничего, кроме бес­край­него вод­ного Хаоса. В Вави­лоне это пра­о­тец-океан Апсу и его жен­ский анти­тип Тиамат, в Древ­нем Египте – темная, непо­движ­ная водная гладь Нун. Водный хаос ассо­ци­и­ро­вался древними людьми с бес­по­ря­доч­ными силами зла. Согласно Гер­мо­поль­ской кос­мо­го­нии, в водном хаосе оби­тали раз­ру­ши­тель­ные силы Ночь, Тем­нота, Тайна и Бес­ко­неч­ность18. Из этой без­ли­кой хао­ти­че­ской массы впо­след­ствии появ­ля­ется все суще­ству­ю­щее: боги, космос и чело­век. Однако в таком случае онто­ло­ги­че­ски пер­вич­ной при­чи­ной бытия ста­но­вится именно эта пер­во­быт­ная мате­рия, а значит все бытие, и боги в том числе, пред­стает детер­ми­ни­ро­ван­ным своей пер­во­при­чи­ной – без­ли­кой суб­стан­цией. В про­ти­во­по­лож­ность этому, в первых стро­ках Библии мы не нахо­дим ни малей­шего намека ни на какой-либо пред­су­ще­ство­вав­ший источ­ник тво­ре­ния, ни на дуа­лизм бог-мате­рия. Мы сразу же стал­ки­ва­емся с мани­фе­ста­цией Еди­ного Все­мо­гу­щего Бога Творца, Кото­рый в Своем твор­че­ском акте пред­стает не зави­ся­щим ни от кого и ни от чего.

Сле­ду­ю­щим этапом про­ис­хож­де­ния мира согласно ближ­не­во­сточ­ным кос­мо­го­ниям явля­ется тео­го­ния. Из водной пер­во­ма­те­рии воз­ни­кают несколько поко­ле­ний богов. В Древ­нем Египте, согласно Гелио­поль­ской кос­мо­го­нии, первым из водной пучины появ­ля­ется бог Атум19, кото­рый создает других богов. В мифах Древ­него Уга­рита вер­хов­ным богом и отцом всех богов явля­ется Эль, «бог» par excellence»20. В кос­мо­го­ни­че­ской поэме «Энума Элиш» появ­ле­ние богов про­ис­хо­дит в три поко­ле­ния: пер­выми появ­ля­ется боги Лахму и Лахаму, затем Аншар и Китар21. Пер­вен­цем послед­них явля­ется бог Ану, кото­рого его отец Аншар упо­доб­ляет себе. Ану в свою оче­редь творит по своему подо­бию Эа или Нудим­муда22. Однако появ­ле­ние богов из пер­во­быт­ной мате­рии само по себе харак­те­ри­зует их как без­ли­кие силы при­роды, поэтому бог нико­гда не может быть чем-то боль­шим, чем деми­ург-офор­ми­тель, кото­рый всего лишь фор­ми­рует мир из пред­су­ще­ство­вав­шей мате­рии23. В про­ти­во­по­лож­ность древ­не­ме­со­по­там­ским и древ­не­ги­пет­ским боже­ствам, кото­рые явля­ются порож­де­ни­ями неуправ­ля­е­мой пер­во­ма­те­рии, Бог Библии Сам не просто офор­ми­тель, но под­лин­ный Творец миро­зда­ния. Подоб­ной изра­иль­ской кон­цеп­ции тво­ре­ния мира из ничего по абсо­лют­ной Боже­ствен­ной воле нет ни в какой другой из ближ­не­во­сточ­ных рели­гий24. Между Богом и тво­ре­нием нет ника­кой орга­ни­че­ской связи, это не рож­де­ние и не эма­на­ция, но твор­че­ский акт сво­бодно дей­ству­ю­щей Лич­но­сти.

Сле­ду­ю­щий этап про­ис­хож­де­ния мира – тео­ма­хия или же борьба богов с хто­ни­че­скими силами хаоса, в резуль­тате кото­рой пер­во­быт­ный космос упо­ря­до­чи­ва­ется и при­об­ре­тает свое окон­ча­тель­ное оформ­ле­ние. В Вави­лоне это борьба пре­муд­рого Эа с гроз­ным пра­от­цем Апсу, кото­рого он усып­ляет с помо­щью маги­че­ских закли­на­ний и уби­вает, а затем кос­мо­го­ни­че­ская битва сына Эа Мар­дука с пра­ма­те­рью Тиамат и ее вой­ском25. В цикле поэм о Баале рас­сказ о победе Баала над Хаосом вообще явля­ется глав­ной темой: Баал борется и побеж­дает бога моря Ям, бога смерти Мот, а также чудо­вищ Лотана, Рахава и Таннин26. В мифах Древ­него Египта мы также нахо­дим отго­лоски пер­во­быт­ной кос­ми­че­ской битвы. Это, в част­но­сти, борьба бога солнца Ра с гигант­ским змеем Апопом27, а также дру­гими вра­гами, кото­рые чаще всего при­ни­мают обли­чье змей, гип­по­по­та­мов и кро­ко­ди­лов. Здесь повест­во­ва­ние Бытия осо­бенно ярко кон­тра­сти­рует с язы­че­скими кос­мо­го­ни­ями, в кото­рых Уни­вер­сум воз­ни­кает из упор­ной борьбы бога-творца с хао­ти­че­скими силами при­роды. Твор­че­ское «да будет!» Бога, при­во­дя­щее в бытие твар­ный космос, откры­вает нам Его Лич­ность как Все­мо­гу­щего Вла­сти­теля всего, что уже есть и чему только пред­стоит появиться. Он без­раз­дельно власт­вует над при­ро­дой, и все те ужас­ные мон­стры, кото­рые так устра­шали вооб­ра­же­ние древ­них, явля­ются всего лишь Его тво­ре­ни­ями и пол­но­стью послушны Ему. Отсут­ствие других божеств и тео­ма­хии в первой главе книги Бытия само по себе явля­ется очень силь­ным поле­ми­че­ским сред­ством против мифо­ло­гий окру­жав­ших Изра­иль наро­дов. Так, tuhom – это не боже­ствен­ный монстр Тиамат, но аморф­ное и неуправ­ля­е­мое море, кото­рому Бог дает огра­ни­че­ния (Иов. 38:8–11; Пс. 103:9; Иерем.5:22), а вели­кие мор­ские созда­ния это не хто­ни­че­ские чудо­вища, а всего лишь звери, создан­ные «играть» в море (См. Пс. 103:26)28! А боже­ства языч­ни­ков солнце и луна созданы лишь на чет­вер­тый день и даже не упо­ми­на­ются по имени29.

Нако­нец, после победы над Хаосом силы при­роды уже не про­ти­вятся вер­хов­ному богу, кото­рый окон­ча­тельно оформ­ляет пер­во­быт­ный Уни­вер­сум, воца­ря­ется над ним как вер­хов­ный пра­ви­тель и вку­шает заслу­жен­ный отдых. Так, бог Вави­лона Мардук после победы над Тиамат раз­де­ляет ее тело на две части и творит из них небо и землю, затем делает оби­тели для богов, упо­ря­до­чи­вает небес­ные све­тила, а напо­сле­док создает чело­века, чтобы устав­шие боги могли нако­нец отдох­нуть30.

Бог Библии, в отли­чие от Своих ближ­не­во­сточ­ных визави, не нуж­да­ется в отдыхе и не тре­бует слу­же­ния Себе со сто­роны чело­века. Напро­тив, Он окру­жает первых людей вни­ма­нием, уча­стием и забо­той и как бы Сам служит им: Он питает чело­века (Быт. 1:29), гово­рит и обща­ется с ним (Быт. 3:8–9), и даже жерт­вует частью Своей власти над сотво­рен­ным Им миром, давая чело­веку воз­мож­ность самому наречь имена живот­ным31. Он поме­щает его в рай­ском саду (Быт. 2:8), кото­рый на языке наро­дов Древ­него Ближ­него Востока обо­зна­чает счаст­ли­вое место, где нет скорби и стра­да­ния32. Но и в Эдеме Бог не остав­ляет чело­века одного: Он при­сут­ствует в Раю и наблю­дает за чело­ве­ком (Быт. 3:8). Яхве не просто ходитпо рай­скому саду. Слово mithallek, пере­ве­ден­ное в Сино­даль­ном тексте как «ходя­щий», явля­ется при­ча­стием породы Hithpael от гла­гола halak, кото­рый в этой породе имеет зна­че­ние «ходить вперед и назад, ходить вокруг, про­гу­ли­ваться»33. Бог сотво­рил чело­века, чтобы он про­гу­ли­вался с Ним по Рай­скому Саду. Это значит, что Он желает быть в личных отно­ше­ниях с чело­ве­ком. Он хочет направ­лять его пове­де­ние и хра­нить его от раз­ру­ше­ния34. Для этого Бог дает чело­веку воз­мож­ность вку­шать плоды с древа жизни, кото­рое на древ­нем Ближ­нем Востоке было сим­во­лом пло­до­ро­дия и бес­смер­тия35. В отли­чие от пес­си­ми­сти­че­ских язы­че­ских мифов, Библия в данном случае утвер­ждает, что право вку­ше­ния плодов с древа жизни не явля­ется исклю­чи­тель­ной пре­ро­га­ти­вой Бога, но даро­вано Им людям. Бог Изра­иля есть Бог Живой, Бог жизни; Он – не мелкий узур­па­тор, кото­рый обес­пе­чил себе вечную жизнь и не желает ею ни с кем делиться, подобно язы­че­ским боже­ствам36. Он в оче­ред­ной раз дарует чело­веку то, что при­над­ле­жит только Ему – воз­мож­ность жить вечно.

Подоб­ное пони­ма­ние вза­и­мо­от­но­ше­ний чело­века и Бога экс­клю­зивно для Древ­него Ближ­него Востока: язы­че­ские боги остав­ляют рай­ский сад и вечную жизнь для себя, а смерт­ный чело­век пред­на­зна­чен всего лишь при­слу­жи­вать им. В Библии же напро­тив, Бог и чело­век как бы меня­ются местами: не Бог посто­янно живет в Раю и насла­жда­ется всеми бла­гами нескон­ча­е­мой жизни, но чело­век; и не чело­век лишь время от вре­мени появ­ля­ется, чтобы услу­жить богу, но Бог служит создан­ному Им чело­веку. Бог ума­ляет, уни­чи­жает Себя, в каком-то смысле жерт­вует собой ради бла­го­по­лу­чия чело­века. Эта само­ума­ля­ю­ща­яся любовь в неко­то­ром смысле ставит в центре миро­зда­ния не Себя, но дру­гого, отда­вая ему часть Своей власти и в тоже время остав­ляя в совер­шен­ной сво­боде.

В Библии гово­рится также и о покое Бога, однако его харак­тер прин­ци­пи­ально отли­ча­ется от покоя язы­че­ских божеств. Бог Изра­иля, Кото­рый ниот­куда не про­ис­хо­дит, ни с кем не борется и ни от кого не зави­сит, не нуж­да­ется в мате­ри­але для Своего тво­ре­ния, откры­вает Себя как абсо­лютно сво­бод­ная Лич­ность, для Кото­рой нет необ­хо­ди­мо­сти в отдыхе после уто­ми­тель­ного труда. Кроме того, Яхве не оста­ется празд­ным по окон­ча­нии тво­ре­ния – Он про­дол­жает активно дей­ство­вать, высту­пая в роли Творца исто­рии, поэтому Его никак нельзя поста­вить на одну сту­пень с нату­ра­ли­стич­ными боже­ствами Древ­него Ближ­него Востока.

Однако биб­лей­ское откро­ве­ние Бога экс­клю­зивно по срав­не­нию как с общей для наро­дов древ­но­сти идеей deus otiosus, так и с фено­ме­ном гено­те­изма. Яхве не явля­ется одним из нату­ра­ли­стич­ных божеств Ближ­него Востока, кото­рые пред­став­ляют собой всего лишь про­ек­цию без­лич­ных сил при­роды или чело­ве­че­ских стра­стей. С другой сто­роны, Его нельзя пол­но­стью отож­де­ствить и с deus otiosus. «Поко­я­щийся бог» – это бог фило­со­фов и ученых: он сотво­рил мир и отошел в сто­рону, предо­ста­вив власть над своим тво­ре­нием богам более низ­шего ранга43. С ним нельзя встре­титься «лицом к лицу», как с Живым Богом Изра­иля (ср. Иез. 20:35). С другой сто­роны, Яхве – Бог, Кото­рый творит исто­рию через вза­и­мо­от­но­ше­ния с людьми. Поэтому быто­пи­са­тель, говоря о покое Бога в день седь­мой, имеет в виду не деи­сти­че­ского пер­во­быт­ного бога-творца, кото­рый после сотво­ре­ния мира никак не вме­ши­ва­ется в его судьбу. Напро­тив, он под­чер­ки­вает, что Личный Бог Изра­иля и явля­ется тем самым Пер­во­быт­ным Богом, Кото­рый сотво­рил весь мир. Он и есть Тот Самый Вер­хов­ный Бог-Творец, о кото­ром народы Ближ­него Востока уже забыли.

Наде­ле­ние «поко­я­ще­гося бога» чер­тами Абсо­лют­ной Лич­но­сти и одно­вре­менно про­воз­гла­ше­ние Его своим наци­о­наль­ным боже­ством не имеет ана­ло­гов среди рели­гий Древ­него Ближ­него Востока. В данном случае исклю­чи­тель­ный харак­тер биб­лей­ского повест­во­ва­ния о тво­ре­нии, его экс­клю­зи­визм в хоро­шем смысле этого слова, про­яв­ля­ется наи­бо­лее ярко. Ничего подоб­ного мы не найдем ни в Вави­лоне, ни в Уга­рите, ни в Египте.

С точки зрения Пра­во­слав­ного Пре­да­ния исклю­чи­тель­ность этой идеи обу­слов­лена тем, что она пред­став­ляет собой живое само­от­кро­ве­ние Лич­ного Бога; по мнению же пред­ста­ви­те­лей биб­лей­ского кри­ти­цизма она пред­став­ляет собой след­ствие эво­лю­ци­он­ного раз­ви­тия Изра­иль­ского моно­те­изма. Если исхо­дить из пре­зумп­ции невме­ша­тель­ства сверхъ­есте­ствен­ных сил в про­цесс напи­са­ния Биб­лей­ского текста, то при­дется при­знать, что древним евреям удался уни­каль­ный рели­ги­оз­ный синтез, ана­ло­гов кото­рому нет в исто­рии миро­вых рели­гий. Однако в таком случае оста­ются неяс­ными мотивы этого син­теза. Если он был обу­слов­лен поли­ти­че­ским зака­зом с целью объ­еди­не­ния еврей­ского народа, или касто­выми инте­ре­сами жре­че­ского сосло­вия, то это должен был быть гено­те­и­сти­че­ский бог, как это было сде­лано в рели­ги­оз­ной реформе еги­пет­ского фара­она Эхна­тона44. Даже если данный рели­ги­оз­ный синтез был обу­слов­лен поры­вом бес­ко­рыст­ного рели­ги­оз­ного чув­ства, в рамках секу­ляр­ного под­хода оста­ются невы­яв­лен­ными его источ­ники. Пред­став­ле­ние о Едином и Един­ствен­ном Боге, Кото­рый в одно и то же время транс­цен­ден­тен миру и посто­янно дей­ствует в нем, не имеет ника­кой внеш­ней при­чины и источ­ника для Своего бытия, ничем не огра­ни­чен в Своем твор­че­стве, не могло родиться на пустом месте. Если отри­цать боже­ствен­ный источ­ник Откро­ве­ния о таком Боге, то столь воз­вы­шен­ное пред­став­ле­ние о Нем должно быть резуль­та­том дли­тель­ного раз­ви­тия серьез­ной фило­соф­ской школы; но тако­вой попро­сту не было в древ­нем Изра­иле. Таким обра­зом, объ­яс­не­ние уни­каль­но­сти биб­лей­ского повест­во­ва­ния о тво­ре­нии с помо­щью доку­мен­тар­ной гипо­тезы порож­дает про­ти­во­ре­чия, кото­рые в рамках самой этой теории труд­но­раз­ре­шимы.

Под­водя итог срав­не­нию биб­лей­ского повест­во­ва­ния о тво­ре­нии с кос­мо­го­ни­ями Ближ­него Востока, можно утвер­ждать, что их сход­ства обу­слов­лены целе­на­прав­лен­ным исполь­зо­ва­нием авто­ром биб­лей­ского текста ближ­не­во­сточ­ного кос­мо­го­ни­че­ского языка в активно поле­ми­че­ском кон­тек­сте. Поле­мика Быто­пи­са­теля с кос­мо­го­ни­че­скими мифами Ближ­него Востока пред­став­ляет тво­ре­ние как акт Абсо­лют­ного Бога, лич­ност­ность Кото­рого особо кон­тра­сти­рует в срав­не­нии с нату­ра­ли­стич­ными и импер­со­наль­ными боже­ствами окру­жав­ших Изра­иль наро­дов. Такое пред­став­ле­ние о Боге настолько экс­клю­зивно для Древ­него Ближ­него Востока, что в рамках секу­ляр­ного под­хода к Писа­нию просто невоз­можно объ­яс­нить, откуда оно появи­лось. Такого Бога, как Яхве, невоз­можно было выду­мать – и это глав­ное дока­за­тель­ство истин­но­сти Биб­лей­ской веры.

Источник

Библейские сказания. Известные библейские сюжеты.

В данной статье мы предлагаем Вам ознакомиться с наиболее известными библейскими сюжетами. Известно, что библейские сюжеты стали основой многих произведений культуры. Знакомство с библейскими историями не просто учит нас мудрости, терпимости и вере. Библейские сказания помогают нам лучше понимать культуру и самих себя.

В данном материале мы предлагаем Вам библейские истории Ветхого и Нового Заветов. Величайшие пророки, цари Древнего Мира, апостолы и сам Христос — вот герои эпических библейских сказаний.

Библейские сюжеты Ветхого Завета.

Сотворение мира.

библейские мотивы в мифах. Смотреть фото библейские мотивы в мифах. Смотреть картинку библейские мотивы в мифах. Картинка про библейские мотивы в мифах. Фото библейские мотивы в мифахБиблейская история о сотворении мира описана в Книге Бытия (1-я глава). Данный библейский сюжет является основополагающим для всей Библии. Он не только рассказывает, как все началось, он также устанавливает основные учения о том, кто есть Бог и кто есть мы в отношениях с Богом.

Сотворение человека.

библейские мотивы в мифах. Смотреть фото библейские мотивы в мифах. Смотреть картинку библейские мотивы в мифах. Картинка про библейские мотивы в мифах. Фото библейские мотивы в мифахЧеловек был создан на шестой день творения. Из данного библейского сказания мы узнаем, что человек – вершина мироздания, созданный по образу Бога. Это источник человеческого достоинства, и именно поэтому мы следуем духовному росту, поэтому мы будем больше походить на него. Сотворив первых людей, Господь завещал им плодиться, размножаться, наполнять землю и владычествовать над животными.

Адам и Ева – история любви и грехопадения

библейские мотивы в мифах. Смотреть фото библейские мотивы в мифах. Смотреть картинку библейские мотивы в мифах. Картинка про библейские мотивы в мифах. Фото библейские мотивы в мифахИстория создания первых людей Адама и Евы и о том, как сатана под видом змея соблазнил Еву согрешить и съесть запретный плод от дерева добра и зла. Глава 3 Бытия описывает историю грехопадения и изгнания из эдема первых людей. Адам и его жена Ева — в Библии первые люди на Земле, сотворённые Богом и прародители человеческого рода.

Каин и Авель – история первого убийства.

библейские мотивы в мифах. Смотреть фото библейские мотивы в мифах. Смотреть картинку библейские мотивы в мифах. Картинка про библейские мотивы в мифах. Фото библейские мотивы в мифах

Долголетие первых людей.

библейские мотивы в мифах. Смотреть фото библейские мотивы в мифах. Смотреть картинку библейские мотивы в мифах. Картинка про библейские мотивы в мифах. Фото библейские мотивы в мифахНам множество раз в комментариях к главам книги Бытия задавали вопрос, почему люди в те времена жили так долго. Попытаемся представить, все возможные толкования данного факта.

Великий Потоп.

библейские мотивы в мифах. Смотреть фото библейские мотивы в мифах. Смотреть картинку библейские мотивы в мифах. Картинка про библейские мотивы в мифах. Фото библейские мотивы в мифахГлавы 6-9 Книги Бытия рассказывают историю Великого Потопа. Бог прогневался на грехи человечества и послал на землю дожди, ставшие причиной Всемирного Потопа. Единственными людьми, которым удалось спастись, оказались Ной и его семья. Бог завещал Ною построить ковчег, который и стал укрытием для его и его родных, а также для животных и птиц, коих Ной взял с собой в ковчег.

Вавилонское столпотворение

библейские мотивы в мифах. Смотреть фото библейские мотивы в мифах. Смотреть картинку библейские мотивы в мифах. Картинка про библейские мотивы в мифах. Фото библейские мотивы в мифахПосле Великого Потопа человечество представляло собой единый народ и говорило на одном языке. Пришедшие с востока племена решили построить город Вавилоном и башню до небес. Строительство башни было прервано Богом, который создал новые языки из-за чего люди перестали понимать друг друга и не смогли продолжить строительство.

Завет Авраама с Господом

библейские мотивы в мифах. Смотреть фото библейские мотивы в мифах. Смотреть картинку библейские мотивы в мифах. Картинка про библейские мотивы в мифах. Фото библейские мотивы в мифахВ Книге Бытия несколько глав посвящено послепотопному патриарху Аврааму. Авраам был первым человеком, с которым Господь Бог заключил Завет, согласно которому, Авраам станет отцом многих народов.

Жертвоприношение Исаака.

библейские мотивы в мифах. Смотреть фото библейские мотивы в мифах. Смотреть картинку библейские мотивы в мифах. Картинка про библейские мотивы в мифах. Фото библейские мотивы в мифахВ Книге Бытия описана история несостоявшегося жертвоприношения Исаака отцом его – Авраамом. Согласно Бытию, Бог призвал Авраама принести своего сына Исаака в жертву «во всесожжение». Авраам, повиновался, не колеблясь, однако Господь пощадил Исаака, убедившись в преданности Авраама.

Исаак и Ревекка

библейские мотивы в мифах. Смотреть фото библейские мотивы в мифах. Смотреть картинку библейские мотивы в мифах. Картинка про библейские мотивы в мифах. Фото библейские мотивы в мифахИстория сына Авраама Исаака и его жены Ревекки. Ревекка была дочерью Вафуила и внучкой брата Авраама — Нахора (Авраам, живший в Ханаане, решил найти жену Исааку у себя на родине, в Харране).

Содом и Гоморра

библейские мотивы в мифах. Смотреть фото библейские мотивы в мифах. Смотреть картинку библейские мотивы в мифах. Картинка про библейские мотивы в мифах. Фото библейские мотивы в мифахСодом и Гоморра — два известных библейских города, которые, согласно Книге Бытия, были уничтожены Богом за греховность и разврат их жителей. Единственным, кому удалось выжить, оказались сын Авраама Лот с дочерями.

Лот и его дочери.

библейские мотивы в мифах. Смотреть фото библейские мотивы в мифах. Смотреть картинку библейские мотивы в мифах. Картинка про библейские мотивы в мифах. Фото библейские мотивы в мифахВ трагедии Содома и Гоморры Бог пощадил лишь Лота и его дочерей, так как Лот оказался единственным праведником в Содоме. После бегства из Содома, Лот поселился в городе Сигор, однако вскоре ушел оттуда и поселился с дочерьми в пещере в горах.

История об Иосифе и его братьях

библейские мотивы в мифах. Смотреть фото библейские мотивы в мифах. Смотреть картинку библейские мотивы в мифах. Картинка про библейские мотивы в мифах. Фото библейские мотивы в мифахБиблейская история Иосифа и его братьев рассказывается в Книге Бытия. Это история о Божьей верности обещаниям, данным Аврааму, Его всемогуществе, всесилии и всеведении. Братья Иосифа продали его в рабство, однако Господь таким образом направлял их судьбы, что они сами осуществили то, чему так стремились помешать – возвышению Иосифа.

Казни египетские

библейские мотивы в мифах. Смотреть фото библейские мотивы в мифах. Смотреть картинку библейские мотивы в мифах. Картинка про библейские мотивы в мифах. Фото библейские мотивы в мифахСогласно книге Исход, Моисей именем Господа требовал от фараона освободить порабощённых сынов Израилевых. Фараон не согласился и на Египет были обрушены 10 казней египетских – десять бедствий.

Странствования Моисея

библейские мотивы в мифах. Смотреть фото библейские мотивы в мифах. Смотреть картинку библейские мотивы в мифах. Картинка про библейские мотивы в мифах. Фото библейские мотивы в мифах

История о сорокалетнем исходе евреев из Египта под предводительством Моисея. После сорока лет скитаний лет израильтяне обогнули Моав и вышли к берегу Иордана у горы Нево. Здесь Моисей умер, назначив своим преемником Иисуса Навина.

Манна небесная

библейские мотивы в мифах. Смотреть фото библейские мотивы в мифах. Смотреть картинку библейские мотивы в мифах. Картинка про библейские мотивы в мифах. Фото библейские мотивы в мифахСогласно Библии, манна небесная — пища, которой Бог кормил народ израильский во время 40-летних скитаний по пустыне после исхода из Египта. Манна выглядела как белые крупинки. Сбор манны происходил по утрам.

Десять заповедей

библейские мотивы в мифах. Смотреть фото библейские мотивы в мифах. Смотреть картинку библейские мотивы в мифах. Картинка про библейские мотивы в мифах. Фото библейские мотивы в мифахСогласно книге Исход, Господь дал Моисею десять заповедей о том, как надлежит жить и относиться к Богу и друг другу.

Битва за Иерихон

библейские мотивы в мифах. Смотреть фото библейские мотивы в мифах. Смотреть картинку библейские мотивы в мифах. Картинка про библейские мотивы в мифах. Фото библейские мотивы в мифахБиблейский сюжет повествует о том, как преемник Моисея – Иисус Навин попросил Господа помочь ему взять город Иерихон, жители которого боялись израильтян и не желали отворять врата города.

Самсон и Далила

библейские мотивы в мифах. Смотреть фото библейские мотивы в мифах. Смотреть картинку библейские мотивы в мифах. Картинка про библейские мотивы в мифах. Фото библейские мотивы в мифахИстория Самсона и Далилы описана в Книге Судей. Далила — женщина, предавшая Самсона, отплатившая за любовь и преданность тем, что выдала секрет силы Самсона его злейшим врагам – филистимлянам.

История Руфи

библейские мотивы в мифах. Смотреть фото библейские мотивы в мифах. Смотреть картинку библейские мотивы в мифах. Картинка про библейские мотивы в мифах. Фото библейские мотивы в мифахРуфь – прабабушка Царя Давида. Руфь известна была своей праведностью и красотой. История Руфи олицетворяет собой праведное вхождение в еврейский народ.

Давид и Голиаф

библейские мотивы в мифах. Смотреть фото библейские мотивы в мифах. Смотреть картинку библейские мотивы в мифах. Картинка про библейские мотивы в мифах. Фото библейские мотивы в мифахБиблейская история о молодом человеке, который, ведомый верой, победил великого воина. Молодой Давид – будущий богоизбранный царь Иудеи и Израиля.

Ковчег Завета Божия

библейские мотивы в мифах. Смотреть фото библейские мотивы в мифах. Смотреть картинку библейские мотивы в мифах. Картинка про библейские мотивы в мифах. Фото библейские мотивы в мифахКовчег Завета— величайшая святыня еврейского народа, в котором хранились каменные Скрижали Завета, а также сосуд с манной и посох Аарона.

Мудрость Царя Соломона.

библейские мотивы в мифах. Смотреть фото библейские мотивы в мифах. Смотреть картинку библейские мотивы в мифах. Картинка про библейские мотивы в мифах. Фото библейские мотивы в мифахЦарь Соломон — сын Давида и третий еврейский царь. Его царствование описывается как правление мудрое и справедливое. Соломон считался олицетворением мудрости.

Соломон и царица Савская

библейские мотивы в мифах. Смотреть фото библейские мотивы в мифах. Смотреть картинку библейские мотивы в мифах. Картинка про библейские мотивы в мифах. Фото библейские мотивы в мифахБиблейский сюжет о том, как легендарная аравийская правительница Царица Савская нанесла визит известному своей мудростью Царю Соломону.

Золотой истукан Навуходоносора

библейские мотивы в мифах. Смотреть фото библейские мотивы в мифах. Смотреть картинку библейские мотивы в мифах. Картинка про библейские мотивы в мифах. Фото библейские мотивы в мифахНавуходоносор, увидевший во сне золотого истукана, не мог отделаться от желания самому сделать похожую статую огромных размеров и из чистейшего золота.

Царица Есфирь

библейские мотивы в мифах. Смотреть фото библейские мотивы в мифах. Смотреть картинку библейские мотивы в мифах. Картинка про библейские мотивы в мифах. Фото библейские мотивы в мифахЭсфирь была красивой, тихой, скромной, но энергичной и горячо преданной своему народу и своей религии женщиной. Является заступницей народа еврейского.

Иов многострадальный

библейские мотивы в мифах. Смотреть фото библейские мотивы в мифах. Смотреть картинку библейские мотивы в мифах. Картинка про библейские мотивы в мифах. Фото библейские мотивы в мифахБиблейское предание о том, что плохие вещи случаются и с хорошими людьми. Вопрос в том, будете ли вы продолжать доверять Богу в трудные времена? История Иова повествует о безоговорочной вере в Господа.

Иона и кит

библейские мотивы в мифах. Смотреть фото библейские мотивы в мифах. Смотреть картинку библейские мотивы в мифах. Картинка про библейские мотивы в мифах. Фото библейские мотивы в мифахВ Ветхом Завете содержится интересное предание о пророке Ионе и о том, как его проглотил большой кит.

Библейские сказания Нового Завета.

Рождение Иоанна Крестителя

библейские мотивы в мифах. Смотреть фото библейские мотивы в мифах. Смотреть картинку библейские мотивы в мифах. Картинка про библейские мотивы в мифах. Фото библейские мотивы в мифахВетхий Завет заканчивается надеждой на то, что Бог пошлет Илию, чтобы подготовить людей к приходу Спасителя, Мессии. Таким человеком оказывается Иоанн Предтеча, который готовит людей к приходу Мессии, рассказывая им о покаянии.

Благовещение Пресвятой Богородицы

библейские мотивы в мифах. Смотреть фото библейские мотивы в мифах. Смотреть картинку библейские мотивы в мифах. Картинка про библейские мотивы в мифах. Фото библейские мотивы в мифахБиблейский сюжет о возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от нее Иисуса Христа. Ангел пришел к Богородице и произнес слова о том, что Она избрана Богом и обрела благодать у Бога.

Рождение Иисуса

библейские мотивы в мифах. Смотреть фото библейские мотивы в мифах. Смотреть картинку библейские мотивы в мифах. Картинка про библейские мотивы в мифах. Фото библейские мотивы в мифахЕще в Книге Бытия есть пророчества о приходе Мессии. Всего их в Ветхом Завете более 300. Данные пророчества сбываются в рождении Иисуса Христа.

Дары волхвов.

библейские мотивы в мифах. Смотреть фото библейские мотивы в мифах. Смотреть картинку библейские мотивы в мифах. Картинка про библейские мотивы в мифах. Фото библейские мотивы в мифахТри волхва приносят младенцу Иисусу дары на Рождество. В Библии волхвы — цари или маги, пришедшие с Востока поклониться младенцу Иисусу. Волхвы узнали о рождении Иисуса по явлению чудесной звезды.

Избиение младенцев

библейские мотивы в мифах. Смотреть фото библейские мотивы в мифах. Смотреть картинку библейские мотивы в мифах. Картинка про библейские мотивы в мифах. Фото библейские мотивы в мифахИзбиение младенцев —новозаветной библейское предание, описанное в Евангелии от Матфея. В предании говорится о резне младенцев в Вифлееме после рождения Иисуса. Убитые младенцы почитаются рядом христианских церквей как святые мученики.

Крещение Иисуса

библейские мотивы в мифах. Смотреть фото библейские мотивы в мифах. Смотреть картинку библейские мотивы в мифах. Картинка про библейские мотивы в мифах. Фото библейские мотивы в мифахИисус Христос пришёл к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре с целью принять крещение. Иоанн сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна.

Искушение Христа

библейские мотивы в мифах. Смотреть фото библейские мотивы в мифах. Смотреть картинку библейские мотивы в мифах. Картинка про библейские мотивы в мифах. Фото библейские мотивы в мифахПосле крещения Иисус ушел в пустыню, чтобы принять сорокадневный пост. В пустыне дьявол искушал Иисуса. В христианстве искушение Христа дьяволом трактуется как одно из доказательств двойной природы Иисуса, а уязвление Им Дьявола — как пример борьбы со злом и благодатный результат крещения.

Иисус ходит по воде

библейские мотивы в мифах. Смотреть фото библейские мотивы в мифах. Смотреть картинку библейские мотивы в мифах. Картинка про библейские мотивы в мифах. Фото библейские мотивы в мифахХождение Иисуса по водам —одно из чудес, совершённых Христом для уверения учеников в Его Божественности. Хождение по воде описывается в трёх Евангелиях. Это — известный библейский сюжет, который использовался для христианских икон, мозаик и пр.

Изгнание торгующих из храма

библейские мотивы в мифах. Смотреть фото библейские мотивы в мифах. Смотреть картинку библейские мотивы в мифах. Картинка про библейские мотивы в мифах. Фото библейские мотивы в мифахБиблейский сюжет, описывающий эпизод земной жизни Мессии. На празднике Пасхи в Иерусалиме евреи сгоняли жертвенный скот и устраивали лавки в храме. После входа в Иерусалим, Христос направился в храм, увидел торговцев и изгнал их.

Тайная вечеря

библейские мотивы в мифах. Смотреть фото библейские мотивы в мифах. Смотреть картинку библейские мотивы в мифах. Картинка про библейские мотивы в мифах. Фото библейские мотивы в мифахТайная вечеря—последняя трапеза Иисуса Христа со Своими двенадцатью учениками, во время которой Он установил таинство Евхаристии и предсказал предательство одного из учеников.

Моление о чаше

библейские мотивы в мифах. Смотреть фото библейские мотивы в мифах. Смотреть картинку библейские мотивы в мифах. Картинка про библейские мотивы в мифах. Фото библейские мотивы в мифахМоление о чаше или Гефсиманское моление — молитва Христа в Гефсиманском саду. Моление о чаше является выражением того, что Иисус имел две воли: Божественную и человеческую.

Поцелуй Иуды

библейские мотивы в мифах. Смотреть фото библейские мотивы в мифах. Смотреть картинку библейские мотивы в мифах. Картинка про библейские мотивы в мифах. Фото библейские мотивы в мифахБиблейский сюжет, встречающийся в трех Евангелиях. Иуда поцеловал Христа ночью в Гефсиманском саду после моления о чаше. Поцелуй был знаком для ареста Мессии.

Суд Пилата

библейские мотивы в мифах. Смотреть фото библейские мотивы в мифах. Смотреть картинку библейские мотивы в мифах. Картинка про библейские мотивы в мифах. Фото библейские мотивы в мифахСуд Пилата — описанный в четырех Евангелиях суд римского прокуратора Иудеи Понтия Пилата над Иисусом Христом. Суд Пилата входит в число Страстей Христовых.

Отречение апостола Петра

библейские мотивы в мифах. Смотреть фото библейские мотивы в мифах. Смотреть картинку библейские мотивы в мифах. Картинка про библейские мотивы в мифах. Фото библейские мотивы в мифахОтречение Петра — новозаветный сюжет, повествующий о том, как апостол Пётр отрёкся от Иисуса после ареста. Отречение было предсказано Иисусом ещё во время Тайной Вечери.

Крестный путь

библейские мотивы в мифах. Смотреть фото библейские мотивы в мифах. Смотреть картинку библейские мотивы в мифах. Картинка про библейские мотивы в мифах. Фото библейские мотивы в мифахКрестный путь или несение креста — библейский сюжет, составная часть Страданий Иисуса, представляющий собой путь, проделанный Христом под тяжестью креста, на котором он в последствии и был распят.

Распятие Христово

библейские мотивы в мифах. Смотреть фото библейские мотивы в мифах. Смотреть картинку библейские мотивы в мифах. Картинка про библейские мотивы в мифах. Фото библейские мотивы в мифахКазнь Иисуса проходила на Голгофе. Казнь Христа через распятие на кресте — завершающий эпизод Страстей Христовых, который предшествует погребению и Воскресению Христову. Иисус страдал на кресте рядом с разбойниками.

Воскрешение.
библейские мотивы в мифах. Смотреть фото библейские мотивы в мифах. Смотреть картинку библейские мотивы в мифах. Картинка про библейские мотивы в мифах. Фото библейские мотивы в мифахНа третий день после смерти Иисус Христос воскрес из мертвых. Его тело преобразилось. Он вышел из гроба, не нарушив синедрионовой печати и невидимый для стражи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *