урок обучения грамоте в подготовительный период

Структура урока по Обучению грамоте

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Структура урока обучения грамоте

1. Организационный момент

2. Речевая разминка

3.Закрепление или повторение изученного материала (проверка д/з)

4. Знакомство с новым звуком

а) слого-звуковой анализ слова;

б) характеристика звука;

в) упражнения в распознавании звука;

5. Знакомство с новой буквой

а) на что похожа буква;

в) конструирование печатной буквы;

б) слов в столбиках;

а) работа в разрезной азбуке;

б) занимательные упражнения;

Структура урока письма

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока

3. Повторение с урока обучения грамоте

4. Подготовка руки к письму:

а) разминка для пальчиков;

5. Работа в прописи:

а) письмо буквы по элементам;

б) письмо буквы (с подробным объяснением учителя);

— придумывают слово с этим слогом;

— учитель объясняет правила написания слога;

— Сколько слогов в слове? Какой ударный? Называют безударный гласный.

— письмо слов в прописи;

— дети читаю предложение;

— Сколько слов в предложении?

— Вспомните 3 правила написания предложения (предложение начинаем писать с большой (заглавной) буквы, слова пишутся отдельно, в конце предложения ставится точка);

— Сфотографируйте предложение в прописи;

6. Закрепление (изученные буквы)

урок обучения грамоте в подготовительный период. Смотреть фото урок обучения грамоте в подготовительный период. Смотреть картинку урок обучения грамоте в подготовительный период. Картинка про урок обучения грамоте в подготовительный период. Фото урок обучения грамоте в подготовительный период

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

урок обучения грамоте в подготовительный период. Смотреть фото урок обучения грамоте в подготовительный период. Смотреть картинку урок обучения грамоте в подготовительный период. Картинка про урок обучения грамоте в подготовительный период. Фото урок обучения грамоте в подготовительный период

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

урок обучения грамоте в подготовительный период. Смотреть фото урок обучения грамоте в подготовительный период. Смотреть картинку урок обучения грамоте в подготовительный период. Картинка про урок обучения грамоте в подготовительный период. Фото урок обучения грамоте в подготовительный период

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

урок обучения грамоте в подготовительный период. Смотреть фото урок обучения грамоте в подготовительный период. Смотреть картинку урок обучения грамоте в подготовительный период. Картинка про урок обучения грамоте в подготовительный период. Фото урок обучения грамоте в подготовительный период

Номер материала: ДВ-371846

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

урок обучения грамоте в подготовительный период. Смотреть фото урок обучения грамоте в подготовительный период. Смотреть картинку урок обучения грамоте в подготовительный период. Картинка про урок обучения грамоте в подготовительный период. Фото урок обучения грамоте в подготовительный период

урок обучения грамоте в подготовительный период. Смотреть фото урок обучения грамоте в подготовительный период. Смотреть картинку урок обучения грамоте в подготовительный период. Картинка про урок обучения грамоте в подготовительный период. Фото урок обучения грамоте в подготовительный период

В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября

Время чтения: 1 минута

урок обучения грамоте в подготовительный период. Смотреть фото урок обучения грамоте в подготовительный период. Смотреть картинку урок обучения грамоте в подготовительный период. Картинка про урок обучения грамоте в подготовительный период. Фото урок обучения грамоте в подготовительный период

В Москве разработают дизайн-код для школ и детсадов

Время чтения: 1 минута

урок обучения грамоте в подготовительный период. Смотреть фото урок обучения грамоте в подготовительный период. Смотреть картинку урок обучения грамоте в подготовительный период. Картинка про урок обучения грамоте в подготовительный период. Фото урок обучения грамоте в подготовительный период

Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям

Время чтения: 1 минута

урок обучения грамоте в подготовительный период. Смотреть фото урок обучения грамоте в подготовительный период. Смотреть картинку урок обучения грамоте в подготовительный период. Картинка про урок обучения грамоте в подготовительный период. Фото урок обучения грамоте в подготовительный период

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

урок обучения грамоте в подготовительный период. Смотреть фото урок обучения грамоте в подготовительный период. Смотреть картинку урок обучения грамоте в подготовительный период. Картинка про урок обучения грамоте в подготовительный период. Фото урок обучения грамоте в подготовительный период

Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября

Время чтения: 1 минута

урок обучения грамоте в подготовительный период. Смотреть фото урок обучения грамоте в подготовительный период. Смотреть картинку урок обучения грамоте в подготовительный период. Картинка про урок обучения грамоте в подготовительный период. Фото урок обучения грамоте в подготовительный период

Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Подготовительный период обучения грамоте

Просмотр содержимого документа
«Подготовительный период обучения грамоте»

урок обучения грамоте в подготовительный период. Смотреть фото урок обучения грамоте в подготовительный период. Смотреть картинку урок обучения грамоте в подготовительный период. Картинка про урок обучения грамоте в подготовительный период. Фото урок обучения грамоте в подготовительный период

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Сообщение: «Подготовительный период обучения грамоте»

студентки группы Ш-41

Первая ступень подготовительного периода отдана подготови­тельно-ознакомительным упражнениям с учебниками, тетрадями. Подготовка детей к письму начинается со знакомства с разлинов­кой тетради, развития кистей рук, тренировки глазомера, умения ориентироваться в пространстве листа, анализировать, сравнивать рисунки, бордюры и т.д. Основными видами письменных упраж­нений являются рисование и штриховка.

Знакомство с пятью важнейшими гласными звуками и соответ­ствующими буквами обеспечивает ориентировку на гласные при обучении чтению. С буквой э дети знакомятся позже, поскольку она редко употребляется. Буквы йотированных гласных е, ё, ю, я также изучаются на более позднем этапе, так как они обозначают гласные звуки в сочетании с согласными (т.е. слог-слияние), а в особых условиях читаются как один гласный звук.

Речь. Предложение. Ответы на вопросы учителя по картинкам; составление предложений. Ответы на вопрос «Что это?» по пред­метным картинкам. Составление предложений по серии картинок.

Подсчет предложений. Подсчет слов в предложениях. Расска­зывание по восприятию, по памяти, по картинке; пересказ (на основе умений, полученных в детском саду).

Слово. Введение в активный словарный запас первоклассников слов Родина, Москва, столица, Кремль. Распределение слов по те­матическим группам: учебные предметы (принадлежности); игруш­ки; инструменты; цветы; грибы; птицы; овощи; одежда; посуда; мебель и т. п. Выделение слова из предложения.

Чтение. Чтение учителем художественных произведений, дос­тупных пониманию детей. Беседа по прочитанному. Чтение сти­хов, заученных детьми до школы. Инсценирование сказок.

Грамматика и фонетика. Выделение предложений из речевого потока, составление предложений. Выделение слов в предложении. Деление слова на слоги, выделение ударного слога. Выделение звуков: первый звук в слове и т.д.; из каких звуков состоит слог. Про­изнесение отдельно связных гласных и согласных звуков, слияние гласных с согласными, произнесение слогов. Обучение выраже­нию мысли путем построения предложения. Использование моде­ли предложения для Формирования различных умений (правильно «записывать» свои мысли, менять порядок слов, распространять предложение и др.).

В подготовительный период обучения грамоте учащиеся выпол­няют собственно звуковой разбор. При обучении детей умению пользоваться схемами зву­кового анализа проводятся разнообразные игровые упражнения.

В связи с конкретно-образным мышлением первоклассников необходимо использовать наглядность в виде схем (моделей) зву­чащего слова. При этом необходимо знать некоторые приемы адап­тации понятий языка через создание различных образов, закре­пляющих основные характеристики этих понятий, в доступной детям форме.

Одновременно проводятся первые упражнения, тренирующие руку для письма, а в результате устных аналитико-синтетических слого-звуковых упражнений развивается речевой слух учащихся. Последнему требованию придается особенно большое значение: дети должны быть подготовлены слоговым и звуковым анализом и синтезом к начальному этапу освоения чтения, у них должны быть сформированы представления о звуковой природе речи, о звуковом строе языка.

Это помогает детям зафиксировать порядок и количество слов в предложении, что необходимо для овладения полноценным навы­ком чтения. Опираясь на эти схемы, учащиеся составляют предло­жения определенного типа, а также обучаются «прочитывать» их с паузами между словами. Подобные упражнения органически вклю­чаются затем в уроки на всем протяжении обучения грамоте.

