библейские мотивы в мифах
Мифы «Ветхого завета». Легенды и притчи «Нового завета». Образы библейской мифологии в русской поэзии
Библия (греч. biblia – книги) – каноническое собрание текстов, считающихся священными в иудаизме и христианстве.
Первая часть христианской Библии – Ветхий Завет – в основном представляет собой перегруппированную Еврейскую Библию, разделённую на 39 книг.
Вторая часть – Новый Завет – включает в себя 27 книг: четыре канонических Евангелия, Деяния апостолов, 21 послание апостолов и Откровение Иоанна Богослова.
Ветхий Завет написан на древнееврейском языке (библейском иврите), за исключением некоторых частей, написанных на арамейском языке. В нём повествуется о сотворении мира и человека, об изгнании из рая и жизни на земле первых людей, о всемирном потопе, вавилонском столпотворении, о таких царях и героях, как Моисей, Давид, Соломон, Самсон и других.
Новый Завет написан на древнегреческом языке. Он состоит из памятников раннехристианской литературы второй половины I–II веков новой эры. Новый завет – это рассказ о жизни и учении Иисуса Христа, созданный его учениками – апостолами.
Мифы Ветхого Завета
Легенды и притчи Нового Завета
Библейские образы и сюжеты, темы и мотивы оказали большое влияние на развитие мировой литературы, в том числе и русской. Они присутствуют, например, в стихотворениях А.С. Пушкина «Ангел», А.А. Ахматовой «Лотова жена», Б.Л. Пастернака «Рождественская звезда» и «Гефсиманский сад», Д. С. Мережковского «Бог», В. Ф. Ходасевича «Рай», поэме М. Ю. Лермонтова «Демон». Библейские мотивы звучат в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель», рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке».
Персонаж, которому принадлежат слова: «. Этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся»
«Этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся» – это слова
«Жена Лота» – автором этого стихотворения на библейскую тему является
«Рождественская звезда» и «Гефсиманский сад» – автором этих стихотворений на библейские темы является
Мессия, Сын Божий, Сын Человеческий, Спаситель, Царь Иудейский – так в «Новом Завете» назван
Одна из легенд «Ветхого завета» повествует о
Одна из легенд «Нового завета» повествует о
Одна из легенд «Нового завета» повествует о
Назарет, Вифлеем, Иерусалим – это города, связанные с легендами о рождении и жизни
Во время рождения Иисуса Христа царем Иудеи был
Согласно легенде «Нового завета», волхвы принесли в дар младенцу Иисусу
Укажите изобразительно-выразительный прием, который использовал Б.Л. Пастернак («Рождественская звезда») при описании звезды по пути в Вифлеем: «Она пламенела, как стог, в стороне от неба и бога, как отблеск поджога, как хутор в огне и пожар на гумне».
Какой библейский мифологический символ стал символом раскола и непонимания среди людей Земли, когда они стали говорить на разных языках?
Библейское Откровение Личного Бога Творца в контексте космогоний Древнего Ближнего Востока
Библейское повествование о творении мира обнаруживает многочисленные черты сходства с ближневосточными космогониями. Это, например, первичность водной бездны в начале мира и ее последующее разделение1, божественный отдых после сотворения мира2. Пример совета богов перед сотворением человека мы находим в месопотамской литературе3. О сотворении человека по образу бога и вдыхании богом дыхания жизни в ноздри человека говорится в древнеегипетских текстах4, а в «Энума элиш» боги творят друг друга по своему подобию5. Сотворение человека из земли также является очень распространенным мотивом для литературы Древней Месопотамии6.
Интерпретация этих схожих черт ставит перед исследователем вопрос: было ли это механическое заимствование, творческая переработка, или же в данном случае мы имеем дело всего лишь с использованием общего ближневосточного космогонического языка?
Все ответы на этот вопрос так или иначе сводятся к двум точкам зрения, которые можно условно обозначить как традиционную и критическую. Исходя из традиционной точки зрения на авторство Пятикнижия, все черты сходства библейского повествования с религиозными представлениями языческих народов могут быть объяснены либо тем, что в начале своей истории все человечество обладало единой истинной религией и лишь затем в результате усилившегося среди людей развращения перешло от монотеизма к политеизму (библейская точка зрения); либо тем, что библейские авторы активно использовали ближневосточный космогонический язык в полемических целях7.
Сторонники критической точки зрения первоначально полагали, что все ближневосточные тексты, которые имеют те или иные точки соприкосновения с Библейским повествованием, однозначно являются его прямыми источниками8. Философским основанием критического подхода к Священному Писанию послужила гегелевская диалектика. Проецируя широко известную диалектическую схему (тезис-антитезис-синтез) на религиозную историю древнего Израиля, представители критического направления библеистики представляли ее как последовательную эволюцию от политеизма к монотеизму9. Исагогической базой такого подхода стала документарная гипотеза происхождения Пятикнижия, или теория Графа-Велльгаузена. С точки зрения данной теории, Пятикнижие представляет собой отредактированную компиляцию из по крайней мере четырех источников: J (Яхвист), E (Элогист), D (Девтерономист) и P (Священнический кодекс). Повествование книги Бытия о творении мира в соответствии с данной теорией делится на два отрывка (Быт.1:1-2:4а; Быт.2:4b-25), которые атрибутируются соответственно источникам P и JЕ10. Такое деление космологического нарратива позволяет объяснить полемический характер Шестоднева намеренной правкой изначального текста источника Яхвист составителями Священнического кодекса, целью которой было устранить все политеистические мотивы библейского повествования11.
Исторически более оправданной оказалась именно традиционная точка зрения. В XX веке стало уже невозможным отрицать активную полемическую направленность Священного Писания, которая на сегодняшний день не вызывает сомнений даже у исследователей критического направления12. Однако источник и причины этой полемики по-прежнему a priori выводятся из основных положений документарной гипотезы.
Исходя из этого, целью статьи будет дать ответ на два главных вопроса: во-первых, является ли библейское повествование о Боге Творце действительно исключительным в ряду прочих ближневосточных космогоний; и во-вторых, может ли оно действительно принадлежать составителям источника Р. С этой целью будут проанализированы библейское повествование о творении и космогонии тех цивилизаций Востока, которые, по мнению современных исследователей, оказали наибольшее влияние на религиозный и общественно-политический строй древнего Израиля. Это Вавилон, Древний Египет, а также ближайший сосед Израиля – сирийский город-государство Угарит.
Впервые ажиотаж по поводу ближневосточных прототипов Библии поднялся в связи с открытием Вавилонского космогонического эпоса «Энума элиш» («Когда вверху»), который был назван одним из своих первооткрывателей «халдейским рассказом о Бытии»13. Эпос посвящен восхвалению вавилонского бога Мардука и прочитывался вслух на четвертый день празднования Нового года в Вавилоне. Клинописные таблички с текстом поэмы были найдены сэром А.Г. Лейярдом, Г. Рассэмом и Джорджем Смитом в период с 1848 по 1876 год в Куюнджике (библейская Ниневия) при раскопках дворца и библиотеки Ашшурбанипала (668 – 626 до Р.Х.)14. Однако после открытия Клодом Шеффером руин Угарита (сирийский город-государство, существовавший с 23 по 12 век до Р.Х.) в местечке Рас-Шамра в 1929 году месопотамские космогонии перестали считаться основным источником библейского повествования о сотворении мира и уступили пальму первенства угаритским. Среди найденных в Угарите текстов особый интерес представляет так называемый «цикл поэм о Баале и Анат». Он объединяет разнородные по своему содержанию мифы, главными действующими лицами в которых являются бог грома и плодородия Баал и его сестра и жена Анат, вечноюная дева, богиня любви и войны. Анализ этих памятников позволяет реконструировать представления древних ханаано-финикийцев о происхождении мира. Тексты из Угарита приблизительно датируются 1400 годом до н.э.15 Что касается космогонических представлений Древнего Египта, то их анализ представляет определенную сложность, поскольку существуют несколько самостоятельных космогонических версий, обнаруживающих значительные расхождения16.
Вышеназванные тексты обнаруживают многочисленные черты сходства с библейским повествованием, однако кажущаяся схожесть библейского повествования о творении и ближневосточных космогонических мифов объясняется отнюдь не слепым заимствованием, а полемической направленностью Священного текста. Налицо прямая полемика с язычеством, в целях которой привлекается языческая же лексика и семантика. Рассмотрим основные языческие стереотипы, с которыми полемизирует Священное Писание. Первый из них – безликий Хаос как причина всего сущего17.
В начале бытия мира, по представления народов Древнего ближнего Востока, не существовало ничего, кроме бескрайнего водного Хаоса. В Вавилоне это праотец-океан Апсу и его женский антитип Тиамат, в Древнем Египте – темная, неподвижная водная гладь Нун. Водный хаос ассоциировался древними людьми с беспорядочными силами зла. Согласно Гермопольской космогонии, в водном хаосе обитали разрушительные силы Ночь, Темнота, Тайна и Бесконечность18. Из этой безликой хаотической массы впоследствии появляется все существующее: боги, космос и человек. Однако в таком случае онтологически первичной причиной бытия становится именно эта первобытная материя, а значит все бытие, и боги в том числе, предстает детерминированным своей первопричиной – безликой субстанцией. В противоположность этому, в первых строках Библии мы не находим ни малейшего намека ни на какой-либо предсуществовавший источник творения, ни на дуализм бог-материя. Мы сразу же сталкиваемся с манифестацией Единого Всемогущего Бога Творца, Который в Своем творческом акте предстает не зависящим ни от кого и ни от чего.
Следующим этапом происхождения мира согласно ближневосточным космогониям является теогония. Из водной первоматерии возникают несколько поколений богов. В Древнем Египте, согласно Гелиопольской космогонии, первым из водной пучины появляется бог Атум19, который создает других богов. В мифах Древнего Угарита верховным богом и отцом всех богов является Эль, «бог» par excellence»20. В космогонической поэме «Энума Элиш» появление богов происходит в три поколения: первыми появляется боги Лахму и Лахаму, затем Аншар и Китар21. Первенцем последних является бог Ану, которого его отец Аншар уподобляет себе. Ану в свою очередь творит по своему подобию Эа или Нудиммуда22. Однако появление богов из первобытной материи само по себе характеризует их как безликие силы природы, поэтому бог никогда не может быть чем-то большим, чем демиург-оформитель, который всего лишь формирует мир из предсуществовавшей материи23. В противоположность древнемесопотамским и древнегипетским божествам, которые являются порождениями неуправляемой первоматерии, Бог Библии Сам не просто оформитель, но подлинный Творец мироздания. Подобной израильской концепции творения мира из ничего по абсолютной Божественной воле нет ни в какой другой из ближневосточных религий24. Между Богом и творением нет никакой органической связи, это не рождение и не эманация, но творческий акт свободно действующей Личности.
Следующий этап происхождения мира – теомахия или же борьба богов с хтоническими силами хаоса, в результате которой первобытный космос упорядочивается и приобретает свое окончательное оформление. В Вавилоне это борьба премудрого Эа с грозным праотцем Апсу, которого он усыпляет с помощью магических заклинаний и убивает, а затем космогоническая битва сына Эа Мардука с праматерью Тиамат и ее войском25. В цикле поэм о Баале рассказ о победе Баала над Хаосом вообще является главной темой: Баал борется и побеждает бога моря Ям, бога смерти Мот, а также чудовищ Лотана, Рахава и Таннин26. В мифах Древнего Египта мы также находим отголоски первобытной космической битвы. Это, в частности, борьба бога солнца Ра с гигантским змеем Апопом27, а также другими врагами, которые чаще всего принимают обличье змей, гиппопотамов и крокодилов. Здесь повествование Бытия особенно ярко контрастирует с языческими космогониями, в которых Универсум возникает из упорной борьбы бога-творца с хаотическими силами природы. Творческое «да будет!» Бога, приводящее в бытие тварный космос, открывает нам Его Личность как Всемогущего Властителя всего, что уже есть и чему только предстоит появиться. Он безраздельно властвует над природой, и все те ужасные монстры, которые так устрашали воображение древних, являются всего лишь Его творениями и полностью послушны Ему. Отсутствие других божеств и теомахии в первой главе книги Бытия само по себе является очень сильным полемическим средством против мифологий окружавших Израиль народов. Так, tuhom – это не божественный монстр Тиамат, но аморфное и неуправляемое море, которому Бог дает ограничения (Иов. 38:8–11; Пс. 103:9; Иерем.5:22), а великие морские создания это не хтонические чудовища, а всего лишь звери, созданные «играть» в море (См. Пс. 103:26)28! А божества язычников солнце и луна созданы лишь на четвертый день и даже не упоминаются по имени29.
Наконец, после победы над Хаосом силы природы уже не противятся верховному богу, который окончательно оформляет первобытный Универсум, воцаряется над ним как верховный правитель и вкушает заслуженный отдых. Так, бог Вавилона Мардук после победы над Тиамат разделяет ее тело на две части и творит из них небо и землю, затем делает обители для богов, упорядочивает небесные светила, а напоследок создает человека, чтобы уставшие боги могли наконец отдохнуть30.
Бог Библии, в отличие от Своих ближневосточных визави, не нуждается в отдыхе и не требует служения Себе со стороны человека. Напротив, Он окружает первых людей вниманием, участием и заботой и как бы Сам служит им: Он питает человека (Быт. 1:29), говорит и общается с ним (Быт. 3:8–9), и даже жертвует частью Своей власти над сотворенным Им миром, давая человеку возможность самому наречь имена животным31. Он помещает его в райском саду (Быт. 2:8), который на языке народов Древнего Ближнего Востока обозначает счастливое место, где нет скорби и страдания32. Но и в Эдеме Бог не оставляет человека одного: Он присутствует в Раю и наблюдает за человеком (Быт. 3:8). Яхве не просто ходитпо райскому саду. Слово mithallek, переведенное в Синодальном тексте как «ходящий», является причастием породы Hithpael от глагола halak, который в этой породе имеет значение «ходить вперед и назад, ходить вокруг, прогуливаться»33. Бог сотворил человека, чтобы он прогуливался с Ним по Райскому Саду. Это значит, что Он желает быть в личных отношениях с человеком. Он хочет направлять его поведение и хранить его от разрушения34. Для этого Бог дает человеку возможность вкушать плоды с древа жизни, которое на древнем Ближнем Востоке было символом плодородия и бессмертия35. В отличие от пессимистических языческих мифов, Библия в данном случае утверждает, что право вкушения плодов с древа жизни не является исключительной прерогативой Бога, но даровано Им людям. Бог Израиля есть Бог Живой, Бог жизни; Он – не мелкий узурпатор, который обеспечил себе вечную жизнь и не желает ею ни с кем делиться, подобно языческим божествам36. Он в очередной раз дарует человеку то, что принадлежит только Ему – возможность жить вечно.
Подобное понимание взаимоотношений человека и Бога эксклюзивно для Древнего Ближнего Востока: языческие боги оставляют райский сад и вечную жизнь для себя, а смертный человек предназначен всего лишь прислуживать им. В Библии же напротив, Бог и человек как бы меняются местами: не Бог постоянно живет в Раю и наслаждается всеми благами нескончаемой жизни, но человек; и не человек лишь время от времени появляется, чтобы услужить богу, но Бог служит созданному Им человеку. Бог умаляет, уничижает Себя, в каком-то смысле жертвует собой ради благополучия человека. Эта самоумаляющаяся любовь в некотором смысле ставит в центре мироздания не Себя, но другого, отдавая ему часть Своей власти и в тоже время оставляя в совершенной свободе.
В Библии говорится также и о покое Бога, однако его характер принципиально отличается от покоя языческих божеств. Бог Израиля, Который ниоткуда не происходит, ни с кем не борется и ни от кого не зависит, не нуждается в материале для Своего творения, открывает Себя как абсолютно свободная Личность, для Которой нет необходимости в отдыхе после утомительного труда. Кроме того, Яхве не остается праздным по окончании творения – Он продолжает активно действовать, выступая в роли Творца истории, поэтому Его никак нельзя поставить на одну ступень с натуралистичными божествами Древнего Ближнего Востока.
Однако библейское откровение Бога эксклюзивно по сравнению как с общей для народов древности идеей deus otiosus, так и с феноменом генотеизма. Яхве не является одним из натуралистичных божеств Ближнего Востока, которые представляют собой всего лишь проекцию безличных сил природы или человеческих страстей. С другой стороны, Его нельзя полностью отождествить и с deus otiosus. «Покоящийся бог» – это бог философов и ученых: он сотворил мир и отошел в сторону, предоставив власть над своим творением богам более низшего ранга43. С ним нельзя встретиться «лицом к лицу», как с Живым Богом Израиля (ср. Иез. 20:35). С другой стороны, Яхве – Бог, Который творит историю через взаимоотношения с людьми. Поэтому бытописатель, говоря о покое Бога в день седьмой, имеет в виду не деистического первобытного бога-творца, который после сотворения мира никак не вмешивается в его судьбу. Напротив, он подчеркивает, что Личный Бог Израиля и является тем самым Первобытным Богом, Который сотворил весь мир. Он и есть Тот Самый Верховный Бог-Творец, о котором народы Ближнего Востока уже забыли.
Наделение «покоящегося бога» чертами Абсолютной Личности и одновременно провозглашение Его своим национальным божеством не имеет аналогов среди религий Древнего Ближнего Востока. В данном случае исключительный характер библейского повествования о творении, его эксклюзивизм в хорошем смысле этого слова, проявляется наиболее ярко. Ничего подобного мы не найдем ни в Вавилоне, ни в Угарите, ни в Египте.
С точки зрения Православного Предания исключительность этой идеи обусловлена тем, что она представляет собой живое самооткровение Личного Бога; по мнению же представителей библейского критицизма она представляет собой следствие эволюционного развития Израильского монотеизма. Если исходить из презумпции невмешательства сверхъестественных сил в процесс написания Библейского текста, то придется признать, что древним евреям удался уникальный религиозный синтез, аналогов которому нет в истории мировых религий. Однако в таком случае остаются неясными мотивы этого синтеза. Если он был обусловлен политическим заказом с целью объединения еврейского народа, или кастовыми интересами жреческого сословия, то это должен был быть генотеистический бог, как это было сделано в религиозной реформе египетского фараона Эхнатона44. Даже если данный религиозный синтез был обусловлен порывом бескорыстного религиозного чувства, в рамках секулярного подхода остаются невыявленными его источники. Представление о Едином и Единственном Боге, Который в одно и то же время трансцендентен миру и постоянно действует в нем, не имеет никакой внешней причины и источника для Своего бытия, ничем не ограничен в Своем творчестве, не могло родиться на пустом месте. Если отрицать божественный источник Откровения о таком Боге, то столь возвышенное представление о Нем должно быть результатом длительного развития серьезной философской школы; но таковой попросту не было в древнем Израиле. Таким образом, объяснение уникальности библейского повествования о творении с помощью документарной гипотезы порождает противоречия, которые в рамках самой этой теории трудноразрешимы.
Подводя итог сравнению библейского повествования о творении с космогониями Ближнего Востока, можно утверждать, что их сходства обусловлены целенаправленным использованием автором библейского текста ближневосточного космогонического языка в активно полемическом контексте. Полемика Бытописателя с космогоническими мифами Ближнего Востока представляет творение как акт Абсолютного Бога, личностность Которого особо контрастирует в сравнении с натуралистичными и имперсональными божествами окружавших Израиль народов. Такое представление о Боге настолько эксклюзивно для Древнего Ближнего Востока, что в рамках секулярного подхода к Писанию просто невозможно объяснить, откуда оно появилось. Такого Бога, как Яхве, невозможно было выдумать – и это главное доказательство истинности Библейской веры.
Библейские сказания. Известные библейские сюжеты.
В данной статье мы предлагаем Вам ознакомиться с наиболее известными библейскими сюжетами. Известно, что библейские сюжеты стали основой многих произведений культуры. Знакомство с библейскими историями не просто учит нас мудрости, терпимости и вере. Библейские сказания помогают нам лучше понимать культуру и самих себя.
В данном материале мы предлагаем Вам библейские истории Ветхого и Нового Заветов. Величайшие пророки, цари Древнего Мира, апостолы и сам Христос — вот герои эпических библейских сказаний.
Библейские сюжеты Ветхого Завета.
Сотворение мира.
Библейская история о сотворении мира описана в Книге Бытия (1-я глава). Данный библейский сюжет является основополагающим для всей Библии. Он не только рассказывает, как все началось, он также устанавливает основные учения о том, кто есть Бог и кто есть мы в отношениях с Богом.
Сотворение человека.
Человек был создан на шестой день творения. Из данного библейского сказания мы узнаем, что человек – вершина мироздания, созданный по образу Бога. Это источник человеческого достоинства, и именно поэтому мы следуем духовному росту, поэтому мы будем больше походить на него. Сотворив первых людей, Господь завещал им плодиться, размножаться, наполнять землю и владычествовать над животными.
Адам и Ева – история любви и грехопадения
История создания первых людей Адама и Евы и о том, как сатана под видом змея соблазнил Еву согрешить и съесть запретный плод от дерева добра и зла. Глава 3 Бытия описывает историю грехопадения и изгнания из эдема первых людей. Адам и его жена Ева — в Библии первые люди на Земле, сотворённые Богом и прародители человеческого рода.
Каин и Авель – история первого убийства.
Долголетие первых людей.
Нам множество раз в комментариях к главам книги Бытия задавали вопрос, почему люди в те времена жили так долго. Попытаемся представить, все возможные толкования данного факта.
Великий Потоп.
Главы 6-9 Книги Бытия рассказывают историю Великого Потопа. Бог прогневался на грехи человечества и послал на землю дожди, ставшие причиной Всемирного Потопа. Единственными людьми, которым удалось спастись, оказались Ной и его семья. Бог завещал Ною построить ковчег, который и стал укрытием для его и его родных, а также для животных и птиц, коих Ной взял с собой в ковчег.
Вавилонское столпотворение
После Великого Потопа человечество представляло собой единый народ и говорило на одном языке. Пришедшие с востока племена решили построить город Вавилоном и башню до небес. Строительство башни было прервано Богом, который создал новые языки из-за чего люди перестали понимать друг друга и не смогли продолжить строительство.
Завет Авраама с Господом
В Книге Бытия несколько глав посвящено послепотопному патриарху Аврааму. Авраам был первым человеком, с которым Господь Бог заключил Завет, согласно которому, Авраам станет отцом многих народов.
Жертвоприношение Исаака.
В Книге Бытия описана история несостоявшегося жертвоприношения Исаака отцом его – Авраамом. Согласно Бытию, Бог призвал Авраама принести своего сына Исаака в жертву «во всесожжение». Авраам, повиновался, не колеблясь, однако Господь пощадил Исаака, убедившись в преданности Авраама.
Исаак и Ревекка
История сына Авраама Исаака и его жены Ревекки. Ревекка была дочерью Вафуила и внучкой брата Авраама — Нахора (Авраам, живший в Ханаане, решил найти жену Исааку у себя на родине, в Харране).
Содом и Гоморра
Содом и Гоморра — два известных библейских города, которые, согласно Книге Бытия, были уничтожены Богом за греховность и разврат их жителей. Единственным, кому удалось выжить, оказались сын Авраама Лот с дочерями.
Лот и его дочери.
В трагедии Содома и Гоморры Бог пощадил лишь Лота и его дочерей, так как Лот оказался единственным праведником в Содоме. После бегства из Содома, Лот поселился в городе Сигор, однако вскоре ушел оттуда и поселился с дочерьми в пещере в горах.
История об Иосифе и его братьях
Библейская история Иосифа и его братьев рассказывается в Книге Бытия. Это история о Божьей верности обещаниям, данным Аврааму, Его всемогуществе, всесилии и всеведении. Братья Иосифа продали его в рабство, однако Господь таким образом направлял их судьбы, что они сами осуществили то, чему так стремились помешать – возвышению Иосифа.
Казни египетские
Согласно книге Исход, Моисей именем Господа требовал от фараона освободить порабощённых сынов Израилевых. Фараон не согласился и на Египет были обрушены 10 казней египетских – десять бедствий.
Странствования Моисея
История о сорокалетнем исходе евреев из Египта под предводительством Моисея. После сорока лет скитаний лет израильтяне обогнули Моав и вышли к берегу Иордана у горы Нево. Здесь Моисей умер, назначив своим преемником Иисуса Навина.
Манна небесная
Согласно Библии, манна небесная — пища, которой Бог кормил народ израильский во время 40-летних скитаний по пустыне после исхода из Египта. Манна выглядела как белые крупинки. Сбор манны происходил по утрам.
Десять заповедей
Согласно книге Исход, Господь дал Моисею десять заповедей о том, как надлежит жить и относиться к Богу и друг другу.
Битва за Иерихон
Библейский сюжет повествует о том, как преемник Моисея – Иисус Навин попросил Господа помочь ему взять город Иерихон, жители которого боялись израильтян и не желали отворять врата города.
Самсон и Далила
История Самсона и Далилы описана в Книге Судей. Далила — женщина, предавшая Самсона, отплатившая за любовь и преданность тем, что выдала секрет силы Самсона его злейшим врагам – филистимлянам.
История Руфи
Руфь – прабабушка Царя Давида. Руфь известна была своей праведностью и красотой. История Руфи олицетворяет собой праведное вхождение в еврейский народ.
Давид и Голиаф
Библейская история о молодом человеке, который, ведомый верой, победил великого воина. Молодой Давид – будущий богоизбранный царь Иудеи и Израиля.
Ковчег Завета Божия
Ковчег Завета— величайшая святыня еврейского народа, в котором хранились каменные Скрижали Завета, а также сосуд с манной и посох Аарона.
Мудрость Царя Соломона.
Царь Соломон — сын Давида и третий еврейский царь. Его царствование описывается как правление мудрое и справедливое. Соломон считался олицетворением мудрости.
Соломон и царица Савская
Библейский сюжет о том, как легендарная аравийская правительница Царица Савская нанесла визит известному своей мудростью Царю Соломону.
Золотой истукан Навуходоносора
Навуходоносор, увидевший во сне золотого истукана, не мог отделаться от желания самому сделать похожую статую огромных размеров и из чистейшего золота.
Царица Есфирь
Эсфирь была красивой, тихой, скромной, но энергичной и горячо преданной своему народу и своей религии женщиной. Является заступницей народа еврейского.
Иов многострадальный
Библейское предание о том, что плохие вещи случаются и с хорошими людьми. Вопрос в том, будете ли вы продолжать доверять Богу в трудные времена? История Иова повествует о безоговорочной вере в Господа.
Иона и кит
В Ветхом Завете содержится интересное предание о пророке Ионе и о том, как его проглотил большой кит.
Библейские сказания Нового Завета.
Рождение Иоанна Крестителя
Ветхий Завет заканчивается надеждой на то, что Бог пошлет Илию, чтобы подготовить людей к приходу Спасителя, Мессии. Таким человеком оказывается Иоанн Предтеча, который готовит людей к приходу Мессии, рассказывая им о покаянии.
Благовещение Пресвятой Богородицы
Библейский сюжет о возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от нее Иисуса Христа. Ангел пришел к Богородице и произнес слова о том, что Она избрана Богом и обрела благодать у Бога.
Рождение Иисуса
Еще в Книге Бытия есть пророчества о приходе Мессии. Всего их в Ветхом Завете более 300. Данные пророчества сбываются в рождении Иисуса Христа.
Дары волхвов.
Три волхва приносят младенцу Иисусу дары на Рождество. В Библии волхвы — цари или маги, пришедшие с Востока поклониться младенцу Иисусу. Волхвы узнали о рождении Иисуса по явлению чудесной звезды.
Избиение младенцев
Избиение младенцев —новозаветной библейское предание, описанное в Евангелии от Матфея. В предании говорится о резне младенцев в Вифлееме после рождения Иисуса. Убитые младенцы почитаются рядом христианских церквей как святые мученики.
Крещение Иисуса
Иисус Христос пришёл к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре с целью принять крещение. Иоанн сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна.
Искушение Христа
После крещения Иисус ушел в пустыню, чтобы принять сорокадневный пост. В пустыне дьявол искушал Иисуса. В христианстве искушение Христа дьяволом трактуется как одно из доказательств двойной природы Иисуса, а уязвление Им Дьявола — как пример борьбы со злом и благодатный результат крещения.
Иисус ходит по воде
Хождение Иисуса по водам —одно из чудес, совершённых Христом для уверения учеников в Его Божественности. Хождение по воде описывается в трёх Евангелиях. Это — известный библейский сюжет, который использовался для христианских икон, мозаик и пр.
Изгнание торгующих из храма
Библейский сюжет, описывающий эпизод земной жизни Мессии. На празднике Пасхи в Иерусалиме евреи сгоняли жертвенный скот и устраивали лавки в храме. После входа в Иерусалим, Христос направился в храм, увидел торговцев и изгнал их.
Тайная вечеря
Тайная вечеря—последняя трапеза Иисуса Христа со Своими двенадцатью учениками, во время которой Он установил таинство Евхаристии и предсказал предательство одного из учеников.
Моление о чаше
Моление о чаше или Гефсиманское моление — молитва Христа в Гефсиманском саду. Моление о чаше является выражением того, что Иисус имел две воли: Божественную и человеческую.
Поцелуй Иуды
Библейский сюжет, встречающийся в трех Евангелиях. Иуда поцеловал Христа ночью в Гефсиманском саду после моления о чаше. Поцелуй был знаком для ареста Мессии.
Суд Пилата
Суд Пилата — описанный в четырех Евангелиях суд римского прокуратора Иудеи Понтия Пилата над Иисусом Христом. Суд Пилата входит в число Страстей Христовых.
Отречение апостола Петра
Отречение Петра — новозаветный сюжет, повествующий о том, как апостол Пётр отрёкся от Иисуса после ареста. Отречение было предсказано Иисусом ещё во время Тайной Вечери.
Крестный путь
Крестный путь или несение креста — библейский сюжет, составная часть Страданий Иисуса, представляющий собой путь, проделанный Христом под тяжестью креста, на котором он в последствии и был распят.
Распятие Христово
Казнь Иисуса проходила на Голгофе. Казнь Христа через распятие на кресте — завершающий эпизод Страстей Христовых, который предшествует погребению и Воскресению Христову. Иисус страдал на кресте рядом с разбойниками.
Воскрешение. На третий день после смерти Иисус Христос воскрес из мертвых. Его тело преобразилось. Он вышел из гроба, не нарушив синедрионовой печати и невидимый для стражи.