На четвертом уроке дети знакомятся с понятием «слог», упраж­няются в определении количества слогов в слове. На пятом уроке начинается работа над ударением. На шестом уроке дается перво­начальное представление о звуках речи. Дети учатся на слух и про­износительно определять количество звуков в слове, их порядок, обозначать количество звуков в слове с помощью схемы-модели слова.

На первой ступени уделяется большое внимание лексической работе: первоклассники узнают, что слово называет предмет, дей­ствие или признак предмета, уточняют смысл незнакомых слов. Специальные словарно-логические упражнения способствуют ак­тивизации и обогащению словарного запаса детей.

Задачи обучения письму в подготовительный период решаются прежде всего через формирование правильной посадки за партой, правильной постановки руки с карандашом и ручкой.

К концу первого этапа подготовительного периода учащиеся овладевают следующими знаниями и умениями: распознавать глас­ные и согласные звуки, которые входят в состав слова; делить сло­ва на слоги, соотнеся количество слогов и количество гласных в слове; определять ударный слог; обнаруживать различия в струк­туре слогов, выделяя в них ядро: Г (гласный) или СГ («слия­ние»).

Источник

Задания по обучению грамоте (подготовительный период) 1 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Задания по обучению грамоте в 1 классе (подготовительный период)

1.Картинки: улитка, очки, астра, ирис. Записать первую букву, с которой начинается слово.

3.Картинки: лес, картина, жаба. Проговорить слова, записать буквы, с которыми уже знакомились на уроках.

Упражнения в запоминании написания пройденных букв.

1.Заменить печатные буквы строчными (письменными): а, у, ы, и, о.

2.Записать буквы в таком порядке, как они даны по «ленте букв»: ы, о, у, а, и.

3.Записать по памяти все буквы, с которыми знакомились на уроках.

4.Дописать недостающие гласные буквы: о, ы….

5.Записать буквы под диктовку: у, к, е, н, г, з, ы, в, а, т, и.

6.Из ряда букв выписать знакомые гласные буквы: м, о, э, ф, я, р, ю, а, у, д, б.

урок обучения грамоте в подготовительный период. Смотреть фото урок обучения грамоте в подготовительный период. Смотреть картинку урок обучения грамоте в подготовительный период. Картинка про урок обучения грамоте в подготовительный период. Фото урок обучения грамоте в подготовительный период

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

урок обучения грамоте в подготовительный период. Смотреть фото урок обучения грамоте в подготовительный период. Смотреть картинку урок обучения грамоте в подготовительный период. Картинка про урок обучения грамоте в подготовительный период. Фото урок обучения грамоте в подготовительный период

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

урок обучения грамоте в подготовительный период. Смотреть фото урок обучения грамоте в подготовительный период. Смотреть картинку урок обучения грамоте в подготовительный период. Картинка про урок обучения грамоте в подготовительный период. Фото урок обучения грамоте в подготовительный период

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

урок обучения грамоте в подготовительный период. Смотреть фото урок обучения грамоте в подготовительный период. Смотреть картинку урок обучения грамоте в подготовительный период. Картинка про урок обучения грамоте в подготовительный период. Фото урок обучения грамоте в подготовительный период

Номер материала: ДБ-370972

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

урок обучения грамоте в подготовительный период. Смотреть фото урок обучения грамоте в подготовительный период. Смотреть картинку урок обучения грамоте в подготовительный период. Картинка про урок обучения грамоте в подготовительный период. Фото урок обучения грамоте в подготовительный период

урок обучения грамоте в подготовительный период. Смотреть фото урок обучения грамоте в подготовительный период. Смотреть картинку урок обучения грамоте в подготовительный период. Картинка про урок обучения грамоте в подготовительный период. Фото урок обучения грамоте в подготовительный период

Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы

Время чтения: 1 минута

урок обучения грамоте в подготовительный период. Смотреть фото урок обучения грамоте в подготовительный период. Смотреть картинку урок обучения грамоте в подготовительный период. Картинка про урок обучения грамоте в подготовительный период. Фото урок обучения грамоте в подготовительный период

В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября

Время чтения: 1 минута

урок обучения грамоте в подготовительный период. Смотреть фото урок обучения грамоте в подготовительный период. Смотреть картинку урок обучения грамоте в подготовительный период. Картинка про урок обучения грамоте в подготовительный период. Фото урок обучения грамоте в подготовительный период

Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября

Время чтения: 1 минута

урок обучения грамоте в подготовительный период. Смотреть фото урок обучения грамоте в подготовительный период. Смотреть картинку урок обучения грамоте в подготовительный период. Картинка про урок обучения грамоте в подготовительный период. Фото урок обучения грамоте в подготовительный период

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

урок обучения грамоте в подготовительный период. Смотреть фото урок обучения грамоте в подготовительный период. Смотреть картинку урок обучения грамоте в подготовительный период. Картинка про урок обучения грамоте в подготовительный период. Фото урок обучения грамоте в подготовительный период

Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям

Время чтения: 1 минута

урок обучения грамоте в подготовительный период. Смотреть фото урок обучения грамоте в подготовительный период. Смотреть картинку урок обучения грамоте в подготовительный период. Картинка про урок обучения грамоте в подготовительный период. Фото урок обучения грамоте в подготовительный период

«Спутник» объявили словом года в России

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Тема: Подготовительный период обучения грамоте: задачи, методы и приёмы первой ступени обучения

План:

1. Содержание работы на подготовительном этапе обучения грамоте.

2. Обучение звуковому анализу. Виды упражнений.

3.Формирование правильной посадки за партой во время письма.

Первая ступень подготовительного периода отдана подготови­тельно-ознакомительным упражнениям с учебниками, тетрадями. Подготовка детей к письму начинается со знакомства с разлинов­кой тетради, развития кистей рук, тренировки глазомера, умения ориентироваться в пространстве листа, анализировать, сравнивать рисунки, бордюры и т.д. Основными видами письменных упраж­нений являются рисование и штриховка.

Знакомство с пятью важнейшими гласными звуками и соответ­ствующими буквами обеспечивает ориентировку на гласные при обучении чтению. С буквой э дети знакомятся позже, поскольку она редко употребляется. Буквы йотированных гласных е, ё, ю, я также изучаются на более позднем этапе, так как они обозначают гласные звуки в сочетании с согласными (т.е. слог-слияние), а в особых условиях читаются как один гласный звук.

Ознакомимся с фрагментом программы, в котором предла­гаются некоторые темы и виды работ для подготовительно­го периода.

Речь. Предложение. Ответы на вопросы учителя по картинкам; составление предложений. Ответы на вопрос «Что это?» по пред­метным картинкам. Составление предложений по серии картинок.

Подсчет предложений. Подсчет слов в предложениях. Расска­зывание по восприятию, по памяти, по картинке; пересказ (на основе умений, полученных в детском саду).

Слово. Введение в активный словарный запас первоклассников слов Родина, Москва, столица, Кремль. Распределение слов по те­матическим группам: учебные предметы (принадлежности); игруш­ки; инструменты; цветы; грибы; птицы; овощи; одежда; посуда; мебель и т. п. Выделение слова из предложения.

Чтение. Чтение учителем художественных произведений, дос­тупных пониманию детей. Беседа по прочитанному. Чтение сти­хов, заученных детьми до школы. Инсценирование сказок.

Грамматика и фонетика. Выделение предложений из речевого потока, составление предложений. Выделение слов в предложении. Деление слова на слоги, выделение ударного слога. Выделение звуков: первый звук в слове и т.д.; из каких звуков состоит слог. Про­изнесение отдельно связных гласных и согласных звуков, слияние гласных с согласными, произнесение слогов. Обучение выраже­нию мысли путем построения предложения. Использование моде­ли предложения для Формирования различных умений (правильно «записывать» свои мысли, менять порядок слов, распространять предложение и др.).

В подготовительный период обучения грамоте учащиеся выпол­няют собственно звуковой разбор.

При обучении детей умению пользоваться схемами зву­кового анализа проводятся разнообразные игровые упражнения, например:

В связи с конкретно-образным мышлением первоклассников необходимо использовать наглядность в виде схем (моделей) зву­чащего слова. При этом необходимо знать некоторые приемы адап­тации понятий языка через создание различных образов, закре­пляющих основные характеристики этих понятий, в доступной детям форме.

1. Звук можно назвать «домоседом», так как мы его всегда изображаем в «домике» (так мы называем транскрибцион­ные скобки), ведь написать звук нельзя, этим он отличает­ся от буквы. Это дети должны ·прочно запомнить и понимать разницу. Есть звуки-«сестренки», т.е. парные по мягкости-твердости или звуки-«братишки», парные по глухости-звонкости.

В подготовительный период проводятся упражнения на звуко­вой анализ и синтез, направленные на закрепление у детей опре­деленных фонетических знаний, а также умения слышать конкрет­ные звуки, осознанно оперировать ими. Например:

— из слияния [но] ([ра], [ни] и т.д.) выделить гласный звук;

— из слияния [да] ([ра], [мы] и т.д.) выделить согласный;

— из слияния [но] выделить по порядку все звуки;

— образовать слияние с гласными звуками [у], [о], [а], [ы], [и], [э] и нарисовать к данным слогам схему;

— игра «Не ошибись!»: учитель называет отдельные звуки [о], [к], [к’], [м], [л’], [т], [р’], а учащиеся показывают соответствую­щие им карточки-квадраты синего, зеленого или красного цвета (далее игра усложняется, и дети показывают слоги разных ти­пов).

Одновременно проводятся первые упражнения, тренирующие руку для письма, а в результате устных аналитико-синтетических слого-звуковых упражнений развивается речевой слух учащихся. Последнему требованию придается особенно большое значение: дети должны быть подготовлены слоговым и звуковым анализом и синтезом к начальному этапу освоения чтения, у них должны быть сформированы представления о звуковой природе речи, о звуковом строе языка.

На третьем уроке дети знакомятся с членением предложений на слова, учатся определять количество слов в предложении с опо­рой на специальные схемы моделей, введенные в азбуке или в бук­варе:

I__ ____ _____. I____ ____ ____.

(На улице дождь. Мама взяла зонт.)

Это помогает детям зафиксировать порядок и количество слов в предложении, что необходимо для овладения полноценным навы­ком чтения. Опираясь на эти схемы, учащиеся составляют предло­жения определенного типа, а также обучаются «прочитывать» их с паузами между словами. Подобные упражнения органически вклю­чаются затем в уроки на всем протяжении обучения грамоте.

На первой ступени уделяется большое внимание лексической работе: первоклассники узнают, что слово называет предмет, дей­ствие или признак предмета, уточняют смысл незнакомых слов. Специальные словарно-логические упражнения способствуют ак­тивизации и обогащению словарного запаса детей. На уроках уче­ники играют в слова и со словами: «скажем одним словом», «до­бавим словечко», «пропало нужное слово», «ответим одним словом (двумя, тремя)>> и т.п.

Задачи обучения письму в подготовительный период решаются прежде всего через формирование правильной посадки за партой, правильной постановки руки с карандашом и ручкой.

Опытные учителя используют различные приемы для освоения правильной посадки. Перед тем как начать ра­ботать с книгой (тетрадью) каждый раз проверяют, как дети сидят: «Чувствуете ли вы своей спинкой спинку стула?»;

«Проверим, как мы сидим. Кулачок поставим между партой и животиком. Осталось свободное пространство? Значит, надо стульчик подвинуть поближе»; «Где наши крылышки? Это же наши лопаточки на спине! Подвигаем лопаточками. Чувствуете, как крылышки чешутся? Стульчик любит, чтобы ваши крылыш­ки щекотали его спинку. Не отклоняйтесь от стульчика, он обидится!» и т.п.

Дети знакомятся с письменными принадлежностями и прави­лами их использования, с разлиновкой тетради, с «Прописями» как учебными тетрадями. На первых уроках формируется пред­ставление о рабочей и нерабочей строках, о вертикальном (снизу вверх, сверху вниз) и горизонтальном (слева направо, справа на­лево) направлениях движения руки; изучаются основные элемен­ты письменного шрифта: прямая линия; линия с закруглением с одной стороны; линия с закруглением с двух сторон; линия с пет­лей; линия с овалом до середины строки; плавная линия, начи­нающаяся с закругления снизу; овал, полуовал.

Тематика уроков по письму на этой же ступени связана с ги­гиеническими и общеучебными знаниями и умениями: «Знаком­ство С «Прописью» и разлиновкой на ее страницах»; «Строка и междустрочное пространство»; «Письмо прямых линий (сверху вниз и слева направо)»; «Прямая наклонная короткая линия»; «Длинная наклонная линия»; «Прямая линия с закруглением»; «Линии с закруглением внизу и ввepxy»; «Длинная линия с пет­лей»; «Овал»; «Правый и левый полуовалы»; «Прямая линия с ова­лом до полстроки»; «Плавно наклонные линии, начинающиеся с закругления внизу».

К концу первого этапа подготовительного периода учащиеся овладевают следующими знаниями и умениями: распознавать глас­ные и согласные звуки, которые входят в состав слова; делить сло­ва на слоги, соотнеся количество слогов и количество гласных в слове; определять ударный слог; обнаруживать различия в струк­туре слогов, выделяя в них ядро: Г (гласный) или СГ («слия­ние»).

Источник

Сообщение «Подготовительный период обучения грамоте»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Подготовительный период обучения грамоте»

Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи. Исследования и опыт работы учителей показали, что дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами.

Особое значение имеет формирование элементарного осознания чужой и своей речи, когда предметом внимания и изучения детей становится сама речь, ее элементы. Формирование речевой рефлексии (осознание собственного речевого поведения, речевых действий), произвольности речи составляет важнейший аспект подготовки к обучению письменной речи. Данное качество является составной частью обшей психологической готовности к школе. Произвольность и сознательность построения речевого высказывания являются психологическими характеристиками письменной речи. Поэтому развитие произвольности и рефлексии устной речи служит основой для последующего овладения письменной речью.

Известный советский психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой, опираясь на «зону ближайшего развития»
Это утверждение тесно связано с теоретическим понятием о том, что ребенок обладает особой чувствительностью к определенного рода внешним воздействиям. Иначе говоря, обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника.
Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, регулировать этот процесс. Наиболее эффективное использование богатых возможностей ребенка реально только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал.
В отечественной и зарубежной литературе описан факт «языковой одаренности» детей четырех-пяти лет. Это возраст особой восприимчивости дошкольника к звуковой стороне речи, что нельзя не учитывать при обучении его грамоте.
По мнению А. В. Запорожца, психологические новообразования, возникающие на ранних возрастных ступенях развития ребенка, имеют абсолютное значение в его развитии, внося свой неповторимый вклад в формирование человеческой личности.

Современная школа требует от детей, поступающих в первый класс, не столько какой-либо суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, которая формируется в процессе усвоения системы знаний в той или иной области действительности.
Поэтому уже в дошкольном возрасте надо помочь детям овладеть определенной системой знаний, которая станет основой будущего изучения предмета.

Исходя из целей концепции, содержание дошкольного образования дифференцируется по следующим направлениям: физическое развитие, познавательно – речевое развитие, социально – личностное развитие и художественно – эстетическое развитие.

Многие педагоги и психологи работали над проблемой подготовки детей к обучению грамоте.

Большой вклад внес К.Д. Ушинский, предложивший новый метод обучения – от звука к букве, т.е. разработал аналитико-синтетический метод. Этот метод обеспечивал сознательное обучение чтению, а не механическое заучивание. Последователи К.Д. Ушинского конкретизировали его метод, устраняя некоторые недостатки.

В основе современных технологий лежит метод Д.Б. Эльконина он, как и Ушинский К.Д., считал, что в основе подготовки к обучению грамоте должна быть работа со звуками человеческой речи. Эльконин подошел к созданию методики не только с точки зрения практического результата, а с точки зрения перспективы всего последующего развития ребенка. В основу метода была положена теория поэтапного формирования умственной деятельности предложенной Гальпериным (умственные действия должны начинаться с этапа материального).

Большой вклад в разработку методики подготовки детей к освоению грамоты внесли Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, В.Г. Горецкий (звуко-слоговый метод), Г.М. Тумакова ( звуковая сторона слова ), А.И. Максаков, Н.П. Иванова и др.

Подготовительный период обучения грамоте.

Показателями определенного уровня осознания речи и готовности к обучению грамоте являются следующие умения: сосредоточивать свое внимание на вербальной задаче; произвольно и преднамеренно строить свои высказывания; выбирать наиболее подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи; размышлять о возможных вариантах ее решения; оценивать выполнение вербальной задачи.

Формирование речевых умений и навыков и осознания явлений языка и речи — взаимосвязанные стороны единого процесса речевого развития. С одной стороны, совершенствование речевых умений и навыков составляет условие последующего осознания явлений языка, с другой — сознательное оперирование языком, его элементами не изолировано от развития практических умений и навыков. Целенаправленная подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных знаний о речи повышают уровень ее произвольности и осознания, что, в свою очередь, оказывает влияние на общее речевое развитие, повышение речевой культуры детей. Таким образом, необходима двусторонняя связь между процессом развития речи в детском саду и подготовкой к обучению грамоте.

Механизмы чтения и письма в современной психологии рассматриваются как процессы кодирования и декодирования устной речи. В устной речи значение каждого слова закодировано в определенном комплексе звуков речи. В письменной речи используется другой код (это могут быть иероглифы, как в китайском языке, или буквы, как в русском языке), соотнесенный с устной речью. Переход с одного кода на другой называется перекодированием. Чтение — это перевод буквенного кода в звучание слов, а письмо, наоборот, перекодирование устной речи.

В слоговых системах письма знак слога уже связан со звуковой формой, установление его значения происходит через анализ звуковой формы слова. Обучение чтению в данном случае легче: слоговой анализ слов, необходимый при перекодировании, не представляет особых трудностей, поскольку слог является естественной произносительной единицей. При чтении слияние слогов также не вызывает трудностей. Обучение чтению включает: членение слов на слоги, запоминание графического знака слога, узнавание по графическому знаку слога его звукового значения, слияние звуковых форм слогов в слово.

Все искания на протяжении истории методики обучения чтению, отмечает Д. Б.Элъконин, были направлены на выяснение этого механизма воссоздания звуковой формы слова по его буквенной модели и приемов его формирования. В результате был определен путь обучения грамоте: путь от изучения звуковых значений к буквам; путь анализа и синтеза звуковой стороны речи.

Поэтому в современной методике принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Само название его говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. В большинстве случаев сегодня используются варианты звукового зналитико-синтетического метода (звуко-слоговой метод В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько; метод Д. Б. Эльконина и другие).

В основе этого метода лежит позиционный принцип чтения, т. е. произнесение согласной фонемы при чтении должно производиться с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы. Например, в словах мал, мел, мял, мыл, мул согласный звук м произносится всякий раз по-разному в зависимости от того, какой звук за ним следует. При обучении грамоте это проявляется в том, что обучающиеся должны: 1) различать четко все гласные и согласные фонемы; 2) находить гласные фонемы в словах; 3) ориентироваться на гласную букву и определять твердость или мягкость предшествующей согласной фонемы; 4) усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными.

Анализ механизма чтения приводит к выводу, что дети должны приобрести широкую ориентировку в звуковой стороне речи. Необходимо уделять большое внимание развитию фонематического слуха. Фонематический слух — это способность воспринимать звуки человеческой речи. Исследователи детской речи (А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Н. X. Швачкин, Г. М. Лямина и другие) доказали, что фонематический слух развивается очень рано. Уже к двум годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка — миска). Однако первичного фонематического слуха, достаточного для повседневного общения, недостаточно для овладения навыком чтения и письма. Необходимо развитие более высоких его форм, при которых дети могли бы расчленять поток речи, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т. е. производить анализ звуковой структуры слова. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. Действия звукового анализа, как показали исследования, не возникают спонтанно. Задача овладения этими действиями ставится взрослым перед ребенком в связи с обучением грамоте, а сами действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. А первичный фонематический слух становится предпосылкой для развития более высоких его форм.

Развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки детей в языковой действительности, умений звукового анализа и синтеза, а также развитие осознанного отношения к языку и речи составляют одну из основных задач специальной подготовки к обучению грамоте.

Особенности детского восприятия

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма. Дети с неразвитым фонематическим слухом испытывают трудности в усвоении букв, медленно читают, допускают ошибки при письме. Напротив, обучение чтению идет успешнее на фоне развитого фонематического слуха. Установлено, что одновременное развитие фонематического слуха и обучение чтению и письму оказывают взаимное торможение (Т. Г. Егоров).

Ориентировка в звуковой стороне слова имеет более широкое значение, чем просто подготовка к усвоению начал грамоты. Д. Б. Эльконин считал, что от того, как ребенку будут открыты звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит все последующее усвоение языка — грамматики и связанной с ней орфографии.

Готовность к обучению грамоте заключается также в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности, поскольку уже первоначальный этап овладения навыками чтения и письма требует умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.

Обучение чтению — это усвоение определенной системы знаний, где выделяются основополагающие средства языка.

Поступление в школу является важным моментом в жизни каждого ребенка.

Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в 1-ый класс, необходим известный запас знаний об окружающем мире: о предметах и свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других сторонах общественной жизни, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», т.е. о моральных нормах поведения. Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество – степень правильности, четкости и обобщенности сложившихся в дошкольном возрасте представлений.

Особое место в психологической готовности к школе занимает овладение специальными знаниями и навыками, традиционно относящимися к собственно школьным – грамотой, счетом, решением арифметических задач.

Начальная школа рассчитана на детей, не получавших специальной подготовки, и начинает обучать их грамоте и математике с самого начала. Поэтому нельзя считать соответствующие знания и навыки обязательной составной частью готовности ребенка к школьному обучению. Вместе с тем, значительная часть детей, поступающий в первый класс, умеет читать. Овладение грамотой в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Положительное значение имеет образование у детей общих представлений о звуковой стороне речи и ее отличии от содержательной стороны.

Но полезность навыков чтения зависит от того, на какой основе они построены, насколько они правильно сформулированы. Так, навык чтения повышает уровень готовности к школе только при условии, что он строится на базе развития фонематического слуха и осознания звукового состава слова, а само чтение является слитным или послоговым. Побуквенное чтение, нередко встречающееся у дошкольников, затрудняет работу учителя, т.к. ребенка придется переучивать.

Эльконин считал необходимостью формирование у детей умения по установлению последовательности звуков в слове, где выделяются все звуки и даются их качественные характеристики. Т.е. метод Эльконина более глубоко вводит детей в звуковую действительность языка.

Дети не только овладевают навыком чтения, но и вводятся в звуковую действительность языка, что облегчает последующее усвоение грамматики и орфографию. У детей воспитывается особая чувствительность к звучанию и написанию слов и поэтому дети избавлены от ошибок первоклассников (пропуск букв, перестановка букв);

На всех этапах обучения у детей формируются умственные действия;

Обучения грамоте позволяет всем учащимся с равным успехом переходить с одной ступени на другую, не застревая на этапе слогового чтения. Т.е. по системе Эльконина дети быстрее постигают принцип слияния букв.

У детей формируется интерес к языку и его законам

С психологической точки зрения начальный период овладения грамотой выступает речь – предмет обучения. У детей дошкольного возраста осознание речи отстает от практического овладения языком. (Это подтверждено исследованиями Рубинштейна, Лурии). Для дошкольников на первом плане – смысл слова или фразу, т.е. все, что окружает ребенка, имеет название. Для обучения грамоте необходимо понимание детьми законов построения слов, характеристики звуков, анализа отношений между звуками и буквами и т.д. Самостоятельно этому ребенок научиться не может. Кроме этого, высокие результаты освоения грамоты возможны при условии, если предпринятое специальное обучение опирается на практические речевые умения, чистое звуко- и словопроизношение, речевой фонематический слух, подготовленные предыдущим воспитанием детей четвертого и пятого года жизни.

1 этап – подготовительный. Здесь вводятся основные понятия русского языка(устная, письменная речь, предложение, слово, звук, звуки гласные и согласные, согласные звуки мягкие и твёрдые), чтение рисунков, пиктограмм, схем слов, предложений и коррекционные задания : изучаются буквы однозвучных гласных звуков [ а, у, о, э, и, ы ].

Основное назначение подготовительного периода : введение основных для обучения грамоте понятий : слово, звук, звуки гласные и согласные, знак звука и т. д. Дети только учатся ориентироваться в “Азбуке”. Необходимо формировать у них умения слышать и понимать вопрос, отвечать именно на заданный вопрос, говорить на обсуждаемую тему. Нужно учить детей вступать в беседу, доказывать, дополнять, возражать. Иными словами – “разговорить” детей. Это очень важно в дальнейшем процессе обучения, и это – трудно. В подготовительный период обучения важно удивить ребенка. Удивление служит импульсом к процессу познания. На этом этапе используются всевозможные задания: разноместность ударения, работа над многозначностью слов. Дети получают интересные сведения о природе, о героях сказок и т. д. Важны и интересны следующие игровые приёмы: игра “Кто быстрее?” – рисование по точкам, “слепые рисунки”, буквенные и словесные ребусы, кроссворды, инсценировки. Ученик становится соавтором книг и учителя. Этому должна способствовать атмосфера доброжелательности и взаимопонимания на уроке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *